Главная / Русский язык и литература / рабочая прогорамма внеурочной деятельности по литературе.

рабочая прогорамма внеурочной деятельности по литературе.

Пояснительная записка

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс внеурочной деятельности в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературного практикума в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;

  • обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

  • формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;

  • умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Общая характеристика программы:

Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию основных требований, заложенных в стандартах второго поколения. Данная программа составлена таким образом, чтобы ее реализация помогла упрочить связь изучаемого предмета как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями учащегося. Чтобы сформировать компетентного ученика, мотивированного на учебный процесс, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

При разработке концепции программы учитывались рекомендации ФГОС по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций. Кроме того, в основу реализации программ положен системно-деятельностный подход.

Реализация программы по литературе (внеурочная деятельность) поможет далее формировать основные компетенции, основанные на социальном заказе общества и главных целях общего образования. Напомним, что к таким компетенциям относятся

- Общекультурные компетенции

- Ценностно-смысловые компетенции

- Учебно-познавательные компетенции.

- Информационные компетенции

- Коммуникативные компетенции

Литература как учебная дисциплина прежде всего способствует духовно-нравственному развитию учащихся, что отвечает первостепенным задачам ФГОС. Развитие эмоциональной сферы необходимо как альтернатива прагматичному и рациональному взгляду на мир. Такие понятия как «милосердие», «совесть», «доброта» составляют основу базовой системы духовных ценностей. В современных документах об образовании указывается, что одна из главнейших задач школы – формирование личности гражданина России. Следовательно, учитель литературы имеет возможность решать поставленную задачу посредством освоения программ урочной и внеурочной деятельности.

Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Программа этого курса включает в себя произведения русской, калмыцкой и зарубежной литературы, поднимающие нравственные вопросы. Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). В решении важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства. Существенным моментом данного курса является опора на собственный опыт учащихся.

В основу этого курса взят учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – мир» (6 класс). Данный комплекс разработан в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ», в которой участвуют три стороны: Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста, также включены произведения калмыцких писателей. Произведения взяты согласно программе по калмыцкой литературе. 6 класс.

Данная программа:

дополняет учебники основного курса литературы;

согласовано с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки РФ;

решает задачи литературного образования в гармоническом сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера;

способствует решению задач литературного образования (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала уч-ся.их речи и т.п.)

Для методической специфики УМК характерны системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов: литературоведческого, этического, правого.

Существенным моментом в методике УМК является опора на собственный опыт учащихся.

Особая роль в деятельности учителя отводится созданию творческой обстановки в классе. Основная задача учителя заключается не столько в расширении фонда знаний, а скорее в том, чтобы помогать  ученикам  видеть

смысл, общую направленность их деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей.  

Цели курса:

Образовательные

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;

  • умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Формирование устойчивого познавательного интереса.

  • Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.

Развивающие

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;



Воспитательные

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;

обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.

Задачи программы:

Приобщение учащихся к богатству русской классической и зарубежной литературы. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

  • Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, читательской деятельности учащихся по изучению литературы.

  • Расширение кругозора учащихся.

  • Развитие их воображения и эмоциональной сферы.

  • Последовательное приобщение учащихся к справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Сроки реализации программы: 1 год

Требования к результатам образования


Личностные результаты

В 5 классе осуществляется переход от начального литературного образования (уроков чтения) к систематическому курсу литературы. Одной из приоритетных задач изучения литературы является формирование эстетического идеала, развитие художественного вкуса. Основной составляющей урока литературы должна быть мировоззренческая проблема.

Достигнутые личностные результаты помогают социализации учащегося, в том числе его отношению к окружающему миру, к людям, с которыми он вступает в контакт. Вырабатывая свое мнение при изучении произведений, учащийся формирует свою жизненную позицию, в том числе уважительное отношение к России.

Разрабатывая творческие проекты на материале рассказов, ученики могут организовать свое выступление перед младшими школьниками, что способствует приобретению важного социального опыта.


Метапредметные результаты

В соответствии с ФГОС ООО метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой набор основных ключевых компетенций, которые должны быть сформированы в ходе применения сформированных универсальных учебных действий.

В соответствии с п. 7 ФГОС ООО к метапредметным результатам относятся освоенные учащимися так называемые универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и способность их использования в общении, а также в учебной (познавательной), социально ориентированной (трудовой) деятельности. Эти действия проявляются в самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности, в организации учебного сотрудничества с участниками образовательного процесса, в проектировании и реализации индивидуальной образовательной траектории.

При реализации данной программы у учащихся должны быть сформированы предпосылки для индивидуализации учебной работы (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»), а также основные группы способностей и умений:

планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы;

производить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения;

выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения.


Предметные результаты

Предметные результаты в познавательной сфере состоят в умении:

  • анализировать и интерпретировать произведение устного народного творчества;

  • сопоставлять произведения русских и зарубежных авторов;

  • находить общее и различное в сюжетике, системе персонажей, конфликте и т. д.

Предметные результаты в коммуникативной сфере состоят в:

  • осмысленном чтении и адекватном понимании текста;

  • осуществлении опосредованного диалога с героями сказок, с автором литературной сказки;

  • умении вести диалог по прочитанному тексту, составлять монолог;

  • написании творческой и исследовательской работы;

  • умении работать в коллективе.


В процессе освоения содержания программы учащиеся выявляют особенности рассказа, смысла противопоставления героев-антиподов, роли художественно-изобразительных средств и т.д.

Также в процессе внеурочной деятельности особое внимание уделяется лексической работе. Педагог обращает внимание на задания, требующие активного участия учащихся.



Содержание программы учебного предмета «Вокруг тебя мир»



Раздел I. Тогда и теперь.

Гуманистический компонент. Человечество закономерно шло к необходимости создания правил, организующих совместное существование различных индивидуальностей. Уважение правил, в том числе и таких , которые ограничивали бы проявление насилия в конфликтах между людьми, - обязательное сохранение человечества.

Литературоведческий компонент. Мифологическое повествование. Роль лексических и композиционных повторов. Аллегория. Метонимия. Лексический анализ текста.

Развивающий компонент. Развитие навыков диалогового общения, пересказа и составление устного рассказа, развитие способности соотносить обсуждаемое на основе прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной жизни.

Вводимые понятия: обычай, правило, договор.


Раздел.II. Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?


Гуманистический компонент. Правила, ограничивающие проявление насилия в силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию.

Правовой компонент. Необходимость соблюдения в ситуации вооруженного конфликта правил, основанных на принципе гуманности, направленных на ограничение чрезмерного насилия. Сущность международного гуманитарного права.

Литературоведческий компонент. Сравнительный анализ художественных текстов, близких тематически. Исторический и приключенческий романы. Прием контраста на образном и композиционном уровнях стихотворного текста.

Развивающий компонент. Развитие исследовательских способностей учащихся: формирование навыка работы с определением правового понятия по ключевым словам, развитие навыка аргументации в устном ответе; обогащение словарного запаса.

Вводимые понятия: соревнование, соперничество, конфликт.


Раздел III. Право безоружного

Гуманистический компонент. В различии индивидуальностей заключено богатство мира. Даже в ситуации вооруженного конфликта каждый переставший участвовать в военных действиях человек имеет право на уважение достоинства.

Те, кто перестал участвовать в боевых действиях, - например, больные, раненые, пленные, - по каким бы признакам они ни отличались (национальным, религиозным, социокультурным), нуждаются в защите.

Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных . Уважение достоинства военнопленного без всяких различий.

Литературоведческий компонент. Формирование навыка работы с определением правового понятия по ключевым словам; развитие навыка аргументации в диалоговом общении; развитие навыка устного рассказывания: обучение пониманию правовой информации; обогащение словарного запаса; развитие ассоциативного мышления.

Вводимые понятия: достоинство, честь, личность, индивидуальность.


Раздел V Порочный круг


Гуманистический компонент. Те, кто оказался жертвой стихии в результате стихийного бедствия или действий других людей, особенно уязвимы. Каждый, кто претерпел кораблекрушение по причине стихийного бедствия или в ходе вооруженного конфликта, нуждается в помощи.

Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

Литературоведческий компонент. Анализ поэтического текста. Авторская позиция и читательская оценка героев. Анализ фрагмента художественного произведения. Публицистика, очерк. Исторический фон литературного произведения. Исторический роман. Сравнительный анализ текстов разных жанров.

Развивающий компонент. Развитие умения усваивать содержание научно-популярного текста; формирование навыков диалогового общения; развитие навыка устного рассказывания; обогащение словарного запаса.

Вводимые понятия: выбор, месть, нравственность


Раздел VI Жестокие игры Гуманистический компонент. Любой человек может оказаться в ситуации силового соперничества. Учет возможных последствий совершаемых поступков может ограничить проявление жестокости по отношению к сопернику.

Развивающий компонент. Развитие навыка диалогового общения, развитие навыка составления рассказа, обогащение словарного запаса.

Вводимые понятия: жертва, переосмысление.


Раздел VII Твой выбор…

Гуманистический компонент. Человек несет ответственность за ту линию поведения, которую избирает, за те поступки, которые совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом. Выбирая ту или иную модель поведения в конфликтной ситуации, во взаимоотношениях с людьми, следует помнить о возможных последствиях.

Человечеству, состоящему из множества индивидуальностей, необходимы определенные правила, ограничивающее чрезмерное насилие.

Развивающий компонент. Развитие умения составлять план, обогащение словарного запаса, развитие творческих способностей детей на основе решения речевой задачи.

Вводимые понятия: гуманный. Гуманитарный, гуманистический, гуманизм.


Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема

Цели

Компоненты





1

2

3

4

1

Тогда и теперь

Формирование жизненных ценностей школьников

Гуманистический компонент: разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.

Литературоведческий компонент: Мифологическое повествование. Аллегория, метонимия. Лексический анализ текста

Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; выполнение заданий в ситуации диалогического общения.

2-3

Гесиод «Пять веков» (отрывок из поэмы «Труды и дни» в переложении Н.Куна)

Познакомить учащихся с представлениями Гесиода о логике развития человеческого общества

Гуманистический компонент:

Соблюдение определенных правил способствует защите людей.

Литературоведческий компонент: Обогатить представление  об эпитете, аллегории, метонимии

Развивающий компонент: обогащение словарного запаса;

4-5

Р.Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»

Дать представление о нравственных категориях

Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства- вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.

Литературоведческий компонент: литературная сказка, композиция, роль художественной детали.

Развивающий компонент: составление устного рассказа; формулирование основной мысли произведения. Обучение дискуссионной речи.


6

Хасыр Сян-Белгин. Материнская любовь.

Привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов

Иллюстрирован.прочитанных произведений

Развивающий компонент: составление устного рассказа; обучение дискуссионной речи

7

Извечный спор: кто лучше? Кто сильнее?

Привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «уважение»;

Расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам

Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства

Развивающий компонент: составление устного рассказа; обучение дискуссионной речи

8-9

В.Скотт «Айвенго»(отрывки из романа)

А.Дюма «Три мушкетёра» (отрывки из романа).

Привлечь учащихся к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства.

Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий- вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.

Литературоведческий компонент: сравнительный анализ произведений

Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; формулирование основной мысли произведения.

10-11

Г.Иванов «Отвратительнейший шум на свете…»

Привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание»;

Гуманистический компонент: понятия «сострадание», «милосердие».

Литературоведческий компонент: лексический анализ текста

Развивающий компонент: обучение дискуссионной речи

12-13

Народная калмыцкая сказка. Кедя

Иллюстрирован.прочитанных произведений; защита творческий работ

Доброта- основа жизни

14-15

Творческая мастерская

Иллюстрирован.прочитанных произведений; защита творческий работ

Гуманистический компонент: понятия «сострадание», «уважение»

Литературоведческий компонент: работа над основной мыслью произведения.

Развивающий компонент: развитие монологической речи уч-ся

16

Право безоружного

Привлечь внимание учащихся к теме «война и мир»; показать актуальность данной темы в современное время

Гуманистический компонент: даже на войне можно проявлять человечность.

Литературоведческий компонент

: различные жанры произведений.

Развивающий компонент: развитие исследовательских способностей, развитие словарного запаса уч-ся.

17-18

Дж.Купер «Последний из могикан» (отрывки из романа)

Формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить представление о художественной детали.

Гуманистический компонент: даже на войне можно проявлять человечность

Литературоведческий компонент: сравнительная характеристика героев; исторический фон художественного произведения.

Развивающий компонент: развитие умения рассуждать, развитие исследовательских способностей (ассоциативного мышления, творческого воображения, умения сравнивать)

19-20

«Три рисунка»

Анализ системы образов

Каждый человек имеет право на  уважение достоинства


21-22

К.Воробьёв «Немец в валенках»

Сопоставление художественных образов

Милосердие-основа жизни

23-24

Жестокие игры

Л.Толстой «Детство» (отрывок из повести, глава 19 «Ивины»

Роль второстепенных персонажей

Чувство ответственности, умение предусмотреть все последствия, способность к переосмыслению совершённого

25-26

В.Железников «Чучело» (фрагменты повести)

Анализ фрагмента

Умение способствовать предотвращению чрезмерной жестокости, насилия в ситуации силового соперничества

27-28

В.Распутин «Уроки французского» (отрывок из рассказа)

Речевая характеристика персонажей

Доброта- основа жизни

29-30

Твой выбор

А.Грин «Победитель»

Способы выражения авторской позиции

Доброта- основа жизни

31

Е.Носов «Тридцать зёрен»

Роль многозначных слов и слов с символическим значением


32-33

Сказка о родном крае

Способы выражения авторской позиции

Доброта- основа жизни

34

Творческая мастерская

Развитие творческих способностей уч-ся

Защита творческих работ



Литература для учителя:

  1. Большой энциклопедический словарь.-Изд.2-е, переработ.-М.-СПб,1997.

  2. «Вокруг тебя-Мир…» Методические рекомендации.5 класс. К. Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, ООО «Гендальф», 2001 -44 стр.

  3. Томан И. «Россия и Красный Крест (1917-1945)».-М: 1998- стр.11-16

  4. Хасыр Сян- Белгин. Любовь и песня. Стихи, рассказы, статьи, очерки.Элиста. Издательский дом «Герел».2009 г. Стр.384

  5. Калмыцкие сказки. Элиста. Калмыцкое книжное издательство.1982- стр.36, 119

Литература для учащихся:


  1. Вокруг тебя - Мир…- Книга для чтения. 6 класс/ В.ЮВыборнова, А Делетроз, М.Р.Савова и др.- М.: Издательство МАИК «Наука», 1996

  2. Хасыр Сян- Белгин. Любовь и песня. Стихи, рассказы, статьи, очерки.Элиста. Издательский дом «Герел».2009 г. Стр.384

  3. Калмыцкие сказки. Элиста. Калмыцкое книжное издательство.1982- стр.36, 119

рабочая прогорамма внеурочной деятельности по литературе.
  • Русский язык и литература
Описание:

В основу этого курса взят учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – мир» (6 класс). Данный комплексразработан в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарномправе в общеобразовательных учреждениях РФ», в которой участвуют три стороны: Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста, также включены произведения калмыцких писателей. Произведения взяты согласно программе по калмыцкой литературе. 6 класс.

Автор коклданова Виктория Валерьевна
Дата добавления 10.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 449
Номер материала MA-062140
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓