Вечер 200-летия Фридерика
Шопена
Звучит песня «Ноктюрн Шопена» (исп. Зенкина Юлия, 421
гр.).
Ведущий 1: Добрый вечер! Приглашаем Вас в музыкальный салон!
Сдайд 1 (Портрет Ф. Шопена)
Ведущий 2: В России 2010 год объявлен Годом Учителя. В то же время решением
ЮНЕСКО 2010 год объявлен годом Фридерика Шопена. Сегодня в XXI веке музыка Шопена как никогда актуальна, она
восполняет то, чего нам так остро не хватает в современной действительности:
искренности, непосредственности, естественности в выражении чувств и эмоций.
Ведущий 1: Немного есть композиторов, чье творчество причисляется к величайшим
сокровищам мирового искусства и в то же время доступно самым широким кругам
слушателей, пользуется мировой популярностью в подлинном и глубоком значении
слова.
Ведущий 2: Гениальный польский композитор и пианист Фридерик Шопен занимает даже
среди великих композиторов место во многих отношениях исключительное.
Ведущий 1: В отличие от многих своих предшественников (Моцарта, Бетховена) и
современников (Листа, Берлиоза) Шопен сочиняя почти исключительно для
фортепиано (притом ограничимся преимущественно произведениями небольшого объема)
он, как никто другой, умел сказать многое в малом, выразить большое содержание
в скромных по масштабу формах; а из фортепиано он извлек такое богатство ярких
красок и тончайших оттенков, что оно как бы заменило собой целый оркестр,
сохранив, однако, свои специфические свойства как инструмента камерного,
интимного.
Ведущий 2: Нежность и хрупкость шопеновской музыки описана Ференцом Листом как
«прекрасные цветы на необычайно тонких листьях». Вслушайтесь в звуки вальса……
Слайд 2 Ф.Шопен «Вальс Des-dur»
Ведущий 1: Известно также, что наибольшей популярностью у широких кругов
слушателей пользуется музыка вокальная: живое дыхание человеческого голоса и
связь со словом делают музыку более непосредственно воздействующей и доступной.
У Шопена сочинено 17 песен. 12 августа 1829 года влюбленный юноша пишет в
письме из Парижа: «Вдохновлен образом Констанции Гладковской». Так была сочинена
одна из лучших песен Шопена для хора «Желание».
Исполняет хор.
Ведущий 2: Шопен придал фортепиано свойства не только оркестра, но и
человеческого голоса; а мелодичность многих фортепианных произведений такова,
что их хочется петь.
Борис Пастернак в эссе «Шопен» пишет: « Главным средством выражения,
языком, которым у Шопена изложено все, что он хотел сказать, была его мелодия,
наиболее неподдельная и могущественная из всех, какие мы знаем. Это не
короткий, куплетно возвращающийся мелодический мотив, не повторение оперной
арии, без конца выделывающей голосом одно и то же, это поступательно
развивающаяся мысль, подобная ходу прикрывающей повести или содержанию
исторически важного сообщения».
Слайд 3: Прелюдия № 6 h-moll
Ведущий 1: Слово «прелюдия» в переводе с латинского означает
«вступление». Во времена Баха прелюдия могла предшествовать сюите, фуге.
Существовали прелюдии и в виде самостоятельных пьес для органа и клавира.
Шопену принадлежит первенство в создании цикла из 24
прелюдий. Прелюдии чрезвычайно богаты и разнообразны по своему содержанию.
Грустные, певучие пьесы чередуются с бурно-стремительными, скорбно-сосредоточенные
– со светлыми и жизнерадостными. Различны они и по масштабам. Есть миниатюры.
Но в них яркие пассажи, красоты фортепианного письма, «дышащая» фактура, легкая
бисерная техника… Антон Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами».
Слайд: Прелюдия № 20 A-dur
Прелюдия № 7 c-moll
Ведущий 2: Вся музыка Шопена изначально и самым очевидным образом рассчитана на
то, чтобы нравиться – и это совершенно нормально. В ней переданы мысли и
чувства автора на различных жизненных этапах.
Ведущий 1: Процитируем несколько строк из Авроры Дюдеван, писавшей под мужским
псевдонимом «Жорж Санд» - будучи для Фридерика Шопена «музой», энергетическим
«вампиром», любовницей, «классной дамой, доброй феей и «мегерой» в одном
знаменитом лице, она могла наблюдать даже куда больше того, чем записала в свои
дневники на острове Мальорка. «Он на целые дни запирался в своей комнате,
плакал, бегал взад и вперед, ломал перья, сотни раз повторял один и тот же
такт…» Вот так он мог потратить шесть недель на одну страницу – чтобы, в конце
концов, записать ее в том же виде, в каком наскоро набросал ее в первый день».
Слайд: Мазурка № 49.
Ведущий 2: Между тем Борис Леонидович Пастернак, восхищавшийся тем, как его кумир
в свои этюды вложил « живое чудо фольварков, рощ, полей…», заметил еще и
другое. Он сказал, что Шопен не имел времени выдумывать свой собственный
музыкальный язык, зато успел за 39 лет жизни высказать множество новых мыслей
уже известным, старым фортепианным языкам. В самом деле, «поэт фортепиано».
Слайд: Этюд № 7 cis-moll
Ведущий 1: «Этюды Шопена… Это музыкально изложенные исследования по теории
детства и отдельные главы фортепианного введения к смерти (поразительно, что
половину из них писал человек двадцати лет), и они скорее обучают истории,
строению Вселенной и еще чему бы то ни было более далекому и общему, чем игре
на рояле. Значение Шопена шире музыки. Его деятельность кажется нам ее
вторичным открытием» (Б.Пастернак эссе «Шопен»).
Слайд: Этюд № 12 c-moll
Ведущий 2: С октября 1849 года для всех истинных, посвященных в тайны и идеалы
романтиков начался обратный отсчет музыкального времени. И он продолжается до
сих пор. От чахотки умер 39 – летний парижанин – польский гений с французской
пропиской, «король фортепиано». Но почему? На этот вопрос два прошедших столетия
не дали бесспорного ответа.
Ведущий 1: Среди всех классиков и романтиков Шопен – самая зацелованная «икона».
Именно он часто делает исполнителям – виртуозам карьеру. По его нотным
тетрадям учатся начинающие пианисты. Тексты его произведений – обязательная
программа экзаменов, прослушиваний и конкурсов.
Ведущий 2: Начиная с 1927 года в Варшаве регулярно устраиваются конкурсы имени
Шопена. Первой премии на первом конкурсе был удостоен советский пианист Лев
Оборин.
Музыка Шопена признана гениальной еще при жизни
композитора. В Лейпциге 7 декабря 1831 года Роберт Шуман произнес следующие
слова после шопеновского концерта: «Шляпы долой, господа, перед вами гений!».
Ведущий 1: А как в Польше чтят великого композитора и пианиста?
Послушаем рассказ очевидца Мыльникова В.Н.
Слайд: «Прелюдия № 4
В Польше, на его географической родине, похоронено
шопеновское сердце, в Париже – тело (по завещанию композитора). В его музыке -
интонации польской культуры. «Не смолкнет сердце юного Шопена». Его музыка вечна.
М.Таривердиев «Музыка»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.