Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного
образования детей Центр дополнительного образования детей с. Возжаевки
Юный инспектор дорожного движения
образовательная программа для дополнительного образования детей
возраст учащихся –
12-17 лет
продолжительность
обучения – 3 года
Автор: Малитцкая О. А.
педагог
дополнительного образования
первой квалификационной категории
с. Возжаевка
Белогорский район
Амурская область
2013год
1.Пояснительная записка
С каждым годом возрастает
интенсивность дорожного движения в нашем населенном пункте и за его пределами.
Автомобили стали неотъемлемой частью нашей жизни, их постоянно увеличивающееся
количество диктует необходимость изучения транспортной среды, знания и
правильного применения правил дорожной безопасности.
Дополнительная образовательная
программа "ЮИД" разработана для ознакомления детей в возрасте 12–17
лет с действующими правилами дорожного движения с проведением
учебно-тренировочных занятий. Обучение предусматривает применение проблемного
раздаточного материала, использование компьютерных обучающих программ вождение
велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий. Занимаясь в
образовательном объединении, воспитанники приобретают практические навыки
вождения велосипеда, и теоретические знания по правилам дорожного движения.
Экскурсии к проезжей части помогают на практике рассматривать
дорожно-транспортные ситуации. Закончив обучение по данной программе, дети
уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.
Программа «Юный инспектор дорожного движения» направлена на
формирование у школьников культуры безопасности жизнедеятельности; основных
знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД,
поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи, получают навыки
вождения велосипеда. Таким образом, дети овладевают знаниями, непосредственно
относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД
среди детей.
Воспитание полноценного участника дорожного движения способствует
формированию транспортной культуре и выработку правильных навыков и привычек
поведению на проезжей части, на что и нацелен данный курс.
Программа «Юные инспектора
дорожного движения» относится к технической направленности: создаются
условия для формирования у детей навыков, необходимых в реальной жизни,
накопления практического опыта.
Актуальность программы
Несмотря на
то, что движение ЮИД существует уже более 30 лет, это направление актуально и
востребовано по сей день для детей и младшего и среднего и старшего школьного
возраста. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать команде и
выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как
коммуникабельность, эрудиция и т.п.
В свете
складывающейся ситуации становится все более очевидным, что систему
деятельности по изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации,
профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
необходимо развивать и усовершенствовать. Этой необходимостью и объясняется актуальность
дополнительной образовательной программы «Юный инспектор дорожного движения».
Новизна программы
состоит в том, что:
- наряду с
образовательными задачами, она решает и задачи воспитания законопослушных
граждан нашей страны;
- программа дополнительного
образования создает условия для адаптации школьников при изучении ПДД,
вопросов страхования и оказания первой медицинской помощи, и дает возможность
сгруппировать и классифицировать большое количество теоретического и
практического материала.
Данная программа
является педагогически целесообразной в виду нескольких причин:
систематизируются и значительно расширяются теоретические и практические знания
по безопасности дорожного движения, по медицине (формируются практически
значимые для ребенка навыки оказания первой медицинской помощи) и основы
административного права и страхование косвенно ориентируем детей на будущую
профессию.
Сформулируем
основные принципы реализации программы:
1. Комплексность,
понимаемая как согласованное взаимодействие с автошколой г. Белогорска,
родителей, координация различных профилактических мероприятий.
2. Дифференцированность,
представляющая дифференциацию целей, задач, средств и планируемых результатов
профилактики дорожно-транспортного травматизма.
3. Аксиологичность,
способствующая формированию у детей и подростков мировоззренческих
представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к
человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их
поведения.
4. Многоаспектность,
направленная на сочетание различных направлений профилактической деятельности,
включающей следующие аспекты: социальный, психологический и образовательный.
5. Последовательность понимания
как последовательное, постепенное, с учетом возрастных и психологических
особенностей детей, изучение правил безопасного поведения на улице,
практическое внедрение алгоритма безопасного поведения участников дорожного
движения.
6. Принцип социальной
безопасности. Учащиеся должны понимать, что живя в обществе, обязаны соблюдать
ПДД ради общей безопасности.
Цель программы: охрана
жизни и здоровья детей, защита их прав и законных интересов путём
предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма используя различные
формы деятельности.
Задачи:
Образовательные:
* повышение
уровня знаний учащихся по ПДД РФ;
* усвоение требований разделов ПДД, которые касаются пешеходов, пассажиров,
велосипедистов;
* способствование выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи;
* способствование приобретению навыков социально значимой деятельности
(волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма.
Развивающие:
* развивать
умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
* способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции,
внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия,
логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств,
способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
Воспитательные:
* воспитывать
дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;
* выработка культуры поведения в транспорте и дорожного этикета;
* формирование сознательности и ответственного отношения к собственной жизни и
здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Отличительные особенности программы. Формирование устойчивых
знаний и прочных навыков культурного поведения на улице и в транспорте у детей
школьного возраста.
Освоив данную программу,
ребенок будет наиболее информирован в области безопасного поведения на дороге,
выступая в роли пешехода или водителя, по сравнению со своими сверстниками. Он
приобретет ряд полезных навыков ориентирования в дорожной ситуации, оказания
первой медицинской помощи не только при ДТП, но и в повседневной жизни. При
наличии желания и возможности ребенок продолжит учебу в автошколе. Заглядывая в
перспективу можно сказать, что мы воспитываем будущих дисциплинированных
родителей, которые смогут передать свои знания и умения своим детям.
Возраст учащихся
Данная программа
рассчитана на обучение детей 12-17 лет. Поскольку именно в
этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка, дети могут
осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки, связанные с
деятельностью юных инспекторов движения, в том числе и технические. В группе
предполагается не более 10-15 человек, набор свободный, состав постоянный.
Сроки реализации
программы
Программа рассчитана на три года
и содержит всего 648 часов:
1 год обучения: 3 раза в неделю
продолжительностью по 2 часа;
2 год обучения: 3 раза в неделю
продолжительностью по 2 часа;
3 год обучения: 3 раза в неделю
продолжительностью по 2 часа.
Формы и методы
обучения весьма разнообразны: лекция, беседа, ролевая и тренировочные игры, диспуты,
круглый стол, викторины, экскурсии. Игры с использованием информационных
технологий, фигурное вождение велосипеда, строевая подготовка, встречи с сотрудниками
автошколы, и т. д. Занятия ведутся с учетом возрастных, индивидуальных
способностей и уровня подготовки детей.
Прогнозируемые
результаты обучения
К
концу обучения учащиеся будут знать:
1.
историю возникновения ПДД;
2.
дорожные знаки;
3.
сигналы светофора;
4.
виды транспорта;
5.
причины ДТП;
6.
правила движения на велосипеде;
7.
правила движения по дороге;
8.
как оказывать первую доврачебную помощь.
9.
ориентироваться в дорожных ситуациях;
10. оценивать свое
поведение на дороге;
11. объяснить
товарищу правила поведения на дороге;
К концу обучения учащиеся будут
уметь:
1. ориентироваться в дорожных
ситуациях;
2. оценивать свое поведение на
дороге;
3. объяснить товарищу правила
поведения на дороге;
4. фигурно водить велосипед,
преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия;
5. оказывать первую доврачебную
помощь.
Контроль
результативности учебного процесса
В процессе обучения проводятся
разные виды контроля над результативностью усвоения программного материала.
Текущий контроль
проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого учащегося.
Периодический контроль
проводится по окончании изучения каждой темы в виде викторин и конкурсов.
Планируется участие
воспитанников детского объединения в конкурсе "Безопасное колесо".
В качестве
итогового контроля в конце учебного года проводятся занятия на поиск
решения ситуационных задач, а также итоговое занятие на компьютерном тренажере
по ПДД.
Условия
реализации образовательной программы
Необходим
оборудованный кабинет по Правилам дорожного движения, автогородок. Постоянный
доступ к Интернет - ресурсам, наличие подборки методической и художественной
литературы для детей, серия цветных иллюстраций, плакатов, набор дорожных
знаков, видеотека, настольные и методические игры по Правилам дорожного
движения, экзаменационные билеты категории «В». Методические разработки,
велосипеды с защитными приспособлениями, доступ к компьютерам.
Немаловажную роль
играет тесная связь с инструкторами и сотрудниками автошколы, медицинскими
работниками, родителями и другими специалистами из числа работников Центра.
Примерный учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п
|
Наименование темы
|
Кол-во часов
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Введение
|
8
|
4
|
4
|
1.1
|
Знакомство с
объединением ЮИД, планом работы.
|
2
|
2
|
-
|
1.2
|
Организационные
вопросы. Техника безопасности. Что такое безопасность.
|
2
|
1
|
1
|
1.3
|
Экскурсия «Улицы
нашего села»
|
2
|
-
|
2
|
1.4
|
Как правильно
переходить улицу (практическое занятие); разбор конкретных ситуаций.
|
2
|
1
|
1
|
2.
|
Изучение правил дорожного движения
|
142
|
50
|
92
|
2.1.
|
Основные понятия и
термины, используемые в правилах
|
6
|
2
|
4
|
2.2.
|
Обязанности
пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного движения светофорами и
регулировщиками.
|
32
|
12
|
20
|
2.3.
|
Дорожные знаки,
разметка.
|
56
|
18
|
38
|
2.4.
|
Расположение
транспортных средств на проезжей части.
|
20
|
8
|
12
|
2.5.
|
Скорость движения.
|
10
|
4
|
6
|
2.6.
|
Правила движения
для велосипедистов.
|
18
|
6
|
12
|
3.
|
Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях и
ожогах.
|
40
|
16
|
24
|
3.1
|
Понятие о ране.
Виды ран
|
6
|
2
|
4
|
3.2
|
Кровотечение
наружное и внутреннее, их характеристики
|
6
|
2
|
4
|
3.3
|
Принятие мер по
предупреждению заражения раны, понятие об асептике и антисептике,
|
12
|
4
|
8
|
3.4
|
Остановка
кровотечения
|
4
|
2
|
2
|
3.5
|
Понятие об ожогах,
виды и степени ожогов.
|
12
|
6
|
6
|
4
|
Фигурное вождение велосипеда
|
18
|
2
|
16
|
5.
|
Агитационно – массовая работа в детских садах,
начальных классах.
|
6
|
-
|
6
|
6.
|
Итоговое занятие
|
2
|
-
|
2
|
|
Итого:
|
216
|
72
|
144
|
Содержание программы
1-го года обучения
Учащиеся первого года обучения должны:
Знать:
ü основные понятия и термины, используемые в
Правилах;
ü обязанности пешеходов и пассажиров;
ü значения сигналов светофора и регулировщика,
дорожных знаков;
ü назначение дорожной разметки;
ü подачу сигналов указателями поворота и рукой,
перестроение транспортных средств;
ü знаки: «Обгон» и «Встречный разъезд»;
ü как распознать и предвидеть опасность;
ü основные приемы оказания помощи пострадавшему
в дорожно-транспортном происшествии.
Уметь:
Ø самостоятельно определять места для
безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением
транспортных средств;
Ø ориентироваться на дороге и определять опасные
ситуации;
Ø определять безопасные места для игр и езды на
велосипеде;
Ø соблюдать требования правил безопасности на
остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него;
Ø правильно, четко и интересно объяснять младшим
школьникам, как безопасно вести себя на дорогах, как ориентироваться на сигналы
светофора, регулировщика, дорожные знаки;
Ø оказывать первую медицинскую помощь при ранах,
кровотечениях.
1. Введение
Знакомство с объединением ЮИД, планом работы. Детский
дорожно-транспортный травматизм. Причины дорожно-транспортного травматизма.
Ответственность пешеходов и велосипедистов за нарушение правил дорожного
движения. Что такое безопасность. Техника безопасности..
Как правильно переходить улицу (практическое занятие); разбор
конкретных ситуаций.
2. Изучение правил дорожного
движения
2.1. Основные понятия и
термины, используемые в правилах.
Теория: Краткая история создания
правил дорожного движения. Понятия и термины: автомагистраль, велосипед,
водитель, главная дорога, дорога, дорожно-транспортное происшествие,
железнодорожный переезд, пешеход, пешеходный переход, полоса движения, полоса
движения, маршрутное транспортное средство, обгон, перекресток, проезжая часть,
регулировщик, участник дорожного движения и т. д.
Практика: конкурс кроссвордов и
рисунков.
2.2. Обязанности пешеходов,
пассажиров. Регулирование дорожного движения светофорами и регулировщиками.
Теория: Движение пешеходов по краю
проезжей части, движение организованных пеших колонн по проезжей части,
пересечение проезжей части на регулируемых и нерегулируемых пешеходных
перекрестках. Выходы пешеходов на проезжую часть, движение через проезжую
часть. Обязанности и правила поведения пассажиров при поездке на транспортном
средстве.
Формы регулирования движения.
Светофоры и их типы, значение сигналов светофора. Сигналы регулировщика.
Положение корпуса и жесты регулировщика, и их значение.
Практика: изготовление макетов
перекрестков с действующими светофорами, игры и эстафеты регулировщиков
движения.
2.3. Дорожные знаки,
разметка.
Теория: Назначение дорожных знаков.
Знаки предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, указательные,
знаки сервиса. Дополнительные средства информации. Информационно-указательные и
знаки дополнительной информации (таблички).
Виды разметок, классификация
дорог. Элементы дорог. Элементы улиц: проезжая часть, тротуары. Улицы главные и
второстепенные. Виды перекрестков. Площадь, ее признаки. Назначение линий
безопасности. Надписи на проезжей части. Начертание линий безопасности.
Практика: Изготовление дорожных
знаков, конкурсы, викторины.
2.4. Расположение
транспортных средств на проезжей части.
Теория: Движение транспортного
средства по полосам или полосе движения, на дороге с двухсторонним движением, за
пределами и в населенных пунктах.
Движение транспортного средства со
скоростью 40км/ч, по трамвайным путям, при реверсивном движении.
Движение по обочинам и тротуарам,
правила соблюдения дистанции.
Практика: изготовление
макетов различных видов транспорта, моделирование при помощи макетов дорожных
ситуаций.
2.5. Скорость движения.
Теория: Характеристика правил
скорости движения. Основные правила скорости движения: скорость движения в
населенных пунктах и вне населенных пунктов. Предельно разрешенная скорость
движения транспортного средства.
Практика: изготовление учебного лото.
2.6. Правила движения для
велосипедистов.
Теория: Виды велосипедов,
управление велосипедом, правила движения велосипедов на дороге. Движение на
подъемах и спусках, торможение на спусках. Движение на нерегулируемом
пересечении дорог.
Практика: Езда на велосипеде по
дорожным знакам, создание уличной ситуации на площадке. Езда на велосипеде по
специально размеченной трассе с выполнением специальных заданий (проезд по
доске, колее, узкой дороге, в габаритные ворота, медленная езда, фигурная езда
и т. д.).
3. Первая медицинская помощь
при ранах, кровотечениях, ожогах.
Теория: Понятие о ране. Виды ран.
Кровотечение наружное и внутреннее, их характеристики. Артериальное, венозное,
капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждению
заражения раны, понятие об асептике и антисептике, повязке и перевязке, индивидуальный
перевязочный пакет первой помощи. Остановка кровотечения посредством прижатия
артерии пальцем, наложение давящей повязки. Наложение жгута при ранении крупных
сосудов. Резиновый и матерчатый жгут.
Правила наложения жгута. Первая
помощь при кровотечении из носа. Понятие об ожогах, виды и степени ожогов.
Правила оказания первой помощи после термического или электрического ожога,
обморожении, солнечном и тепловом ударах.
Практика: Выполнение рисунков с
обозначением мест, где следует прижать артерии для временной остановки
артериальной крови. Накладывание давящей повязки, жгута.
4. Фигурное вождение велосипеда
Дополнительные требования к движению
велосипедов и мопедов. Пешеходные светофоры для велосипедистов.
Практика: Фигурное вождение велосипеда.
Преодоление на велосипеде
естественных препятствий.
Преодоление на велосипеде
искусственных препятствий.
5. Агитационно – массовая работа в
группах кратковременного пребывания детей на базе МОАУ ДОД ЦДОД с.Возжаевки.
- игровая программа «Зеленый огонек»;
- игра-эстафета «Школа светофорных
наук»;
- беседа «На красный свет – дороги
нет!»
- игровая программа «Пешеходы и
водители»;
-игровые программы «Веселая улица»,
«Учись по улицам ходить»;
- конкурс знатоков «Знайте правила
движения как таблицу умножения».
6. Итоговое занятие.
Подведение итогов года. Награждение
грамотами за успешное окончание учебного года.
Примерный учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п
|
Наименование темы
|
Кол-во часов
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Введение
|
8
|
4
|
4
|
1.1
|
Знакомство с объединением
ЮИД, планом работы.
|
2
|
2
|
-
|
1.2
|
Организационные
вопросы. Техника безопасности. Что такое безопасность.
|
2
|
1
|
1
|
1.3
|
Экскурсия «Перекрестки
нашего села»
|
2
|
-
|
2
|
1.4
|
Как правильно
переходить улицу (практическое занятие); разбор конкретных ситуаций.
|
2
|
1
|
1
|
2.
|
Изучение правил дорожного движения
|
158
|
54
|
104
|
2.1.
|
Основные причины
дорожно-транспортного травматизма с детьми
|
6
|
2
|
4
|
2.2.
|
Пешеходы на дороге
|
12
|
4
|
8
|
2.3.
|
Сигналы светофора и
регулировщика
|
12
|
4
|
8
|
2.4.
|
Дорожные знаки,
разметки
|
48
|
16
|
32
|
2.5.
|
Требования к
движению велосипедов и мопедов
|
16
|
6
|
10
|
2.6.
|
Скоростной режим
|
12
|
4
|
8
|
2.7.
|
Обгон, остановка,
стоянка транспортных средств
|
24
|
8
|
16
|
2.8.
|
Проезд перекрестков
|
22
|
8
|
14
|
2.9.
|
Движение через
железнодорожные пути
|
6
|
2
|
4
|
3.
|
Первая помощь при травмах и несчастных случаях
|
24
|
8
|
16
|
3.1.
|
Переломы
|
6
|
2
|
4
|
3.2.
|
Травматический шок
|
6
|
2
|
4
|
3.3.
|
Правила наложения
стерильных повязок
|
12
|
4
|
8
|
4.
|
Агитационно-массовая работа
|
8
|
4
|
4
|
4.1.
|
Беседы, игровые
программы
|
4
|
2
|
2
|
4.2.
|
Выпуск стенгазет,
молний
|
4
|
2
|
2
|
5.
|
Фигурное вождение велосипеда
|
18
|
2
|
16
|
|
Итого:
|
216
|
72
|
144
|
Содержание программы
2-го года обучения
Учащиеся второго года обучения должны:
Знать:
ü основные сведения и требования к
безопасности, предъявляемые к транспортным средствам;
ü правила дорожного движения – нормативный
документ;
ü типы светофоров и их сигналы. Методы и
способы управления светофорами;
ü группы знаков и их назначение;
ü требования к безопасности и правила
движения для велосипедистов;
ü расположение транспортных средств на
проезжей части;
ü скорость движения;
ü проезд перекрестков;
ü обгон, стоянка, остановка транспортных
средств;
ü первая медицинская помощь при переломах,
травматическом шоке;
ü первая помощь при внезапном прекращении
сердечной деятельности и дыхания.
Уметь:
Ø ориентироваться в дорожных ситуациях
(распознавать опасности и принимать адекватные решения);
Ø управлять велосипедом с соблюдением Правил
и требований безопасности движения;
Ø решать ситуационные и другие задачи по
Правилам дорожного движения с применением макетов и без них;
Ø применять приемы оказания первой
(доврачебной) медицинской помощи;
Ø проводить игры, беседы с учащимися,
выступать с агитбригадой по теме;
Ø выпускать памятки безопасности,
стенгазеты.
1. Введение
Ознакомление обучающихся с планом
работы объединения в учебном году. Задачи на новый учебный год. Детский
дорожно-транспортный травматизм. Причины дорожно-транспортного травматизма.
Ответственность пешеходов и велосипедистов за нарушение правил дорожного
движения. Что такое безопасность. Техника безопасности..
Как правильно переходить улицу (практическое занятие); разбор
конкретных ситуаций.
2. Изучение правил дорожного
движения
2.1. Основные причины
дорожно-транспортного травматизма с детьми.
Теория: Дорожно-транспортный
травматизм. Основные причины происшествий с детьми. Разбор конкретных случаев
дорожно-транспортного происшествия.
2.2. Пешеходы на дороге.
Теория: Пешеходы на дороге.
Обязанности пешеходов. Правила перехода через железнодорожные пути, дороги с
односторонним и двухсторонним движением. Правила движения по загородной дороге.
Пересечение дороги за городом.
Правила для пассажиров. Обязанности
пассажиров перед посадкой, во время движения и при высадке.
Практика: отработка умений
правильного поведения пешеходов на дороге, викторина.
2.3. Сигналы светофора и
регулировщика.
Практика: отработка умений
ориентироваться по знакам светофора и командам регулировщика.
2.4. Дорожные знаки,
разметки.
Теория: Дорожная разметка, ее
значение для регулировки движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная
и вертикальная разметка.
Практика: моделирование дорожных
ситуаций при помощи макетов, разрешение дорожных ситуаций.
2.5. Требования к движению
велосипедов и мопедов.
Теория: Требования к движению
велосипедов. Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Места для движения на
велосипедах. Движение в городских условиях и по дороге. Дорожно-транспортные
происшествия и меры их предупреждения.
Практика: Фигурное вождение
велосипеда.
2.6. Скоростной режим.
Теория: Расположение транспортных
средств на проезжей части. Порядок движения транспортных средств по участкам
трехполосной дороги. Перестроение транспортных средств. Движение транспортных
средств. Скорость движения. Резкое торможение, внезапное маневрирование –
причина столкновения транспортных средств.
Практика: изготовление макетов,
плакатов.
2.7. Обгон, остановка,
стоянка транспортных средств.
Теория: Обгон, встречный разъезд.
Условия, при которых разрешается обгон. Путь обгона. Обгон с выездом на полосу
встречного движения.
Остановка и стоянка. Порядок
постановки транспортных средств. Стоянка с целью длительного отдыха. Запрет на
остановку транспортных средств.
Практика: моделирование дорожных
ситуаций при помощи макетов, разрешение дорожных ситуаций.
2.8. Проезд перекрестков.
Теория: Проезд перекрестков.
Приоритет пешеходов и велосипедистов по отношению к поворачивающим транспортным
средствам. Недостаточная пропускная способность участка дороги (затор). Проезд
перекрестка при желтом мигающем светофоре. Регулируемые перекрестки. Левый поворот.
Движение в направлении стрелки,
включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом.
Нерегулируемый перекресток. Движение при наличии знаков приоритета. Главная
дорога меняет направление. Порядок разъезда безрельсовых транспортных средств
на перекрестке равнозначных дорог.
Практика: изготовление наглядной
агитации (плакатов).
2.9. Движение через
железнодорожные пути.
Теория: Движение через
железнодорожный переезд по железной дороге в соответствии с требованиями
дорожных знаков, светофора, разметки, положения шлагбаума и указаниями
дежурного. Запреты на выезд на переезд. Действия при вынужденной остановке на
переезде.
Практика: изготовление макетов,
моделирование дорожной ситуации.
3. Оказание первой
медицинской помощи при травмах и несчастных случаях.
3.1. Переломы
Теория: Общее понятие о травме.
Понятие о переломах. Основные признаки. Открытые и закрытые переломы. Переломы
костей конечностей, ребер, костей таза, позвоночника, черепа. Обнаружение
переломов и основные правила оказания первой медицинской помощи. Виды
транспортных шин.
Практика: накладывание повязок:
черепашья повязка на коленный и локтевой суставы, спиральная повязка на палец
руки, на палец стопы, восьмиобразная повязка на голеностопный сустав,
косыночная повязка на предплечье и плечо, шапочка Гиппократа. Наложение шин на
верхние и нижние конечности.
3.2. Травматический шок.
Теория: Понятие о травматическом
шоке, фазы его течения. Основные признаки и степени его тяжести.
Профилактические мероприятия для предупреждения шока.
Практика: оказание первой медицинской
помощи.
3.3. Правила наложения
стерильных повязок.
Теория: Перевязочный материал и
правила пользования им, типы повязок. Правила наложения стерильных повязок на
голову, грудь.
Практика: Наложение повязок на палец,
плечевой, локтевой, голеностопный суставы, голень, стопу.
4. Агитационно-массовая работа
- беседа «Твой друг – велосипед»;
- игровые конкурсные программы: «Веселая улица»,
«Авторинг», «Путешествие по дорогам старухи Аварии», «Когда поют светофоры»,
«Знатоки дорожного движения»;
- викторины «Наши верные друзья», «Мы по улице идем»,
«Мы – пассажиры»;
- дежурство на территории Центра и поселка;
- выпуск стенгазет, листовок.
5.Фигурное
вождение велосипеда
Дополнительные требования к движению
велосипедов и мопедов. Пешеходные светофоры для велосипедистов.
Практика: Фигурное вождение
велосипеда.
Преодоление на велосипеде
естественных препятствий.
Преодоление на велосипеде искусственных препятствий
Примерный учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п
|
Наименование
темы
|
Кол-во
часов
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Введение
|
8
|
4
|
4
|
1.1
|
Знакомство с,
планом работы ЮИД.
|
2
|
2
|
-
|
1.2
|
Организационные
вопросы. Техника безопасности.
|
2
|
1
|
1
|
1.3
|
Анализ работы за
прошедшие два года обучения
|
2
|
-
|
2
|
1.4
|
Экскурсия «Дорожные
знаки нашего села»
|
2
|
1
|
1
|
2.
|
Изучение Правил дорожного движения
|
144
|
56
|
88
|
2.1.
|
Ответственность за
нарушение ПДД
|
4
|
2
|
2
|
2.2.
|
Расположение
транспортных средств на проезжей части
|
18
|
8
|
10
|
2.3.
|
Движение по
трамвайным путям попутного направления
|
6
|
2
|
4
|
2.4.
|
Правила движения
для мотоциклиста, мопедиста
|
18
|
8
|
10
|
2.5.
|
Остановочный путь
транспорта
|
12
|
4
|
8
|
2.6.
|
Встречный разъезд
|
6
|
2
|
4
|
2.7.
|
Остановка и стоянка
|
6
|
2
|
4
|
2.8.
|
Проезд перекрестков
|
18
|
8
|
10
|
2.9.
|
Движение через
железнодорожные пути и по автомагистрали
|
12
|
4
|
8
|
2.10.
|
Приоритет
маршрутных транспортных средств
|
12
|
4
|
8
|
2.11.
|
Пользование
внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
|
12
|
4
|
8
|
2.12.
|
Буксировка
механических транспортных средств
|
6
|
2
|
4
|
2.13.
|
Перевозка людей
|
8
|
4
|
4
|
2.14.
|
Ответственность за
нарушение ПДД
|
6
|
2
|
4
|
3.
|
Первая медицинская помощь при травмах
|
18
|
6
|
12
|
3.1.
|
Способы вентиляции
легких
|
6
|
2
|
4
|
3.2.
|
Транспортировка
пострадавших
|
8
|
2
|
6
|
3.3.
|
Содержание
автомобильной аптечки
|
4
|
2
|
2
|
4.
|
Агитационно-массовая работа
|
12
|
4
|
8
|
4.1.
|
агитбригада «Патрульные
ребята»;
|
2
|
-
|
2
|
4.2.
|
конкурсная
программа для начальных классов «Лучший знаток правил дорожного движения»;
|
4
|
2
|
2
|
4.3.
|
Выпуск стенгазет,
молний
|
6
|
2
|
4
|
5.
|
Фигурное
вождение велосипеда
|
34
|
2
|
32
|
|
ИТОГО:
|
216
|
72
|
144
|
Содержание программы
3-его года обучения
Учащиеся третьего года обучения должны:
Знать:
ü причины и последствия ДТП;
ü конфликтные ситуации на дороге и пути их
решения;
ü правовое воспитание пешеходов;
ü организацию и регулирование дорожного
движения;
ü сложные ситуации на дороге и перекрестке;
ü правила оказания первой помощи в пути, при
ДТП;
ü содержание автомобильной аптечки первой
помощи и назначение средств, в нее входящих;
ü историю дорожного движения.
Уметь:
Ø применять приемы самосохранения при
возможном попадании в ДТП и чрезвычайную ситуацию в качестве пассажира
транспортного средства;
Ø управлять велосипедом с соблюдением Правил
и требований безопасности движения;
Ø уметь решать экзаменационные билеты по
Правилам дорожного движения для водителей категории А и В;
Ø проводить праздничные программы, конкурсы,
соревнования среди детей и родителей;
Ø выпускать по итогам дежурства на
перекрестке молнии, боевые листки.
1. Введение
Ознакомление обучающихся с планом
работы объединения в учебном году. Задачи на новый учебный год. Техника
безопасности. Анализ работы (достижения и недостатки).
2. Изучение Правил дорожного
движения
2.1. Ответственность за
нарушение Правил дорожного движения.
Теория: Ответственность за нарушение
Правил дорожного движения. Административная ответственность. Гражданская и
уголовная ответственность. Состояние безопасности дорожного движения в районе,
городе, поселке.
2.2. Расположение
транспортных средств на проезжей части.
Теория: Расположение транспортных
средств на проезжей части. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.
Начало движения, маневрирование. Запрет на движение транспортных средств.
Практика: моделирование дорожных
ситуаций и их решение.
2.3. Движение по трамвайным
путям попутного направления.
Теория: Движение по трамвайным путям
попутного направления. Выезд на дорогу с реверсивным движением. Дистанция.
Движение медленно движущихся транспортных средств.
Практика: создание учебного макета,
оформление наглядной агитации.
2.4. Правила движения для
мотоциклиста, мопедиста.
Теория: Мотоциклист на дороге. Правила
движения для мотоциклиста, мопедиста. Трогание с места и остановка мотоцикла,
переключение передач, повороты и развороты, вождение мотоцикла по улицам и
дорогам. Дополнительные требования к движению мотоциклистов, мопедистов.
Практика: оформление плакатов.
2.5. Остановочный путь
транспорта.
Теория: Остановочный путь
транспорта. Зависимость остановочного пути от скорости и коэффициента сцепления
шин с дорогой.
Практика: решение задач по правилам
ПДД.
2.6. Встречный разъезд.
Теория: Встречный разъезд. Обгон
безрельсового транспортного средства. Действия водителя обгоняемого Встречный
разъезд.
Обгон с выездом на полосу встречного
движения. Запрещение обгона. Приоритет транспортных средств при затрудненном
разъезде на уклонах.
Практика: решение задач по правилам
ДД.
2.7. Остановка и стоянка.
Теория: Остановка и стоянка. Места
запрещения остановок и стоянок транспортных средств. Вынужденная остановка.
Меры предупреждения самопроизвольного движения поставленных на стоянку
транспортных средств.
Практика: решение задач по ПДД.
2.8. Проезд перекрестков.
Теория: Проезд перекрестков.
Регулируемые перекрестки. Преимущество трамвая. Порядок проезда при смене
сигналов. Нерегулируемые перекрестки. Порядок разъезда рельсовых и безрельсовых
транспортных средств. Общий принцип приоритета движущегося транспортного
средства в прямом направлении. Проезд через нерегулируемый, регулируемый
пешеходный переход. Движение в местах расположения остановок маршрутных
транспортных средств.
Практика: моделирование дорожных ситуаций
и их решение.
2.9. Движение через
железнодорожные пути и по автомагистрали.
Теория: Движение через
железнодорожные пути и по автомагистрали.
Остановочный путь поезда.
Ограничения, при которых недопустим выезд на железнодорожный переезд.
Вынужденная остановка на переезде. Сигнал остановки поезда. Сигнал общей
тревоги. Движение по автомагистрали. Порядок движения. Вынужденная остановка.
Практика: моделирование дорожных
ситуаций на макете.
2.10. Приоритет маршрутных
транспортных средств.
Теория: Приоритет маршрутных
транспортных средств. Приоритет трамвая, транспортных средств, находящихся на
полосе для маршрутных транспортных средств, начинающих движение от обозначенной
остановки.
Практика: моделирование дорожных
ситуаций на макете, решение задач по ПДД.
2.11. Пользование внешними
световыми приборами и звуковыми сигналами.
Теория: Пользование внешними
световыми приборами и звуковыми сигналами. Условия применения противотуманных
фар, габаритных огней.
Переключение дальнего света на
ближний. Включение приборов в условиях недостаточной видимости, в светлое время
суток. Остановка и стоянка в темное время суток. Использование фары-прожектора
и фары – искателя. Задние противотуманные фонари. Проблесковые маячки. Звуковые
сигналы.
Практика: решение задач по ПДД.
2.12. Буксировка механических
транспортных средств.
Теория: Буксировка механических
транспортных средств на гибкой и жесткой сцепке, методом частичной погрузки.
Запрет на буксировку.
Практика: изготовление
демонстрационных плакатов.
2.13. Перевозка людей.
Теория: Перевозка людей
В кузове грузового автомобиля,
перевозка групп детей в автобусе, на переднем сиденье автомобиля, на заднем
сиденье мотоцикла. Запрет на перевозку людей.
Практика: изготовление
демонстрационных плакатов.
2.14. Ответственность за
нарушение ПДД.
Теория: Федеральный закон «О
безопасности дорожного движения».
Ответственность за нарушение правил
дорожного движения. Размеры штрафов за нарушение ПДД.
3. Первая медицинская помощь
при травмах
3.1. Способы искусственной
вентиляции легких.
Теория: Признаки синдрома
длительного сдавливания, ушиба и сотрясения головного мозга, растяжение связок
и вывихи суставов. Первая помощь при них. Способы искусственной вентиляции
легких «изо рта в рот», «изо рта в нос», непрямой массаж сердца.
Практика: Отработка техники
проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
3.2. Транспортировка больных.
Теория: Правила наложения стерильных
повязок при открытом переломе, проникающем ранении живота, на нижнюю и верхнюю
область живота.
Транспортировка пострадавших при
ранении нижних конечностей, живота, грудной клетки, повреждениях костей черепа,
переломах позвоночника. Переноска на руках, с помощью лямок, с использованием
подручных средств.
Практика: Способы транспортировки
пострадавших.
3.3. Содержание автомобильной
аптечки.
Теория: Состав автомобильной
аптечки: обезболивающие, противовоспалительные и противошоковые средства при
травме, средства для остановки и кровотечения, обработки и перевязки ран,
средства при болях в сердце, средства для сердечно- легочной реанимации при
клинической смерти, средства при обмороке, средства для дезинтоксикации при
отравлении пищей, средства при стрессовых реакциях.
Практика: комплектование медицинской
автомобильной аптечки.
4. Агитационно-массовая
работа
- конкурс рисунков по разной
тематике;
- конкурсная программа для начальных
классов «Лучший знаток правил дорожного движения»;
- агитбригада «Патрульные ребята»;
- выпуск стенгазет, молний, боевых
листков и т. д.
5.Фигурное
вождение велосипеда
Дополнительные требования к движению
велосипедов и мопедов. Пешеходные светофоры для велосипедистов.
Практика: Фигурное вождение
велосипеда.
Преодоление на велосипеде
естественных препятствий.
Преодоление на велосипеде искусственных препятствий
Методическое
обеспечение программы.
Для
решения поставленных задач применяются следующие методы обучения:
·
Наглядно-иллюстративный;
·
Коллективный (дети учатся помогать друг другу в работе,
обмениваться опытом).
Учебно-методическое
обеспечение программы
·
Дидактические материалы и наглядные пособия.
·
Велосипеды (личные).
·
Аптечка.
·
Инвентарь по фигурному вождению велосипеда.
·
Знаки правил дорожного движения.
·
Макет проезжей части.
·
Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов и
комментарий к экзаменационным билетам “А”, “В”.
·
Компьютерная программа приема экзаменов по ПДД.
·
Фото и видео материалы.
Условия
реализации программы
Для
реализации данной программы необходимо:
ü Класс для теоретических занятий
ü Дидактические материалы и наглядные пособия.
ü Велосипеды (личные).
ü Аптечка.
ü Инвентарь по фигурному вождению велосипеда.
ü Знаки правил дорожного движения.
ü Экзаменационные билеты для приема теоретических
экзаменов и комментарий к экзаменационным билетам “А”, “В”.
ü Компьютерная программа приема экзаменов по ПДД.
ü Фото и видео материалы.
Примерный план работы в
каникулярное время:
Осенние каникулы:
Праздник “Посвящение в пешеходы”.
Выставка рисунков “Безопасная
дорога”.
Пропаганда безопасного движения среди
населения:
-Акция «Письмо водителю»;
- Акция «Равнение на
светофор!»
Зимние каникулы:
Соревнования “Безопасное колесо”.
Пропаганда безопасного движения среди
населения:
-Акция «Письмо водителю»;
- Акция «Равнение на
светофор!»
Просмотр видеофильмов с различными
ситуациями на дороге.
Весенние каникулы:
Конкурс рисунков на асфальте “Пешеход
и светофор”.
Соревнования “Велосипедисты на
дороге”.
Пропаганда безопасного движения среди
населения:
-Акция «Письмо водителю»;
- Акция «Равнение на
светофор!»
Литература
1. Правила дорожного
движения РФ. Утверждены постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.
10. 1993г. №1090. Введены в действие с 01. 04. 2001г.
2. Экзаменационные
билеты категории «А-В», утверждены Главным управлением ГИБДД МВД России. – М.,
2001.
3. Справочник
классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного
движения /авт.-сост. В.Е. Амелина, О. Л. Фастова.-2-е изд., испр.- М.: Глобус,
2006.
4. Юные друзья
пожарных: программа работы кружка, конспекты занятий, внеклассные мероприятия /
авт.-сост. С.В. Виноградова. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Дорожная
безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Методическое пособие/
Под общей ред. В. Н. Кирьянова. – М., Издательский Дом Третий Рим, 2006. -80с.
6. Профилактика
детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/ Под общ. Ред.
В.Н.Кирьянова.- М., Издательский Дом Третий Рим, 2007. -56с.
7. Моделирование
дорожно-транспортных происшествий. Лукошявиченко О.В. – М.: Транспорт, 1988г.
8. Максиняева М. Р.
Занятия по ОБЖ с младшими школьниками.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-128с. (Серия»
Вместе с детьми».)
9. Я пешеход (альбом
– раскраска). Компьютерная верстка, обработка – Р.Фаткуллин, Р.Еникеева.
Отпечатано в тип. ЗАО «Башстройинформ», 1998г.
10. Пешеход на
дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения.
Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.- СПб., 2001г.
11. Профилактика
детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки,
классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями /авт.-сост.
В.В.Шумилова, Е. Ф. Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.