Главная / Русский язык и литература / "Современная орфоэпия" (программа элективного курса для учащихся 9 класса)

"Современная орфоэпия" (программа элективного курса для учащихся 9 класса)

МКОУ «Городовиковская СОШ №1 им.Г.Лазарева»





















СОВРЕМЕННАЯ ОРФОЭПИЯ

Программа элективного курса для учащихся 9 класса

(17 часов в рамках предпрофильной подготовки)





hello_html_493549f8.jpg







Автор программы: Долгополова С.Н.,

учитель русского языка и литературы







Пояснительная записка



Перед современной школой стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания учащихся. Применительно к преподаванию русского языка это означает усиление практической направленности обучения, привитие учащимся умений и навыков самообразования, повышение внимания к развитию культуры речи, воспитание негативного отношения к отступлениям от норм русского языка, стремления к речевому самосовершенствованию.

Отношение к нормам литературного произношения и ударения, или орфоэпии, свидетельствует об общем культурном уровне носителя языка.

Необходимость соблюдения норм устной речи объясняется коммуникативными и эстетическими факторами. Любые отступления от правил произношения и ударения воспринимаются как отступления от точной передачи мысли, затрудняют общение.

Интенсивный процесс усвоения норм языка происходит преимущественно в дошкольные и школьные годы жизни человека. Но поскольку орфоэпия в школе не изучается как раздел, то представляется важным в методическом отношении рассмотреть возможности решения орфоэпических вопросов на занятиях курса предпрофильного обучения «Современная орфоэпия».

Цели и задачи курса:

1. Развитие логического мышления учащихся.

2. Развитие речи учащихся:

- овладение и соблюдение норм произношения и ударения;

- обогащение словарного запаса;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной речи;

- обучение орфоэпии путём сравнения диалектного произношения с нормативным




Тематический план


Тема

Теория

Практика

1.

Основные нормы современного русского литературного произношения и ударения

2

-

2.

О причинах произносительных ошибок

2

-

3.

Определение уровня орфоэпической грамотности учащихся

-

1

4.

Орфоэпические умения и навыки

2

-

5.

Упражнения по орфоэпии, их виды

-

4

6.

Дикторские информационные передачи телевидения и радио

2

-

7.

Отработка правильной дикции

-

1

8.

Межпредметные связи при обучении орфоэпии

2

-

9.

Итоговый контроль

-

1

Итого

10

7

17














Содержание программы


1. Основные нормы современного русского литературного произношения и ударения. Произношение гласных звуков. Произношение согласных звуков. Произношение отдельных грамматических форм. Произношение иноязычных слов. О произношении русских имен и отчеств. Нормы русского словесного ударения.

2. О причинах произносительных ошибок. Типичные орфоэпические ошибки учащихся и путти их преодоления. Произношение. Ударение.

3. Определение уровня орфоэпической грамотности учащихся. Контрольная работа.

4. Орфоэпические умения и навыки. Фонетические особенности звучащего слова. Орфоэпический разбор.

5. Упражнения по орфоэпии, их виды. Практические работы.

6. Дикторские информационные передачи телевидения и радио. Образцы звучащей речи. Речевая среда, способная нейтрализовать и преодолеть произносительные ошибки и диалектные влияния.

7. Отработка правильной дикции. Практическое занятие.

8. Межпредметные связи при обучении орфоэпии. Орфоэпия на уроках литературы. Орфоэпия в рамках единого речевого режима в школе.

9. Итоговый контроль:

- публичное чтение какого-либо документа;

- составление орфоэпического словаря, включающего слова, в которых часто допускаются ошибки в данной местности;

- составление личного орфоэпического словаря;

- сообщение на тему «Как пользоваться орфоэпическим словарем»







Литература


1. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 – 9 классы. -М.: Просвещение, 1989.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1989.

3. Ганиев Ж.В. Русский язык: Фонетика и орфоэпия. – М.: Высш.шк., 1990.

4. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы/ Под ред. Р.И.Аванесова;-М.: Рус.яз., 1989.

"Современная орфоэпия" (программа элективного курса для учащихся 9 класса)
  • Русский язык и литература
Описание:

   Интенсивный процесс усвоения норм языка происходит преимущественно в дошкольные и школьные годы жизни человека. Но поскольку орфоэпия в школе не изучается как раздел, то представляется важным в методическом отношении рассмотреть возможности решения орфоэпических вопросов на занятиях курса предпрофильного обучения «Современная орфоэпия».

   Цели и задачи курса:

1. Развитие логического мышления учащихся.

2. Развитие речи учащихся:

- овладение и соблюдение норм произношения и ударения;

- обогащение словарного запаса;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной речи;

- обучение орфоэпии путём сравнения диалектного произношения с нормативным

 

 

Автор Долгополова Светлана Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 419
Номер материала 27995
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓