Инфоурок Русский язык Другие методич. материалы"Слово о полку Игореве" и русская культура

"Слово о полку Игореве" и русская культура

Скачать материал

 

 

 

 

 

План-конспект открытого урока

по литературе

в 9Б классе

Тип урока: урок комплексного использования знаний

(интегрированный урок)

Открытый урок литературы в 9Б классе по теме:

«Слово о полку Игореве» и русская культура» (2 урока).

Урок разработан и проведён учителем русского языка и литературы МОУ гимназии №39 «Классическая» Беловой Н.Е.

Дата проведения урока: 21 сентября 2006г.

Количество учащихся: 26 человек

Тип урока: урок комплексного использования знаний (интегрированный урок)

Оборудование урока: компьютер, мультипроектор, экран.

Цель урока: рассмотреть вопрос о месте «Слова о полку Игореве» в русской    культуре и его влиянии на творчество поэтов, художников, композиторов.

Задачи:

-обучающая:

1. Познакомить учащихся с наиболее значимыми произведениями русской литературы, живописи и музыки, в основу которых положены сюжеты «Слова о полку Игореве».

-развивающие:

1. Повышать уровень познавательных способностей.

2. Развивать образное мышление посредством произведений искусства.

3. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

4. Вырабатывать деятельное освоение нового материала.

-воспитательные:

1. Воспитывать интерес к истории и культуре России.

2.Расширять эстетический кругозор учащихся, воспитывать чувство прекрасного.

3. Воспитывать чувство гордости за великое культурное наследие Отечества, патриотизм.

       Несколько учеников за неделю до урока получили задание: подобрать   материал и подготовить небольшие сообщения по темам:

       - история открытия и опубликования «Слова о полку Игореве»;

       - «Слово о полку Игореве» и стихотворение М.Цветаевой «Плач Ярославны»;

       - «Слово о полку Игореве» и русская живопись (картины В.М.Васнецова,  иллюстрации и гравюры В.А.Фаворского);

       - опера А.П.Бородина «Князь Игорь».

 Сделана общая презентация.

 Два ученика выучили наизусть стихотворения М.Цветаевой «Плач Ярославны» и Н.Языкова «Песнь барда во времена владычества татар в России».

 

Ход урока

(По ходу выступлений учителя и учеников демонстрируются слайды.

Некоторые слайды сопровождаются звуковыми файлами)

 

   Вступительное слово учителя  (4 мин.)

   Здравствуйте, ребята и все, кто присутствует на уроке!

 Тема сегодняшнего урока «Слово о полку Игореве» и русская
культура».
        «Слово о полку Игореве» В.Г.Белинский назвал «прекрасным благоухающим цветком славянской народной  поэзии, достойным внимания, памяти и уважения». Таковым оно остаётся до сих пор. И поэтому неудивительно, что уже более двух веков этот памятник древнерусской литературы находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов. «Слово», продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству                            и любви к родине.
          На предыдущих уроках, работая над содержанием «Слова», мы уже говорили о том, что многие русские писатели и поэты обращались к сюжетам этого произведения, рассматривали иллюстрации, слушали отрывки из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь»  Сегодня мы  более подробно рассмотрим вопрос о том, какую роль сыграло «Слово о полку Игореве» в развитии русской культуры, убедимся, что существует живая связь между «Словом» и русской поэзией, музыкой и живописью. Но сначала вспомним, как было найдено «Слово о полку Игореве».

Ученик       (7мин).   
        «Слово о полку Игореве» было найдено в начале 90-х годов
XVIII века известным любителем и собирателем русских древно­стей А. И. Мусиным-Пушкиным. Текст «Слова» находился в сборнике древнерусских произведений, оригинальных и перевод­ных. Сборник был приобретён Мусиным-Пушкиным в числе дру­гих рукописей у бывшего архимандрита закрытого к тому вре­мени Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского. Кроме «Слова», этот сборник содержал в себе и другие произведения древнерусской литературы.
       
 Первое, очень краткое сообщение о «Слове» было сделано из­вестным поэтом того времени М. М. Херасковым в 1797 году, во втором издании его поэмы «Владимир». Затем о «Слове» несколько более подробно сообщил
Н. М. Карамзин в октябрь­
ской книжке за 1797 год журнала французских эми­грантов.
        С рукописи «Слова» были сняты  копии; одна из них, пред­назначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. Кроме пере­писанного текста «Слова», екатерининский список заключал в себе перевод, примечания и краткую справку о «Слове». В XVIII веке были сделаны еще и другие переводы, совершенствовавшие первый, в котором оказалось много ошибок от  непонимания  древнерусского языка.
      
 В 1800 году «Слово» было издано А. И. Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с его учёными друзьями: А. Ф. Малиновским, Н. Н. Бантыш-Каменским и Н. М. Карамзиным — тремя лучши­ми знатоками древнерусских рукописей того        времени.
       
 В 1812 году сборник, включавший «Слово», сгорел в москов­ском пожаре вместе со всем ценнейшим собранием древнерус­ских рукописей в доме А. И. Мусина-Пушкина. Сгорела и большая часть экземпляров первого издания.
       
 Таким образом, «Слово о полку Игореве» сохранилось только в одном списке. В единственном списке дошло до нас и множество других произ­ведений древней русской литературы, среди них такие, как «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о по­гибели Русской земли», «Повесть о Сухане» и другие.

 

 

 

 

Учитель

«Слово о полку Игореве» стало живым явлением как литературы древней, так и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях. Внесённые в современную поэзию, они помогают ощутить связь времён, извечность патриотических чувств, вечность пейзажей нашей Родины. К сюжетам «Слова» обращались В.А.Жуковский, А.И.Пушкин, К.Ф.Рылеев,  Н.М.Языков, В.Я.Брюсов, М.Цветаева и другие.

 

Ученик (7 мин).

23 декабря 1920 года появилось стихотворение Марины Цветаевой «Плач Ярославны», написанное в драматический период её жизни. Современники отмечали, что вся поэзия М. Цветаевой – это отражение её жизни, чувств. В водовороте гражданской войны, в Белой гвардии, между жизнью и смертью находился её муж Сергей Эфрон.

 

(Ученик читает стихотворение «Плач Ярославны»).

 

Вопль стародавний,
Плач Ярославны -
Слышите?

С башенной вышечки
Непрерывный
Вопль - неизбывный:

- Игорь мой! Князь
- Игорь мой! Князь
Игорь!

Ворон, не сглазь
Глаз моих - пусть
Плачут!

Солнце, мечи
Стрелы в них - пусть
Слепнут!

Кончена Русь!
Игорь мой! Русь!
Игорь!

Лжёт летописец, что Игорь опять в дом свой
Солнцем взошёл - обманул нас Баян льстивый.
Знаешь конец? Там где Дон и Донец - плещут,
Пал меж знамён Игорь на сон - вечный.

Белое тело его - ворон клевал.
Белое дело его - ветер сказал.

Подымайся, ветер, по оврагам,
Подымайся, ветер, по равнинам.
Торопись, ветрило-вихрь-бродяга,
Над тем Доном, белым Доном лебединым!

Долетай до городской до стенки,
С коей по миру несётся плач надгробный.
Не гляди, что подгибаются коленки,
Что тускнеет её лик солнцеподобный…

- Ветер, ветер!
- Княгиня, весть!
Князь твой мёртвый лежит -
За честь!

Вопль стародавний,
Плач Ярославны -
Слышите?

Вопль её - ярый,
Плач её, плач -
Плавный:

- Кто мне заздравную чару
Из рук - выбил?
Старой не быть мне,
Под камешком гнить,
Игорь!

Дёрном-глиной заткните рот
Алый мой - нонче ж.
Кончен
Белый поход.

Стихотворение сразу ассоциируется с великим памятником древней литературы «Слово о полку Игореве». В них общая героиня – Ярославна. И та, и другая оплакивают своих мужей. Это трагедия русской женщины, женщины 12 и 20 веков, трагедия Руси и народа России. Создаётся впечатление, что душа поэта больше не может выдержать напряжённых чувств. Она стремится освободиться от переполняющей сердце боли через Слово. В стихотворении «Плач Ярославны» и любовь к мужу, и боль за него, и преданность своему народу, и верность своей Родине. Она плачет за  всех    русских   женщин.
        Несмотря на разницу во времени  (восемь столетий), главная героиня черпает веру         и     надежду     в        сильном     характере   древней      героини.


       (Ученики слушают декламацию стихотворения В.Брюсова «Певцу слова»
(3 мин);  читают стихотворение Н.Языкова «Песнь барда во времена владычества татар в России» (3 мин).

О! стонати Русской земле, помянувше пръвую годину и пръвых князей.

       «Слово о полку Игореве»

Где вы, краса минувших лет,
Боянов струны золотые,

Певицы вольности, и славы, и побед,

Народу русскому родные?

Бывало: ратники лежат вокруг огней

По брегу светлого Дуная,
Когда тревога боевая
Молчит до утренних лучей.
Вдали — туманом покровенный
Стан греков, и над ним, грозна
Как щит, в бою окровавленный,
Восходит полная луна!

И тихий сон во вражьем стане;
Но там, где вы, сыны снегов,
Там вдохновенный на кургане
Поёт деянья праотцов —
И пе́рсты вещие летают
По звонким пламенным струнам,

 

И взоры воинов сверкают,
И рвутся длани их к мечам!

Наутро солнце лишь восстало —
Проснулся дерзостный булат:
Валятся греки — ряд на ряд,
И их полков — как не бывало!

И вы сокрылися, века полночной славы,

Побед и вольности века!

Так сокрывается лик солнца величавый

За громовые облака.
Но завтра солнце вновь восстанет...
А мы... нам долго цепи влечь;

Столетья протекут — и русский меч не грянет

Тиранства гордого о меч.
Неутомимые страданья
Погубят память об отцах,
И гений рабского молчанья
Воссядет, вечный, на гробах.
Теперь вотще младый боян
На голос предков запевает:
Жестоких бедствий ураган
Рабов полмертвых оглушает;
И он, дрожащею рукой
Подняв холодные железы,
Молчит, смотря на них сквозь слезы,
С неисцелимою тоской!

 

 Учитель

 Сюжеты  «Слова» широко использовались в русской живописи. Среди иллюстраторов и авторов картин на сюжет памятника — В.М.Васнецов, Н.К.Рерих, В.Г.Шварц, И.Я.Билибин,  В.А.Фаворский, В.Г.Перов.

Ученик  (6 мин).

Особенно знаменита картина В.М Васнецова  «После побоища Игоря Святославича   с       половцами».
        Перебравшись в Москву на постоянное место жительства, художник отмечает: «Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным».  «Я всегда только Русью и жил. Как я стал из жанриста историком на несколько фантастический лад – на это ответить точно не сумею. Знаю только, что во времена самого яркого увлечения жанром меня не покидали неясные исторические и сказочные грёзы,» - признавался он.
        Первое серьёзное воплощение этих «исторических грёз» - большое полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) – было встречено  противоречиво, но лишь немногие по существу и по достоинству оценили новую работу художника. «Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких ещё не бывало в русской школе,» - писал Репину  Стасов

 Заимствуя сюжет из древнерусского памятника, Васнецов не стремился к его иллюстрации: дух, поэзию «Слова…» хотел воссоздать он на холсте. Не историческая баталия, а фольклорно – поэтический образ старины волнует его. Вслед за неведомым автором  художник славит подвиг во имя Родины. Он лишает картину точных атрибутов батальной сцены и прибегает к условностям: поле боя очищается от грязи и крови. В центре – юноша – княжич и русский воин – богатырь. Эти образы являются основными носителями героической идеи картины, их сознательно поэтизирует художник. Подчёркивает нарядность одежд, величественность поз, красоту лиц, не обезображенных смертью. Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершённого подвига.

 

 

 

 

Ученик (8 мин)

Литературное произведение живёт в книге. А книгу украшают делают богаче иллюстрации. Особенно известны иллюстрации к «Слову», выполненные народным художником, лауреатом Ленинской премии академиком В.А. Фаворским.  Сердцем и разумом приблизился мастер к тому былинному времени и услышал в самом себе чудный голос автора «Слова».
       На протяжении 15 лет, с 1937 по 1950—51гг.,  Фаворский работал и над гравюрами на дереве к изданию «Слова о полку Игореве». Старейший мастер графики сумел передать глубокое содержание «Слова» скупым, чёрно-белым языком гравюры. В совершенстве владея старинной и сложной техникой гравюры на дереве, художник умело использовал её возможности для того, чтобы передать его образы  во всей их жизненной правдивости и в то же время  художественно ярко. Прекрасно зная культуру и искусство Древней Руси, Фаворский «прочитал» поэму по-своему, «как немногие историки и редкий поэт». Так отозвался о гравюрах художника писатель К.Федин.

 

 

 

Ученик       (3мин)
        Художник Н. К. Рерих одну из семи тысяч своих картин назвал «Поход князя Игоря». Она как нельзя лучше передаёт смятение, порождённое солнечным затмением. Зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Тёмный круг с золотым ореолом - затмение. Силуэты ратников с хоругвями, они в полном боевом облачении. Справа на коне князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее Солнце, на далекую линию горизонта. Там где-то впереди - вражеские орды. Там ждут  его    войско        грозные испытания.


        Также известность получили картины В.Г.Шварца «Ярославна» и В.Г.Перова «Плач Ярославны».

Учитель
       «Слово о полку Игореве» обогатило и музыку. Широко известна опера А.П.Бородина «Князь Игорь».

          ( Звучит Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь») - 5 мин.

  Ученик   (5мин)
         Александр Порфирьевич Бородин был и гениальным композитором, и одним из создателей органической химии, и выдающимся педагогом. Две страсти владели Бородиным: страсть к химии и страсть к музыке. Химики жаловались, что музыка отвлекает Бородина от науки, а товарищи по искусству сетовали на то,       что    наука не  даёт ему заниматься       музыкой.
         Много  научных открытий принадлежит Бородину, и много написано им музыкальных произведений, но самой заветной мечтой композитора, по его признанию, было написание эпической русской оперы. И эта мечта  осуществилась. Музыкальный критик Стасов в конце 60-х годов XIX века предложил ему в качестве сюжета «Слово о полку Игореве». Это увлекло композитора. Так началась вдохновенная и кропотливая работа  над оперой «Князь       Игорь».
         Обстоятельность Бородина как учёного сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников – научных и литературных, которые он проработал, прежде чем приступить к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы «Слова», и все фундаментальные исследования по истории России. Мало этого – Бородин изучал русские летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое  другое.
       Но верность исторической правде не заслонила от композитора высокую поэзию основного источника, по которому он сам создавал либретто. Литературный памятник и лёг в основу оперы «Князь Игорь».
      Бородин увидел в «Слове» не просто поход одного из русских князей против половецких ханов, а мощное движение целого народа против варварского нашествия.
        Обращают на себя внимание  лирические образы оперы, центральным из которых является образ князя Игоря. Для него быть князем – значит служить русской земле, охранять её, бороться с её врагами. Игорь – это воплощение идеи патриотического долга, воплощение чести.

С честью пасть иль врагов победить
И с честью вернуться.

   Особенно дорогим композитору был образ Ярославны. В «Плаче Ярославны» до нас доходит живой голос женщины, которой давно уже нет на свете. В нём звучит вековечное горе многих матерей и жён. Это стон, который не умолкнет до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот    битв.
          Без сомнения, Бородину удалось создать в музыке то, что автор «Слова»  воссоздал   в       поэзии.
                             
                            ( Звучит «Плач Ярославны» из оперы «Князь Игорь») – 5 мин.

Заключительное  слово учителя    (3мин.)
       Урок хотелось бы закончить словами русского педагога В. А. Сухомлин-ского, который  говорил: «Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе».  Познакомившись на уроках с великим памятником древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», мы сумели заглянуть в прошлое нашей Родины, почувствовать великолепие  музыки, живописи – произведений искусства, появившихся благодаря «Слову». Знакомство с искусством обогащает внутренний мир человека, пробуждает чувство патриотизма.
         Дома предлагаю вам сделать одно из      заданий      на      выбор:
        
1.Подберите названия к гравюрам  и рисункам Фаворского, которые вы видели на уроке, используя строки из «Слова о полку Игореве».
         2.Сделайте анализ стихотворения В.Брюсова «Певцу слова».
         3.Напишите эссе   «Слушая «Плач  Ярославны         А.П.Бородина».
         Ученики записывают домашнее задание.

В оставшееся время проводится рефлексия (15 мин.). Ученики и присутствовавшие на уроке делятся своими впечатлениями. (Был ли такой урок для вас интересен? Что вам запомнится? Захотелось ли вам побольше узнать о других произведениях искусства, написанных на основе «Слова»? и др.).

Приложение

 

Справочный материал для учащихся

(для выполнения домашнего задания)

 

План анализа  стихотворения

1.Жанр стихотворения (чистая лирика, лирика мысли, ролевая лирика, описательная лирика, повествовательная лирика).

2.Лирический сюжет.

3.Обозначение темы – предмета поэтического высказывания, вопроса, которого касается автор.

4.Определение идеи – обобщающего значения лирического произведения (вытекает из анализа содержания).

5.Истолкование названия.

6.Анализ композиции (возможные композиционные части: повествовательные, описательные фрагменты; кульминация; строфы, выражающие чувства или прямое высказывание).

7.Характеристика лирических образов.

8.Стихотворный размер (двусложные размеры: хорей, ямб; трёхсложные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест).

9. Рифмовка – комбинация рифм (смежная (парная) – ААББ; перекрёстная – АБАБ; кольцевая – АББА).

10. Анализ языка (изобразительные средства языка (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха,  перифраз, гипербола, литота); фигуры речи (анафора, эпифора, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение).

 

Эссе – жанр литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающей индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Слово о полку Игореве" и русская культура"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Оборудование урока: компьютер,интерактивная доска.

Цель урока: рассмотреть вопрос о месте «Слова о полку Игореве» в русской культуре и его влиянии на творчество поэтов, художников, композиторов.

Задачи:

-обучающая:

1. Познакомить учащихся с наиболее значимыми произведениями русской литературы, живописи и музыки, в основу которых положены сюжеты «Слова о полку Игореве».

-развивающие:

1. Повышать уровень познавательных способностей.

2. Развивать образное мышление посредством произведений искусства.

3. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

4. Вырабатывать деятельное освоение нового материала.

-воспитательные:

1. Воспитывать интерес к истории и культуре России.

2.Расширять эстетический кругозор учащихся, воспитывать чувство прекрасного.

3. Воспитывать чувство гордости за великое культурное наследие Отечества, патриотизм.

Несколько учеников за неделю до урока получили задание: подобрать материал и подготовить небольшие сообщения по темам:

- история открытия и опубликования «Слова о полку Игореве»;

- «Слово о полку Игореве» и стихотворение М.Цветаевой «Плач Ярославны»;

- «Слово о полку Игореве» и русская живопись (картины В.М.Васнецова, иллюстрации и гравюры В.А.Фаворского);

- опера А.П.Бородина «Князь Игорь».

Сделана общая презентация.

 

Два ученика выучили наизусть стихотворения М.Цветаевой «Плач Ярославны» и Н.Языкова «Песнь барда во времена владычества татар в России».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 650 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1957
    • DOCX 4.7 мбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Белова Наталья Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Белова Наталья Евгеньевна
    Белова Наталья Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3351
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 545 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Мини-курс

Психология детства и подросткового возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 64 человека

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов