Главная / Обществознание / "Предпринимательство и его формы"

"Предпринимательство и его формы"


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 41

















КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ

«Предпринимательство и его организационно - правовые формы»

Обществознание

8 класс

hello_html_m343830f2.png




















Автор составитель:

Белякова Марина Викторовна, зам. директора по УВР,

учитель истории и обществознания,

МОУ ООШ № 41

Содержание конспекта урока

  1. Пояснительная записка.

  2. Сценарий урока.

  3. Методические рекомендации.

Приложения.


Пояснительная записка

Актуальность темы урока

Сегодня в Ярославской области осуществляется переход к инновационному типу развития. Социально-экономические изменения в регионе влекут за собой необходимость формирования нового поколения Ярославцев, которое должно не только обладать инновационным, креативным мышлением, но и, в подавляющем большинстве, соответствовать характеристикам «среднего класса». Средний класс – это не просто небедные люди, зарабатывающие на жизнь своим трудом, рациональные в поведении. Это, по преимуществу, профессионалы и управленцы, благодаря своим уникальным знаниям и навыкам занимающие особое положение на рынке труда. Это люди, участвующие в принятии решений и часто сами принимающие их, люди, которые часто сами создают себе рабочие места.

Цели урока:

  1. Сформировать представление о специфике предпринимательской деятельности, ее организационно-правовых формах.

  2. Найти ответ на вопрос: «Создание собственного дела – это миф или реальность?»

Задачи:

1. Ознакомление с новыми экономическими понятиями.

2.Формирование представления об организационно – правовых формах предпринимательства.

3. Формирование представления о трудовой деятельности предпринимателя.

4. Воспитание интереса к профессии «предприниматель», к предпринимательской деятельности.

5.Развитие креативности

Общие принципы отбора материала для программы:

  • актуальность материала;

  • научность;

  • доступность усвоения;

  • «от простого к сложному»;

  • наглядность;

  • тематическая, содержательная и практическая направленность;

  • акцентность на изменениях условий получения профессионального образования, социально-экономической ситуации на рынке труда,

  • создание мотивационных условий для освоения программного материала;

  • реалистичность (возможность выполнения проблемно-ситуативных заданий).



Формы, используемые на уроке:


  • Беседа.

  • Самостоятельная работа в группах.

  • Работа с понятийным аппаратом.

  • Работа с источником информации (раздаточный материал, презентация).



Применяемые методы:


  • Проблемно-ситуативные задания

  • Ответы на вопросы.

  • Творческих домашних заданий.

  • Метод компьютерной поддержки.

  • Самостоятельная работа с информационно-справочной литературой.

  • Опрос общественного мнения.


Рефлексия собственной деятельности.























Ход проведения урока

Структура урока:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Целеполагание.

  3. Работа с основными экономическими понятиями.

  4. Работа со схемой «Организационно – правовые формы предпринимательства».

  5. Беседа и работа с текстом. Нахождение соответствия (работа в группах).

  6. Зарисовка портрета предпринимателя.

  7. Презентации «Развитие малого бизнеса в микрорайоне «Резинотехника».

  8. Фрагмент работы Проблемно-ситуативное задание «Начинаем собственное дело».

  9. Рефлексия.

  10. Подведение итогов урока.


Вступительное слово учителя:

В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек, ведущий общественное строительство. Таким образом, предпринимательство известно с древних времен. В настоящее время интерес к предпринимательству огромен. И это не случайно. Предпринимательская деятельность вносит большой вклад в развитие экономики. В нашей стране:

- предпринимательство – официально разрешенная деятельность с 1991 года, (выход в свет закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности»);

- сложился предпринимательский слой населения;

- произошло резкое расслоение населения по доходам.

Обрела актуальность проблема: кем быть – предпринимателем или наемным работником. Быть предпринимателем – это постоянный поиск новых идей, нового продукта, новых технологий, это риск, это независимость и работа на себя.

Быть наемным работником – это обрести определенную стабильность, фиксированную заработную плату, фиксированный рабочий день, работать на работодателя.

Проблемный вопрос нашего урока: Создание собственного дела – это миф или реальность?

Учитель сообщает цели и задачи урока.

Работа с основными понятиями урока:



- предпринимательство;

- предприниматель;

- предпринимательская деятельность.





Учитель: У вас на столах файлы с раздаточным материалом. Возьмите в руки лист с экономическими понятиями (Приложение 1). Я проговариваю определение, а вы называете понятие.

Какие понятия в современном деловом мире часто употребляются вместо слов «предпринимательство», «предприниматель»?

Учащиеся: бизнес, бизнесмен, собственное дело.

Работа со схемой «Организационно – правовые формы предпринимательства» (Приложение 2).

Мировая практика доказала, что предпринимательство многолико. Оно может быть в разных организационно – правовых формах. Рассмотрите схему, назовите формы предпринимательства.

А сейчас внимание – задание усложняется: необходимо сделать анализ плюсов и минусов различных форм предпринимательства. Выполняют самостоятельно. Время: 3-4 мин. Обсуждение.

Беседа и работа с текстом профессиограммы. Элементы профессиографического исследования профессии «Предприниматель» (Приложение 3). Учитель организует работу в группах: знакомство с профессиограммой «Предприниматель» и работа над выполнением заданий.



Учитель: У Вас в руках профессиограмма «Предприниматель». Вы знакомитесь с ней

и выполняете задания в группах .

Задание группе 1: Найти и назвать качества, которые помогают стать успешным предпринимателем.

Задание группе 2: Найти и назвать качества, которые мешают стать успешным предпринимателем.

Задание группе 3: Найти и назвать области знаний, которые необходимы предпринимателю.

Каким вы видите предпринимателя? (Зарисовка портрета предпринимателя) (Приложение 4).

Мы познакомились с необходимыми предпринимателю качествами и сейчас попытаемся понять – насколько вам подходит данная профессия.

Какие качества уже есть у вас для того, чтобы в будущем стать предпринимателем.

Учащиеся работают с листом «Я – предприниматель». Время: 4-5 мин.





Учитель: Некоторые ребята обладают качествами, необходимыми успешному предпринимателю, а значит, в будущем вы сможете внести вклад в развитие малого бизнеса нашего города, района. Какими предприятиями уже представлен малый бизнес в микрорайоне «Резинотехника»?



Презентация «Развитие малого бизнеса в микрорайоне «Резинотехника».





Фрагмент работы «Начинаем собственное дело».

Какое собственное дело можно открыть в микрорайоне Волгострой или в поселке «Резинотехника»? Что для этого необходимо?

У нас - три группы, (команды бизнесменов) это значит, что каждая группа представит свой бизнес- проект.

( работа с листом «Реализация бизнес – идеи» (Приложение 5).

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового о предпринимательской деятельности мы узнали на уроке?



Работа с листом рефлексии.



Показ буклета. Прописать деятельность учителя. Что он говорит.



Творческие домашние задания.



Оценка деятельности учащихся.



































Приложение 1

Основные экономические понятия:

Предпринимательство» - «это инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия, имеющая своей целью производство и сбыт, получение прибыли».

Предприниматель - 1. «человек, который открывает предприятие с целью получения прибыли и берет на себя ответственность и риск, связанные с его деятельностью»; 2. «решившийся исполнить какое-либо новое дело предприимчивый человек – тот, кто способен к принятию решений, новому делу»

Предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности , в основе которого лежит ряд непременных условий , требований и методов деятельности; свобода в выборе направлений и методов деятельности; самостоятельность принятия решений; ответственность за принимаемые решения; достижение коммерческого успеха, получение прибыли.



































Приложение 3


Профессиограмма «Предприниматель»


Доминирующие виды деятельности:

  1. организация предприятий малого, среднего и крупного бизнеса;

  2. планирование работы предприятия;

  3. организация коммерческой деятельности (производство, продажа, покупка);

  4. проведение переговоров и участие в них;

  5. заключение сделок, договоров;

  6. контроль за выполнением поставленных перед организацией целей и задач;

  7. руководство компаниями, организациями, управление людьми и проектами;

  8. работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;

  9. изучение и учет деятельности конкурирующих фирм;

  10. проведение собраний, групп;

  11. проведение презентаций.


Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности, и качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

способности:

  • организаторские способности;

  • руководящие и лидерские способности;

  • высокий уровень понятийного мышления;

  • хорошие аналитические способности;

  • вербальные ораторские способности (умение ясно и четко выражать свои мысли);

  • коммуникативность

  • навыки межличностного взаимодействия

  • способность принимать решения в условиях дефицита времени и информации;

  • способность к саморегуляции чувств.


личностные качества, интересы и склонности:

  • низкая самооценка;

  • стремление творчески работать, создавать капитал;

  • боязнь неудачи, неуверенность в себе;

  • конформистское поведение ( зависимость от чужой точки зрения, подверженность влиянию извне);

  • стремление преодолевать и исправлять ошибки, не бояться неудач;

  • потребность реализовать свой личностный потенциал;

  • безынициативность;

  • готовность к автономной деятельности (умение полагаться на себя и свои возможности);

  • инициативность;

  • неспособность принимать решения;

  • целеустремленность, амбициозность;

  • надежность, обязательность;

  • косность (неумение, нежелание изменяться, изменять поведение под влиянием окружающей среды);

  • умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;

  • уверенность в себе, в принимаемых решениях;

  • эрудированность;

  • склонность перекладывать ответственность на других;

  • умение приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды (реагировать на изменения в окружающем мире);

  • деловая хватка.





















































Приложение 4

«Я – предприниматель»

(портрет)


















Фамилия, имя

Возраст

Пол

Внешность

Характер

Привычки

Предполагаемое образование в будущем

Хобби








Приложение 5

БИЗНЕС – ИДЕЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

Название предприятия: ________________________________________________________



Люди: Оборудование:

(машины, механизмы, приборы, др.)

Предприятию нужны: Предприятию нужны:

____________________________________ _____________________________________

____________________________________ ______________________________________

____________________________________ ______________________________________







Материалы:

Сырье, детали, исходные продукты

Предприятию нужны:_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Помещение: Деньги:

_______________________________________ _______________________________________

________________________________________ ________________________________________





Разрешение:

___________________________________________________________

Члены группы:

___________________________________________________________________





hello_html_m6b31334d.png



"Предпринимательство и его формы"
  • Обществознание
Описание:

 Конспект интерактивного урока с показом презентации по теме "Предпринимательство  и его   формы". 8 класс. Обществознание. Учебник - Кравченко.

На уроке предполагается работа обучающихся в 3 группах с раздаточным материалом, который дан в приложениях. Учитель инструктирует ход работы и делает переходы от одного вопроса урока к другому.  В ходе урока - работа с понятиями по теме, обсуждение  различных аспектов проблемы предпринимательства, представлен фрагмент -    работа с бизнес-идеей - создание собственного дела. В конце урока - рефлексия, оценка деятельности обучающихся.

Автор Белякова Марина Викторовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1358
Номер материала 22832
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓