МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
Рассмотрено
на МО Согласовано Утверждаю
«____»________2015г.
«___»_______2015г. «___»__________2015г.
Руководитель
МО Зам.директора по УВР Директор школы
_________________
_________________ _________________
(Егеньязова
Г.М.) (Ахламова И.И.) (Воронкова А.В.)
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по
информатике и ИКТ
на 2015 – 2016 учебный год
Ф.И.О. учителя Газимагомедова
Зайнаб Рамазановна
Категория подтверждение занимаемой
должности
Класс 10
Рассмотрено
на
педагогическом
совете
№ 1
31.08.2015г
п.Затеречный
2015г.
Пояснительная
записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной
программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена
приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение
базового курса информатики и ИКТ учащимися 10 класса в течение 35 часов (из
расчета I час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта основного общего образования по информатике и
информационным технологиям.
Информатика - в настоящее время одна из
фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный
подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и
средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации;
стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической
деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы
является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует
смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует
отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых
программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей
школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные
информационные системы, связанные с информационными процессами, и
информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это позволяет:
• обеспечить преемственность курса информатики
основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в
основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках
базового уровня старшей школы);
• систематизировать знания в области информатики и
информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом
выбранного профиля обучения;
• заложить основу для дальнейшего профессионального
обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по
преимуществу, системный характер;
• сформировать необходимые знания и навыки работы с
информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при
изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы
строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном
стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии
можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные
процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы
управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в
явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Для реализации программы имеется оборудованный кабинет
информатики с 9 компьютерами, имеющих доступ в Интернет, установленными
лицензионными программами, учебно-методическая и справочная литература,
учебники и рабочие тетради, электронные учебные пособия и энциклопедии,
раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ,
комплект плакатов, УМК под редакцией Семакина И.Г.
Количество часов на учебный год: 35 в неделю: 1
Плановых контрольных уроков: 8
Учебно-методический
комплект:
1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ.
Базовый уровень. 10-11 класс. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по
информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс.
- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Дополнительно: 3. Единая коллекция ЦОР 8-11 кл.
Семакин И.Г.. М., Бином, 2009.
Изучение
информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад
информатики в формирование современной научной картины мира, роль
информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать,
преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя
при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при
изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и
средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению
этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных
технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том
числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в
изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения
информационных систем, преимущественно автоматизированных.
Изучение курса предполагает наличие в школе
компьютерного класса и включение практической работы на компьютерах в общее
количество учебных часов. Программой предполагается проведение
непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку
отдельных технологических приемов, и практикумов -интегрированных практических
работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата,
осмысленного и интересного для учащихся.
При проведении уроков используются беседы, практикумы,
работа в группах, деловые игры, самостоятельные работы и исследования.
Итоговый контроль проводится в форме контрольной
работы. Материалы контроля представлены в приложении.
Содержание
тем учебного курса
Тема
1. «Информация» (7 часов)
Предмет изучения информатики. Структура предметной
области информатика. Философские проблемы понятия информации. Теория
информации. Методы измерения информации. Информационное моделирование. Теория
алгоритмов. Системы искусственного интеллекта. Методы представления знаний.
Средства информатизации: технические и программные. Информационные технологии.
Автоматизированное проектирование. Геоинформационные технологии. Информационные
ресурсы. Рынок информационных ресурсов. Национальные информационные ресурсы
России.
Требования
к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать: предмет изучения
информатики, структуру предметной области информатика; понятие теоретической
информатики и основные рассматриваемые в ней вопросы; иметь представление о
средствах информатизации: технических и программных; понятие информационных
технологий, информационных ресурсов и их классификацию; рынка информационных
ресурсов и принцип его действия; характеристику национальных информационных
ресурсов России.
Учащиеся должны уметь: составлять
алгоритмы; характеризовать технические и программные средства; перечислять
основные технические устройства, обслуживающие современные системы информатизации
и их функции; характеризовать виды информационных ресурсов России. Уметь
работать с приложениями Windows, текстовым редактором.
Тема 2.
Информационные процессы в системах (9 часов)
Понятие системы. Информационные процессы в
естественных и искусственных системах. Хранение информации. Передача
информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка
информации. Поиск данных. Защита информации.
Требования
к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать: понятие системы,
как происходят информационные процессы в естественных и искусственных системах,
процесс хранения и передачи информации, автоматическую обработку информации,
основные понятия WWW: Web - страница, Web - сервер, гиперссылка, протокол, Web
- сайт, Web - браузер; HTML; как работает поисковая служба интернета, правила
поиска информации в WWW.
Учащиеся должны уметь: характеризовать
технические ресурсы; работать с браузером WWW; пользоваться поисковыми службами
интернета.
Тема
3. Информационные модели (11 часов)
Компьютерное информационное моделирование:
информационные модели, этапы разработки компьютерной информационной модели.
Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект,
подсистема. Типы связи и системы управления: естественные и искусственные системы.
Структура ситемы управления. Графы и сети, их свойства. Иерархические структуры
и деревья. Табличная организация данных. Решение задач информационного
моделирования.
Требования
к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать: понятие
компьютерной информационной модели; основные понятия системологии: система,
структура, подсистема, системный эффект; знать понятия естественных и
искусственных систем, систем управления, их отличия; определение и свойства
графа, понятие иерархической структуры.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры
систем и структур, уметь выделять подсистемы в системах; строить графы и сети
для решения конкретных информационных задач; выбирать рациональный способ
представления информации с помощью различных структур.
Программно-технические
системы реализации информационных процессов (8 ч.)
Требования
к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать: этапы развития
компьютерной научно-технической революции; технические ресурсы интернета:
понятия провайдер, хост-компьютер, IP-адрес, каналы связи и их характеристики;
программные ресурсы интернета; знать как работает сеть; протоколы TCP и
1Р;какие услуги предоставляет интернет: коммуникационные службы интернета
(электронная почта, служба телеконференций, форумы прямого общения) и информационные
службы интернета (служба передачи файлов, WWW); основные понятия WWW: Web -
страница, Web - сервер, гиперссылка, протокол, Web - сайт, Web - браузер; HTML;
как работает поисковая служба интернета, правила поиска информации в WWW. Учащиеся
должны уметь: характеризовать технические ресурсы; работать с браузером
WWW; пользоваться поисковыми службами интернета, создавать Web- страницы.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В
результате изучения данного предмета в 10 классе учащийся должен:
знать/понимать
• основные технологии создания, редактирования,
оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с
помощью современных программных средств информационных и коммуникационных
технологий;
• назначение и виды информационных моделей, описывающих
реальные объекты и процессы;
• назначение и функции операционных систем;
• назначение и функции используемых информационных и
коммуникационных технологий;
уметь
• оперировать различными видами информационных
объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с
реальными объектами;
• распознавать и описывать информационные процессы в
социальных, биологических и технических системах;
• использовать готовые информационные модели,
оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оценивать достоверность информации, сопоставляя
различные источники;
• осуществлять выбор и строить информационные
компьютерные модели для решения поставленных задач;
• искать информацию с применением правил поиска
(построения запросов) в компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по
различным учебным дисциплинам;
• создавать Web-страницы;
• создавать информационные объекты сложной структуры,
в том числе гипертекстовые;
• иллюстрировать учебные работы с использованием
средств информационных технологий;
• следовать требованиям техники безопасности,
гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных
и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
• эффективного применения информационных
образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
• ориентации в информационном пространстве, работы с
распространенными автоматизированными информационными системами;
• автоматизации коммуникационной деятельности;
• создания информационных объектов, в том числе для
оформления результатов учебной работы;
• эффективной организации индивидуального
информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
• использования информационных ресурсов общества с
соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень
практических работ в 10 классе
Практическая
работа № 1
«Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов.»
Практическая
работа № 2
«Создание, редактирование и форматирование документов.»
Практическая
работа № 3
«Интернет: сохранение загруженных Web-страниц»
Практическая
работа № 4
«Создание и запись алгоритмов»
Практическая
работа № 5
«Интернет: работа с поисковыми системами»
Практическая
работа № 6
«Интернет: создание Web-сайта с помощью Microsoft Word»
Практическая
работа № 7
«Создание собственного сайта»
Практическая
работа № 8
«Поиск информации в геоинформационных системах»
Практическая
работа № 9
«Создание таблицы, содержащей числа, текст, формулы»
Практическая
работа № 10 «Относительные
и абсолютные ссылки»
Практическая
работа № 11
«Реализация простых запросов с помощью конструктора»
Практическая
работа № 12
«Встроенные математические и логические функции.»
Практическая
работа № 13
«Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков»
Практическая
работа № 14
«Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов»
Формы
организации учебного процесса:
• индивидуальные;
• групповые;
• индивидуально-групповые;
• фронтальные;
• практикумы. Формы контроля ЗУН (ов);
• наблюдение;
• беседа;
• фронтальный опрос;
• опрос в парах;
• практикум.
Место
предмета в базисном учебном плане
Курс рассчитан на изучение в 10 классе общеобразовательной
средней школы. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки
учащихся данного возраста. Курс изучается по одному варианту планирования
учебного времени: минимальный вариант базового курса - 70 учебных часов.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание
предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по
темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и
разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет
необходимый набор форм учебной деятельности.
Место
курса в решении общих целей и задач на III ступени обучения.
Информационные процессы
и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения
на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных
направлений информатизации образования является развитие содержания и методики
обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе
непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации
современного общества. В соответствии со структурой школьного образования
вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая
структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как
систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области
информатики и информационно - коммуникационных технологий.
Основным предназначением образовательной области
«Информатика» на III ступени обучения базового уровня являются получение
школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать
примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека,
живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное,
устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку
осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться,
формировать основы научного мировоззрения.
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
Компьютер - универсальное
устройство обработки информации; основная конфигурация современного
компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение,
качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к
компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой
грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя,
возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу,
эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию,
найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений
необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно
использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства,
обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым
информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации - наушники для
индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным
усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного
ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и
разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и
звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп;
аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный
процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто
входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Технические средства
обучения
1. Рабочее место ученика (системный
блок, монитор, клавиатура, мышь).
2. Наушники (рабочее
место ученика).
3. Рабочее место учителя
(системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
4. Колонки (рабочее место
учителя). Микрофон (рабочее место учителя).
5. Проектор.
6. Лазерный принтер
черно-белый.
7. Лазерный принтер
цветной.
8. Сканер.
9. Цифровая фотокамера.
10. Модем ADSL
11. Локальная
вычислительная сеть.
Программные средства
1. Операционная система Windows ХР.
2. Файловый менеджер
Проводник (входит в состав операционной системы).
3. Растровый редактор Paint (входит в состав
операционной системы).
4. Простой текстовый
редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
5. Мультимедиа
проигрыватель Windows Media (входит в состав
операционной системы).
6. Программа Звукозапись
(входит в состав операционной системы).
7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав
операционной системы).
8. Браузер Internet Explorer (входит в состав
операционной системы).
9. Антивирусная
программа.
10.Программа-архиватор WinRar.
11.Клавиатурный тренажер
«Руки солиста».
12.Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее
текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим
редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления
базами данных Microsoft Access.
13. Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.
14. Система оптического
распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
15. Система
программирования TurboPascal.
16. Программа
интерактивного общения ICQ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.