Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Лицей №
88
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА
« История
в лицах»
8 класс
Учитель:
Серова Лариса Анатольевна,
г.Екатеринбург
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках школьных курсов истории
основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За
скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и
сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической
действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс.
Курс «История в лицах» рассчитан на 34
часа изучения в 8 классе и предполагает изучение жизни и деятельности
основных исторических личностей XIХ века.
Цели:
• Познакомить с жизнью и деятельностью
ключевых исторических личностей.
• Способствовать расширению и
углублению понимания роли личности в истории.
• Помочь учащимся увидеть альтернативы
развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных
деятелей.
Задачи:
• Способствовать воспитанию уважения к
отечественной и мировой истории через уважение к заслугам отдельных
исторических деятелей.
• Способствовать формированию культуры
работы с историческими источниками, литературой, публичного выступления , ведения
дискуссий, поиска и обработки информации.
• Способствовать развитию мыслительных,
творческих, коммуникативных способностей учащихся.
• Способствовать формированию и
развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять
собственное отношение к историческим личностям.
• Формировать умение объяснять мотивы,
цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Данный курс способствует расширению и
углублению базового курса истории за счет изучения жизнедеятельности
исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.
В процессе обучения учащиеся
приобретают следующие умения:
• самостоятельный поиск информации по
предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
• представление в виде выступлений на
семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
• анализ точек зрения современников и
историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной
позиции;
• обсуждение результатов исследований,
участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
Предполагается сочетание индивидуальной
и групповой форм работы.
Основные методы работы:
• анализ исторической литературы и
исторических источников,
• лекция,
• дискуссия (дебаты),
• сюжетно-ролевая игра («Суд»),
• подготовка и обсуждение сообщений учащихся,
• подготовка, презентация и защита
проекта
Основные
формы отчетности: творческие работы (доклады, исторические портреты, тексты
«Кто есть кто? групповой проект)
Календарно – тематическое планирование.
№
п./
п.
|
Наименование разделов и тем.
|
Всего часов
|
Дата
|
Корректировка
|
Основное содержание уроков.
Основные понятия
|
Формы организации учебной деятельности
|
Формы текущего контроля
|
Домашнее задание
|
1.
|
Введение
|
1
|
|
|
Знакомство с курсом.
Цели, задачи курса, формы
организации учебной деятельности, формы контроля
|
|
|
|
2
|
Развитие техники в
19 веке.
|
|
|
|
Знакомство с
основными достижениями технического прогресса.
Д. Стефенсон, Р.
Фултон, Эванс, Тревитик,Телфорд, Реблинг, Монгольфье, Цеппелин,братья Райт
|
Комбинированный урок с сообщениями и презентациями
учащихся
|
|
Подготовка презентаций и сообщений
|
3.
|
Великие
изобретатели эпохи.
|
|
|
|
Л. Яблочков, Т.
Эдисон, А.Попов, Маркони, М.Грей и А.Белл
|
Комбинированный урок с сообщениями и презентациями
учащихся
|
|
Подготовка презантаций и
сообщений
|
4.
|
Революция в естествознании
|
|
|
|
Д.Максвелл, Г.Герц,
Лоренц, Рентген,
Беккерель,Кюри,Резерфорд,Бор,
Ч.Дарвин,Л.Пастер,Р.Кох,
И.И. Мечников
|
Урок-конференция
|
|
Подготовка
доклада
|
5.
|
Наполеон Бонапарт
|
|
|
|
|
Ролевая игра
«Урок- суд»
|
|
Подготовка
выступлений
|
6.
|
Венский конгресс
(1814-1815) и его участники
|
|
|
|
Ш.М.Талейран,
Меттерних, А. Веллингтон, Александр I
|
Ролевая игра
«Урок –пресс-конференция»
|
|
Подготовка
выступлений и вопрос.
|
7.
|
Германия: на пути к
единству. Отто фон Бисмарк-«железный канцлер»
|
|
|
|
Отто фон Бисмарк -
«железный канцлер»
|
Составление и представление исторического портрета в
соответствии с памяткой
|
|
Составление исторического портрета
|
8.
|
Нужна ли нам единая
и неделимая Италия?
|
|
|
|
Джузеппе Мадзини
(1805-1872)
Джузеппе Гарибальди
(1807-1882)
|
Составление исторического портрета
«Урок –пресс-конференция по вопросу объединения
Италии»
|
|
Составление истор. портрета
|
9.
|
Парижская коммуна
|
|
|
|
Луи Эжен Варлен,
Луиза Мишель,
Лео Френкель,
Ярослав Домбровский, Валерий Врублевский Петр Лавров
|
Урок сообщений с элементами дискуссии
|
|
Подготовка сообщений
|
10
|
Президент,
сохранивший республику – Авраам Линкольн (1809-1865)
|
|
|
|
Авраам Линкольн
(1809-1865)
|
Составление и представление исторического портрета в
соответствии с памяткой
|
|
Составление истор. портрета
|
11
|
Латинская Америка в
19-н.20 веков: время перемен.
|
|
|
|
Симон Боливар
|
Составление и представление исторического портрета в
соответствии с памяткой
|
|
Составление истор. портрета
|
12
|
Искусство 19 века в
поисках новой картины мира
|
|
|
|
Изобразительное
искусство.
Ф. Гойя,
Э.Делакруа,О.Домье, Г.Курбе, Ж.Милле, Э Мане, К. Моне, К. Писсарро, О.Ренуар,
П. Сезанн, П. Гоген, В.Ван Гог
|
Урок- аукцион
|
|
Подготовка презентаций и сообщений
|
13
|
Искусство 19 века в
поисках новой картины мира
|
|
|
|
Музыка.
Шуберт,Шопен,Верди,Бизе,Дебюсси
Кино. Люмьеры
|
Музыкальная гостиная
|
|
Подготовка презентаций и сообщений
|
14
|
Урок повторения
|
|
|
|
|
Составление кроссвордов, текстов « Кто есть кто?»
|
|
|
15-16
|
Итоговый урок по
новой истории
|
|
|
|
|
Интеллектуальная игра
|
|
|
|
История России
|
|
|
|
|
|
|
|
17
|
Вводный урок.
Основы проектировочной деятельности.
|
|
|
|
Знакомство с основами проектировочной деятельности
|
|
|
|
18
|
Метод проектов в
истории.
|
|
|
|
Знакомство с основами и особенностями проектировочной
деятельности в истории
|
|
|
|
19
|
Организация
проектировочной деятельности в классе
|
|
|
|
Обзор и выбор тем
проектов, формулирование проблемы и задач проектов
|
распределение по группам, работа в группах
|
|
|
20-25
|
Групповые и индивидуальные консультации по проектам
|
|
|
|
Представление
результатов индивидуальной и групповой работы. подготовка презентации
проектов
|
|
|
|
26
|
Герои Отечественной
войны 1812 года
|
|
|
|
|
Презентация и защита проекта
|
|
|
27
|
Декабристы
|
|
|
|
|
Презентация и защита проекта
|
|
|
28
|
Русские полководцы
19 века
|
|
|
|
|
Презентация и защита проекта
|
|
|
29
|
Народовольцы
|
|
|
|
|
Презентация и защита проекта
|
|
|
30
|
Российские
императоры 19 века
|
|
|
|
|
Презентация и защита проекта
|
|
|
31
|
Передвижники
|
|
|
|
|
Презентация и защита проекта
|
|
|
32
|
Урок повторения
|
|
|
|
|
Составление кроссвордов, текстов « Кто есть кто?»
|
|
|
33-34
|
Итоговый урок
|
|
|
|
|
Интеллектуальная игра
|
|
|
Учебно-методическое
и материально – техническое обеспечение курса:
Электронные и интернет-ресурсы
1.Виртуальный кабинет истории и обществознания: http://ant-m.ucoz.ru
2.Архив учебных программ и презентаций: http:// www.rusedu.ru.
3. Библиотека Максима Мошкова, исторический раздел: httр://www.lib.ги/НISТОRY
4. Старинная европейская литература: http:// www.lib.ги /INOOLD/
5. Российская государственная библиотека по искусству:
http:// www.artlib.ги
Литература
Тематическая литература по Новой
истории
Историография новой и новейшей истории
стран Европы и Америки.- М.,1977.
Историография истории нового времени
стран Европы и Америки.- М.,1992.
История Европы.-М,1994
Манфред А.З. Наполеон
Бонапарт.-М.,1980.
Тематическая литература по
истории России
Боханов А.Г. Император Александр III.- М.,1998.
История России в лицах:V-XXвв-М.,1997
Культура России: IX-XXвв.:учебное пособие.- М.,1996.
Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия:
политическая история России первой половины XIX столетия.- М.,1990.
Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция
в России: 1783- 1883.-М.,1986.
Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в
общественной борьбе до начала XX века.- М.,1986
ПлимактЕ.Г., Пантин И.К.Драма российских реформ и
революций.- М.,2000.
Предпринимательство и предприниматели России от истоков до
начала XX века.- М.,1997.
Российские самодержцы (1801- 1917).- М.,1991.
Русская художественная культура второй половины XIXв.: диалог с
эпохой.- М.,1996.
Томсинов В.А. Аракчеев.- М.,2003
Федоров В.А. Декабристы и их время.- М.,1992.
Федоров В.А. М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев.- М.,1997.
Цымбаев Н.И. Славянофильство.-М.,1986.
Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты.- М.,1991.
Технические средства обучения
Компьютер
Интерактивная доска
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.