"Женщины на войне..." (по стихотворениям Ю. Друниной)
Тип урока: комбинированный.
Форма: урок-размышление.
Класс: 8.
Цели урока:
·
Образовательная: вызвать интерес к
творческому наследию Ю.Друниной; анализируя тексты, понять, каково женское
восприятие войны на примере стихотворений Ю.Друниной.
·
Развивающая: способствовать развитию
образного и критического мышления, развитию коммуникативных способностей,
метапредметных компетенций.
·
Воспитательная: воспитывать трепетное,
благоговейное отношение к женщине.
Оборудование: проектор, компьютер,
экран; презентация с использованием текста песни «Мы
вернёмся назад», слова Дарьи Мироненко. «Вставай,
страна огромная» (муз. А.Александров, слова В.Лебедев-Кумач); репродукций:
Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Икона Владимирской Богоматери, Леонардо да Винчи
«Мона Лиза», К.Брюллов «Всадница», фотографий: девушка, женщина-мать с
ребенком; фотографии женщин на войне; карточки с заданиями для групп, цветные
фломастеры.
Никогда
Не была ты женою —
Женихов отобрала .
Война... Всю-то жизнь
Оставалась одною,
Женской радостью обделена...
Ю. Друнина
ХОД УРОКА
I. Стадия вызова. Активизация мыслительной деятельности. 1.Подготовка
к восприятию нового материала
Учитель: (1слайд).
Звучит песня «Вставай, страна огромная…»(под музыку песни).
Почти семьдесят лет назад на
русских людей внезапно обрушилась страшная трагедия. Война — это разруха,
нищета, жестокость, смерть. Война — это тысячи истерзанных, убитых, замученных
в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб.
Мы привыкли к тому, что на войне нет места
сентиментальности и нежности, а слово “герой” в нашем понимании — это
обязательно боец, солдат, словом, мужчина. У всех на слуху имена: Жуков,
Рокоссовский, Панфилов и многие другие, но мало кому известны имена тех
девчонок, которые прямо с выпускного бала попали на войну, без которых, быть может,
и не было бы победы.
В годы Великой Отечественной войны женщине пришлось стать
солдатом. Она не только спасала, перевязывала, но и стреляла из «снайперки»,
подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”, сражалась с врагом в небе.
Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин.
2. Формулировка учащимися темы и цели урока
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О женщине
на войне).
Учитель: Тема сегодняшнего урока
«Женщины на войне» (запись на доске).
– Теперь давайте подберем ассоциации к слову «война». Составление
кластера (кровь, смерть, взрывы).
– Сформулируйте цель урока, о чем мы будем размышлять? (Женщина
и война – несовместимы).
II. Стадия осмысления. Чтение стихотворения
1. Учитель: Наверное, вы
уже слышали это выражение «У войны не женское лицо». Это истина. Сегодня нам
предстоит поиск этой истины в стихотворениях поэтессы Юлии Друниной, которая
17-летней выпускницей одной из московских школ, как и многие её сверстницы, в
1941 году добровольно ушла на фронт.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Ее позиция, ее женский взгляд на войну выразились в строчках:
Кто сказал, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Эпиграфом к уроку станут слова Ю. Друниной (слайд)
Никогда
Не была ты женою —
Женихов отобрала .
Война... Всю-то жизнь
Оставалась одною,
Женской радостью обделена...
Сегодня мы познакомимся с такими «посланиями с войны».
2.Просмотр презентации «Женщины на войне»
- учащиеся читают стихотворения Ю. Друниной, на каждом слайде
отрывки или целые стихотворения поэтессы.
3. Беседа.
– Какие чувства вызывает у вас это стихотворения?
ІІІ. Словарная работа.
1.
Учитель: Тема нашего урока «Женщины
на войне». Просматривая презентацию, мы увидели с вами череду женских лиц,
улыбающихся и печальных, по-взрослому серьёзных и ещё совсем детских.
Лицо, лик. Эти слова очень похожи. Каковы значения этих слов в
словаре В.И.Даля?
ЛИК – лицо, облик, образ; изображение лица на иконах.
ЛИЦО – в возвышенном знач. Лик; передняя часть головы человека; облик; особа,
человек. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля).
Значит, лик – это высокое, прекрасное женское начало. Совместимо ли слово «лик»
со словом «война»?
2. Работа в группах.(2 группы, тексты стихотворений на столах
учащихся)
Обратимся к стихотворениям, а для этого продолжим нашу работу в
группах.
1 группа. Работа по стихотворению «Зинка».
·
Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке
презентации вы сопроводили бы это стихотворение и почему?
·
Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор
использует повтор звуков [л], [э]? Как называется этот прием?
Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнёт светлеть.
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, гнилой земле.
·
По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лик
женщины»? Какой у вас получился образ женщины? (изобразите в виде схемы,
используя разные цвета фломастеров).
·
Кому посвящено данное стихотворение
(З.Самсонова – ровесница
Ю.Друниной, В ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии З. А. Самсонова была
призвана Егорьевским райвоенкоматом в октябре 1942 года. Воевала на Сталинградском и Воронежском фронтах,
участвовала вСталинградской и Курской битвах.
Особо отличилась в битве за Днепрна Букринском
плацдарме. В сентябре 1943 года передовые части 47-й армии Воронежского
фронта вышли к Днепру в
районе городаКанева Черкасской области Украинской ССР.
24 сентября 1943 года с первым десантным отрядом форсировала реку южнее села Пекари(Каневского района Черкасской области Украины)
санинструктор 667-го стрелкового полка 218-й стрелковой дивизии старший
сержант З. А. Самсонова. В бою при захвате плацдарма она
уничтожила трёх немецких солдат. 26-27 сентября 1943 года, находясь в первой
линии обороны во время многочисленных контратак противника, санинструктор под
огнём противника вынесла с поля боя 30 раненых и эвакуировала их на левый
берег. Вечером 27 сентября 1943 года в бою за село Пекари принимала участие в
отражении вражеской контратаки, умело действуя автоматом и трофейными
гранатами.
В дальнейшем старший сержант
З. А. Самсонова участвовала в Киевской
наступательной, Киевской
оборонительной иЖитомирско-Бердичевской операциях,
освобождении города Житомира. В
конце ноября 1943 года дивизия, в которой служила санинструктор Самсонова, была
переброшена на Белорусский фронт. В
ходе Калинковичско-Мозырской наступательной операции 27 января 1944 года в бою за
белорусскую деревню Холма (Гомельская область)
старший сержант Зинаида Самсонова погибла от пули немецкого снайпера при
попытке вынести раненого солдата с нейтральной полосы. Похоронена в братской
могиле в посёлке Озаричи Калинковичского
района Гомельской
областиРеспублики Беларусь.
Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 3 июня 1944
года старшему сержанту Самсоновой Зинаиде Александровне было присвоено звание
Героя Советского Союза).
2 группа. Работа по стихотворению «Я ушла из детства в грязную
теплушку»
·
Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке презентации
вы сопроводили бы это стихотворение и почему?
·
Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор
использует повтор звука [р] и[з] ? Как называется этот прием?
Я ушла из детства в грязную теплушку.
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
·
По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лицо
войны»? Какое оно у вас получилось? (изобразите в виде схемы, используя разные
цвета фломастеров).
·
Что вы узнали о юности Ю.Друниной
(После начала Великой
Отечественной войны, в
семнадцатилетнем возрасте Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную
дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста), работала санитаркой в
глазном госпитале. Окончила курсы медсестёр. В конце лета 1941 года, с
приближением немцев к Москве, была направлена на строительство оборонительных
сооружений под Можайском. Там, во время одного из авианалётов, она потерялась, отстала от своего
отряда, и была подобрана группой пехотинцев, которым была очень нужна
санитарка. Вместе с ними Юлия Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась
к своим по тылам противника. Именно в этом пехотном батальоне — вернее, в
той группе, что осталась от батальона, попавшего в окружение, — Юля
встретила свою первую любовь, самую возвышенную и романтическую. В стихах и в
воспоминаниях она называла его Комбат — с большой буквы, но нигде не
упоминала его имени, хотя память о нём пронесла через всю Великую Отечественную
войну и сохранила навсегда. Уже в самом конце труднейшего пути, при переходе
линии фронта, когда в группе оставалось всего 9 бойцов, командир батальона
подорвался на противопехотной мине. Вместе с ним погибли ещё двое бойцов, а
Друнину сильно оглушило.
В 1943 году Друнина была тяжело ранена —
осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной
артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и
продолжала работать — спасать других. Скрывала, пока не стало совсем
плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. В
госпитале, в 1943 году, она написала своё первое стихотворение о войне, которое
вошло во все антологии военной поэзии:
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.)
3. Выступление групп. Подведение итогов
– С каким подобранными вами в начале урока ассоциациями к слову
«война» можно соотнести стихотворение? (смерть, боль)
– С какими ассоциациями к слову «женщина» можно отнести стихотворение? (мать,
дом, красота).
– Совместимы ли эти слова: женщина и война? Нет.
Учитель: Мы познакомились с
женским видением войны в стихотворениях Ю.Друниной: страшное, трагичное,
чудовищное лицо войны – некрасивое, не одухотворенное, как лик женщины.
– Как вы думаете,это сочетание противоестественное. Но ведь было
что-то, что привело женщину, призванную дарить жизнь, на войну, где отнимают
эту жизнь?
– Почему же Зинка, другие такие же девчата, всеми правдами и неправдами
прибавляли себе лишний год, чтобы пойти добровольцем на фронт; вели в атаку,
спасали от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью; не думая о себе. Они
убивали, ведь это война.. Они, для которых предназначена природой роль матери,
дарящей жизнь, выбрали роль «светлокосого солдата», призванного убивать,
погибать самой?!(Они встали на защиту Родины – матери, на защиту самой жизни
ради будущих поколений. Суровая необходимость их мобилизовала. Они сделали свой
нравственный выбор. В трудное для страны время они заняли собственную позицию,
проявив волю и силу).
– Какова жизненная позиция Зинки, Юльки, женщин, взявших в руки
оружие? (позиция патриота, гражданина).
Именно поэтому они выбрали роль солдата, защитника, выстояли в тылу, в
оккупации. И они сделали все, чтобы приблизить победу.
Такая позиция была и у Ю.Друниной: (слайд) «потому что имя ближе, чем Россия,
не могла сыскать».
IV. Рефлексия
– Итогом наших размышлений по
теме урока станет составление синквейна к слову «Женщина». Чтение
синквейнов.
V. Заключительное слово учителя под песню
«Мы вернёмся назад»
(Слайды презентации просматриваются заново в режиме «кино»)
- Все дальше от нас эта война. В 2015 году мы отметим 70-летие со
дня Великой Победы. Вглядитесь в эти лица. Это они, ТОГДА 17-летние,
«светлокосые солдаты» в сырых шинелях войны.
Поколение 21 века узнает о войне из фильмов, рассказов участников и главное –
из книг. Литература возвращает к событиям войны не только для того, чтобы вновь
и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого
предостерег от катастрофических ошибок в будущем.
В память о нашем уроке я хочу оставить вам список книг о войне. Среди
авторов – и мужские, и женские имена: Ольга Берггольц, Маргарита Алигер, Анна
Ахматова, Светлана Алексиевич.
Читайте, этого забыть нельзя. Это наша память. Спасибо вам, ребята, за участие
в уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ольга Берггольц. Стихи
о войне
Маргарита
Алигер. Стихи о войне
Анна Ахматова. Стихи о войне
Поэма
»Реквием
Стихотворения
» Мужество »Памяти
Вали
»Клятва »Победа
Светлана Алексиевич. У войны не женское лицо
На самой страшной войне XX века женщине пришлось
стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из
«снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина
убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю,
на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь
Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни
постигаем.
Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга
Даниил Гранин назвал девятьсот дней блокады Ленинграда «эпопеей
человеческих страданий». Документальная хроника основана на воспоминаниях и
дневниках сотен ленинградцев, переживших блокаду.
Адамович А. Хатынская повесть
В Белоруссии фашисты зверствовали как нигде: уничтожено более 9200
деревень, более чем в 600 из них убиты или сожжены почти все жители, спаслись
единицы. «Хатынская повесть» написана на документальном материале. Она
посвящена борьбе белорусских партизан. Один из них – Флера – вспоминает события
прошедшей войны.
Айтматов Ч.Т. Ранние журавли
Суровые годы Великой Отечественной войны. Далекий киргизский аул.
Мужчины — на фронте. Герои повести — школьники. Лучшие, сильнейшие из них
должны поднять заброшенные поля, дать хлеб фронту, семьям. И дети глубоко
понимают это. Война стала суровым испытанием для подростков, но она не убила в
них умение радоваться жизни, видеть прекрасное, делиться радостью с другими
Бакланов Г. Навеки – девятнадцатилетние
Эта книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о
юности, о бессмертии. В книге параллельно повествованию идёт фоторассказ.
«Людей, которые на этих фотографиях, - пишет автор, - я не встречал на фронте и
не знал. Их запечатлели фотокорреспонденты и, может быть, это все, что осталось
от них».
Васильев Б.Л. А зори здесь тихие...
Это произведение – одно из самых пронзительных по своей лиричности
и трагедийности произведений о войне. Светлые образы девушек – главных героинь
повести, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с
нечеловеческим лицом войны, которая никого не щадит.
Казакевич Э. Звезда
Это произведение создано на основе пережитого автором в боевом
накале фронта, при виде страданий и гибели людей. Трагически-печальная и
светлая повесть о группе дивизионных разведчиков звучит как откровение и
проникает в души людей.
Космодемьянская Л.Т. Повесть о Зое и Шуре
Дети Л.Т. Космодемьянской погибли
в борьбе с фашизмом, защищая свободу и независимость
своего народа. О них она рассказывает в повести . По книге можно день за
днем проследить жизнь Зои и Шуры Космодемьянских
, узнать их интересы, думы, мечты.
Полевой Б. Повесть о настоящем человеке
«Повесть о настоящем человеке» — повесть Б. Н. Полевого 1946 года
о советском летчике Мересьеве, который был сбит в бою Великой Отечественной
войны. После тяжёлого ранения, врачи ампутировали ему обе ноги. Но он решил,
что будет летать.
Твардовский А.Т. Василий Тёркин
В глубоко правдивой, исполненной юмора, классически ясной по своей
поэтической форме поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский создал бессмертный
образ советского бойца. Это произведение стало ярким воплощением русского
характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны.
Рождественский Р. Реквием
Поэма Р.Рождественского посвящена «Памяти наших
отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской
Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны».
Строки поэмы разошлись на цитаты, их вспоминают, когда хотят
по-настоящему веско высказать свои чувства, выразить благодарность павшим
героям, подтвердить самим себе, что память жива. Ведь «это нужно не мёртвым,
это надо живым».
М.А. Шолохов Судьба
человека
Рассказ в рассказе М.А.
Шолохова «Судьба человека» -
это повествование о простом человеке на большой войне, который ценой потери
близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу
Родине. В образе Андрея Соколова сосредоточены черты русского национального
характера.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.