Главная / Начальные классы / "Развитие и самоопределение" Контрольно-обобщающий урок в 4 коррекционом классе

"Развитие и самоопределение" Контрольно-обобщающий урок в 4 коррекционом классе

hello_html_1f6d84c5.gifhello_html_m2b1a4e00.gif


Пояснительная записка



В пособии представлена методическая разработка контрольно - обобщающего урока обязательных занятий по выбору «Развитие и самоопределение» в 4 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Основной целью урока является создание игровой атмосферы, позволяющей в непринужденной форме обобщить знания обучающихся о зрительно-пространственной ориентации.

Данный тип урока позволяет решить множество коррекционно-развивающих и воспитательных задач: обогащение словаря учащихся, формирование навыков связной речи, творческого воображения, мышления, умение самостоятельно обобщать и делать выводы.

Подобранные на данном уроке задания, предусматривают их выполнения по закрепленному правилу или усвоенному алгоритму, предполагают активные самостоятельные действия учащихся (анализ, сравнение, обобщение, классификация), а также дают возможность каждому ученику самостоятельно от начала до конца в соответствии с заданной целью построить весь цикл деятельности и выбрать для этого подходящие средства: усвоенные знания, личный жизненный опыт, адекватные методы и приёмы работы.









hello_html_5acbad38.gif

Развитие мышления


Контрольно-обобщающий урок

Цель: коррекция пространственного мышления, оптического гнозиса и зрительного внимания. hello_html_m6f0b1d3.gifhello_html_m6f0b1d3.gif

Задачи:

1 . Обобщить и закрепить навыки зрительно-пространственной ориентации, пространственные понятия, умение самостоятельно употреблять предлоги «в», «на», «над», «под», «около», «между» на практике.

2.Развитие внимания, мышления, связной речи.

3. Воспитание самостоятельности.

Оборудование:

  • Пазлы «Друг Лунтика»;

  • дидактический материал к игре «Детский мир»;

  • зашумлённая картинка;

  • кукла Лунтик;

  • карточки «Лунное лото»;

  • индивидуальные карточки для самостоятельной работы;

  • жетоны для рефлекции; hello_html_m6f0b1d3.gif

  • целлофановые пакеты для физминутки;

  • вhello_html_m764d5429.gifолшебный мешочек «Сюрприз от Лунтика»;

  • карта для игротренинга.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- сообщение темы занятия.

2. Разминка.

Игротренинг по коррекции зрительно – пространственной ориентации «Повтори за мной» (приложение 1)

Учитель:

- Вот моя правая рука, покажи свою такую.

-Повтори за мной (указательный палец правой руки к носу, ладонь правой руки к подбородку, ладонь напротив груди).

-Это моя левая рука. Дотронься левой рукой до правого уха.

-Что у тебя за спиной, перед тобой, справа от тебя, слева от тебя, над головой, под ногами.

3. Основной этап занятия:

Учитель: К нам в гости прилетел Лунтик ( приложение 2 )

- Как вы думаете, с какой планеты он прилетел?

-hello_html_m4962504.gif Пока он к нам летел, в голове у Лунтика все перепуталось. Он не помнит, где «право», а где «влево», не знает где «верх», а где «низ». Давайте ему поможем разобраться в пространственных понятиях.

Игра «Лунное лото» (приложение 3)

На карточках изображен человечек-предлог.

Учитель называет предлог, а обучающиеся должны выложить карточки в том порядке, в котором учитель называет человечка – предлог.

- человечек – предлог в кубе, над кубом, из куба, под кубом, на кубе, за кубом.

Учитель: Лунтик в путешествие взял несколько вещей, но они в полете перепутались. Помогите Лунтику разобрать чемодан.

Игра «Зашумленная картинка» (приложение 4)

Дети называют предметы (ведро, чайник, рыба, мяч, ёлочка).

Учитель: У Лунтика на Земле есть друг. Возьмите конверте с пазлами, соберите их и узнаете, кто является другом Лунтика

Игра «Собери картинку» (приложение 5 )

- Кто на картинке впереди зайчика?

-Что сзади?

-Что слева от зайчика, а что справа?

- Что у зайчика в правой лапке, а что в левой?

Кhello_html_1159d3c.gifто над зайчиком?

Учитель :- Лунтик пришел в магазин «Детский мир». Давайте поможем Лунтику купить игрушку.

Игра «Детский мир» (приложение 6)

Дети по очереди выступают в роли продавца и покупателя.

Например - подайте мне, пожалуйста, игрушку, которая находится на второй полочке между барабаном и мячом.



Физминутка

Работа с целлофановым пакетом.

- не помогая левой рукой, собери правой рукой пакет в кулак;

- тоже самое, только левой рукой

- собрать в правый кулак пакет и за спинкой стула передать пакет в левую руку.

4.Самостоятельная работа

Предлагаются индивидуальные карточки с заданием

(приложение 7)

5.Рефлексия

Учитель: У вас на парте лежат жетоны (приложение 8).

Оhello_html_m4ebb2933.gifцените себя самостоятельно – если у вас на занятии все получилось и вы довольны результатом – поднимите красный жетон, а если у вас что-то не получилось - желтый.

6. Подведение итогов

Учитель: Пока вы выполняли самостоятельную работу Лунтик улетел домой , но он оставил вам послание. Послание закодированное, каждая буква соответствует цифре, соберите цифры от1 до 7 и вы узнаете, что вам сказал Лунтик (приложение 9).

Дети хором читают – молодец.

Учитель: Вы хорошо потрудились. Лунтик решил вас отблагодарить и оставил вам сюрприз. Но вы должен его отыскать по инструкции (дойди до двери, поверни направо, найди на полке шкафа коробку, в ней находится сюрприз). Занятие закончено. Можете отдыхать. До свидания.





















hello_html_m6a962cfa.gif

Заключение

Целенаправленные занятия по формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения её. А это меняет их отношение к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.

Предложенные задания в игровой форме помогают повторить пространственные понятия, как «справа», «слева», «направо», «налево», «вверху», «внизу», «первый», «последний»; закрепить в речи использование предлогов «в», «на», «над», «под», «за», «перед», «около», «между» обозначающих расположение предметов относительно друг друга.

Выполняя задания, дети развивают зрительное восприятие, внимание, мышление и память, а раскрашивание картинок и физминутка развивает мелкую моторику и координации движения руки.

Разнообразные игровые задания способствовали росту интереса учеников к занятию и снимали проблему утомляемости.



hello_html_m14cbb977.gif

Приложение 1











hello_html_m1e0367c3.jpg













hello_html_5f5a02ae.gif

Приложение 2



Приложение 2







hello_html_780f1238.jpg

hello_html_m63599bf5.gif

Приложение 3

Лhello_html_m4f40f85a.jpg

У

hello_html_m5125bffe.jpg




Н

hello_html_6931927c.jpg

Т

hello_html_m74537929.jpg


Иhello_html_m4e5858ba.jpg


К

hello_html_m22b1cdf4.jpg




Пhello_html_mc5f204f.gifриложение 4









hello_html_m559f6832.jpg













Пhello_html_m3f3c04bd.gifриложение 5



hello_html_408d0fa4.png









Пhello_html_m3f3c04bd.gifриложение 6



hello_html_7f8e185.jpg















Пhello_html_m3f5eba41.gifриложение 7

Колпачок первого гномика раскрась красным цветом, колпачок последнего - оранжевым, колпачок гномика, стоящего предпоследним, - синим. У гномика, стоящего между вторым и четвёртым, раскрась колпачок зеленым цветом.





hello_html_118c9f2c.jpg









Пhello_html_71018ca8.gifриложение 8



















































hello_html_739c08ce.gif

Приложение 9





1

5

2

6

3

7

4

м

д

о

е

л

ц

о





































Урок геометрии в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Тема: «Треугольники».

Тип урока: комбинированный.

Цель: учить детей классифицировать треугольники по видам углов, вычерчивать их.

Задачи: а)-формировать у детей понятия: прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, остроугольный треугольник;

- учить детей приемам вычерчивания треугольников, основываясь на знаниях о видах углов.

б)- корригировать и развивать зрительное восприятие через упражнения в узнавании и различении углов на рисунках предметов;

- корригировать и развивать внимание через упражнение на выделение названного треугольника из общего количества;

- корригировать и развивать мыслительную деятельность через выполнение заданий на сопоставление собственных устных высказываний и зрительного образа треугольников;

-развивать в детях умение использовать в своей речи геометрические понятия;

- развивать в детях умение ориентироваться на площади листа, при выполнении чертежей и рисунков

в)- воспитывать в детях умение объективно оценивать свою работу;

- воспитывать интерес к предмету посредством занимательных заданий.

Оборудование: таблицы для устной работы, карточки для индивидуальной работы, учебники, тетради, проектор и ноутбук для презентации, чертежные инструменты.

Речевой материал: остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник, прямоугольный треугольник.

Ход урока.

I. Организационный этап.

Цель: подготовка детей к работе, решение воспитательной задачи.



-Здравствуйте, ребята.

-Сели спокойно, приготовились работать.

-Начинаем урок геометрии.

-Объяснить пословицу: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». (Объяснение дают 2-3 ребенка).

-.Перед тем, как что-нибудь сделать, надо все обдумать. Убедиться, что задание выполните правильно, аккуратно. Сегодня на уроке так и нужно работать.



II. Актуализация знаний.

Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, повторение пройденного материала, подготовить к восприятию новой темы.



1. Повторение.

- Назвать тему прошлого урока (многоугольники).

- Что такое многоугольник? (Определения повторяют 2,3 человека. Дети 3 варианта пользуются памяткой на протяжении всего урока).

-Назвать элементы многоугольника.



2. Проверка домашней работы.

-Какое задание нужно было выполнить? (Начертить углы.1 вариант - начертить острый и тупой углы в верхней части листа, в центре. 2 вариант- начертить два прямых угла справа и слева листа, расположив их на одной линии. 3 вариант – начертить острый угол, в центре листа, вершиной вверх).

-Назвать элементы угла.

-Посмотрите на мои рисунки, определите, какой из них соответствует вашему расположению углов.

-Сделайте такой же рисунок (от руки). (Индивидуальная работа с детьми, которые испытывают затруднения).

hello_html_m76320787.jpghello_html_m2ce0ca54.jpghello_html_m1b21c56d.jpg

-Какие предметы получились на рисунках? (каждый вариант называет свой рисунок).

-Для чего нужен такой колпак? (для Новогоднего костюма).

-Цветным карандашом отметьте вершины углов, которые чертили дома.



3. Итог.

-Работали хорошо. Домашнюю работу проверю, оценки выставлю в журнал.

-Оценки за устную работу…



4.Постановка цели урока.

-Мы повторили названия углов и, опираясь на эти знания, вспомним классификацию треугольников по видам углов. Будем учиться их чертить, находить на чертежах и рисунках.

Слайд 1(тема) – «Классификация треугольников по видам углов».



III. Основная часть.



1. Работа с тетрадью. (Орфографический режим.)

- Открыли тетради, слева направо отступаем 4 клетки, записываем слова «Классная работа», на полях – дату.



2. Объяснение нового материала.

Цель: дать понятие о видах треугольников в зависимости от величины угла, познакомить с приёмами их построения.



- Учимся вычерчивать треугольники по видам углов.

а). Начинаем работу вместе со мной.

- Чертим прямой угол АВС. Отметим его.

-Что нужно сделать, чтобы получился треугольник?

-Кто вспомнит название этого треугольника?

Словарная работа ( открывается карточка– «прямоугольный треугольник»).

(Повторить название треугольника детьми 3 варианта по слогам с индивидуальной карточки).

-Подпишем его название.

- Что такое треугольник?

-Чертим следующий треугольник.



б). Объяснение материала у доски детьми 1 варианта по плану. ( План вывешивается на доске, читается поэтапно учеником).

1.Начертить тупой угол.

2.Достроить его до треугольника.

3.Подписать название. Словарная работа (открывается карточка – «тупоугольный треугольник»).

(Повторить название треугольника детьми 3 варианта по слогам с индивидуальной карточки).

Работа ученика оценивается сразу.



в). Построение остроугольного треугольника.

-Кто вспомнит, сколько острых углов в остроугольном треугольнике?

-Начертить на доске (дети 2 варианта).

-Подписать название. Словарная работа (3 вариант - по карточкам).

Работа ученика оценивается.

  1. Зрительная гимнастика (по таблицам).



hello_html_c459708.gif



  1. Закрепление материала.

Цель: закрепить знания детей по новому материалу, учить применять знания в новых условиях.



а). Дать определение треугольникам.

-Мы начертили треугольники, дать им определение. Вместо точек подставить в предложение нужное слово (правило повторяют 2,3 ребенка).

Слайд 2, 3,4.

hello_html_m50d1700f.jpg

- От чего зависит название треугольника? (вывод делают 2,3 ученика).



б). Работа с тестом (работа по формированию самооценки учащихся).

- Проверим, как вы сможете определить вид треугольника. (Чертеж выполнен на доске, треугольник выделен цветным мелом).

hello_html_md7abfd0.gif

Определить вид треугольника, ответив на вопрос словами: ДА, НЕТ. (3 вариант работает по карточкам, пользуется памяткой). Запись выполняется в тетради.

-В тетради пишем номер задания:1.

2.

3.

- В1 ряду выделенный треугольник остроугольный.

- Во 2 ряду выделенный треугольник прямоугольный.

- В 3 ряду выделенный треугольник тупоугольный.



Проверка. Ответы зачитываются учителем. Неверный ответ дети исправляют.

1 ряд. Нет.

2 ряд. Нет.

3 ряд. Да.

- Оцените свою работу.

-Оценку «5» поставьте, если нет ошибок.

-Оценку «4» поставьте, если 1ошибка.

-Оценку «3» поставьте, если 2 ошибки

-Оценки за эту работу выставлю в журнал.



8.Работа с учебником.

-Открыли учебник на с.100 №366.

-Прочитать задание (учащиеся 1 варианта).

-Кому не понятно?

- Дополнительное задание дано на карточках (по вариантам). Индивидуальная работа с учащимися 2,3 вариантов.

-Задание проверю, оценки выставлю в журнал.



IV. Итог урока .

Цель: подвести итог о работе класса; выяснить, что нового узнали на уроке.



1.-Какую тему изучаем?

-Какие треугольники сегодня чертили?

-Повторить название треугольников.

-От чего зависит название треугольников? (от вида угла).



12. Задание на дом.

-По образцу начертить рисунок.



hello_html_mf6d9c7.gif



-Что изображено на рисунке?

-Записать вид треугольников, из которых он состоит.

-3 вариант – начертить чертеж.

-Кому не понятно задание?

-Для чего нужны знания о треугольниках?

- Хоть этот корабль и нарисован, но и при постройке настоящих кораблей нужны знания о треугольниках и углах, чтобы корабль был прочным, не мог утонуть.



3. Оценка работы класса. Выставление оценок за урок. ….



4.Занимательная минутка (формирование интереса к предмету).

-А сейчас посетим сказочную страну геометрию и познакомимся со сказочным героем.

Слайд 5.

hello_html_a9afeb2.jpg



-Кто изображен на рисунке?

- Из каких фигур он состоит?

-Выходите к доске, показываете треугольник, даете ему определение.





-Урок окончили, отдыхайте.













Педагогическая идея заключается в использовании коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики, как средство развития высших психических функций учащихся с нарушением интеллекта. Урок способствует созданию оптимальных условий для упражнения и развития различных психических процессов, для развития способностей учащихся, интереса к предмету. Для этого в содержание урока, на разных его этапах, включены специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного и слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логичности мышления. Игры и занимательные упражнения построены на совокупности приемов, помогающих учащимся систематизировать и закреплять свои знания о различных объектах, их назначении, связях между ними.

Особое значение придается реализации личностно-ориентированного подхода. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности, позволяющие учащимся высказывать свое мнение. Используются приемы дифференциации заданий и самоконтроля. Что способствует развитию самостоятельности, умению контролировать свою деятельность, созданию ситуации успеха.







hello_html_m4d466bb7.png

28



"Развитие и самоопределение" Контрольно-обобщающий урок в 4 коррекционом классе
  • Начальные классы
Описание:

 

 

Пояснительная записка

 

 

В пособии представлена  методическая разработка контрольно - обобщающего  урока обязательных занятий по выбору «Развитие и самоопределение» в 4 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Основной целью урока  является создание  игровой атмосферы, позволяющей в непринужденной форме обобщить   знания обучающихся о зрительно-пространственной ориентации.

Данный тип урока позволяет решить множество коррекционно-развивающих и воспитательных задач: обогащение словаря учащихся, формирование навыков связной речи, творческого воображения, мышления,  умение  самостоятельно обобщать и делать выводы.

Подобранные на данном уроке задания, предусматривают их выполнения по закрепленному правилу или усвоенному алгоритму, предполагают  активные самостоятельные действия учащихся (анализ, сравнение, обобщение, классификация), а также дают возможность каждому ученику самостоятельно от начала до конца в соответствии с заданной целью построить весь цикл деятельности и выбрать для этого подходящие средства: усвоенные знания, личный жизненный опыт, адекватные методы и приёмы работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мышления

 

Контрольно-обобщающий урок

Цель: коррекция пространственного мышления, оптического гнозиса и зрительного внимания.

Задачи:

1 . Обобщить и закрепить навыки зрительно-пространственной ориентации,  пространственные понятия, умение  самостоятельно  употреблять предлоги «в», «на», «над», «под»,  «около», «между» на практике.

2.Развитие внимания, мышления, связной речи.

3. Воспитание  самостоятельности.

Оборудование:

    Пазлы «Друг Лунтика»;

     дидактический материал к игре «Детский мир»;

    зашумлённая картинка;

     кукла Лунтик;

     карточки «Лунное лото»;

     индивидуальные карточки для самостоятельной работы;

     жетоны для рефлекции;

    целлофановые пакеты для физминутки;

    волшебный мешочек «Сюрприз от Лунтика»;

    карта для игротренинга.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- сообщение темы занятия.

2. Разминка.

Игротренинг по коррекции зрительно – пространственной ориентации «Повтори за мной» (приложение 1)

Учитель:

- Вот моя правая рука, покажи свою такую.

-Повтори за мной (указательный палец правой руки к носу, ладонь правой руки к подбородку, ладонь напротив груди).

-Это моя левая рука. Дотронься левой рукой до правого уха.

-Что у тебя за спиной, перед тобой, справа от тебя, слева от тебя, над головой, под ногами.

3. Основной этап занятия:

Учитель: К нам в гости прилетел Лунтик ( приложение 2 )

- Как вы думаете, с какой планеты он прилетел?

- Пока он к нам летел, в голове у Лунтика все перепуталось. Он не помнит,  где «право», а где «влево», не знает где «верх», а где «низ». Давайте ему поможем разобраться в пространственных понятиях.

Игра «Лунное лото» (приложение 3)

На карточках изображен человечек-предлог.

Учитель называет предлог, а обучающиеся должны выложить карточки в том порядке, в котором учитель называет человечка – предлог.

 - человечек – предлог в кубе, над кубом, из куба, под кубом, на кубе, за кубом.

Учитель: Лунтик в путешествие  взял несколько вещей, но они в полете перепутались. Помогите Лунтику  разобрать чемодан.

Игра «Зашумленная картинка» (приложение 4)

Дети  называют предметы (ведро, чайник, рыба, мяч, ёлочка).

Учитель: У Лунтика на Земле есть друг. Возьмите конверте с пазлами, соберите их и узнаете, кто является другом Лунтика

Игра «Собери картинку» (приложение 5 )

- Кто на картинке  впереди зайчика?

-Что сзади?

-Что слева от зайчика, а что справа?

- Что у зайчика в правой лапке, а что в левой?

Кто над зайчиком?

Учитель :- Лунтик пришел в магазин «Детский мир». Давайте поможем Лунтику купить игрушку.

Игра  «Детский мир» (приложение 6)

Дети по очереди выступают в роли продавца и покупателя.

Например -  подайте мне, пожалуйста, игрушку, которая находится  на второй полочке между  барабаном и мячом.

 

Физминутка

Работа с целлофановым пакетом.

 - не помогая левой рукой, собери правой рукой  пакет в кулак;

- тоже самое, только левой рукой

- собрать в правый кулак пакет и за спинкой стула передать пакет в левую руку.

4.Самостоятельная работа

Предлагаются  индивидуальные карточки с заданием

 (приложение 7)

5.Рефлексия

Учитель: У вас на парте лежат жетоны (приложение 8).

Оцените себя самостоятельно – если у вас на занятии все получилось и вы довольны результатом – поднимите красный жетон, а если у вас что-то не получилось  - желтый.

6. Подведение итогов

Учитель: Пока вы выполняли самостоятельную работу Лунтик  улетел домой , но он оставил вам послание. Послание закодированное, каждая буква соответствует цифре, соберите цифры от1 до 7 и вы узнаете, что вам сказал Лунтик (приложение 9).

 Дети хором читают – молодец.

Учитель:Вы  хорошо потрудились. Лунтик решил вас отблагодарить и оставил вам сюрприз. Но вы должен его отыскать по инструкции (дойди до двери, поверни направо, найди на полке шкафа коробку, в ней находится сюрприз). Занятие закончено. Можете отдыхать. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целенаправленные занятия  по формированию мышления существенно изменяют способы  ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять  существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы  достижения её.  А это  меняет  их отношение к задаче, ведет к оценке собственных действий  и разграничению  правильных и неправильных.  У детей  формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.

Предложенные задания в игровой форме помогают повторить  пространственные  понятия, как «справа», «слева», «направо», «налево», «вверху», «внизу», «первый», «последний»; закрепить  в речи использование предлогов «в», «на», «над», «под», «за», «перед», «около», «между» обозначающих  расположение предметов относительно друг друга.

Выполняя задания, дети  развивают зрительное восприятие, внимание, мышление и память, а раскрашивание картинок и физминутка  развивает мелкую моторику и координации движения руки.

Разнообразные игровые задания  способствовали  росту интереса учеников к занятию и  снимали проблему утомляемости.

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Л

У

 

 

 

Н

 

Т

 

 

И

 

К

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Колпачок  первого гномика раскрась  красным цветом, колпачок последнего  - оранжевым, колпачок гномика, стоящего предпоследним, -  синим. У гномика, стоящего между вторым и четвёртым, раскрась колпачок зеленым цветом.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение   8

 

J

J

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

 

 

1

5

2

6

3

7

4

м

д

о

е

л

ц

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

   Урок  геометрии в  6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы VIII вида.

        

                                                                              Тема: «Треугольники».

        

         Тип урока: комбинированный.                  

         Цель: учить детей классифицировать треугольники по видам углов, вычерчивать их.

Задачи: а)-формировать у детей понятия: прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, остроугольный треугольник;

              - учить детей приемам вычерчивания треугольников, основываясь на знаниях о видах углов.

              б)- корригировать и развивать  зрительное восприятие через упражнения в узнавании и различении углов на рисунках предметов;

                   - корригировать и развивать  внимание через упражнение на выделение названного треугольника из общего количества;

                   - корригировать и развивать мыслительную деятельность через выполнение заданий на сопоставление собственных устных высказываний и зрительного образа треугольников;

                   -развивать в детях умение использовать в своей речи геометрические понятия;

                   - развивать в детях умение ориентироваться на площади листа, при выполнении чертежей и рисунков

              в)- воспитывать  в детях  умение объективно оценивать свою работу;

              - воспитывать интерес к предмету посредством занимательных заданий.

Оборудование: таблицы для устной работы, карточки для индивидуальной работы, учебники, тетради, проектор и ноутбук для презентации, чертежные инструменты.

Речевой материал: остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник, прямоугольный треугольник.

                                                   Ход урока.

I. Организационный этап.

Цель: подготовка детей к работе, решение воспитательной задачи.

 

-Здравствуйте, ребята.

-Сели спокойно, приготовились работать.

-Начинаем урок геометрии.

-Объяснить пословицу: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». (Объяснение дают 2-3 ребенка).

-.Перед тем, как что-нибудь сделать, надо все обдумать. Убедиться, что задание выполните правильно, аккуратно. Сегодня на уроке так и нужно работать.

 

II. Актуализация знаний.

Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, повторение пройденного материала, подготовить к восприятию новой темы.

 

1. Повторение.

- Назвать тему прошлого урока (многоугольники).

- Что такое многоугольник? (Определения повторяют 2,3 человека. Дети 3 варианта пользуются памяткой на протяжении всего урока).

-Назвать элементы многоугольника.

 

2. Проверка домашней работы.

-Какое задание нужно было выполнить? (Начертить углы.1 вариант - начертить острый и тупой углы в верхней части листа, в центре. 2 вариант- начертить два прямых угла справа и слева листа, расположив их на одной линии. 3 вариант – начертить острый угол, в центре листа, вершиной вверх).

-Назвать элементы угла.

-Посмотрите на мои рисунки, определите, какой из них соответствует вашему расположению углов.

-Сделайте такой же рисунок (от руки). (Индивидуальная работа с детьми, которые испытывают затруднения).

        

-Какие предметы получились на рисунках? (каждый вариант называет свой рисунок).

-Для чего нужен такой колпак? (для Новогоднего костюма).

-Цветным карандашом отметьте вершины углов, которые чертили дома.

 

3. Итог.

-Работали хорошо. Домашнюю работу проверю, оценки выставлю в журнал.

-Оценки за устную работу…

 

4.Постановка цели урока.

-Мы повторили названия углов и, опираясь на эти знания, вспомним классификацию треугольников по видам углов. Будем учиться их чертить, находить на чертежах и рисунках.

    Слайд 1(тема) – «Классификация треугольников по видам углов».

 

III. Основная часть.

 

1. Работа с тетрадью. (Орфографический режим.)

            - Открыли тетради, слева направо отступаем  4 клетки, записываем слова «Классная работа», на полях – дату.

 

2. Объяснение нового материала.

Цель: дать понятие о видах треугольников в зависимости от величины угла, познакомить с приёмами их построения.

 

- Учимся вычерчивать треугольники по видам углов.

         а). Начинаем работу вместе со мной.

            - Чертим прямой угол АВС. Отметим его.

            -Что нужно сделать, чтобы получился треугольник?

            -Кто вспомнит название этого треугольника?

             Словарная работа ( открывается карточка– «прямоугольный треугольник»).

(Повторить название треугольника детьми 3 варианта по слогам с индивидуальной карточки).

            -Подпишем его название.

- Что такое треугольник?

-Чертим следующий треугольник.

 

б). Объяснение материала у доски детьми 1 варианта по плану. ( План вывешивается на доске, читается поэтапно учеником).

1.Начертить тупой угол.

2.Достроить его до треугольника.

         3.Подписать название. Словарная работа (открывается карточка – «тупоугольный треугольник»).

(Повторить название треугольника детьми 3 варианта по слогам с индивидуальной карточки).

 Работа ученика оценивается сразу.

 

в). Построение остроугольного треугольника.

-Кто вспомнит, сколько острых углов в остроугольном треугольнике?

-Начертить на доске (дети 2 варианта).

-Подписать название. Словарная работа (3 вариант - по карточкам).

Работа ученика оценивается.

 

3.       Зрительная гимнастика (по таблицам).

 

 

4.       Закрепление материала.

Цель: закрепить знания детей по новому материалу, учить применять знания в новых условиях.

 

 а). Дать определение треугольникам.

-Мы начертили треугольники, дать им определение. Вместо  точек подставить в предложение нужное слово (правило повторяют 2,3 ребенка).

Слайд 2, 3,4.

 

- От чего зависит название треугольника?  (вывод делают 2,3 ученика).

 

б). Работа с тестом (работа по формированию самооценки учащихся).

- Проверим, как вы сможете определить вид треугольника. (Чертеж выполнен на доске, треугольник выделен цветным мелом).

Определить вид треугольника, ответив на вопрос словами: ДА, НЕТ. (3 вариант работает по карточкам, пользуется памяткой). Запись выполняется в тетради.

-В тетради пишем номер задания:1.

                                                              2.

                                                                  3.

        - В1 ряду выделенный треугольник остроугольный.

        - Во 2 ряду  выделенный треугольник прямоугольный.

        - В 3 ряду выделенный треугольник тупоугольный.

 

        Проверка. Ответы зачитываются учителем. Неверный ответ дети исправляют.

1 ряд. Нет.

2 ряд. Нет.

3 ряд. Да.

- Оцените свою работу. 

-Оценку «5» поставьте, если нет ошибок.

         -Оценку «4» поставьте, если 1ошибка.

-Оценку «3» поставьте, если 2 ошибки

-Оценки за эту работу выставлю в журнал.

 

        8.Работа с учебником.

-Открыли учебник на с.100 №366.

-Прочитать задание (учащиеся 1 варианта).

-Кому не понятно?

- Дополнительное задание дано на карточках (по вариантам). Индивидуальная работа с учащимися 2,3 вариантов.

-Задание проверю, оценки выставлю в журнал.

 

IV. Итог урока .

Цель: подвести итог о работе класса; выяснить, что нового узнали на уроке.

 

1.-Какую тему изучаем?

 -Какие треугольники сегодня чертили?

 -Повторить название треугольников.

-От чего зависит название треугольников? (от вида угла).

 

12. Задание на дом.

-По образцу начертить рисунок.

 

 

         -Что изображено на рисунке?

-Записать вид треугольников, из которых он состоит.

-3 вариант – начертить чертеж.

-Кому не понятно задание?

         -Для чего нужны знания о треугольниках?

         - Хоть этот корабль и нарисован, но и при постройке настоящих кораблей нужны знания о треугольниках  и углах, чтобы корабль был прочным, не мог утонуть.

 

   

3. Оценка работы класса. Выставление оценок за урок. ….

 

4.Занимательная минутка (формирование интереса к предмету).

-А сейчас посетим сказочную страну геометрию и познакомимся со сказочным героем.

Слайд 5.

 

 

         -Кто  изображен на рисунке?

        - Из каких фигур он состоит?

-Выходите к доске, показываете треугольник, даете ему определение.

 

 

-Урок окончили, отдыхайте.

 

 

        

 

 

 

 

 Педагогическая идея заключается в использовании коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики, как средство развития высших психических функций учащихся с нарушением интеллекта. Урок способствует созданию оптимальных условий для упражнения  и развития различных психических процессов, для развития способностей учащихся, интереса к предмету.  Для этого  в содержание урока, на разных его этапах, включены специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного и слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логичности мышления. Игры и занимательные упражнения построены на совокупности приемов, помогающих учащимся систематизировать и закреплять свои знания о различных объектах, их назначении, связях между ними.

 

Особое значение придается реализации личностно-ориентированного подхода. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности, позволяющие учащимся высказывать свое мнение. Используются приемы дифференциации заданий и самоконтроля. Что способствует развитию самостоятельности, умению контролировать свою деятельность, созданию ситуации успеха.          

Автор Лучина Наталья Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 320
Номер материала 46229
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓