Главная / География / "Внутренние воды России" география 8 класс

"Внутренние воды России" география 8 класс

Обобщающий урок по разделу:


«Внутренние воды России» гео.8 кл.

Игра «Что? Где? Когда?»

Цель:

-обобщить и систематизировать знания уч-ся по разделу

задачи:

-определить уровень знаний уч-ся основных терминов и понятий, основных географических объектов

-развитие общеучебных умений, логического мышления, творческих способностей

-воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к водным ресурсам

Межпредметные связи: история, биология, физика, ОБЖ, литература, математика, музыка, ИЗО.

Оборудование: физическая карта мира, конверты с заданиями, волчок со стрелкой, картины с изображением совы, чёрный ящик, ПК, CD, видеоролик с вопросом, музыка «Что? Где? Когда?», песочные часы, муз.центр с караоке, скрипичный ключ.

Ход урока

1 Оргмомент

Вот и закончился первый раздел «Внутренние воды России». Сегодня мы проводим обобщение по этому разделу, которое пройдёт в форме игры «Что? Где? Когда?»

2 Предварительная подготовка

Класс делится на две команды по 5 человек, во главе каждой команды – капитан (он следит за обсуждением, выбирает отвечающего). В основной игре участвует команда до первого проигрыша, затем меняется состав, т.е. в игру вступает другая команда. Пока отвечает одна команда, другая тоже ведёт своё обсуждение, не мешая первой, и свой ответ даёт письменно ведущему / «хранителю времени»/ по истечении времени.

В классе также присутствует «хранитель времени», который смотрит за ходом времени, «диджей»,

смотрящий за музыкальным оформлением (муз.пауза), два уч-ся, следящие за подсказками, таблом игры.

3 Правила игры

На обсуждение вопроса команде даётся 1 минута, по истечении которой она обязана дать ответ. Важно то, чтобы в обсуждении принимала участие вся команда. Если команда проигрывает раунд, право игры переходит к другой команде. Победившей командой, (если выиграют ученики) будет считаться та команда, которая выиграет в последнем раунде. На доске основное правило географии: «Что называем, то показываем, что показываем – называем» Против команды уч-ся играет команда учителей «Средней общеобразовательной школы№ …» (фото выводится на монитор). За течением игры будут наблюдать магистры географии, которых в конце игры я попрошу назвать имя лучшего игрока «Что? Где? Когда?». Команда имеет право один раз воспользоваться помощью магистров. Игра идёт до 6 очков. Счёт 0:0, первый раунд (раздаётся гонг, возвещающий о начале игры).

4 Ход игры

После того, как волчок указывает на конверт, учитель объявляет того, кто играет против уч-ся, на монитор ПК выводится фото учителя и зачитывается вопрос. Во время паузы, пока вертится волчок, учитель задает вопросы по теме.

Вопросы к игре «Что? Где? Когда?»

1 учитель начальных классов предлагает:

Внимание картины русских художников: Айвазовского, Репина, посмотрите и скажите что общего в этих картинах? (река Волга)

Или

Прослушайте фрагменты музыкальных композиций/ «минусовки» о реках.


2 блиц-опрос от учителя географии

/за столом остается один игрок, на обдумывание дается 20 сек., после чего необходимо дать ответ/

-Почему соленые озера характерны для южной части Западной Сибири, Прикаспия, а вот на Дальнем Востоке их нет, хотя широта одна и та же?

(в европейской части страны выпадает меньше осадков, температуры высокие, испаряемость тоже, формируется зона недостаточного увлажнения, а на Д.В. – испаряемость небольшая, да осадков, опресняющих водоемы, больше).

- В купе вагона поезда идущего за Урал, встретились 2 пассажира. Первый ехал домой, второй -в командировку. Выяснилось, что оба любители рыбалки, живут в озерных краях. Тот, кто ехал домой, жаловался, что хотя озер на его плоской степной равнине много, рыбы в них почти нет. Его попутчик был сильно удивлен. Ведь у него дома, в небольших озерах рыбы видимо-невидимо. В каких районах России живет каждый и почему в озерах такое разное количество рыбы?

/первый живет на юге Западной Сибири, озера там соленые имеют питание подземными водами, второй – на северо-западе страны, где озера имеют ледниковое происхождение, вода в них пресная, поэтому и рыбы больше)

- Что это за числа и к какому водоему они имеют отношение? 30, 1800, 1640, 336, 1, 31, 456

30 млн.лет, 1800видов растений и животных , 1640 макс. глубина, 336рек и ручейков , 1река вытекает; 31,5площадь; 456м над уровнем моря

Или /-Определите, очертания каких объектов перед вами?/

3 против вас играет учитель истории:

Для меня , историка некоторые водоемы имеют очень важное историческое значение

В годы Великой Отечественной войны по льду одного водоема проходила дорога жизни- единственная связь с осажденным тогда городом, а другой водоем является памятником великого подвига русского народа. Здесь произошло историческое событие. О каких водоемах идет речь?

(Ладожское и Чудское озеро)

4 Одно и тоже по- скифски звучит «Дон», на языке манси «Обь», у черкесов «Псоу», по- удмуртски «Кама»… учитель иностранного языка интересуется , а как по русски? /река/


5 Против вас играет учитель литературы. Прослушайте стих

Он воет, дик и злобен,

Меж утёсистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

Но, по степи, разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю нежно он журчит:

«Расступись, о, старец-море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне.»

О чём писал М.Ю.Лермонтов? Какую особенность отразил поэт в своём стихотворении?

/р.Терек, характер течения/


6 преподавателя биологии и экологии изучает взаимодействие человека и природы и вот что его волнует :

Построил человек дом, и вдруг под домом вспучивается земля, и тот оказывается на боку. Столб, врытый в землю, выплевывается обратно. Дорога, прорубленная в вековой тайге, превращается в цепочку ям, бугров, стальные рельсы встают «на дыбы», покоробленные невидимой силой. Мосты над ничтожнейшими, казалось, ручьями рушатся под напором чего сильного и могучего. Что так чутко реагирует на действия человека? /многолетняя мерзлота/




7 Против вас играет дошкольник: вопрос снят самим автором

Говорят, он разделяет,

А я твержу всем: «Нет – объединяет» ,

Бывает: слышу- узкой лентой бьется,

А бывает: вижу- голубой лентой вьется.

О чем это я?

(река Урал)

8 учитель математики предлагает вам решить задачу

Даны два числа, совершив между ними некоторые математические операции, вы найдете число, которое укажет вам на место, с которым связаны рекорды нашей страны.

Музыкальная пауза

9 учитель ОБЖ спрашивает:

Работая над очередной темой я выяснила следующие закономерности:

В европейской части нашей страны чаще всего это случается весной, на Кавказе ,Дальнем Востоке – летом, но по разным причинам, в Санкт –Петербурге это происходит из-за ветра. О каком явлении идет речь и какие причины вызывают это в районах Сибири?

/На реках северной части европейской территории России наводнения происходят вследствие таяния больших запасов снега, в районах Дальнего Востока – из-за муссонных дождей летом, на Кавказе половодья вызваны таянием ледников, в Санкт – Петербурге - наводнения сгонно-нагонного характера, а в Сибири причиной катастрофических наводнений является разнообразие климатических условий на верхних, средних и нижних течениях реки: когда вверху начинается ледоход в среднем течении лед является препятствие для прохождения воды и образуются заторы, что и приводит к катастрофическим наводнениям/

10Директор школы предлагает чёрный ящик!

Антуан де Сент Экзюпери писал : «У нее нет ни запаха ни цвета, ни вкуса, ее невозможно описать, ею можно только наслаждаться , не ведая, что это такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни, она сама жизнь, она наполняет нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами, она самое большое богатство на свете.» О чем писал автор, что в черном ящике? /вода/

11. учитель музыки

Внимание! Музыкальные фрагменты: звучит музыка - минусовка о чем эта музыка, и что вы можете сказать об этом?

12 учитель русского языка

прослушайте эпитеты: к чему они имеют отношение?

В своем собрании сочинений А.П.Чехов писал : «.. пускай она нарядная, скромная, грустная, зато он могучий, неистовый, который не знает куда девать все свои силы и молодость. На ней человек начал удалью, а закончил стоном; на нем же наоборот- жизнь началась стоном, а кончится удалью..». о чем писал Чехов А.П.?

5 итог игры, урока

-награждение лучшего игрока памятным дипломом «Лучшему знатоку»

-выставление оценок

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

И будет оставаться в них навеки

Чистая и вкусная вода!


Дополнительно Резервные вопросы

- В повести «Кладовая солнца» М.Пришвин писал «земля под ногами стала как гамак, подвешенный над тинистой бездной». О чем писал автор и каковы причины их образования? /о болотах; избыточное увлажнение, пониженный рельеф, замедленный сток/

-«Сибирский феномен», «Священное море», «Жемчужина Сибири» все это образное название чего? /Байкал/

-Назовите реки, протекающие в нашей стране, от названия которых происходят фамилии трех героев известных произведений /Онегин, Ленский, Печорин/

-что объединяет эти водоемы : Балтийское море, Нева, Ладожское озеро, Волхов, Ильмень, Ловать, Западная Двина, Днепр, Черное море /путь из варяг в греки/

Родная, как еще теплее о тебе сказать могу

Бьешься ты сквозь рощу, там на берегу,

Летом вся блестя,, зимой белея

В твердом льду и дымчатом снегу


На видео

Хоть здесь путей собралось много,

Милее теперь мне лишь один:

Когда от европейского до азиатского порога

По воздуху могу «пройти».


Или

-в Алтайском крае есть малиновое озеро, которое известно тем, что выращивает камни. Как такое может происходить? /вода в озере насыщена солями магния, а вода которая питает озеро содержит соду, вступая в реакцию эти два вещества образуют твердую массу/

в античных источниках это звучит как Ликос, Даикс, Даих, в арабских Джаикс, Руза, а как сегодня? (р.Урал)



































ПРИЛОЖЕНИЕ «Очертания озер»

hello_html_6f899fbc.jpg



Образец оформления конверта

ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

hello_html_347d4e1e.pngг.Оренбург

МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № _________________

улица Просвещения

__________________________________

Директор школы























































"Внутренние воды России" география 8 класс
  • География
Описание:

Обобщающий урок по разделу: 

 

           «Внутренние воды России»                                         гео.8 кл.

                                                     Игра «Что? Где? Когда?»     

Це

            -обобщить и систематизировать знания уч-ся по разделу

            задачи:

-определить уровень знаний уч-ся основных терминов и понятий, основных географических объектов

            -развитие общеучебных умений, логического мышления, творческих способностей

            -воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к водным ресурсам

 Межпредметные связи: история, биология, физика, ОБЖ, литература, математика, музыка, ИЗО.

Оборудование: физическая карта мира, конверты с заданиями, волчок со стрелкой, картины с изображением совы, чёрный ящик, ПК, CD, видеоролик с вопросом, музыка  «Что? Где? Когда?»,  песочные часы,  муз.центр с караоке, скрипичный ключ.

Ход урока

1 Оргмомент

Вот и закончился первый раздел «Внутренние воды России». Сегодня мы проводим обобщение по этому разделу, которое пройдёт в форме игры «Что? Где? Когда?»

2 Предварительная подготовка

Класс  делится  на  две  команды  по  5  человек, во главе  каждой команды – капитан  (он следит за обсуждением, выбирает  отвечающего). В основной игре участвует команда до первого  проигрыша, затем  меняется  состав, т.е. в игру  вступает другая команда. Пока отвечает одна команда, другая тоже  ведёт  своё  обсуждение, не  мешая первой, и свой ответ даёт письменно ведущему / «хранителю времени»/ по истечении времени.

В классе также присутствует «хранитель времени», который смотрит за ходом времени, «диджей», 

смотрящий за музыкальным оформлением (муз.пауза), два уч-ся, следящие за подсказками, таблом игры.

3 Правила игры

На обсуждение вопроса команде даётся 1 минута, по  истечении  которой  она  обязана  дать  ответ. Важно то, чтобы в обсуждении  принимала  участие вся команда. Если команда проигрывает раунд, право  игры переходит  к  другой команде. Победившей  командой, (если  выиграют ученики) будет считаться та команда, которая выиграет в последнем раунде. На доске основное правило географии: «Что называем, то показываем, что показываем – называем» Против команды уч-ся играет команда учителей  «Средней  общеобразовательной школы№ …»      (фото выводится на монитор). За течением игры будут наблюдать магистры  географии, которых в  конце игры я  попрошу  назвать имя лучшего игрока «Что? Где? Когда?». Команда имеет право один раз  воспользоваться  помощью магистров. Игра идёт до 6 очков. Счёт 0:0,  первый  раунд  (раздаётся гонг, возвещающий о начале игры).

4 Ход игры

После того, как волчок указывает на конверт, учитель объявляет того, кто играет против уч-ся, на монитор ПК выводится фото учителя и зачитывается вопрос.  Во  время паузы, пока вертится волчок, учитель задает вопросы по теме.

Вопросы к игре «Что? Где? Когда?»

1  учитель  начальных классов  предлагает:

Внимание картины русских художников: Айвазовского, Репина,  посмотрите и скажите что общего в этих картинах?  (река Волга)

Или

Прослушайте фрагменты музыкальных композиций/  «минусовки»  о реках.

 

2 блиц-опрос от учителя географии 

/за столом остается один игрок, на обдумывание дается 20 сек., после чего необходимо дать ответ/

-Почему соленые озера  характерны для южной части Западной Сибири, Прикаспия, а вот на Дальнем Востоке их нет, хотя широта одна и та же?

(в европейской части страны выпадает меньше осадков, температуры высокие, испаряемость тоже, формируется зона недостаточного увлажнения,   а на Д.В. – испаряемость небольшая, да осадков, опресняющих водоемы, больше).

- В купе вагона поезда идущего за Урал, встретились 2 пассажира. Первый ехал домой, второй -в командировку. Выяснилось, что оба любители рыбалки, живут в озерных краях. Тот,  кто ехал домой, жаловался, что хотя озер на его плоской степной равнине много, рыбы в них почти нет. Его попутчик был сильно удивлен. Ведь у него дома,  в небольших озерах рыбы видимо-невидимо.  В каких районах России живет каждый и почему в озерах такое разное количество рыбы?

/первый живет на юге Западной Сибири, озера там соленые имеют питание подземными водами, второй – на северо-западе страны, где озера имеют ледниковое происхождение, вода в них пресная, поэтому и рыбы больше) 

- Что это за числа и к какому водоему они имеют отношение? 30, 1800, 1640, 336, 1, 31, 456

30 млн.лет, 1800видов растений и животных , 1640 макс. глубина, 336рек и ручейков ,  1река вытекает; 31,5площадь; 456м над уровнем моря

Или /-Определите, очертания каких объектов перед вами?/

 3 против вас играет учитель истории:

Для меня , историка некоторые водоемы имеют очень важное историческое  значение

В годы Великой Отечественной войны по льду  одного водоема проходила дорога жизни- единственная связь с осажденным тогда городом, а другой водоем является памятником великого подвига русского народа. Здесь произошло историческое событие. О каких водоемах идет речь?

(Ладожское и Чудское озеро)

Одно и тоже по- скифски звучит «Дон», на языке манси «Обь», у черкесов «Псоу», по- удмуртски «Кама»…  учитель иностранного языка интересуется , а как по русски? /река/

 

5 Против вас играет учитель литературы. Прослушайте стих

Он воет, дик и злобен,

   Меж утёсистых громад,

   Буре плач его подобен,

   Слёзы брызгами летят.

   Но, по степи, разбегаясь, 

   Он лукавый принял вид

   И, приветливо ласкаясь,

   Морю нежно он журчит:

  «Расступись, о, старец-море,

   Дай приют моей волне!

   Погулял я на просторе,

   Отдохнуть пора бы мне.»

О чём писал М.Ю.Лермонтов? Какую особенность отразил поэт в своём стихотворении?

 /р.Терек, характер течения/

 

6 преподавателя биологии и экологии изучает  взаимодействие человека и природы  и вот что его волнует : 

Построил человек  дом, и вдруг под домом вспучивается земля, и тот оказывается на боку. Столб, врытый в землю,  выплевывается обратно. Дорога, прорубленная в вековой тайге, превращается в цепочку ям, бугров, стальные рельсы встают «на дыбы», покоробленные невидимой силой. Мосты над ничтожнейшими, казалось, ручьями рушатся под напором  чего сильного и могучего.  Что так чутко реагирует на действия человека? /многолетняя мерзлота/

 

 

 

7  Против вас играет дошкольник:  вопрос снят самим автором

Говорят, он  разделяет,

А я  твержу всем: «Нет – объединяет» ,

Бывает:  слышу- узкой лентой бьется,

А бывает: вижу- голубой  лентой вьется.

О чем это я?

(река Урал)

8 учитель математики предлагает вам решить задачу

Даны  два числа, совершив  между ними некоторые математические операции, вы найдете число, которое укажет вам на место, с которым связаны рекорды  нашей страны.

♫  Музыкальная пауза

 9 учитель ОБЖ спрашивает:

Работая над очередной темой я выяснила следующие закономерности:

В европейской части нашей страны чаще всего это случается весной, на Кавказе ,Дальнем Востоке – летом, но по разным причинам,  в Санкт –Петербурге это происходит из-за ветра. О каком явлении идет речь и какие причины вызывают это  в районах Сибири?

/На реках северной части европейской территории России наводнения происходят вследствие таяния больших запасов снега, в районах Дальнего Востока – из-за муссонных дождей летом, на Кавказе половодья вызваны таянием ледников, в Санкт – Петербурге - наводнения сгонно-нагонного характера, а в Сибири причиной катастрофических наводнений является разнообразие климатических условий на верхних, средних и нижних течениях реки: когда вверху начинается ледоход в среднем течении лед является препятствие для прохождения воды и образуются заторы, что и приводит к катастрофическим наводнениям/

10Директор   школы предлагает чёрный ящик!

Антуан де Сент Экзюпери писал : «У нее нет ни запаха ни цвета, ни вкуса, ее невозможно описать, ею можно только наслаждаться , не ведая, что это такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни, она сама жизнь, она наполняет нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами, она самое большое богатство на свете.»  О  чем писал автор, что в черном ящике?  /вода/

           11. учитель музыки

Внимание! Музыкальные  фрагменты: звучит музыка - минусовка о чем эта музыка, и что вы можете сказать об этом? 

          12     учитель русского языка 

прослушайте эпитеты:                      к чему они имеют отношение?

В своем собрании сочинений  А.П.Чехов писал : «.. пускай она нарядная, скромная, грустная, зато он могучий, неистовый, который не знает куда девать все свои силы и молодость. На ней человек начал удалью, а закончил стоном; на нем же наоборот- жизнь началась стоном, а кончится удалью..». о чем писал Чехов А.П.?

5 итог игры, урока

-награждение лучшего игрока памятным дипломом «Лучшему знатоку»

-выставление оценок

Пусть на Земле  не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

И будет оставаться в них навеки

Чистая и вкусная вода!

 

Дополнительно                        Резервные   вопросы

-  В повести «Кладовая солнца» М.Пришвин писал «земля под ногами стала как гамак, подвешенный над тинистой бездной». О чем писал автор и каковы причины их образования? /о болотах; избыточное увлажнение, пониженный рельеф,  замедленный сток/

-«Сибирский феномен», «Священное море», «Жемчужина Сибири» все это образное название чего? /Байкал/

-Назовите реки, протекающие в нашей стране, от названия которых происходят фамилии трех героев известных произведений /Онегин, Ленский, Печорин/

-что объединяет эти водоемы : Балтийское море, Нева, Ладожское озеро, Волхов, Ильмень, Ловать,  Западная Двина,  Днепр, Черное море /путь из варяг в греки/

Родная, как еще теплее о тебе сказать могу

Бьешься ты сквозь рощу, там на берегу,

Летом вся блестя,, зимой белея

В твердом льду и дымчатом снегу

 

На видео

Хоть здесь путей собралось   много,

Милее   теперь мне лишь  один:

Когда от европейского до азиатского порога

 По воздуху могу «пройти».

 

Или

-в Алтайском крае есть малиновое озеро, которое известно тем, что выращивает камни.  Как  такое может происходить?  /вода в озере насыщена солями магния, а вода которая питает озеро содержит соду, вступая в реакцию эти два вещества образуют твердую массу/

в античных источниках это звучит как Ликос,  Даикс,  Даих, в арабских  Джаикс, Руза, а как сегодня? (р.Урал)

 

 

Автор Неверова Ольга Алексеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 519
Номер материала 52581
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓