Главная / Русский язык и литература / "Слово о полку Игореве" и русская культура

"Слово о полку Игореве" и русская культура






План-конспект открытого урока

по литературе

в 9Б классе

Тип урока: урок комплексного использования знаний

(интегрированный урок)

Открытый урок литературы в 9Б классе по теме:

«Слово о полку Игореве» и русская культура» (2 урока).

Урок разработан и проведён учителем русского языка и литературы МОУ гимназии №39 «Классическая» Беловой Н.Е.

Дата проведения урока: 21 сентября 2006г.

Количество учащихся: 26 человек

Тип урока: урок комплексного использования знаний (интегрированный урок)

Оборудование урока: компьютер, мультипроектор, экран.

Цель урока: рассмотреть вопрос о месте «Слова о полку Игореве» в русской культуре и его влиянии на творчество поэтов, художников, композиторов.

Задачи:

-обучающая:

1. Познакомить учащихся с наиболее значимыми произведениями русской литературы, живописи и музыки, в основу которых положены сюжеты «Слова о полку Игореве».

-развивающие:

1. Повышать уровень познавательных способностей.

2. Развивать образное мышление посредством произведений искусства.

3. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

4. Вырабатывать деятельное освоение нового материала.

-воспитательные:

1. Воспитывать интерес к истории и культуре России.

2.Расширять эстетический кругозор учащихся, воспитывать чувство прекрасного.

3. Воспитывать чувство гордости за великое культурное наследие Отечества, патриотизм.

Несколько учеников за неделю до урока получили задание: подобрать материал и подготовить небольшие сообщения по темам:

- история открытия и опубликования «Слова о полку Игореве»;

- «Слово о полку Игореве» и стихотворение М.Цветаевой «Плач Ярославны»;

- «Слово о полку Игореве» и русская живопись (картины В.М.Васнецова, иллюстрации и гравюры В.А.Фаворского);

- опера А.П.Бородина «Князь Игорь».

Сделана общая презентация.

Два ученика выучили наизусть стихотворения М.Цветаевой «Плач Ярославны» и Н.Языкова «Песнь барда во времена владычества татар в России».


Ход урока

(По ходу выступлений учителя и учеников демонстрируются слайды.

Некоторые слайды сопровождаются звуковыми файлами)


Вступительное слово учителя (4 мин.)

Здравствуйте, ребята и все, кто присутствует на уроке!

Тема сегодняшнего урока «Слово о полку Игореве» и русская
культура».
«Слово о полку Игореве» В.Г.Белинский назвал «прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойным внимания, памяти и уважения». Таковым оно остаётся до сих пор. И поэтому неудивительно, что уже более двух веков этот памятник древнерусской литературы находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов. «Слово», продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.
На предыдущих уроках, работая над содержанием «Слова», мы уже говорили о том, что многие русские писатели и поэты обращались к сюжетам этого произведения, рассматривали иллюстрации, слушали отрывки из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» Сегодня мы более подробно рассмотрим вопрос о том, какую роль сыграло «Слово о полку Игореве» в развитии русской культуры, убедимся, что существует живая связь между «Словом» и русской поэзией, музыкой и живописью. Но сначала вспомним, как было найдено «Слово о полку Игореве».

hello_html_179a411c.gif

hello_html_5faea1f3.gif

Ученик (7мин).
«Слово о полку Игореве» было найдено в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древно­стей А. И. Мусиным-Пушкиным. Текст «Слова» находился в сборнике древнерусских произведений, оригинальных и перевод­ных. Сборник был приобретён Мусиным-Пушкиным в числе дру­гих рукописей у бывшего архимандрита закрытого к тому вре­мени Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского. Кроме «Слова», этот сборник содержал в себе и другие произведения древнерусской литературы.
Первое, очень краткое сообщение о «Слове» было сделано из­вестным поэтом того времени М. М. Херасковым в 1797 году, во втором издании его поэмы «Владимир». Затем о «Слове» несколько более подробно сообщил
Н. М. Карамзин в октябрь­
ской книжке за 1797 год журнала французских эми­грантов.
С рукописи «Слова» были сняты копии; одна из них, пред­назначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. Кроме пере­писанного текста «Слова», екатерининский список заключал в себе перевод, примечания и краткую справку о «Слове». В XVIII веке были сделаны еще и другие переводы, совершенствовавшие первый, в котором оказалось много ошибок от непонимания древнерусского языка.
В 1800 году «Слово» было издано А. И. Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с его учёными друзьями: А. Ф. Малиновским, Н. Н. Бантыш-Каменским и Н. М. Карамзиным — тремя лучши­ми знатоками древнерусских рукописей того времени.
В 1812 году сборник, включавший «Слово», сгорел в москов­ском пожаре вместе со всем ценнейшим собранием древнерус­ских рукописей в доме А. И. Мусина-Пушкина. Сгорела и большая часть экземпляров первого издания.
Таким образом, «Слово о полку Игореве» сохранилось только в одном списке. В единственном списке дошло до нас и множество других произ­ведений древней русской литературы, среди них такие, как «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о по­гибели Русской земли», «Повесть о Сухане» и другие.


hello_html_9dd5a23.gif


hello_html_m517c8772.gif


hello_html_4e2b8ba0.gif

hello_html_70c2d155.gif


Учитель

«Слово о полку Игореве» стало живым явлением как литературы древней, так и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях. Внесённые в современную поэзию, они помогают ощутить связь времён, извечность патриотических чувств, вечность пейзажей нашей Родины. К сюжетам «Слова» обращались В.А.Жуковский, А.И.Пушкин, К.Ф.Рылеев, Н.М.Языков, В.Я.Брюсов, М.Цветаева и другие.

hello_html_m6e066608.gif


Ученик (7 мин).

23 декабря 1920 года появилось стихотворение Марины Цветаевой «Плач Ярославны», написанное в драматический период её жизни. Современники отмечали, что вся поэзия М. Цветаевой – это отражение её жизни, чувств. В водовороте гражданской войны, в Белой гвардии, между жизнью и смертью находился её муж Сергей Эфрон.


(Ученик читает стихотворение «Плач Ярославны»).


Вопль стародавний,
Плач Ярославны -
Слышите?

С башенной вышечки
Непрерывный
Вопль - неизбывный:

- Игорь мой! Князь
- Игорь мой! Князь
Игорь!

Ворон, не сглазь
Глаз моих - пусть
Плачут!

Солнце, мечи
Стрелы в них - пусть
Слепнут!

Кончена Русь!
Игорь мой! Русь!
Игорь!

Лжёт летописец, что Игорь опять в дом свой
Солнцем взошёл - обманул нас Баян льстивый.
Знаешь конец? Там где Дон и Донец - плещут,
Пал меж знамён Игорь на сон - вечный.

Белое тело его - ворон клевал.
Белое дело его - ветер сказал.

Подымайся, ветер, по оврагам,
Подымайся, ветер, по равнинам.
Торопись, ветрило-вихрь-бродяга,
Над тем Доном, белым Доном лебединым!

Долетай до городской до стенки,
С коей по миру несётся плач надгробный.
Не гляди, что подгибаются коленки,
Что тускнеет её лик солнцеподобный…

- Ветер, ветер!
- Княгиня, весть!
Князь твой мёртвый лежит -
За честь!

Вопль стародавний,
Плач Ярославны -
Слышите?

Вопль её - ярый,
Плач её, плач -
Плавный:

- Кто мне заздравную чару
Из рук - выбил?
Старой не быть мне,
Под камешком гнить,
Игорь!

Дёрном-глиной заткните рот
Алый мой - нонче ж.
Кончен
Белый поход.

Стихотворение сразу ассоциируется с великим памятником древней литературы «Слово о полку Игореве». В них общая героиня – Ярославна. И та, и другая оплакивают своих мужей. Это трагедия русской женщины, женщины 12 и 20 веков, трагедия Руси и народа России. Создаётся впечатление, что душа поэта больше не может выдержать напряжённых чувств. Она стремится освободиться от переполняющей сердце боли через Слово. В стихотворении «Плач Ярославны» и любовь к мужу, и боль за него, и преданность своему народу, и верность своей Родине. Она плачет за всех русских женщин.
Несмотря на разницу во времени (восемь столетий), главная героиня черпает веру и надежду в сильном характере древней героини.

hello_html_m7703dc3f.gif

hello_html_6b0a754c.gif


(Ученики слушают декламацию стихотворения В.Брюсова «Певцу слова»
(3 мин); читают стихотворение Н.Языкова «Песнь барда во времена владычества татар в России» (3 мин).

О! стонати Русской земле, помянувше пръвую годину и пръвых князей.

«Слово о полку Игореве»

Где вы, краса минувших лет,
Боянов струны золотые,

Певицы вольности, и славы, и побед,

Народу русскому родные?

Бывало: ратники лежат вокруг огней

По брегу светлого Дуная,
Когда тревога боевая
Молчит до утренних лучей.
Вдали — туманом покровенный
Стан греков, и над ним, грозна
Как щит, в бою окровавленный,
Восходит полная луна!

И тихий сон во вражьем стане;
Но там, где вы, сыны снегов,
Там вдохновенный на кургане
Поёт деянья праотцов —
И пе́рсты вещие летают
По звонким пламенным струнам,


И взоры воинов сверкают,
И рвутся длани их к мечам!

Наутро солнце лишь восстало —
Проснулся дерзостный булат:
Валятся греки — ряд на ряд,
И их полков — как не бывало!

И вы сокрылися, века полночной славы,

Побед и вольности века!

Так сокрывается лик солнца величавый

За громовые облака.
Но завтра солнце вновь восстанет
...
А мы
... нам долго цепи влечь;

Столетья протекут — и русский меч не грянет

Тиранства гордого о меч.
Неутомимые страданья
Погубят память об отцах,
И гений рабского молчанья
Воссядет, вечный, на гробах.
Теперь вотще младый боян
На голос предков запевает:
Жестоких бедствий ураган
Рабов полмертвых оглушает;
И он, дрожащею рукой
Подняв холодные железы,
Молчит, смотря на них сквозь слезы,
С неисцелимою тоской!



hello_html_4220f900.gif

Учитель

Сюжеты «Слова» широко использовались в русской живописи. Среди иллюстраторов и авторов картин на сюжет памятника — В.М.Васнецов, Н.К.Рерих, В.Г.Шварц, И.Я.Билибин, В.А.Фаворский, В.Г.Перов.

hello_html_2e70872d.gif

Ученик (6 мин).

Особенно знаменита картина В.М Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами».
Перебравшись в Москву на постоянное место жительства, художник отмечает: «Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным». «Я всегда только Русью и жил. Как я стал из жанриста историком на несколько фантастический лад – на это ответить точно не сумею. Знаю только, что во времена самого яркого увлечения жанром меня не покидали неясные исторические и сказочные грёзы,» - признавался он.
Первое серьёзное воплощение этих «исторических грёз» - большое полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) – было встречено противоречиво, но лишь немногие по существу и по достоинству оценили новую работу художника. «Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких ещё не бывало в русской школе,» - писал Репину Стасов

Заимствуя сюжет из древнерусского памятника, Васнецов не стремился к его иллюстрации: дух, поэзию «Слова…» хотел воссоздать он на холсте. Не историческая баталия, а фольклорно – поэтический образ старины волнует его. Вслед за неведомым автором художник славит подвиг во имя Родины. Он лишает картину точных атрибутов батальной сцены и прибегает к условностям: поле боя очищается от грязи и крови. В центре – юноша – княжич и русский воин – богатырь. Эти образы являются основными носителями героической идеи картины, их сознательно поэтизирует художник. Подчёркивает нарядность одежд, величественность поз, красоту лиц, не обезображенных смертью. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершённого подвига.



hello_html_372f27d6.gif


hello_html_m1bee5f21.gif


Ученик (8 мин)

Литературное произведение живёт в книге. А книгу украшают делают богаче иллюстрации. Особенно известны иллюстрации к «Слову», выполненные народным художником, лауреатом Ленинской премии академиком В.А. Фаворским. Сердцем и разумом приблизился мастер к тому былинному времени и услышал в самом себе чудный голос автора «Слова».
На протяжении 15 лет, с 1937 по 1950—51гг., Фаворский работал и над гравюрами на дереве к изданию «Слова о полку Игореве». Старейший мастер графики сумел передать глубокое содержание «Слова» скупым, чёрно-белым языком гравюры. В совершенстве владея старинной и сложной техникой гравюры на дереве, художник умело использовал её возможности для того, чтобы передать его образы во всей их жизненной правдивости и в то же время художественно ярко. Прекрасно зная культуру и искусство Древней Руси, Фаворский «прочитал» поэму по-своему, «как немногие историки и редкий поэт». Так отозвался о гравюрах художника писатель К.Федин.

hello_html_544cb204.gif


hello_html_m32ed4354.gif


hello_html_m1c8964c.gif


hello_html_m87ecfd6.gif

hello_html_2e5fba76.gif

hello_html_172d7e8.gif

hello_html_m9ae1080.gif

hello_html_m26b5a24e.gif

Ученик (3мин)
Художник Н. К. Рерих одну из семи тысяч своих картин назвал «Поход князя Игоря». Она как нельзя лучше передаёт смятение, порождённое солнечным затмением. Зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Тёмный круг с золотым ореолом - затмение. Силуэты ратников с хоругвями, они в полном боевом облачении. Справа на коне князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее Солнце, на далекую линию горизонта. Там где-то впереди - вражеские орды. Там ждут его войско грозные испытания.

hello_html_m753c4b89.gif


Также известность получили картины В.Г.Шварца «Ярославна» и В.Г.Перова «Плач Ярославны».

hello_html_m5bfa19cf.gif

hello_html_m5cfeca3f.gif

Учитель
«Слово о полку Игореве» обогатило и музыку. Широко известна опера А.П.Бородина «Князь Игорь».

hello_html_28027ac9.gif

( Звучит Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь») - 5 мин.

Ученик (5мин)
Александр Порфирьевич Бородин был и гениальным композитором, и одним из создателей органической химии, и выдающимся педагогом. Две страсти владели Бородиным: страсть к химии и страсть к музыке. Химики жаловались, что музыка отвлекает Бородина от науки, а товарищи по искусству сетовали на то, что наука не даёт ему заниматься музыкой.
Много научных открытий принадлежит Бородину, и много написано им музыкальных произведений, но самой заветной мечтой композитора, по его признанию, было написание эпической русской оперы. И эта мечта осуществилась. Музыкальный критик Стасов в конце 60-х годов XIX века предложил ему в качестве сюжета «Слово о полку Игореве». Это увлекло композитора. Так началась вдохновенная и кропотливая работа над оперой «Князь Игорь».
Обстоятельность Бородина как учёного сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников – научных и литературных, которые он проработал, прежде чем приступить к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы «Слова», и все фундаментальные исследования по истории России. Мало этого – Бородин изучал русские летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое другое.
Но верность исторической правде не заслонила от композитора высокую поэзию основного источника, по которому он сам создавал либретто. Литературный памятник и лёг в основу оперы «Князь Игорь».
Бородин увидел в «Слове» не просто поход одного из русских князей против половецких ханов, а мощное движение целого народа против варварского нашествия.
Обращают на себя внимание лирические образы оперы, центральным из которых является образ князя Игоря. Для него быть князем – значит служить русской земле, охранять её, бороться с её врагами. Игорь – это воплощение идеи патриотического долга, воплощение чести.

С честью пасть иль врагов победить
И с честью вернуться.

Особенно дорогим композитору был образ Ярославны. В «Плаче Ярославны» до нас доходит живой голос женщины, которой давно уже нет на свете. В нём звучит вековечное горе многих матерей и жён. Это стон, который не умолкнет до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот битв.
Без сомнения, Бородину удалось создать в музыке то, что автор «Слова» воссоздал в поэзии.

( Звучит «Плач Ярославны» из оперы «Князь Игорь») – 5 мин.

hello_html_m72e5b562.gif

Заключительное слово учителя (3мин.)
Урок хотелось бы закончить словами русского педагога В. А. Сухомлин-ского, который говорил: «Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе». Познакомившись на уроках с великим памятником древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», мы сумели заглянуть в прошлое нашей Родины, почувствовать великолепие музыки, живописи – произведений искусства, появившихся благодаря «Слову». Знакомство с искусством обогащает внутренний мир человека, пробуждает чувство патриотизма.
Дома предлагаю вам сделать одно из заданий на выбор:
1.Подберите названия к гравюрам и рисункам Фаворского, которые вы видели на уроке, используя строки из «Слова о полку Игореве».
2.Сделайте анализ стихотворения В.Брюсова «Певцу слова».
3.Напишите эссе «Слушая «Плач Ярославны А.П.Бородина».
Ученики записывают домашнее задание.

В оставшееся время проводится рефлексия (15 мин.). Ученики и присутствовавшие на уроке делятся своими впечатлениями. (Был ли такой урок для вас интересен? Что вам запомнится? Захотелось ли вам побольше узнать о других произведениях искусства, написанных на основе «Слова»? и др.).

Приложение


Справочный материал для учащихся

(для выполнения домашнего задания)


План анализа стихотворения

1.Жанр стихотворения (чистая лирика, лирика мысли, ролевая лирика, описательная лирика, повествовательная лирика).

2.Лирический сюжет.

3.Обозначение темы – предмета поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор.

4.Определение идеи – обобщающего значения лирического произведения (вытекает из анализа содержания).

5.Истолкование названия.

6.Анализ композиции (возможные композиционные части: повествовательные, описательные фрагменты; кульминация; строфы, выражающие чувства или прямое высказывание).

7.Характеристика лирических образов.

8.Стихотворный размер (двусложные размеры: хорей, ямб; трёхсложные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест).

9. Рифмовка – комбинация рифм (смежная (парная) – ААББ; перекрёстная – АБАБ; кольцевая – АББА).

10. Анализ языка (изобразительные средства языка (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота); фигуры речи (анафора, эпифора, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение).

Эссе – жанр литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающей индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
















































"Слово о полку Игореве" и русская культура
  • Русский язык и литература
Описание:

Оборудование урока: компьютер,интерактивная доска.

Цель урока: рассмотреть вопрос о месте «Слова о полку Игореве» в русской культуре и его влиянии на творчество поэтов, художников, композиторов.

Задачи:

-обучающая:

1. Познакомить учащихся с наиболее значимыми произведениями русской литературы, живописи и музыки, в основу которых положены сюжеты «Слова о полку Игореве».

-развивающие:

1. Повышать уровень познавательных способностей.

2. Развивать образное мышление посредством произведений искусства.

3. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

4. Вырабатывать деятельное освоение нового материала.

-воспитательные:

1. Воспитывать интерес к истории и культуре России.

2.Расширять эстетический кругозор учащихся, воспитывать чувство прекрасного.

3. Воспитывать чувство гордости за великое культурное наследие Отечества, патриотизм.

Несколько учеников за неделю до урока получили задание: подобрать материал и подготовить небольшие сообщения по темам:

- история открытия и опубликования «Слова о полку Игореве»;

- «Слово о полку Игореве» и стихотворение М.Цветаевой «Плач Ярославны»;

- «Слово о полку Игореве» и русская живопись (картины В.М.Васнецова, иллюстрации и гравюры В.А.Фаворского);

- опера А.П.Бородина «Князь Игорь».

Сделана общая презентация.

 

Два ученика выучили наизусть стихотворения М.Цветаевой «Плач Ярославны» и Н.Языкова «Песнь барда во времена владычества татар в России».

Автор Белова Наталья Евгеньевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 799
Номер материала 36270
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓