МКОУ
«Городовиковская СОШ №1 им.Г.Лазарева»
СОВРЕМЕННАЯ
ОРФОЭПИЯ
Программа
элективного курса для учащихся 9 класса
(17
часов в рамках предпрофильной подготовки)
Автор
программы: Долгополова С.Н.,
учитель
русского языка и литературы
Пояснительная
записка
Перед современной школой стоит задача повышения
эффективности обучения и воспитания учащихся. Применительно к преподаванию
русского языка это означает усиление практической направленности обучения,
привитие учащимся умений и навыков самообразования, повышение внимания к
развитию культуры речи, воспитание негативного отношения к отступлениям от норм
русского языка, стремления к речевому самосовершенствованию.
Отношение к нормам литературного произношения и ударения, или орфоэпии, свидетельствует
об общем культурном уровне носителя языка.
Необходимость соблюдения норм устной речи объясняется коммуникативными и
эстетическими факторами. Любые отступления от правил произношения и ударения
воспринимаются как отступления от точной передачи мысли, затрудняют общение.
Интенсивный процесс усвоения норм языка происходит преимущественно в дошкольные
и школьные годы жизни человека. Но поскольку орфоэпия в школе не изучается как
раздел, то представляется важным в методическом отношении рассмотреть
возможности решения орфоэпических вопросов на занятиях курса предпрофильного обучения
«Современная орфоэпия».
Цели и задачи курса:
1.
Развитие логического мышления учащихся.
2.
Развитие речи учащихся:
-
овладение и соблюдение норм произношения и ударения;
-
обогащение словарного запаса;
-
формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной речи;
-
обучение орфоэпии путём сравнения диалектного произношения с нормативным
Тематический
план
№
|
Тема
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Основные
нормы современного русского литературного произношения и ударения
|
2
|
-
|
2.
|
О
причинах произносительных ошибок
|
2
|
-
|
3.
|
Определение
уровня орфоэпической грамотности учащихся
|
-
|
1
|
4.
|
Орфоэпические
умения и навыки
|
2
|
-
|
5.
|
Упражнения
по орфоэпии, их виды
|
-
|
4
|
6.
|
Дикторские
информационные передачи телевидения и радио
|
2
|
-
|
7.
|
Отработка
правильной дикции
|
-
|
1
|
8.
|
Межпредметные
связи при обучении орфоэпии
|
2
|
-
|
9.
|
Итоговый
контроль
|
-
|
1
|
Итого
|
10
|
7
|
17
|
Содержание
программы
1.
Основные нормы современного русского литературного произношения и ударения. Произношение
гласных звуков. Произношение согласных звуков. Произношение отдельных
грамматических форм. Произношение иноязычных слов. О произношении русских имен
и отчеств. Нормы русского словесного ударения.
2.
О причинах произносительных ошибок. Типичные орфоэпические ошибки
учащихся и путти их преодоления. Произношение. Ударение.
3.
Определение уровня орфоэпической грамотности учащихся.
Контрольная работа.
4.
Орфоэпические умения и навыки. Фонетические особенности
звучащего слова. Орфоэпический разбор.
5.
Упражнения по орфоэпии, их виды. Практические работы.
6.
Дикторские информационные передачи телевидения и радио.
Образцы звучащей речи. Речевая среда, способная нейтрализовать и преодолеть
произносительные ошибки и диалектные влияния.
7.
Отработка правильной дикции. Практическое занятие.
8.
Межпредметные связи при обучении орфоэпии.
Орфоэпия на уроках литературы. Орфоэпия в рамках единого речевого режима в
школе.
9.
Итоговый контроль:
-
публичное чтение какого-либо документа;
-
составление орфоэпического словаря, включающего слова, в которых часто
допускаются ошибки в данной местности;
-
составление личного орфоэпического словаря;
-
сообщение на тему «Как пользоваться орфоэпическим словарем»
Литература
1.
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 – 9
классы. -М.: Просвещение, 1989.
2.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.:
Просвещение, 1989.
3.
Ганиев Ж.В. Русский язык: Фонетика и орфоэпия. – М.: Высш.шк., 1990.
4.
Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические
формы/ Под ред. Р.И.Аванесова;-М.: Рус.яз., 1989.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.