Проектно-исследовательская деятельность
программа спортивно – оборонной направленности
по физической культуре и ОБЖ
(в рамках предметной недели)
Программу составила
учитель физической культуры
- Лютая Л.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В
современных условиях состояние физического и духовно-нравственного здоровья
детей стало одной из острейших проблем. Каждое следующее поколение обладает
худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее. По статистическим данный в
последние годы отмечается устойчивое ухудшение здоровья детей. На сегодняшний
день к одному из приоритетных направлений государственной политики отнесено
здоровья населения в целом и особенно подрастающего поколения.
Задачи
оздоровления детей решаются, прежде всего, в процессе обучения. Данная
программа призвана помочь детям освоить навыки здорового образа жизни через
различные формы двигательной активности и познаний. В основу программы
положена идея оздоровления. Её вариативность позволит обеспечить ребёнку
двигательную активность по собственному выбору, являющуюся наиболее эффективным
средством оздоровления. Являясь участниками программы, дети и подростки на
практике познают, что такое здоровый образ жизни. В целом реализация программы
позволит не только обеспечить оптимальный уровень двигательной активности, но и
сформировать сознательное отношение к физической культуре и ОБЖ, как
необходимому фактору способствующему сохранению и укреплению собственного
здоровья.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Программа для школьников по физической культуре и ОБЖ
проводится для повышения престижа образовательной области «Физическая культура»
и «Основы безопасности и жизни деятельности», популяризации в образовательных
учреждениях целостного представления о физической культуре и ОБЖ как важном
факторе формирования всесторонней личности.
Основными задачами декадника являются:
- формирование у учащихся образовательных учреждений
устойчивых мотивов и потребностей в постоянном физическом
самосовершенствовании; потребности в соблюдении правил безопасности в
повседневной жизни и правил поведения в опасных ситуациях;
- расширение теоретических знаний и двигательного
опыта физкультурно-оборонной деятельности, привитие практических умений
организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой с
развитой функциональной и социально-ориентированной направленностью;
- развитие черт личности, обеспечивающих безопасное
поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях природного и
социального характера, в современных условиях жизни деятельности; необходимых
моральных, физических и психологических качеств, для выполнения
конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
- пропаганда здорового образа жизни, профилактика и
устранение вредных привычек;
- выявление и поощрение наиболее подготовленных
школьников в спортивно-оборонной деятельности.
РУКОВОДСТВО
Общее руководство подготовкой и проведением декадника
по физической культуре и ОБЖ осуществляется учителями физической культуры и
ОБЖ.
УЧАСТНИКИ
В
проектно-исследовательской деятельности участвуют учащиеся 1-4 классов, 5-7
классов, 8-9-х и 10-11-х классов общеобразовательных учреждений.
СРОКИ
ПРОВЕДЕНИЯ
Проектно-исследовательская
деятельность по физической культуре и ОБЖ проводится март – апрель
СОДЕРЖАНИЕ
КОНКУРСНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Декадник
школьников представляет собой проектно – исследовательскую деятельность
конкурсном в виде испытаний учащихся начальной, основной и средней (полной)
школы
Конкурсное
испытание состоит из заданий: практического и теоретико-методического характера
- для учащихся 8-9-10-11 классов.
Практическое
задание заключается в выполнении упражнений
базовой части примерной программы по физической культуре по разделам:
гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол;
Теоретико-методическое
задание заключается в ответах на тестовые
вопросы. Тематика вопросов соответствует требованиям к уровню знаний
выпускников основной и средней (полной) школы по образовательной области
«Физическая культура» и «ОБЖ»
Предлагаемые
вопросы разработаны по разделам:
-
«Основы и медицинских знаний и здорового образа
жизни» - доврачебная помощь и формирования здорового образа жизни.
-
«Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» - вопросы
безопасности и защиты человека в чрезвычайных ситуациях мирного и военного
времени, вопросы организации гражданской обороны РФ и правовых основ защиты
населения при СЧ.
-
«Основы военной службы» - история вооружённых сил
Российского государства; структура и состав ВС.; военная форма одежды и знаки
отличия; присяга и военные уставы.
-
«Основы физической культуры» - соотношение понятий
«культура» и «физическая культура»; смысл и взаимосвязь понятий «физическое
развитие», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое
совершенство»; история Игр Олимпиады и современного спортивного достижения.
-
«Специфическая направленность физического воспитания» - физические
упражнения как средства физического воспитания, их содержание и техника;
использование естественных сил природы и гигиенических факторов в физическом
воспитании.
-
«Основы теории и методики воспитания физических качеств» - общая
характеристика физических качеств; способы оценки уровня развития силы,
быстроты, выносливости, гибкости, координированности и их разновидностей;
регламентация нагрузки и отдыха как основа методики воспитания физических
качеств; влияние нагрузки и ее компонентов на процессы адаптации; Методика
воспитания основных физических качеств и их разновидностей.
-
«Формы организации занятий в физическом воспитании» - взаимодействие
эффектов отдельных занятий физическими упражнениями как основа непрерывности
физического воспитания; разнообразие форм занятий; характерные черты урочных
форм занятий; особенности содержания самодеятельных тренировочных занятий
общеукрепляющей, обще-подготовительной и обще-развивающей направленности;
особенности содержания утренней гигиенической гимнастики физкультурных минуток
и пауз, соревнований.
-
«Методика решения некоторых частных задач физического воспитания» - осанка
и ее роль в процессе укрепления и сохранения здоровья; характерные признаки
правильной осанки и методика ее формирования; общее представление о нормальном
телосложении, возможности физического воспитания в процессе формирования
желаемых параметров частей тела, методика увеличения мышечной массы; избыточная
масса тела и ее влияние на состояние здоровья; причины, вызывающие тучность и
ожирение; методика использования физических упражнений в процессе снижения
избыточной массы тела.
-
«Некоторые условия, способствующие решению задач физического воспитания» - здоровый
образ жизни, режим дня, рациональное питание, закаливание, основы личной
гигиены, профилактика травматизма.
ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Итоги
проектно-исследовательской деятельности определяются раздельно для учащихся
основной и средней (полной) школы.
Победители
и призеры проектно-исследовательской деятельности по ФК и ОБЖ определяются по
сумме балов, полученных по результатам выполнения заданий.
При
выполнении теоретико-методического задания место участника определяется
сопоставлением количества правильных ответов всех участников.
В
случае равенства количества правильных ответов у нескольких участников им
начисляется количество баллов, являющиеся средним арифметическим от суммы
занятых мест.
В
общем зачете в декаднике по ФК и ОБЖ определяются победитель, призеры.
При
определении победителя в общем зачете в случае равных результатов у нескольких
участников предпочтение отдается сумме баллов, набранных в
теоретико-методическом задании. Если это не позволяет выявить победителя,
призеров, то их места определяются в соответствии с результатом выполнения
практических заданий по приоритету: гимнастика, легкая атлетика, спортивные
игры: баскетбол, волейбол, футбол.
СРОКИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК
Заявки на участие подаются не ранее, чем за 2 недели до начала декадника,
подписанного классным руководителем.
НАГРАЖДЕНИЕ
ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Учащиеся,
добившиеся высоких результатов и занявшие призовые места в Олимпиаде,
награждаются грамотами
Класс
|
Практическое
задание по ФК
|
Теоретико-методическое
задание
|
1
классы
|
+
|
▬
|
2
классы
|
+
|
▬
|
3
классы
|
+
|
▬
|
4
классы
|
+
|
▬
|
5
классы
|
+
|
▬
|
6
классы
|
+
|
▬
|
7
классы
|
+
|
▬
|
8
классы
|
+
|
+
|
9
классы
|
+
|
+
|
10
классы
|
+
|
+
|
11
классы
|
+
|
+
|
Способы
подготовки к данной программе
№
|
Задание
|
Класс
|
Ответственные
|
Сроки
|
1.
|
Разработка
тестовых заданий по ОБЖ
|
8
классов
|
Учитель
ОБЖ
|
до
01.02.20_
|
2.
|
Разработка
тестовых заданий по ОБЖ
|
9
классов
|
Учитель
ОБЖ
|
до
01.02.20_
|
3.
|
Разработка
тестовых заданий по ОБЖ
|
10
классов
|
Учитель
ОБЖ
|
до
01.02.20_
|
4.
|
Разработка тестовых заданий по ОБЖ
|
11 классов
|
Учитель ОБЖ
|
до
01.01.20_
|
5.
|
Разработка
тестовых заданий по физической культуре
|
8
классы
|
Учителя
ФК
|
до
01.02.20_
|
6.
|
Разработка
тестовых заданий по физической культуре
|
9
классы
|
Учителя
ФК
|
до
01.02.20_
|
7.
|
Разработка
тестовых заданий по физической культуре
|
10
классы
|
Учителя
ФК
|
до
01.02.20_
|
8.
|
Разработка тестовых заданий по физической культуре
|
11 классы
|
Учителя ФК
|
до
01.01.20_
|
9.
|
Разработка
спортивного праздника
|
1
классы
|
Учителя
ФК
|
до
01.02.20_
|
10.
|
Разработка
спортивного праздника
|
2
классы
|
Учителя
ФК.
|
до
01.02.20_
|
11.
|
Разработка
спортивного праздника
|
3
классы
|
Учителя
ФК.
|
до
01.02.20_
|
12.
|
Разработка
спортивного праздника
|
4
классы
|
Учителя
ФК
|
до
01.02.20_
|
13.
|
Разработка
спортивного праздника
|
5
классы
|
Учителя
ФК
|
до
01.02.20_
|
14.
|
Разработка
спортивного праздника
|
6
классы
|
Учителя
ФК.
|
до
01.02.20_
|
15.
|
Разработка
спортивного праздника
|
7
классы
|
Учителя
ФК
|
до
01.02.20_
|
16.
|
Разработка
спортивного праздника
|
8
классы
|
Учителя
ФК
|
до
01.02.20_
|
17.
|
Подготовить
стен. газеты
(кроссворды)
по ФК
|
|
Учителя
ФК
|
до
10.02.20_
|
|
18.
|
Подготовить
бланки заявок на участие в практическом задании
|
1-11
класс
|
Учителя
ФК
|
до
30.04.20_
|
|
19.
|
Подготовить
бланки заявок на участие в теоретическом задании
|
8
– 11 класс
|
Учитель
ОБЖ .
|
до
30.04.20_
|
|
20.
|
Подготовить
бланки протоколов по ФК и ОБЖ
|
1-11
класс
|
Учителя
ФК
|
до
30.04.20_
|
|
|
21.
|
Провести
мероприятие с учащимися
|
1
классов
|
Учителя
ФК
|
Май
20__
|
|
21.
|
Провести
мероприятие с учащимися
|
2
классов
|
Учителя
ФК
|
Май
20__
|
|
22.
|
Провести
мероприятие с учащимися
|
3
классов
|
Учителя
ФК
|
Май20__
|
|
23.
|
Провести
мероприятие с учащимися
|
4
классов
|
Учителя
ФК
|
Май20__
|
|
|
24.
|
Провести
мероприятие с учащимися
|
5
классов
|
Учителя
ФК
|
Май20__
|
|
|
25.
|
Провести
мероприятие с учащимися
|
6
классов
|
Учителя
ФК
|
Май20__
|
|
|
26.
|
Провести
мероприятие с учащимися
|
7
классов
|
Учителя
ФК
|
Май20__
|
|
|
27.
|
Провести
мероприятие с учащимися
|
8
классов
|
Учителя ФК
Учитель
ОБЖ .
|
Май20__
|
|
|
|
28.
|
Провести
мероприятие с учащимися
|
9
классов
|
Учителя ФК
Учитель
ОБЖ ..
|
Май20__
|
|
|
|
29.
|
Провести
мероприятие с учащимися
|
10
классов
|
Учителя ФК
Учитель
ОБЖ .
|
Май20__
|
|
|
|
30.
|
Провести
мероприятие с учащимися
|
11
классов
|
Учителя ФК
Учитель
ОБЖ .
|
Май20__
|
|
|
|
Реализация
мероприятия, предусмотренной программой позволит:
- отработать
организационную модель проведения совместных уроков и мероприятий по ОБЖ и
ФК;
- отработать
организационную модель урока и внеурочных занятий и мероприятий на основе
данных мониторинга здоровья детей и обеспечение адекватного состоянию
здоровью каждого ребёнка двигательной активности;
- улучшить
физическое состояние детей и подростков;
- сформировать
состояние успешности личности каждого ребёнка через двигательную деятельность;
- проверить
знания, умения и навыки в области содержания понятий «ФК» и «ОБЖ»;
- создать
позитивное отношение к ценностям физической культуры, спорта, здорового образа
жизни, основы жизни деятельности и безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
- А.П.
Матвеев.
Программы общеобразовательных учреждений
«Физическая
культура» Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни.
2-е издание. Москва «Просвещение» 2008 г.
- А.Н.
Каинов.
Физическая культура. Основы безопасности жизни деятельности.
«Оборонно-спортивный профиль». 10-11 классы: развёрнутое тематическое
планирование / Волгоград: Учитель. 2009 г.
- Кузнецов
В. С., Колодницкий Т. А. Методика обучения основным видам
движений на уроках физической культуры в школе. М: Владос, 2002
- Лях
В. И.
Развивая координационные способности. //ФК в школе, 88 №12
- Урок
физической культуры в современной школе: Методические рекомендации. Вып.
1. М: Советский спорт, 2002
- В.И.
Лях, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон и др. Физическая
культура: Учебник 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение,
2000г.
- В.И.
Лях.
«Мой
друг физкультура». Учебник для учащихся 1-4 кл. общеобразоват. Учреждений.
– М.: Просвещение 1999 г.
- Ю.Д.
Железняк, В.М. Минбулатов. Теория и
методика обучения предмету «Физическая культура». Учеб.пособие для
студ.высш.пед.учеб. заведений. Академи 2004.
- А.П.
Матвеев и А.Д. Новикова. Теория и методика физического воспитания. Учебник
для ин-тов физ. культуры.
- Ю.Д.
Железняк., П.К. Петров, «Основы научно-методической
деятельности в физической культуре и спорте». Учеб. пособие для студ.
Высш. Пед. Учеб. заведений. Академия. 2002.
- Основы безопасности
жизнедеятельности: учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. учреждений /
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М:
Просвещение, 2007;
- Основы безопасности
жизнедеятельности: учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений /
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М:
Просвещение, 2007;
- Оценка качества подготовки
выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. /
авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов,
Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
- Ваши шансы избежать беды: учебное
пособие / сборник ситуационных задач по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. –
СПб.: КАРО, 2002;
- Евлахов В. М. Раздаточные
материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа,
2006;
- Основы безопасности
жизнедеятельности: сб.заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т.
Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. М:
Просвещение, 2006.
- Авторская программа по курсу «Основы
безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов общеобразовательных
учреждений (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А.
Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы
общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под
общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007, и в соответствии с
федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного)
общего образования.
- Основы безопасности
жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений /
А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2006;
- Оценка качества подготовки
выпускников средней (полной) школы по основам безопасности
жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В.
Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
- Ваши шансы избежать беды: учеб.
пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб:
КАРО, 2002.
- Евлахов, В. М. Раздаточные
материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.:
Дрофа, 2004.
Анализ выполнения реализуемой
экспериментальной программы
со спортивно-оборонной
направленностью
«Я – Патриот»
Данная программа составлена учителем
физической культурой Лютой Л.В.
Программа «Я - Патриот», призвана помочь освоить
навыки здорового образа жизни через познания и двигательной активности и носит
характер проектно
исследовательской деятельности программа
спортивно – оборонной направленности
по физической культуре и ОБЖ (в рамках предметной
недели).
В основу программы положена идея
оздоровления, которая на наш взгляд поможет обеспечить ребёнку двигательную
активность по собственному выбору. Являясь участником программы, учащиеся на
практике познают, что такое здоровый образ жизни. В целом реализованная
программа позволило, не только обеспечить оптимальный уровень двигательной
активности, но и сформировать сознательные отношения к таким урокам как
физическая культура и ОБЖ.
Программа для учащихся рассматривает
такие задачи:
-
формирование у учащихся образовательных учреждений устойчивых мотивов и
потребностей в постоянном физическом самосовершенствовании; потребности в
соблюдении правил безопасности в повседневной жизни и правил поведения в
опасных ситуациях;
- расширение теоретических знаний и двигательного
опыта физкультурно-оборонной деятельности, привитие практических умений
организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой с
развитой функциональной и социально-ориентированной направленностью;
- развитие черт личности, обеспечивающих безопасное
поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях природного и
социального характера, в современных условиях жизни деятельности; необходимых
моральных, физических и психологических качеств, для выполнения конституционного
долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
- пропаганда здорового образа жизни, профилактика и
устранение вредных привычек;
- выявление и поощрение наиболее подготовленных
школьников в спортивно-оборонной деятельности.
В
проекте участвовали учащиеся 1-4 классов, 5-7 классов, 8-9-х и 10-11-х
классов общеобразовательных учреждений. Декадник школьников представляет
собой проектно – исследовательскую деятельность конкурсном в виде испытаний
учащихся начальной, основной и средней (полной) школы
Конкурсное
испытание состоит из заданий: практического и теоретико-методического
характера - для учащихся 8-9-10-11 классов.
Практическое
задание заключается в выполнении упражнений
базовой части примерной программы по физической культуре по разделам:
гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол;
Теоретико-методическое
задание заключается в ответах на тестовые
вопросы. Тематика вопросов соответствует требованиям к уровню знаний
выпускников основной и средней (полной) школы по образовательной области
«Физическая культура» и «ОБЖ»
Реализация мероприятия,
предусмотренной программой позволило:
- отработать
организационную модель проведения совместных уроков и мероприятий
по ОБЖ и ФК;
- отработать организационную
модель урока и внеурочных занятий и мероприятий на основе данных мониторинга
здоровья детей и обеспечение адекватного состоянию здоровью каждого ребёнка
двигательной активности;
- улучшить
физическое состояние детей и подростков;
- сформировать
состояние успешности личности каждого ребёнка через двигательную деятельность;
- проверить
знания, умения и навыки в области содержания понятий «ФК» и «ОБЖ»;
- создать
позитивное отношение к ценностям физической культуры, спорта, здорового образа
жизни, основы жизни деятельности и безопасности.
На основе данной
программы было составлено положение участия для учащихся лицея, с
соответствующими задачами, целями. Так же были составлены заявки, протоколы,
таблицы. Так же были составлены кроссворды по программе физической культуре.
Декадник проходил в мае месяце по всем направлениям, в процессе урока по
физической культуре и ОБЖ. Результаты были записаны в протоколы, после подсчёта
выводились призовые места.
В данном проекте
приняло участие 1128 учащихся Лицея № 2 (с 1-11 класс).
С 1-4 и 5-7 были
проведены мини-соревнования по программе ФВ.
8-11 добавились
теоретические вопросы по программе. В результате проведения:
1
место – 2Б 1 место – 3Б 1 место - 4Б
2
место – 2В – 2А 2 место – 3В – 3Г 2 место – 4Г
3
место – 2Г 3 место - 3А 3 место – 4А- 4В
1 место – 5А 1
место – 6А 1 место – 7Д – 7В
2 место – 5В 2
место – 6В-6Б 2 место – 7Б
3 место - 5Б 3
место – 6Г 3 место – 7А
4 место – 5Г
1 место – 8А 1
место – 10 Ф\М 1 место - 11
2 место – 8Б 2
место - 10 Э 2 место – 11
3 место – 8В – 9А 3 место
- 10 Г 3 место – 11
Данная
программа, была реализована полностью в срок, результаты были выведены по
параллелям.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.