Главная / Музыка / "Вечер 200-летия Фридерика Шопена".

"Вечер 200-летия Фридерика Шопена".

Вечер 200-летия Фридерика Шопена


Звучит песня «Ноктюрн Шопена» (исп. Зенкина Юлия, 421 гр.).


Ведущий 1: Добрый вечер! Приглашаем Вас в музыкальный салон!


Сдайд 1 (Портрет Ф. Шопена)


Ведущий 2: В России 2010 год объявлен Годом Учителя. В то же время решением

ЮНЕСКО 2010 год объявлен годом Фридерика Шопена. Сегодня в XXI веке музыка Шопена как никогда актуальна, она восполняет то, чего нам так остро не хватает в современной действительности: искренности, непосредственности, естественности в выражении чувств и эмоций.


Ведущий 1: Немного есть композиторов, чье творчество причисляется к величайшим сокровищам мирового искусства и в то же время доступно самым широким кругам слушателей, пользуется мировой популярностью в подлинном и глубоком значении слова.


Ведущий 2: Гениальный польский композитор и пианист Фридерик Шопен занимает даже среди великих композиторов место во многих отношениях исключительное.


Ведущий 1: В отличие от многих своих предшественников (Моцарта, Бетховена) и современников (Листа, Берлиоза) Шопен сочиняя почти исключительно для фортепиано (притом ограничимся преимущественно произведениями небольшого объема) он, как никто другой, умел сказать многое в малом, выразить большое содержание в скромных по масштабу формах; а из фортепиано он извлек такое богатство ярких красок и тончайших оттенков, что оно как бы заменило собой целый оркестр, сохранив, однако, свои специфические свойства как инструмента камерного, интимного.

Ведущий 2: Нежность и хрупкость шопеновской музыки описана Ференцом Листом как «прекрасные цветы на необычайно тонких листьях». Вслушайтесь в звуки вальса……


Слайд 2 Ф.Шопен «Вальс Des-dur»


Ведущий 1: Известно также, что наибольшей популярностью у широких кругов слушателей пользуется музыка вокальная: живое дыхание человеческого голоса и связь со словом делают музыку более непосредственно воздействующей и доступной. У Шопена сочинено 17 песен. 12 августа 1829 года влюбленный юноша пишет в письме из Парижа: «Вдохновлен образом Констанции Гладковской». Так была сочинена одна из лучших песен Шопена для хора «Желание».


Исполняет хор.


Ведущий 2: Шопен придал фортепиано свойства не только оркестра, но и человеческого голоса; а мелодичность многих фортепианных произведений такова, что их хочется петь.

Борис Пастернак в эссе «Шопен» пишет: « Главным средством выражения, языком, которым у Шопена изложено все, что он хотел сказать, была его мелодия, наиболее неподдельная и могущественная из всех, какие мы знаем. Это не короткий, куплетно возвращающийся мелодический мотив, не повторение оперной арии, без конца выделывающей голосом одно и то же, это поступательно развивающаяся мысль, подобная ходу прикрывающей повести или содержанию исторически важного сообщения».


Слайд 3: Прелюдия № 6 h-moll


Ведущий 1: Слово «прелюдия» в переводе с латинского означает «вступление». Во времена Баха прелюдия могла предшествовать сюите, фуге. Существовали прелюдии и в виде самостоятельных пьес для органа и клавира.

Шопену принадлежит первенство в создании цикла из 24 прелюдий. Прелюдии чрезвычайно богаты и разнообразны по своему содержанию. Грустные, певучие пьесы чередуются с бурно-стремительными, скорбно-сосредоточенные – со светлыми и жизнерадостными. Различны они и по масштабам. Есть миниатюры. Но в них яркие пассажи, красоты фортепианного письма, «дышащая» фактура, легкая бисерная техника… Антон Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами».


Слайд: Прелюдия № 20 A-dur

Прелюдия № 7 c-moll


Ведущий 2: Вся музыка Шопена изначально и самым очевидным образом рассчитана на то, чтобы нравиться – и это совершенно нормально. В ней переданы мысли и чувства автора на различных жизненных этапах.


Ведущий 1: Процитируем несколько строк из Авроры Дюдеван, писавшей под мужским псевдонимом «Жорж Санд» - будучи для Фридерика Шопена «музой», энергетическим «вампиром», любовницей, «классной дамой, доброй феей и «мегерой» в одном знаменитом лице, она могла наблюдать даже куда больше того, чем записала в свои дневники на острове Мальорка. «Он на целые дни запирался в своей комнате, плакал, бегал взад и вперед, ломал перья, сотни раз повторял один и тот же такт…» Вот так он мог потратить шесть недель на одну страницу – чтобы, в конце концов, записать ее в том же виде, в каком наскоро набросал ее в первый день».


Слайд: Мазурка № 49.


Ведущий 2: Между тем Борис Леонидович Пастернак, восхищавшийся тем, как его кумир в свои этюды вложил « живое чудо фольварков, рощ, полей…», заметил еще и другое. Он сказал, что Шопен не имел времени выдумывать свой собственный музыкальный язык, зато успел за 39 лет жизни высказать множество новых мыслей уже известным, старым фортепианным языкам. В самом деле, «поэт фортепиано».


Слайд: Этюд № 7 cis-moll


Ведущий 1: «Этюды Шопена… Это музыкально изложенные исследования по теории детства и отдельные главы фортепианного введения к смерти (поразительно, что половину из них писал человек двадцати лет), и они скорее обучают истории, строению Вселенной и еще чему бы то ни было более далекому и общему, чем игре на рояле. Значение Шопена шире музыки. Его деятельность кажется нам ее вторичным открытием» (Б.Пастернак эссе «Шопен»).


Слайд: Этюд № 12 c-moll


Ведущий 2: С октября 1849 года для всех истинных, посвященных в тайны и идеалы романтиков начался обратный отсчет музыкального времени. И он продолжается до сих пор. От чахотки умер 39 – летний парижанин – польский гений с французской пропиской, «король фортепиано». Но почему? На этот вопрос два прошедших столетия не дали бесспорного ответа.


Ведущий 1: Среди всех классиков и романтиков Шопен – самая зацелованная «икона». Именно он часто делает исполнителям – виртуозам карьеру. По его нотным тетрадям учатся начинающие пианисты. Тексты его произведений – обязательная программа экзаменов, прослушиваний и конкурсов.


Ведущий 2: Начиная с 1927 года в Варшаве регулярно устраиваются конкурсы имени Шопена. Первой премии на первом конкурсе был удостоен советский пианист Лев Оборин.

Музыка Шопена признана гениальной еще при жизни композитора. В Лейпциге 7 декабря 1831 года Роберт Шуман произнес следующие слова после шопеновского концерта: «Шляпы долой, господа, перед вами гений!».


Ведущий 1: А как в Польше чтят великого композитора и пианиста?

Послушаем рассказ очевидца Мыльникова В.Н.


Слайд: «Прелюдия № 4

В Польше, на его географической родине, похоронено шопеновское сердце, в Париже – тело (по завещанию композитора). В его музыке - интонации польской культуры. «Не смолкнет сердце юного Шопена». Его музыка вечна.


М.Таривердиев «Музыка»

"Вечер 200-летия Фридерика Шопена".
  • Музыка
Описание:

Вечер посвящен гениальному польскому композитору и пианисту Фридерику Шопену. В России 2010 год объявлен Годом Учителя. В то же время решением ЮНЕСКО 2010 год объявлен годом Фридерика Шопена. Сегодня в XXI веке музыка Шопена как никогда актуальна, она восполняет то, чего нам так остро не хватает в современной действительности:искренности, непосредственности,  естественности в выражении чувств и эмоций. Произведения, звучавшие на вечере в живом исполениии: «Вальс Des-dur»,  песня для хора «Желание», Прелюдии (№ 6 h-moll,  № 20 A-dur,  № 7 c-moll, № 4 e-moll),  Мазурка № 49,  Этюды ( № 7 cis-moll, № 12 c-moll

   

 

Автор Мыльников Виктор Николаевич
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 316
Номер материала 15980
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы