Муниципальное казённое образовательное
учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Яринская
начальная школа – детский сад»
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ
«Я — РЕБЁНОК, Я - ГРАЖДАНИН
РОССИИ»
Учитель
Якупова
И. М.
2014г.
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Дидактическая цель: создать условия для усвоения блока
новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие
внутренних мотиваций поведения школьников.
Задачи:
Образовательные:
1.
Создать
условия для размышления детей о человеческих ценностях.
2.
Формировать
представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ,
основных правах и обязанностях граждан.
Развивающие:
1.
Способствовать
развитию речи, памяти, логического мышления.
2.
Развивать
коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их
значимость в достижении общей цели.
3.
Создать
условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.
Воспитательные:
1.
Воспитывать у
детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к
историческому наследию России.
2.
Создать
условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям
добро.
Формы организации
познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая,
фронтальная.
Методы ведения
занятия: объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый, проблемное изложение.
Ожидаемый
результат:
Учащиеся должны знать функциональное значение государственных символов России,
основные права и обязанности граждан, стремиться к выполнению законов жизни
класса.
Оборудование: электронная
презентация, плакаты
с государственной символикой России, портрет В. В. Путина, карта России, гимн
РФ, карточки с гербами, флагами и сказочными персонажами для работы в группах,
обведенные детские ладони для голосования, солнышко, таблички с человеческими
ценностями, табличка «геральдика», выставка книг по теме занятия.
Ход занятия
1. Вступительное
слово.
Мы начинаем классный час.
- Прочитайте, пожалуйста, тему нашего
занятия.
(Я – ребёнок, я - гражданин…)
- Что интересного заметили?
(Пропущено слово).
- Попробуйте догадаться, какое слово
пропущено.
(…России)
(Если не догадаются: не
переживайте, после нашей работы вы обязательно сможете вставить это слово).
Тема нашего классного часа «Я – ребёнок, я
- гражданин России».
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить
сегодня на занятии?
(Ответы детей.
Обобщение:
Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы,
свои права и обязанности).
- Ребята, у нас сегодня необычный классный
час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы
были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое,
интересное.
Сегодня нашу с вами
встречу освещает солнышко. И это не случайно.
- Ребята, какое значение имеет солнце для
всех жителей нашей планеты?
(Солнце дает жизнь
всему живому). И сегодня это доброе и ласковое солнышко
поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и
беречь.
2. Беседа о
ценностях человека.
- Ребята, а как вы считаете, что для вас
является самым дорогим?
(Прикрепляю на доску
таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)
- А без чего еще человек не может
быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным?
(Родина.)
(Вывешиваю табличку
со словом «Родина»).
Обобщение.
- Ребята, а что же такое Родина?
- Сейчас мы с вами поиграем в мяч. Кто получит
мячик, тот и отвечает на данный вопрос.
Родина – это…
- А теперь послушаем стихотворение Зои
Александровой «Родина».
Если
скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый сад, в саду – смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор,
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
|
В
лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок,
…Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
|
- Наша
с вами Родина – это Россия.
- Кто может показать нашу Родину на карте?
(Показ карты России)
- Россия – огромное государство, гражданами
которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он
получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором
записано, что он является гражданином Российской Федерации. А что значит: быть гражданином своей
страны?
- Я думаю, что для этого не достаточно
иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит –
любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее.
Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее историю, ее
государственные символы.
Сегодня мы и
поговорим об отличительных знаках нашего государства.
- Назовите основные символы государства.
(Герб, флаг, гимн).
3. Сообщения
учащихся. Работа в группах.
О гербе России (1 группа)
1 ученик. Наука, изучающая
гербы, называется геральдикой.
Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль.
2 ученик. «Герб – род щита
с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому
роду».
3 ученик. Это очень
древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел
царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли.
Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства,
Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
4 ученик. У нас очень
красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского
флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
5 ученик. Правой лапой
орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны.
Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными
камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние
времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они
напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство
Российской Федерации и независимость ее от других государств.
6 ученик. На груди орла
помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец –
на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него
серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ
зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.
Ученик 7. Георгий
Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников
Отечества, образ его часто изображали на иконах. В древние времена дедушки и
бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень
похожую на сказку.
Ученик 8. В некотором
царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на него лютый змей –
дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю,
разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал,
чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым,
и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда
велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и
выпало идти царской дочери. Привели ее на морской берег и оставили там. В это
время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в
беде, сразился со змеем и победил его. И с тех давних пор стали люди звать
Егория Святым Победоносцем. Вот какая замечательная история у нашего герба!
Ученик 9. В статьях
3, 5, 6, 7 Конституции указывается, что герб изображается на печатях,
паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых
знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках
(основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через границу.
- Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации (Показываю).
- Как называется наука о гербах? (Геральдика
(Вывешиваю табличку)).
- Когда появился первый российский герб?
(Около 500 лет назад, в 1497 году).
- Что держит орел в своих лапах на гербе России?
(В правой лапе – скипетр, в левой - держава).
- Что такое скипетр? А держава?
- А что за всадник изображен на груди орла?
(Это Святой Георгий Победоносец).
4. Работа в парах.
- Поработаем в парах. Я раздам вам изображения герба Российской Федерации. Ваша
задача: найти недостающие детали. Вспомните правила работы в паре(Раздаю
гербы с недостающими деталями).
- Итак, мы с вами познакомились с
одним из символов Российской Федерации – гербом.
5. Физминутка.
Жура
– Жура – журавель,
Облетал ты сто земель,
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
|
Мы
спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Он ответил, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
|
6. Сообщения
учащихся о флаге (2 группа)
- Следующий отличительный знак нашего государства – флаг (Показываю).
О флаге России нам расскажет вторая группа (Сообщения
учащихся).
1 ученик. В соответствии с
Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской
Федерации» от 25.12.2000 г. Государственный флаг Российской Федерации
представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных
полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение
ширины флага к его длине – 2:3».
Флаг является символом объединения. Флаг состоит из следующих частей: белый
означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность,
безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.
2 ученик. Государственный
флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней
государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной
власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни
праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг
вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм
собственности, а также на жилых домах.
Государственный флаг Российской Федерации может быть поднят в знак траура, в
этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть
приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
3 ученик. В древности
флаги или стяги использовались, чтобы объединять (стягивать) войско в бою, а
поверженный вражеский стяг означал победу. В Оружейной палате Московского
Кремля хранится стяг «Всемилостивейшего Спаса», с которым русское войско в 1552
году предприняло поход на Казань, а после захвата Казани Иван Грозный повелел
на месте, где во время осады находился этот стяг, возвести церковь. В Оружейной
палате хранятся и Великий стяг Ивана Грозного, и гербовое знамя царя Алексей
Михайловича.
4 ученик. Именно при царе
Алексее Михайловиче (Тишайшем) в ХVII веке впервые на Руси появился бело-сине-красный
флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году Петр
I издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов
России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного
государственного флага.
5 ученик. В августе 1991
года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа
– это День Государственного флага Российской Федерации.
Обобщающая беседа:
- Как назывался корабль, над которым впервые был поднят бело-сине-красный флаг?
(Военный корабль «Орел»).
- Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации?
(22 августа).
7. Работа в
парах.
- У вас на партах есть карточки с флагами государств. Найдите флаг Российской
Федерации.
- А не скажете ли вы, каким государствам принадлежат другие флаги?
(Если не ответят на
вопрос – обратиться к энциклопедии «Флаги»)
- Итак, мы познакомились со вторым символом
нашего государства – флагом.
8. Сообщения
учащихся о гимне (3 группа)
- Третьим символом нашего государства является гимн. На доску помещены слова
гимна Российской Федерации. А расскажут о нем наши ребята.
(Сообщения учащихся третьей группы).
1 ученик. В соответствии с
Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской
Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является
музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В.
Михалкова.
2 ученик. Государственный
гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента,
руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных
собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и
спортивных соревнований.
3 ученик. При официальном
исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие
выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.
4 ученик. Мы коротко хотим
рассказать о создателях Государственного гимна Российской Федерации.
Александр Васильевич Александров родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино
Захаровского уезда Рязанской губернии, умер 8 августа 1946 года в Берлине.
Начальное музыкальное образование получил в регентских классах Придворной
певческой капеллы, затем обучался в Петербургской консерватории по классу
композиции, затем в Московской консерватории по классу композиции и пения. С
1918 года преподавал в Московской консерватории. В 1928 году возглавил
краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (ныне носящий его имя),
завоевавший огромную популярность в нашей стране и за рубежом. А.В. Александров
был удостоен звания народного артиста СССР, награжден орденами Ленина,
Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, являлся лауреатом Государственных
премий.
5 ученик. Сергей
Владимирович Михалков родился в 1913 году и здравствует поныне. Поэт и
писатель, Герой социалистического Труда, пятикратный лауреат Государственных
премий, много лет возглавлял Союз писателей РСФСР. С.В. Михалков является
автором текста Государственного гимна Российской Федерации.
6 ученик. Слово «гимн»
греческого происхождения, оно означает хвалебную торжественную песнь.
Обобщение.
- Что обозначает слово «гимн»?
- Назовите авторов слов и музыки гимна РФ.
- А сейчас мы с вами прослушаем один куплет и припев Государственного гимна
Российской Федерации.
(Включаю гимн. Дети слушают стоя).
Обобщение.
Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего государства. К
ним относятся герб, флаг, гимн. Когда ребята рассказывали нам о гимне, они
говорили о том, что гимн звучит во время торжественных мероприятий, праздников.
Как вы считаете, был ли у нас с вами сегодня повод для прослушивания
Государственного Гимна РФ? Какой?
(Сегодня праздник – День Конституции).
9. Беседа о
Конституции.
- Что же такое Конституция?
(Это основной закон Российской Федерации. (Показываю Конституцию). Это
главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности
граждан).
Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.
- Кто является президентом нашей страны?
( В.В.Путин (Показываю портрет)).
- Что вы о нем знаете?
- Совсем недавно мы с вами писали письма нашему президенту. Я думаю, что
сегодня, в День Конституции, мы можем некоторые зачитать…
(Дети читают письма президенту).
- А теперь вернемся к Конституции. Конституция – это главный закон, который
определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан.
- Какими же правами обладает человек? Ответить на этот вопрос нам поможет
Солнышко. Главные ценности человека нашли отражение в его правах.
- Давайте попробуем сформулировать некоторые права человека.
(Показываю табличку на доске «жизнь»).
Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое
славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом
государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу:
если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали
его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся.)
- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом,
может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать.
Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет)
родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался
физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек,
талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с
солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
- Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права
человека вы можете назвать?
(Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права).
- Как вы считаете, мы назвали все права?
(Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами,
записанными в Конституции).
10.
Применение Конституции к сказкам.
- А сейчас мы попробуем применить Конституцию к сказкам.
Инсценировка по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.
Пушкина.
(У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим
отражением).
Царица. Свет мой,
зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и
белее?
Зеркальце. Ты прекрасна,
спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
Царица. Ах ты, мерзкое
стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство
наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
(Звучит музыка).
Зеркальце. А царевна все ж
милее, все ж румяней и белее.
(Музыка стихает, царица зовет служанку).
Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка.) Веди царевну в глушь лесную и, связав
ее, живую под сосной оставь её там на съедение волкам!
Ведущий. Вот Чернавка в
лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…
Царевна. Жизнь моя! В чем,
скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
Ведущий. Та, в душе ее
любя, не убила, не связала, отпустила и сказала…
Чернавка. Не кручинься,
бог с тобой, ну а я пошла домой.
- Какое право царевны в данной сказке нарушено? Как вы считаете?
1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?
(Лягушка – путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).
2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский
урожай?
(Дед из сказки «Репка»).
3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное
ограничение рабочего времени?
(«Золушка» Ш. Перро).
- А теперь посмотрите внимательно на иллюстрации сказочных персонажей, которые
лежат у вас на партах. Какие права в сказках они нарушали?
(Дети работают в группах. Сказочные персонажи: лиса, волк, Снежная
королева, Карабас - Барабас, Баба Яга).
- Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие
обязанности граждан нашей страны вам известны?
(Ответы детей).
- Какова ваша главная обязанность?
(Хорошо учиться).
Обобщение.
12.
Рефлексия.
(Дети вырезают из цветной бумаги «ладошки» и прикрепляют их на доску).
13. Итог
занятия.
- Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?
(Высказывания детей по опной катинк «Солнышко»: Гражданин - …).
Обобщение.
- Закончим наше занятие
стихотворением Е. Синицына «Берегите Россию».
Берегите
Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
|
Без
нее нам не жить,
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Берегите Россию –
Нет России другой!
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.