Главная / Другое / "Системно-деятельностный подход как основа кружкового занятия"

"Системно-деятельностный подход как основа кружкового занятия"

Системно – деятельностный подход как основа кружкового занятия”


Системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся. Да, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Но ведь и воспитание (может быть, в большей степени) предстает как процесс, в ходе которого организуются разные виды деятельности, и воспитанник находит свой смысл в ней, преобразуя тем самым свою ценностно – смысловую сферу, т.е. сегодня приоритет смещается в сторону формирования деятельностных способностей учащегося.

Потому в современных условиях именно системно-деятельностный подход должен создать основу для получения качественно новых воспитательных результатов.

Сообщение темы методсовещания, направлений работы.

1. В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала школы, призванной обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.

Конечно, работа по реализации воспитательного компонента ФГОС потребует от педагогического сообщества глубокого и вдумчивого подхода к организации воспитательного процесса.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход.

Зачем был введён системно-деятельностный подход? Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие, снимающее оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования, т.е. деятельность – это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.
Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы воспитания, которая находит отражение в переходе: от стихийности воспитывающй деятельности к ее целенаправленной мотивированной организации, когда учитываются возрастные периоды развития учащегося, виды деятельности и их сменяемость, когда налици сотрудничество и управление этой деятельностью, когда обязательны результаты и рефлексия.

При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.

Мы говорим о системно-деятельностном подходе в образовании и не отрываем это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода воспитания является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не руководителя кружка, а учащихся.

Позиция педагога к воспитанникам кружка не с ответом, а с вопросом.

Позиция воспитанника: за познанием мира в специально организованных условиях.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, предложенные руководителем кружка, а способность и готовность ученика к эффективной и продуктивной самостоятельной творческой деятельности в различных, в т.ч. и социально-значимых ситуациях.


Как же осуществляется системно – деятельностный подход в воспитании в нашей школе-комплексе?

а) через КТД (примеры)

б) через проектирование и исследование на учебных и кружковых занятиях.

Проект — это такая открытая и динамичная форма организации учебной и воспитательной деятельности учащегося и педагогической деятельности руководителя кружка, которая предполагает их выбор и творческие решения. Это все рядом – обучение и воспитание. Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научиться учиться, реализовать свои творческие способности.

В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна. Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике, маленький еще, неопытный. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Это можно сделать на кружковых занятиях через проектно-игровую деятельность. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний, будь то учебные или воспитательные проекты.

Именно в такой работе ученики учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают в себе, то, что им больше всего интересно. За время работы над проектом они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу (примеры).

Вывод: проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

в) Деятельностный метод особую роль играет и в дополнительном образовании учащихся. Ведь дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, декоративно-прикладную, спортивную и другую деятельность. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. (примеры работы объединений ДО на мероприятиях в школе, городе, республике)

Примеры позволяют нам сделать вывод, что сегодня необходимое активизировать деятельностный компонент воспитания, т.к. системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на процесс нравственного обогащения. духовно – нравственного развития учащихся. Метод тем и хорош, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, тренирует коммуникативные способности, создаёт основу для самостоятельной успешной адаптации в социуме.


Заключение. В «Концепции модернизации Российского образования» говорится: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью…, способные к сотрудничеству…,обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».

Вполне возможно, что школьник таким и станет, окончив нашу школу-комплекс.


"Системно-деятельностный подход как основа кружкового занятия"
  • Другое
Описание:

Данный материал - это основной доклад на методическом совещании педагогов дополнительного образования о системно-деятельностном подходе на кружковых занятиях. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода воспитания является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не руководителя кружка, а учащихся. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, предложенные руководителем кружка, а способность и готовность ученика к эффективной и продуктивной самостоятельной творческой деятельности в различных, в т.ч. и социально-значимых ситуациях.

 

 

 В докладе рассматривается  пути осуществления такого подхода в школе-комплексе через КТД, проектную деятельность, развития творческих интересов детей и включения их в художественную, декоративно-прикладную, спортивную и другую деятельность.

Автор Сосновских Ирина Геннадьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 813
Номер материала 50475
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓