Главная / Русский язык и литература / "Вернись на родину, душа" И.А.Бунину посвящается

"Вернись на родину, душа" И.А.Бунину посвящается


Разработка нетрадиционного урока по литературе 11 класс

на тему:

«Вернись на родину, душа…»

с использованием ИКТ.


Автор: Копытина Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Тростное Становлянского района Липецкой области.

Краткое тематическое содержание: открытый урок проводился в рамках

предметной недели, посвящённой писателям-землякам, являлся

итоговым. На предыдущих уроках обучающиеся знакомились с жизнью и творчеством знаменитого земляка, совершили экскурсию в краеведческий музей с.Становое, в музей Бунина г.Ельца, приняли участие в викторине по произведениям писателя, поэтому к итоговому уроку они подошли будучи знакомыми с отдельными страницами биографии и творчества И.А.Бунина.

В ходе урока обучающиеся излагают новые интересные факты из жизни Бунина : детство, юность, начало творческой деятельности. Особое внимание уделяется тому, какие черты характера помогли Ивану Алексеевичу стать известным писателем, любимым миллионами читателей, читателей; его нежному сыновнему отношению к родным, любви к родной земле.

Дети являются активными участниками урока, так как они готовят инсценировку, воспоминания, читают стихи автора.

Особая роль отведена зрительным образам, составляющим основу слайдовой презентации, эмоциональному воздействию музыкального сопровождения и фрагмента художественного фильма, в котором заложен глубокий нравственный смысл и воспитательный потенциал.


Цели:

- познавательные: учить обучающихся искать связи между фактами, событиями и делать выводы;

-развивающие: создание условий для развития общекультурной компетенции учащихся через ознакомление с личностью и творчеством писателя Бунина И.А.,

-воспитательные: воспитание любви к матери, к родной земле, воспитание чувства уважения к труду писателя, к чертам личности, которые помогают позиционировать себя в окружающем мире.


Комментарии о возможностях использования мультимедиа компонентов:

в течение мероприятия демонстрируется слайдовая презентация, включается музыкальное сопровождение.


Оформление: на занавесе сцены в классе портрет И.А.Бунина;

на столе выставка книг Ивана Алексеевича; выставка рисунков к произведениям писателя.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон, музыкальные мелодии / С.Рахманинов «Нежность», «Дождь и скрипка»/, презентация.


Участники: обучающиеся 7-9, 11 классов.

Место проведения: кабинет литературы школы.

Продолжительность: нерегламентированный /45-60мин./


Достигнутые результаты: мероприятие вызвало у детей очень живой

эмоциональный отклик. Обучающиеся очень ответственно отнеслись к подготовке мероприятия, с интересом слушали и с удовольствием рассказывали о Бунине, очень артистично, выразительно проинсценировали сцену из воспоминаний писателя; продемонстрировали своё видение произведений писателя, понимание его отношения к миру, к вопросам жизни деревни. Все присутствующие высказали пожелание провести подобное мероприятие в следующем году.


При подготовке к мероприятию мною использовалась следующая литература:

1. Бунинская Россия. Липецкий край. Литературно-художественное издание

Липецкого областного краеведческого музея. 1995.

2.Бунин И.А. Собрание сочинений. Москва, 1987

«Жизнь Арсеньева», «Суходол»

3.И.Бунин Стихотворения

«О счастье мы всегда лишь вспоминаем..»

«Деревенский нищий»

«Месяц задумчивый, полночь глубокая...»

«Туча растаяла. Влажным теплом…»

«Могильная плита, железная доска…»

«Ночлег»

4.Коновалов А. Память сердца. Очерки литературного краеведения. МУП «Типография»: Елец-2008.

5.Наследие народов РФ. Вып.3, 2003.

6.Петров В.М. Под небом Суходола. Липецк, 1995.


Сайты:

httpgeocaching.su/?pn=101&cid=5433://www.

http://900igr.net/fotografii/literatura/Bunin-Kavkaz/015-Syn-Kolenka.html

 http://knigostock.com/viewtopic.php?f=6&t=82



















Если не будет корней в родной местности, 
в родной стороне - будет много людей, похожих 
на иссушенное растение перекати-поле.

Лихачев Д.С.



Содержание.


I.Огрмомент. Мотивационное начало урока.


Слово учителя.


Слайд №1

Учитель: Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Поэтому сегодня мы отправляемся на экскурсию – заочную.

Эта экскурсия позволит нам быть неторопливыми, останавливаться там, где захотим, сворачивать в сторону, чтобы навестить покинутый уголок. Не случайно тема нашего мероприятия звучит несколько минорно: «Вернись на родину, душа»… Говорить мы будем о Иване Алексеевиче Бунине, нашем земляке, о годах, что провёл великий русский классик на благословенной Становлянской земле..

Слайд № 2

Недалеко от Парижа, в маленьком городке Сен-Женевьев-дю-Буа, на православном кладбище, среди захоронений наших соотечественников, есть скромное надгробье, на котором начертано всемирно известное русское имя: Иван Алексеевич Бунин. Он прожил долгую жизнь, был свидетелем трех русских революций и после третьей, Октябрьской, не приняв ее, эмигрировал, прожив до самой смерти вдали от Родины.

Слайд № 3

Когда начинаешь говорить с воронежцами о Бунине, они категорично заявляют, что Иван Алексеевич их знаменитый земляк. И они правы! - он родился в Воронеже.

Слайд №4

В Ельце назвали университет именем Бунина, и ельчане в один голос утверждают, что это не случайно, потому что он их земляк, который с любовью и удивительным образным русским языком немало писал в своих произведениях о многочисленных елецких церквах, Вознесенском соборе, улицах, и событиях этого города. И они правы! В этом уездном городе будущий поэт и писатель учился в гимназии, а один из домов, в котором он снимал комнату, уцелел до сегодняшних дней, и в нем открыт и принимает делегации многих стран мира музей И. А. Бунина.

Слайд №5

А с жителями Становлянского района и спорить нечего, они выпукло обозначат истину - уж если и является Иван Алексеевич кому земляком, то в большей степени толь­ко им. И они правы! - в Становлянской глуши проклюнулись первые творческие ростки будущего великого мастера русского слова...


II.Работа обучающихся по творчеству поэта:

Вед.-1: ...Будущий Нобелевский лауреат в области литературы (1933 г.) появился на Становлянской земле в четырехлетнем возрасте. Обедневшая семья Буниных переселилась из Воронежа в родовую усадьбу отца Ивана Алексеевича -Бутырки. Эта деревня на семь лет стала «страной его детства».


Вед.-2: В то время мир для Вани ограничивался затерянной в глуши усадьбой - низкими и длинными постройками, домом, обшитым тесом, с соломенной крышей, почерневшей от времени, каретным сараем и людской избой. Но его больше всего поражали природа, сад, бесконечные поля с голубой от васильков рожью. Позже он напишет, что это «трогало не­понятной любовью, с нежностью неизвестно к кому и чему». Ваня со всей детской обостренностью почувствовал прелесть родной земли, ее запахи, звуки, краски, ее сокро­венную жизнь. Именно это и наполнит впоследствии страницы его произведений.


Слайд № 6 Вед.-1: Но лучше всего о себе рассказывает сам Иван Алексеевич в «Автобиографических заметках», которые он написал в апреле 1915 года в письме к С.А. Венгерову -известнейшему историку литературы и библиографии. Приведём лишь выдержки из тех «заметок», которые связаны с историей рода Буниных и пребывания поэта и писателя на Становлянской земле.


Слайд №7

Ученик-1 «...Я родился 10 октября 1870 года. Отца моего звали Алексеем Николаевичем, мать - Людмилой Александровной (в девичестве Чубаровой).

Отец, человек необыкновенно сильный и здоровый физически был до самого конца своей долгой жизни и духом почти столь же здоров и бодр... До тридцати лет, до похода в Крым, он не знал вкуса вина. Затем стал пить и пил временами ужасно, хотя не имел, кажется, ни одной типичной черты алкоголика, совсем не пил иногда по нескольку лет (я рожден как раз в один из таких светлых промежутков)... Постоянная охота, постоянная жизнь на воздухе много помогли тому, что этот хороший, интересный и по натуре даровитый человек умер восьмидесяти лет легко и спокойно.

...Мать ни в чем не походила на него, кроме разве доброты и здоровья, в силу которого она прожила тоже долго... О роде Буниных я кое-что знаю. Род этот дал замечательную женщину, поэтессу Анну Петровну Бунину и поэта Василия Андреевича Жуковского.

О начале нашем в «Гербовнике дворянских родов» сказано следующее: (зачитать) «Род Буниных происходит от Симеона Бунковского, мужа знатного, выехавшего в 15 веке к великому князю Василию Васильевичу. Правнук его Александр Лаврентьев сын Бунин служил во Владимире и убит под Казанью. Стольник Козьма Леонтьев Бунин жалован за службу и храбрость на поместья грамотой. Равным образом и другие многие Бунины служили воеводами и в иных чинах и владели деревнями. Всё сие доказывается бумагами Воронежского дворянского депутатского собрания о внесении рода Буниных в родословную книгу в 6-ю часть, в числе древнего дворянства...».

Слайд №8

...Лет с семи началась для меня жизнь, тесно связанная в моих воспоминаниях с полем, с мужицкими избами, а потом и с моим воспитателем. Чуть не все свободное время я, вплоть до поступления в гимназию, да приезжая из гимназии на каникулы, проводил в ближайших от Бутырок деревушках, у наших ближайших крепостных и у однодворцев. Моими друзьями являлись простые крестьянские ребятишки, и порой я по целым дням стерег с ними в поле скотину...


Слайд №9 Ученица -1: /читает стихотворение/

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье - всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

14. VIII. 09

Слайд №10 Ученик-2 …Года за два до поступления в гимназию (поступил я туда на одиннадцатом году) я испытал еще одну страсть - к житиям святых, и начал поститься, молиться...


Вед.-2: Вот что пишет об этом в своей статье старший научный сотрудник Липецкого краеведческого музея А. Дмитриев. Когда семья А.Н. Бунина еще жила в Бутырках, внезапно умерла любимая

сестренка Вани - веселая и синеглазая Надя. Похоронили ее на кладбище в

Злобино.

Смерть сестры оказала сильное воздействие на семилетнего Ваню. С этого

времени он стал запоем читать копеечные книги «Жития святых», целыми

часами выстаивал на коленях, пил только воду и ел один черный хлеб. Его

душа устремилась за спасением и помощью к Богу. Вся зима прошла для него

в этих мечтах стать иноком, мучеником, святым. Уже мальчиком, стоя во

время службы в церкви, он чувствовал, что «нет ничего в мире лучше того,

что я чувствую сейчас, слушая эти возгласы, песнопения и глядя на красные

огоньки перед тускло - золотой стеной старого иконостаса, то на святого

Божьего витязя, благоверного князя Александра Невского».

В стихотворении, написанном в 1918 году, Бунин прекрасно передает свое

отношение к Вере и Богу:

Есть ли тот, кто должной мерой мерит

Наши знанья, судьбы и года?

Если сердце хочет, если верит,

Значит - да

То, что есть в тебе, ведь существует.


Ученик-3 ...Страсть эта, вначале сладостная, превратилась затем, благодаря смерти моей маленькой сестры Нади, в мучительную мысль о том, что за гробом. Излечила меня, помню, весна. Отзвуком этого осталось то упоение, с каким отдавался я иногда печали все­нощных бдений в елецких церквах, куда водило нас, гимназистов, наше начальство, хотя вообще церковных служб я не любил. (Теперь люблю бывать в древних русских церквах и иноверческих, то есть католических, мусульманских, буддийских, - хотя никакой ортодоксальной веры не держусь).


Слайд №11 Вед.-1Когда Бунину исполнилось 11 лет, семья перебралась из Бутырок в близко расположенные Озерки - усадьбу, доставшуюся по наследству матери писателя. В повести «Жизнь Арсеньева» Бунин вспоминает


Слайд №12

Ученик-4 (Отрывок из повести «Жизнь Арсеньева») «В тот день, когда я покинул Каменку, не зная, что я покинул ее навеки, когда меня везли в гимназию, - по новой для меня, Чернавской дороге, - я впервые почувствовал поэзию забытых больших дорог, отходящую в преданье русскую старину. Большие дороги отживали свой век. Отживала и Чернавская. Ее прежние колеи зарастали травой, старые ветлы, местами еще стоявшие справа и слева вдоль ее просторного и пустынного полотнища, вид имели одинокий и грустный. Помню одну особенно, ее дуплистый и разбитый грозой остов. На ней сидел, черной головней чернел большой ворон, и отец сказал, очень поразив мое воображение, что вороны живут по нескольку сот лет и что, может быть, этот ворон жил еще при татарах... В чем заключалось очарованье того, что он сказал и что я почувствовал тогда? В ощущенье России и того, что она моя родина? В ощущенье связи с былым, далеким, общим, всегда расширяющим нашу душу, наше личное существование, напоминающим нашу причастность к этому общему?

Он сказал, что этими местами шел когда-то с низов на Москву и по пути дотла разорил наш город сам Мамай, а потом - что сейчас мы будем проезжать мимо Становой, большой деревни, еще недавно бывшей знаменитым притоном разбойников и особенно прославившейся каким-то Митькой, таким страшным душегубом, что его, после того как он, наконец, был пойман, не просто казнили, а четвертовали. Помню, что как раз в это время, между Становой и нами, влево от большой дороги, шел еще никогда не виданный мной поезд. Сзади нас склонялось к закату солнце и в упор освещало эту быстро обгонявшую нас, бегущую в сторону города как бы заводную игрушку - маленький, но заносчивый паровозик, из головастой трубы которого валил назад хвост дыма, и зеленые, желтые и синие домики с торопливо крутящимися под ними колесами. Но хорошо помню, что все же гораздо больше влекло меня другое, то, что рисовалось моему воображению там, за железной дорогой, где виделись лозины таинственной и страшной Становой. Татары, Мамай, Митька... Несомненно, что именно в тот вечер впервые коснулось меня сознанье, что я русский и живу в России, а не просто в Каменке, в таком-то уезде, в такой-то волости, и я вдруг почувствовал эту Россию, почувствовал ее прошлое и настоящее, ее дикие, страшные и все же чем-то пленяющие особенности и свое кровное родство с ней...


Слайд №13 Вед.-2: Здесь же в Озерках Ваня написал свои первые стихи: «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий».


Слайд №14 Ученица-2: ДЕРЕВЕНСКИЙ НИЩИЙ


(Первое напечатанное стихотворение)

В стороне от дороги, под дубом, Под лучами палящими спит

В зипунишке, заштопанном грубо, Старый нищий, седой инвалид;

Изнемог он от дальней дороги И прилег под межой отдохнуть... Солнце жжет истомленные ноги, Обнаженную шею и грудь...

Видно, слишком нужда одолела, Видно, негде приюта сыскать,

И судьба беспощадно велела Со слезами по окнам стонать...

Не увидишь такого в столице: Тут уж впрям истомленный нуждой! За железной решеткой в темнице Редко виден страдалец такой.

В долгий век свой немало он силы За тяжелой работой убил, Но, должно быть, у края могилы Уж не стало хватать ему сил.

Он идет из селенья в селенье, А мольбу чуть лепечет язык, Смерть близка уж, но много мученья Перетерпит несчастный старик.

Он заснул... А потом со стенаньем

Христа ради проси и проси... Грустно видеть, ка много страданья И тоски и нужды на Руси!


Слайд №15 Ученик-1: ...В апреле 1887 года я отправил в петербургский еженедельный журнал «Родина» стихотворение, которое и появилось в одном из майских номеров. Утром, когда я шел с этим номером с почты в Озерки, рвал по лесам росистые ландыши и поминутно перечитывал свое произведение, никогда не забуду...

...В сентябре 1888 года мои стихи появились в «Книжках Недели» (издаваемой П.А. Гайдебуровым), где часто печатались вещи Щедрина, Глеба Успенского, Л. Толстого, Полонского...


Слайд №16 Ученица-3: Месяц задумчивый, полночь глубокая...

Месяц задумчивый, полночь глубокая... Хутор в степи одинок...

Дремлет в молчанье равнина широкая,

Тепел ночной ветерок.

Желтые ржи, далеко озаренные,

Морем безбрежным стоят...

Ветер повеет - они, полусонные,

Колосом спелым шуршат.

Ветер повеет - и в тучку скрывается

Полного месяца круг;

Медленно в мягкую тень погружается

Ближнее поле и луг.

Зыблется пепельный сумрак над нивами,

А над далекой межой

Свет из-за тучек бежит переливами -

Яркою, желтой волной.

И сновиденьем, волшебною сказкою

Кажется ночь,- и смущен

Ночи июльской тревожною ласкою

Сладкий предутренний сон...


Слайд №17 Ученица-4 : Туча растаяла. Влажным теплом

Туча растаяла. Влажным теплом Веет весенняя ночь над селом; Ветер приносит с полей аромат, Слабо алеет за степью закат.

Тонкий туман над стемневшей рекой Лег серебристою нежной фатой, И за рекою, в неясной тени,

Робко блестят золотые огни.

В тихом саду замолчал соловей; Падают капли во мраке с ветвей; Пахнет черемухой... 1886


Слайд №18 Ученик-2 ...Писал я в отрочестве сперва легко, так как подражал то одному, то другому, - больше всего Лермонтову, отчасти Пушкину... Самому мне, кажется, и в голову не приходило быть меньше Пушкина, Лермонтова, - благо лермонтовское Кропотово было в двадцати пяти верстах от нас, да и вообще чуть ли не все большие писатели родились поблизости, - и не от самомнения, а просто в силу какого-то ощущения, что иначе и быть не может...


Вед.-1- А вот что рассказывает о Кропотове Иван Алексеевич Бунин в повести «Жизнь Арсеньева»

Инсценировка ./Класс оформлен в виде деревенской улицы в стиле начала 19 века. На лавочке сидит мужик (ученик в лаптях, зипуне)в руках держит кувшин с квасом. В роли Бунина читает прозу ученик, одетый в чёрный плащ, шляпу, мужские длинные сапоги).Звучит музыка/

И. Бунин ...И от Лобанова я повернул, наконец, назад. Проехал Шипово, потом въехал в ту самую Кропотовку, где было родовое имение Лермонтовых. Тут я отдохнул у знакомого мужика, посидел с ним на крылечке, выпил квасу. Перед нами был выгон, за выгоном - давно необитаемая мелкопоместная усадьба, которую красил немного только сад, неподвижно поднимавший в бледно-голубом небосклоне, за небольшим старым домом, свои черные верхушки. Я сидел и, как всегда, когда попадал в Кропотовку, смотрел и думал: да ужели это правда, что вот в этом самом доме в детстве бывал Лермонтов, что почти всю жизнь прожил тут его родной отец?


Мужик- Говорят, продают,(указывая рукой в сторону)- говорят, ефремовский Каменев торгует... (взглянув на И.Бунина)- А вы как? Не продаете еще?


И. Бунин- - ...Это дело отца,.


Мужик- Конечно, конечно. Я это только к тому, что все, мол, теперь продают, плохое пришло господам житье. Народ избаловался, - и своё-то и то как попало работают, а не то что господское, цена на руки в горячее время - приступу нет, а загодя, под заработки, барину и не из чего дать, у него у самого нужда, бедность...


И. Бунин- ...А потом я опять вспомнил бессмысленность и своей собственной жизни среди всего этого и просто ужаснулся на нее, вдруг вспомнив вместе с тем Лермонтова. Да, вот Кропотовка, этот забытый дом, на который я никогда не смогу смотреть без каких-то бесконечно-грустных и неизъяснимых чувств... Вот бедная колыбель его, наша общая с ним, вот его начальные дни, когда так же смутно, как и у меня некогда, томилась его младенческая душа, «желанием чудным полна», и первые стихи, столь же, как и у меня беспомощные... А потом что? А потом вдруг «Демон» «Мцыри», «Тамань», «Парус», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой...». Как связать с этой Кропотовкой все то, что есть Лермонтов?».


Слайд №19 Ученик- 2. Между тем благосостояние наше, по милости отца, снова ухудшилось. Брат Юлий переселился в Харьков. Весной 1889 года отправился и я туда ...»


Вед.- 2: Будучи вдали от родины с болью в сердце Бунин пишет в повести «Жизнь Арсеньева» Послушайте, пожалуйста, отрывок из повести.


Слайд №20 Ученик-2 : Очень русское было все то, среди чего жил я в мои отроческие годы.

Вот хотя бы эта Становая. Впоследствии я не раз бывал в Становой и вполне убедился, что уже давно нет в ней никаких разбойников. Однако никогда не установилось у меня совсем простого взгляда на нее, все казалось, что недаром ее обитатели все еще имеют славу прирожденных злодеев. А затем - пресловутый Становлянский верх. Большая дорога возле Становой спускалась в довольно глубокий лог, по нашему, верх, и это место всегда внушало почти суеверный страх всякому запоздавшему проезжему, в какое время года ни проезжал он ее, и не раз испытал в молодости этот чисто русский страх и я сам, проезжая под Становой. Много было на Чернавском тракте славных мест - таких, где когда-то, в свой заветный час, из разных потаенных буераков и водомоин, выходили под дорогу добрые молодцы, чутким ухом заслышав в ночной тишине дальний плач колокольчика или стук простой телеги; но Становлянский верх славился больше всех. Ночью возле него всегда невольно замирала душа, и неизвестно, что было хуже: гнать ли лошадей во весь опор или вести их шагом, ловя малейший звук? Все представлялось: глядь, а они и вот они- не спеша идут наперерез тебе, с топориками в руках, туго и низко, по самым кострецам, подтянутые, с надвинутыми на зоркие глаза шапками, и вдруг останавливаются, негромко и преувеличенно-спокойно приказывают: «Постой-ка минутку, купец...». И что было страшней: услыхать приказ в мирном безмолвии, в тихом сумраке ночных полей, или сквозь шум зимнего ветра, слепящего белой вьюгой, или под осенними ледяными и острыми звездами, в полусвете которых далеко видна чернеющая окрест мертвая земля? И так страшно грохочут твои собственные колеса по застывшей, как камень, дороге.


Ученик-3: В ту весну я покинул последнее пристанище Бу­ниных - Озерки. Появлялся тут наездами, ненадолго. Приезжал в Каменку из села Васильевское (впоследствии село Глотово Измалковского района), когда работал над повестью «Суходол», увидевшей свет в 1911 году.


Слайд №21

Вед.-1: Работая в 1911 году над повестью «Суходол», Бунин на примере жизни

собственного рода пытается понять причины вырождения и исчезновения целого сословия мелкопоместного дворянства. Семейная хроника обитателей Суходола, которую автор называет «летописью», созда­лась по преданиям, сохранившимся в семье Буниных.


Вед.-2: Вера Николаевна Муромцева-Бунина в одном из своих писем указывает на то, что «Суходол взят с Каменки - родового имения Буниных». По выходе в свет повести «Суходол», некоторые из критиков отмечали, что в ней автор отразил «грустную поэзию разоряющихся дворянских гнезд» и что «из-за помещичьей усадьбы Хрущевых выступает вся Россия, проглядывается лицо всего русского народа». Вашему вниманию мы представляем отрывок из кинофильма «Суходол». (Показ отрывка из фильма /7 минут/)


Вед.-2: В этой повести Ивана Алексеевича село Злобино нынешнего Становлянского района названо Черкизовым. Завершая повесть, Бунин пишет:


Слайд №22 Ученик -1: (из повести «Суходол») «Умерли все помянутые в этой летописи, все соседи, все сверстники их. И порою думаешь: да полно, жилили на свете-то они? Только на погостах чувствуешь, что было так: чувствуешь даже жуткую близость к ним. Но и для этого надо сделать усилие, посидеть, подумать над родной могилой, - если только найдешь ее. Стыдно сказать, а нельзя скрыть: могил дедушки, бабушки, Петра Петровича мы не знаем. Знаем только то, что место их - возле алтаря старенькой церкви в селе Черкизове... В летний день проедешь по жаркой, тихой и пустой улице, привяжешь лошадь у церковной ограды, за которой темно-зеленой стеной стоят, пекутся в зное елки. За открытой калиткой за белой церковью с ржавым куполом - целая роща невысоких ветвистых вязов, ясеней. Всюду тень и прохлада. Долго бродишь по кустам, буграм и ямам, покрытым тонкой кладбищенской травой, по каменным плитам, почти ушедшим в землю, пористым от дождей, поросшим черным рассыпчатым мохом... Вот два - три железных памятника. Но чьи они? Так зелено -золотистые стали они, что уже не прочесть надписей на них. Под какими же буграми кости бабушки, дедушки? А бог ведает! Знаешь только одно: вот где-то здесь, близко. И сидишь, силясь представить себе всеми забытых Хрущёвых. И то бесконечно далеким, то таким близким начинает казаться их время»


Слайд №23

Ученик-2:

Могильная плита, железная доска,

В густой траве врастающая в землю, -

И мне печаль могил понятна и близка,

И я родным преданьям внемлю.

И я люблю людей, которых больше нет,

Любовью всепрощающей, сыновей.

Последний их побег, я не забыл их

след

Под старой, обветшалою часовней. Я молодым себя, в своем простом

быту,

На бедном их погосте вспоминаю. Последний их побег, под эту же

плиту

Приду я лечь - и тихо лягу - с краю.


Вед.-1: К этому стихотворению, датированному 6.09.13 г., сделал грустную приписку уже в Париже 25. VIII. 48: «Не приду'.»


III.Обобщение.


Слайд №24

Вед.- 2: Бутырки, Каменка, Васильевское, Озерки, люди, населяющие их, поля и леса вокруг них, природа, без всякого сомнения, щедро питали писательские и поэтические родники Бунина даже тогда, когда в 1920 году он навсегда покинул Россию эмигрантом. Но его душа до последнего вздоха перед смертью в 1953 году рвалась в родное Черноземье...


Ученик- 3 (читает стихотворение Бунина «Ночлег»


В вечерний час тепло во мраке леса, И в теплых водах меркнет свет зари. Пади во мрак зеленого навеса И, приютясь, замри.

А ранним утром, белым и росистым, Взмахни крылом, среди листвы шурша, И растворись, исчезни в небе чистом Вернись на родину, душа!


Вед.-1: А нам, его землякам, кажется, что она, безмерная Бунинская душа, никогда и не покидала усадьбу «антоновских яблок», нынешний Становлянский край. И мы ощущаем это благодаря величайшим произведениям, оставленным нам в наследство.


IV. Рефлексия урока.

Обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного опросника ( деятельность: практическая, технологическая, мировоззренческая).


Слайд№26

V. Задание на дом.

12


"Вернись на родину, душа" И.А.Бунину посвящается
  • Русский язык и литература
Описание:

Jткрытый урок  проводился в рамках 

предметной недели, посвящённой писателям-землякам, являлся

итоговым. На предыдущих уроках обучающиеся знакомились с  жизнью и творчеством знаменитого земляка, совершили экскурсию в краеведческий музей с.Становое,  в  музей Бунина г.Ельца,  приняли участие  в  викторине  по произведениям  писателя, поэтому к итоговому уроку они подошли будучи  знакомыми с отдельными страницами биографии и творчества И.А.Бунина.

       В ходе  урока обучающиеся излагают  новые  интересные факты из жизни Бунина : детство, юность, начало творческой деятельности. Особое  внимание уделяется тому, какие черты характера помогли  Ивану Алексеевичу стать известным  писателем, любимым миллионами читателей, читателей; его нежному сыновнему отношению к родным, любви  к родной земле.

      Дети  являются активными участниками урока, так  как они готовят инсценировку,  воспоминания, читают стихи автора.

      Особая роль отведена зрительным образам, составляющим основу слайдовой презентации, эмоциональному воздействию музыкального сопровождения и фрагмента художественного фильма, в котором заложен глубокий   нравственный  смысл и воспитательный потенциал.

Автор Копытина Елена Ивановна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 442
Номер материала 10937
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓