Главная / Русский язык и литература / Р.Л. СТИВЕНСОН. БАЛЛАДА «ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД». БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ ПРЕДКОВ.

Р.Л. СТИВЕНСОН. БАЛЛАДА «ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД». БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ ПРЕДКОВ.

Р.Л. СТИВЕНСОН. БАЛЛАДА

«ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД».

БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ ПРЕДКОВ.

Образовательная цель:

  • дать понятие о…

Цель: познакомить учащихся с биографией, творчеством писателя и его балладой «Вересковый мед», вызвать интерес к писателю и его произведению, воспитывать у учащихся чувство патриотизма с помощью поучительной силы баллады, а также воспитывать бережное отношение к традициям предков.

Ход урока:

I. Чтение учениками вслух статьи учебника о писателе

П. Слово учителя.

Стивенсон был человеком совершенно безудержной фантазии. Однажды, занимаясь с пасынком Ллойдом, он нарисовал карту острова. Увлекшись, разместил на карте бухточки, заливы, скалы, мели. Остров получился такой замечательный, что на нем просто «обязаны» были происходить необыкновенные события. Так родилась идея самого известного романа Стивенсона «Остров сокровищ».

Знакомство с шотландским эпосом навеяло картины давно за­бытой истории. Так появилась баллада «Вересковый мед».

  1. Чтение учителем вслух баллады «Вересковый мед».

  2. Беседа по вопросам:


  1. Каким настроением проникнуто вступление о временах былых и безвозвратных (III строфы)?

  2. Что мы узнали о войне, пронесшейся над шотландской землей? Как, не описывая сражений, автор заставил нас почув­ствовать весь ужас произошедших событий? ( Мы видим последствия битвы:

На вересковом поле,

На поле боевом,

Лежал живой на мертвом

И мертвый на живом.)


  1. Как вы себе представляете эпизод встречи шотландского короля и маленьких пиктов? (Устное рисование.) Какие чувства владели королем (прочитайте строчки, которые помогут нам от­ветить на этот вопрос). О чувствах пиктов мы можем только до­гадываться: они знают о собственной обреченности и видят пе­ред собой врагов, уничтоживших их племя, разоривших их землю.

  2. Какими словами автор выражает свое отношение к геро­ям? (Король «безжалостный к врагам», «глядит угрюмо», «гнев­но промолвил». Пикты же — «малютки-медовары», «бедные пикты», «маленькие люди».)

  3. Прочитайте еще раз сцену допроса. В чем трагическое величие картины? Какие художественные детали помогают добиться грандиозности изображаемого? (С одной стороны — крутой берег моря, безбрежная стихия, в седле восседает сам шотландский король. С другой стороны — маленькие люди.

Их молчание еще более значительно на фоне вечных голосов природы:

Вереск звенел над ними,

В море катились валы...)

  1. Как погибли сын и отец? Почему старик решил обмануть шотландцев? (Боялся, что сын не выдержит пыток, желал для сына более легкой и быстрой смерти, чем на костре.)

  2. Почему вересковый мед для старика — «святая тайна»? Какое значение имеет слово «святой» в данном контексте?

  3. Во имя чего совершает свой подвиг старик? (Во имя сохранения памяти предков, их традиций, во имя верности своей несчастной, поруганной врагами Родине.)

  4. «Вересковый мед» — баллада. С этим жанром мы уже встречались на уроках литературы. С какой балладой вы знако­мы? («Кубок» В.А. Жуковского.) Что такое баллада? (В случае затруднения следует обратиться к справочным материалам учебника.)

Слово учителя

Жанр баллады сложился в англошотландской народной поэзии в XIVXVI вв. Это были сказания на исторические темы: о по­граничных войнах, о национальных народных героях (в частно­сти, о Робине Гуде). Баллады эти были наполнены трагизмом, таинственностью, в них обязательно присутствовал драматиче­ский диалог.

10. Как вы думаете, почему Стивенсон обратился к жанру баллады? (Он писал о легендарных исторических временах Шотландии, подражая народному эпосу. Выразить идею верно­сти Родине ему казалось легче в таком жанре, как баллада.)

11. Найдите в «Вересковом меде» черты баллады. (Истори­ческий сюжет, трагический эпизод в истории войны, герои — ис­тинные патриоты, элемент тайны, умирающей вместе с героями, характеры персонажей раскрываются в драматиче­ском диалоге.)

V. Выводы по уроку, выставление оценок,

Домашнее задание.

Прочитать Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».




Р.Л. СТИВЕНСОН. БАЛЛАДА «ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД». БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ ПРЕДКОВ.
  • Русский язык и литература
Описание:

Р.Л. СТИВЕНСОН. БАЛЛАДА

«ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД».

БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ ПРЕДКОВ.

 

Цель: познакомить учащихся с биографией, творчеством писателя и его балладой «Вересковый мед», вызвать интерес к писателю и его произведению, воспитывать у учащихся чувство патриотизма с помощью поучительной силы баллады, а также воспитывать бережное отношение к традициям предков.

Ход урока:

    I. Чтение учениками вслух статьи учебника о писателе

   П. Слово учителя.

Стивенсон был человеком совершенно безудержной фантазии. Однажды, занимаясь с пасынком Ллойдом, он нарисовал карту острова. Увлекшись, разместил на карте бухточки, заливы, скалы, мели. Остров получился такой замечательный, что на нем просто «обязаны» были происходить необыкновенные события. Так родилась идея самого известного романа Стивенсона «Остров сокровищ».

Знакомство с шотландским эпосом навеяло картины давно за­бытой истории. Так появилась баллада «Вересковый мед».

III.Чтение учителем вслух баллады «Вересковый мед».

IV.Беседа по вопросам:

 

1.   Каким настроением проникнуто вступление о временах былых и безвозвратных (III строфы)?

2.   Что мы узнали о войне, пронесшейся над шотландской землей? Как, не описывая сражений, автор заставил нас почув­ствовать весь ужас произошедших событий? ( Мы видим последствия битвы:

На вересковом поле,

На поле боевом,

Лежал живой на мертвом

И мертвый на живом.)

 

3.   Как вы себе представляете эпизод встречи шотландского короля и маленьких пиктов? (Устное рисование.) Какие чувства владели королем (прочитайте строчки, которые помогут нам от­ветить на этот вопрос). О чувствах пиктов мы можем только до­гадываться: они знают о собственной обреченности и видят пе­ред собой врагов, уничтоживших их племя, разоривших их землю.

4.   Какими словами автор выражает свое отношение к геро­ям? (Король «безжалостный к врагам», «глядит угрюмо», «гнев­но промолвил». Пикты же — «малютки-медовары»,  «бедные пикты»,  «маленькие люди».)

5.   Прочитайте еще раз сцену допроса. В чем трагическое величие картины? Какие художественные детали помогают добиться грандиозности изображаемого? (С одной стороны — крутой берег моря, безбрежная стихия, в седле восседает сам шотландский король. С другой стороны — маленькие люди.

Их молчание еще более значительно на фоне вечных голосов природы:

Вереск звенел над ними,

В море катились валы...)

6.  Как погибли сын и отец? Почему старик решил обмануть шотландцев? (Боялся, что сын не выдержит пыток, желал для  сына более легкой и быстрой смерти, чем на костре.)       

7.  Почему вересковый мед для старика — «святая тайна»? Какое значение имеет слово «святой» в данном контексте?                                  

8.  Во имя чего совершает свой подвиг старик? (Во имя сохранения памяти предков, их традиций, во имя верности своей несчастной, поруганной врагами Родине.)

9.  «Вересковый мед» — баллада. С этим жанром мы уже встречались на уроках литературы. С какой балладой вы знако­мы? («Кубок» В.А. Жуковского.) Что такое баллада? (В случае затруднения следует обратиться к справочным материалам учебника.)

Слово учителя

Жанр баллады сложился в англошотландской народной поэзии в XIVXVI вв. Это были сказания на исторические темы: о по­граничных войнах, о национальных народных героях (в частно­сти, о Робине Гуде). Баллады эти были наполнены трагизмом, таинственностью, в них обязательно присутствовал драматиче­ский диалог.

10. Как вы думаете, почему Стивенсон обратился к жанру баллады? (Он писал о легендарных исторических временах Шотландии, подражая народному эпосу. Выразить идею верно­сти Родине ему казалось легче в таком жанре, как баллада.)

11. Найдите в «Вересковом меде» черты баллады. (Истори­ческий сюжет, трагический эпизод в истории войны, герои — ис­тинные патриоты, элемент тайны, умирающей вместе с героями, характеры персонажей раскрываются в драматиче­ском диалоге.)

V.  Выводы по уроку, выставление оценок,

Домашнее задание.

Прочитать Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».

 

 

Автор Безденежных Нелли Ильдаровна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1767
Номер материала 3270
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓