Министерство образования и
науки Российской Федерации
Отдел образования
Кудымкарского района
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение
«Самковская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор
__________/Г.Д.Бачева/
«___»__________________2014
г.
Рабочая программа
элективного курса
«Проектно-исследовательская
деятельность учащихся»
(9 класс)
Руководитель: Плишкина
Елена Владимировна
учитель соответствующей категории
МАОУ «Самковсая средняя
общеобразовательная школа»
2014
Пояснительная записка
Новые образовательные
стандарты в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных
умений, гуманитарного мышления, но также и овладение элементарными методами
научно-исследовательского познания, умение работать с различными источниками
информации, развитие способности использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни.
Образовательные стандарты по
предмету «Обществознание» предполагают, что учебный процесс нацелен на
приобретение обучающимися опыта познавательной и практической деятельности.
Выпускники третьей ступени образования в течение периода обучения должны
освоить умение использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Практико-ориентированный
подход к обучению в третьей ступени образования позволяет выпускникам быстрее
адаптироваться к обучению в вузе и научиться ориентироваться в потоке
современной информации.
Практическая значимость
представленного курса состоит в деятельностном подходе к образовательному
процессу, ориентации на овладение старшеклассниками навыками, приемами и
методами научного исследования и способами их применения на практике.
В процессе обучения
старшеклассники осваивают алгоритм подготовки таких творческих продуктов как
доклад, реферат, проект, эссе.
Слушатели курса обучаются
технологиям представления результатов научно – исследовательской и творческой
деятельности, таких как презентация (устная и мультимедийная), дайджест,
публичное выступление и пр.
Старшеклассники закрепляют
навыки делового общения. Важной составляющей курса является возможность
предъявить собственные образовательные достижения, оценить работу других,
создать и презентовать индивидуальный и групповой образовательный продукт.
Цель элективного курса
заключается в следующем:
· создать дополнительные условия
для формирования социальных, информационных, коммуникативных компетенций.
Введение элективного курса в
учебный план за счет часов школьного компонента преследует решение следующих задач.
1. Развить интерес,
расширить и актуализировать знания, представления о межпредметных связях.
2. Оказать всемерную
поддержку интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе освоения новых
знаний.
3. Создать предпосылки для
развития у обучающихся научного образа мышле-ния.
4. Содействовать освоению
старшеклассниками поискового, исследовательско-го, творческого подхода к любому
виду деятельности.
5. Формировать мотивацию успешности обучения,
представление о престиж-ности занятий научной деятельностью.
6. Способствовать
становлению сферы содержательного предметного общения внутри ученического
коллектива, обучать приемам и методам индивидуальной исследовательской
деятельности, исследовательской деятельности в группе.
7. Обучать информационным
технологиям и работе со средствами коммуника-ции.
8. Формировать развивающую
образовательную среду.
9. Содействовать
профессиональному самоопределению выпускников.
10. Обеспечивать
предпрофессиональную подготовку обучающихся в сфере профессий
социально-гуманитарного профиля.
11. Организовать содержательный досуг старших
школьников.
В результате выполнения данной программы учащиеся
должны знать:
· понятие проекта;
· типы проекта;
· этапы выполнения проекта;
· способы представления
проект;
· способы представления
информации;
· методы, используемые при
выполнении проектов;
· критерии оценки проекта;
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
· анализировать ситуацию;
· определять проблему и
вытекающие из нее задачи;
· уметь ориентироваться в
информационном пространстве;
· использовать различные
источники информации и методы исследования обработки полученной информации
(конспектирование, реферирование, сравнение, анализ, использование схем, таблиц,
диаграмм и т.д.);
· выдвигать гипотезу
исследовательской деятельности;
· ставить цель. Составлять и
реализовывать план проектной деятельности;
· сопоставлять цель и действия
по ее достижению;
· владеть различными способами
познавательной деятельности;
· генерировать идеи и методы
решения задач;
· организовывать рабочее место
и трудовой процесс;
· рассчитывать необходимые
материалы и время выполнения этапов проекта;
· находить рациональные приемы
работы;
· планировать, контролировать
и оценивать проделанную работу;
· составлять план-график
работ;
· моделировать варианты
ожидаемых результатов;
· применять различные методы
исследования;
· выбирать информацию для
представления образовательных маршрутов;
· оформлять результаты
проектной деятельности.
Процесс обучения строится на основе выполнения
проектов, темой которых может стать:
· объект;
· исследование;
· проблема;
· дело.
Содержание программы
№
п/п
|
Тема
|
Кол–во
часов
|
Содержание образования
|
Формы образователь-ной
деятельности
|
1
|
Введение
в предмет. Модели исследова-ний
|
2
|
Разнообразие
объектов исследования. Критерии оценки исследуемых процессов. Анализ,
синтез. Модели. Проекты. Методы. Технологии. Концепции. Парадигмы.
|
Лекция,
семинар
|
2
|
Цели
и за-дачи ис-следова-тельской деятельно-сти
|
2
|
Определение
темы исследовательской деятельности. Формулирование гипотезы. Постановка
проблемы.
|
Экскурсия в архив краеведческого
музея, интегрированный урок, практикум
|
3
|
Поиск
и отбор ин-формации
|
4
|
Работа исследователя
источниками.
Фундаментальные научные труды. Научные статьи. Гипотетические исследования.
Ресурсы Интернет. Аналогии между поисками печатной и электронной
информации. Досто-верность (научность) найденной информации. Корректность
при ис-пользовании источников.
|
Лекция,
интегриро- ванный урок, индивидуальные занятия, презентации дайджеста,
экскурсия в ре-дакцию газеты «Рост»
|
4
|
Система-тизация
результа-тов иссле-дования
|
3
|
Написание
исследовательских текстов: вспомогательных (план, тезис, конспект),
собственно научных (доклад, реферат), творчески переработанных (эссе).
|
Практикум,
индивидуальные занятия, публичные выступления, рецензирование. Знакомство с
профессиями архивариуса и му-зейного работника.
|
5
|
Оформле-ние
ре-зультатов исследова-тельской деятельно-сти
|
3
|
Результаты исследования Доклад
на научном форуме. Реферат как эле-мент учебной и научной коммуникации.
Виды рефератов. Требования к содержанию и оформлению реферата, его
структура. Этапы работы над рефератом. Эссе как жанр письмен-ной творческой
работы. Эссе - элемент ЕГЭ. Критерии исследователь-ской работы. Экспертная
оценка.
|
Подготовка
доклада, реферата, эссе. Оформление и публичное представление
индивидуального творческого продукта
|
6
|
Особенно-сти
социо-логичес-ких исследова-ний
|
2
|
Специфика
социального исследования. Погрешности. Человеческий фактор
|
Социологический
опрос, социометрия, из-мерение рейтинга, лабораторная работа, экскурсия в
центр занятости, встреча с ра-ботниками службы социальной защиты,
оформление социального паспорта
|
7
|
Публичное
представ-ление ре-зультатов исследова-ния
|
1
|
Представление
продукта исследовательской деятельности: презента-бельность, подготовка
выступления, аппаратура и акустика, аудитория, подача информации, типичные
ошибки, импровизация. Критерии успеха.
|
Индивидуальные
и групповые консультации, публичный отчет, фотовыставка, мультимедийная
презентация реферат, анали-тический отчет, дайджест, резюме, деловая игра.
Участие в научно – практической конференции «Юность. Наука. Культура».
|
Итого:
|
17
|
|
|
|
Требования к уровню сформированности
социальных компетенций
обучающегося, окончившего курс.
Обучающийся должен:
· применять различные виды анализа и синтеза в
зависимости от характера и цели исследования;
· выделять главное в различной по объему,
характеру и назначению инфор-мации,
· использовать различные виды сравнения;
· формулировать теоретические и
практические выводы ;
· обобщать полученные результаты;
· оценивать объект исследования по заданным
критериям;
· оперировать освоенными видами и формами
доказательства: прямым и косвенным, индуктивным и дедуктивным, по принципу
аналогии;
· овладеть технологиями поиска и обработки
информации;
· опровергать утверждения, применяя различные
методы;
· участвовать в конференциях, дебатах,
дискуссиях;
· решать практические и ситуационные задачи;
· овладеть технологиями публичного
представления творческого продукта;
· применять полученные знания, умения и навыки
в различных областях практической деятельности, в повседневной жизни.
Используемая литература
1.
Уроки по
курсу технология. Е.Н.Перова, Москва, 2006
2. Сборник программ курсов по
выбору и элективных курсов по технологии 9-11 классов. С.В.Кондратьева. Москва
«Глобус», 2007
3.
Методы
проектов в технологическом образовании школьников. И.А.Сасовой. Вента-Граф,
2002
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.