Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа элективного курса для 11-х классов "Стилистика русского языка"

Рабочая программа элективного курса для 11-х классов "Стилистика русского языка"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №4 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА



«Утверждаю»

Приказ №________от ___________2015г.

«Согласовано»

«Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла»

Протокол №__ от _____2015г.

Директор гимназии

_________Е.А. Соколова

Заместитель директора по УВР

_________Е.Г. Ураксина

Председатель МО

___________Н.А. Пилезина



Рабочая программа

элективного курса профильного обучения

«Стилистика русского языка. Публицистический стиль»

для 11 класса

на 1 полугодие

Количество часов в год: 17

Направленность: пропедевтика вузовских дисциплин

Составлено на основе: авторской программы О.А. Мазневой и И.М. Михайловой «Стилистика. 10-11 класс», М.: Вентана-Граф, 2008













Составлено учителем русского языка и литературы Н.А. Пилезина



САМАРА, 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цели программы

Рабочая программа данного элективного курса ориентирована на выработку

навыков анализа текста публицистического стиля, редактирования и написания текстов публицистического стиля. Анализ содержания и формы текстов публицистического стиля делает возможным выработку модели лингвистического поведения, который позволяет сформировать грамотность речи в практической деятельности.


Цели курса:

  • углубление, расширение и закрепление основных понятий науки о языковых стилях, культуре речи;

  • развитие навыков анализа текста публицистического стиля, определения речевых ошибок в словоупотреблении, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических средств русского языка;

  • развитие навыков стилистической правки текста;

  • развитие речевой культуры старшеклассника,


Планируемые результаты программы

В результате усвоения программы обучающиеся должны

знать:

  • основные понятия курса «Стилистика. Публицистический стиль», предметную терминологию;

  • особенности публицистического стиля речи;

  • виды языковой и речевой норм:

  • основные приемы анализа текста.

уметь:

  • выявлять речевые и языковые ошибки в тексте;

  • различать тексты разных жанров публицистического стиля;

  • составлять мини-тексты заданной стилистической направленности.


Описание способов оценки планируемых результатов

Достигнуть планируемых результатов помогут следующие виды контроля:

  1. Выполнение практических заданий (устных и письменных); контроль владения понятиями курса «Стилистика. Публицистический стиль»: публицистический стиль речи, языковая и речевая нормы, коммуникативные качества; оперируют названными понятиями, используют в речи.

  2. Анализ публицистического текста.

  3. Создание документа, статьи (эссе) и др.

  4. Самоконтроль собственного текста.


Критерии выполнения зачетной работы по курсу:


Низкий (репродуктивный) уровень:

  • умение различать тексты разной стилистической направленности, выделять их основные особенности;

  • умение выделять ненормированную речь; определять стилистическую окраску слов (диалекты, просторечие, жаргонизмы и др.); умение различать книжную и разговорную лексику (2 балла)


Средний (стандартный) уровень:

  • составление текста по образцу (алгоритму).

  • умение различать языковую и речевую нормы.

  • владение основными приемами создания документа, алгоритм конструирования текста. (3 балла)


Высокий (творческий) уровень:

  • оценка уместности в тексте стилистически окрашенных слов.

  • анализ текста с точки зрения коммуникативных качеств речи. (4 балла)


Описание принципиальных способов получения образовательных результатов


Большое место отводится разнообразным видам самостоятельной работы: работа с текстом (ознакомительный анализ, создание вторичного текста, тезисов, составление конспектов, разверну того плана и т.п.). Организуются наблюдения над речью, определяются элементы -текстов разной стилистической направленности, особенности стилистической разновидности окраски слов, создаются алгоритмы работы с текстом (например, для конструирования стандартного документа), выявляются основные виды языковой и речевой норм. Наряду с углубленным освоением теоретического материала ученики анализируют публицистические компоненты текстов разных жанров, содержащиеся в них художественные приемы, риторические фигуры, работают с текстами как редакторы (определяют языковые и речевые недочеты, ошибки, анализируют текстовый материал с точки зрения логики, точности словоупотребления, благозвучия, уместности речевых оборотов и др.).




Характеристика ресурсов, необходимых для реализации курса


Для реализации программы необходимы следующие ресурсы:


дидактические

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис, 2010.

  1. Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка. Практика. М.: Флинта, 2003.

  2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис, 2010.

  3. Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка. Практика. М.: Флинта, 2003.

  4. Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Эдиториал, 2004.

  5. Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка. М.: Академия, 2010.

  6. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2003.

  7. Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио. М.: Аст, 2004.

  8. Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Эдиториал, 2004.

  9. Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка. М.: Академия, 2010.

  10. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2003

  11. Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио. М.: Аст, 2004.


материальные - наличие в кабинете словарей и справочной литературы по стилистике русского языка, мультимедийное сопровождение элективного курса.






СОДЕРЖАНИЕ


Тема / Раздел

Единицы содержания

Цели обучения

Кол-во

уроков

Контроль

Виды деятельности

учащихся


Публицистический

стиль


Общая характеристика

Общая характеристика текстов публицистического стиля

Жанры публицистического стиля.

Информационная заметка

Жанр репортажа

Жанр публицистической статьи

Очерк как жанр

публицистического стиля

Жанры публицистического

стиля.

Фельетон, эссе, реклама

Жанры публицистического стиля.

Устные жанры публицистического стиля.

Интервью

Публичная дискуссия, диспут

Устное публичное выступление


Проанализировать языковые

средства и текстовые

особенности произведений

публицистического стиля.

Научить писать

информационную заметку,

статью, очерк, фельетон, эссе.

Выяснить особенности

рекламы как одной из

разновидностей

публицистического стиля.

Учить публичному

выступлению, правилам

проведения интервью, диспута,

дискуссии


17


Анализ

текста

Репортаж

Очерк

Статья

Эссе

Выступление

Интервью

Контрольная

работа


1. Работа в парах

2. Коллективная

работа

3. Самостоятельная

работа

4. Тестирование

5. Взаимообъяснение

6. Взаимные вопросы

и задания в группах

7. Составление

словаря терминов и

понятий






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Тема / Раздел

Кол-во уроков

Сроки прохождения

Тема урока

Цели обучения

Икт

1.

Публицистический стиль

1

07.09

Публицистический стиль. Общая характеристика

Дать общую характеристику произведений публицистического стиля. Проанализировать средства и текстовые особенности


2.


1

14.09

Общая характеристика текстов публицистического стиля

Дать общую характеристику произведений публицистического стиля. Проанализировать средства и текстовые особенности

3.


1

21.09

Редактирование текстов публицистического стиля

Учить редактировать тексты публицистического стиля, учитывая их жанровое своеобразие

4.


1

28.09

Жанры публицистического стиля.

Познакомить с многообразием жанров публицистического стиля

http://school-collection.edu.ru

5.


1

05.10

Информационная заметка

Учить писать информационные заметки на разные темы (экономика, политика, экология, образование и т.р.

6.


1

12.10

Жанр репортажа

Познакомить со спецификой жанра репортажа (Что? Где? Когда? Событие? Герой?)

http://school-collection.edu.ru

7.


1

19.10

Жанр публицистической статьи

Учить писать публицистическую статью на заданную тему

8.


1

26.10

Очерк как жанр публицистического стиля

Познакомить с очерком как жанром публицистического стиля

9.


1

09.11

Жанры публицистического стиля. Фельетон, эссе, реклама

Учить писать фельетон, ессее, рассмотреть особенности рекламы как жанра публицистического стиля

http://school-collection.edu.ru

10.


1

16.11

Жанры публицистического стиля. Повторение

Повторить основные сведения, полученные учащимися при знакомстве с различными жанрами публицистического стиля

http://school-collection.edu.ru

11.


2

23.11

Устные жанры публицистического стиля. | Публичное выступление

Учить устному публичному выступлению на заданную тему (глубина раскрытия темы, яркость эмоциональной речи)

12.

1

30.11

Интервью

Учить умению брать интервью (вопросно- ответная форма общения с интервьюером)



13.


1

07.12

Публичная дискуссия, диспут

Учить вести публичную дискуссию, диспут на основе принципа толерантности



14.


2

14.12

Устное публичное выступление

Закрепить навык устного публичного выступления


15.


1

21.12

Контрольная работа

Проконтролировать уровень сформированности личностно- ориентированной компетенции






Рабочая программа элективного курса для 11-х классов "Стилистика русского языка"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели программы

Рабочая программа данного элективного курса ориентирована на выработку

навыков анализа текста публицистического стиля, редактирования и написания текстов публицистического стиля. Анализ содержания и формы текстов публицистического стиля делает возможным выработку модели лингвистического поведения, который позволяет сформировать грамотность речи в практической деятельности.

Цели курса:

  • углубление, расширение и закрепление основных понятий науки о языковых стилях, культуре речи;
  • развитие навыков анализа текста публицистического стиля, определения речевых ошибок в словоупотреблении, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических средств русского языка;
  • развитие навыков стилистической правки текста;
  • развитие речевой культуры старшеклассника,
Автор Пилезина Наталья Александровна
Дата добавления 07.12.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 376
Номер материала MA-063026
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы