Главная / Иностранные языки / "ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"

"ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"

Т.Н.БЕРЕЗЯВКА

Республика Беларусь, г. Пинск, ГУО «Средняя школа № 16 г. Пинска»

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА



В период модернизации, коренного обновления форм и способов социальной жизни важное значение приобретает деятельность, направленная на раскрытие творческого потенциала, способностей личности. На первый план выдвигается проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, акценты в которой делаются на развитие и личностную реализацию ребенка. Особое значение имеет здесь иностранный язык, спецификой которого является его ярко выраженный поликультурный и социокультурный характер. Образовательная и самообразовательная функция иностранного языка, его значимость в жизни повлекла за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения и необходимость разработки психолого-педагогических основ сопровождения учащегося.

Вопрос о взаимосвязи обучения и психического развития учащихся существовал всегда. «Вопрос об отношении обучения и развития ребёнка в школьном возрасте представляет собой самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии … не могут быть не только правильно решены, но даже поставлены. Между тем этот вопрос является самым темным и невыясненным» [3, с. 374].

Поскольку в современной психологической литературе существует довольно обширный перечень обобщающих теоретических работ, посвящённых описанию различных подходов в исследовании личности и её развития, и достаточно много определений этого понятия, нужно исходить из положения о том, что необходимо осуществлять целостный подход к личности ребёнка. [3, c.3]

Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразовательного обучения. Однако его развивающие резервы полностью до сих пор не изучены. [3, c.3] Процесс обучения иноязычной речи на уроках иностранного языка может быть действенным фактором всестороннего развития личности школьника. Б.В.Беляев писал: «Обучение иностранному языку сопровождается выработкой у учащихся новых психофизиологических механизмов, с помощью которых они должны несколько иначе отражать объективную действительность. [1]

Переход к обучению детей иностранному языку в начальной школе создает совершенно иную психологическую ситуацию. Поиск оптимальных путей преодоления сложностей, возникающих в этой новой ситуации, должен идти, прежде всего, в плане возрастной и педагогической психологии. Таким образом, создавать базу для интегрирования культуры в теорию и практику преподавания предмета необходимо с начальной школы. Учителю иностранного языка, работающему с младшими школьниками, необходимо чётко представлять себе психологические особенности детей данного возраста. [4, с.109]

Это делает, в свою очередь, необходимым заново сформулировать те основные психологические функции, которые имеет обучение на различных его последовательных этапах.

Одной из важнейших функций начального обучения следует считать формирование навыков и умений учебной деятельности. Именно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой операций, необходимых для успешной учебной деятельности на последующих этапах. При этом существенно, чтобы предлагаемая для усвоения система не носила жестко алгоритмического характера: ум ребенка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний. Это касается и овладения иностранным языком.

Формирование навыков и умений учебной деятельности неразрывно связано еще с двумя функциями обучения:

- овладением учебным материалом и формированием умения свободного перехода от учебной к не учебной деятельности,

- умения перехода от решения системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной действительности,

- распознаваний и решению встающих в ней задач.

Конечной целью обучения всегда является реальная жизнь. Мы учим ребенка, быть полноценным членом общества, активно, грамотно и творчески участвовать в социальной деятельности.

Но эта цель едва ли будет достижимой, если в обучении иностранного языка недостаточно реализуется личностно образующая функция обучения. Она особенно важна как раз для рассматриваемого этапа, ибо именно в младшем школьном возрасте закладываются основы личности, и просчеты, допускаемые здесь, отзываются впоследствии в обостренной форме.

Как показали исследования, психологической основой для овладения речью в нашем детстве является не память, тем более механическая, а речевая врожденная функция. И именно эта функция и позволяет решить первоначальную и самую главную проблему в овладении ребенком речью. Функция эта синтезирует в себе все необходимые психические свойства для обработки речевого потока. Природорожденная речевая функция наделена специфическими особенностями. Первая заключается в том, что ее деятельность ограничена во времени (примерно к 9 - 11 годам жизни ребенка она прекращает свою работу). Вот почему с такой легкостью чувствует ребенок речь и почему так трудно ему усвоить второй язык уже после того, как речевая функция прекратила свою деятельность. Вторая особенность речевой функции: ребенок имеет возможность на базе речевой функции и при наличии разноязычных сред, каждая из которых становится для него жизненно важной, овладеть несколькими языками, не смешивая их друг с другом, если люди, которые общаются с ребенком сами не делают этого.

Проф. Н.Е.Щуркова рассматривает учение в жизни ребенка как уроки жизни: он учится работать, анализировать явления, вступает во взаимоотношения с людьми и коллективом, утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию, с разных сторон изучает мир. При оценке образованности ребенка я исхожу из того, удалось ли мотивировать у него достижение успеха, насколько успех является следствием его самореализации. Стремление к успеху – естественный мотив поведения человека. Успех рождает желание действовать, самоутвердиться, повысить оценку результатов собственного труда.

Понятие «успешность» рассматриваю как:

- условие психологического благополучия школьника, основу его здоровья;

- контекст культуры урока и всей деятельности ребенка, норма его полноценной жизни:

- результат реальных и мечта о будущих достижениях;

- основа самоутверждения и самовыражения.

Мое педагогическое кредо: «От успеха – к развитию», профессиональная задача – овладение технологиями создания ситуаций успеха, основной метод – психолого-педагогический анализ и сопровождение. Основное средство моей педагогической деятельности - интеграция психолого-педагогических, поликультурных и коммуникативных аспектов образовательной деятельности учащихся.

С этим связываю:

рост социальной зрелости ребенка;

включения им иностранного языка в свою систему ценностей;

здоровьесбережение (в психологическом и физическом аспектах);

формирование индивидуальности посредством реализации индивидуального образовательного маршрута;

и, как результат, – формирование компетентностей, сочетающих в себе образовательную и мотивационную составляющие и имеющих личностную сущность.

При обучении иностранному языку компетентности, на мой взгляд, могут быть наполнены следующим содержанием (в классификации разработчиков «Стратегии модернизации содержания общего образования»):

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (развитие общих и специальных учебных умений, совершенствующих учебную деятельность по овладению иностранным языком);

- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (формирование многомерного восприятия мира как единства многообразия культур, расширение представлений о государственном устройстве, детских движениях, праздниках и знаменательных датах в культуре изучаемого языка);

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (осознавать свои личные потребности и конкурентные преимущества, связанные с овладением и использованием иностранного языка);

- компетентность в бытовой сфере (приобретение опыта общения с представителями других лингвокультур; здоровьесбережение учащихся);

- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (совершенствование умений строить свое поведение в соответствии со спецификой страны изучаемого языка, принятого в ней этикета).

Свою работу я строю с учетом психологических особенностей курса иностранного языка, осложняющих его усвоение детьми, а именно:

он не дает непосредственных знаний о реальной действительности (к чему стремятся дети), а лишь облекает их в иную вербальную форму;

изучение языка практически не имеет границ;

включает в себя целый ряд явлений, языковую систему и др.

Реализовать содержание УМК мне помогают современные образовательные технологии преподавания, позволяющие реализовать в преподавании коммуникативный принцип обучения. В практику моей работы вошли разнообразные коллективные способы обучения (КСО): работа в парах, групповая, командная работа, задания «Понял сам – объясни другому», «Задание для товарища», коллективные творческие работы, проективная деятельность, исследовательская работа, моделирующее обучение (игровая, ролевая деятельность).

Мотивация достижения успеха, на мой взгляд, - самая действенная здоровьесберегающая технология. Положительные внутренние мотивы деятельности помогают ребенку добровольно принять трудности учения, способствуют развитию саморегуляции ребенка как одной из составляющих здоровья. Кроме того, в практике моей работы я использую специальные упражнения для обучения учащихся приемам психологической саморегуляции в процессе учебной. Выполнение упражнений («Возьмите себя в руки», «Заряд бодрости» и др.), динамические паузы и физминутки на английском языке способствуют развитию саморегуляции и релаксации детей.

Литература

  1. Беляев Е.В. О применении принципа сознательности в обучении иностранному языку // Психологические основы обучения неродному языку: Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев. – М.: Издательство Московского психолого – социального института, 2004.

  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.

  3. Голушкова Н.М. Развитие психических аспектов личности учащихся на уроках иностранного языка / Голушкова Н.М // Иностранные языки в школе. – 2008. - №2. – С.2 - 8.

  4. Ромашина С.Я. Теория и практика обучения иностранным языкам / Ромашина С. Я. // Иностранные языки в школе. – 2005. - №5. – С.109.

















"ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"
  • Иностранные языки
Описание:

Вопрос о взаимосвязи обучения и психического развития учащихся существовал всегда. «Вопрос об отношении обучения и развития ребёнка в школьном возрасте представляет собой самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии … не могут быть не только правильно  решены, но даже поставлены. Между тем этот вопрос является самым темным и невыясненным».

Поскольку в современной психологической литературе существует довольно обширный перечень обобщающих теоретических работ, посвящённых описанию различных подходов в исследовании личности и её развития, и достаточно много определений этого понятия, нужно исходить из положения о том, что необходимо осуществлять целостный подход к личности ребёнка.

Автор Березявка Татьяна Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 671
Номер материала 27608
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓