Главная / Музыка / "Современные технологии в активизации деятельности обучающихся на уроках музыки".

"Современные технологии в активизации деятельности обучающихся на уроках музыки".

Современные технологии в активизации деятельности обучающихся на уроках музыки.

Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому предмету. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже незначительных результатов,. сколько бы ни отдавать этому сил и времени. «Если скука не приемлема на любом школьном уроке, то трижды она не приемлема на уроке музыки.»(Д.Кабалевский).

Для наилучшего достижения целей и задач освоения МДК 01.08 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» используются традиционные методы преподавания (как словесный, метод забегания вперед, метод обобщения, стимулирования), так и исследовательский, проблемно – поисковый, метод пластического интонирования, импровизации, музицирования. Интерес к музыке зависит от создания эффекта удивления (у студентов вызывает интерес сообщение педагога о том, что А.Бородин был одновременно и музыкантом, и известным ученым – химиком). Стимулированию интереса к музыкальной деятельности способствует создание ситуаций успеха. Подбадривание, поощрение и хорошая оценка помогает создать обстановку непринужденности, которая необходима для творчества.

Из средств, стимулирующих эффективное обучение музыке, являются – произведения живописи, произведения литературы, средства ИКТ. Из форм – групповая, индивидуальная, коллективная деятельность. Именно эти методы, средства и формы позволяют активизировать процесс познания, позволяют создать больше возможностей для решения познавательных задач, реализуют творческий потенциал студентов, создают условия для полного развития личности.

С помощью создания проблемной ситуации на уроке не только изучается новый материал, но и обобщается ранее пройденный, таким образом устанавливаются связи между изученным материалом и новым. Перед обучающимися ставится познавательная задача, нацеливающая их на исследование или самостоятельную работу. Кроме того, анализ опыта преподавания музыки показывает, что студенты покажут лучшие результаты, если они психологически подготовлены к восприятию нового материала и уверены в своих силах. На это и направлены проблемные уроки, создающие атмосферу успешности, побуждающие к активным мыслительным процессам при изучении нового материала. Проблемный метод эффективно работает совместно с методом исследования. Исследовательский метод ориентирован на приобретение новых знаний путём развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Исследовательская деятельность даёт простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает сотрудничество и является эффективным путём по формированию и развитию музыкального мышления и вокального исполнительства.

Изучая тему «Живописность искусства» с помощью компьютерной презентации, студенты знакомятся с такими понятиями как симфонические картины, этюды – картины, музыкальные портреты. При слушании фрагмента Орландо Лассо «Эхо», и просмотра картины А. Саврасова «Вид в Швейцарских Альпах», перед студентами был поставлен проблемный вопрос:- какой прием в музыке и живописи передает ощущение пространства? В ответах прозвучало ключевое слово «контраст», которое явилось толчком к постановке следующей познавательной задачи: Что такое контраст? В чем выразительность контраста? И обучающиеся приходят к выводу, что для развития музыки композиторы очень часто используют выразительные средства (форте и пиано), и во время исполнения вокальных произведений контраст тоже применяется. Таким образом, исследование материала урока путем постановки проблемного вопроса позволяет повторить изученное, освоить новое и подвести студентов к выводу, что изображение пространства в музыке значительно усиливает ее выразительные возможности.

При изучении темы «Музыка - сестра живописи», продолжая разговор о пространстве в искусстве, обращаемся еще к одной особенности – изображении «рельефа и фона». Сопоставляя картину Клода Моне « Стог сена в Живерни» с фрагментом из Второго фортепианного концерта С.В.Рахманинова (2 часть), студенты учатся определять и сопоставлять цветовые краски живописи и музыки.

Очень интересной является тема: «Может ли музыка выразить характер человека?». Здесь используются кроме исследовательского и проблемно – поискового метода, метод пластического интонирования (авторы Д,Кабалевский, Т.Вендерова). Это освоение способов «активного слушания», где проявляется моторика тела и жестов для познания музыкального образа произведения.

Многолетняя практика показывает, что одним из эффективных способов развития произвольного внимания и памяти у студентов является систематическое включение во все этапы урока двигательной активности.

Волнообразными движениями рук обучающиеся могут изображать картину моря (вступление «Океан – море синее» к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова). Покачиванием рук с воображаемыми цветами студенты исполняют «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, постепенно раскрывая ладони рук, движущихся вверх, изображают раскрывающийся бутон цветка. Этюд «Конница» разыгрывается обучающимися под музыку «Кавалерийской» Д. Кабалевского, «Смелого наездника» Р. Шумана. Создать пластический образ хромающего царя Гороха предлагается под музыку фрагмента из балета Р. Щедрина «Царь Горох».

Студентам нравятся уроки музыки, насыщенные живым, активным творчеством. Преподаватель должен систематически использовать на уроке пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, их сочетание с вокально-хоровыми упражнениями. С помощью этого можно решить сразу несколько задач: 1) быстро разогреть голосовой аппарат для серьезной вокальной работы; 2) улучшить качество запоминания за счёт одновременного выполнения движений и произношения слов и звуков, так как работают сразу несколько видов памяти (двигательная, слуховая, эмоционально-образная); 3) активизировать и развивать произвольное внимание через сочетание нескольких видов деятельности; 4) снимать усталость от однообразной деятельности, решать вопрос дефицита двигательной активности, что вполне отвечает принципам здоровьесберегающей образовательной технологии.

Итак, методы интегрированного обучения, современные средства и формы позволяют эффективно обучать музыке, способствуют росту профессионального мастерства преподавателя музыки, так как требуют от него владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода в обучении.


"Современные технологии в активизации деятельности обучающихся на уроках музыки".
  • Музыка
Описание:

Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому предмету. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже незначительных результатов,. сколько бы ни отдавать этому сил и времени. «Если скука не приемлема на любом школьном уроке, то трижды она не приемлема  на уроке музыки.»(Д.Кабалевский). Указанные методы интегрированного обучения, современные средства и формы позволяют эффективно обучать музыке.  

Автор Мыльникова Галина Ивановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 433
Номер материала 15754
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓