Главная / Биология / рабочая программа

рабочая программа

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе :

  • федерального государственного образовательного стандарта ООО;

  • примерной программы по биологии, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО;

  • учебного плана МБОУ «Сосново-Озёрская средняя общеобразовательная школа №1»

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта ООО;

  • Преподавание курса «Общая биология» в 8классе ведётся по Программе основного общего образования по биологии..

Программа курса «Человек и его здоровье» в 8 классе рассчитана на 70 часов, т.е. 2часа классных занятий в неделю.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Ожидаемый результат: -Формирование целостного восприятия органического мира;

-формирование практической значимости биологических знаний.

Ведущие идеи курса биологии - идеи эволюции органического мира, разноуровневой организации живой природы, взаимосвязи в биологических системах и природной среде – определяют содержание, структуру школьного курса биологии, последовательность развития основных понятий

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.


НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Отслеживание результатов проводится через различные формы контроля:

- тематический;

- итоговый;

- групповой;

- фронтальный;

- индивидуальный;

- текущая аттестация (проверочные и самостоятельные письменные работы;практические работы;тестирование;зачеты;контрольные работы;срезовые работы);

- промежуточная аттестация (тестирование;контрольные работы;защита реферата;защита проекта;защита научно – исследовательской работы)

формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по  биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,  конкурсах и т.д.)

Основные методы работы и формы: словесные (рассказ, лекции, семинары, зачеты, эвристическая беседа, путешествие, конференция и др.), практические( проектная деятельность, ИКТ, творческие задания, рефераты, доклады, поделки, модели, лабораторная работа и т.д.), наглядные( опыт, эксперимент, демонстрация, работа с видеофильмами, интернет-ресурсами), исследовательские, словесный, описательный, проблемные, частично-поисковые, групповые , элементы модульного обучения, индивидуальные.

Технология уровневой дифференциации предусматривает:

  • Базовый уровень обеспечивается в виде обязательных результатов обучения (ОРО), реально усвоенном школьником.

  • ОРО посильны и доступны всем школьникам.

  • ОРО заранее известны и понятны школьнику.

  • Базовый уровень не увязан, с какой-либо методической схемой, обеспечивает гибкость и адаптивность обучения, дает возможность для эволюционного развития.

  • Обеспечивается учебная мотивация обучающихся.

  • Ученик имеет право на выбор уровня обучения. Наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки - «Возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного».

  • Ученик испытывает учебный успех.

Особенностями данной методики преподавания являются:

  • Блочная подача материала.

  • Работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения.

  • Наличие учебно-методического комплекта: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов (разноуровневые карточки), выделение обязательного материала в учебниках.

На основании требований Государственного образовательного стандарта содержание настоящей рабочей программы и ее календарно-тематического планирования предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе;

  • овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;

  • освоение общепредметных компетенций:

  1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

  2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это роль науки и религии в жизни человека.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, факты, процессы и объекты, закономерности и теории.

  1. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

  • Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.

  • Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

  • Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

  • Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.

  • Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

  • Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).

  • Определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.

  1. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире:

  • Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.

  • Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.

  • Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

  • Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.

  • Умение пользоваться сетью ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.

  • Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  1. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

  • Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  • Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

  • Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др).

  • Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

  1. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

  2. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.

  • Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

  • Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

  • Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

  • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

В разделе календарно-тематический план с целью реализации компетентностного подхода в образовании включена графа «Планируемый результат», в которым отражены умения и навыки учащихся по тем уровням:

  • воспроизведение и описание информации;

  • интеллектуальный уровень (реализация умений и навыков в стандартной ситуации);

  • творческий уровень (реализация умений и навыков в нестандартной ситуации).

В графе «Элементы содержания урока» отражена учебная информация программы по биологии базового уровня, а также дополнительные элементы содержания, повышенного уровня.

В графе «Планируемый результат» представлены требования у уровню подготовки обучающихся и отражены следующие уровни владения информации (в контексте деятельностного подхода в обучении):

  • воспроизведения и описания (репродуктивный уровень);

  • интеллектуальный (продуктивный) уровень;

  • творческий уровень.

В графе «Содержание учебно-познавательной деятельности» включены виды контроля, измерители уровней владения учебной информацией. В связи с этим календарно-тематическое планирование предусматривает следующие элементы учебно-познавательной деятельности: выполнение упражнений, обсуждение вопросов, анализ рисунков, схем и т.д.

Типы уроков:


Название

Структура

Вид учебных занятий

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

  • Подготовка учащихся к усвоению.

  • Изучение нового материала.

  • Первичная проверка усвоения знаний.

  • Первичное закрепление знаний.

  • Контроль и самопроверка знаний

  • Подведение итогов урока

  • Информация о домашнем задании.

Лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум.

Урок закрепления знаний

Логика закрепления знаний:

  • Актуализация опорных знаний.

  • Определение границ (возможностей) применения этих знаний.

  • Пробное применение знаний.

  • Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.

  • Упражнения с переносом знаний в новые условия.

Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Логика - процесса комплексного применения ЗУН:

  • Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.

  • Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

  • Усвоение образца комплексного применения ЗУН.

  • Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.

  • Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

Практикум, лабораторная работа, семинар.

Урок обобщения и систематизации знаний

  • Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы.

  • Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов.

  • Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися).

  • Подведение итогов, обобщение единичных знаний учителем

Семинар, конференция, круглый стол.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

  • Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания.

  • Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях.

  • Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия

Контрольная работа, зачет, общественный смотр знаний.

Этапы урока:

Актуализация прежних знаний. Практически этот этап осуществляется или в виде проведения опроса или в виде индивидуальной работы по карточкам. В то же время на этом этапе активизировались многие компоненты внутренней структуры урока: учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д. Кроме того, в процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Иначе говоря, на этапе актуализации применяются такие структуры, средства и приемы, какие способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

Формирование новых понятий и способов действий. На этом этапе используются основные приемы мыслительной деятельности учащихся и развиваются познавательные умения: вычленение, сличение, анализ, синтез, выявление противоречий, постановка вопросов, формулирование проблемы, выдвижение гипотез и пр. В это же время развиваются многие составляющие учебной деятельности (планирующие, исполнительские и др. действия). Здесь применяются приемы побуждения, общения в соответствии со структурой учебной деятельности учащегося и ее мотивационным обеспечением.

Применение-формирование умений и навыков. На этом этапе происходит самостоятельная переработка информации и впечатлений, в результате которой формируются умения применять усвоенные способы действий. На этом этапе целенаправленно создаются условия для появления у ученика способов деятельности, которым его не обучали, когда он самостоятельно открывает для себя новое. Учитель дает задания на применение знаний в незнакомой ситуации, организует эвристическую беседу, самостоятельную работу творческого характера.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

В результате изучения биологии ученик 8 класса должен

Знать/понимать

  • биологические и социальные факторы антропогенеза;

  • основные этапы эволюции человека, их особенности;

  • клеточное строение организма, строение животной клетки, функции частей и органоидов клетки;

  • строение и значение тканей; органы и системы органов;

  • строение и роль эндокринного аппарата в организме человека;

  • основные функции эндокринных желез;

  • основные отделы скелета (кости) и группы мышц;

  • состав и свойства костей, значение опорно-двигательного аппарата; влияние физического труда и спорта на его формирование; роль двигательной активности в сохранении здоровья; меры предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия;

  • строение и функции нервной системы, ее частей; нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга;

  • роль нервной системы в регуляции функций организма человека, в согласованной деятельности органов и связи организма с окружающей средой; роль вегетативной (автономной) нервной системы, коры больших полушарий, отделов мозга;

  • основные компоненты внутренней среды организма, значение и строение форменных элементов крови;

  • сущность понятий иммунитет, инфекционные заболевания, значение предупредительных прививок и лечебных сывороток, правила личной и общественной гигиены, выполнение которых предупреждает распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний;

  • строение органов кровообращения;

  • сущность понятий пульс, кровяное давление; изменение крови в кругах кровообращения; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу;

  • строение и функции органов дыхания, их взаимосвязь; изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу; меры профилактики заболеваний органов дыхательной системы;

  • состав пищи человека и воль пищевых компонентов в жизнедеятельности организма;

  • сущность и значение питания и пищеварения, строение и функции органов пищеварительной системы, роль пищеварительных желез и ферментов в пищеварении, сущность и значение процесса всасывания;

  • роль нервно-гуморальной регуляции процессов пищеварения, методы изучения пищеварения;

  • гигиенические требования к составу пищи; меры профилактики зубных и желудочно-кишечных заболеваний; влияние курения, алкоголя, наркотиков на функционирование пищеварительной системы;

  • суть и значение обмена веществ и энергии;

  • анатомо-физиологические и гигиенические понятия о пластическом и энергетическом обмене, значении питательных веществ, витаминах и авитаминозах, нормах питания;

  • роль и значение мочевыделительной системы, особенности ее строения;

  • строение кожи, ее функции; относительное постоянство температуры тела человека; значение закаливания организма; гигиенические требования к коже, одежде, обуви; меры предупреждающие перегревание и переохлаждение организма;

  • сущность процесса оплодотворения и его значение; развитие зародыша и плода в матке; роль половых желез в жизнедеятельности организма; преимущества полового размножения перед бесполым; гигиенические требования к режиму будущей матери; вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье и потомство;

  • органы чувств человека в восприятии и анализе (различении) раздражений окружающей среды; их взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельностью человека;

  • особенности высшей нервной деятельности человека, ее значение в восприятии окружающей среды, ориентацию в ней;

  • значение профилактики утомления, активного отдыха, сна, вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему;

Уметь

Объяснять:

  • совершенствование человека в процессе эволюции (предшественники людей – ископаемые вымершие обезьяны, древнейшие и древние люди);

  • значение внутренней среды организма, ее компонентов, объяснять состав крови, функции ее форменных элементов;

  • взаимосвязь строения и функции органов дыхания;

  • биологическую роль обмена веществ, витаминов, общебиологические понятия о клеточном строении и обмене веществ организма, о связи организма со средой;

  • почему заболевания почек оказывают очень серьезное влияние на здоровье человека, необходимость соблюдения гигиены почек; почему злоупотребление острой пищей, алкоголем приводит к поражению почек.

  • свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения, способность частей анализаторов различать раздражения, взаимосвязь органов чувств (анализаторов).

  • Роль безусловных рефлексов в развитии врожденных форм поведения, значение безусловных и условных рефлексов и их сущность; психическую деятельность человека как функцию мозга; понятия потребность организма, психика человека, память, внимание, характер, личность, темперамент.

Сравнивать:

  • строение нервной системы человека и животных;

  • черты строения зародыша и плода млекопитающих животных и человека;

Раскрывать:

  • особенности строения и функции отдельных частей органоидов клетки человека, тканей всех типов; взаимосвязь органов и систем органов в поддержании гомеостаза организма человека;

  • сущность понятий дыхание, жизненная емкость легких, процесс газообмена в легких и тканях;

Характеризовать:

  • черты приспособленности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, и приводить примеры;

  • строение костей, типы их соединений, работу мышц;

  • торможение как результат нервной регуляции, координирующей движение;

  • гигиену органов зрения и слуха, обоняния и вкуса;

  • поведение, рефлекторную теорию поведения, роль условного торможения.

Называть:

  • части и органы клетки человека, типы тканей, органы и системы органов;

Распознавать и описывать на таблицах, рисунках, моделях:

  • расы человека, их исторические формы;

  • части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей; основные органы;

  • основные железы внутренней секреции;

  • основные части нервной системы;

  • части опорно-двигательного аппарата (скелет, мышцы);

  • клетки крови (лейкоциты, эритроциты, тромбоциты);

  • органы кровообращения;

  • органы дыхания;

  • органы пищеварительной системы;

  • органы выделительной системы;

Владеть учебными умениями и навыками:

  • работы с учебником, книгой;

  • составлять таблицы, схемы;

Осуществлять:

  • самоконтроль, проводить наблюдения;

Оказывать:

  • первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах;

  • первую доврачебную помощь при кровотечениях; подсчитывать пульс, измерять артериальное давление;

  • первую доврачебную помощь при остановке дыхания;

  • первую доврачебную помощь при пищевых отравлениях и желудочно-кишечных заболеваниях;

  • первую доврачебную помощь при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции;

Соблюдать:

  • Правильную осанку;

  • Гигиенические требования;

  • Правила личной гигиены питания и зубной полости рта;

Показывать:

  • На своем теле, модели, скелете основные кости скелета;

Разъяснять:

  • процесс регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата, влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления;

  • приоритет отечественной науки в открытии витаминов, в исследовании обмена веществ в организме человека;

  • механизмы терморегуляции и закаливания;

Обосновывать:

  • основные гигиенические правила дыхания, вредное воздействие курения на органы дыхания;

  • основные гигиенические правила питания и пищеварения, вредное воздействие алкоголя, курения, наркотиков на пищеварение;

  • на конкретных примерах вред алкоголя и наркотиков для организма подростков;

Устанавливать:

  • связь между строением частей скелета и выполняемыми функциями;

  • взаимосвязь строения и функции кожи;

Доказывать:

  • сходство млекопитающих животных и человека;

  • эволюционное развитие человека с использованием эмбриологических данных.









Технологическая карта


Наименование разделов, тем, модулей

Всего часов

Тип урока


Характеристика

деятельности учащихся

Ожидаемый результат



д/з

Дата

Метапредметные результаты


По плану

По факту

предметные

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные




Раздел 1. Место человека в системе органического мира

1

Урок усвоения новых знаний

1.Самостоятельная работа с текстом учебника

2. Заполнение таблицы, карточки

3.Словарная работа

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки, доказывающие родство человека и животных.

Учащиеся должны уметь:

— анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.


способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;


выделение существенных признаков биологических объектов и процессов

Уметь: планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); работать в соответствии с поставленной задачей, планом;




Место человека в системе органического мира (

1.Место человека в системе органического мира

2.Особенности человека





1




2

Урок усвоения новых знаний

Объясняют место человека в системе органического мира. Выделяют существенные признаки, доказывающие родство человека и животных. Сравнивают особенности строения человекообразных обезьян и человека. Делают выводы

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.

Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью

Уметь: анализировать, сравнивать, обобщать, оформлять результаты логических операций в форме таблиц.

Реализация установок здорового образа жизни, формирование ответственного отношения к учению, труду; осознанного и уважительного отношения к коллегам, другим людям; формирование основ экологической культуры

работать с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме;

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию




Раздел 2. Происхождение человека (2 ч)

1.Происхождение человека

2.Этапы становления человека. Расы

2



1


1

Урок усвоения новых знаний

Объясняют биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Характеризуют основные этапы эволюции человека. Определяют характерные черты рас человека

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— биологические и социальные факторы антропогенеза;

— основные этапы эволюции человека;

— основные черты рас человека.

Доказывать: несостоятельность расизма

Объяснять: причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции.

объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции; работать с дополнительной литературой; рисовать эволюционное древо.

приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

Методом взаимообмена учебной информацией объяснять, донести учебный материал до собеседника по группе, парте, доказывать, защищать свои идеи




Раздел 3. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

1.Клеточное строение организма человека

2Ткани. Типы тканей и их свойства

3.Органы, системы органов организм


4






1



1



1

Урок усвоения новых знаний

Выявляют основные признаки человека. Характеризуют основные структурные компоненты клеток, тканей и распознают их на таблицах, микропрепаратах. Объясняют взаимосвязь строения и функций тканей; органов и систем органов в организме человека. Распознают на таблицах органы и системы органов человека, объясняют их роль в организме

Практические работы:

1.Изучение микроскопического строения тканей.

2.Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Предметные результаты обучения


Учащиеся должны знать:

— вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека.


Распознавать: на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки.

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, живым организмам, здоровью своему и окружающих;


раскрывать особенности строения и функций отдельных частей органоидов клетки человека; работать со световым микроскопом; готовить микропрепараты; выделять главное, логически мыслить.


формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, и общественной деятельности






комбинированный

1. Анализ рисунков и таблиц

2. Заполнение таблицы

3. словарная работа

4.Самостоятельная работа с текстом учебника и тетрадью

5.Тест

Предметные результаты обучения


Учащиеся должны знать:

— основные признаки организма человека.

Учащиеся должны уметь:

— узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;

— устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем.

Называть: органы, входящие в определенные системы, их функции.

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в обществе;


умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;


Уметь: самостоятельно работать с учебником и другими источниками знаний, логически мыслить

признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия




Контрольная работа №1

1











Раздел 4. Координация и регуляция (10 ч)

1.Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат

2.Роль гормонов в обменных процессах. Гормональная регуляция, ее нарушения

3.Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

4.Спинной мозг

5.Строение и функции головного мозга

6.Полушария большого мозга

7..Анализаторы. Зрительный анализатор

8.Анализаторы слуха и равновесия

9.Кожно-мышечное чувство

10Обоняние . Вкус.

10

комбинированный

Практические работы:

3.Изучение головного мозга человека (по муляжам).

4. Изучение изменения размера зрачка.

Объясняют роль регуляторных систем в жизнедеятельности организма. Характеризуют основные функции желез внутренней секреции. Объясняют механизм действия гормонов.. Выделяют структурные компоненты нервной системы. Определяют расположение частей нервной системы, распознают их на таблицах. Раскрывают функции головного мозга, спинного мозга, нервов. Сравнивают нервную и гуморальную регуляции.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— роль регуляторных систем;

— механизм действия гормонов.

Учащиеся должны уметь:

— выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;

— соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств. Раскрывают причины нарушения функционирования. Выявляют существенные признаки строения и функционирования органов чувств. Распознают органы чувств на наглядных Обобщают меры профилактики заболеваний органов

строение основных отделов головного мозга, выполняемые ими функции; особенности микроскопического строения мозга.

Уметь: сравнивать строение и функции больших полушарий головного мозга человека и животных; рисовать рефлекторные дуги безусловных и условных рефлексов

Уметь: показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой; работать с текстом и рисунками учебника, опорными схемами; разъяснять правила гигиены слуха, равновесии; воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены; логически мыслить

работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, свободно излагать их содержание и формулировать вопросы; логически мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы.

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию




10.Контрольная

работа №2












Раздел 5. Опора и движение (8 ч)

1.Аппарат опоры и движеия, его функции. Скелет человека, его значение; строение скелета.

2-3. Строение и свойства костей, типы их соединения

4.Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

5.Мышцы, их строение, функции

6.Работа мышц

7.Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения


8

комбинированный

Практические работы:

5.Изучение внешнего строения костей.

6.Измерение массы и роста своего организма.

7.Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц.

Характеризуют роль опорно-двигательной системы в жизни человека. Распознают на наглядных пособиях части скелета. Классифицируют и характеризуют типы соединения костей. Описывают особенности химического состава и строения костей.

Характеризуют особенности строения скелетных мышц. Распознают на таблицах основные мышцы человека. Обосновывают условия нормального развития опорно-двигательной системы. Осваивают

приёмы оказания первой доврачебной помощи при перело

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— части скелета человека;

— химический состав и строение костей;

— основные скелетные мышцы человека.

Учащиеся должны уметь:

— распознавать части скелета на наглядных пособиях;

— находить на наглядных пособиях основные мышцы;

— оказывать первую доврачебную помощь при переломах.


Уметь: самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме; определять местонахождение основных мышц.

Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника.

Распознавать: части опорно – двигательного аппарата.


Уметь: самостоятельно работать с тестом учебника; анализировать изученный текст, сравнивать, обобщать, абстрагировать и оформлять в письменной и устной форме результаты логических операций.

Уметь: внимательно слушать и слышать устную речь; коротко записывать суть излагаемого; логически мыслить.

Анализировать полученные данные.

Называть меры профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих




Контрольная работа №3

1











Раздел 6. Внутренняя среда организма (3 ч)

1.Внутренняя среда организма и ее значение

2.Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции

3.Иммунитет. Группы крови. 4.Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

4

комбинированный

Практическая работа:

8.Изучение микроскопического строения крови.

Выделяют существенные признаки внутренней среды организма. Сравнивают между собой клетки крови. Выявляют взаимосвязь между строением клеток крови и выполняемыми ими функциями. Объясняют механизм свёртывания и переливания крови. Определяют существенные признаки иммунитета. Объясняют сущность прививок и их значение

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки внутренней среды организма;

— признаки иммунитета;

— сущность прививок и их значение.

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать между собой строение и функции клеток крови;

— объяснять механизмы свёртывания и переливания крови.

формирование понимания ценности безопасного образа жизни, испытывать чувство милосердия и взаимопомощи

Уметь: работать с текстом и рисунками учебника; подсчитывать пульс; измерять кровяное давление.


Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в письменной и устной форме.


уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения




Раздел 7. Транспорт веществ (4 ч)

1.Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

2. Работа сердца

3. Движение крови по сосудам

4. Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение


4

комбинированный

Практические работы:

9.Измерение кровяного давления.

10.Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений.

11. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях: Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений.

Выделяют существенные признаки транспорта веществ в организме. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем и описывают их строение. Описывают движение крови по кругам кровообращения. Называют и характеризуют этапы сердечного цикла. Сравнивают особенности движения крови по артериям и венам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления; оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— существенные признаки транспорта веществ в организме.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;

— измерять пульс и кровяное давление;

— оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях

развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора

самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; свободно излагать осмысленный материал; формулировать вопросы и отвечать на них

Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в письменной и устной форме; выполнять несложные практические задания

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.





Контрольная работа №5

1











Раздел 8. Дыхание (5 ч)

1.Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания

2.Строение легких. Газообмен в легких и тканях

3.Дыхательные движения

4.Регуляция дыхания 5.Заболевания органов дыхания и кровообращения

5

комбинированный

Практическая работа:

12-13 Приёмы оказания первой доврачебной помощи при спасении утопающего и отравлении угарным газом

Выявляют существенные признаки дыхательной системы, процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхания, описывают их строение и функции. Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Обосновывают необходимость соблюдения гигиенических мер и мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи при спасении утопающего и отравлении угарным газом

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— органы дыхания, их строение и функции;

— гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

— выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;

— оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом.

знание основных принципов и правил отношения к собственному здоровью, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;


умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями




Контрольная работа №6

1











Раздел 9. Пищеварение (4 ч)

1.Пищевые продукты и питательные вещества Строение и функции пищеварительной системы

2. Пищеварение в ротовой полости

3. Пищеварение в желудке

4. Пищеварение в кишечнике 5.Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

5

комбинированный

Практические работы:

14.Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал.

15.Определение норм рационального питания

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают органы пищеварительной системы на таблицах и муляжах. Характеризуют особенности процессов пищеварения в разных отделах пищеварительной системы. Называют компоненты пищеварительных соков. Объясняют механизм всасывания веществ. Доказательно объясняют необходимость соблюдения гигиенических мер и профилактических мер нарушения работы пищеварительной системы

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— органы пищеварительной системы;

— гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы.

-знание основных правил правильного здорового питания и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека гигиены питания, влияния факторов риска на здоровье человека.


умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии

с изменяющейся ситуацией;


самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника.

-формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др

-формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека





Контрольная работа №7

1











Раздел 10. Обмен веществ и энергии (2 ч)

1.Обмен веществ и энергии

2. Витамины

2

комбинированный

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращения энергии. Характеризуют особенности обмена органических веществ, воды и минеральных солей в организме человека. Раскрывают значение витаминов в организме, причины гиповитаминоза и гипервитаминоза

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;

уметь:

— выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии. Знать: значение витаминов, их содержание в продуктах питания; условия сохранения и правила приема витаминных препаратов; роль витаминов в обмене веществ; приоритет общественной науки в открытии витаминов.

Характеризовать: роль витаминов в обмене веществ.

Называть: основные витамины.

Описывать: болезни, вызываемые недостатком или избытком витаминов.

формирование культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и жизни


владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.




Раздел 11. Выделение (2 ч)

1Выделение. Строение и работа почек

2.Заболевание почек, их предупреждение

3

комбинированный

Выделяют существенные признаки мочевыделительной системы. Распознают органы мочевыделительной системы на таблицах, муляжах. Описывают процесс мочеобразования. Перечисляют и обосновывают меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— органы мочевыделительной системы;

— меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности человечества

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.


умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить

эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;





Контрольная работа №9

1











Раздел 12. Покровы тела (3 ч)

1.Строение и функции кожи. Гигиена кожи

2.Роль кожи в терморегуляции организма. 3.Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви

3

комбинированный

Характеризуют строение кожи. Объясняют суть процесса терморегуляции, роль процессов закаливания. Осваивают приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах. Обобщают и обосновывают гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и функции кожи;

— гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять механизм терморегуляции;

— оказывать первую помощь при повреждения кожи, тепловых и солнечных ударах.

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; здоровью формирование понимания ценности безопасного образа жизни.

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках),


умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов




Раздел 13. Размножение и развитие (3 ч)

1.Половая система человека

2.Возрастные процессы

3

комбинированный

Выявляют существенные признаки процессов воспроизведения и развития организма человека. Описывают строение органов половой системы человека, распознают их на таблицах. Описывают основные этапы внутриутробного развития человека. Характеризуют возрастные этапы развития человека

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и функции органов половой системы человека;

— основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека.



выделять главные и существенные признаки понятий; составлять описание, простые и сложные планы текстов; осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках; выявлять причинно-следственные связи; работать со всеми компонентами текста;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;


умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках),

анализировать и оценивать информацию;


оценивать свою работу и деятельность одноклассников




Контрольная работа №11

1











Раздел 14. Высшая нервная деятельность (5 ч)

1.Поведение человека. Рефлекс- основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни

2.Торможение, его виды и значение

3.Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна

4.Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

5.Типы нервной деятельности

5

комбинированный

Выделяют особенности высшей нервной деятельности человека. Объясняют рефлекторный характер высшей нервной деятельности человека. Выделяют существенные признаки психики человека. Характеризуют типы нервной системы. Объясняют значение сна, описывают его фазы

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— особенности высшей нервной деятельности человека;

— значение сна, его фазы.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки психики человека;

— характеризовать типы нервной системы




















Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;


Реализация установок здорового образа жизни, формирование ответственного отношения к учению, труду; осознанного и уважительного отношения к товарищам, другим людям; формирование основ культуры

Уметь: планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике; самостоятельно составлять схемы процессов, происходящих в объекте , и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам;

— признавать право каждого на собственное мнение;
проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;




Раздел 15. Человек и его здоровье (4 ч)

1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

2. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

3. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. 4.Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека

4

комбинированный

Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Обобщают и обосновывают правила и нормы личной гигиены, профилактики заболеваний. Осваивают приёмы первой доврачебной помощи. Аргументировано доказывают отрицательное влияние на здоровье человека вредных привычек

Практическая работа:

16.Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.


Учащиеся должны знать:

— приёмы рациональной организации труда и отдыха;

— отрицательное влияние вредных привычек.

Учащиеся должны уметь:

— соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;

— оказывать первую доврачебную помощь.


Учащиеся должны уметь:

— планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

— работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

— выделять главные и существенные признаки понятий;

— составлять описание объектов;

— составлять простые и сложные планы текста;

— осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;

— выявлять причинно-следственные связи;

— работать со всеми компонентами текста;

— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.



— формирование ответственного отношения к учению, труду;

— формирование целостного мировоззрения;

основ культуры здорового образа жизни.


-участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);

— формирование осознанности и уважительного отношения к обучающимся, другим людям;

— формирование коммуникативной компетенции в общении с сверстниками;






Итоговая контрольная работа

1














список литературы


Основная литература для учителя:

Н.И.Сонин, М.Р. Сонин. Биология. Человек. Учебник для 8 класса средней школы М.: Дрофа, 2012 год.

Т.В. Козачек. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Человек». – Волгоград: Учитель, 2011

Н.Б Ренева, Н.И.Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек». М.: Дрофа, 2012

А.М. Цузмер, О.Л. Петришина. Человек. Учебник для 8 класса средней школы, М. Просвещение 2013.

А.А.Воротников. Биология и анатомия. Мн. Валев, 2012

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология Т-3 М.Мир, 2010

В.Н. Семенцова. Технологические карты уроков 8 класс. СПб: Паритет, 2012 год

Г.И. Лернер. Человек. Анатомия. Физиология. Гигиена. Тесты, вопросы, задачи. М. Эксмо, 2013 год.

Г.М. Муртазин, Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2010

О.В.Пепеляева., И.В. Сунцова. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. 8(9) класс, Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев; А.С.Батуев и др; А.Г. Драгомилова, Р.Д.Маша. – М.: ВАКО, 2013

Л.П.Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: Методическое пособие. 6-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2014

В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова. основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учеб. пособие для учащихся 9-11 классов общеобразов. Учр. и препод.-орг. курса «ОБЖ». – М., ООО «Фирма «Издательство АСТ» 2009

Л.Антипина. Ты и я «Библиотека молодой семьи». – М.: Высш. шк., 2010

Электронные носители на CD дисках

Уроки биологии Кирилла и Мефодия, Человек и его здоровье. 8 класс. «Нью Медиа Дженерейшн».


Дополнительная литература для учащихся:

И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 2012

Дольф Кюнцель. Организм человека. VEB Verlag Volk und Gesundheit Berlin 2012

В.Н. Шахович . Анатомия. Физиология и гигиена человека. Блок – схемы, таблицы, рисунки. Мн. Книжный дом, 2014 год

Т.Л.Богданова, Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высш. шк., 2012

Экзаменационные вопросы и ответы. Биология. 9 класс – М.; АСТ-ПРЕСС, 2012Автор-составитель О.Н. Ридигер

Энцеклопедический словарь юного биолога. сост. М.Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 2011

Справочник школьника: 5-11 классы. – М.АСТ-ПРЕСС, 2013

Электронные носители на CD дисках

Биология 1С: Репетитор.

Домашняя академия. Скорая помощь. ALEX SOFT

Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс. Министерство образования РФ. ГУ РК ЭМТО, «Кирилл и Мефодий» 2013

Мультимедийное учебное пособие. Биология. Анатомия и физиология человека. Просвещение. ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2013

ЕГЭ Тренажер по биологии.

Восемь энциклопедий на одном CD диске «Человек». Строение внутренних органов, тканях клетках и многом другом.

Адреса сайтов в сети ИНТЕРНЕТ

http:// www.bio.1september.ru Все для учителя биологии газета «Биология» - приложение к 1 сентября
http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://www.uchportal.ru Учительский портал http://www.sbio.info. Первое биосообщество

рабочая программа
  • Биология
Описание:

Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образованияпо биологии автора Н.И. Сонина (/Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы/сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2011).

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с рабочими программами начального общего образования. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекуль турного, личностного и познавательного развития учащихся.

Автор Бадмаева Елена Галсановна
Дата добавления 07.05.2015
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 330
Номер материала 58993
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓