Авторская разработка:
"Сегодня — здоровые дети, завтра
— здоровое общество"
Подготовила:учитель физической культуры
МБУ школы №5 г.о.Тольятти
Спивак Ольга Павловна.
Современная физическая культура выполняет важные
социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации
здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера
культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его
взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными
ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной
организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда
является основной потребностью человека - это смещение акцента при её
формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и
социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на
проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы,
потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь
ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её
образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение
заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и
духовных сил, наконец, если хотите, в счастье человека, ибо счастье - это есть
продукт здоровья. Ещё великий мудрец Гиппократ говорил, что гимнастика,
физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Я абсолютно уверена, что при помощи физических упражнений и воздержанности
большая часть людей могла бы обойтись без медицины. Как дереву нужны испарение
и чистое освежение при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет
и вянет, так и человеческому организму необходимы вообще сильные движения,
деятельность и серьёзные упражнения.
В соответствии с социально-экономическими
потребностями общества и, исходя из сущности общего среднего образования,
основной целью “физической культуры”, является содействие формированию
гармонично развитой личности. Вот почему среди задач и целей в работе с детьми
я выделила главные:
- сохранение и укрепление здоровья;
- повышение уровня всесторонней физической
подготовки учащихся;
- содействие воспитанию морально-волевых
качеств, привитие потребности физических и нравственного совершенствования
у детей;
- пропаганда и массовое вовлечение учащихся
к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
За 38 лет своей педагогической деятельности я
пришла к выводу, что физическое воспитание и спорт являются видом общественной
деятельности, осуществляемой в условиях постоянного взаимодействия с партнерами
и соперниками, поэтому нельзя не учитывать социально-психологические
закономерности при формировании личности ребенка. За счет таких приемов и
методов создаю здоровую психологическую атмосферу, как на уроках, так и во
внеурочной деятельности:
1. Проявления внимания к деятельности
спортсменов высокого класса.
2. Формирование положительных черт личности у занимающихся спортом, включая
лидерство.
3. Устранение панического страха при выполнении упражнений у детей, слабо
развитых физически.
4. Только обращение по имени к детям; (обращение) по фамилии выражает мое
несогласие с поведением ученика, и это дети знают.
5. Умение взять ответственность на себя за ошибку ученика и признать ее перед
детьми.
6. Сообщение о хороших результатах ученика.
7. Работа в контакте гимназическими психологами.
8. Изучение личности ребенка через беседы и встречи с родителями.
9. Развитие соревновательных способностей через встречи с командами других
классов и школ города.
10. Воспитание чувства коллективизма по правилу "Я – частичка команды и не
имею право ее подводить".
11. Сообщение о достигнутых результатах через рукопожатие учителя, дружеского
похлопывания по плечу и т.д.
12. Создание вокруг ученика доброжелательного к нему отношения.
Одним из самых важных условий решения
поставленных задач является правильное поэтапное построение занятий.
Используя основной принцип научной организации
труда – принцип оптимизации, – структуру занятий можно представить в следующей
пропорции:
- актуализация опорных ЗУН – 10% от урока;
- постановка цели и задач -5%;
- усвоение новых ЗУН ( учителем или
тренированным учеником)-35%;
- закрепление полученных знаний , умений и
навыков - 45%;
- домашнее задание -5%.
Каким бы отличным не было проведение уроков
физкультуры, без внеклассной работы нельзя решить задачи оздоровления учащихся,
воспитания морально- волевых качеств, формирования гармонично развитой
личности. Схематически внеклассную работу представляю такой таблицей:
Внеклассная работа:
1. Школьные спортивные секции постоянного
действия.
2. “Рыцарские турниры” ко Дню Защитника Отечества.
3. Школьные праздники мужества в честь Дня Победы.
4. Внутришкольные соревнования между классами.
5. Внутришкольные праздники “Папа, мама, я спортивная семья”.
6. Открытые уроки при проведении “Дня открытых дверей в начальной школе при
школе”.
7. Весенние и осенние Дни Здоровья для учащихся школы.
8. Участие в районных и городских соревнованиях.
9. Ежегодные проведения турнира памяти тренеров с приглашением команд других
школ города.
Наблюдения за результатами работы с детьми, за
динамикой их физического и умственного развития, беседы с родителям и
учащимися, привели меня к мысли создания собственной программы по атлетической
гимнастике. Среди многообразных средств физического воспитания атлетическая
гимнастика занимает особое положение. Она отличается простотой, доступностью,
огромным потенциалом для развития и совершенствования физических и духовных
качеств.
Атлетизм - вид спорта, способствующий
укреплению здоровья, исправлению и лечению многих врожденных и приобретенных
заболеваний, развитию физических способностей человека. Ни в одной
из рекомендованных Министерством образования программ по физической культуре
нет раздела, посвященного развитию силовых качеств по средством АГ. Я
рекомендую вводить атлетизм в уроки для учащихся старших классов.
Эта программа, включающая в себя
подготовительный курс упражнений с собственным весом, упражнения с резиновыми
амортизаторами, комплексы упражнений с гантелями, со штангой и на тренажерах,
позволит в течение 1,5-3 лет достичь не только физического совершенства, но и морально
подготовить себя к различным стрессовым состояниям:
- делает человека сильнее физически и
духовно;
- развивает гибкость,силу,выносливость;
- повышает работоспособность;
- повышает иммунитет;
- помогает контролировать вес тела;
- снимает стрессы;
- укрепляет костно-мышечный корсет;
- придает уверенность в себе.
Работая по программе, которая включает
рекомендации тренера и врача по личной гигиене, закаливанию, физиологическим
процедурам, знакомит учащихся с физиологическими особенностями организма, проявляющимися
во время тренировок, обучаю учащихся самоконтролю, соблюдению правильного
режима дня, рациональному и сбалансированному питанию, введению здорового
образа жизни.Начинающие занимаются по облегченной программе ( первое время по
20-30 минут ). Постепенно продолжительность и интенсивность тренировок
увеличивается. Для занятий АГ предусматривается около 1,5 часов тренировочной
работы, включая паузы для отдыха, при 3 тренировках в неделю. Все
систематически занимающиеся АГ дают стабильный рост показателей физической
подготовки.
Заключение:Данная программа способствует
использованию новых здоровьесберегающих технологий в процессе урока физической
культуры и укреплению здоровья учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.