Роль
национальных игр в организации учебного процесса.
Куспанов Салават
Сайпеденович –учитель физической культуры первой
категории Аккольской
средней школы Курмангазинского района Атырауской области
Здоровье – одно из высших человеческих ценностей. В нашей стране
физическая культура и спорт стали важным фактором всестороннего
развития личности. Неустанная забота правительства о здоровье и
физическом развитии людей-это создание условий для дальнейшего развития
всей казахстанской системы физического воспитания.
Национальные игры в учебном процессе вносят огромный вклад в развитие
здоровья, физических и нравственных качеств школьников.
Образовательные задачи национальной игры предполагают
совершенствование и закрепление навыков естественных движений в беге,прыжках,
метаниях, а также умений, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой
атлетикой, спортивными играми.
Воспитательные задачи национальной игры способствуют развитию
физических(быстроты , силы, ловкости, меткости, выносливости) и морально
–волевых( смелости, честности, коллективизма) качеств ребенка.
Оздоровительные задачи определяют нормальное физическое развитие
учащихся, укрепление их здоровья.
Казахские игры, которых насчитывается больше 500 можно разделить
на взрослые и детские, а также мужские и женские, групповые и
индивидуальные, подвижные и неподвижные. Национальные игры и развлечения
спортивного характера, укрепляющие дух и тело, зародились у казахов в глубокой
древности и дошли до наших времен. В условиях кочевого образа жизни основными
формами физической культуры и главными средствами физического воспитания
казахов оставались конные виды спорта и игры, а среди детей подвижные игры. Они
создавали особые свойства в природе человека, влияя на его физическое строение
и развивали такие способности как: дальнозоркость, меткость глаза,
осторожность, наблюдательность, навыки в беге, лазании, прыжках, требовали от
человека не только высоких физических качеств, но и больших умственных
способностей.
В Аккольской средней школе Курмангазинского района Атырауской
области где я работаю более 25 лет учителем физической культуры в течении многих
лет проводились и проводится большая работа по привлечению учащихся школы к
активным занятиям физической культуры и спортом, внедрению здорового образа
жизни .Учителя нашей школы в своей работе уделяют огромное значение казахским
национальным играм.Так как в настоящее время очень актуален вопрос о повышении
роли игры во всестороннем воспитании школьников. Ведь от того, какое содержание
будет вкладываться учителем в содержание урока, в предлагаемые детям игры,
зависит успех передачи обществом своей культуры нашему подрастающему
поколению.
Национальные игры в учебном процессе не требуют использования
особых специальных спортивных сооружений. Им свойственна комплексность и
всесторонность развития ребенка. Приведу примеры самых распространенных игр,
включенных в учебный процесс нашей школы.
«Тоғыз құмалақ» (настольная
спортивная игра)-старинная очень
увлекательная, требующая большой смекалки и сообразительности, интеллектуальная
игра.Два участника играют 162-мя шариками (құмалақами)
на специальной доске. На
ней по два ряда лунок-по 9 в каждом и две бороздки(қазан) Суть
игры в том, чтобы собрать в своем казане как можно больше «құмалақов» противника. Игра развивает математическое мышление и воспитывает
выдержку. В ученом мире ее называли « алгеброй чабанов» Игра строится не только
на скорости подсчета, но и на тактике.
«Бес тас»- «Пять камешков» Игра, развивающая точность движений, скорость
реакции. Играют камешками или костями. Одну кость игрок подбрасывает вверх,
подбирает одну лежащую и ловит подброшенную. Одна кость откладывается.Снова
подбрасывается кость вверх, подбирается вторая, третья ,четвертая. Далее игра
постепенно усложняется.
«Аркан тарту»-«Перетягивание каната». Место проведения и
обуродование: площадка, зал, коридор. Для игры нужен канат 8-10
м длиной На земле проводятся две параллельные линии с расстоянием между ними
2-3 метра, середина каната обозначается красной, синей или любой цветной
лентой. Разделившись, игроки обеих команд становятся на расстоянии 1метр от
середины каната друг против друга, держатся за канат.По сигналу каждая команда
тянет канат в свою сторону. Побеждает та команда , которая из трех попыток
перетянула большее число раз.
Правила игры: 1. Нельзя сильно дергать канат. 2. Надо следить,
чтобы во время перетягивания одна из команд не отпустила канат. Если одна из
команд отпустит канат, то участники другой команды могут получить травмы. 3.
Длительность каждого перетягивания 30-40 секунд. Перед повторным перетягиванием
делают перерыв 1-1,5 минут.
В нашей школе из года в год работают спортивные
кружки по баскетболу, волейболу, футболу, настольному теннису, шашкам,
шахматам.В числе этих кружков работает и кружок по «тоғызқұмалақу».
В кружках учащиеся совершенствуют свое мастерство под руководством своих
учителей. Учащиеся нашей школы не раз становились призерами многих спортивных
соревнований и спартакиад. Причем, глядя на своих учеников, стараются не
отставать и их учителя. В соревнованиях по национальным казахским играм среди
учителей в составе команды нашей школы выступают не только учителя физической
культуры, но и многие другие учителя предметники, показывая хороший пример
своим ученикам.
В школе стало традицией во время декады физической культуры
проведение национальных игр « Ұлттық
ойындары ». Во время декады
школьники узнают не только традиции и обряды своего народа, но и играют в
старинные казахские игры.
Казахские национальные игры направлены на развитие у школьников
физических и духовных качеств:
физической силы –
« қазақша күрес »
выносливости – « байға »
ловкости – « қүміс алу »
меткости – лучные состязания
смекалки – « тоғыз құмалақ »
Разнообразие естественных движений, в большинстве случаев на свежем
воздухе, способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата,
улучшению обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем
организма.Спортивные и подвижные игры служат также хорошим средством
активного отдыха, ведь хорошая игра сопровождается
эмонациональным подъемом. В подвижных и спортивных играх
совершенствуется зрение и умение ориентироваться в пространстве, укрепляется
воля. Эти игры позволяют незаметно переключаться с умственной деятельности на
разнообразные физические упражнения.Удовольствие,получаемое от занимательного
процесса игры,способствует лучшему отдыху.
Национальные игры – это историческое наследие, закрепленное
вековым опытом и жизнью многих людей,
один из важнейших элементов культуры казахского народа.
В настоящее время необходимо поднять роль детских национальных игр,
утративших свою привлекательность, особенно в городских местностях.
Учитывая интерес детей к виртуальным компьютерным играм, возможно
казахские национальные игры должны быть тщательно дополнены современными
средствами физической культуры с компьютерными элементами.
Уменьшение двигательной активности,
увеличение учебных нагрузок, создающих психологическую и эмоциональную
напряженность-отличительные черты современной школы. Высокие учебные нагрузки
выдерживают только физически хорошо развитые, выносливые, здоровые дети.
Мой опыт работы в средней общеобразовательной школе позволяет мне
сделать вывод, что хорошо поставленная работа по организаций занятий физвоспитания
с включением национальных казахских игр, интересно проведенные внеклассные
мероприятия, успешная работа спортивных кружков способствуют физическому
развитию и совершенствованию учащихся, воспитывают интерес к занятиям
физической культурой и спортом, традициям и культуре своего народа. Школа, объединившись вместе с семьей, может обеспечить
ребенку нормальное физическое развитие и помочь сохранить здоровье наших детей.
А национальные игры в учебном процессе являются наиболее универсальным и
незаменимым средством физического воспитания детей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.