Пояснительная записка
Современная
цивилизация требует от человека умения ориентироваться в правовом пространстве,
предупреждать и юридически грамотно разрешать конфликтные ситуации, не только
знать свои права и свободы, но и уметь пользоваться ими, отстаивать их,
привлекать государственные и общественные организации к защите своих прав.
Только гражданин, обладающий правовой культурой, может, с одной стороны,
чувствовать себя спокойно и уверенно в современном обществе, а с другой
стороны, быть стабилизирующим это общество субъектом, обеспечивать в стране правопорядок
и основы правового государства. Последнее обстоятельство понимается
государством как важнейшая задача. Ее решение включается в процесс модернизации
образования. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного
общего образования. Обществознание. (Электронный ресурс) / Министерство
образования Российской Федерации. М.2004, соответствующей федеральному
компоненту Государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования (профильный уровень) (утвержден приказом Минобразования РФ
№ 1089 от 05 марта 2004 года) и авторской программы Серова Дмитрия Владимировича
www.school33-poreckoe.ru/documents/Elektivnye_kursy_10-11/Pravo_10.pdf.
Программа элективного
курса «Право в нашей жизни» адресована учащимся 10 классов. Содержание
программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется
преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной
школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание
» в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение
знаний о праве.
Особенность данного
элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения
практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и
способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского
законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного
элективного курса на житейских повседневных проблемах. Проблемы, которые
включены в данный элективный курс, касаются широких слоев населения России и, в
частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые
отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть
личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше
ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает
возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как
важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию.
В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет
каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро
меняющемся мире.
Цель курса –
развитие правовой культуры школьников на основе освоения ими основных правовых
норм, прав и свобод гражданина и человека.
Задачи курса:
– знакомство учащихся
с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку
приходится сталкиваться в жизни;
– развитие
критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
– воспитание
ответственности за собственное благополучие;
– освоение молодыми
людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.
Необходимым условием
реализации этих целей и задач является адекватная методика, которая
предполагает широкое использование активных и интерактивных методов и приемов
наряду с традиционными формами проведения занятий.
Методы проведения
занятий: эвристическая беседа, лекция, дискуссия, работа с документами,
дидактические игры, составление таблиц и схем, тест, проект, решение проблемных
ситуаций, деловая игра, сюжетно-ролевая игра.
Курс состоит из
десяти разделов, 35 занятий, в которых раскрываются основные права граждан в
области образования, здравоохранения, жилищных отношений, призыва на военную
службу, контактов с милицией, судебного процесса, потребительской культуры.
Ожидаемый
результат. В процессе
обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
– самостоятельно
получать информацию из нормативно-правовых источников и анализировать правовые
документы;
– применять на
практике знания по отстаиванию своих прав, находить пути разрешения конфликтов,
пользоваться основными механизмами для защиты прав человека;
– называть основные
права, объяснять их основной смысл и характеризовать содержание, а также
классифицировать их по различным основаниям;
– определять свой
правовой статус, определяя права и ответственность на разных этапах возрастного
становления;
– анализировать
жизненные случаи, ситуации с точки зрения правовых норм;
– выявлять проблемы,
осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы;
Виды контроля: устный опрос, тесты, решение правовых задач
, написание эссе, подготовка проекта-презентации .
Формы контроля:
тестирование; творческие задания; правовая игра; контрольные и самостоятельные
работы, реферативные работы; зачёты, семинары, лабораторные и практические
работы, презентации, творческие работы, презентации; анкетирование;
собеседование по предлагаемой теме.
Содержание программы элективного курса «Право в нашей
жизни».(35ч.)
Социальные права
гражданина РФ. Понятие системы права, структура системы права ,основания для
деления права на отрасли и инститы.
Юридическая
ответственность, презумпция невиновности. История создания Конституций,
разделы. Подчинение государства праву
гарантии.
Принципы – создавать и защищать свой проект.
|
основ
конституционного строя РФ. Правотворчество законотворчество, референдум, закон,
государство, законодательный процесс Гражданство, гражданин, подданный,
гражданство по рождению, натурализация, дееспособные лица, утрата гражданства,
двойное гражданство, апатрид, иностранцы, Федеральное Собрание РФ,
законодательная инициатива, законодательная (юридическая) техника.
Защита Отечества долг и обязанность. Альтернативная
гражданская служба. Налоги и обязательства. Право на благоприятную экологию и
обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережное отношение к
природным богатствам. Судебная власть и прокуратура. Судьи. Гражданско -
процессуальный кодекс. Правила и принципы ведения гражданских принципов. Уголовный
процесс.Особенности. Познакомить с правохранительными органами РФ, с их
деятельностью. Обобщение полученных знаний.
В результате
изучения предмета формируется
правовая компетентность несовершеннолетних, включая правовую грамотность,
законопослушность. Учащиеся приобретут опыт проектной деятельности и должны:
знать/понимать:
основные термины и
понятия, основные нормативно- правовые акты;
свои права и
возможности их реализации;
взаимосвязь права и
других социальных норм;
способы обеспечения
законности.
уметь:
собирать нормативную
и фактическую информацию, имеющую значение для реализации гражданско-правовых
норм в соответствующих сферах деятельности;
анализировать
полученную информацию, обобщать и делать выводы;
давать
самостоятельную оценку событиям, обосновывать и принимать решения, а также
совершать действия, связанные с реализацией гражданско-правовых норм;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни;
прогнозировать
результат противоправного поведения несовершеннолетних;
Использованная литература:
Защита прав
призывника. – М.: Эксмо, 2004. – 384 с.
Краковский К.,
Романенко Н. Паспорт молодого гражданина. – Ростов-на-Дону, 1996. – 113 с.
Кудрина Т.Н. Вы
покупатель. Поступаем правильно. – М.: Эксмо, 2007. – 160 с.
Лопатенков Г.Я. Права
пациента. Практические рекомендации. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 160 с.
Мушинский В.О. Азбука
гражданина: Учебник для основной школы. – М.: Международные отношения, Центр
гуманитарного образования, 1997. – 352 с.
Настольная книга
покупателя. / Авт.-сост. А.М. Горбов. – М.: АСТ, 2004. – 236 с.
Основы
потребительских знаний. /Виноградова И., Кокорев Р. И др. – М.: Вита-Пресс, -
2001. – 272 с.
Певцова Е.А. Основы
правовых знаний: Практикум для учащихся 9-11 классов. – М.: Владос, 2001.
Права абитуриентов. /
Сост. В.В.Смирнова. – СПб.: Питер, 2004. – 64 с.
Правовой справочник
для учеников общеобразовательных школ и их родителей / Сост. Г.Л. Фриш. –
М.: УЦ «Перспектива», 2001. – 64 с.
Солдатова Т.А.
Справочник призывника. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 320 с.
Тимофеева К.В.
Юридический справочник на все случаи жизни. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с
Учебно-
тематический план.
№
|
Раздел
|
Кол-во
часов
|
|
1
|
Система Российского
права
|
11 ч.
|
|
2
|
Права и обязанности
|
14 ч
|
|
3
|
Гражданский процесс
и уголовный процессы
|
10ч
|
|
4
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно - тематическое планирование
|
№
п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Форма урока
|
Содержание учебного элемента
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
Домашнее задание
|
Дата проведения (по плану)
|
Дата
проведения(по плану)
|
|
Раздел №1. Система
Российского права (14 ч.)
|
|
|
1-2
|
Право в системе
социальных норм.
Система Российского
права.
|
2
|
Вводный урок
|
Социальные права
гражданина РФ. Понятие системы права, структура системы права ,основания для
деления права на отрасли и инститы.
|
Знать основные
подходы к пониманию "права", знать, чем отличаются подходы к
определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании
общественных отношений; социальные нормы и их видовое разнообразие Знать, чем
отличаются подходы к праву в новое время. Уметь объяснять, в чем заключается
взаимосвязь.
|
Сообщение о любом
знаменитом юристе
|
1 -2 нед
|
|
|
3-4
|
Понятие и виды юридиче
ской ответственности. Конституция Российской Федерации.
|
2
|
Лекция с элементами
беседы
|
Юридическая ответственность,
презумпция невиновности. История создания Конституций, разделы.
|
§1
|
3 -4 нед
|
|
|
5-6
|
Основы конституционного строя РФ.
Законодательство РФ о выборах
|
2
|
Комбинированный
урок с элементами практической и групповой работы
|
Подчинение государства
праву, гарантии. Принципы
основ конституционного
строя РФ.
|
Знать основы
конституционного строя РФ. Уметь характеризовать особенности закона о выборах
в РФ.
|
Презентации, выучить
конспект.
|
5-6 нед.
|
|
|
7-8
|
Законотворческий
процесс в
РФ.
|
2
|
Комбинированный
урок с элементами проблемного обучения
|
Правотворчество законотворчество,
референдум, закон, государство, законодательный процесс Гражданство, гражданин,
подданный, гражданство по рождению, натурализация, дееспособные лица, утрата
гражданства, двойное гражданство, апатрид, иностранцы, беженцы,
|
Знать основные
характеристики законотворческого процесса в РФ . Уметь характеризовать пределить
сущность и специфику гражданства;, Знать основные характеристики особенности
получения гражданства в России.
|
Презентации, выучить
конспект.
|
7-14 нед.
|
|
|
9-10
|
Гражданство РФ.
|
2
|
Комбинированный
урок с элементами проблемного обучения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11-12
|
Федеральное
Собрание РФ
|
2
|
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения
|
Федеральное Собрание РФ, законодательная инициатива,
законодательная (юридическая) техника.
|
Сравнить гражданина и подданного; Выявить основания
приобретения гражданства РФ; Выяснить основания прекращения гражданства РФ; Показать
обстоятельства способствующие возникновению двойного (множественного)
гражданства; Охарактеризовать статусы апатрида (лица без гражданства) и
иностран ца
|
Презентации, выучить конспект.
|
|
|
13-
14
|
Обобщающий урок.
|
2
|
Раздел
№2. Права и обязанности
(11ч.)
|
15-17
|
Воинская обязанность, альтернативная гражданская
служба.
|
3
|
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения
|
Защита Отечества долг и обязанность. Альтернативная
гражданская служба.
|
Знать о обязанностях и правах.
|
Презентации, выучить конспект.
|
15-17 нед.
|
|
18-20
|
Права и обязанности налогоплательщиков.
Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и
военного времени).
|
3
|
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения
|
Налоги и обязательства,
|
Знать значение налогов. Виды налогов. Права обязанности
налогоплательщиков.
|
Презентации, выучить конспект.
|
18-20нед
|
|
21-22-23
|
Право на благоприятную окружающую среду и способы
его защиты.
|
3
|
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения
|
Право на благоприятную экологию и обязанность
сохранять природу и окружающую среду, бережное отношение к природным богатствам.
|
Знать влияние экологии на человека и на окружающую
среду.
|
Презентации, выучить конспект.
|
21-23 нед
|
|
24-25
|
Споры, порядок их рассмотрения. процесса.
|
2
|
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения
|
Судебная власть и прокуратура. Судьи.
|
Знать систему судебной системы. Несменяемость
судей.
|
Презентации, выучить конспект.
|
24-25 нед
|
|
.
Раздел №3 Гражданский процесс и уголовный процессы .
(10ч.)
|
26-28
|
Основные правила и принципы гражданского процесса
|
3
|
Комбинирован ный урок с элементами проблемного обучения
|
Гражданско - процес суальный кодекс. Правила и
принципы ведения гражданских принципов.
|
Знать основные принци пы и технологии гражданского
процесса.
|
Презента ции, выучить конспект.
|
26-28 нед
|
|
29-
30
|
Особенности уголовного процесса.
|
2
|
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения
|
Уголовный
процесс.Особенности.
|
Знать особенности всей процедуры уголовного законодательства.
|
Презентации, выучить конспект.
|
29-30нед
|
|
31-33
|
Правоохранительные органы РФ.
|
3
|
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения
|
Познакомить с правохранительными органами РФ, с их
деятельностью.
|
Знать сруктуру органов, деятельность, обязанности.
|
Презентации, выучить конспект.
|
31-33 нед
|
|
34-35
|
Повторение
|
2
|
|
Обобщение полученных знаний.
|
|
Презентации, выучить конспект.
|
34-35 нед
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.