Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыРабоч программа духовно-нравственное воспитание

Рабоч программа духовно-нравственное воспитание

Скачать материал

 

Программа внеурочной деятельности на 2012-2013 учебный год

3-4 класс

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное направление.

«Праздники, традиции и ремесла народов России»

МБОУ СОШ № 36, г. Норильска, Красноярского края

Учитель начальных классов Михайлова Алена Владимировна
Пояснительная записка.

Программа развивающего занятия «Праздники, традиции и ремесла народов России» составлена на основе авторской программы Л. М. Михеевой «Праздники, традиции и ремесла народов России»(Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 192 с. – (Начальная школа XXI века) .

Внеурочная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования. Мы живем в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества все более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.

Российскую культуру можно сравнить со стволом  могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество.

 

Общая характеристика развивающего занятия.

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения.

Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии – все это являют нам творения народных умельцев.

Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле скрыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а так же коллективизм, взаимовыручка. Готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия. Оптимизм, открытость миру и людям.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеурочной деятельности, представленной системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путем «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов».

Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

 

Цель -  формирование  у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;

- формирование эстетического отношения;

- совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог,  импровизировать;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

- развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

- создание   условий для формирования и развития у школьников:

·         коммуникативных навыков;

·         ключевых компетенций.

·         универсальных учебных  действий.

Особенности содержания программы. Содержание данной программы подчиняется следующим принципам:

- личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребенка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

-  природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

-  педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребенка);

-  культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).

В результате освоения программы формируются личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни страны;

- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

- формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Формы организации деятельности:

- совместная с учителем учебно-познавательная деятельность ;

- работа  в парах (постоянного состава, сменного состава), группах;

- индивидуальная работа

 

Используемые методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- проблемно-поисковый;

- метод самоконтроля;

-метод самостоятельной деятельности учащихся.

Используемые технологии:

- игровые технологии;

- личностно-ориентированные (разноуровневые задания);

- здоровьесберегающие (приём зрительных меток; тематические  физминутки)

Программа рассчитана на 175 часов. (5 часов в неделю).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

Старинный русский быт.

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан – у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).

Солнце, дерево, вода, конь – источники жизни, символы добра и счастья.

Особое значение пояса (кушака).

Головные уборы у девушек и женщин, украшения.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

Русская изба (клеть, сени – холодное помещение, теплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).

Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.

Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Светелки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Щи, похлебки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины. Пироги. Мед. Пиво.

Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.

Быт крестьянской и городской семьи. Слушанье сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.

Катание зимой на санях, запряженных лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели, ярморочные карусели.

Новый русский быт (со времен Петра 1)

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритье бород.

Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шелк. Бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие прически дам. Атрибуты придворных: веера, лорнеты. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам 18 века.

Наряды девушек и дам 19 века. Пелерины из бархата и меха; легкие летящие платья. Шляпы, перчатки. Прически с локонами.

Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шелковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.

Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами, шляпы с бриллиантами; перчатки, цилиндры; трости, карманные часы, лорнеты.

Усадьба. Дворянские особняки.

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: купол, колонны, фронтон.

Камины. Изразцовые печи.

Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет.

Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями.

Традиционные званные обеды. Строгое соблюдение этикета.

Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры.

Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяин и хозяйка салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства.

Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка  высших офицерских кадров. Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских – обучение музыке, танцам, хорошим манерам. Иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике.

Смольный институт благородных девиц.

Русские народные праздники.

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси.

Праздники – время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарем. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.

Сочетание языческих и христианских праздников.

Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.

Канун Нового года. Васильев вечер.. Современный новогодний праздник.

Святки – веселое время года; песни во хвалу Христа, калядование, гадание. Ряжение, ряженые – древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Елка – символ «райского» дерева.

Крещение Господне (Благовещение). Освящение воды. Праздничный крещенский стол.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.

Масленица – весенний праздник проводов зимы. Традиция печь блины на Масленицу.  Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.

Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катания с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы; ряжение, игры.

Прощеное воскресенье и Чистый понедельник.

Великий пост – время строгого воздержания, молитвы, покаяния.

Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы.

Пасха – главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба – артоса.

Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка – закликание весны рано утром с вершины холма. Горки.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.

Егорьев день – 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца.

День Святой Троицы («Зеленые Святки»): разделение зимы и лета. Духов день – именины Земли. Поилицы, кормилицы.

Хороводы, гуляния вокруг березки. Троицкие гадания девушек. Завивание березки. Кумление девушек.

Иван Купала – главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнем и водой.

День Петра и Павла – 12 июля.

Ильин день – 2 августа. Он разграничивает лето и осень.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

Три спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19, 29 августа)

Успение Богородицы. Спожинки – окончание жатвы.

Покров Богородицы – первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.

Русские народные промыслы.

Керамика Гжели.

Гжель – название живописного подмосковного района. Гжель – центр русской керамики. Продукция. Стиль.

Хохлома и Жостово.

Хохлома. Деревянная расписная посуда. Растительный орнамент.

Жостово. Расписные металлические подносы.

Павлопосадские шали.

История зарождения производства. Шали и набивные платки.

Вятская и богородская игрушка.

Дымковская игрушка. Праздники. Матрешки. Бытовой жанр.

Богородская игрушка.

Русские народные игры.

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей.

Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.

Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечуи. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные детские игры, известные детям и сейчас.

Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки).

Колыбельные, пестушки, потешки.

Загадки, пословицы, поговорки, считалки.

Народные танцы.

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование занятий в     ГПД (развивающие занятия)

ПОНЕДЕЛЬНИК

В мире интересного

«Волшебный сундучок»

ВТОРНИК

В гостях у Веселого Карандаша

СРЕДА

Мастерская «Сделай сам»

ЧЕТВЕРГ

«Музыкальный салон»

ПЯТНИЦА

(игры, мини-театр)

В гостях у Мальвины

10.09

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.

11.09

Роль орнамента-оберега

Солнце, дерево, вода, конь – источники жизни, символы добра и счастья.

12.09

Изготовление пояса (кушака)

13.09

Разучивание русских народных песен

14.09

Викторина «Самый внимательный»(особенности одежды)

17.09

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

 

18.09

Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол.

Терема, украшенные резьбой по дереву.

19.09

Лепка из пластилина макета избы или терема

20.09

Разучивание закличек

21.09

Разгадывание кроссворда

24.09

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

25.09

Нарисовать накрытый стол с традиционными кушаньями

26.09

Научиться готовить простейшие блюда

 

27.09

Пословицы, поговорки. Потешки, небылицы

28.09

«Встреча гостей»(накрыть стол, усадить гостей, развлечь)

1.10

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.

2.10

Рисунок «Забавы детей в прошлом»

3.10

Изготовление открытки

4.10

Разучивание праздничных песен

5.10

Именины

8.10

Петровские ассамблеи.

9.10

Рисунок придворной дамы, дворянина

10.10

Изготовление веера

11.10

Музыкальный салон

12.10

Ассамблея

15.10

Усадьба. Дворянские особняки.

16.10

Особняки дворян

17.10

Лепка из пластилина элементов особняка

18.10

Музыкальный салон

19.10

Домашний театр

22.10

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

23.10

Рисунок маскарада

 

24.10

Изготовление альбома со стихами и пожеланиями

25.10

Музыкальный салон. Чтение классики

26.10

Бал. Разучивание элементов танца

 

 

 

 

9.11 Светский этикет

12.11

Зимушка-зима.

13.11

Рисунок праздника

14.11

Изготовление атрибутов

15.11

Разучивание песен

16.11

Зимушка-зима(фрагменты)

19.11

Канун Нового года. Васильев вечер.. Современный новогодний праздник.

20.11

«В ожидании праздника» рисунок

21.11

Изготовление снежинок, елочной игрушки

22.11

Разучивание новогодней песни

23.11

Пантомима «Встреча Деда Мороза»

26.11

Святки – веселое время года

27.11

Рисунок «Святки – веселое время года»

28.11

Изготовление элементов костюма колядующего

29.11

 песни во хвалу Христа, колядки

30.11

колядки

3.12

Рождество Христово. Рождественские колядки

4.12

Елка – символ «райского» дерева.

5.12

Изготовление элементов костюма колядующего

6.12

Рождественские колядки

7.12

колядки

10.12

Крещение Господне (Благовещение). Освящение воды.

11.12

Рисунок «Крестный ход»

12.12

Изготовление грамот на викторину

13.12

Разучивание песен

14.12

Викторина «Зимние праздники»

17.12

Весна-веснянка

18.12

Рисунок весны

19.12

Объемная аппликация

20.12

Разучивание закличек

21.12

Встреча весны

24.12

Масленица – весенний праздник проводов зимы.

25.12

Рисунок Масленицы

26.12

Изготовление чучела

27.12

Разучивание песен

28.12

Игра в снежки (прогулка)

 

 

 

 

11.01

 

14.01

Великий пост. Пасха.

15.01

Рисунок «Светлой Пасхи»

16.01

Изготовление открытки

17.01

Разучивание песен

18.01

. Красная горка – закликание весны

21.01

Лето красное. Егорьев день.

22.01

Рисунок «Лето красное»

23.01

Изготовление букета

24.01

Разучивание закличек

25.01

Викторина «Про лето»

28.01

День Святой Троицы («Зеленые Святки»): разделение зимы и лета. Духов день – именины Земли. Поилицы, кормилицы.

29.01

Рисунок березы

30.01

Изготовление венков

31.01

Разучивание песен

1.02

Хороводы

 

4.02

Иван Купала

5.02

Рисунок «Праздник Ивана Купалы»

6.02

Изготовление венков

7.02

Разучивание песен, хороводов

8.02

Импровизированный праздник

11.02

Осень золотая.

12.02

Рисунок «Осень золотая.»

13.02

Аппликация «Осенний букет»

14.02

Разучивание песен об осени

15.02

Осенняя викторина

18.02

Три спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19, 29 августа)

19.02

Рисунок по выбору

20.02

Лепка

21.02

Разучивание песен

22.02

Импровизированный праздник

25.02

Покров Богородицы – первый снег на Руси.

26.02

«Первый снег»

27.02

Аппликация

28.02

Заклички

1.03

Посиделки

 

Русские народные промыслы.

Керамика Гжели.

5.03

Гжельский орнамент

6.03

Гжельский орнамент

7.03

Разучивание песен

 

11.03

Хохлома. Деревянная расписная посуда. Растительный орнамент.

12.03

Элементы росписи

13.03

Растительный орнамент.

14.03

Разучивание песен

15.03

Викторина

18.03

Жостово. Расписные металлические подносы.

19.03

Элементы росписи

20.03

Роспись подноса

21.03

Песни, стихи

22.03

Выставка изделий

1.04

Вятская и Богородская игрушка

2.04

Рисунок дымковской игрушки

3.04

Лепка

 

4.04

Песни

5.04

Выставка изделий

8.04

Вятская и Богородская игрушка

9.04

Рисунок Богородской игрушки

10.04

Лепка

 

11.04

Песни

 

12.04

Выставка изделий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабоч программа духовно-нравственное воспитание"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель -  формирование  у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;

- формирование эстетического отношения;

- совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог,  импровизировать;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

- развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

- создание   условий для формирования и развития у школьников:

·         коммуникативных навыков;

·         ключевых компетенций.

·         универсальных учебных  действий.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 143 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 326
    • DOCX 107.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Михайлова Алена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Михайлова Алена Владимировна
    Михайлова Алена Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 93010
    • Всего материалов: 35

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Уверенность, уверенное поведение, воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 247 человек

Курс повышения квалификации

Организация профориентационной работы в школе

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 216 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 549 человек

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 125 человек

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 630 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегрированное управление бизнес-процессами

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе