Главная / Музыка / "Программная и непрограммная музыка"

"Программная и непрограммная музыка"

«Программная и непрограммная музыка»


Пояснительная записка


Данное мероприятие предназначено для детей младшего школьного возраста, требует предварительной подготовки разучивания музыкальных произведений.


Цель: научить различать понятия программная и непрограммная инструментальная музыка.


Задачи:


-Расширить музыкальный кругозор в области музыкальной культуры

-Развить способность к целостному восприятию музыкального произведения;

-Активизировать внимание, мышление, воображение;


Оборудование

-рояль

-музыкальный центр, CD-диски



СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

(Ведущий на фоне приглушенной музыки «Апрель» -П.И. Чайковского)


-Здравствуйте дорогие ребята и дорогие гости! Сегодня мы собрались с вами все вместе для того, чтобы окунуться в волшебный мир искусства, мир музыки!


В горе и в радости, в труде и на отдыхе - музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в нашу жизнь, что ее воспринимают как нечто должное, как воздух, которым дышат. Музыка помогает людям лучше понимать друг друга. В ней выражены чувства и мысли людей, отображаются исторические события, явления природы.


И не случайно наша с вами встреча начинается под звуки этой чудесной музыки под названием «Апрель» великого русского композитора П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».


-Какая музыка по характеру?


-Правильно, светлая, жизнерадостная…Нежная мелодия передает живое дыхание весны. Журчит ручеек, звенит капель, маленький беспомощный цветок пробивается к свету из под снега…Весна – прекрасная пора года, когда природа оживает, а вместе с ней вдохновляется человек, становится чище и добрее.


-Композиторы, сочиняя музыкальные произведения, часто давали им названия.


-У Петра Ильича Чайковского есть замечательный «Детский альбом» для фортепиано, где каждая музыкальная пьеска с такими названиями как «Мама», «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Баба-Яга» - более подробно раскрывают содержание музыкального произведения. Такие произведения называют программными. Композиторы, исполнители, слушатели любят программную музыку. Таких произведений очень много.


Только не надо думать, что программная музыка более содержательна и доступна, чем музыка непрограммная. Композитор не может сочинять, думая лишь о нотах. Его мысли, чувства отображены в музыкальных звуках. Музыка композитора наглядно рисует музыкальные образы, заставляет сопереживать, мыслить, воображать...


А сейчас, уважаемые гости, перед вами выступят воспитанники музыкальной студии «Лира», и мы более подробно поговорим о программной и непрограммной музыке.


Начнем наше выступление с музыкальной пьесы под названием «Этюд».


-Как вы думаете, «Этюд» - это программная музыка или непрограммная?


-Правильно…непрограммная.


Французское слово «Этюд» означает «учеба». А учеба в искусстве - дело совершенно необходимое. Художник занимается этюдами, значит пишет с натуры, делает наброски, зарисовки, эскизы к будущим картинам. Ему нужны точный глаз и верная рука. Музыкант играет этюды.._,значит упражняется в игре на своем инструменте. Ему нужны гибкие пальцы.


Композиторы, сочиняя этюды, не только учили искусству игры на инструменте, но и стремились доставить своей музыкой настоящее удовольствие.

Прослушаем «Этюд» датского композитора и пианиста XIX века Людвига Шитте.


(Исполняется этюд Л. Шитте)


-А какой характер у этой музыки?


-Правильно! Радостный, задорный, игривый..Мелодия нарисовала в нашем воображении картину веселья.


-А сейчас мы прослушаем еще один этюд замечательного австрийского композитора, пианиста и выдающегося педагога XIX века Карла Черни.


-Творческое наследие этого композитора многогранно. Это реквиемы, симфонии, концерты, камерные произведения, романсы. Однако популярностью пользуется именно фортепианное творчество, в особенности - сборники его этюдов, представляющие большую ценность для пианистов. Этюды  и упражнения К. Черни - фундаментальная школа последовательного овладения техническими навыками и пианистическим мастерством.

(Исполняется этюд К.Черни)


-Скажите, а мелодия этого музыкального произведения отличается по характеру?


-Верно, музыка стала энергичной, стремительной.. чувствуется какое-то волнении, накал страстей..


-Ребята, что такое «Этюд» мы уже знаем, а теперь давайте дальше знакомиться с непрограммной музыкой и поговорим о музыке полифонической.


Полифония (греч.) – многоголосие. Это как «беседа» друзей..Нет ни главных, ни подчиненных… Все голоса в полифонической музыке равноправны и выразительны.


Полифоническая музыка возникла давно. Вначале она была исключительно церковно-хоровой. Композиторы, сочиняя полифоническую музыку, делали хитроумные вычисления по строгим правилам и, не удивляйтесь, сравнивали ее с математикой.


Вначале полифоническая музыка была исключительно хоровой. А в XVIII веке полифоническая музыка достигла наивысшего расцвета в творчестве великого немецкого композитора И.С.Баха. Гений! Неиссякаемый источник человеческого духа! Его полифоническая музыка наполнилась переживаниями, страстями, стала более свободной и живой.


Творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) составило целую эпоху в развитии музыкального искусства. И.С. Бах был и замечательным педагогом. И для своего первенца -старшего сына Вильгельма Фридемана, впоследствии знаменитого композитора, И.С. Бах сочинил 2-х и 3-хголосные инвенции. Их теперь играют дети всего мира.


Инвенция (полифоническая музыка) означает изобретение, выдумка, построена на приеме имитации, т.е. «подражании».


Сейчас прозвучит инвенция композитора И.С.Баха

(Исполняется 2-х голосная инвенция «фа-мажор» -И.С. Баха)


-Ребята, а сколько голосов вы услышали в этой инвенции?


Правильно, это 2-хголосная инвенция. А вы заметили, как характер пьесы определяет одна тема. Она подвижна, жизнерадостна, волнующая…заставляет нас думать о возвышенном, любви и счастье.


-Сейчас вы прослушаете еще одно полифоническое произведение под названием «Фуга»

выдающегося композитора, педагога XX века Н.Я. Мясковского.


«Фуга» - в переводе с итальянского означает бег, где один голос как бы догоняет другой.

(Исполняется Фуга –Н. Мясковского)


-Слушая инвенции, фуги и другие полифонические произведения, мы можем с вами получать удовольствие, вовсе не зная что такое «полифония», но если внимательно прислушаться к искусному плетению голосов, то удовольствия от прослушанной музыки у нас только прибавиться.


-Продолжаем знакомство с непрограммной музыкой и прослушаем «Пьесу» - современного композитора Манфреда Шмитца.


Это джазовое произведение. Корни джазовой музыки уходят в народную музыку африкансикх негров. Большая свобода импровизирования, искусство ритма (синкопированный ритм-свинг), акценты на слабой доле, яркая гармония, смена тональностей – все это характерно для джазовых произведений. Излюбленные инструменты джаза – саксофон, труба.


-Но и для фортепиано сочиняли джазовые пьесы. Они по-своему интересны и доставляют огромную радость.


(Исполняется «Пьеса»- М. Шмитца)


-Продолжаем нашу беседу о непрограммной музыке и поговорим о танце..


Танец-искусство выразительных движений в определенном ритме. Музыка и танец –неразлучные друзья. Есть танцы народные, бальные, старинные.


Бурре, полонез, менуэт, сарабанда, контрданс… Слава этих старинных танцев гремела когда-то по всей Европе. А при короле Людовике XIV в XVII веке в Париже была открыта специальная королевская Академия танца!


Старинный придворный танец «Куранта» пользовался в 16-17 веке большой популярностью, как танцевальная игра, очень живая и веселая.


А давайте, представим «Бал»… Какая-то церемония галантных, затейливых приветствий. Кавалеры расшаркиваются, приседают в реверансе, движения плавные, скользящие..


Кто хорошо танцевал «Куранту», тому казались легкими и все остальные танцы – ее можно назвать грамматической основой танцевального искусства.


Прослушайте пожалуйста «Куранту» из французской сюиты №2. до-минор .- И.С. Баха

(Слушание в записи)


-Ну и как же нам не поговорить о «Вальсе»?


Своим рождением этот бальный танец обязан многим танцам разных народов Европы.


Первое упоминание о танцах, которые были похожи на вальс, относится к XII - XIII столетиям. В конце XVIII века наибольшую популярность вальс получил в Вене, столице Австрии и быстро стал излюбленным развлечением светской публики. Микроб Вальса оказался ужасно заразным и уже в XIX веке, эпидемия, под название Вальс охватила весь мир.


Музыка этого танца плавная, гибкая, выразительная..написана в трехдольном размере. Танцующие пары словно скользят по кругу – вальсируют. А королем вальса называют автрийского композитора Иоганна Штрауса.


(Слушание в записи: Вальс «На голубом Дунае» -И.Штраус )


-А сейчас уважаемые гости мы поговорим о программной музыке.


-Ребята, а вы любите сказки? Французский композитор и дирижер XX века, Анри Томази, сочинил музыкальное произведение и назвал его «Сказка о короле-волшебнике». И уже само программное название говорит, с каким настроение, с какими мыслями мы будем слушать музыку».


(Исполняется муз. пьеса А.Томази «Сказка о короле-волшебнике»)


-А какой характер у этой музыки?


-Правильно, музыка тяжеловесная, властная, неторопливая....на низких звуках, .А название пьесы настроило нас на восприятие музыкального образа- «короля-волшебника»-повелителя сказочной страны.


Продолжаем беседу о программной музыке и поговорим о теплой, солнечной стране, которая находится на Востоке- Япония. В этой стране в ней много гор, зелени..В Японии, как и в другой стране, своя культура жизни людей, свои обычаи, традиции…


Мы с вами прослушаем музыкальную пьесу японского композитора Канэда Бина «Давным-давно» и мысленно попробуем побывать на экскурсии по этой стране.


(Исполняется муз. пьеса «Давным-давно-К.Бин)


-А какя музыка по характеру в прослушанном вами поизведении?


-Правильно…Светлая, веселая песенная мелодия, своеобразный колорит музыкального языка, гармонии изобразили солнечную страну Японию во всей красе, и ее миролюбивых жителей, любящих свою Родину.


-В жизни каждого человека есть радостные моменты, счастливые дни..,но человеку свойственно и грустить, печалиться.

У русского композитора XIX века Василия Калинникова есть музыкальное произведение под названием «Грустная песенка»


И конечно же название музыкального произведения уже настраивает нас на грустную, напевную мелодию..


(Исполняется «Грустная песенка»-В.Калинников)


-Ребята, а вот если бы вы были художниками..какое бы время года вы нарисовали?..


-Я с вами согласна…я бы тоже нарисовала «Осень».. дует ветерок..опадает с деревьев листва, солнышко выглядывает все реже, дни становятся короче, холоднее, и от этого нам становится грустно…Но мы всегда надеемся, что после дождика выглянет солнышко, после грусти наступит время радости и счастья!


-А что за праздник без веселья, улыбок и смеха? Новый год-самый чудесный, волшебный праздник..мы загадываем желания и верим, что они обязательно исполнятся.


«На елке у Гюзель»-так называется музыкальная пьеса татарского композитора, педагога XX века Рустема Яхина.


Название нас настраивает на восприятие музыкального образа?


-Правильно…мы уже заранее можем представить нарядную елку, украшенную разноцветными шарами, гирляндой, мишурой; добрую девочку Гюзель и ее друзей на новогоднем празднике.


(Исполнеяется муз. пьеса «На елке у Гюзель»--Р.Яхин)


И в заключении нашего концерта прозвучит еще одно программное ансамблевое произведение австрийского композитора-классика XVIII века Й. Гайдна, и называется оно «Учитель и ученик»


(Исполняется муз. пьеса «Учитель и ученик» - Й. Гайдн)


-Ребята, это произведение можно назвать юмористическим?

-Конечно…смешные интонации, повторение темы в разных регистрах, акценты, нарастание динамики. И если пофантазировать, то можно представить в нашем воображении важного, требовательного педагога и шаловливого ученика.


И это не случайно, так как Й. Гайдн очень любил шутить, и это чувство юмора помогало ему в самых трудных моментах жизни.


Вот и закончился наш концерт,-беседаю и, я думаю, вы научились различать программную музыку от непрограммной.


Но самое главное, дорогие слушатели, слушая инструментальную музыку, не стесняйтесь.., по-своему фантазируйте. Слушая музыку, зная ее выразительные средства, мы научимся не только слушать, но и слышать, понимать, следить за ее развитием музыкального образа, научимся , огорчаться, радоваться, любить.


Спасибо всем! До свидания!

Список литературы:


  1. Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. - М.: Музыка, 1998. 367 с.: ил.

  2. Творческие портреты композиторов: Популярный справочник.- М.: Музыка, 1990.- 444 с.

  3. Финкельштейн.Э. «Занимательное чтение с картинками и фантазиями»





























"Программная и непрограммная музыка"
  • Музыка
Описание:

 

 

                           «Программная и  непрограммная  музыка»

 

 

 

Пояснительная  записка

 

 

 

 

 

Данное мероприятие предназначено для детей младшего школьного возраста, требует предварительной подготовки разучивания музыкальных произведений.

Цель: научить различать понятия программная и непрограммная инструментальная музыка.

 

 

 Задачи:

 

 

 

 -Расширить музыкальный кругозор  в области музыкальной культуры

-Развить способность к целостному восприятию музыкального произведения;

 

-Активизировать внимание, мышление, воображение;

 

 

 

 Оборудование

-рояль

 

-музыкальный центр,  CD-диски

 

 

 

СЦЕНАРИЙ  МЕРОПРИЯТИЯ

 

(Ведущий на фоне приглушенной музыки   «Апрель»  -П.И. Чайковского)

 

 

 

 

 -Здравствуйте дорогие ребята и дорогие гости! Сегодня мы собрались с вами все вместе для того, чтобы окунуться в волшебный мир искусства, мир музыки!

 В горе и в радости, в труде и на отдыхе - музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в нашу жизнь, что ее воспринимают как нечто должное, как воздух, которым дышат. Музыка  помогает людям лучше понимать друг друга. В ней выражены чувства и мысли людей, отображаются  исторические события, явления природы.

 

 

 И не случайно наша с вами встреча начинается под звуки этой чудесной музыки под названием «Апрель» великого русского композитора  П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».

 

 

 -Какая музыка по характеру?

 

 

 -Правильно, светлая, жизнерадостная…Нежная мелодия передает живое дыхание весны. Журчит ручеек, звенит капель, маленький беспомощный цветок пробивается к свету из под снега…Весна – прекрасная пора года, когда природа оживает, а вместе с ней вдохновляется человек, становится  чище и добрее.

 

 

 -Композиторы, сочиняя музыкальные произведения, часто давали  им названия.

 

 

 -У Петра Ильича  Чайковского есть замечательный «Детский альбом» для фортепиано, где каждая музыкальная пьеска с такими названиями как «Мама», «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Баба-Яга» - более подробно раскрывают содержание музыкального произведения. Такие  произведения называют программными. Композиторы, исполнители, слушатели любят программную музыку. Таких произведений очень  много.

 

 

 Только не надо думать, что программная музыка более содержательна и доступна, чем музыка непрограммная. Композитор не может сочинять, думая лишь о нотах. Его мысли, чувства отображены в музыкальных звуках. Музыка композитора  наглядно рисует музыкальные образы, заставляет сопереживать, мыслить, воображать...

 

 

 А сейчас,  уважаемые гости,  перед вами выступят воспитанники музыкальной студии «Лира»,  и мы более подробно поговорим о программной и непрограммной  музыке.

 

 

 Начнем наше выступление с музыкальной пьесы под  названием  «Этюд».

 

 

 

 

 -Как вы думаете, «Этюд»  - это программная музыка или непрограммная?

 -Правильно…непрограммная.

 

 

 Французское слово «Этюд» означает «учеба». А учеба в искусстве - дело совершенно необходимое. Художник занимается этюдами, значит пишет с натуры, делает наброски, зарисовки, эскизы к будущим картинам. Ему нужны точный глаз и верная рука. Музыкант играет  этюды.._,значит упражняется в игре на своем инструменте. Ему нужны гибкие пальцы.

 

 

 Композиторы, сочиняя этюды, не только учили искусству игры на инструменте, но и стремились доставить своей музыкой настоящее удовольствие.

 

 

 

 

 

Прослушаем «Этюд» датского композитора  и пианиста XIX века Людвига Шитте.(Исполняется этюд Л. Шитте)

 -А какой характер у этой музыки?

 

 

 -Правильно! Радостный, задорный, игривый..Мелодия нарисовала в нашем воображении картину веселья.

 

 

 -А сейчас мы прослушаем еще один этюд  замечательного австрийского композитора, пианиста и выдающегося педагога  XIX  века Карла Черни.

 

 

 

 -Творческое наследие этого композитора многогранно. Это реквиемы, симфонии, концерты, камерные произведения, романсы. Однако популярностью пользуется именно фортепианное творчество, в особенности - сборники его этюдов, представляющие большую ценность для пианистов. Этюды  и упражнения К. Черни - фундаментальная школа последовательного овладения техническими навыками и пианистическим мастерством.
(Исполняется этюд К.Черни)

 

 

 

 

 

-Скажите, а мелодия этого  музыкального произведения отличается по характеру?

 -Верно, музыка стала энергичной, стремительной.. чувствуется  какое-то волнении, накал страстей..

 

 

 -Ребята, что такое «Этюд» мы уже знаем, а теперь давайте дальше знакомиться с непрограммной  музыкой и поговорим о музыке полифонической.

 

 

 

 

 Полифония (греч.) – многоголосие. Это как «беседа» друзей..Нет ни главных, ни подчиненных… Все голоса  в полифонической музыке равноправны и выразительны.

 

 

Полифоническая музыка возникла давно. Вначале она была исключительно церковно-хоровой. Композиторы, сочиняя полифоническую музыку, делали хитроумные вычисления по строгим правилам и, не удивляйтесь,  сравнивали ее с математикой.

 

 

Вначале полифоническая музыка была исключительно хоровой. А в XVIIIвеке полифоническая музыка достигла наивысшего расцвета в творчестве великого немецкого композитора И.С.Баха. Гений! Неиссякаемый источник человеческого духа! Его полифоническая музыка наполнилась переживаниями, страстями, стала более свободной и живой.

 Творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) составило целую эпоху в развитии музыкального искусства. И.С. Бах был  и замечательным педагогом. И для своего первенца -старшего сына Вильгельма Фридемана, впоследствии знаменитого композитора, И.С. Бах сочинил 2-х и 3-хголосные инвенции. Их теперь играют дети всего мира.

 

 

 Инвенция (полифоническая музыка) означает изобретение, выдумка, построена на приеме имитации, т.е. «подражании».

 

 

 

 Сейчас прозвучит инвенция композитора И.С.Баха

(Исполняется  2-х голосная инвенция  «фа-мажор» -И.С. Баха)

 

 

 

 

 -Ребята, а сколько голосов вы услышали в этой инвенции?

 Правильно, это 2-хголосная инвенция. А вы заметили, как характер пьесы определяет одна тема. Она подвижна, жизнерадостна, волнующая…заставляет нас думать о возвышенном, любви и счастье.

 

 

 

 -Сейчас вы прослушаете еще одно полифоническое произведение под названием «Фуга» выдающегося композитора, педагога XX века Н.Я. Мясковского.

 

 

 

 

 «Фуга» - в переводе с итальянского означает бег, где один голос как бы догоняет другой.(Исполняется Фуга –Н. Мясковского)

 

 

 

 

 -Слушая инвенции, фуги и другие полифонические произведения, мы можем с вами получать удовольствие, вовсе не зная что такое «полифония», но если  внимательно прислушаться к искусному плетению голосов, то удовольствия от  прослушанной музыки  у нас только прибавиться.

 

 

 -Продолжаем знакомство с непрограммной музыкой и прослушаем «Пьесу» - современного композитора Манфреда Шмитца.

 

 

 Это джазовое произведение. Корни джазовой музыки уходят в народную музыку африкансикх негров. Большая свобода импровизирования, искусство ритма (синкопированный ритм-свинг), акценты на слабой доле, яркая гармония, смена тональностей – все это характерно для джазовых произведений. Излюбленные инструменты джаза – саксофон, труба.

 

 

 -Но и для фортепиано сочиняли джазовые пьесы. Они по-своему интересны и доставляют огромную радость.

(Исполняется  «Пьеса»- М. Шмитца)

 

 

 -Продолжаем нашу беседу о непрограммной музыке и поговорим о танце..

 

 

 Танец-искусство выразительных движений в определенном ритме. Музыка и танец –неразлучные друзья. Есть танцы народные, бальные, старинные.

 

 

 Бурре, полонез, менуэт, сарабанда, контрданс… Слава этих старинных танцев гремела когда-то по всей  Европе. А  при короле Людовике XIV в XVII веке в Париже была открыта специальная королевская Академия танца!

 

 

 Старинный придворный  танец  «Куранта» пользовался  в 16-17 веке большой популярностью, как танцевальная игра, очень живая и веселая.

 

 

 

 

 А  давайте, представим «Бал»… Какая-то церемония галантных, затейливых приветствий. Кавалеры расшаркиваются, приседают в реверансе, движения плавные, скользящие..

 Кто хорошо танцевал «Куранту», тому казались легкими и все остальные танцы – ее можно назвать грамматической основой танцевального искусства.

 

 

 

 Прослушайте пожалуйста «Куранту» из французской сюиты №2. до-минор .- И.С. Баха

(Слушание в  записи)

 

 

 -Ну и как же нам не поговорить о «Вальсе»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 Своим рождением  этот  бальный танец обязан многим танцам разных народов Европы. Первое упоминание о танцах, которые были похожи на вальс, относится к XII - XIII столетиям. В конце XVIII века наибольшую популярность вальс получил в Вене, столице  Австрии и быстро стал излюбленным развлечением светской публики. Микроб Вальса оказался ужасно заразным и уже в XIX веке, эпидемия, под название Вальс охватила весь мир. Музыка этого танца плавная, гибкая, выразительная..написана в трехдольном размере. Танцующие пары словно скользят по кругу – вальсируют. А королем вальса называют автрийского композитора Иоганна Штрауса.

 (Слушание в записи: Вальс  «На голубом Дунае» -И.Штраус )

 

 

 -А сейчас уважаемые гости мы поговорим о  программной музыке.

 

 

 

 

 -Ребята, а вы любите сказки? Французский композитор и дирижер XX  века, Анри  Томази, сочинил музыкальное произведение и назвал его «Сказка о  короле-волшебнике». И уже само  программное название говорит, с каким настроение, с какими мыслями мы будем слушать музыку».

(Исполняется муз. пьеса А.Томази «Сказка о короле-волшебнике»)

 

 

 -А какой характер у этой музыки?

 

 

 -Правильно, музыка тяжеловесная, властная, неторопливая....на низких звуках, .А название пьесы настроило нас на восприятие музыкального образа- «короля-волшебника»-повелителя сказочной страны.

 

 

Продолжаем беседу о программной музыке и поговорим  о теплой, солнечной стране, которая находится на Востоке- Япония. В этой стране в ней много гор, зелени..В Японии, как и в другой стране, своя культура жизни людей, свои обычаи, традиции…

 

 

 

 

 Мы с вами прослушаем музыкальную пьесу японского композитора Канэда Бина «Давным-давно» и  мысленно попробуем побывать на экскурсии по этой стране.  (Исполняется муз. пьеса «Давным-давно-К.Бин)

 

 

 -А какя музыка по характеру в  прослушанном вами поизведении?

 

 

 -Правильно…Светлая, веселая песенная мелодия, своеобразный колорит музыкального языка, гармонии изобразили солнечную страну Японию во всей красе, и ее миролюбивых жителей, любящих свою Родину.

 

 

 

 -В жизни каждого человека есть радостные моменты, счастливые дни..,но человеку свойственно и грустить, печалиться.

 

 

 

 

У  русского композитора XIX века Василия Калинникова есть музыкальное произведение под названием «Грустная песенка». И конечно же  название музыкального произведения  уже настраивает нас на  грустную, напевную мелодию..

(Исполняется «Грустная песенка»-В.Калинников)

 

 

 -Ребята, а вот если бы вы были художниками..какое бы время года вы нарисовали?..

 

 

 -Я с вами согласна…я бы тоже нарисовала «Осень».. дует ветерок..опадает с деревьев листва, солнышко выглядывает все реже, дни становятся короче, холоднее, и от этого нам становится грустно…Но мы всегда надеемся, что после дождика выглянет солнышко, после грусти наступит время радости и счастья!

 

 

 -А что за праздник без веселья, улыбок и смеха? Новый год-самый чудесный, волшебный праздник..мы загадываем желания и верим, что они обязательно исполнятся.

 

 

 «На елке у Гюзель»-так называется музыкальная пьеса татарского композитора, педагога XXвека  Рустема Яхина.

 

 

 

Название нас настраивает на восприятие музыкального образа?

 

 

 

 

 -Правильно…мы уже заранее можем представить нарядную елку, украшенную разноцветными шарами, гирляндой, мишурой; добрую девочку Гюзель и ее друзей на новогоднем празднике.

(Исполнеяется  муз. пьеса «На елке у Гюзель»--Р.Яхин)

 

 

 

 

 И в заключении нашего концерта прозвучит  еще одно программное ансамблевое  произведение австрийского композитора-классика  XVIIIвека Й. Гайдна, и называется оно «Учитель и ученик»

(Исполняется муз. пьеса «Учитель и ученик» - Й. Гайдн)

 

 

 -Ребята, это произведение можно назвать юмористическим?

 

-Конечно…смешные интонации, повторение темы в разных регистрах, акценты, нарастание динамики. И если пофантазировать, то можно представить в нашем воображении важного, требовательного педагога и шаловливого ученика.

 

 

 И это не случайно, так как Й. Гайдн очень любил шутить, и это чувство юмора помогало ему в самых трудных моментах жизни.

 

 

 

 

 Вот и закончился наш концерт,-беседаю и, я думаю, вы научились различать программную музыку от непрограммной.

Но самое главное, дорогие слушатели, слушая инструментальную музыку,  не стесняйтесь.., по-своему фантазируйте. Слушая музыку, зная ее выразительные средства, мы научимся не только слушать, но и слышать, понимать, следить за ее развитием музыкального образа, научимся , огорчаться, радоваться, любить.

 

 

 Спасибо всем! До свидания!

 

 

Список литературы:

 

 

 1.      Рыцарева  М.Г.  Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. - М.:  Музыка, 1998. 367 с.: ил.

 

2.      Творческие портреты композиторов: Популярный справочник.- М.: Музыка, 1990.- 444 с.

 

3.      Финкельштейн.Э.  «Занимательное чтение с картинками и фантазиями»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Хмельницкая Надежда Алексеевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 2357
Номер материала 42917
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы