Инфоурок Русский язык Другие методич. материалы"Женщины на войне..." (по стихотворениям Ю. Друниной)(8 класс)

"Женщины на войне..." (по стихотворениям Ю. Друниной)(8 класс)

Скачать материал

 

"Женщины на войне..." (по стихотворениям Ю. Друниной)

Тип урока: комбинированный.

Форма: урок-размышление.

Класс: 8.

Цели урока:

·         Образовательная: вызвать интерес к творческому наследию Ю.Друниной; анализируя тексты, понять, каково женское восприятие войны на примере стихотворений Ю.Друниной.

·         Развивающая: способствовать развитию образного и критического мышления, развитию коммуникативных способностей, метапредметных компетенций.

·         Воспитательная: воспитывать трепетное, благоговейное отношение к женщине.

Оборудование: проектор, компьютер, экран; презентация с использованием текста песни «Мы вернёмся назад», слова Дарьи Мироненко. «Вставай, страна огромная» (муз. А.Александров, слова В.Лебедев-Кумач); репродукций: Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Икона Владимирской Богоматери, Леонардо да Винчи «Мона Лиза», К.Брюллов «Всадница», фотографий: девушка, женщина-мать с ребенком; фотографии женщин на войне; карточки с заданиями для групп, цветные фломастеры.

Никогда 
    Не была ты женою — 
    Женихов отобрала . 
    Война... Всю-то жизнь 
    Оставалась одною, 
    Женской радостью обделена... 
    Ю. Друнина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

 

I. Стадия вызова. Активизация мыслительной деятельности. 1.Подготовка к восприятию нового материала

Учитель: (1слайд). Звучит песня «Вставай, страна огромная…»(под музыку песни).

   Почти семьдесят  лет назад на русских людей внезапно обрушилась страшная трагедия. Война — это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война — это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб. 
    Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и нежности, а слово “герой” в нашем понимании — это обязательно боец, солдат, словом, мужчина. У всех на слуху имена: Жуков, Рокоссовский, Панфилов и многие другие, но мало кому известны имена тех девчонок, которые прямо с выпускного бала попали на войну, без которых, быть может, и не было бы победы. 

    В годы Великой Отечественной войны женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала, но и стреляла из «снайперки», подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”, сражалась с врагом в небе. Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин.

2. Формулировка учащимися темы и цели урока

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О женщине на войне).

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Женщины на войне» (запись на доске).

– Теперь давайте подберем ассоциации к слову «война». Составление кластера (кровь, смерть, взрывы).

– Сформулируйте цель урока, о чем мы будем размышлять? (Женщина и война – несовместимы).

II. Стадия осмысления. Чтение стихотворения

1. Учитель: Наверное, вы уже слышали это выражение «У войны не женское лицо». Это истина. Сегодня нам предстоит поиск этой истины в стихотворениях поэтессы Юлии Друниной, которая 17-летней выпускницей одной из московских школ, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Ее позиция, ее женский взгляд на войну выразились в строчках:

Кто сказал, что на войне не страшно, 
Тот ничего не знает о войне.

Эпиграфом к уроку станут слова Ю. Друниной (слайд)

Никогда 
    Не была ты женою — 
    Женихов отобрала . 
    Война... Всю-то жизнь 
    Оставалась одною, 
    Женской радостью обделена... 

Сегодня мы познакомимся с такими «посланиями с войны».

2.Просмотр презентации «Женщины на войне»

- учащиеся читают стихотворения Ю. Друниной, на каждом слайде отрывки или целые стихотворения поэтессы.

3. Беседа.

– Какие чувства вызывает у вас это стихотворения?

ІІІ. Словарная работа.

1.     Учитель: Тема нашего урока «Женщины на войне». Просматривая презентацию, мы увидели с вами череду женских лиц, улыбающихся и печальных, по-взрослому серьёзных и ещё совсем детских.

 Лицо, лик. Эти слова очень похожи. Каковы значения этих слов в словаре В.И.Даля?

ЛИК – лицо, облик, образ; изображение лица на иконах. 
ЛИЦО – в возвышенном знач. Лик; передняя часть головы человека; облик; особа, человек. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля).
Значит, лик – это высокое, прекрасное женское начало. Совместимо ли слово «лик» со словом «война»? 

2. Работа в группах.(2 группы, тексты стихотворений на столах учащихся)

 Обратимся к стихотворениям, а для этого продолжим нашу работу в группах.

1 группа. Работа по стихотворению «Зинка».

·         Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке презентации вы сопроводили бы это стихотворение и почему?

·         Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звуков [л], [э]? Как называется этот прием?

Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнёт светлеть.
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, гнилой земле.

·         По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лик женщины»? Какой у вас получился образ женщины? (изобразите в виде схемы, используя разные цвета фломастеров).

·         Кому посвящено данное стихотворение

(З.Самсонова – ровесница Ю.Друниной, В ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии З. А. Самсонова была призвана Егорьевским райвоенкоматом в октябре 1942 года. Воевала на Сталинградском и Воронежском фронтах, участвовала вСталинградской и Курской битвах. Особо отличилась в битве за Днепрна Букринском плацдарме. В сентябре 1943 года передовые части 47-й армии Воронежского фронта вышли к Днепру в районе городаКанева Черкасской области Украинской ССР. 24 сентября 1943 года с первым десантным отрядом форсировала реку южнее села Пекари(Каневского района Черкасской области Украины) санинструктор 667-го стрелкового полка 218-й стрелковой дивизии старший сержант З. А. Самсонова. В бою при захвате плацдарма она уничтожила трёх немецких солдат. 26-27 сентября 1943 года, находясь в первой линии обороны во время многочисленных контратак противника, санинструктор под огнём противника вынесла с поля боя 30 раненых и эвакуировала их на левый берег. Вечером 27 сентября 1943 года в бою за село Пекари принимала участие в отражении вражеской контратаки, умело действуя автоматом и трофейными гранатами.

В дальнейшем старший сержант З. А. Самсонова участвовала в Киевской наступательной, Киевской оборонительной иЖитомирско-Бердичевской операциях, освобождении города Житомира. В конце ноября 1943 года дивизия, в которой служила санинструктор Самсонова, была переброшена на Белорусский фронт. В ходе Калинковичско-Мозырской наступательной операции 27 января 1944 года в бою за белорусскую деревню Холма (Гомельская область) старший сержант Зинаида Самсонова погибла от пули немецкого снайпера при попытке вынести раненого солдата с нейтральной полосы. Похоронена в братской могиле в посёлке Озаричи Калинковичского района Гомельской областиРеспублики Беларусь.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года старшему сержанту Самсоновой Зинаиде Александровне было присвоено звание Героя Советского Союза).

 

2 группа. Работа по стихотворению «Я ушла из детства в грязную теплушку»

·         Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке презентации вы сопроводили бы это стихотворение и почему?

·         Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звука [р] и[з] ? Как называется этот прием?

Я ушла из детства в грязную теплушку.
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.

·         По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лицо войны»? Какое оно у вас получилось? (изобразите в виде схемы, используя разные цвета фломастеров).

·         Что вы узнали о юности Ю.Друниной

(После начала Великой Отечественной войны, в семнадцатилетнем возрасте Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста), работала санитаркой в глазном госпитале. Окончила курсы медсестёр. В конце лета 1941 года, с приближением немцев к Москве, была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Там, во время одного из авианалётов, она потерялась, отстала от своего отряда, и была подобрана группой пехотинцев, которым была очень нужна санитарка. Вместе с ними Юлия Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника. Именно в этом пехотном батальоне — вернее, в той группе, что осталась от батальона, попавшего в окружение, — Юля встретила свою первую любовь, самую возвышенную и романтическую. В стихах и в воспоминаниях она называла его Комбат — с большой буквы, но нигде не упоминала его имени, хотя память о нём пронесла через всю Великую Отечественную войну и сохранила навсегда. Уже в самом конце труднейшего пути, при переходе линии фронта, когда в группе оставалось всего 9 бойцов, командир батальона подорвался на противопехотной мине. Вместе с ним погибли ещё двое бойцов, а Друнину сильно оглушило.

В 1943 году Друнина была тяжело ранена — осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать — спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. В госпитале, в 1943 году, она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.)

3. Выступление групп. Подведение итогов

– С каким подобранными вами в начале урока ассоциациями к слову «война» можно соотнести стихотворение? (смерть, боль)
– С какими ассоциациями к слову «женщина» можно отнести стихотворение? (мать, дом, красота). 
– Совместимы ли эти слова: женщина и война? Нет.

Учитель: Мы познакомились с женским видением войны в стихотворениях Ю.Друниной: страшное, трагичное, чудовищное лицо войны – некрасивое, не одухотворенное, как лик женщины.

– Как вы думаете,это сочетание противоестественное. Но ведь было что-то, что привело женщину, призванную дарить жизнь, на войну, где отнимают эту жизнь?
– Почему же Зинка, другие такие же девчата, всеми правдами и неправдами прибавляли себе лишний год, чтобы пойти добровольцем на фронт; вели в атаку, спасали от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью; не думая о себе. Они убивали, ведь это война.. Они, для которых предназначена природой роль матери, дарящей жизнь, выбрали роль «светлокосого солдата», призванного убивать, погибать самой?!(Они встали на защиту Родины – матери, на защиту самой жизни ради будущих поколений. Суровая необходимость их мобилизовала. Они сделали свой нравственный выбор. В трудное для страны время они заняли собственную позицию, проявив волю и силу).

– Какова жизненная позиция Зинки, Юльки, женщин, взявших в руки оружие? (позиция патриота, гражданина).
Именно поэтому они выбрали роль солдата, защитника, выстояли в тылу, в оккупации. И они сделали все, чтобы приблизить победу. 
Такая позиция была и у Ю.Друниной: (слайд) «потому что имя ближе, чем Россия, не могла сыскать».

IV. Рефлексия

– Итогом наших размышлений по теме урока станет составление синквейна к слову «Женщина». Чтение синквейнов. 

V. Заключительное слово учителя под песню «Мы вернёмся назад»

(Слайды презентации просматриваются заново в режиме «кино»)

- Все дальше от нас эта война. В 2015 году мы отметим 70-летие со дня Великой Победы. Вглядитесь в эти лица. Это они, ТОГДА 17-летние, «светлокосые солдаты» в сырых шинелях войны.
Поколение 21 века узнает о войне из фильмов, рассказов участников и главное – из книг. Литература возвращает к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.
В память о нашем уроке я хочу оставить вам  список книг о войне. Среди авторов – и мужские, и женские имена: Ольга Берггольц, Маргарита Алигер, Анна Ахматова, Светлана Алексиевич. 
Читайте, этого забыть нельзя. Это наша память. Спасибо вам, ребята, за участие в уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ольга Берггольц. Стихи о войне

 

» Блокадная ласточка

» Не сына, не младшего брата...

 

» Европа. Война 1940 года

» Ни до серебряной и ни до золотой...

 

» И вновь одна, совсем одна - в дорогу...

» О друг, я не думала, что тишина...

 

» Мой дом

» Побратимы

 

» Пусть голосуют дети

» Разведчик

 

 

Маргарита Алигер. Стихи о войне

 

» Большие ожидания

» Ленинград. Весна. 1946

» Деревня Кукой

» Минское шоссе

» Какая осень! Дали далеки...

» Мне предначертано в веках...

» Моя Москва

 

» Несчетный счет минувших дней...

 

» По ком звонит колокол

 

Анна Ахматова. Стихи о войне

Поэма

»Реквием

Стихотворения

» Мужество                                              »Памяти Вали

»Клятва                                                    »Победа

http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2013/11/177196-187x300.jpg

Светлана Алексиевич. У войны не женское лицо

На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.

http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/83888402.jpg

Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга

Даниил Гранин назвал девятьсот дней блокады Ленинграда «эпопеей человеческих страданий». Документальная хроника основана на воспоминаниях и дневниках сотен ленинградцев, переживших блокаду.

http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/93605235.jpg

Адамович А. Хатынская повесть

В Белоруссии фашисты зверствовали как нигде: уничтожено более 9200 деревень, более чем в 600 из них убиты или сожжены почти все жители, спаслись единицы. «Хатынская повесть» написана на документальном материале. Она посвящена борьбе белорусских партизан. Один из них – Флера – вспоминает события прошедшей войны. 

http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/78939578.jpg

Айтматов Ч.Т. Ранние журавли 

Суровые годы Великой Отечественной войны. Далекий киргизский аул. Мужчины — на фронте. Герои повести — школьники. Лучшие, сильнейшие из них должны поднять заброшенные поля, дать хлеб фронту, семьям. И дети глубоко понимают это. Война стала суровым испытанием для подростков, но она не убила в них умение радоваться жизни, видеть прекрасное, делиться радостью с другими

 

http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/68498655.jpg

Бакланов Г. Навеки – девятнадцатилетние 

 

Эта книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии. В книге параллельно повествованию идёт фоторассказ. «Людей, которые на этих фотографиях, - пишет автор, - я не встречал на фронте и не знал. Их запечатлели фотокорреспонденты и, может быть, это все, что осталось от них».

 

http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/92433362.jpg 

Васильев Б.Л. А зори здесь тихие... 

 

Это произведение – одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Светлые образы девушек – главных героинь повести, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая никого не щадит.

 

http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/89149794.jpg

Казакевич Э. Звезда 

Это произведение создано на основе пережитого автором в боевом накале фронта, при виде страданий и гибели людей. Трагически-печальная и светлая повесть о группе дивизионных разведчиков звучит как откровение и проникает в души людей.

 

http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/08724107.jpg 

Космодемьянская Л.Т. Повесть о Зое и Шуре 

Дети Л.Т. Космодемьянской  погибли в борьбе с фашизмом, защищая свободу  и  независимость своего народа. О них она рассказывает в повести . По книге можно день за днем проследить жизнь  Зои  и  Шуры  Космодемьянских , узнать их интересы, думы, мечты. 

 

 

http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/73998377.jpg

Полевой Б. Повесть о настоящем человеке 

«Повесть о настоящем человеке» — повесть Б. Н. Полевого 1946 года о советском летчике Мересьеве, который был сбит в бою Великой Отечественной войны. После тяжёлого ранения, врачи ампутировали ему обе ноги. Но он решил, что будет летать.

 

 

http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/s39637509.jpg

Твардовский А.Т. Василий Тёркин 

В глубоко правдивой, исполненной юмора, классически ясной по своей поэтической форме поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский создал бессмертный образ советского бойца. Это произведение стало ярким воплощением русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны.

 

http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/45504304.gif

Рождественский Р. Реквием

Поэма Р.Рождественского посвящена «Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны».

Строки поэмы разошлись на цитаты, их вспоминают, когда хотят по-настоящему веско высказать свои чувства, выразить благодарность павшим героям, подтвердить самим себе, что память жива. Ведь «это нужно не мёртвым, это надо живым».

 

http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/24817234.jpg 

 М.А. Шолохов  Судьба человека

Рассказ в рассказе  М.А. Шолохова «Судьба   человека» - это повествование о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу Родине. В образе Андрея Соколова сосредоточены черты русского национального характера.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Женщины на войне..." (по стихотворениям Ю. Друниной)(8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Дефектоскопист

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока:

·         Образовательная: вызвать интерес к творческому наследию Ю.Друниной; анализируя тексты, понять, каково женское восприятие войны на примере стихотворений Ю.Друниной.

·         Развивающая: способствовать развитию образного и критического мышления, развитию коммуникативных способностей, метапредметных компетенций.

 

·         Воспитательная: воспитывать трепетное, благоговейное отношение к женщине.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 275 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 497
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 669
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 2022
    • DOCX 239.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бутрик Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бутрик Ольга Владимировна
    Бутрик Ольга Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 19852
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 228 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 761 человек

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе