Главная / Классному руководителю / "Я выбираю жизнь" (классный час)

"Я выбираю жизнь" (классный час)

Цель: воспитание у подростков ценностного отношения к здоровью

Форма: КТД

Задачи:

- ознакомить подростков с важнейшими последствиями употребления наркотиков;

- выработка негативного отношения к употреблению наркотиков;

- содействовать здоровью подростков и их здоровому поведению;

- формировать у подростков представление об ответственности за себя.   

Оформление:  

 - плакаты созданные детьми;

 - фрагменты видеофильмов;

 - слайды.

  Оборудование:

- компьютер, проектор

Ведущий 1

Наркотические вещества были известны человечеству еще в глубокой древности.
Многие цивилизации использовали наркотики для проведения религиозных обрядов и ритуалов. С развитием торговли наркотики попали в Европу, где нашли своё применение в медицине. Как заболевание наркомания получила широкое распространение в 18 веке. В Россию эта беда пришла в 19 – начале 20 века. Наркоманом может стать любой человек. Надежда на то, что «я сильный, попробую и больше не буду», не оправдывается. Никто не начинает употреблять наркотики, что бы стать наркоманом. Всё начинается с первой пробы. Достаточно одной-трёх проб, чтобы сформировалась психическая зависимость. Потом и физическая. Организм наркомана изнашивается за несколько лет. Они умирают от различных заболеваний, потому что у организма нет сил бороться с болезнями. Длительный прием наркотиков приводит к токсическому повреждению внутренних органов. Это тяжёлые поражения печени, почек, сердца. Нарушаются все функции мозга. Выпадают волосы. Человек становится «живым трупом».Сегодняшнее наше мероприятие посвящено профилактике наркозависимости.

Ведущий 2

Опыт знакомства с наркотиками происходит на молодежных вечеринках, в компаниях друзей, на подворотне – в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный – через близких знакомых и друзей. Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется все более и более определенное отношение к наркотику.

Ведущий 1

По отношению к наркотикам можно выделить пять групп подростков.

  1. Употребляющие и втягивающие других.

Считают употребление наркотиков признаком уверенности, независимости, силы. Активный интерес к наркотикам приобретает прагматический характер. Исследуются различные формы наркогенных веществ, идет поиск путей повышения эффекта при одновременном снижении риска.

Вовлечение других в среду употребляющих наркотики может быть связано с убеждением полезности или быть продиктовано негативными стремлениями: умышленным нанесением вреда, разрушением имиджа “чистоты”, материальной выгодой (распространение наркотиков за возможность скидок при покупке для себя).

Ведущий 2

  1. Употребляющие, но понимающие опасность.

Не стремятся их распространять, себя считают жертвами. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или мешают внешние обстоятельства. В этой группе есть и такие, кто идет на сознательное саморазрушение, пытаясь таким образом что-то “доказать миру”.

Ведущий 1

  1. Активные противники.

Это самая малочисленная группа, позиция её представителей такова: “Я никогда не буду употреблять наркотики и буду противостоять распространению этого зла среди моих друзей”. Иногда эта позиция основана на знаниях, чаще – на эмоциональном отражении. Во втором случае “грамотный” представитель второй группы может поколебать уверенность активного противника.

Ведущий 2

  1. Равнодушные противники.

Отказываются от наркотиков при допущении их употреблении другими: “Я наркотики не употребляю, а судьба других меня не касается. Хотят травиться - их дело”.

Ведущий 1

  1. Не определившие свое отношение к наркотикам.

Выступают потенциальными участниками четырех предыдущих.

Преподаватель

Объясняю правила нашего сегодняшнего мероприятия.

  1. Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища, потому что каждое мнение сегодня для нас очень важно;

  2. Всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное мнение, оно здесь ценится и уважается.

  3. Вся личная информация, сообщённая тобой является закрытой и не разглашается.

  4. Если ты хочешь высказаться – подними руку и тебя обязательно выслушают;

  5. Если тебе что-то не нравится, предложи – как сделать лучше.

  6. Не давай оценок другим участникам, не смейся над другими, потому что потом кто-то может посмеяться над тобой;

Видеоролик «социальная реклама о наркомании»

ИГРА "СПОРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ"

Для проведения игры необходимо четыре листа цветной бумаги, где каждый цвет означает следующие утверждения: зеленый - "Совершенно согласен", голубой - "Согласен, но с оговорками", желтый - "Совершенно не согласен", синий - "Не имею точного мнения". Эти листы лежат у всех на столе.

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны поднять лист того, цвета, с каким ответом он согласен. После принятия решения участники должны его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнение участников ведущий предлагает задуматься о своем выборе: «Правильно ли он думает»

  1. Наркомания - это преступление.

  2. Лёгкие наркотики безвредны.

  3. Наркотики повышают творческий потенциал.

  4. Наркомания это болезнь.

  5. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

  6. Наркомания излечима.

  7. Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".

  8. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

  9. Наркоман может умереть от СПИДа.

  10. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.

  11. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

  12. Наркоман может умереть от передозировки.

  13. Продажа наркотиков не преследуется законом.

  14. Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.

  15. Наркоманы - это не люди.

Предлагаю вашему вниманию презентацию о том, что же такое наркомания

(Презентация)

ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ НОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ

С точки зрения склонности человека к попаданию в зависимость от химических веществ психостимулирующего ряда в достаточной степени понятно одно: чем более выражена у человека склонность к поиску новых ощущений, тем выше вероятность того, что, попробовав один из наркотиков такого типа, он быстро попадёт в зависимость от него.

Я предлагаю вам провести некоторый тест и определить вашу склонность к попаданию в зависимость от химических веществ.

Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас, и отметить его.

Текст опросника

  1. а) Я бы предпочёл работу, требующую многочисленных разъездов и путешествий,

б) Я бы предпочёл работать на одном месте.

  1. а) Меня взбадривает свежий, прохладный день,

б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.

  1. а) Мне не нравятся все запахи человеческого тела,

б) Мне не нравятся все запахи человеческого тела.

  1. а) Мне не хотелось бы попробовать какой-нибудь наркотик, который мог бы оказать на
    меня незнакомое воздействие,

б) Я бы попробовал какой-нибудь из незнакомых наркотиков, вызывающих
галлюцинации.

  1. а) Я бы предпочёл жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надёжен и
    счастлив,

б) Я бы предпочёл жить в неопределённые, смутные дни нашей истории.

  1. а) Я не могу вынести поездку на машине с водителем, который любит скорость,

б) Иногда я люблю ездить на машине очень быстро, так как нахожу это
возбуждающим.

  1. а) Если бы я был продавцом, то предпочёл бы твёрдый оклад, а не сдельную зарплату с риском заработать мало или совсем ничего,

б) Если бы я был продавцом, то я бы предпочёл работать сдельно, так как у меня была бы возможность заработать.

  1. а) Я не люблю спорить с людьми, взгляды которых резко отличаются от моих, поскольку такие споры всегда неразрешимы,

б) Я считаю, что люди, которые не согласны с моими взглядами, больше стимулируют моё мышление, чем люди, которые согласны со мной.

  1. а) Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование,

б) Страхование – это то, без чего не смог бы позволить себе обойтись ни один человек.

  1. а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным,

б) Я бы хотел попробовать оказаться загипнотизированным.

  1. а) Наиболее важная цель в жизни – жить на полную катушку и взять от неё столько, сколько возможно,

б) Наиболее важная цель в жизни – обрести спокойствие и счастье.

  1. а) В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней,

б) Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.

  1. а) В большинстве видов современной музыки мне не нравятся беспорядочность и дисгармоничность,

б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.

  1. а) Худший социальный недостаток – быть грубым, невоспитанным человеком,

б) Худший социальный недостаток – быть скучным человеком, занудой.

  1. а) Я предпочитаю эмоционально-выразительных людей, даже если они немного неуравновешенны,

б) Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».

  1. а) У людей, ездящих на мотоциклах, должно быть, есть какая-то неосознаваемая потребность причинить себе боль, вред,

б) Мне бы понравилось водить мотоцикл или ездить на нём.



Обработка и интерпретация


Полученные ответы соотносятся с ключом:

1 а 5 б 9 а 13 б

2 а 6 б 10 б 14 б

3 б 7 б 11 б 15 б

4 б 8 б 12 б 16 б

Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в 1 балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в новых ощущениях.


Высокий уровень потребностей в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие у вас влечения, возможно бесконтрольного, к новым,»щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.

Риск попасть в зависимость от кокаина и других психостимуляторов очень велик.


От 6 до 10 баллов – средний уровень потребностей в новых ощущениях. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни.

Вероятность попасть в ситуацию психической зависимости – низкая. Скорее всего, вы сможете справиться с собой и преодолеть собственные ошибки, если вы их уже совершили.


Низкий уровень потребностей в ощущениях (от 0 до 5 баллов) означает присутствие предусмотрительности и осторожности, порой в ущерб получению новых впечатлений и рискованных удовольствий. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.

Скорее всего, вы не станете даже экспериментировать с приёмом наркотиков. И правильно сделаете.


Ответственность несовершеннолетних

Кодекс об административных правонарушениях

Статья 20.20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.
1.Распитие алкогольной продукции…влечёт наложение административного штрафа в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.
2. Потребление наркотических средств… влечёт наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20.21. Появление (в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения). От 1 до5 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток.

Статья 20.22. Распитие и появление, а также употребление наркотических, психотропных веществ несовершеннолетними в возрасте до16 лет. Влечёт наложение административного штрафа на родителей или их законных представителей в размере от3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

Уголовный кодекс

Статья 228. Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ.
1.Без цели сбыта (лишение свободы на срок до 3 лет).
2.В целях сбыта (лишение свободы на срок от 3 до 7 лет).
3.Группой лиц в целях сбыта (лишение свободы на срок от 5 до 10 лет).

Статья 230.Склонение к употреблению наркотических средств или психотропных веществ.
1.Склонение. Наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок от2 до 5 лет).
2.Группой лиц неоднократно (лишение свободы на срок от3 до 8 лет).

Статья 231.Незаконное культивирование.
1.Посев, выращивание (штраф в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда).

Статья 232. Организация притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ.
1.Группой лиц (лишение свободы на срок от 3до 7 лет).

В приобщении к наркомании не так уж много добровольцев. Гораздо чаще это происходит путем обмана или насилия. Даже когда подросток пробует наркотик из собственного любопытства, он приходит к этому стремлению не сам, а в результате умышленной психологической обработки.

Наркомания – болезненное непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, вызывающим нарушение психики, галлюцинации, бред.
Основным мотивом, толкающим молодежь к наркотическому дурману, является любопытство и подражание. Я надеюсь, что после нашего с вами мероприятия вы все-таки выберите жизнь, а не жалкое существование.

Наркологи предлагают тесты для определения вероятной предрасположенности подростка к потреблению одурманивающих веществ. Вот один из них:

1. Низкая устойчивость к физическим перегрузкам и стрессам.
2. Неуверенность в себе, низкая самооценка.
3. Трудности в общении со сверстниками на улице.
4. Тревожность, напряженность в общении в школе или училище.
5. Стремление к получению новых ощущений, удовольствия, причем как можно быстрее и любым путем.
6. Избыточная зависимость от друзей, легкая подчиняемость мнению знакомых, некритическая готовность подражать образу жизни приятеля.
7. Отклонения в поведении, вызванные травмами мозга, инфекциями либо врожденными заболеваниями, в том числе связанными с мозговой патологией.
8. Непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия.
9. Отягощенная наследственность — заболевания отца (матери) наркоманией или алкоголизмом.

За каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 4 начислите по пять очков. За ответ «да» на любой из вопросов 6,8 — по десять очков, а на вопросы 5,7,9— по пятнадцать очков. За отрицательные ответы — 0 очков.

^ Сумма менее 15 очков означает, что несовершеннолетний в «группу риска» не входит.

От 15 до 30 очков — средняя вероятность вхождения в «группу риска», требующая повышенного внимания к поведению подростка.

При результате
свыше 30 очков следует незамедлительно посоветоваться с педагогом, врачом, работником подразделения милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетними.

Не секрет, однако, что порою наркоманами становятся подростки и с выдающимися способностями, лидеры от рождения, пользующиеся непререкаемым авторитетом среди сверстников.

Врачи не верят, а то и возмущаются тем, что родители, имеющие возможность ежедневно наблюдать за своим ребенком, обнаруживают беду слишком поздно, тогда как признаки ее легко определить в самом начале.





Существует множество сценариев вовлечения в наркотизацию. Вашему вниманию предлагаются в кратком изложении варианты таких сценариев, которые, по данным докторов, получили наибольшее распространение.

«Хвастовство и зависть»
Друзья подростка неоднократно и взахлеб хвастали, что накануне вечером очень славно провели время: собрались на квартире одного из старших товарищей и кроме обычных развлечений курили «травку». Было как никогда весело. Воображение рисует подростку весьма заманчивые картины развлечений. Любопытство и зависть берут свое, и он принимает предложение присоединиться к компании.

«Дружеская шутка»
Друг подростка вместо обычных сигарет, которые у них принято курить, предлагает ему импортные, от которых у подростка возникают неведомые ранее ощущения и беспричинный смех. Друг раскрывает смысл шутки и сообщает, что сигареты были с марихуаной. Первый нежданно-негаданно приобретенный наркотический опыт побуждает подростка к повторению приятных ощущений.

«Дружеский шантаж»
Компания авторитетных друзей подростка предлагает ему попробовать марихуану, которую члены этой компании сами курят.
Друзья подстрекают его словами: «Не будь трусом», «Ты что, слабак?». Ситуация усугубляется присутствием в компании симпатичной девушки. Подростку приходится уступить.

«В угаре пьяном...»
Первая проба наркотиков происходит в хмельной компании, когда возбужденный и утративший настороженность подросток (пьяному море по колено) без всякого нажима со стороны окружающих залихватски соглашается курить марихуану.

«Амурный шантаж»
Наркотик предлагается девушке парнем, в которого она влюблена. Парень шантажирует ее, говоря, что их дальнейшие отношения возможны, только если она вместе с ним будет курить марихуану. Если в момент наркотического совращения девушка находится в состоянии легкого алкогольного опьянения, она легче поддается на такой шантаж.

«Затейница Елена»
У Гомера в «Одиссее» изложен эпизод: Елена, пожелавшая поднять настроение у загрустившей компании, тайно прибавляет к вину сок мака, полученный ею от египетской царицы Полидамны.

«НЭПовский метод»
Стремясь добиться сексуальной взаимности от своей неприступной девушки, парень устраивает внеочередной день рождения. Угощает алкогольным напитком с подмешанным в него кокаином и вскоре получает от пришедшей в должное состояние девушки требующееся. В другой раз этот сценарий опять повторяется. Метод известен еще со времен НЭПа.

«Веселая конфетка»
Аналогичен предыдущему: вместо напитка угощают конфетой, в которую введен наркотик.

«Наркомафиозный шантаж»
Ситуация аналогична случаю «Дружеский шантаж». Разница в том, что друг (друзья) оказывается агентом наркомафии, сбытчиком наркотиков, формирующим себе группу клиентов-заказчиков, группу потребителей. В этом случае вербовка происходит постепенно: сначала учат курить табак, затем пить пиво, далее — вино, водку; потом — курить марихуану и другие продукты из конопли, затем — употреблять стимуляторы: амфетамин, экстази, кокаин; затем меняют метод введения наркотика (переводят «клиента» на шприцевые инъекции); после чего для инъекций предлагается морфин, героин и другие «тяжелые» наркотики.

«Восточная торговля»
В странах Ближнего Востока и Африки иностранцам не рекомендуется покупать продукты питания в уличных и рыночных киосках, палатках и с рук. Там в продукты подмешивают наркотики — формируют контингент склонных к наркотикам лиц, а следовательно — и рынок сбыта.

«Посадить на иглу»
Морально устойчивых и отвергающих наркотики подростков, особенно девушек, стремятся завлечь в компанию «своих». Там, как правило после выпивки, жертву удерживают за руки и за ноги и вводят ей наркотик шприцем. Процедура значительно облегчается, если жертва находится в состоянии сильного алкогольного или лекарственного опьянения (снотворное подмешано в вино), а тем более если она в беспамятстве.

«Японская вербовка»
Сообщалось в прессе о применении этого метода в Японии. Но он интернационален, не имеет родины и применяется мафией везде, где необходимы девушки для публичных домов. Если девушка не принимает приглашение поступить на такую работу, ее отслеживают на другой день на улице. Подъезжает легковой автомобиль, два хорошо одетых парня выходят из него, аккуратно хватают девушку под руки, насильно усаживают в автомобиль и увозят. На ходу ей делают насильственную инъекцию — большую дозу наркотика, и она засыпает. После признаков начала пробуждения девушке вводят большую дозу наркотика, от которой она теряет сознание. Потом при признаках пробуждения вновь вводят подобную дозу. В течение недели длится этот беспробудный сон и наркотическая перестройка нервной системы. Затем девушку отпускают, объяснив, что она стала наркоманкой и всегда может получать здесь наркотики в обмен на работу в публичном доме. Обычно «обработанные» таким образом узницы гневно покидают притон. Но многие из них затем вынуждены возвращаться за наркотиками — в обмен на упомянутую работу.

«Сердобольный друг»
Друг предлагает парню, от которого ушла любимая девушка и который мучительно переживает разрыв, «уколоться и забыться». Действительно, после приема нарковещества трагедия блекнет и забывается, но только до протрезвления. Молодому человеку приходится вновь принимать наркотик, и так — до появления состояния зависимости от него.

«Живой товар»
Случай, родственный японской вербовке. Используется служащими гаремов южных стран. Разница в том, что девушку в состоянии наркотического опьянения увозят из порта европейского города, где она встретилась с незнакомцами, насильно вколовшими ей большую дозу наркотика. В трюме корабля ее и других женщин вывозят за пределы страны. Так, не просыпаясь несколько суток, они оказываются в чужой стране, в гаремах, став пожизненными наркоманками.

«Добрая маменька»
Привыкание к приему препаратов с наркотическим действием может произойти, если они даются сердобольной мамой болезненному подростку, периодически жалующемуся на функциональные расстройства. Как показывает практика, такое употребление таблеток часто является «прелюдией» к потреблению наркотиков.

«Атакован до появления на свет»
Первое знакомство ребенка с нарковеществами может произойти еще в утробе матери, когда молодая женщина в течение 2 мес. не знает о своей беременности и ведет обычный «современный» образ жизни — употребляет спиртное, курит сигареты. Иногда, узнав о беременности, женщина прекращает пить и курить, но чаще всего уменьшает дозы. Исследования показывают, что родившиеся у таких матерей дети уже в 10—14 лет проявляют повышенный интерес к никотину и алкоголю.

«Искусственная храбрость»
Распространен в районах боевых действий, в «горячих точках» среди новобранцев. Часто они испытывают страх погибнуть или быть ранеными. Сослуживцы-же, особенно «дембеля» (т. е. оканчивающие срочную службу), перед боем начинают «угощать» анашой. Часто под галлюциногенным кайфом новобранцы стреляют в кого попало, и не всегда в чужих.



"Я выбираю жизнь" (классный час)
  • Классному руководителю
Описание:

"Я выбираю жизнь" - классный час по профилактике наркомании для студентов первого курса, шестнадцати-семнадцати лет. В разработке материалы подобраны самими студентами, где имеются элементы игры (где студенты могут самостоятельно высказать свое мнение), тест-опросник, сценарии вовлечения молодежи в наркотизацию. К этому материалу студенты самостоятельно готовят презентацию, подбирают видеоролики. В начале проведения мероприятия устанавливаются сои правила проведения классного часа.

После проведения мероприятия (классного часа) необходимо провести анализ всего увиденного и услышанного.

Автор Шульгина Светлана Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 467
Номер материала 47381
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓