Инфоурок Биология Другие методич. материалы"Железы внутренней секреции и их функции". Обобщающий урок.

"Железы внутренней секреции и их функции". Обобщающий урок.

Скачать материал

                                                                                                  Никольская Вероника Геннадьевна             

                                                                                                                     НОУ Православная гимназия

                                                                                                                     Учитель биологии

                                                                                                                     Г. Тюмень

 

            Железы внутренней секреции и их функции.

 

 

 Цели и задачи урока:

 

Образовательная:  Закрепить знания о гуморальном механизме как одном из способов регуляции функций организма. Сформировать у учащихся представление о железах внутренней секреции, показать их роль в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма человека и возможные нарушения, которые приводят к заболеваниям.

Развивающая:  Развивать общедидактические умения и навыки, а также умение применять имеющиеся знания для решения практических задач. Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное, развитие логического мышления, продолжить развитие поисково-информативных умений: использовать литературные источники.

Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, воспитание здорового образа жизни.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний с учетом индивидуально-типологических особенностей школьников

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями для трех групп учащихся, ориентированные на базовый уровень, углубленный и гуманитарный; рисованные модели желез внутренней секреции на магнитах, рисованное изображение силуэта туловища человека, мультимедийный проектор.

 

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Обобщение и систематизация знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление
  5. Домашнее задание

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Объявление темы урока. Формулирование цели. Постановка проблемного вопроса.

– На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с организмом человека. Прочтите тему урока (Гуморальная регуляция функций организма). Запишите тему в тетради.
Сейчас вы прослушаете несколько отрывков из известных произведений литературы. В них описано несколько биологических явлений. Подумайте, что объединяет эти явления, о каких процессах в них говорится?

1) «Достоин плача жребий мой.
И я был витязь удалой!
В кровавых битвах супостата
Себе я равного не зрел;
Счастлив, когда бы не имел
Соперником меньшого брата!
Коварный, злобный Черномор,
Ты, ты всех бед моих виною!
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою,
Мой дивный рост от юных дней
Не мог он без досады видеть
И стал за то в душе своей
Меня, жестокий, ненавидеть.
Я был всегда немного прост,
Хотя высок; а сей несчастный,
Имея самый глупый рост,
Умен как бес — и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая,
И, всё на свете презирая,
Доколе борода цела —
Изменник не страшится зла.» (Руслан и Людмила)

 

2) «Но однажды капитан
Был в одной из дальних стран
И влюбился
Как простой мальчуган.
Раз пятнадцать он краснел,
Заикался и бледнел,
Но в любви ей
Объясниться не посмел.
Он мрачнел,
Он худел,
И никто ему
По-дружески не спел:
Капитан, капитан,
Улыбнитесь…» (Капитан. Песня)

3) «Представляешь, там был даже шпагоглотатель, который глотал настоящие шпаги, и огнеглотатель, который глотал пламя, и роскошная дама с большой бородой, которая правда ничего не глотала, кроме кофе с булочкой, и этим она, конечно, ничего не смогла бы заработать, если б, к ее счастью, у нее не росла борода. Она показывала ее за деньги, а желающих посмотреть на это чудо было хоть отбавляй». (Приключения Эмиля из Леннеберги)

Учащиеся высказывают предположения, учитель корректирует. Делается общий вывод.

- В отрывках говорится о процессах гуморальной регуляции и их нарушениях. На сегодня на уроке мы познакомимся с железами внутренней секреции, с веществами, которые они выделяют и  процессами, которые они контролируют. Для этого давайте вспомним материал прошлого урока.

2. Обобщение и систематизация знаний

Фронтальная беседа по вопросам:

– В процессе изучения темы мы познакомились с рядом новых понятий. Первым из них является понятие гуморальной регуляции. Какие способы регуляции вам известны?
– Что такое нервная регуляция?
– Какие виды желез вам известны? 
– Что мы называем железой внутренней секреции?
– Что мы называем железой внешней секреции?
– В чем особенность желез смешанной секреции?

3) Изучение нового материала:

На доске представлен плакат изображающий силуэт тела человека. По ходу рассказа учителя карточки с изображением желез внутренней секреции с помощью магнитов  размещаются там, где они расположены в организме, а учащиеся заполняют в тетрадях следующую таблицу. (При наличии интерактивной доски можно использовать мультимедиа-технологии.)

Железа внутренней секреции

Место расположения в организме

Секретируемые гормоны

Регулируемые процессы жизнедеятельности

Заболевания при гипофункции

Заболевания при гиперфункции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гипофиз.

Гипофиз – это бобовидное образование массой 0,5–0,6 г, располагающееся в костном углублении дна черепа, названном турецким седлом  (рис 120 учебника). Гипофиз состоит из трех долей: передней, средней и задней. Большая по размерам передняя доля гипофиза выделяет 8 гормонов. Один из них гормон роста (соматотропный) – стимулирует рост скелета, активизирует биосинтез, способствует увеличению тела. Впервые предположение о выделении гипофизом специфического гормона роста было высказано в 1921 году американскими учеными Эвансом и Лонгом. Соматотропный гормон определяет рост человека, сначала увеличивая его, а затем обеспечивая постоянство этого важного показателя. Средняя доля гипофиза у низших позвоночных секретирует меланотропный гормон, регулирующий изменения цвета кожи. У человека эта доля гипофиза обнаруживается только в детстве (и при беременности) и никаких функций не выполняет. Задняя доля гипофиза вырабатывает гормоны вазопрессин и окситоцин.

Вазопрессин (антидиуретический гормон) участвует в регуляции водно-солевого обмена, окситоцин стимулирует сокращение мускулатуры матки на поздних стадиях беременности.

При снижении функции гипофиза наблюдается патология – гипофизарная карликовость. Такие дети рождаются в срок, все пропорции тела у них сокращены, развитие протекает нормально и дальше. Они могут заниматься трудовой деятельностью, способны к деторождению. Продолжительность жизни – как у всех людей. В жизни их называют лилипутами. Одним из самых известных карликов был Йозеф Боруславский – «Граф», родившийся в 1739 году в Польше. При рождении его рот был 20 см, в возрасте одного года – 35 см, в 25 лет 89 см. В день его 30-летия, его рост был равен 1 м. Прожил он 98 лет. Самый низкорослый карлик проживает в Санта-Доминго (Доминиканская Республика). Он родился в 1968 г., в 1987 г. его рост был 72 см, а вес – лишь 6,81 кг. Остальные члены его семьи имеют обычные размеры.

Гигантизм – это увеличение роста из-за повышенной продукции гормона роста. Обычно это происходит при развитии опухоли гипофиза, которая при отсутствии лечения приводит к гибели больного в возрасте 20–30 лет. Если гиперфункция гипофиза возникла в детском возрасте, то размеры тела увеличиваются пропорционально. Рост людей, страдающих гигантизмом, может превышать 2,5 м.Самый высокий мужчина, Роберт Уэдлоу, родился в США в 1918 году. К 5 годам он вытянулся до 163 см и весил 43 кг, в 10 лет эти показатели составили 196 см и 95 кг, в 15 лет – 234 см и 161 кг, в 22 года – 272 см и 199 кг. Скончался он в 1940 году.Самой высокой женщиной (231,7 см) считается Сэнди Аллен. Родилась она в Чикаго в 1955 году и весила 2,91 кг. В 1977 году ей была сделана операция, после которой женщина перестала расти.

Если увеличение секреции соматотропного гормона возникает в зрелом возрасте, когда рост тела закончился, то это приводит к заболеванию, называемому акромегалией. У больных наблюдается общее ожирение, увеличение нижней части лица (нос расширен, губы утолщены, язык не помещается во рту), стоп и кистей рук. Рост при этом остается нормальным, поскольку в этом возрасте кости уже утратили способность к росту. Увеличение продукции соматотропина влечет за собой синтез других гормонов.

Щитовидная железа

. Щитовидная железа состоит из двух соединенных узким перешейком долей. Это самая крупная железа внутренней секреции. У взрослого человека она весит от 25 г до 60 г (в среднем 28 г) и располагается спереди по бокам трахеи (рис 120, 122 учебника). Она имеет важное значение для нормальной жизнедеятельности организма. Гормоны щитовидной железы, тироксин и трийодтиронин, содержат в своем составе йод – элемент, поступление которого в организм ограничено. Природа позаботилась о том, чтобы щитовидная железа имела запас йода: хотя ее масса не превышает 0,5 % от массы тела, в ней содержится 25 % всего йода в организме человека. Существует специальный механизм, позволяющий железе извлекать неорганический йод из крови и увеличивать его концентрацию в 500 раз. Таким свойством не обладает больше не один орган. При недостатке йода синтез гормонов снижается. Хронический недостаток йода сопровождается хроническим гипотиреозом, приводящим к кретинизму у детей – умственной отсталости. Тормозится и физическое развитие, ребенок плохо держит голову, поздно начинает сидеть и ходить. Микседема развивается у взрослых и проявляется в заторможенности, постоянной сонливости, заметном ухудшении памяти, снижении работоспособности. Человек становится вялым, безучастным ко всему, ему даже в теплую погоду становится холодно. Это объясняется тем, что из-за недостатка тиреоидинов ткани организма поглощают меньше кислорода и, соответственно, продуцируют меньше тепла, поэтому кожа у таких людей всегда сухая и холодная.

Кроме тиронинов С-клетки щитовидной железы вырабатывают гормон кальцитонин. Мишенью кальцитонина являются кости, он снижает резорбцию кальция из костной ткани, что сопровождается уменьшением содержания ионов кальция и фосфата в крови.– умственная отсталость. Тормозится и физическое развитие, ребенок плохо держит голову, поздно начинает сидеть и ходить.

Гипертиреоз – повышение выработки тиреоидных гормонов – редко возникает из-за избытка йода, поскольку лишний йод выводится почками. Причиной гипертиреоза чаще является патология гипофиза, при которой он производит больше тиреотропного гормона, или ТТГ (обычно под действием ТТГ-релизинг-фактора гипоталамуса), стимулирующего синтез тироксина в щитовидной железе. Под действием ТТГ щитовидная железа увеличивается, при этом может образоваться тиреотоксический зоб (базедова болезнь), сопровождающийся пучеглазием, сердцебиением, потливостью, нервными расстройствами.

Эндемический зоб возникает из-за недостатка йода в питьевой воде и пище. В Швейцарии резко снизились заболевания зобом и кретинизмом, когда в обязательном порядке жителям стали прописывать йод, ввели в употребление йодированные соль или хлеб. Спорадический, или рассеянный зоб не связан с природными очагами. Он возникает как результат употребления пищевых продуктов или лекарств, которые блокируют усвоение йода. В Тасмании при употреблении молока коров, питавшихся растениями рода барбариа, которые содержат антийодные вещества, у детей возникает зоб. Некоторые сорта капусты, репы, брюквы содержат естественные тиреостатические компоненты. Бездумное употребление преимущественно этих продуктов в ущерб другим может привести к спорадическому зобу. Питание должно быть разнообразным.

Паращитовидные железы.

Небольшие по размерам паращитовидные железы расположены под щитовидной железой на задней ее стенке. Обычно их четыре, но может быть две или больше четырех. Общий вес – 0,3 г. Но вес и размеры вовсе не отражают роль и значение того или иного органа. Паращитовидные железы выполняют очень важную функцию. В них образуется гормон – паратгормон, или паратирин. Являясь антагонистом кальцитонина, он регулирует фосфорно-кальциевый обмен. Мишенью паратирина является костная ткань и почки. Будучи антагонистом кальцитонина, он усиливает декальцинацию костей, в результате чего уровень кальция в крови повышается. В тоже время паратирин уменьшает реадсорбцию фосфатов из первичной мочи, в результате чего уровень фосфатов в крови снижается. Без паращитовидных желез организм существовать не может. Удаление их ведет к тетании – судорогам, непроизвольным подергиваниям мышц, параличу дыхательной мускулатуры и, в отсутствии лечения, к смерти. Впервые заболевание тетанией описал в XIX в. немецкий патолог Ф. Реклингаузен, и с тех пор эта болезнь носит его имя. Еще в начале ХХ века операции по поводу зоба у людей часто приводили к тетании. Швейцарский хирург Теодор Кохер разработал метод удаления щитовидной железы, при котором часть ее вместе с паращитовидными железами обязательно остается. За это он был удостоен Нобелевской премии в 1909 г . Повышение выработки кальцитонина вызывает «вымывание» кальция из костей – возникает так называемый декальциноз скелета. Кости становятся непрочными, сначала очень гибкими, потом ломкими, возникают множественные переломы. На ранних стадиях резко возникает подвижность суставов, больные могут принимать неестественные позы, закладывать ноги за голову, скручиваться спиралью (гуттаперчевый мальчик). С развитием болезни уродливо деформируется скелет, выпадают зубы. В почках образуются камни. В паращитовидных железах могут возникать опухоли, приводящие к нарушению функции

                              Эпифиз

Основной гормон эпифиза, или шишковидной железы – мелатонин. Функции гормона разнообразны. Он контролирует пигментный обмен, суточные и сезонные ритмы, процессы деления клеток, участвует в формировании зрительного восприятия образов и цветоощущения, сна и бодрствования (рис. 120 учебника).Эпифиз был известен уже 2 тыс. лет назад, но до сих пор эта железа размером с горошину и весом 0,5 г. запрятанная в самую глубину головного мозга и сверху прикрытая большими полушариями, остается загадкой. Индийские и тибетские философы считают его органом ясновидения. Шишковидная железа активна в течение всей жизни. При различных заболеваниях она ведет себя по-разному. Гормон мелатонин способен влиять и на гипофиз. Биологически активные вещества, секретируемые эпифизом, способны тормозить выработку гипофизом гормона роста. Эпифиз участвует в регуляции водно-солевого обмена. Он продуцирует К-фактор, активно влияющий на обмен калия. Эта железа играет роль главных биологических часов организма. Она поддерживает контакты со щитовидной железой, может задерживать развитие тиреотоксикоза. Эпифиз имеет общее происхождение с глазами, поэтому его иногда называют третьим глазом (он выполняет функции фоторецептора у миноги, некоторых рептилий, например, гаттерии, и даже птиц). Чтобы получить 1 мг мелатонина, необходимо использовать эпифизы от 750 быков.

Надпочечники

Надпочечники – парный орган. Они как бы прилеплены к верхнему полюсу обеих почек. Анатомическое строение каждого надпочечника напоминает слоеный пирог: сверху жировая оболочка, под ней соединительно-тканная, затем идет корковый слой, а в самом центре – мозговой (рис. 120 учебника). Корковый и мозговой слои вырабатывают гормоны, влияющие на разные процессы жизнедеятельности организма. Надпочечники весят 5–6 г, мозговой слой составляет не более 20 % от общей массы железы. Основные гормоны надпочечников – адреналин и норадреналин – выделяются в кровь под действием нервных импульсов. Эти два родственных гормона важны для приспособительных реакций организма, особенно в экстремальных стрессовых ситуациях. При мобилизации всех внутренних резервов клетки мозгового вещества за считанные часы могут выбросить в кровь почти весь запас адреналина. Поступая в кровь, адреналин увеличивает силу и частоту сердечных сокращений, вызывает сужение мелких артерий, расширяет венечные сосуды сердца и скелетных мышц, обеспечивая этим органам хорошее кровоснабжение. Адреналин и энергетически обеспечивает приспособительные реакции. Он способствует повышению содержания в крови глюкозы – основного источника энергии, усиливает распад гликогена в печени. В мышцах этот гормон увеличивает образование молочной кислоты, которая в печени превращается в глюкозу. Он буквально «выгребает» запасы углеводов из различных депо. Одновременно адреналин тормозит секрецию инсулина, который, как известно, повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы, чем снижает ее содержание в крови.

Норадреналин по химическому строению и действию схож с адреналином. Он как бы продолжает и завершает реакции, которые возникают в организме под действием адреналина. В экстремальных ситуациях, например при кислородном голодании, снижении сахара в крови, надпочечники могут мобилизовать защитные силы организма.

Гиперфункция надпочечников ведет к изменению вторичных половых признаков, нарушению обмена веществ, увеличению количества сахара в крови. Развивается болезнь Иценко – Кушинга с характерным ожирением лица и туловища, повышается артериальное давление, разрыхляется костная ткань, что ведет к самопроизвольным переломам костей. Кроме того, гиперфункция надпочечников ведет к их атрофии. Корковый слой вырабатывает недостаточно гормона кортина. Результатом атрофических изменений надпочечников является бронзовая болезнь. Для нее характерно общее нарушение обменных процессов, отсутствие аппетита, тошнота и рвота, боли в области живота. Больной быстро теряет в весе, наступает истощение, появляются темные пятна на слизистых оболочках губ, десен. Кожа лица и открытых частей тела приобретает цвет старой бронзы. Бронзовую болезнь И.С. Тургенев описывает в рассказе «Живые мощи»; «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из – под платка вылезают на лоб жидкие пряди желтых волос». Бронзовая болезнь впервые была описана английским врачом Т. Аддисоном и поэтому называется также аддисоновой болезнью, при которой нарушается обмен солей между кровью и тканями тела.

     Тимус

. Тимус или вилочковая железа (названная так из-за своей двурогой формы), лежит за грудиной (рис 120 учебника). У новорожденных она очень крупная, весит 15 г (т.е. 0,5 % веса тела), а у взрослого 40-летнего человека масса этой железы не превышает 3 г (0,005 % веса тела). Получается, что железа с возрастом уменьшается в 100 раз. Если у взрослого человека, тимуса почти нет, и без него люди обходятся, живут нормально, так зачем он нужен в детском возрасте, да еще такой крупный? Может быть, природа ошиблась, – оставила как «след прошлого», рудимент? Но в 1960 году австралийские ученые показали, что тимус отвественнен за иммунитет – защиту организма от воздействия чужеродных факторов. В тимусе у новорожденных образуются лимфоциты (клетки иммунной системы), которые расселяются в другие органы (костный мозг, селезенку, лимфатические узлы). Удаление тимуса у новорожденных и детей раннего возраста приводит к ослаблению защитных сил и смерти. Выполнив родоначальную функцию, тимус постепенно атрофируется, передавая свою роль другим органам. Тимус – это «кладовая» гормонов. В настоящее время из него получен 21 фактор, обладающий гормональными свойствами – от регуляции размножения и деятельности лимфоидных иммунных клеток до взаимодействия с другими гормонами. Главный гормон тимуса – тимозин – стимулирует развитие лимфоцитов.

        Поджелудочная железа

Поджелудочная железа среди эндокринных желез занимает особое место. Она функционирует не только как железа внутренней секреции, но является и одной из основных пищеварительных желез: вырабатывает и поставляет в двенадцатиперстную кишку панкреатический сок, содержащий ферменты, необходимые для нормального пищеварения (рис 120 учебника). Весит поджелудочная железа 70–120 г, длина ее 16–22 см. Эндокринная часть железы составляет 2–3 % массы. Секреторные клетки, вырабатывающие гормоны, образуют специфические скопления – панкреатические островки (островки Лангерганса), разбросанные по всей железе, но больше всего их в хвостовом отделе. Основной гормон поджелудочной железы – инсулин, снижающий уровень сахара в крови и оказывающий влияние на жировой обмен. Интересна история открытия инсулина. В конце XIX века немецкие физиологи О. Минковский и И. фон Меринг, изучая регуляцию процесса пищеварения, в ходе экспериментов удаляли собакам поджелудочную железу. Служитель, убирая за собаками в клетках, обратил внимание, что на мочу слетается множество мух. Оказалось, что в моче собак, лишенных поджелудочной железы, содержится большое количество сахара. Клеточный состав островков Лангерганса неоднороден: исследователи обнаружили здесь разные клетки – А, В, Д, РР. Самые многочисленные В-клетки – 70 %; А-клетки – 20 %; Д-клетки – 5–8 %; РР-клетки 0,5–3 %. В-клетки первоначально синтезируют биологически неактивный проинсулин. Только после обработки специфическими ферментами в комплексе Гольджи проинсулин превращается в инсулин. В-клетки упаковывают готовую продукцию в особые секреторные гранулы и хранят до тех пор, пока не потребуется выделить инсулин в кровь. Когда в крови повышается уровень глюкозы, избыток глюкозы превращается в гликоген, который депонируется в печени и мышцах. Нарушение секреции инсулина ведет к сахарному диабету. У больного диабетом железа утрачивает способность реагировать на изменения содержания сахара в крови. А-клетки синтезируют гормон глюкагон, который тоже регулирует уровень глюкозы. Глюкагон называют физиологическим антагонистом инсулина. Если инсулин депонирует избытки глюкозы, то глюкагон, напротив, включает механизмы, извлекающие гликоген из этих депо. Таким образом, он предотвращает сильное снижение уровня глюкозы в крови, которое может произойти при усиленной секреции инсулина. Подобный антагонизм не мешает нормальной деятельности поджелудочной железы. Именно благодаря слаженной деятельности инсулина и глюкагона в здоровом организме содержание глюкозы в крови поддерживается на определенном уровне.

Сахарный диабет – тяжелое заболевание. Организм утрачивает способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой. Недостаток инсулина приводит к обезвоживанию тканей. Потеря воды организмом вызывает у больного жажду. Больной выделяет в сутки от 10 до 30 литров мочи. Содержание сахара в ней может достигать 5–10 % (в норме моча не содержит сахара). Наблюдается похудение, иногда, наоборот, ожирение. У диабетиков нарушается обмен жиров и белков. Белки расщепляются не полностью, промежуточные продукты вызывают тяжелое отравление организма. Нарушение нормальной функции поджелудочной железы вызывает серьезные сдвиги в обмене веществ. Знание физиологической основы этих процессов позволяет лечить диабет. Прежде всего, врач устанавливает правильную диету для больного. Важным средством лечения является введение инсулина.

      Половые железы

. Гонады, или половые железы, – единственные эндокринные железы, которые различны у мужчин и женщин. Направляют их деятельность и задают ритм их гормональной активности гипоталамус и гипофиз (рис. 120 учебника). Яичники – это женские половые железы. Их два – правый и левый. Каждый по форме напоминает миндальный орех, весит 6–8 г. В корковом слое яичников концентрируется основная масса фолликулов – специфических контейнеров, в которых созревают яйцеклетки, и источников эстрогенов – женских половых гормонов. Главная задача яичников – подготовить организм к оплодотворению. Продукция эстрогенов подчиняется строгому ритму и носит циклический характер. В период созревания яйцеклетки продуцируют гормон прогестерон. Этот важный гормон во время беременности подавляет рост новых фолликулов и готовит организм к вынашиванию плода. Функционируют яичники с 12–14 лет. С возрастом они прекращают выполнять свою функцию.
Яички, или семенники, – мужские половые железы. Они вырабатывают мужские половые клетки – сперматозоиды – и выделяют в кровь мужские половые гормоны – андрогены. Этот парный орган расположен в мошонке. Рост их происходит в период полового созревания (14–17 лет). Каждое яичко состоит из своеобразных долек, внутри проходят семенные канальцы. В среднем цикл созревания мужских половых клеток составляет 75 дней, но созревают не все клетки одновременно. Продукция полноценных сперматозоидов начинается в период полового созревания и заканчивается к 60 годам. В соединительно-тканной оболочке канальца разбросаны клетки Лейдинга. Они служат поставщиком гормонов-андрогенов, главным из которых является тестостерон. Под влиянием тестостерона в период полового созревания идет развитие вторичных признаков. Интересно, что при всем анатомическом различии женских и мужских половых желез химическая структура гормонов во многом сходна.

4) Закрепление:

 

Учитель выделяет в классе три группы учеников: 1) базовый уровень, 2) естественнонаучный, 3) гуманитарный, и раздает карточки с заданиями. На выполнение задания отводится пять минут, после чего каждая группа сообщает классу результаты своей работы.

 

!) Группа «базовый уровень» получает карточки с заданием на соответствие и небольшой тест.

Задание 1.Каждому гормону из левого столбца подберите одну или несколько соответствующих функций из правого.

1

тироксин

А

стимуляция синтеза белка

2

адреналин

Б

снижение уровня глюкозы в крови

3

гормон роста

В

усиление возбудимости нервной системы

4

глюкагон

Г

стимуляция сердцебиения

5

инсулин

Д

снижение уровня глюкозы в крови

 

 

Задание2.  Из предложенных вариантов ответов, выберите один правильный.

1. В клетках щитовидной железы больше, чем в остальных тканях содержится:

а) брома; 
б) йода; 
в) калия; 
г) железа

2. Железы внутренней секреции вырабатывают гормоны, которые поступают в:

а) кишечник; 
б) кровяное русло; 
в) тканевую жидкость; 
г) нервные клетки.

3. Мозговое вещество надпочечников вырабатывает гормон:

а) роста; 
б) глюкагон; 
в) адреналин; 
г) альдостерон.

4. К железам смешанной секреции относят:

а) надпочечники; 
б) гипофиз; 
в) поджелудочную железу; 
г) щитовидную железу.

5. Основными процессами гуморальной регуляции функций в организме управляет:

а) щитовидная железа; 
б) гипофиз; 
в) надпочечники; 
г) поджелудочная железа.

2) Группа «естественников» получает карточки с задачами.

Задача 1. В пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают?

Задача 2. Почему при подозрениях на нарушение функций щитовидной железы пациента просят сделать обследование гипофиза? На какие две группы Вы разделили бы все железы по отношению к гипофизу. Как бы Вы обозвали эти группы? Какие железы вы бы отнесли в первую, какие во вторую группу?

Задача 3. Много лет назад врачи обратили внимание на то, что в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи. Какова возможная причина этого изменения в области шеи? Каковы причины этого болезненного состояния? Какими способами можно избавиться от этого недуга?

Задача 4. Рассчитайте, сколько йода достаточно для нормального функционирования щитовидной железы в течение жизни, если суточная потребность в нем составляет 0,15 -0,3 мг, а средняя продолжительность жизни – 65 лет. Достаточно ли принять рассчитанную дозу единовременно? Спрогнозируйте последствия единовременного приема рассчитанной дозы.

Задача 5. При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество глюкозы в крови, С чем связано такое пристальное внимание к этому органическому веществу? Как можно объяснить изменение концентрации глюкозы в крови у больного человека? Каковы последствия этого изменения? Как можно предотвратить развитие заболевания?

Задача 6. Больной сахарным диабетом ввел избыточное количество инсулина. К каким последствиям это может привести? Что Вы могли бы предложить для поднятия уровня глюкозы в крови?

 

3) Группа «гуманитариев» получает карточки с изображением героев известных мультфильмов. Им предлагается рассмотрев картинки и опираясь на составленную таблицу определить их эндокринные заболевания.

 

     

 

 

       «Дядя Степа» - очень большой рост.

       Гиперфункция гипофиза в детском возрасте – гигантизм.

 

                          

 

 

 

 «Дюймовочка» - очень маленький рост, но тело

   пропорциональное. Гипофункция гипофиза в детском возрасте

                         – гипофизарная карликовость.

 

 

 

 

 

«Кукла Братц», «Ведьма» - увеличение отдельных органов (ноги, нос).

Гиперфункция гипофиза после прекращения роста человека – акромегалия.

 

 

 

 

 

 

  «Гном Простачек» - отставание в умственном развитии. Гипофункция     щитовидной железы во время  внутриутробного периода развития – кретинизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Водяной» - вялость, сонливость, отечность, повышение массы тела. Гипофункция щитовидной железы  после рождения – микседема.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Симпсоны» - утолщение шеи, «выпученные глаза», повышенная возбудимость. Гиперфункция щитовидной железы – базедова болезнь.

 

 

 

 

«Кеко» - повышенная нервная возбудимость. Гиперфункция надпочечников – избыточное содержание адреналина в крови у подростков.

 

 

 

 

 

- Теперь вернемся к отрывкам из произведений, зачитанных в начале урока.

Учитель вместе с классом еще раз зачитывает отрывки и анализирует их. В первом отрывке говорится о двух братьях с нарушением функции гипофиза. Голова витязя, хранящего меч – гигантизм, Черномор – гипофизарный карлик. Во втором отрывке – работа надпочечников выражается в сильном волнении и выбросе адреналина у Капитана. В третьем отрывке – нарушение функции половых желез, в результате развитие нетипичных для женского организма вторичных половых признаков.

 

5) Домашнее задание.

Читать параграф № 58, ответить письменно на вопросы 3-5.

 

Список литературы:

1. Дж. Бакл. Гормоны животных. Москва «Мир». 1986. -86с.

2. Колесов Д.В. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006. – 336 с.

3. Г.В. Чередникова. Биология. Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева. Волгоград. Учитель, 2007. – 157с.

4. Федорова М.З., Воронина Г.А. Материалы курса «Наиболее сложные вопросы преподавания раздела»Человек и его здоровье»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2009. – 68с.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Железы внутренней секреции и их функции". Обобщающий урок."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Обобщающий урок "Железы внутренней секреции и их функции" является индивидуальной разработкой по применению дифференцированного подхода в обучении, учитывающего индивидуальн-типологические особенности школьников. В работе представлено применение передовых приемов в традиционной технологии использования разноуровневых заданий для учащихся базового уровня, естественно-научного и гуманитарного профилирования. В качестве иллюстративного материала использованы тексты классических произведений и кадры из популярныз мультфильмов. Урок был представлен в качестве итоговой работы на курсах повышения квалификации в педагогическом университете "Первое сентября" при МГУ.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 959 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2014 701
    • DOCX 626 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Никольская Вероника Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 252597
    • Всего материалов: 82

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 23 регионов

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 22 регионов

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе