Главная / Русский язык и литература / "Женщины на войне..." (по стихотворениям Ю. Друниной)(8 класс)

"Женщины на войне..." (по стихотворениям Ю. Друниной)(8 класс)



"Женщины на войне..." (по стихотворениям Ю. Друниной)

Тип урока: комбинированный.

Форма: урок-размышление.

Класс: 8.

Цели урока:

  • Образовательная: вызвать интерес к творческому наследию Ю.Друниной; анализируя тексты, понять, каково женское восприятие войны на примере стихотворений Ю.Друниной.

  • Развивающая: способствовать развитию образного и критического мышления, развитию коммуникативных способностей, метапредметных компетенций.

  • Воспитательная: воспитывать трепетное, благоговейное отношение к женщине.

Оборудование: проектор, компьютер, экран; презентация с использованием текста песни «Мы вернёмся назад», слова Дарьи Мироненко. «Вставай, страна огромная» (муз. А.Александров, слова В.Лебедев-Кумач); репродукций: Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Икона Владимирской Богоматери, Леонардо да Винчи «Мона Лиза», К.Брюллов «Всадница», фотографий: девушка, женщина-мать с ребенком; фотографии женщин на войне; карточки с заданиями для групп, цветные фломастеры.

Никогда 
    Не была ты женою — 
    Женихов отобрала . 
    Война... Всю-то жизнь 
    Оставалась одною, 
    Женской радостью обделена... 
    Ю. Друнина



















ХОД УРОКА



I. Стадия вызова. Активизация мыслительной деятельности. 1.Подготовка к восприятию нового материала

Учитель: (1слайд). Звучит песня «Вставай, страна огромная…»(под музыку песни).

Почти семьдесят лет назад на русских людей внезапно обрушилась страшная трагедия. Война — это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война — это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб. 
    Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и нежности, а слово “герой” в нашем понимании — это обязательно боец, солдат, словом, мужчина. У всех на слуху имена: Жуков, Рокоссовский, Панфилов и многие другие, но мало кому известны имена тех девчонок, которые прямо с выпускного бала попали на войну, без которых, быть может, и не было бы победы. 

В годы Великой Отечественной войны женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала, но и стреляла из «снайперки», подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”, сражалась с врагом в небе. Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин.

2. Формулировка учащимися темы и цели урока

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О женщине на войне).

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Женщины на войне» (запись на доске).

Теперь давайте подберем ассоциации к слову «война». Составление кластера (кровь, смерть, взрывы).

Сформулируйте цель урока, о чем мы будем размышлять? (Женщина и война – несовместимы).

II. Стадия осмысления. Чтение стихотворения

1. Учитель: Наверное, вы уже слышали это выражение «У войны не женское лицо». Это истина. Сегодня нам предстоит поиск этой истины в стихотворениях поэтессы Юлии Друниной, которая 17-летней выпускницей одной из московских школ, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Ее позиция, ее женский взгляд на войну выразились в строчках:

Кто сказал, что на войне не страшно, 
Тот ничего не знает о войне.

Эпиграфом к уроку станут слова Ю. Друниной (слайд)

Никогда 
    Не была ты женою — 
    Женихов отобрала . 
    Война... Всю-то жизнь 
    Оставалась одною, 
    Женской радостью обделена... 

Сегодня мы познакомимся с такими «посланиями с войны».

2.Просмотр презентации «Женщины на войне»

- учащиеся читают стихотворения Ю. Друниной, на каждом слайде отрывки или целые стихотворения поэтессы.

3. Беседа.

Какие чувства вызывает у вас это стихотворения?


ІІІ. Словарная работа.

  1. Учитель: Тема нашего урока «Женщины на войне». Просматривая презентацию, мы увидели с вами череду женских лиц, улыбающихся и печальных, по-взрослому серьёзных и ещё совсем детских.

Лицо, лик. Эти слова очень похожи. Каковы значения этих слов в словаре В.И.Даля?

ЛИК – лицо, облик, образ; изображение лица на иконах. 
ЛИЦО – в возвышенном знач. Лик; передняя часть головы человека; облик; особа, человек. («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля).
Значит, лик – это высокое, прекрасное женское начало. Совместимо ли слово «лик» со словом «война»? 


2. Работа в группах.(2 группы, тексты стихотворений на столах учащихся)

Обратимся к стихотворениям, а для этого продолжим нашу работу в группах.

1 группа. Работа по стихотворению «Зинка».

  • Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке презентации вы сопроводили бы это стихотворение и почему?

  • Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звуков [л], [э]? Как называется этот прием?

Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнёт светлеть.
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, гнилой земле.

  • По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лик женщины»? Какой у вас получился образ женщины? (изобразите в виде схемы, используя разные цвета фломастеров).

  • Кому посвящено данное стихотворение

(З.Самсонова – ровесница Ю.Друниной, В ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии З. А. Самсонова была призвана Егорьевским райвоенкоматом в октябре 1942 года. Воевала на Сталинградском и Воронежском фронтах, участвовала вСталинградской и Курской битвах. Особо отличилась в битве за Днепрна Букринском плацдарме. В сентябре 1943 года передовые части 47-й армии Воронежского фронта вышли к Днепру в районе городаКанева Черкасской области Украинской ССР. 24 сентября 1943 года с первым десантным отрядом форсировала реку южнее села Пекари(Каневского района Черкасской области Украины) санинструктор 667-го стрелкового полка 218-й стрелковой дивизии старший сержант З. А. Самсонова. В бою при захвате плацдарма она уничтожила трёх немецких солдат. 26-27 сентября 1943 года, находясь в первой линии обороны во время многочисленных контратак противника, санинструктор под огнём противника вынесла с поля боя 30 раненых и эвакуировала их на левый берег. Вечером 27 сентября 1943 года в бою за село Пекари принимала участие в отражении вражеской контратаки, умело действуя автоматом и трофейными гранатами.

В дальнейшем старший сержант З. А. Самсонова участвовала в Киевской наступательной, Киевской оборонительной иЖитомирско-Бердичевской операциях, освобождении города Житомира. В конце ноября 1943 года дивизия, в которой служила санинструктор Самсонова, была переброшена на Белорусский фронт. В ходе Калинковичско-Мозырской наступательной операции 27 января 1944 года в бою за белорусскую деревню Холма (Гомельская область) старший сержант Зинаида Самсонова погибла от пули немецкого снайпера при попытке вынести раненого солдата с нейтральной полосы. Похоронена в братской могиле в посёлке Озаричи Калинковичского района Гомельской областиРеспублики Беларусь.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года старшему сержанту Самсоновой Зинаиде Александровне было присвоено звание Героя Советского Союза).



2 группа. Работа по стихотворению «Я ушла из детства в грязную теплушку»

  • Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке презентации вы сопроводили бы это стихотворение и почему?

  • Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звука [р] и[з] ? Как называется этот прием?

Я ушла из детства в грязную теплушку.
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.

  • По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лицо войны»? Какое оно у вас получилось? (изобразите в виде схемы, используя разные цвета фломастеров).

  • Что вы узнали о юности Ю.Друниной

(После начала Великой Отечественной войны, в семнадцатилетнем возрасте Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста), работала санитаркой в глазном госпитале. Окончила курсы медсестёр. В конце лета 1941 года, с приближением немцев к Москве, была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Там, во время одного из авианалётов, она потерялась, отстала от своего отряда, и была подобрана группой пехотинцев, которым была очень нужна санитарка. Вместе с ними Юлия Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника. Именно в этом пехотном батальоне — вернее, в той группе, что осталась от батальона, попавшего в окружение, — Юля встретила свою первую любовь, самую возвышенную и романтическую. В стихах и в воспоминаниях она называла его Комбат — с большой буквы, но нигде не упоминала его имени, хотя память о нём пронесла через всю Великую Отечественную войну и сохранила навсегда. Уже в самом конце труднейшего пути, при переходе линии фронта, когда в группе оставалось всего 9 бойцов, командир батальона подорвался на противопехотной мине. Вместе с ним погибли ещё двое бойцов, а Друнину сильно оглушило.

В 1943 году Друнина была тяжело ранена — осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать — спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. В госпитале, в 1943 году, она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
)

3. Выступление групп. Подведение итогов

С каким подобранными вами в начале урока ассоциациями к слову «война» можно соотнести стихотворение? (смерть, боль)
– С какими ассоциациями к слову «женщина» можно отнести стихотворение? (мать, дом, красота). 
– Совместимы ли эти слова: женщина и война? Нет.

Учитель: Мы познакомились с женским видением войны в стихотворениях Ю.Друниной: страшное, трагичное, чудовищное лицо войны – некрасивое, не одухотворенное, как лик женщины.

Как вы думаете,это сочетание противоестественное. Но ведь было что-то, что привело женщину, призванную дарить жизнь, на войну, где отнимают эту жизнь?
– Почему же Зинка, другие такие же девчата, всеми правдами и неправдами прибавляли себе лишний год, чтобы пойти добровольцем на фронт; вели в атаку, спасали от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью; не думая о себе. Они убивали, ведь это война.. Они, для которых предназначена природой роль матери, дарящей жизнь, выбрали роль «светлокосого солдата», призванного убивать, погибать самой?!
(Они встали на защиту Родины – матери, на защиту самой жизни ради будущих поколений. Суровая необходимость их мобилизовала. Они сделали свой нравственный выбор. В трудное для страны время они заняли собственную позицию, проявив волю и силу).

Какова жизненная позиция Зинки, Юльки, женщин, взявших в руки оружие? (позиция патриота, гражданина).
Именно поэтому они выбрали роль солдата, защитника, выстояли в тылу, в оккупации. И они сделали все, чтобы приблизить победу. 
Такая позиция была и у Ю.Друниной: (слайд) «потому что имя ближе, чем Россия, не могла сыскать».

IV. Рефлексия

– Итогом наших размышлений по теме урока станет составление синквейна к слову «Женщина». Чтение синквейнов. 


V. Заключительное слово учителя под песню «Мы вернёмся назад»

(Слайды презентации просматриваются заново в режиме «кино»)

- Все дальше от нас эта война. В 2015 году мы отметим 70-летие со дня Великой Победы. Вглядитесь в эти лица. Это они, ТОГДА 17-летние, «светлокосые солдаты» в сырых шинелях войны.
Поколение 21 века узнает о войне из фильмов, рассказов участников и главное – из книг. Литература возвращает к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.
В память о нашем уроке я хочу оставить вам  список книг о войне. Среди авторов – и мужские, и женские имена: Ольга Берггольц, Маргарита Алигер, Анна Ахматова, Светлана Алексиевич. 
Читайте, этого забыть нельзя. Это наша память. Спасибо вам, ребята, за участие в уроке.

















ПРИЛОЖЕНИЕ

Ольга Берггольц. Стихи о войне


» Блокадная ласточка

» Не сына, не младшего брата...

» Европа. Война 1940 года

» Ни до серебряной и ни до золотой...

» И вновь одна, совсем одна - в дорогу...

» О друг, я не думала, что тишина...

» Мой дом

» Побратимы

» Пусть голосуют дети

» Разведчик







Маргарита Алигер. Стихи о войне


» Большие ожидания

» Ленинград. Весна. 1946

» Деревня Кукой

» Минское шоссе

» Какая осень! Дали далеки...

» Мне предначертано в веках...

» Моя Москва

» Несчетный счет минувших дней...

» По ком звонит колокол

Анна Ахматова. Стихи о войне

Поэма

»Реквием

Стихотворения

» Мужество »Памяти Вали

»Клятва »Победа

http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2013/11/177196-187x300.jpg

Светлана Алексиевич. У войны не женское лицо

На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.

http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/83888402.jpg

Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга

Даниил Гранин назвал девятьсот дней блокады Ленинграда «эпопеей человеческих страданий». Документальная хроника основана на воспоминаниях и дневниках сотен ленинградцев, переживших блокаду.

http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/93605235.jpg


Адамович А. Хатынская повесть

В Белоруссии фашисты зверствовали как нигде: уничтожено более 9200 деревень, более чем в 600 из них убиты или сожжены почти все жители, спаслись единицы. «Хатынская повесть» написана на документальном материале. Она посвящена борьбе белорусских партизан. Один из них – Флера – вспоминает события прошедшей войны. 

http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/78939578.jpg

Айтматов Ч.Т. Ранние журавли 

Суровые годы Великой Отечественной войны. Далекий киргизский аул. Мужчины — на фронте. Герои повести — школьники. Лучшие, сильнейшие из них должны поднять заброшенные поля, дать хлеб фронту, семьям. И дети глубоко понимают это. Война стала суровым испытанием для подростков, но она не убила в них умение радоваться жизни, видеть прекрасное, делиться радостью с другими



http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/68498655.jpg

Бакланов Г. Навеки – девятнадцатилетние 



Эта книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии. В книге параллельно повествованию идёт фоторассказ. «Людей, которые на этих фотографиях, - пишет автор, - я не встречал на фронте и не знал. Их запечатлели фотокорреспонденты и, может быть, это все, что осталось от них».



http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/92433362.jpg 

Васильев Б.Л. А зори здесь тихие... 



Это произведение – одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Светлые образы девушек – главных героинь повести, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая никого не щадит.

 

http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/89149794.jpg

Казакевич Э. Звезда 

Это произведение создано на основе пережитого автором в боевом накале фронта, при виде страданий и гибели людей. Трагически-печальная и светлая повесть о группе дивизионных разведчиков звучит как откровение и проникает в души людей.



http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/08724107.jpg 

Космодемьянская Л.Т. Повесть о Зое и Шуре 

Дети Л.Т. Космодемьянской  погибли в борьбе с фашизмом, защищая свободу  и  независимость своего народа. О них она рассказывает в повести . По книге можно день за днем проследить жизнь  Зои  и  Шуры  Космодемьянских , узнать их интересы, думы, мечты. 





http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/73998377.jpg

Полевой Б. Повесть о настоящем человеке 

«Повесть о настоящем человеке» — повесть Б. Н. Полевого 1946 года о советском летчике Мересьеве, который был сбит в бою Великой Отечественной войны. После тяжёлого ранения, врачи ампутировали ему обе ноги. Но он решил, что будет летать.





http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/s39637509.jpg

Твардовский А.Т. Василий Тёркин 

В глубоко правдивой, исполненной юмора, классически ясной по своей поэтической форме поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский создал бессмертный образ советского бойца. Это произведение стало ярким воплощением русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны.



http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/45504304.gif

Рождественский Р. Реквием

Поэма Р.Рождественского посвящена «Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны».

Строки поэмы разошлись на цитаты, их вспоминают, когда хотят по-настоящему веско высказать свои чувства, выразить благодарность павшим героям, подтвердить самим себе, что память жива. Ведь «это нужно не мёртвым, это надо живым».



http://schoolbiblio.ucoz.ru/_ld/0/24817234.jpg 

М.А. Шолохов Судьба человека

Рассказ в рассказе  М.А. Шолохова «Судьба   человека» - это повествование о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу Родине. В образе Андрея Соколова сосредоточены черты русского национального характера.



"Женщины на войне..." (по стихотворениям Ю. Друниной)(8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока:

·         Образовательная: вызвать интерес к творческому наследию Ю.Друниной; анализируя тексты, понять, каково женское восприятие войны на примере стихотворений Ю.Друниной.

·         Развивающая: способствовать развитию образного и критического мышления, развитию коммуникативных способностей, метапредметных компетенций.

 

·         Воспитательная: воспитывать трепетное, благоговейное отношение к женщине.

Автор Бутрик Ольга Владимировна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 684
Номер материала 9261
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓