Главная / Другое / "В мире вежливых слов"

"В мире вежливых слов"

Государственное бюджетное образовательное учреждение Астраханской области

для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Прикаспийский детский дом»



Конспект открытого занятия по нравственному воспитанию:

«В мире вежливых слов»


hello_html_db3ce49.png



Подготовила и провела

воспитатель Идрисова Ф.Х.







Астраханская область, Наримановский район, п.Прикаспийский, декабрь, 2013г.

Дата проведения: 03.12.2013г.

Время проведения: 16-00ч.

Место проведения: классная комната на II этаже (ком.№21)


Цель: - Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в

различных ситуациях.

Задачи: - учить детей выражать чувства добрыми словами, уметь - взаимодействовать друг с другом;

- формировать навыки вежливого обращения;

- воспитывать потребность в доброжелательном общении.

Методы: беседа, игра, ситуации.

Ресурсы: использование компьютерных технологий, конверты, карточки с вежливыми словами, ящик ощущений с предметами (мягкая подушечка, еловая шишка), микрофон, конспект занятия.



























Ход занятия:

  1. Организация занятия:

-Сегодня мы с вами вспомним вежливые слова и будем употреблять их в разных ситуациях.

-Скажите, где дети могут учиться вежливым словам?

— Дома учат родители.

— По телевизору идут интересные передачи, о том, как нужно вести себя.

— Мультфильмы.

— Сказки.

— Книги.

- Ребята, вы слышали когда-нибудь, что-нибудь про этикет? Да,- скажите вы,- это: ни на кого не чихай, на ноги не наступай, не ругайся, говори вежливо, дверью не хлопай…

Как вы думаете, что означает это слово «этикет»? (предположение детей)

«Этикет» в переводе с французского «правила поведения». И придуманы они не потому, что кому-то так захотелось, а потому, что людям с ними жить удобнее и радостнее.

-Как вы думаете, дети, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?

(предположение детей)

— Вежливые слова помогают найти друзей: я могу подойти и сказать: «Здравствуй, давай с тобой дружить!»

— Вежливые слова помогают мирить, если я обидел друга и хочу помириться, я могу сказать «Прости, пожалуйста».

— Вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда ко мне приходят гости, я всегда здороваюсь с ними, говорю им: «Проходите, пожалуйста».


- Ребята, я приглашаю вас в круг, «Круг вежливых слов». Тот, у кого в руках окажется этот красивый цвет скажет вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову. (Дети по очереди произносят вежливых слова) Замечательно, вы знаете много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!»

2. Игра «Приветствие»

Цель: эмоциональный настрой на занятие, расслабление.

Педагог встает вместе с детьми в круг и предлагает им приветствовать друг друга разными способами: пальчиками, ладонями, плечиками, коленками, кивком головы, улыбкой и т.д.

Затем взрослый предлагает детям взяться за руки и, подняв их вверх, дружно произнести: «Всем, всем, всем - здравствуйте».

3. Упражнение «Ящик ощущений»

- Ребята, что лежит в этом ящике? ( Не видно, ящик закрыт.)

- А как можно узнать? ( Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы)

- Погладь предмет. Что ты почувствовал? ( Этот предмет мягкий, теплый.)

- Мягкий, как что? ( Как облачко, мягкая игрушка, шарик.)

- Что ты почувствовал, когда его гладил? ( Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.)

- Что нащупал в ящике? ( Не знаю, что-то колючее, с иголками.)

- Что же ты почувствовал? ( Я испугался, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.)

- Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать, но и почувствовать, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

-Нельзя забывать, что и в слове заключена великая сила. Недаром говорят: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». И это действительно так. Есть много разных красивых вежливых слов, но очень важно употреблять эти слова вовремя и с правильной интонацией.

- Сейчас мы с вами вспомним эти слова и распределим по конвертам, чтобы в дальнейшем постоянно их употреблять в своей речи.

(На доске большие конверты. Все вежливые слова записаны на отдельных карточках).

1.Слова- приветствия («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»)

2.Слова, обозначающие просьбу («пожалуйста», « разрешите», «будьте добры».

3.Вежливые формы извинений («извините», «простите», «извините, пожалуйста»)

4.Слова благодарности («спасибо», «благодарю»)

5.Слова- пожелания («спокойной ночи», «приятного аппетита», «до свидания».

4. ИСТОРИЯ СЛОВА «СПАСИБО»

- За что мы говорим «спасибо»? (слайд)

За что, мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

- Ребята, однажды люди придумали 11 января отмечать праздник «Всемирный день «спасибо».

- Откуда появилось это слово? (слайд)  

Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо».

5. - Как вы думаете, какой город считается самым вежливым?

- Самым вежливым из крупных городов мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. А совсем редко услышать слово благодарности можно в самом населённом городе Индии  - Мумбаи.

Показ презентации.

6. - Кто из вас знает, что обозначает слово «здравствуйте»? (слайд)

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

- С давних времен идет обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки.

- Давайте посмотрим, как приветствуют друг друга в разных странах. (слайд)

- Когда-то давным-давно люди воевали и враждовали. Рыцарь, приветствуя, снимал перчатку с правой руки, показывая, что в ладони не спрятано оружие.

В Японии при встрече кланяются друг другу, сложив руки ладонями друг к другу и держа их перед грудью.

В Тунисе – кланяются, поднося правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу.

В Тибете – снимают головной убор правой рукой, левую закладывают за ухо и при этом высовывают язык.

В Древнем Риме приветствуют словами: «Хорошо ли вы потеете?», потому, что там всегда очень жарко.

В Древнем Китае приветствовали словами: «Ели ли вы сегодня?» Люди там часто голодали.

На острове Танго - останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногой и пощелкивают пальцами.

- А кто из вас знает, как приветствуют у нас в России люди друг друга.

- У нас в России приветствуют по-разному. При встрече говорят друг другу слова «здравствуй». Близкие и друзья могут сказать друг другу «привет». Молодежь при встрече иногда вместо слова «привет» употребляет слово «салют». Используются для приветствия и другие слова. Если люди находятся на некотором расстоянии, то они здороваются кивком головы, а водители при встрече поднимают руку.

Физминутка.

Сейчас я вам предлагаю поприветствовать друг друга так, как это делают жители Японии, России, Новой Зеландии.


7. - У нас 2 группы.

hello_html_m28cbb47.jpg- Задание для каждой группы. Придумайте, как бы могли приветствовать друг друга:

-инопланетяне; -моряки.

9. - Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Так — не так». Сейчас Наташа и Данил прочтут вам отрывки из стихотворения А. Барто.

- Обсудите поведение Медвежонка, помогите ему исправить свои промахи.

Задание для первой группы. Терехина Н.

Сыночек дисциплины
Совсем не признает!
Нашел он мед пчелиный —
И грязной лапой в мед!
Родители беседуют —
Мешает он беседе.
Перебивать не следует
Взрослого медведя!

Вот он примчался к дому.
И первый влез в берлогу —
Медведю пожилому
Не уступил дорогу.

Задание для второй группы. Фадеев Д.

Он мать изводит просто.
Тут разве хватит сил?
Пришел сыночек в гости —
Хозяйку укусил.

Не знает он приличий —
Он дом разрушая птичий,
Дерется он в кустах,
В общественных местах.
Вчера пропал куда-то,
Мамаша сбилась с ног.
Взъерошенный, лохматый
Пришел домой сынок
И заявляет маме: —
А Я валялся в яме!

(Воспитатель выслушивает ответы детей, оценивает работу.)

- Ребята, как вы думаете, легко ли будет жить Медвежонку? Посоветуйте, как ему помочь? (Ему нужно научиться быть вежливым.)

-  Ребята, почему Агния Барто написала:

«Я знаю понаслышке,
и люди говорят,
Что такие мишки есть
среди ребят»?

-  Невоспитанными бывают не только медведи, но и ребята.

- Надеюсь, среди вас таких мишек нет и вы все люди воспитанные, умеете культурно себя вести и знаете все вежливые слова? Сейчас мы это и обговорим!

10. Игра «Доскажи словечко».

Показ презентации.

- Молодцы! Вы знаете много вежливых слов. А вот умеете ли вы их правильно использовать? Посмотрим, как вы справитесь с новым заданием..

11. Задания: «Ситуации».

1.Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?

2.Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?

(После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильнее поступить.)

12. Поиграем. Игра «Вежливые слова»

- Дети встаньте, пожалуйста! Эта игра называется «Вежливые слова». Если я вас прошу выполнить действие и говорю слово «пожалуйста» вы выполняете, а если я забываю сказать это слово, вы не выполняете. Дети похлопайте «пожалуйста!» (дети хлопают)

- А сейчас мы составим букет. Вот ваза: Чтобы поставить в нее цветы нужно назвать вежливое слово. (Дети называют вежливые слова и составляют букет)

- Как вы, ребята, назвали такой букет? (Букет вежливых слов)

3. Заключение

- Ребята, мы с вами узнали, что добрые, вежливые слова приятно слушать и говорить; когда мы говорили вежливые слова, мы радуем людей и нас все хорошо понимают.


"В мире вежливых слов"
  • Другое
Описание:

Итак, мы отправляемся в мир вежливых слов,где дети научатся употреблять вежливые слова в различных ситуациях, будут доброжелательны,отзывчивы и толерантны по отношению  к окружающим,узнают как приветствуют друг друга в разных уголках нашей планеты.Ребятам очень понравится упражнение под названием "Ящик ощущений", они наглядно в презентации увидят и узнают происхождение слова "спасибо".Также детям представится возможность обсудить поведение медвежонка из стихотворения А.Барто "Так- не так". В заключении занятия предложите детям собрать необычный букет из вежливых слов.Несомненно то, что это занятие оставит теплый след в жизни детей и педагога.

Автор Идрисова Фатима Ханатжановна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 860
Номер материала 8762
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓