Главная / ИЗО, МХК / "золотая хохлома" внеклассное мероприятие 5 класс

"золотая хохлома" внеклассное мероприятие 5 класс

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Цель: Знакомить учеников с русским народным промыслом Хохломы, развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, воспитывать интерес к народному искусству, чувство прекрасного.

(Обязательно организовать выставку предметов с хохломской росписью, книг о Хохломе, открыток)

Ход занятия

Вступительное слово учителя. Уважаемые гости, ребята, сегодня мы проведем занятие по теме «Золотая Хохлома». Основная мысль отражена в эпиграфе (записан на доске):

«Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты как душа у народа красива! Ты, как и люди, служишь Отчизне!»

Что же это за удивительная Хохлома?

Учитель изо: Одно из наиболее ярких явлений в искусстве росписи по дереву

  • хохломская роспись. Сказать, когда она возникла, трудно: похожие изделия были обнаружены в нижегородских раскопках, и относятся они к XVI-XVIII векам. Некоторые исследователи считают, что окончательное становление промысла произошло в XVIII веке. Свое искусство художники Хохломы направили на изображение растительных форм, травянистого орнамента. Гибкие волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обвивают стенки сосудов, украшают их внутреннюю поверхность, придавая предметам неповторимо нарядный облик. Простые по форме деревянные чашки, миски, ложки, солонки радуют глаз богатым узором. То по золотому фону вьется затейливый орнамент! из трав и ягод, то на черном или красном поле мерцают золотые листья Кудрины. Произведения Хохломы очень любимы в нашей стране. Как музыкант извлекает бесконечное разнообразие мелодий, так и хохломской мастер создает каждый раз новый узор, передает иное настроение.

(В русском национальном костюме выступает ученик.)

Жил я жил,

Забот не зная,

Да свела меня с ума,

Золотая,

Расписная,

Огневая Хохлома.

Погляжу из-под ладони:

Затопляя берега,

Входят бронзовые кони На поемные луга,

Речка сизая дымится,

Раздается небосвод И на красной колеснице Солнце рыжее плывет.

Подступает к горлу песня,

Моя сладкая беда,

Я искал ее, не зная,

Что придет она сама,

Словно эта расписная,

Огневая Хохлома.

(Далее выступают ученики, желательно держа в руке предмет, о котором говорят, можно заменить иллюстрацией.)

Ученик 1: Выросла золотая травка на ложке. Распустился красный цветок мальва на плошке.

Ягода клюква поспела на поварёшке. Клюёт эту ягоду птица - золотое перо.

Вы уж подумали, сказка началась? А это - быль! Это Золотая Хохлома.

Ученик 2: На одной из витрин нашего музея лежат россыпью ложки, прижались боками чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, высятся вазы, стоят широкие блюда. Вся эта посуда выточена из дерева, отливает золотом, веселит глаз затейливым узором.

Ученик 3: Издавна делали да расписывали посуду в лесных за волжских деревеньках: Сёмино, Новопокровское, Кулигино, Хрящи. Но зовут её не кулигинской, а хохломской.

Почему же? А вот как это случилось. Катят гружёные подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук - бряк, погромыхивает деревянный топор. Везут его в большое село Хохлому сёминские и кулигинские мастера. Оттуда разлетятся жар - птицами миски да ложки по ярмаркам.

  • Кому посуда для кашки - окрошки?

  • Чудо- блюда да чашки - ложки?

  • Откуда посуда?

  • К вам приехала сама золотая Хохлома.

Так и повелось - Хохлома да Хохлома. Вот и зовут по сей день расписную посуду хохломской.

Ученик 4: как же оно начиналось это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным - давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал насыпать.

Прилетела к его порогу как -то Жар Птица, задела золотым крылом чашку с кашей и чашка стала золотой.

Это, конечно, сказка, легенда. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Поэтому уж и посуду стали по такому способу золотить.

Ученик 5: На деревянную поверхность легким движением художник наносит растительные узоры красной или черной краской. Быстро, еле касаясь, ведет мастер рисунок мягкой кистью. И с кончика её словно стекает изящный, четкий орнамент. Вьётся травка на поверхности, как хмель, затейливо, легко обвивает весь предмет. Это самый излюбленный узор. Так он и называется всегда - «травка».

(Во время этого выступления учитель ИЗО и ученик на мольберте наносят узоры по заранее подготовленным эскизам.)

Есть и другой рисунок - Кудрина, крупные упругие завитки. Они всегда золотые, словно перья сказочной жар-птицы загораются они на черном или красном фоне. Пожеланием добра, благополучия с давних времен на Руси считалось изображением цветущих кустов и плодов.

После раскраски изделие несколько раз покрывали олифой и неоднократно помещали в раскаленную печь.

Ученик 6: Готовая чаша казалась словно отлитой из червонного золота. Такие деревянные чашки и ложки больше не боялись горячих щей и каши, не уступали в прочности и красоте, боярским и купеческим золотым и серебряным. Наряду с этим, они вносили радость и уют в дом крестьянина.

(Исполняется песня «Хохломская роспись».)

Хохломская роспись - Алых ягод россыпь,

Отголоски лета В зелени травы.

Рощи - перелески,

Шелковые всплески Солнечно - медовой Золотой листвы.

У красы точеной Сарафан парчовый По краям узоров Яхонты горят.

Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный Праздничный наряд.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню Просится сама.

И нигде на свете Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней Наша Хохлома.

Ученик 7: Прошло уже не одно столетие, а искусство Хохломы живет и продолжает радовать людей. Искусство Хохломы развивается сейчас в двух крупных центрах в селе Семино и городе Семенове Нижнее - Новгородской области. В эти центрах народных художеств и промыслов занято около 2000 человек и среди них 500 замечательных мастеров. Их изделия отправляются в 25 государств мира.

Ученик 8: Смотришь на золоченые блюда и думаешь: какое странное и веселое слово Хохлома. В нем и смех слышится и восхищенное «Ох!» И восторженное «Ах!» Так хочется поесть из золоченой чашки расписной невесомой ложкой. А какие красивые хохломские матрешки!

Я - бабушка Матрешка,

Несу грибов лукошко.

За мной идут внучки Идут, сложивши ручки.

И все они - Матрешеньки,

И все они - милешеньки,

Все с аленькими щечками,

Под пестрыми платочками,

Нарядные, пригожие,

На бабушку похожие.

У каждой - по корзинке:

Набрали вам малинки.

(Танец «Матрешки» или исполняют движения под песню «Мы- .милашки, куклы - неваляшки, куклы - неваляшки - яркие рубашки.»)

(Стихотворение «Кто .матрешку создал?»)

Кто матрешку создал?

Я не знаю,

Но известно мне, что сотни лет Вместе с Ванькой встанькой,

Как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал искусный мастер В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную, русскую красу.

На щеках навел навел зари румянец,

Неба синь плеснул в ее глаза И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

«Ну и пой, гуляй себе по свету,

Весели себе честной народ!»

И матрешка через всю планету До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице И летит о ней по миру слава О безвестном мастере-творце.

Исполняется песня или танец «Матрешки».

Ученик 9: Правду говорят, что Хохлома, словно старинная песня: слова ее неизменны, однако каждый человек и каждое новое поколение поют ее по-своему. И хочется поставить хохломскую посуду на стол и радоваться заключенному в ней какому-то совершенно особому поэтическому образу России.

(Исполняются частушки.)

  1. Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах На весь мир молва идет.

  1. Золотая Хохлома,

Ею не налюбуешься. „

И в Париже, и в Нью-Йорке Хохлома красуется.

  1. В Хохломе делают посуду,

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

  1. Наша русская матрешка Не стареет сотни лет

В красоте, таланте русском Весь находится секрет.

  1. Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай.

Мастеров Руси великой Во весь голос прославляй.

ВСЕ!

Ученик 10: Навсегда ушли в прошлое дымные печи хохломских красилен, их заменили более удобные электрические. На месте крошечных мастерских возникли фабрики с просторными, прекрасно оборудованными живописными цехами.

В наше время золотая хохломская роспись обрела мировую известность, превратилась в ведущую школу декоративной росписи по дереву, стала одним из наиболее значительных художественных явлений народного искусства России. Тайны ремесла, уникальные открытия безвестных мудрецов - древнерусских мастеров, их опыт перешел в надежные руки художников, ученых, успешно и последовательно развивающих традиции русской национальной художественной культуры.

"золотая хохлома" внеклассное мероприятие 5 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

Цель: Знакомить учеников с русским народным промыслом Хохломы, развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, воспитывать интерес к народному искусству, чувство прекрасного.

(Обязательно организовать выставку предметов с хохломской росписью, книг о Хохломе, открыток)

Ход занятия

Вступительное слово учителя. Уважаемые гости, ребята, сегодня мы проведем занятие по теме «Золотая Хохлома». Основная мысль отражена в эпиграфе (записан на доске):

«Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты как душа у народа красива! Ты, как и люди, служишь Отчизне!»

Автор Стрига Александра Геннадьевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 614
Номер материала 8828
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓