Инфоурок Технология Рабочие программыРабочая программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» (9 класс)

Скачать материал

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел образования Кудымкарского района

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Самковская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

                                           

     Утверждаю:

 

Директор __________/Г.Д.Бачева/

«___»__________________2014 г.

 

                                                                       

 

 

 

Рабочая программа

элективного курса

«Проектно-исследовательская

деятельность учащихся»

(9 класс)

 

 

 

 

 

 

Руководитель: Плишкина

Елена Владимировна

учитель соответствующей категории

МАОУ «Самковсая средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

2014

 

Пояснительная записка

Новые образовательные стандарты в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, гуманитарного мышления, но также и овладение элементарными методами научно-исследовательского познания, умение работать с различными источниками информации, развитие способности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Образовательные стандарты по предмету «Обществознание» предполагают, что учебный процесс нацелен на приобретение обучающимися опыта познавательной и практической деятельности. Выпускники третьей ступени образования в течение периода обучения должны освоить умение использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Практико-ориентированный подход к обучению в третьей ступени образования позволяет выпускникам быстрее адаптироваться к обучению в вузе и научиться ориентироваться в потоке современной информации.

Практическая значимость представленного курса состоит в деятельностном подходе к образовательному процессу, ориентации на овладение старшеклассниками навыками, приемами и методами научного исследования и способами их применения на практике.

В процессе обучения старшеклассники осваивают алгоритм подготовки таких творческих продуктов как доклад, реферат, проект, эссе.

Слушатели курса обучаются технологиям представления результатов научно – исследовательской и творческой деятельности, таких как презентация (устная и мультимедийная), дайджест, публичное выступление и пр.

Старшеклассники закрепляют навыки делового общения. Важной составляющей курса является возможность предъявить собственные образовательные достижения, оценить работу других, создать и презентовать индивидуальный и групповой образовательный продукт.

Цель элективного курса заключается в следующем:

·       создать дополнительные условия для формирования социальных, информационных, коммуникативных компетенций.

Введение элективного курса в учебный план за счет часов школьного компонента преследует решение следующих задач.

1. Развить интерес, расширить и актуализировать знания, представления о межпредметных связях.

2. Оказать всемерную поддержку интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе освоения новых знаний.

3. Создать предпосылки для развития у обучающихся научного образа мышле-ния.

4. Содействовать освоению старшеклассниками поискового, исследовательско-го, творческого подхода к любому виду деятельности.

5. Формировать мотивацию успешности обучения, представление о престиж-ности занятий научной деятельностью.

6. Способствовать становлению сферы содержательного предметного общения внутри ученического коллектива, обучать приемам и методам индивидуальной исследовательской деятельности, исследовательской деятельности в группе.

7. Обучать информационным технологиям и работе со средствами коммуника-ции.

8. Формировать развивающую образовательную среду.

9. Содействовать профессиональному самоопределению выпускников.

10. Обеспечивать предпрофессиональную подготовку обучающихся в сфере профессий социально-гуманитарного профиля.

11. Организовать содержательный досуг старших школьников.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

·       понятие проекта;

·       типы проекта;

·       этапы выполнения проекта;

·       способы представления проект;

·       способы представления информации;

·       методы, используемые при выполнении проектов;

·       критерии оценки проекта;

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

·       анализировать ситуацию;

·       определять проблему и вытекающие из нее задачи;

·       уметь ориентироваться в информационном пространстве;

·       использовать различные источники информации и методы исследования обработки полученной информации (конспектирование, реферирование, сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диаграмм и т.д.);

·       выдвигать гипотезу исследовательской деятельности;

·       ставить цель. Составлять и реализовывать план проектной деятельности;

·       сопоставлять цель и действия по ее достижению;

·       владеть различными способами познавательной деятельности;

·       генерировать идеи и методы решения задач;

·       организовывать рабочее место и трудовой процесс;

·       рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта;

·       находить рациональные приемы работы;

·       планировать, контролировать и оценивать проделанную работу;

·       составлять план-график работ;

·       моделировать варианты ожидаемых результатов;

·       применять различные методы исследования;

·       выбирать информацию для представления образовательных маршрутов;

·       оформлять результаты проектной деятельности.

Процесс обучения строится на основе выполнения проектов, темой которых может стать:

·       объект;

·       исследование;

·       проблема;

·       дело.

 

 

Содержание программы

 

п/п

Тема

Кол–во

часов

Содержание образования

Формы образователь-ной деятельности

1

Введение в предмет. Модели исследова-ний

2

Разнообразие объектов исследования. Критерии оценки исследуемых процессов. Анализ, синтез. Модели. Проекты. Методы. Технологии. Концепции. Парадигмы.

Лекция, семинар

2

Цели и за-дачи ис-следова-тельской деятельно-сти

2

Определение темы исследовательской деятельности. Формулирование гипотезы. Постановка проблемы.

Экскурсия в архив краеведческого музея, интегрированный урок, практикум

3

Поиск и отбор ин-формации

4

Работа исследователя

источниками. Фундаментальные научные труды. Научные статьи. Гипотетические исследования. Ресурсы Интернет. Аналогии между поисками печатной и электронной информации. Досто-верность (научность) найденной информации. Корректность при ис-пользовании источников.

Лекция, интегриро- ванный урок, индивидуальные занятия, презентации дайджеста, экскурсия в ре-дакцию газеты «Рост»

4

Система-тизация результа-тов иссле-дования

3

Написание исследовательских текстов: вспомогательных (план, тезис, конспект), собственно научных (доклад, реферат), творчески переработанных (эссе).

Практикум, индивидуальные занятия, публичные выступления, рецензирование. Знакомство с профессиями архивариуса и му-зейного работника.

5

Оформле-ние ре-зультатов исследова-тельской деятельно-сти

3

Результаты исследования Доклад на научном форуме. Реферат как эле-мент учебной и научной коммуникации. Виды рефератов. Требования к содержанию и оформлению реферата, его структура. Этапы работы над рефератом. Эссе как жанр письмен-ной творческой работы. Эссе - элемент ЕГЭ. Критерии исследователь-ской работы. Экспертная оценка.

Подготовка доклада, реферата, эссе. Оформление и публичное представление индивидуального творческого продукта

6

Особенно-сти социо-логичес-ких исследова-ний

2

Специфика социального исследования. Погрешности. Человеческий фактор

Социологический опрос, социометрия, из-мерение рейтинга, лабораторная работа, экскурсия в центр занятости, встреча с ра-ботниками службы социальной защиты, оформление социального паспорта

7

Публичное представ-ление ре-зультатов исследова-ния

1

Представление продукта исследовательской деятельности: презента-бельность, подготовка выступления, аппаратура и акустика, аудитория, подача информации, типичные ошибки, импровизация. Критерии успеха.

Индивидуальные и групповые консультации, публичный отчет, фотовыставка, мультимедийная презентация реферат, анали-тический отчет, дайджест, резюме, деловая игра. Участие в научно – практической конференции «Юность. Наука. Культура».

Итого:

17

 

 

 

 

 

Требования к уровню сформированности социальных компетенций

обучающегося, окончившего курс.

Обучающийся должен:

·       применять различные виды анализа и синтеза в зависимости от характера и цели исследования;

·       выделять главное в различной по объему, характеру и назначению инфор-мации,

·       использовать различные виды сравнения;

·       формулировать теоретические и практические выводы ;

·       обобщать полученные результаты;

·       оценивать объект исследования по заданным критериям;

·       оперировать освоенными видами и формами доказательства: прямым и косвенным, индуктивным и дедуктивным, по принципу аналогии;

·       овладеть технологиями поиска и обработки информации;

·       опровергать утверждения, применяя различные методы;

·       участвовать в конференциях, дебатах, дискуссиях;

·       решать практические и ситуационные задачи;

·       овладеть технологиями публичного представления творческого продукта;

·       применять полученные знания, умения и навыки в различных областях практической деятельности, в повседневной жизни.


 

Используемая литература

 

 

1.     Уроки по курсу технология. Е.Н.Перова, Москва, 2006

2.     Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии 9-11 классов. С.В.Кондратьева. Москва «Глобус», 2007

3.     Методы проектов в технологическом образовании школьников. И.А.Сасовой. Вента-Граф, 2002

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность учащихся» (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный хранитель

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Новые образовательные стандарты в качестве приоритетных обозначили не только задачи формирования интеллектуальных умений, гуманитарного мышления, но также и овладение элементарными методами научно-исследовательского познания, умение работать с различными источниками информации, развитие способности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.Практико-ориентированный подход к обучению в третьей ступени образования позволяет выпускникам быстрее адаптироваться к обучению в вузе и научиться ориентироваться в потоке современной информации. Практическая значимость представленного курса состоит в деятельностном подходе к образовательному процессу, ориентации на овладение старшеклассниками навыками, приемами и методами научного исследования и способами их применения на практике.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок по технологии на тему " Технология производства макаронных изделий и технология приготовления кулинарных блюд из них" (6 класс)
  • Учебник: «Технология», Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и др. /Под ред. Казакевича В.М.
Рейтинг: 4 из 5
  • 04.01.2021
  • 5077
  • 640
«Технология», Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и др. /Под ред. Казакевича В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.02.2020 114
    • DOCX 61.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Казарина Наталия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Казарина Наталия Николаевна
    Казарина Наталия Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 132417
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 983 человека из 76 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 571 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 299 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 086 человек

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Разработка и проведение онлайн-обучения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 21 региона