Главная / Математика / Рабочая программа элективного курса "Математика в военном деле"

Рабочая программа элективного курса "Математика в военном деле"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воронежская кадетская школа имени А.В.Суворова»




«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО естественно-математического цикла

Руководитель МО

Семьянинова Е.Н.

Протокол № от «___»________2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ ВКШ им.А.В.Суворова

В.В.Ищук

Приказ № от «___»__________2014 г.



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

И.Н.Ищук

«___»___________2014 г.


Рабочая программа

элективного курса

«Математика в военном деле»

10-11 класс



Автор-составитель


Омельченко Н.И..,

учитель математики

высшей категории









Воронеж– 2014














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Элективный курс «Математика в военном деле» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса – дополнительная подготовка учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования в военных учебных заведениях. МБОУ «ВКШ им. А.В.Суворова» предполагает готовить учащихся к поступлению в военные учебные заведения, где одним из основных предметов является математика. Считаем важным направлением познакомить кадет с вопросами практического применения математики в военном деле. Показать применение тригонометрических уравнений в автоматике управляемых снарядов, метод координат в военной топографии для связистов, как применяется метод векторов в топографической службе. Кадеты узнают, как использовать производную в теории полета ракет, в теории управления зенитными ракетами, в противотанковом реактивном оружии. Научатся использовать площадь криволинейной трапеции в артиллерийской топографической службе, строить графики функций в методике градуировки измерительных каналов бортовых устройств. По окончании курса кадеты узнают, как применяется степенная функция в современных системах ПВО, элементы теории вероятности и математической статистики в военной метеорологии.

        Содержание рабочей программы элективного курса соответствует основному курсу математики для средней школы и федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта по математике; развивает базовый курс математики на старшей ступени общего образования, реализует принцип дополнения изучаемого материала на уроках алгебры и начал анализа системой упражнений, которые углубляют и расширяют школьный курс, и одновременно обеспечивает преемственность в знаниях и умениях учащихся основного курса математики 10-11 классов, что способствует расширению и углублению базового общеобразовательного курса алгебры и начал анализа и курса геометрии.

        Данный элективный курс направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного и высокого уровня сложности, получение дополнительных знаний по математике, интегрирующих усвоенные знания в систему.

Рабочая программа элективного курса отвечает требованиям обучения на старшей ступени, направлена на реализацию личностно ориентированного обучения, основана на деятельностном подходе к обучению, предусматривает овладение учащимися способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Включение уравнений и неравенств нестандартных типов, комбинированных уравнений и неравенств, текстовых задач разных типов, рассмотрение методов и приемов их решений отвечают назначению элективного курса – расширению и углублению содержания курса математики с целью подготовки учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, продолжению обучения в военных учебных заведениях.

Содержание структурировано по блочно-модульному принципу, представлено в законченных самостоятельных модулях по каждому типу задач и методам их решения и соответствует перечню контролируемых вопросов в контрольно-измерительных материалах на ЕГЭ.

На учебных занятиях элективного курса используются активные методы обучения, предусматривается самостоятельная работа по овладению способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Рабочая программа данного курса направлена на повышение уровня математической культуры старшеклассников.

С целью контроля и проверки усвоения учебного материала проводятся длительные домашние контрольные работы по каждому блоку, семинары с целью обобщения и систематизации. В учебно-тематическом плане определены виды контроля по каждому блоку учебного материала в различных формах (домашние контрольные работы на длительное время, обобщающие семинары).

Рабочая программа элективного курса «Математика в военном деле» рассчитана на два года обучения, 1 час в неделю, всего в объеме 70 часов – 35 часов в 10-м классе и 35 часов в 11-м классе.


Цели

           Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса, развития военной техники.

Цель курса

Основная цель курса:

  • дополнительная подготовка учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования в военных учебных заведениях.

Курс призван помочь учащимся с любой степенью подготовленности в овладении способами деятельности, методами и приемами решения математических задач, повысить уровень математической культуры, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, умению оценить свой потенциал для дальнейшего обучения.

Результаты обучения


Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися, оканчивающими среднюю школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс

Тема 1. Подобие. Применение подобия.

Использование методов подобия для вычисления расстояния до недоступной точки в военной топографии для связистов. Использование методов подобия для вычисления высоты предмета в военной топографии для связистов



Тема 2. Методы решения алгебраических уравнений и неравенств

        Уравнение. Равносильные уравнения. Свойства равносильных уравнений. Приемы решения уравнений. Уравнения, содержащие модуль. Приемы и методы решения уравнений и неравенств, содержащих модуль.

        Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль и иррациональность.

Тема 3. Функции и графики

        Функции. Способы задания функции. Свойства функции. График функции.

        Линейная функция, её свойства, график (обобщение).

        Тригонометрические функции, их свойства и графики.

        Дробно-рациональные функции, их свойства и графики.

Графики функций в методике градуировки измерительных каналов бортовых устройств

Использование свойств квадратичной функции и графика квадратичной функции - параболы в автономных системах управления баллистических ракет.


Тема 4. Многочлены

        Действия над многочленами. Корни многочлена.

        Разложение многочлена на множители.

        Четность многочлена. Рациональные дроби.

        Представление рациональных дробей в виде суммы элементарных.

        Алгоритм Евклида.

        Теорема Безу. Применение теоремы Безу для решения уравнений высших степеней.

        Разложение на множители методом неопределенных коэффициентов.

        Методы решения уравнений с целыми коэффициентами.

Тема 5. Множества. Числовые множества. Числовые неравенства

        Множества и условия. Круги Эйлера. Множество комплексных чисел.

        Множества точек плоскости, которые задаются уравнениями и неравенствами.

        Числовые неравенства, свойства числовых неравенств. Неравенства, содержащие модуль, методы решения. Неравенства, содержащие параметр, методы решения. Решение неравенств методом интервалов.

        Применение комплексных чисел в баллистике управляемых ракет дальнего действия.

Тема 6. Методы решения тригонометрических уравнений и неравенств

        Формулы тригонометрии. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Методы их решения.

        Период тригонометрического уравнения. Объединение серий решения тригонометрического уравнения, рациональная запись ответа.

        Арк-функции в нестандартных тригонометрических уравнениях.

        Тригонометрические уравнения в задачах ЕГЭ. Преобразование тригонометрических выражений.

        Тригонометрические неравенства. Применение свойств тригонометрических функций при решении уравнений и неравенств.

        Тригонометрия в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

Применение тригонометрических формул в баллистике управляемых ракет дальнего действия.

Применение тригонометрических функций в автоматике управляемых снарядов

Тема 7. Текстовые задачи. Основные типы текстовых задач. Методы решения

        Приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление». Задачи в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.


Тема 8. Производная. Применение производной

        Применение производной для исследования свойств функции, построение графика функции.

        Наибольшее и наименьшее значения функции, решение задач.

        Применение методов элементарной математики и производной к исследованию свойств функции и построению её графика.

        Решение задач с применением производной, уравнений и неравенств. Предел последовательности в автоматике управляемых снарядов.

Предел функции в управляемом реактивном оружии.

Применение физического смысла производной в противотанковом реактивном оружии .

Использование геометрического смысла производной – уравнения касательной в теории полета ракет.

Применение механического смысла производной в управлении зенитными ракетами



Тема 9. Квадратный трехчлен с параметром

        Решение математических задач на квадратный трехчлен с параметром. Применение в баллистике управляемых ракет.





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Количество часов

1

Подобие. Применение подобия.


2

2

Методы решения алгебраических уравнений и неравенств

2

3

Функции и графики

Графики функций в методике градуировки измерительных каналов бортовых устройств

Использование свойств квадратичной функции и графика квадратичной функции - параболы в автономных системах управления баллистических ракет.


6

4

Многочлены

3

5

Множества. Числовые множества. Числовые неравенства Применение комплексных чисел в баллистике управляемых ракет дальнего действия


4

6

Методы решения тригонометрических уравнений и неравенств

Применение тригонометрических формул в баллистике управляемых ракет дальнего действия. Применение тригонометрических функций в автоматике управляемых снарядов


6

7

Текстовые задачи. Основные типы текстовых задач. Методы решения

2

8

Производная. Применение производной Применение физического смысла производной в противотанковом реактивном оружии Использование геометрического смысла производной – уравнения касательной в теории полета ракет

Применение механического смысла производной в управлении зенитными ракетами




7

9

Квадратный трехчлен с параметром

Применение в баллистике управляемых ракет.



1

10

Итоговое занятие

2

ИТОГО


35






п/п

Раздел, тема

Коли

чество часов

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Дата






План

Факт

1. Подобие. Применение подобия. (2 ч)






1.1

Использование методов подобия для вычисления расстояния до недоступной точки в военной топографии для связистов.

1

Выполнять действия для вычисления расстояния до недоступной точки в военной топографии для связистов.

5.09.14


1.2 Использование методов подобия для вычисления высоты предмета в военной топографии для связистов


Использование методов подобия для вычисления высоты предмета в военной топографии для связистов


1

Выполнять действия для вычисления высоты предмета в военной топографии для связистов

12.09.14


1.3

Домашняя контрольная работа № 1





2. Методы решения алгебраических уравнений и неравенств (2 ч)






2.1

Уравнение. Равносильные уравнения. Свойства равносильности уравнений. Приемы решения уравнений Уравнения, содержащие модуль. Приемы и методы решения уравнений  и неравенств, содержащих модуль

1

Решать уравнения, используя основные приемы

Решать уравнения  и неравенства, содержащие модуль, разными приемами

19.09.14


2.2

Решение уравнений  и неравенств, содержащих модуль и иррациональность

1

Решать уравнения и неравенства нестандартными приемами

26.09.14


2.3

Домашняя контрольная работа № 2





3. Функции и графики (6 ч)






3.1

Функция. Способы задания функции. Свойства функции График функции

Линейная функция, её свойства и график Дробно-рациональные функции, их свойства, графики

1

Повторить способы задания функции, свойства разных функций Строить графики элементарных функций Называть свойства линейной функции в зависимости от параметров Строить графики дробно-рациональных функций, выделять их свойства

3.10.14


3.2

Тригонометрические функции, их свойства

1

Повторить свойства тригонометрических функций, устанавливать их свойства

10.10.14


3.3

Применение степенной функции в современных системах ПВО

2

Строить графики степенных функций, выделять их свойства

17.10.14

24.10.14


3.4

Графики функций в методике градуировки измерительных каналов бортовых устройств

2

Строить графики функций. Использовать функционально-графический метод решения уравнений и неравенств

31.10.14

14.11.14


3.5

Домашняя контрольная работа № 3





3.6

Школьная олимпиада по математике





4. Многочлены  (3 ч)






4.1

Многочлены.  Действия над многочленами. Корни многочлена Разложение многочлена на множители. Четность многочлена. Рациональность дроби

1

Выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена Применять разные способы разложения многочлена на множители. Определять четность многочлена, выполнять действия с рациональными дробями

21.11.14


4.2

Представление рациональных дробей в виде суммы элементарных. Алгоритм Евклида. Теорема Безу. Применение теоремы

1

Применять алгоритм Евклида для деления многочленов. Применять теорему Безу в решении нестандартных уравнений

28.11.14


4.3

Разложение на множители методом неопределенных коэффициентов. Решение уравнений с целыми коэффициентами

1

Использовать метод неопределенных коэффициентов в разложении многочленов на множители. Иметь представление о решении уравнений с целыми коэффициентами

5.12.14


4.4

Домашняя контрольная работа № 4





5. Множества. Числовые множества. Числовые неравенства (4 ч)






5. .1

Множества и условия. Круги Эйлера. Множества точек плоскости, которые задаются уравнениями и неравенствами. Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств

1

Выполнять графическое представление уравнений и неравенств. Решать задачи с помощью кругов Эйлера/ Применять свойства числовых неравенств при решении математических задач

12.12.14


5.2

Неравенства, содержащие модуль. Неравенства, содержащие параметр. Решение неравенств методом интервалов

1

Решать неравенства, содержащие модуль, применять свойства модуля. Решать неравенства, содержащие параметр. Применять метод интервалов при решении неравенств

19.12.14


5.3

Применение комплексных чисел в баллистике управляемых ракет дальнего действия


2


26.12.14


5.4

Домашняя контрольная работа № 5





6. Методы решения тригонометрических уравнений и неравенств (6 ч)






6.1

Формулы тригонометрии. Преобразование тригонометрических выражений/ Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Методы решения. Период тригонометрического уравнения. Объединение серий решения тригонометрического уравнения – рациональная запись ответа. Арк-функции в нестандартных тригонометрических уравнениях

1

Выполнять преобразования тригонометрических выражений, используя формулы/ Решать тригонометрические уравнения разных типов/ Решать более сложные тригонометрические уравнения, осуществлять отбор корней



6.2

Тригонометрические уравнения в задачах ЕГЭ. Тригонометрические неравенства. Применение свойств тригонометрических функций при решении уравнений и неравенств

1

Решать уравнения разного уровня сложности КИМов ЕГЭ



6.3

Применение тригонометрических формул в баллистике управляемых ракет дальнего действия.


2

Применять тригонометрические формулы при решении уравнений и неравенств



6.4

Применение тригонометрических функций в автоматике управляемых снарядов


2

Применять свойства тригонометрических функций при решении уравнений и неравенств



6.5

Домашняя контрольная работа № 6





7. Текстовые задачи. Основные типы текстовых задач. Методы решения (2 ч)






7.1

Приемы решения текстовых задач. Задачи на «работу», «движение». Проценты в текстовых задачах

2

Решать текстовые задачи арифметическим и алгебраическим способами



7.2

Домашняя контрольная работа № 7





8. Производная. Применение производной (7 ч)






8.1

Применение производной для исследования свойств функции и построения графика функции. Наибольшее и наименьшее значение функции, решение задач.


1

Исследовать свойства функции с применением производной. Строить графики функций с использованием производной. Находить наибольшее и наименьшее значения функции через производные и

по алгоритму





8.2

Применение физического смысла производной в противотанковом реактивном оружии


2

Применять физический смысл производной при решении задач



8.3

Использование геометрического смысла производной – уравнения касательной в теории полета ракет


2

Применять геометрический смысл производной при решении задач



8.4

Применение механического смысла производной в управлении зенитными ракетами


2

Применять механический смысл производной при решении задач



8.5

Домашняя контрольная работа № 8





9. Квадратный трехчлен с параметром (1 ч)






9.1

Решение математических задач на квадратный трехчлен с параметром. Применение в баллистике управляемых ракет

1

Иметь представление о решении математических задач на квадратный трехчлен с параметром.




10. Итоговое занятие (2 ч)






10.1

10.2

Семинар «Методы решения задач повышенного уровня сложности»

2

Демонстрировать разные методы решения уравнений, систем уравнений, неравенств, тождественных преобразований выражений




ИТОГО

35






11 класс

Тема 1. Методы решения уравнений и неравенств

        Уравнения, содержащие модуль. Приемы решения уравнений с модулем.

        Решение неравенств, содержащих модуль.

        Тригонометрические уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения.

Применение корня п-ой степени в современной картографии и геодезии

Тема 2. Типы геометрических задач, методы их решения

        Решение планиметрических задач различного вида. Решение стереометрических задач различного вида.

Метод координат в пространстве в военной топографии для связистов Метод векторов в топографической службе

Использование формул для вычисления объемов тел в устройствах и проектировании стволов артиллерийских орудий.        

Тема 3. Тригонометрия

        Формулы тригонометрии. Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения и неравенства.

        Системы тригонометрических уравнений и неравенств.

Тригонометрия в задачах ЕГЭ.

Применение тригонометрических формул в баллистике управляемых ракет. Применение тригонометрических функций в автоматике управляемых снарядов нового поколения.


Тема 4. Логарифмические и показательные уравнения и неравенства

        Методы решения логарифмических и показательных уравнений и неравенств. Логарифмическая и показательная функции, их свойства. Применение свойств логарифмической и показательной функции при решении уравнений и неравенств.

        Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств в задачах ЕГЭ. Использование показательной функции в управлении атомными подводными лодками. Использование логарифмической функции в управлении атомными подводными лодками.


Тема 5. Интеграл.

Интеграл. Определенный интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. Использование площади криволинейной трапеции в артиллерийской топографической службе. Применение интеграла, формулы Ньютона-Лейбница в баллистике управляемых ракет.



Тема 6. Методы решения задач с параметром

        Линейные уравнения и неравенства с параметром, приемы их решения.

        Дробно-рациональные уравнения и неравенства с параметром, приемы их решения.

        Квадратный трехчлен с параметром. Свойства корней квадратного трехчлена.

        Квадратные уравнения с параметром, приемы их решения.

        Параметры в задачах ЕГЭ.

Тема 7.Элементы математической статистики

Математическая статистика в военной метеорологии


Тема 8. Элементы комбинаторики и теории вероятностей

Теория вероятности и комбинаторика в военной метеорологии


Тема 9. Обобщающее повторение курса математики

        Тригонометрия.

Применение производной в задачах на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции.

        Уравнения и неравенства с параметром.

        Логарифмические и показательные уравнения и неравенства.

        Геометрические задачи в заданиях ЕГЭ




        

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Коли

чество часов

1

Методы решения уравнений и неравенств Применение корня п-ой степени в современной картографии и геодезии


3

2

Типы геометрических задач, методы их решения Метод координат в пространстве в военной топографии для связистов Метод векторов в топографической службе Использование формул для вычисления объемов тел в устройствах и проектировании стволов артиллерийских орудий




7

3

Тригонометрия. Применение тригонометрических формул в баллистике управляемых ракет. Применение тригонометрических функций в автоматике управляемых снарядов нового поколения.



5

4

Логарифмические и показательные уравнения и неравенства Использование показательной функции в управлении атомными подводными лодками. Использование логарифмической функции в управлении атомными подводными лодками.



5

5

Интеграл. Определенный интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. Использование площади криволинейной трапеции в артиллерийской топографической службе. Применение интеграла, формулы Ньютона-Лейбница в баллистике управляемых ракет.


5

6

Методы решения задач с параметром

1

7

Элементы математической статистики

Математическая статистика в военной метеорологии

2

8

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

Теория вероятности и комбинаторика в военной метеорологии


3

9

Обобщающее повторение курса математики




2

10

Итоговое занятие

2

итого


35




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Раздел, тема

Коли

чество часов

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Дата






План

Факт

1. Методы решения уравнений и неравенств (3 ч)






1.1

Уравнения, содержащие модуль. Приемы решения уравнений с модулем. Решение неравенств, содержащих модуль/ Тригонометрические уравнения и неравенства/ Иррациональные уравнения

1

Применять приемы раскрытия модуля и свойства модуля в решении уравнений и неравенств. Использовать общие приемы решения уравнений и частные методы в решении тригонометрических уравнений. Применять методы решения тригонометрических неравенств. При решении иррациональных уравнений применять специфические методы, отбирать корни уравнений



1.2

Применение корня п-ой степени в современной картографии и геодезии


2

Примененять свойства корня п-ой степени при решении задач



1.3

Домашняя контрольная работа № 1





2. Типы геометрических задач, методы их решения (7 ч)






2.1

Решение планиметрических задач различного вида. Решение стереометрических задач различного вида. Геометрия в задачах контрольно-измерительных материалов ЕГЭ

1

Решать планиметрические задачи на конфигурации фигур. Решать простейшие стереометрические

задачи различного вида. Решать планиметрические и стереометрические задачи разного уровня сложности КИМов ЕГЭ



2.2

Метод координат в пространстве в военной топографии для связистов


2

Примененять метод координат в пространстве при решении задач



2.3

Метод векторов в топографической службе


2

Примененять метод векторов при решении задач



2.4

Использование формул для вычисления объемов тел в устройствах и проектировании стволов артиллерийских орудий.        

2

Примененять формулы для вычисления объемов тел при решении задач



2.5

Домашняя контрольная работа № 2





3. Тригонометрия (5 ч)






3.1

Формулы тригонометрии. Преобразование тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения и неравенства. Системы тригонометрических уравнений и неравенств. Методы решения. Тригонометрия в задачах контрольно-измерительных материалов ЕГЭ

1

Использовать формулы тригонометрии в преобразовании тригонометрических выражений. Использовать общие приемы решения уравнений и частные методы в решении тригонометрических уравнений. Применять методы решения тригонометрических неравенств. Решать системы тригонометрических уравнений, отбирать корни уравнений. Классифицировать тригонометрические задачи в контрольно-измерительных материалах по типам



3.2

Применение тригонометрических формул в баллистике управляемых ракет.



2

Примененять тригонометрические формулы при решении задач



3.3

Применение тригонометрических функций в автоматике управляемых снарядов нового поколения.


2

Примененять свойства тригонометрических функций при решении задач



3.4

Домашняя контрольная работа № 3





4. Логарифмические и показательные уравнения и неравенства (5 ч)






4.1

Логарифмическая и показательная функции, их свойства. Применение свойств  логарифмической и показательной функций при решении уравнений и неравенств. Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств в задачах ЕГЭ, методы решения


1

Анализировать свойства логарифмической и показательной функций. Решать логарифмические и показательные уравнения и неравенства на основе свойств функций. Вести поиск методов решения логарифмических и показательных уравнений, неравенств, их систем, включенных в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ



4.2

Использование показательной функции в управлении атомными подводными лодками


2

Примененять свойства показательной функции при решении задач



4.3

Использование логарифмичесой функции в управлении атомными подводными лодками


2

Примененять свойства логарифмической функции при решении задач



4.4

Домашняя контрольная работа № 4





5.Интеграл(5ч)






5.1

Интеграл. Определенный интеграл. Формула Ньютона-Лейбница

1

Примененять определенный интеграл и формулу Ньютона-Лейбница при решении задач



5.2

Использование площади криволинейной трапеции в артиллерийской топографической службе.

2

Примененять формулу для вычисления площади криволинейной трапеции при решении задач



5.3

Применение интеграла, формулы Ньютона-Лейбница в баллистике управляемых ракет.



2

Примененять формулу Ньютона-Лейбница при решении задач



5.4

Домашняя контрольная работа № 5





6. Методы решения задач с параметром (1 ч)






6.1

Линейные уравнения и неравенства с параметром, приемы их решения. Дробно-рациональные уравнения и неравенства с параметром, приемы их решения. Квадратный трехчлен с параметром. Квадратные уравнения с параметром, приемы их решения. Параметры в задачах ЕГЭ

1

Решать линейные уравнения и неравенства, содержащие параметр. Вести поиск решения дробно-рациональных уравнений и неравенств с параметром. Исследовать квадратный трехчлен с параметром на наличие корней. Исследовать квадратные уравнения с параметрами. Решать уравнения с параметрами разного уровня сложности



6.2

Домашняя контрольная работа № 6





7.Элементы математической статистики(2ч)







7.1

Математическая статистика в военной метеорологии



2

Уметь решать задачи с применением статистических данных



7.2

Домашняя контрольная работа № 7





8. Элементы комбинаторики и теории вероятностей(3ч)






8.1

Теория вероятности и комбинаторика в военной метеорологии



3

Уметь решать задачи с применением теории вероятности и комбинаторики



8.2

Домашняя контрольная работа № 8





9. Обобщающее повторение курса математики (2 ч)






9.1

Тригонометрия. Применение производной в задачах на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции. Уравнения и неравенства с параметрами. Логарифмические и показательные уравнения и неравенства. Методы их решения. Геометрические задачи в заданиях ЕГЭ


2

Решать тригонометрические задачи из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции по алгоритму. Обобщать и систематизировать приемы решения уравнений и неравенств с параметрами. Анализировать методы решения логарифмических и показательных уравнений. Анализировать КИМы ЕГЭ и выделить геометрические задачи по типам



10. Итоговое занятие (2 ч)






10.1

Семинар «Задания повышенного и высокого уровня сложности в ЕГЭ, поиск идей и методов решения»

2

Проводить исследовательскую работу по поиску идей и методов решения заданий повышенного и высокого уровня сложности в ЕГЭ




ИТОГО

35





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

  • определение модуля числа, свойства модуля, геометрический смысл модуля;

  • алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений, систем уравнений, содержащих модуль;

  • алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных неравенств, систем неравенств, содержащих модуль;

  • приемы построения графиков линейных, квадратичных, дробно-рациональных, тригонометрических; логарифмической и показательной  функций;

  • алгоритм Евклида, теорему Безу, метод неопределенных коэффициентов;

  • формулы тригонометрии;

  • понятие арк-функции;

  • свойства тригонометрических функций;

  • методы решения тригонометрических уравнений и неравенств и их систем;

  • свойства логарифмической и показательной функций;

  • методы решения логарифмических и показательных уравнений, неравенств и их систем;

  • понятие многочлена;

  • приемы разложения многочленов на множители;

  • понятие параметра;

  • поиски решений уравнений, неравенств с параметрами и их систем;

  • алгоритм аналитического решения простейших уравнений и неравенств с параметрами;

  • методы решения геометрических задач;

  • приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»;

  • понятие производной;

  • понятие наибольшего и наименьшего значения функции;

уметь

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;

  • выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений и тригонометрических выражений;

  • решать уравнения, неравенства с модулем и их системы;

  • строить графики линейных, квадратичных, дробно-рациональных, тригонометрических; логарифмической и показательной  функций;

  • выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена;

  • выполнять преобразования тригонометрических выражений, используя формулы;

  • объяснять понятие параметра;

  • искать решения уравнений, неравенств с параметрами и их систем;

  • аналитически решать простейшие уравнений и неравенства с параметрами;

  • решать текстовые задачи на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  • выполнения тождественных преобразований выражений, содержащих знак модуля;

  • решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений вида: f|x|= a; |f(x)|= a; |f(x)|= g(x); |f(x)|= |g(x)|;

  • решения уравнений, содержащих несколько модулей; уравнений с «двойным» модулем;

  • решения системы уравнений, содержащих модуль;

  • решения линейных, квадратных, дробно-рациональных неравенств вида: f|x| > a; |f(x)| ≤ a; |f(x)| ≤ g(x); |f(x)| ≤ |g(x)|; |f(x)| > g(x);

  • решения неравенств, содержащих модуль в модуле;

  • решения систем неравенств, содержащих модуль;

  • построения графиков линейных, квадратичных, дробно-рациональных функций содержащих  модуль;

  • поиска решения уравнений, неравенств с параметрами и их систем;

  • аналитического решения простейших уравнений и неравенств с параметрами;

  • описания свойств квадратичной функции;

  • построения «каркаса» квадратичной функции;

  • нахождения соотношения между корнями квадратного уравнения.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Галицкий М. Л. (и др.). Сборник задач по алгебре для 8-9 классов учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 1999.

  2. Горнштейн П.И., В.Б. Полонский, М.С. Якир. Задачи с параметрами. 3-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2005, - 328 с.

  3. Демонстрационные версии экзаменационной работы по алгебре в 2008 году, в 2009 году, в 2010-2014 году. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2008, 2009, 2010-2014. – Режим доступа:

http// www fipi.ru.

  1. Кузнецова Л. В. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 11 классе. [Текст] / Л.В. Кузнецова, С.Б.Суворова, Л.О.Рослова.  – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.

  2. Макарычев Ю. Н. Алгебра: Дополнительные главы к школьному учебнику. 11 класс. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 2000.

  3. Мордкович А. Г., Мишустина Т. Н., Тульчинская Е. Е. Алгебра.  11 класс. Задачник. М.: Мнемозина, 2004.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Аппазов Р.Ф. и др.«Баллистика управляемых ракет дальнего действия»

  2. Белугин Д.А. «Артиллерийская топографическая служба»

  3. Бубнов И.А«Военная топография»

  4. Демидов В.П. и др.«Управление зенитными ракетами»

  5. Дмитриевский А.А.«Основы теории полета ракет»

  6. Демонстрационные версии экзаменационной работы по алгебре в 2008 году, в 2009 году, в 2010, 2011, 2012 году. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2008, 2009, 2010. – Режим доступа:

  7. Евдокимов Б.И.«Противотанковое реактивное оружие»

  8. Егерман Е. Задачи с модулем. 9 – 10 классы.  Математика. Приложение к газете «Первое сентября» 2004, № 23  с. 18-20, № 25-26 с. 27-33, № 27-28 с. 37-41.

  9. . Забнев А.Ф.«Торпедное оружие»

  10. Захарова В. Модуль и графики. 6-11 классы. Математика. Приложение к газете «Первое сентября» 2002, №41 с. 28-32.

  11. Итоговая аттестация по математике в 9-м классе: новая форма [Текст] / автор-сост. В.И.Маркова. – Киров: КИПК и ПРО, 2008. – 98 с.

  12. . Крысенко Г.Д.«Современные системы ПВО»

  13. Кузнецова О. Выражения, уравнения, неравенства, функции, содержащие модуль. 8 класс. Математика. Приложение к газете «Первое сентября» 2002, № 30 с. 23-25, № 31 с. 23-25.

  14. Маркова В. И. Деятельностный подход в обучении математике в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Учебно-методическое пособие. Киров – 2006.  

  15. Муслинов, В. С. Задачи с параметрами. [Электронный ресурс]/ http://www.depedu.yar.ru

  16. http:// www.fipi.ru.

  17. Орлов Б.В«Устройство и проектирование стволов артиллерийских орудий»

  18. Программы для общеобразовательных учреждений: Алгебра. 10-11 кл. / сост.

  19. Т.А.Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008.

  20. Сборник нормативных документов. Математика /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 128 с.

  21. .Святов Г.И.«Атомные подводные лодки»

  22. Сиваков А.М.«Военная топография для связистов»

  23. Сканави М. И. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Тбилиси, 1992.

  24. Скворцова М. Уравнения и неравенства с модулем. 8-9 классы. Математика. 2004, № 20 с.

  25. Студенецкая В. Н., Сагателова Л. С. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Волгоград: Учитель, 2006

  26. Ткачук В. В. Математика – абитуриенту. М.: МЦНМО, ТЕИС, 1996.

  27. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее образование;  20004 г.


Рабочая программа элективного курса "Математика в военном деле"
  • Математика
Описание:

Элективный курс «Математика в военном деле» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса – дополнительная подготовка учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования в военных учебных заведениях. МБОУ «ВКШ им. А.В.Суворова» предполагает готовить учащихся к поступлению в военные учебные заведения, где одним из основных предметов является математика. Считаем важным направлением познакомить кадет с вопросами практического применения математики в военном деле. Показать применение тригонометрических уравнений в автоматике управляемых снарядов, метод координат в военной топографии для связистов, как применяется метод векторов в топографической службе. Кадеты узнают, как использовать производную в теории полета ракет, в теории управления зенитными ракетами, в противотанковом реактивном оружии. Научатся использовать площадь криволинейной трапеции в артиллерийской топографической службе, строить графики функций в методике градуировки измерительных каналов бортовых устройств. По окончании курса кадеты узнают, как применяется степенная функция в современных системахПВО, элементы теории вероятности и математической статистики в военной метеорологии.

Автор Омельченко Наталья Ивановна
Дата добавления 02.06.2015
Раздел Математика
Подраздел Планирования
Просмотров 1309
Номер материала 59838
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓