Главная / Технология / Рабочая программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» (9 класс)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел образования Кудымкарского района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Самковская средняя общеобразовательная школа»




Утверждаю:


Директор __________/Г.Д.Бачева/

«___»__________________2014 г.





Рабочая программа

элективного курса

«Проектно-исследовательская

деятельность учащихся»

(9 класс)







Руководитель: Плишкина

Елена Владимировна

учитель соответствующей категории

МАОУ «Самковсая средняя общеобразовательная школа»




2014

Пояснительная записка

Новые образовательные стандарты в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, гуманитарного мышления, но также и овладение элементарными методами научно-исследовательского познания, умение работать с различными источниками информации, развитие способности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Образовательные стандарты по предмету «Обществознание» предполагают, что учебный процесс нацелен на приобретение обучающимися опыта познавательной и практической деятельности. Выпускники третьей ступени образования в течение периода обучения должны освоить умение использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Практико-ориентированный подход к обучению в третьей ступени образования позволяет выпускникам быстрее адаптироваться к обучению в вузе и научиться ориентироваться в потоке современной информации.

Практическая значимость представленного курса состоит в деятельностном подходе к образовательному процессу, ориентации на овладение старшеклассниками навыками, приемами и методами научного исследования и способами их применения на практике.

В процессе обучения старшеклассники осваивают алгоритм подготовки таких творческих продуктов как доклад, реферат, проект, эссе.

Слушатели курса обучаются технологиям представления результатов научно – исследовательской и творческой деятельности, таких как презентация (устная и мультимедийная), дайджест, публичное выступление и пр.

Старшеклассники закрепляют навыки делового общения. Важной составляющей курса является возможность предъявить собственные образовательные достижения, оценить работу других, создать и презентовать индивидуальный и групповой образовательный продукт.

Цель элективного курса заключается в следующем:

  • создать дополнительные условия для формирования социальных, информационных, коммуникативных компетенций.

Введение элективного курса в учебный план за счет часов школьного компонента преследует решение следующих задач.

1. Развить интерес, расширить и актуализировать знания, представления о межпредметных связях.

2. Оказать всемерную поддержку интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе освоения новых знаний.

3. Создать предпосылки для развития у обучающихся научного образа мышле-ния.

4. Содействовать освоению старшеклассниками поискового, исследовательско-го, творческого подхода к любому виду деятельности.

5. Формировать мотивацию успешности обучения, представление о престиж-ности занятий научной деятельностью.

6. Способствовать становлению сферы содержательного предметного общения внутри ученического коллектива, обучать приемам и методам индивидуальной исследовательской деятельности, исследовательской деятельности в группе.

7. Обучать информационным технологиям и работе со средствами коммуника-ции.

8. Формировать развивающую образовательную среду.

9. Содействовать профессиональному самоопределению выпускников.

10. Обеспечивать предпрофессиональную подготовку обучающихся в сфере профессий социально-гуманитарного профиля.

11. Организовать содержательный досуг старших школьников.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

  • понятие проекта;

  • типы проекта;

  • этапы выполнения проекта;

  • способы представления проект;

  • способы представления информации;

  • методы, используемые при выполнении проектов;

  • критерии оценки проекта;

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • анализировать ситуацию;

  • определять проблему и вытекающие из нее задачи;

  • уметь ориентироваться в информационном пространстве;

  • использовать различные источники информации и методы исследования обработки полученной информации (конспектирование, реферирование, сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диаграмм и т.д.);

  • выдвигать гипотезу исследовательской деятельности;

  • ставить цель. Составлять и реализовывать план проектной деятельности;

  • сопоставлять цель и действия по ее достижению;

  • владеть различными способами познавательной деятельности;

  • генерировать идеи и методы решения задач;

  • организовывать рабочее место и трудовой процесс;

  • рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта;

  • находить рациональные приемы работы;

  • планировать, контролировать и оценивать проделанную работу;

  • составлять план-график работ;

  • моделировать варианты ожидаемых результатов;

  • применять различные методы исследования;

  • выбирать информацию для представления образовательных маршрутов;

  • оформлять результаты проектной деятельности.

Процесс обучения строится на основе выполнения проектов, темой которых может стать:

  • объект;

  • исследование;

  • проблема;

  • дело.



Содержание программы


п/п

Тема

Кол–во

часов

Содержание образования

Формы образователь-ной деятельности

1

Введение в предмет. Модели исследова-ний

2

Разнообразие объектов исследования. Критерии оценки исследуемых процессов. Анализ, синтез. Модели. Проекты. Методы. Технологии. Концепции. Парадигмы.

Лекция, семинар

2

Цели и за-дачи ис-следова-тельской деятельно-сти

2

Определение темы исследовательской деятельности. Формулирование гипотезы. Постановка проблемы.

Экскурсия в архив краеведческого музея, интегрированный урок, практикум

3

Поиск и отбор ин-формации

4

Работа исследователя

источниками. Фундаментальные научные труды. Научные статьи. Гипотетические исследования. Ресурсы Интернет. Аналогии между поисками печатной и электронной информации. Досто-верность (научность) найденной информации. Корректность при ис-пользовании источников.

Лекция, интегриро- ванный урок, индивидуальные занятия, презентации дайджеста, экскурсия в ре-дакцию газеты «Рост»

4

Система-тизация результа-тов иссле-дования

3

Написание исследовательских текстов: вспомогательных (план, тезис, конспект), собственно научных (доклад, реферат), творчески переработанных (эссе).

Практикум, индивидуальные занятия, публичные выступления, рецензирование. Знакомство с профессиями архивариуса и му-зейного работника.

5

Оформле-ние ре-зультатов исследова-тельской деятельно-сти

3

Результаты исследования Доклад на научном форуме. Реферат как эле-мент учебной и научной коммуникации. Виды рефератов. Требования к содержанию и оформлению реферата, его структура. Этапы работы над рефератом. Эссе как жанр письмен-ной творческой работы. Эссе - элемент ЕГЭ. Критерии исследователь-ской работы. Экспертная оценка.

Подготовка доклада, реферата, эссе. Оформление и публичное представление индивидуального творческого продукта

6

Особенно-сти социо-логичес-ких исследова-ний

2

Специфика социального исследования. Погрешности. Человеческий фактор

Социологический опрос, социометрия, из-мерение рейтинга, лабораторная работа, экскурсия в центр занятости, встреча с ра-ботниками службы социальной защиты, оформление социального паспорта

7

Публичное представ-ление ре-зультатов исследова-ния

1

Представление продукта исследовательской деятельности: презента-бельность, подготовка выступления, аппаратура и акустика, аудитория, подача информации, типичные ошибки, импровизация. Критерии успеха.

Индивидуальные и групповые консультации, публичный отчет, фотовыставка, мультимедийная презентация реферат, анали-тический отчет, дайджест, резюме, деловая игра. Участие в научно – практической конференции «Юность. Наука. Культура».

Итого:

17






Требования к уровню сформированности социальных компетенций

обучающегося, окончившего курс.

Обучающийся должен:

  • применять различные виды анализа и синтеза в зависимости от характера и цели исследования;

  • выделять главное в различной по объему, характеру и назначению инфор-мации,

  • использовать различные виды сравнения;

  • формулировать теоретические и практические выводы ;

  • обобщать полученные результаты;

  • оценивать объект исследования по заданным критериям;

  • оперировать освоенными видами и формами доказательства: прямым и косвенным, индуктивным и дедуктивным, по принципу аналогии;

  • овладеть технологиями поиска и обработки информации;

  • опровергать утверждения, применяя различные методы;

  • участвовать в конференциях, дебатах, дискуссиях;

  • решать практические и ситуационные задачи;

  • овладеть технологиями публичного представления творческого продукта;

  • применять полученные знания, умения и навыки в различных областях практической деятельности, в повседневной жизни.



Используемая литература



  1. Уроки по курсу технология. Е.Н.Перова, Москва, 2006

  2. Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии 9-11 классов. С.В.Кондратьева. Москва «Глобус», 2007

  3. Методы проектов в технологическом образовании школьников. И.А.Сасовой. Вента-Граф, 2002

Рабочая программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» (9 класс)
  • Технология
Описание:

Новые образовательные стандарты в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, гуманитарного мышления, но также и овладение элементарными методами научно-исследовательского познания, умение работать с различными источниками информации, развитие способности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Практико-ориентированный подход к обучению в третьей ступени образования позволяет выпускникам быстрее адаптироваться к обучению в вузе и научиться ориентироваться в потоке современной информации.

Практическая значимость представленного курса состоит в деятельностном подходе к образовательному процессу, ориентации на овладение старшеклассниками навыками, приемами и методами научного исследования и способами их применения на практике.

Автор Плишкина Елена Владимировна
Дата добавления 19.08.2015
Раздел Технология
Подраздел Планирования
Просмотров 1652
Номер материала MA-060444
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓