Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №19
Города Димитровграда Ульяновской области
«Утверждаю» «Согласовано»
«Рассмотрено»
Директор МАОУ «СОШ №19» Зам.директора по УВР
на заседании ШМО
( Н.А. Дегтярева) (Л.Ю.
Ермильева) Протокол №______
от
«____»__________2013г
«____» __________2013г. «____»
__________2013г. Председатель ШМО
Внеурочная деятельность.
Общеинтеллектуальное направление.
Программа кружка «Занимательная информатика»
Составила
Учитель информатики
МОУ «СОШ №19»
Нехожина Е.П.
2013 год
Пояснительная записка
Современный период развития информационного общества
массовой глобальной коммуникации характеризуется масштабными изменениями в
окружающем мире, влекущими за собой пересмотр социальных требований к
образованию, предполагающими его ориентацию не только на усвоение обучающимся
определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и
созидательных способностей.
Большими возможностями в развитии личностных ресурсов
младших школьников обладает пропедевтическая подготовка в области информатики и
ИКТ, причем не только ее технологический аспект, связанный с овладением
практическими умениями и навыками работы со средствами ИКТ, но и теоретический
аспект, способствующий формированию мировоззренческих, творческих и
познавательных способностей учащихся.
Цели и задачи программы
Программа внеурочной деятельности «Занимательная
информатика» предназначена для учащихся 5 классов и нацелена на: развитие
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их
образного, алгоритмического и логического мышления; воспитание интереса к
информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения
другим предметам и в жизни; формирование общеучебных умений и навыков на
основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями
работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и
осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять
и оценивать ее результаты.
Для достижения комплекса поставленных
целей в процессе изучения программы «Занимательная информатика» необходимо
решить следующие задачи:
·
включить в учебный процесс
содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений
информационно-логического характера;
·
создать условия для
овладения основными универсальными умениями информационного характера;
·
сформировать у учащихся
умения организации собственной учебной деятельности;
·
сформировать у учащихся
умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения
знаний;
·
организовать работу в
виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками
исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления
объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
·
создать условия для
овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми.
Методы и формы решения поставленных задач
В обучении младших
школьников наиболее приемлемы комбинированные занятия, предусматривающие смену
методов обучения и деятельности обучаемых. С учетом данных о распределении
усвоения информации и кризисах внимания учащихся на занятии, рекомендуется
выделять следующие основные его этапы:
1) организационный момент;
2) активизация мышления и
актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания,
сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу);
3) объяснение нового
материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов
и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией. На этом этапе
учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя
традиционные и электронные наглядные пособия. Учитель в процессе беседы вводит
новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости
переходящий в игру или в дискуссию. В беседе с учениками подробно обсуждается
решение ключевой задачи; ученикам предлагаются одна или несколько задач,
решение которых предполагает применение полученных знаний и умений в
стандартной ситуации. Широко применяются разнообразные формы записи решений
алгоритмических задач: описание на естественном языке; списки; таблицы; схемы;
презентации; файлы с решением, полученным в виртуальной лаборатории. В
зависимости от уровня подготовленности учеников им могут быть предложены задачи
разного уровня сложности; подборки такого рода задач, ранжированные по уровню
сложности, имеются в сборниках [2], [3];
4) на заключительном этапе
ученикам предлагается задача, решение которой предполагает применение
полученных знаний и умений в новой ситуации. Правильность полученного учеником
решения может быть организована в форме его публичного обсуждения;
5) подведение итогов
занятия.
Обязательным условием
организации программы внеурочной деятельности «Занимательная информатика»
является использование ИКТ на этапе решения задач и для представления
полученных решений, что способствует развитию соответствующих навыков
информационной деятельности. Предполагается широкое использование виртуальных
лабораторий «Переправы», «Разъезды», «Переливания», «Черные ящики»,
«Перекладывания» и «Взвешивания»[1],
обеспечивающих учащемся возможность манипулировать экранными объектами,
наблюдать динамику решения, повторять найденное решение, осмысливать его и
пытаться найти ошибки или более рациональное решение и т.д.; подробные
методические рекомендации по работе в виртуальных лабораториях приведены в
книге [4]. Кроме того, предполагается использование графического редактора Paint
для организации мини-исследований и редактора презентаций PowerPoint
для создания анимированный решений задач и представления полученных
результатов.
Разработка анимированных
решений задач может быть организована в форме мини-проектов (индивидуальных,
парных, групповых).
Формы контроля и возможные варианты его проведения
В рамках занятий внеурочной деятельностью
целесообразен перенос акцента с оценки на самооценку, смещение акцента с того,
что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по изучаемой
теме. Это обеспечивает личностно-ориентированный подход к обучению и может быть
реализовано в форме сбора портфолио – коллекции работ учащегося,
демонстрирующей его усилия, прогресс или достижения в области решения
логических, алгоритмических и иных задач по информатике.
По завершении изучения крупных тем или в конце
учебного года целесообразно проведение нескольких занятий в форме конференции,
где бы каждый ученик или группа учеников могли представить оригинальное решение
задачи, по заинтересовавшей их тематике.
Учебно-тематический план
№
|
Название темы
|
Количество часов
|
общее
|
теория
|
практика
|
1
|
Решение
логических задач в графическом редакторе Paint
|
6
|
3
|
3
|
2
|
Табличный
способ решения логических задач
|
6
|
3
|
3
|
|
Решение
логических задач путем рассуждений
|
6
|
3
|
3
|
3
|
Решение
алгоритмических задач
|
10
|
5
|
5
|
4
|
Решение
задач на выявление закономерностей
|
4
|
2
|
2
|
|
Решение
комбинаторных задач
|
6
|
3
|
3
|
|
Решение
задач на «эйлеровы круги»
|
4
|
2
|
2
|
|
Решение
арифметических задач
|
6
|
3
|
3
|
|
Решение
задач по темам счисления
|
4
|
2
|
2
|
|
Решение
лингвистических задач
|
4
|
2
|
2
|
|
Разработка
выигрышных стратегий
|
6
|
3
|
3
|
5
|
Подготовка
итогового проекта и его защита
|
6
|
3
|
3
|
|
Резерв
|
2
|
1
|
1
|
|
Итого:
|
70
|
35
|
35
|
Содержание программы внеурочной деятельности
«Занимательная информатика»
Решение логических задач в графическом редакторе Paint
Решение
головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий.
Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint.
Табличный способ решения логических задач
Объект
и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного
соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи,
требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие
составления двух таблиц типа ООО.
Решение логических задач путем рассуждений
Индукция.
Дедукция.
Задачи
о лжецах. Логические выводы.
Решение алгоритмических задач
Задачи
о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о
перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.
Решение
задач в виртуальных лабораториях.
Разные
способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с
описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций.
Выявление закономерностей
Выявление
«лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и
других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков».
Работа
в виртуальной лаборатории.
Решение комбинаторных задач
Подходы
к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения
комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.
Решение задач на «эйлеровы круги»
Обозначение отношений между объемами понятий посредством
кругов. Анимированное решение задач в редакторе
презентаций.
Решение арифметических задач
Задачи
на определение чисел по их сумме и отношению,
Решение задач по темам счисления
Изучение
правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления.
Решение лингвистических задач
Классификация
лингвистических задач. Анимированное решение задач в редакторе презентаций.
Применение графических иллюстраций для решения задач. Решение задач в
графическом редакторе Paint.
Разработка выигрышных стратегий
Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры,
оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия
выигрышной стратегии.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные
образовательные результаты, достигаемые в процессе занятий внеурочной
деятельностью в курсе «Занимательная информатика»:
·
владение основными
общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и
ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное
достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для
сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных;
подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных
связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
·
владение умениями
организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как
постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того,
что требуется установить; планирование – определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на
подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для
достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование –
предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его
соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или
несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых
дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка –
осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная
задача;
·
владение основными
универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование
проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
·
владение информационным
моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать
объект из чувственной формы в пространственно-графическую или
знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные
структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы,
схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости
от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
·
владение базовыми навыками
исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение
способами и методами освоения новых инструментальных средств;
·
владение основами
продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми:
умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной
собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную
деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед
аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной
жизни.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения
для программы внеурочной деятельности
«Занимательная информатика»
1.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г.
Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
2. Босова
Л.Л. Развивающие задачи по информатике (задачник). — М: Образование и
информатика, 2000. – 98 с.
3. Цветкова
М.С., Курис Г.Э. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе:
методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 355 с.
4.
Босова Л.Л., Босова А.Ю.,
Погребняк Л.А. Практикум по компьютерной графике для младших школьников //
Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №
5–2009. – М.: Образование и Информатика, 2009.
5.
Босова Л.Л. Графический редактор Paint как инструмент развития логического мышления // М.: ИКТ в образовании
(приложение к Учительской газете). 2009. № 12.
6.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
7.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
8. Босова
Л.Л. Преподавание информатики в 5–7 классах / Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009. — 342 с.
9.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных
ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
10. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
11.Операционная система
Windows XP
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.