Главная / Музыка / "Воспитание нравственной личности в начальной школе средствами музыки".

"Воспитание нравственной личности в начальной школе средствами музыки".

Воспитание нравственной личности в начальной школе средствами музыки.

Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития.

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. К сожалению, до последнего времени место музыки в нравственном воспитании детей, особенно в общеобразовательной школе, было не только неустойчиво, но испытывало постоянную тенденцию все к большему его сужению, к утере самостоятельной ценности.

На уроках в школе звучит музыка вокальная и инструментальная, ее связь со словом помогает осознать нравственную идею произведения. Перед учащимися возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности.

Воздействие инструментальной музыки обыкновенно связывается с переживанием нравственной стороны ее содержания, которая конкретизируется названием произведения, особенностями истории создания и бытования, созвучностью идей настоящему времени.

Можно выделить несколько направлений, по которым ведется изучение влияния музыки на сознание и поведение школьников. Влияние музыки основывается на закономерностях воспитания личности, и прежде всего ее нравственных чувствах. Вне этого условия способность остро чувствовать, обычно трактуемая как «музыка подействовала» («заставила пережить», «взволновала», «повлияла»), может ровным счетом ничего не значить для возвышения слушателя.

Некоторые стороны восприятия музыки были рассмотрены учеными как прошлого, так и настоящего. Для общеобразовательной школы такое понимание пока не стало общепринятым, и в этом одна из причин недостаточной эффективности воздействия музыки на нравственность учащихся. Нравственную убежденность школьника невозможно сформировать, если он не владеет определенным минимумом нравственных представлений.

Специфика действия музыки на нравственность человека связана, прежде всего, с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Это важное социальное качество личности, определяющее ее альтруистический, гуманный облик. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также радостью за другого.

Музыкальное восприятие обладает эмоционально-нравственным воздействием лишь на этапе «завершения», когда слушатель сознательно занимает позицию вне находимости интонационно-музыкальному высказыванию «героя» и в то же время пребывает с ним в звучащем единстве как с предметом своего отношения - оценки.

Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.

Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Домашний уклад, разговоры старших, простые детские песенки, которые ребенок слушает или поет на коленях у матери, телевизионные передачи — все это важные факторы, воздействующие на ум и чувства ребенка с самого раннего возраста. Было бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития. Поэтому школа не должна откладывать начало музыкальных занятий и обязана предоставить всем детям равные возможности для изучения музыки, которая обогатит их разум и душу.

Для правильной организации нравственного воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка, прежде всего, воспитывает дисциплину, стремление к совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Второй важный аспект — стимулирование умственного развития с помощью науки. Третьим аспектом является эмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости. Для достижения этих и ряда других целей воспитания надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего, нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания в процессе занятий в школе и после ее окончания. Как только дети начнут находить радость в занятиях музыкой, они захотят больше о ней узнать: как она записывается, как прочитать нотные обозначения, чтобы превратить их в звуки, задуманные композитором. Постигнув радость музыкальных занятий, дети станут охотно заниматься музыкой. Музыкальная практика заключается не только в пении и игре на инструменте, но и в слушании музыки.

Именно на ранней стадии развития закладывается фундамент, на основе которого расширяются знания, и совершенствуется способность наслаждаться музыкой. Маленькие дети готовы и рады тратить время на приобретение навыков. Однако на следующем этапе они уже проявляют желание использовать полученные навыки для дальнейшего знакомства с музыкой. В это время надо знакомить их с самым широким музыкальным репертуаром, включающим музыку всех стилей, направлений и периодов. Весьма важно использовать как классические произведения, так и современные.

Если в результате такой работы учащиеся научатся получать от музыкальных занятий радость и эмоциональное удовлетворение, некоторые из них пронесут любовь к музыке через всю жизнь.

Нравственное воспитание средствами музыки главным образом сосредоточено в трех направлениях:

- попытаться раскрыть творческие способности к самостоятельному творчеству;

- приобщить учащихся всех возрастов к окружающим их звукам; рассматривать звуковую картину мира как музыкальное сочинение, главным композитором которого является человек, эмоционально оценивать это звучание, чтобы совершенствоваться;

- определить то звено или ту общую точку, где могли бы встретиться все искусства для совместного гармонического развития...

Существенная особенность уроков музыки — направленность на активное формирование личности, на воспитание художественных ориентации, эвристического мышления.

Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.

В задачи уроков музыки входят: продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий.

Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства становится основой для самостоятельной созидательной деятельности школьников. Воспитание способности активно сопереживать, накопление нравственно-эстетических впечатлений от общения с искусством, глубинное переживание художественных образов, умение многогранно постигать мироощущения человека в произведениях различных видов искусств – важнейшие условия для формирования духовно развитой личности.

Специфические задачи нравственного воспитания — развитие способности целостного, гармоничного восприятия действительности, нравственного, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы; обеспечение психологической адаптации к музыке как виду искусства и предмету обучения; развитие практических умений общения с музыкой; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации.1

Внимание детей начинает привлекать внутренний мир человека, что проявляется в осмыслении личностных отношений с коллективом в плане самопознания и самоопределения, выработке собственных этико-эстетических взглядов, суждений, оценок, освоения общественного поведения. Приоритетным направлением в музыкально-эстетическом воспитании выступает нравственная направленность музыки.

Развивающаяся социализация личности ребенка требует углубления содержания музыкально-эстетического воспитания, призванного стимулировать духовные потребности личности с опорой на нравственно-смысловой контекст музыкального содержания. Одухотворение и очеловечивание музыки должно быть не только внутренне осмысленным как жизненно целесообразное явление. Необходима ее взаимосвязь другими областями познания, в первую очередь с историей, литературой, изобразительным искусством.

Воспитательная функция музыки определяется как процесс и результат взаимодействия музыкального искусства с общественным и личностным сознанием. Оно осуществляется в соответствии с нравственно-эстетическим идеалом общества на каждом из этапов его социально культурного развития. Важнейшим критерием формирования личностного сознания является нравственно-воспитательное воздействие музыки. Его структура иерархична и осуществляется на четырех уровнях: эмоциональной синхронизации, смыслового погружения, духовной объективации и деятельностной объективации.

Нравственное воспитание средствами музыки условно можно определить как единство трех блоков:

1. Содержание искусства - оценочное осознание жизненных явлений. Искусство как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла;

2. Язык искусства — художественный образ. Зависимость восприятия содержания от знания языка искусства;

3. Творческая потенция. Развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности.

Практические рекомендации для наиболее успешного нравственного воспитания учащихся средствами музыки:

- использовать на уроках музыки художественное творчество, сочинение стихотворений или рассказов на ту или иную музыку;

- проводить музыкальные спектакли, праздники;

- регулярно заниматься музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением;

- проводить музыкально-обрядовые игры;

- регулярно слушать народные песни, классические музыкальные произведения.

Музыка занимает особое место в воспитании нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию.


1 Затямина Т. А. Современный урок музыки //учебно-методическое пособие, 2-е издание, стереотипное. М. «Глобус», 2008, - 170 с.

"Воспитание нравственной личности в начальной школе средствами музыки".
  • Музыка
Описание:

В методической работе рассматривается проблема развития нравственной и духовной культуры общества. В связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к музыкальному искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития. Выделено несколько направлений, по которым ведется изучение влияния музыки на сознание и поведение школьников.  Музыка (вокальная и инструментальная) воспитывает дисциплину, стремление к совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. 

Автор Мыльников Виктор Николаевич
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 517
Номер материала 16320
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓