VII ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
ПЕДАГОГОВ
«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»
естественно-научное направление
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение муниципального
образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 71
ТЕОРЕМА
ПИФАГОРА
урок - путешествие
Автор:
Цеповяз Людмила Иосифовна,
учитель математики.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет: геометрия ( естественно - научное направление)
Класс: 8 «Е»
Характеристика класса:
В 8«Е» классе обучаются 15 девочек и 14
мальчиков.
7 класс закончили без троек 15 учеников, с отличием — 1 человек.
Неуспевающих в классе по итогам учебного года нет.
Все учащиеся из благополучных семей, родители проявляют интерес к
процессу воспитания и обучения.
Интересы детей
разносторонние. Многие учащиеся занимаются спором, посещают кружки, занимаются
музыкой, хореографией, активно участвуют в классных и школьных
мероприятиях, олимпиадах .
В классе действует самоуправление, которое
позволяет воспитывать у учащихся чувство ответственности, а также формировать
личный опыт самореализации.
Тема:
« Теорема Пифагора».
Программа и учебник по геометрии.
· Программы для общеобразовательных учреждений.
геометрия. 5- 9 классы/ Под редакцией Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение ,
2009.
· Геометрия 7-9 класс под редакцией Л.С.
Атанасян и др.-М : Просвещение 2009.
Количество часов в неделю по
геометрии – 2, в году – 68.
Цель: Познакомить учащихся с теоремой Пифагора и ее
доказательствами, используя
метапредметные связи, научить применять полученные знания на практике.
Задачи:
·
Формировать навык
применения теоремы Пифагора при решении задач;
·
Расширить познания
учащихся о жизни великого математика;
·
Создать особый
эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательных способностей
учащихся;
·
Развивать информационную
культуру учащихся.
Форма урока: урок – путешествие, рассчитанный на два
академических часа.
Оформление: книжная выставка – « Выдающиеся учёные
Древнего мира», портрет
Пифагора;
Оборудование: интерактивная доска, компьютер с программным
обеспечением
Windows XP,
чертежи для доказательства теоремы, таблицы «Пифагоровы тройки
чисел», презентация к уроку.
Рекомендации по проведению:
Проведению урока предшествовала подготовительная работа:
учащиеся подготовили исторические справки о жизни
Пифагора, пифагорейской школе, о
различных способах доказательства теоремы Пифагора (готовились
все дети, задания были даны с учетом индивидуальных возможностей, проведены консультации
учителем).
Ход урока
I.
Организационный
момент. Постановка целей урока
Слайд №1. (урок - путешествие Теорема
Пифагора)
Слайд №2. (Эпиграф к уроку)
Пребудет вечной истина,
как скоро,
Все познает слабый
человек!
И ныне теорема Пифагора
Верна, как и в его
далекий век.
А.Шамиссо
Слайд №3 (карта путешествия).
Вступительное слово учителя. Сегодня у нас урок – путешествие. На этом уроке
мы познакомиться с великим математиком мировой истории – Пифагором и его замечательной
теоремой и научитесь решать задачи с ее помощью.
Маршрут путешествия: 1. Остров Самос в Эгейском море - родина
Пифагора). 2. Река «Любознательных». 3. Остров «Треугольника».4. Гора «Знаний».
5. Бухта «Афоризмов»
Слайд №4
Учитель:
отправляемся в путешествие и первая остановка - остров Самос, расположенный
в Эгейском море. Перед вами карта Древнего мира с пунктами назначения нашего путешествия
найдите и покажите остров Самос.
Мы узнаем, чем интересен этот остров, и какие «математические события»
там происходили.
Слайд №5.
Вам было дано задание подготовить историческую справку о жизни
Пифагора, о пифагорейской школе. Давайте послушаем сообщения ребят. «О
жизни и деятельности Пифагора»
Во время выступления учащихся идет показ слайдов №№ 6- 7
Слайд №9
Учитель: Молодцы, вы справились с заданиями, и мы продолжаем путешествие. Наш
путь лежит дальше по реке «Любознательных», где вы
познакомитесь с теоремой Пифагора и ее частными случаями. Что вы слышали о
теореме Пифагора?
Ученики: Пифагоровы штаны, во все стороны равны.
Учитель: Действительно такое выражение существует, это
шуточная формулировка теоремы. Такие стишки придумывали учащиеся средних веков
и рисовали шаржи.
Словарная работа (Шарж – шуточное или
сатирическое изображение кого-либо или чего - либо).
В настоящее время ученые утверждают, что эта
теорема была известна до Пифагора, но доказана именно этим математиком. Давайте
послушаем сообщения, подготовленные ребятами.
(Во время выступления учащихся идет показ слайдов №№ 10-14.
Слайд №15
Учитель: Молодцы, вы справились с заданиями. И мы продолжаем
путешествие.
II. Повторение ранее изученного
Учитель: Ребята, я предлагаю вам отправиться по следам
Пифагора на остров
«Треугольников».
Беседа с учащимися. Для начала давайте с вами ответим на некоторые вопросы, которые
пригодятся нам для доказательства теоремы.
Слайд №16 (На экране появляются вопросы)
o Какой треугольник называют прямоугольным?
o Как называют его стороны?
o Какие свойства прямоугольного треугольника вы знаете?
o Как найти площадь прямоугольного треугольника?
Учитель: (Обобщает ответы учащихся). Пользуясь свойствами прямоугольных треугольников и свойствами
площадей многоугольников, мы установим теперь соотношение между гипотенузой и
катетами прямоугольного треугольника. Теорема, которую мы сегодня докажем,
называется теоремой Пифагора. Она является важнейшей
теоремой геометрии. “…Геометрия владеет двумя сокровищами – теоремой
Пифагора и золотым сечением…” Иоганн Кеплер Слайд
.№ 17
Учитель:
Вспомните, какова цель нашего урока (изучить теорему Пифагора, научиться решать
задачи с использованием этой теоремы).
Запишем в тетрадях тему урока
- «Теорема Пифагора».
Учитель: Успешно доказать теорему Пифагора нам
поможет решение следующих
задач. Слайд № 18
Задача 1. Вычислите площадь треугольника АВС
Слайд №19
Задача 2. Найдите угол β
Слайд №20
Задача 3.
Докажите, что
четырёхугольник КМNP – квадрат
Учитель:
Какие знания помогли вам при решении задач?
Учащиеся: Решить задачи нам помогло знание градусной
меры развернутого угла,
использование формулы площади
прямоугольного треугольника и применение
признака равенства
прямоугольных треугольников по двум катетам.
Учитель: Решим следующее задачи. Слайд №21
Учитель: Давайте на
основе данных рисунков заполним соответствующую таблицу. В этой таблице нам
надо записать квадраты длин катетов и квадрат длины гипотенузы для каждого из
данных треугольников. 3 треугольника, соответственно 3 строки таблицы нужно заполнить.
Дети выходят к доске и заполняют таблицу (на слайде №
|
a 2
|
b 2
|
c 2
|
1 треугольник
|
64
|
225
|
289
|
2 треугольник
|
144
|
25
|
169
|
3 треугольник
|
16
|
9
|
25
|
21
появляется таблица с правильными ответами).
Учитель: Внимательно рассмотрите полученные значения
в таблице? Какую
закономерность вы наблюдаете? (Сумма
значений в первых двух столбцах равна
значению в третьем). Правильно!
Эту закономерность заметил и Пифагор и доказал
одну из самых важных теорем
геометрии.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Наш путь лежит на Гору «Знаний». Слайд
№22. Давайте прочитаем
формулировку теоремы в
учебнике на стр.130 п. 54. Теорема: Квадрат гипотенузы
равен сумме квадратов
катетов. «Теорема
Пифагора» - теорема, которая отражает
связь между катетами и
гипотенузой в прямоугольном треугольнике.
Знакомство с теоремой
Пифагора. Доказательство проводит учитель. Слайд № 23.
Учитель: Что дано в условии теоремы?
Ученики: Прямоугольный треугольник, длины сторон
прямоугольника (а,b,с).
Учитель: Что требуется доказать?
Ученики: Квадрат гипотенузы
равен сумме квадратов катетов.
Учитель: Выполните в тетрадях чертёж,
запишите условие теоремы.
Учитель: Вычисление площадей фигур уже помогали нам при
доказательстве теорем. Для этого вспомним, с чего начинается доказательство
теорем о площадях фигур. По аналогии с доказательствами достроим прямоугольный
треугольник до квадрата (на экране треугольник достраивается до
квадрата, появляются этапы доказательства теоремы).
Учитель: Сформулируйте вывод. (В прямоугольном треугольнике квадрат
гипотенузы равен сумме квадратов катетов). Ученики записывают доказательство
теоремы в тетради.
Учитель: Эта теорема
широко использовалась землемерами Древнего Египта. Для
построения прямого угла бечевку
делили с помощью узлов на 12 равных частей. При
этом получали прямоугольный
треугольник со сторонами 3, 4 и 5 единиц. Его назвали
египетским треугольником и
использовали для построения прямых углов без
применения специальных
измерительных приборов. Слайд № 24
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель:
Сегодня мы говорили о том, что Пифагор был разносторонней личностью. Он занимался
и медициной, и математикой, был выдающимся спортсменом. А еще Пифагор был
философом. Многие его афоризмы и сегодня актуальны для нас. С ними мы
познакомимся в Бухте «Афоризмов».
Слайд № 25 Применение знаний по изученному материалу. Самостоятельная
работа с использованием интерактивной системы
голосования.
Выполните несколько заданий. К каждому из них даны разные варианты
ответов. Рядом записаны фрагменты афоризмов Пифагора. Ваша задача – решив
задания, составить из полученных фрагментов высказывание математика.
Задачи Слайд № 26
№1. Катеты прямоугольного треугольника равны 3 и 4
см. Вычислите его гипотенузу.
№2. Диагональ прямоугольника ABCD - 10
см. Сторона АВ = 8 см. Вычислите сторону ВС.
Слайд № 27
№1. Вычислите катет прямоугольного треугольника, если другой катет
равен 8, а гипотенуза 10 см.
№2. Стороны прямоугольника равны 12
см и 5 см. Вычислите длину диагонали.
Слайд № 28 №1.Вычислите катет прямоугольного треугольника, если две другие его
стороны равны 15 и 17 см.
№2. Найти боковую сторону равнобедренного треугольника, если основание
равно 8 см, а высота, опущенная на основание 3
см
Учитель: Вы хорошо поработали. Я думаю, что эти афоризмы не раз пригодятся вам
в жизни. Чтобы закрепить полученные на уроке знания, решим несколько задач.
При решении используйте алгоритм применения теоремы Пифагора.
Слайд № 29
Задача 1. Дано: АВСД - ромб АС =24 см, ВД=10см. Найти: СД.
Задача 2. Дано: АВСД - прямоугольник АС =10 см, ВС=6см . Найти: АВ.
Задача 3. Дано: АВС - равнобедренный треугольник АВ=ВС=5 см ВД –
высота ВД= 4 см . Найти: АС.
Задача 4. Дано: АВС прямоугольный треугольник АВ =12 см, СА=9см.
Найти: ВС.
Слайд № 30
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Учитель: Подведем итог нашего путешествия.1.С какой
теоремой вы сегодня познакомились? 2.В чём заключается теорема Пифагора? 3.Какую
закономерность она подтверждает? 4. Что нового вы узнали о Пифагоре -
математике и философе?
Слайд №31 (На экране – высказывание Д. Пойя «Где есть желание, найдется
путь».
Я хотела бы завершить наш урок словами знаменитого математика Джорджа
Пойя.
Благодаря нашему стремлению к новым знаниям, мы смогли сегодня проделать
тот
же путь, который прошел много веков назад великий древнегреческий
математик
Пифагор.
VI.
Домашнее
задание: П. 54, № 483(а, б),
486 (а, б). Творческое задание:
самостоятельно
посетить остров любознательных и разобрать другие способы доказательства
теоремы Пифагора. Познакомить нас с новыми способами на следующем уроке. Слайд
№32
Слайд №33 (Спасибо за урок).
Список использованной литературы:
Энциклопедия для детей Т.11. Математика М. Аванта+, 2001г.
Школьная энциклопедия. Математика. Москва: Научное издательство
«Большая Российская энциклопедия», 1996 г.
Список использованных Интернет-ресурсов:
1.http://festival.1september.ru/articles/514101/
2.http://pokrovskayashkola.narod.ru/pifagor.htm
3.http://900igr.net/fotografii/geometrija/Teorema-Pifagora-geometrija/021-K-teoreme-Pifagora-ego-ucheniki-sostavljali-stishki-vrode.html
3.http://rudocs.exdat.com/docs/index-590.html
4.http://napolyah.livejournal.com/45028.html
Приложение 1.
Материалы к уроку
Ученик 1: Пифагор родился в 576
г. до н.э. на греческом острове Самос, расположенном в Эгейском море. По
совету Фалеса 22 года Пифагор набирался мудрости в Египте. Во время
завоевательных походов на Египет войска полководца Камбиза взяли Пифагора в
плен и продали в рабство. Так он оказался в Вавилоне, где он прожил более 10
лет. Там он изучал древнюю культуру и достижения науки разных стран. После
возвращения домой, он
поселился в Италии, а затем в Сицилии. Пифагор–это не имя, а прозвище, данное
ему за то, что он высказывал истину также постоянно, как дельфийский аракул (“Пифагор”
значит “убеждающий речью”.) Слайд№5
В результате первой же прочитанной лекции Пифагор приобрёл 2000
учеников, которые не вернулись домой, а вместе со своими жёнами и детьми
образовали огромную школу и создали государство, названное “Великая Греция”. Слайд
№ 6-7
Так Пифагор организовал свой пифагорейский орден и школу философов и
математиков. Туда принимали с большими церемониями и после долгих испытаний.
Здесь существовал декрет, по которому авторство всех математических работ
приписывалось самому Пифагору. В школе была очень серьезная дисциплина. Главным
безоговорочным аргументом в научных спорах были слова “сам сказал”. После этого
дискуссии прекращались. Пифагор и его ученики были трудолюбивы и аскетичны. Вот
их заповеди: Слайд №8
n делать то, что впоследствии не огорчит тебя и не
принудит раскаиваться ;
n не делай никогда того, что не знаешь, но научись
всему, что следует знать;
n не пренебрегай здоровьем своего тела;
n приучайся жить просто и без роскоши.
Ученик 2: В пифагорейской школе много внимания уделялось музыке, живописи,
физическому развитию, здоровью. Известно, что Пифагор четыре раза был Олимпийским
чемпионом. Этого крепкого юношу с упрямой шеей и коротким носом, настоящего
драчуна судьи одной из первых в истории Олимпиады не хотели допускать к соревнованиям
по кулачному бою, укоряя его маленьким ростом. Он пробился и победил всех
противников. Пифагорейцами было сделано много открытий в каждом из этих
направлений науки того времени. Одно из самых важных – это известная теорема
Пифагора. Долгое время считалось, что до Пифагора эта теорема не была известна
и поэтому она получила такое название. Однако в настоящее время установлено,
что эта важнейшая теорема встречается в вавилонских текстах, написанных за 1200
лет до Пифагора. Заслуга Пифагора заключается в том, что он впервые доказал её.
Сохранилась легенда, которая гласит, что, доказав свою знаменитую теорему,
Пифагор принёс богам в жертву быка, а по другим источникам 100 быков. Это,
однако, противоречит сведениям о моральных и религиозных воззрениях Пифагора. В
литературных источниках можно прочитать, что он “запрещал даже убивать
животных, а тем более ими кормиться, ибо животные имеют душу, как мы”. Пифагор
питался только мёдом, хлебом, овощами и изредка рыбой. В связи с этим более
правдоподобной можно считать следующую запись: “…и даже когда он открыл, что в
прямоугольном треугольнике гипотенуза имеет соответствие с катетами, он принёс
в жертву быка, сделанного из пшеничного теста”. Пифагор был
убит в уличной схватке во время народного восстания. После смерти его ученики
окружили имя своего учителя множеством легенд, так что правду о Пифагоре
установить невозможно.
Ученик 3: Историческая справка «О теореме Пифагора»: (подготовлена
учащимися) Слайд №№ 10-14
Теорема о связи между длинами сторон
прямоугольного треугольника не была открыта Пифагором. Она была известна еще
до него.
Её знали в Китае, Вавилоне, Египте. Вернее, не
ее, а частные случаи. Однако одни полагают, что Пифагор первым дал ее
полноценное доказательство, другие же отказывают ему и в этой заслуге. Зато не
найти, пожалуй, никакой другой теоремы, имеющие столько всевозможных
названий. Во Франции и Германии в Средневековье теорему Пифагора называли
,,мостом ослов” или ,,бегством убогих” потому что перед экзаменом, содержащим
вопросы по этой теме, начинался массовый отток нерадивых студентов. У
математиков арабского Востока эта теорема называлась ,,теорема невесты”. Дело в
том, что в некоторых списках ,,Начал” Евклида эта теорема называлась ,,теорема
нимфы” за сходство чертежа с пчелкой, бабочкой (по- гречески –нимфы). Но словом
,,нимфа” греки называли еще и некоторых богинь, а также молодых женщин и
невест. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимание на
чертеж, перевел слово ,,нимфа” как ,,невеста”, а не ,,бабочка”. Так появилось
ласковое название знаменитой теоремы - ,,теорема невесты”.
Рассказывают, что когда Пифагор доказал свою
знаменитую теорему, он отблагодарил богов, принеся жертву сто быков. И поэтому
её ещё называют теоремой «100 быков».
В настоящее время известно около 200
доказательств теоремы Пифагора.
Задания
№1. Катеты прямоугольного треугольника равны 3 и 4
см. Вычислите его гипотенузу.
|
№2. Диагональ прямоугольника ABCD - 10
см. Сторона АВ = 8 см. Вычислите сторону ВС.
|
Ответы к задаче №1
|
Ответы к задаче №2
|
5 – не гоняйся за счастьем
|
4 – оно присутствует около тебя
|
6 – не бегай за счастьем
|
6 – оно всегда находится в тебе самом
|
Ответ: Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в
тебе самом.
Карточка для B – II.
№1. Вычислите катет прямоугольного треугольника, если другой катет
равен 8, а гипотенуза 10 см.
|
№2. Стороны прямоугольника равны 12
см и 5 см. Вычислите длину диагонали.
|
Ответы к задаче №1
|
Ответы к задаче №2
|
4 – формулы
|
13 – управляют миром
|
6 – числа
|
14 – правят всем
|
Ответ: Числа
управляют миром.
Карточки для B – III
№1.Вычислите катет прямоугольного треугольника, если две другие его
стороны равны 15 и 17 см.
|
№2. Найти боковую сторону равнобедренного треугольника, если основание
равно 8 см, а высота, опущенная на основание 3
см.
|
Ответы к задаче №1
|
Ответы к задаче №2
|
8 – либо молчи
|
5 – либо говори то, что ценнее молчания
|
64 – хочешь-молчи
|
6 – или говори о том, что интересно всем
|
Ответ: Либо молчи,
либо говори то, что ценнее молчания.
Проверка
результатов (чтение афоризмов) (каждая
группа предлагает свои ответы):
1.Ответ: Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом.
2.Ответ: Числа управляют
миром.
3.Ответ: Либо молчи, либо
говори то, что ценнее молчания
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.