Главная / Начальные классы / "Работа с притчей способствует развитию универсальных учебных действий"

"Работа с притчей способствует развитию универсальных учебных действий"

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifУчитель начальных классов Мизёва Валентина Дмитриевна

МБОУ «СОШ № 8» г. Краснокамска



Работа с притчей способствует развитию универсальных учебных действий

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов обучающегося при работе с текстом.

Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию об интересующем нас явлении или событии, что требует владения умением читать с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение).

Обычно, таким образом, мы читаем художественную литературу (рассказы, стихи, сказки и т.п.).

Более подробно остановлюсь на особенностях работы с притчами на уроках и во внеклассной деятельности, поскольку именно этот вид текстов (особенно разбор притч) представляет определенную сложность для педагогов. Но именно притча более удобна в использовании на уроке:

  • краткое содержание;

  • нет прямого указания на мораль;

  • интересна обучающимся.

Однако, с другой стороны, именно притча обладает, на мой взгляд, наибольшим воспитательным потенциалом, развивает аналитические навыки, логическое и образное мышление.

Почему я выбрала этот материал? Потому что часто дети читают текст, глубоко не вникая в него, не понимая содержание, а порой и теряют мысль. Притча учит их пытаться осмысливать прочитанное. Поэтому учитель стоит перед выбором: либо ты им даешь сухую информацию, либо – пытаешься воспитывать, что-то обсуждая на жизненных примерах. Для себя я решила: пусть лучше ученики получат меньше точной информации, но я попытаюсь их вызвать на откровенный разговор, затронуть душевные струнки, что, возможно, когда-то в них отзовется. И для этого притча оказалась самым подходящим материалом. Благодаря своей краткости и иносказательному языку она может передать то, что мы хотим сказать, не впадая в морализаторство, которое отталкивает ученика. К сожалению, наши дети любую мораль или замечание воспринимают как: «А она меня сегодня ругала». Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению (а не учитель сообщает детям готовое «правильное» решение).

Причта – это удивительный жанр. Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча, как правило, не требует доказательств. Она строится на сравнении, подобии, противопоставлении явлений и фактов. Слово притча является переводом греческого слова paraballo, что значит "располагать в ряд". Таким образом, притча - это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения. В «Полном церковно-славянском словаре», составленном протоиереем Г. Дьяченко, дается следующее определение: «Притча — загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучительное изречение; образ». В обычной притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную духовную истину. Она – способ передачи мудрости от старшего поколения. Свойство притчи – её краткость, повторение практических наставлений в таком виде, чтобы они легко запоминались.

Есть замечательная спартанская притча о послах, которые говорили пространно и долго. Спартанцы сказали им:

-Ваша речь была слишком длинна. Пока мы слушали вторую часть, мы забыли то, что звучало впервой части. А так как мы забыли начало, мы не поняли ничего

Персонаж притчи — это чистый субъект нравственного выбора. Это один из основных принципов построения текста: он взывает к самоопределению человека, к выбору.

Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Каждая притча – это выражение духовного опыта множества жизней, она шифр духа. Каждая притча понимается слушателем по его сознанию. Мышление человека тройственно. Ему отвечают мозг, сердце и сознание. Мозг разумен, сердце чувствительно, сознание мудро. В соединении этих трех – красота, радость познания.

Притчи выполняют несколько функций:

1. Функция зеркала. Обучающийся может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.

2. Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

4. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.

Вот пример притчи, которую я часто используют на уроках и во внеклассной работе. Данная притча содержит в себе все перечисленные функции.

Функции притч




Функция хранения

опыта


Функция зеркала



Функция морали



Функция

опосредования



«Гвозди»

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь. В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели он научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше вынимать один гвоздь из ворот каждый раз когда тот не потеряет терпение. Наконец наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах».

Способы использования притч в учебном процессе:

  • Обсуждение основной идеи и смысла истории;

  • Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);

  • Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;

  • Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии,

  • изображения);

  • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;

  • Выделить ключевые понятия;

  • Инсценировка по рассказу (истории) ;

  • Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.

  • Связь содержания притч с современной жизнью;

  • Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной

исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли и т.п.);

  • Сравнение нескольких притч;


Я использовала притчи на классных часах, когда мы разбирали бесконечные «а он меня», «нет, это он меня». Например, когда мы говорили о добре, я прочитала следующую притчу. Старик шел по берегу моря и увидел молодого человека, который подбирал на берегу морские звезды и бросал их в волны. Старик спросил, зачем он это делает. Юноша ответил, что звезды умрут без воды. Старик возразил, что звезд слишком много, поэтому – что толку в его усилиях? Юноша посмотрел на звезду, которую держал в руках и сказал: «Толк есть хотя бы для нее одной. Пусть она еще поживет»… Далее я предложила детям вопросы о том, каким был этот юноша, и что такое доброта.

Когда на уроках мы говорили о том, для чего же нужно делать добро, я начала с притчи о счастье.


Притча о счастье.

Счастье бродило по свету и исполняло желания тех, кто встречался на его пути. Однажды оно упало в яму и не могло оттуда выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а счастье выполняло их. Но как-то раз к яме подошел необычный человек. Тут я сделала паузу и предложила детям продолжить историю. Это, кстати, – один из многих вариантов работы с притчей... Эта история кончается так: человек спросил у счастья, чего оно само хочет. – «Выбраться из ямы». Человек помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А счастье… побежало за ним следом… Мы говорили на уроке о том, что такое добро, о том, что настоящее добро – умножает добро, и его нужно возвращать любому человеку… Сейчас продаются сборники притч. Их можно использовать для обсуждения той или иной темы, для рефлексии в конце урока. Можно попросить детей придумать название притчи, найти подходящие по смыслу пословицы, поговорки или загадки, продолжить притчу, проиллюстрировать ее, сформулировать к ней вопросы, выделить ключевые понятия, инсценировать ее, вставить пропущенные слова.


Притча о правде. Гуляла Правда по земле голая и ее никто не принимал у себя дома. пожаловалась она Притче. Притча решила подарить ей несколько своих одежд и под этим видом она входила в каждый дом. Напрашиваются логические вопросы, которые можно задать ученикам:

1. Почему люди больше любят притчу чем правду?

2. Почему Христос и религиозные деятели чаще всего говорили притчами?

Ответы на эти вопросы позволяют сделать следующие выводы:

1.Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок

2.Притча предлагает мыслительную деятельность над сложными вопросами бытия

3.Притча остается в памяти и она удобна для восприятия

Всегда ли притча дает правильный ответ на проблемную ситуацию? Ответим и на этот вопрос языком притчи.

Притча о принципе и принце

Грубый принц за 10 дней должен был овладеть хорошими манерами, чтобы понравится принцессе. Наградой ему должна была стать женитьба на ней. Но как обучиться хорошим манерам за несколько дней. И тут на помощь к нему приходит старец, сообщающий ему некий принцип, который надо усвоить, чтобы показать все то, что так трудно усваивается и чтобы сразить принцессу.

Я спрашиваю детей, что же сообщил ему старец, если известно, что принцесса выбрала нашего героя? Какой принцип усвоил принц, чтобы принцесса его выбрала? После определенной дискуссии учитель дает ответ. Так как притча христианская в ней надо искать христианский подтекст. Оказывается принц приехал к принцессе и даже не подошел к ней, считая себя недостойным такой красавицы. Тогда принцесса сама к нему подошла и спросила, почему он себя не представляет ей. Принц ответил, что он не достоин ее. А так как он говорил искренно (усвоил принцип), то принцесса именно его и выбрала.


Притча о художнике и сапожнике. Сапожник стал давать советы как правильно рисовать человеческое лицо. « Не суди выше сапога», - ответил художник.

Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания. Таковым эталоном Бог представил нам милосердного самарянина. Притча хорошо запоминается. Полное содержание беседы вряд ли кто может пересказать. А в притче сконцентрирована суть, смысл урока. Дети, приходя, домой, рассказывают ее родным и друзьям.

Таким образом, притча может стать ценным материалом для лучшего понимания ценностей и нравственного опыта людей.

Также работу с притчами я использую при исследовательской деятельности. Например, как влияет слово на поступки…..

мудрую сказку про одну весёлую речку и что с ней случилось (с. 212 «Вершины мудрости» А. Лопатина, М. Скребцова.)

- Как вы думаете, а у нас в классе бывают такие случаи?

Жил-был один добрый человек (сосуд с водой показываю). Но вот однажды, гуляя в парке, он сломал ветку с дерева, просто так (в колбу с водой налить раствор марганца), посмотрите, он становится … Затем он совершил ещё злой поступок, пнул кошку во дворе (опять в колбу наливается вода грязная). Потом ему захотелось … И вот он стал грубый, жестокий,… Что же делать, неужели, он таким и останется? (Ему необходимо совершать добрые дела).

Какие добрые дела будет человек совершать? Дети проговаривают хорошие поступки, а в это время в колбу с грязной водой наливается чистая вода. Чистая вода наливается до тех пор, пока из колбы не выльется вся грязная вода).

Вывод: всего несколько злых, грубых поступков могут очернить человека, и очень много добрых дел необходимо совершить для того, чтобы снова стать светлым, добрым.


Многообразие форм и методов работы с текстом позволяет в полном объеме решать задачи, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов.

Таким образом, используя на уроках, во внеклассной деятельности притчи, я считаю, что у детей развивается образное мышление, к чтению текста подходят осмысленно, а также развиваются такие универсальные учебные действия, как

- личностные действия (нравственно-этическая ориентация),

- познавательные универсальные действия (смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания),

- логические универсальные действия,

- коммуникативные действия.






"Работа с притчей способствует развитию универсальных учебных действий"
  • Начальные классы
Описание:

Работа с притчами на уроках и во внеклассной деятельности, поскольку именно этот вид текстов (особенно разбор притч) представляет определенную сложность для педагогов. Но именно притча более удобна в использовании на уроке:

·        краткое содержание;

·        нет прямого указания на мораль;

·        интересна обучающимся.

 

     Однако, с другой стороны, именно притча обладает, на мой взгляд, наибольшим воспитательным потенциалом,  развивает аналитические навыки, логическое и образное мышление.

Автор Мизёва Валентина Дмитриевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 968
Номер материала 29220
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓