Главная / Начальные классы / "Применение игр на уроках природоведения в начальной школе для развития познавательной деятельности обучающихся".

"Применение игр на уроках природоведения в начальной школе для развития познавательной деятельности обучающихся".

Доклад на тему: "Применение игр на уроках природоведения в начальной школе для развития познавательной деятельности обучающихся".

Игра - это жизненная

лаборатория

детства, дающая тот аромат,

ту атмосферу молодой жизни,

без которой эта пора ее была

бы бесполезна для

человечества.

В игре, этой специальной

обработке жизненного

материала,

есть самое здоровое ядро разумной

школы жизни.

С.Т. Шацкий



Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки.

Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы.
Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Как перехитрить маленьких учеников, не принуждая учиться? 
Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение.

Игра для младших школьников – это частица их жизни. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряжённый, серьёзный труд занимательным и интересным для учащихся.

При проведении игр следует отметить:

- ребенок, прошедший в школьном детстве через игры, более подготовлен

к творческой деятельности;

- игра, ее форма должна быть доступна детям по содержанию,

соответствовать их уровню развития;

- яркая наглядность способствует проведению игры;

- игровой и занимательный материал должен быть разнообразен, иметь

тесную связь с изучаемым материалом по теме.


Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае,

если она обеспечивает:

1. Не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и

воспитание у школьника умения учиться;

2. Осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а

как учение; ребенок должен сознательно прийти к учебной ориентации

на овладение способами учебных действий.


На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. Обыграть можно любой этап урока. Вот, например, физкультминутку я часто связываю с природоведческим материалом, провожу её в игровой форме. Даю перед игрой установку:" Приседать, когда учитель произносит домашних животных, подпрыгивать, когда диких." Так можно организовать, повторение перелётных и зимующих птиц,съедобных и несъедобных грибов, сезонных изменений в природе и т. д.

На уроках я использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, настольные игры, подвижные игры, деловые игры, интеллектуальные игры

стараюсь преподнести новый материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия.

Предлагаю занимательный материал в качестве загадок, так как отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как игровую форму.


1) загадки, в которых дается описание предмета или явления путем

перечисления признаков.

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи. (Декабрь)


2) Загадки, где описание предлагает краткую характеристику предмета или

явления.

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)


3)Рассказ-загадка


Акробаты.

1. На зеленом лугу они прыгают и веселятся.

Оттолкнутся пружинистыми нохками и падают. Хоть куда упади - не

страшно: везде листики, травинки - мягкие перинки.

Прыгают как акробаты: прыг-скок, прыг-скок. Сто былинок - сто перинок,

всякая травинка мягче, чем перинка: прыг-скок, прыг-скок.

(Кузнечики)



Интересен игровой приём «Бюро погоды», с помощью него дети закрепляют народные приметы :

Какая будет погода?

Рыба не клюет — она сыта.

Пчелы сидят в улье и громко гудят.

Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.

Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина,

желтой акации.

Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.


Одной из любимых у детей является сюжетно-ролевая игра во всех видах деятельности.


Предлагаю сюжетно-ролевую игру-путешествие «По Зимней Стране», спланированную в соответствии с темой «Зима». Изменения в живой и неживой природе». 2класс.

Оборудование: плакат-карта Зимней Страны, плакат для игры «Фотоглаз»,

ребус, жетоны, наборы открыток: «Птицы России», «Птичий двор», «Кошки».

Цель: дать младшим школьникам основы экологических знаний, развивать

чувство ответственности и бережного отношения к природе, окружающему миру,

действительности в целом. Поставить ребенка в ситуацию самостоятельного

поиска правильных решений в данной ситуации.

Краткое описание.

Ребята получают письмо от Сороки-Белобоки и Старичка-Лесовичка с

просьбой о помощи, которое определяет необходимость и важность предстоящего

путешествия. Письмо знакомит ребят с героиней игры - Зимней Страной и ее

противницей - Снежной Королевой, чары которой нужно преодолеть.

В игру участвуют три команды, которые совершают путешествие по Зимней

Стране, спешат на помощь к Старичку-Лесовичку и Сороке-Белобоке, которые,

сражаясь со Снежной Королевой, жаждут освободить Красавицу Весну,

путешествуя в соответствии с указаниями на карте и маршрутных листах,

учащиеся выполняют задания Снежной Королевы. В этом им помогают знания по

предмету, умение логически мыслить, самостоятельные наблюдения за природой,

сообразительность, находчивость.


Очень хорошо проходят игры в групповой форме. Например, интеллектуально-познавательная игра “Зелёная аптека” в 3 классе.

Для игры изготовлен бумажный цветок из 7-ми лепестков-"Цветик-семицветик". На каждом лепестке -описание лекарственного растения.

Работа по группам – 7 групп. Дети берут по одному лепесточку и угадывают, о каком растении идет речь.



Учитель: Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура и таблетки.

Цветик-семицветик даст вам 7 добрых советов. (слайд № 3, 4, 5)

Работа по группам – 7 групп. Дети берут по одному лепесточку и угадывают, о каком растении идет речь.

1 лепесток (слайд № 6, 7)

- Отваром моют волосы.

- Это хорошее кровоостанавливающее средство

- Сон посылает больным.

- Прекращает противную рвоту.

- Про меня говорят, что я одна заменяю семь врачей.(КРАПИВА)

2 лепесток (слайд № 8)

Лечит раны, порезы.

- Применяется от боли в желудке.

(ПОДОРОЖНИК)

 

3 лепесток (слайд № 9)

Белые горошки на зеленой ножке.

- Капли принимаются от сердечной боли.

- Успокаивающее средство. (ЛАНДЫШ)

4 лепесток (слайд № 10)

Желтые глазки, белые реснички.

- Применяется для полоскания горла при ангине.

- Отваром моют волосы. (РОМАШКА)

5 лепесток (слайд № 11)

Если кашель вас замучил,

Воспаленье началось,

Подружись со мной скорее,

Я обещаю, все пройдет. (МАТЬ-И-МАЧЕХА)

7 лепесток (слайд № 13)

Жар, головные боли, плохой аппетит.

Выпей отвар моих листьев,

Мгновенно забудешь о них. (БРУСНИКА)

6 лепесток (слайд № 12)

- Мой настой пьют для профилактики, он очень вкусный и полезный.

- В нем содержится витамин С. (ШИПОВНИК)

 



Для активизации познавательного интереса детей я применяю дифференцированный подход, вот, например, в следующей игре дети могли сами выбирать вопросы по степени сложности.

Интеллектуально-познавательная программа “Своя игра” для 4 классов.

Подготовка к игре:

1. Доска

Животные

10

20

30

Вода

10

20

30

Здоровье

10

20

30


тематика вопросов

карточки с вопросами 10, 20, 30 – количество баллов (цена вопроса)


2. Разделиться на три команды.

Команды называют тему и вопрос (по желанию) и готовятся к ответу. (Н-р: “Вода, 30”) Кто больше наберёт баллов.

Вопросы на карточках:

Тема “Животные”

10. У маленькой скотинки 100 серебряных монет на спинке. (Рыба)

20. Какая птица летает быстрее всех? (Стриж)

30. Для чего кошкам усы? (Ими они распознают предметы “на ощупь”, примерно так же, как мы, люди, пальцами…)

Тема “Вода”

10. Какие вы знаете цветные моря? (Чёрное, Белое, Красное)

20. Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия)

30. В каком море не могут жить растения и животные? Почему? (В Мёртвом. Очень много соли в воде этого моря)

Тема “Здоровье”

Как уберечь себя от простудных заболеваний?

20. Чем вредно курение?

  • Влияет на рост;

  • Влияет на кожу: изменяется цвет, она становится дряблой, рано появляются морщины, т. е. курение быстро старит и делает человек менее привлекательным;

  • Наносит вред органам дыхания;

  • И т. д.

30. Как ты поможешь себе сам, когда ты или кто-нибудь порезался?

  • Небольшой порез крепко прижать ваткой или салфеткой, чистым носовым платком, пока не остановится кровотечение;

  • Осторожно промой место вокруг пореза тёплой водой, высуши чистым полотенцем или марлей;

  • Смажь края раны йодом или зелёнкой;

  • Закрой порез кусочком бактерицидного пластыря. Меняй его каждый день.

Уроки с применением игр становятся радостными, увлекают учеников, подталкивают к поисковой деятельности, ставят перед задачей решить проблемную ситуацию, найти самостоятельное решение. Систематическое включение занимательного материала в уроки, помогает не только обогатить, разнообразить учебно- воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на

окружающий мир. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности-любителя, охранника природы.







"Применение игр на уроках природоведения в начальной школе для развития познавательной деятельности обучающихся".
  • Начальные классы
Описание:

 

                                                                             Игра - это жизненная

                                                                                          лаборатория

                                                                                           детства, дающая тот аромат,

                                                                                           ту атмосферу молодой жизни,

                                                                                           без которой эта пора ее была

                                                                                           бы бесполезна для

                                                                                            человечества.

                                                                                           В игре, этой специальной

                                                                                           обработке жизненного

                                                                                           материала,

                                                                                           есть самое здоровое ядро разумной

                                                                                           школы жизни.

                                                                                                                            С.Т. Шацкий

 

 

   Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки.  

Автор Поспехова Наталья Николаевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1047
Номер материала 13141
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓