Главная / Начальные классы / "Слово в пословице" Конспект урока. 2 класс

"Слово в пословице" Конспект урока. 2 класс

Тема урока. Слово в пословице.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тип урока: Изучение нового материала.

Используемый метод: частично – поисковый, проблемный.

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

Тезаурус урока. Крылатое выражение.


Учебная задача.

Познакомить с поучительным смыслом и переносным значением слова на

материале пословиц и фразеологических оборотов.


Цели.

обучающие:

- формировать умение понимать литературное произведение, извлекать из него

смыслы,

- учить овладевать способом работы с толковым словарем,

развивающие:

- исследование особенностей создания образа слова, его значения и функций,

- продолжить работу над развитием умения работать в коллективе,

контролировать свою деятельность в ходе групповой работы;

воспитывающая:

- воспитывать и развивать качества талантливого читателя и слушателя.

Оборудование:

1 Е.И.Матвеева «Литературное чтение» (учебник, 2 класс);

2 «Толковый словарь»;

3 «Фразеологический словарь русского языка»;

4 Фишки разного цвета, флажки;

5 Ромашка, на обратной стороне лепестков написаны фразеоло-

гические обороты: «Немало воды утекло», « Как с гуся вода»,

« Под лежачий камень вода не течёт», «Довольно воду в ступе

толочь», « Воду носить решетом», « В стихах-то вода..»;

6 Плакат «Крылатые выражения»;

7 Набор слов: солнце, мир, урок, земля, огонь, жизнь, народ.


1.Эмоциональный настрой.

- Улыбнитесь друг другу…, гостям…., ну и, конечно, мне. Спасибо.


2. Целеполагание.

- Сегодня разговор о слове начну с поэтического творения девятилетней

московской ученицы Саши Скрипченко.

Я с детства очарована стихами:

Понять их тайну я стремлюсь …

О! Как непросто выразить словами

Любовь и радость, красоту и грусть.

Чтоб в океане русской речи не утонуть,

Возьму я книги, возьму тетради и тронусь в путь.

Дорогой знаний попаду я снова

В страну чудесную, в храм слова.


Многие поколения людей бьются над проблемой философского и жизненного понимания смысла слова. Оно вызывает горячие споры о том, что такое слово? Зачем оно нужно человеку? Практически каждый автор попытался дать определение слову.

На уроке вы будете исследователями, чтобы узнать каким же ещё бывает слово. Но урок у нас необычный, вы посоревнуетесь друг с другом.

В конце урока жюри выявит самую лучшую команду исследователей.

Представляю жюри: 3 человека ( 2ученицы пятого класса, родительница)

1 Блиц - турнир.

- Чтобы работа была слаженной, в команде нужен командир. Блиц-турнир помо-жет определить, кто же сегодня будет командиром.

Закончи пословицу:

- Слово жжет хуже…(огня)

- Словами туда и сюда, а делами …(никуда)

- Слово молвит, будто соловей…(поёт)

- Ласковое слово лучше мягкого …(пирога)



Дети, которые первыми заканчивали пословицу, назначаются командирами.

Четыре выбранных командира получают флажок определенного цвета. По цвету флажка собирается команда (ученики выбрали себе фишку на перемене).

1 команда - желтые

2 команда - красные

3 команда - зеленые

4 команда - белые

2 турнир «Проблемный»

- Из предложенных пословиц выбрать пословицы о слове, приготовиться читать их «по-взрослому» (см. приложение 1).

- Подумать над проблемой: Зачем необходимо изучать пословицы? (см. учебник стр.15)


а) Работа в группе.


б) Отчет о работе каждой группы: читают выразительно подобранные пословицы.

(2 балла – правильно выбранные пословицы, выразительное чтение)




в) Коллективное обсуждение заданной проблемы.

hello_html_m60baaf96.gifhello_html_637d1188.gifhello_html_m2a5fb9c2.gifЗачем необходимо изучать пословицы?

Узнавать новый смысл слова. Обогащать свою речь. Получать мудрый совет.

Научиться говорить точно.


3 турнир «Познание»

- Каким ещё бывает слово, вы узнаете сегодня на уроке. Какие чудесные пре-вращения со словом происходят, нам поможет узнать стихотворение В.Суслова «Как работает слово».


а) Чтение учителя (учебник, стр.17).

б) Обсуждение прочитанного.

-Что же происходит со словом вода? (изменяется смысл слова)

-Чем это вызвано? (слово оказывается в разных речевых ситуациях,

в разном контексте, в соседстве с другими словами)

-Прочитайте высказывания со словом «вода», разные по смыслу.



в) Работа в группе.

- Давайте сейчас попробуем объяснить смысл каждого высказывания. У каждой команды - свое высказывание.

(Командиры выбирают лепесток ромашки с высказыванием)

Задание. Объяснить смысл высказывания:

-придумать жизненную ситуацию;

- подобрать синонимы;

- сформулировать высказывание другими словами.

1.Как с гуся вода-……( оставаться безнаказанным, избегать заслуженного

наказания);

2. Под лежачий камень вода не течет-…..( чтобы дело получилось, не надо

лениться, бездействовать);

3. Сквозь огонь и воду пройдет- …..(испытать, перенести в жизни многое, побы-

вать в разных трудных ситуациях, переделках)

4. Воду носить решетом- …. (делать что-то впустую, без результата)

г) Высказывания детей. Если группа не смогла или не совсем точно объяснила смысл, привлекаю ребят из других групп, выслушиваем их версий.

(за правильное объяснение -3 балла)

д) Введение нового понятия.

- Эти высказывания люди часто используют в разных житейских ситуациях.

И называют их

«Крылатые выражения.

( прикрепляю на доске)

- Как вы думаете, почему их так называют? ( Люди их обычно используют в устной речи, они переходят от одного поколения к другому, как будто летают)


е) Обобщение учителя.

- Вы самостоятельно выясняли, исследовали смысл выражений, а есть помощник

«Фразеологический словарь» . ( выставляю на полку словарь)

Как вы думаете, трудно ли было автору написать такое стихотворение?

- Почему? (много замысловатых высказываний)

- С какой целью автор написал это стихотворение?

(предостережение читателя от многих неловких ситуаций,

в которых может оказаться человек, высказанное в тактич-

ной форме, чтобы не обидеть человека,

каждая фраза содержит долю иронии)

- К какому жанру можно отнести это стихотворение? (шутливое, ироничное)


Физминутка.


4 турнир «Исследователи слов»

- Сегодня вы – волшебники, покажете нам чудесные превращения других слов. А поможет вам «Толковый словарь».

а) На столе у каждой команды лежит текст - загадка. (см. Приложение 2)

- Отгадайте загадку и найдите отгадку среди набора слов у меня на столе:

«Солнце , мир, урок , земля, огонь, жизнь, народ».

(после того, как каждая группа выбрала себе слово, учитель ставит перед детьми задачу)

- Ваша задача: найти разные значения слова,

записать 2 разных по смыслу высказывания с данным словом.

б) Работа в группе со словарём.

( листочки с выполненным заданием сдают жюри, 3 балла за правильно выполненное задание)

5 турнир «Художественно - творческий»

а) Практически каждый автор попытался дать определение слову. Вы сегодня тоже

дадите свое определение слову. Закройте глаза, вспомните весь наш урок. Перед вами листок, раскрасьте его так, чтобы было понятно какое оно , это самое слово.

( раскрашивание букв см. приложение 4 )


б) Выставка-обзор рисунков.

- Цвет ваших рисунков разный, так и слово, может быть очень разным. Помните

об этом всегда, чтобы случайно не ранить, не обидеть, не огорчить человека.

Рефлексия. Каким бывает слово?

- У всех ли слов много значений?

- Кто или что поможет вам узнавать значение слова, его смысл?


Подведение итога урока. Награждение.


Приложение.

1. А) Языку каши дай.

Б) Добрым словом можно излечить, а худым убить

В) За ум возьмёшься - до дела доберёшься.

Г) Яйца курицу не учат.

Д) Острое словечко колет сердечко.

Е ) Грамоте учиться – всегда пригодиться.

Ж) Много слов - кладь для ослов, а короткое слово – украшение мира.







hello_html_m4e4dcedc.gif



















"Слово в пословице" Конспект урока. 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока во 2 классе по учебнику Е. И. Матвеевой "Литературное чтение". На данном уроке используется частично-поисковый и проблемный методы.Форма организации познавательной деятельности: групповая. В ходе урока дети исследуют особенности создания образа слова, его значения и функции, учатся работать в коллективе и контролировать свою деятельность во-время  групповой работы. урок построен  в форме игры-соревнования 4 команд, которые формируются по цвету фишек, выбранных учащимися. Пять этапов-турниров проходит каждая команда: "Блиц-турнир", "Проблемный", "Познание", "Исследование", "Художественно-творческий". 

Автор Данилова Елена Алексеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 677
Номер материала 27570
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓