Инфоурок Обществознание Другие методич. материалы"Предпринимательство и его формы"

"Предпринимательство и его формы"

Скачать материал

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 41

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ТЕМЕ

«Предпринимательство и его организационно - правовые формы»

Обществознание

8 класс

Молодёжь

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор составитель:

Белякова Марина Викторовна, зам. директора по УВР,

учитель истории и обществознания,

МОУ ООШ № 41

                                                     

Содержание конспекта урока

                          I.            Пояснительная записка.

                       II.            Сценарий урока.

                    III.            Методические рекомендации.

Приложения.

 

Пояснительная записка

Актуальность темы урока

         Сегодня в Ярославской области осуществляется переход к инновационному типу развития. Социально-экономические изменения в регионе влекут за собой необходимость  формирования нового поколения Ярославцев, которое должно не только обладать инновационным, креативным мышлением, но и, в подавляющем большинстве, соответствовать характеристикам «среднего класса». Средний класс – это не просто небедные люди, зарабатывающие на жизнь своим трудом, рациональные в поведении. Это, по преимуществу, профессионалы и управленцы, благодаря своим уникальным знаниям и навыкам занимающие особое положение на рынке труда. Это люди, участвующие в принятии решений и часто сами принимающие их, люди, которые часто сами создают себе рабочие места.

         Цели урока:

1.      Сформировать представление о специфике  предпринимательской деятельности, ее организационно-правовых формах.

2.      Найти ответ на вопрос: «Создание собственного дела – это миф или реальность?»

         Задачи:

1. Ознакомление с новыми экономическими понятиями.

2.Формирование представления об  организационно – правовых формах предпринимательства.

3.  Формирование представления о трудовой деятельности   предпринимателя.

4. Воспитание интереса к профессии «предприниматель», к предпринимательской деятельности.

5.Развитие креативности

Общие принципы отбора материала для программы:

  • актуальность материала;
  • научность;
  • доступность усвоения;
  •  «от простого к сложному»;
  • наглядность;
  • тематическая, содержательная и практическая направленность;
  • акцентность на изменениях условий получения профессионального образования, социально-экономической ситуации на рынке труда,
  • создание мотивационных условий для освоения программного материала;
  • реалистичность (возможность выполнения проблемно-ситуативных заданий).

 

Формы, используемые на уроке:

 

  • Беседа.
  • Самостоятельная работа в группах.
  • Работа с понятийным аппаратом.
  • Работа с источником информации (раздаточный материал, презентация).

 

 

Применяемые методы:

 

  • Проблемно-ситуативные задания
  • Ответы на вопросы.
  • Творческих домашних заданий.
  • Метод компьютерной поддержки.
  • Самостоятельная работа с информационно-справочной литературой.
  • Опрос общественного мнения.

 

         Рефлексия собственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ход проведения  урока

         Структура урока:

1.      Вступительное слово учителя.

2.      Целеполагание.

3.      Работа с основными экономическими понятиями.

4.      Работа со схемой «Организационно – правовые формы предпринимательства».

5.      Беседа и работа с текстом. Нахождение соответствия (работа в группах).

6.      Зарисовка портрета предпринимателя.

7.      Презентации «Развитие малого бизнеса в микрорайоне «Резинотехника».

8.      Фрагмент работы Проблемно-ситуативное задание «Начинаем  собственное дело».

9.      Рефлексия.

10.  Подведение итогов урока.

 

Вступительное слово учителя:

В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек,  ведущий общественное строительство. Таким образом, предпринимательство известно с древних времен. В настоящее время интерес к предпринимательству огромен. И это не случайно. Предпринимательская деятельность вносит большой вклад в развитие экономики. В нашей стране:

- предпринимательство – официально разрешенная деятельность с 1991 года, (выход в свет закона «О предприятиях  и предпринимательской деятельности»);

- сложился предпринимательский слой населения;

- произошло резкое расслоение населения по доходам.

         Обрела актуальность проблема: кем быть – предпринимателем или наемным работником. Быть предпринимателем – это  постоянный поиск новых идей, нового продукта, новых технологий, это риск, это независимость и работа на себя.

Быть наемным работником – это обрести определенную стабильность, фиксированную заработную плату, фиксированный рабочий день, работать на работодателя.

Проблемный вопрос нашего урока: Создание собственного дела – это миф или реальность?

            Учитель сообщает цели и задачи урока.

Работа с основными понятиями урока:

 

- предпринимательство;

- предприниматель;

- предпринимательская деятельность.

 

 

         Учитель: У вас на столах файлы с раздаточным материалом. Возьмите в руки лист  с экономическими понятиями (Приложение 1). Я проговариваю определение, а вы называете понятие.

Какие понятия в современном деловом мире часто употребляются вместо слов «предпринимательство», «предприниматель»?

Учащиеся: бизнес, бизнесмен, собственное дело.

           Работа со схемой «Организационно – правовые формы предпринимательства» (Приложение 2).

Мировая практика доказала, что предпринимательство многолико. Оно может быть в разных организационно – правовых формах. Рассмотрите схему, назовите формы предпринимательства.

          А сейчас внимание – задание усложняется: необходимо сделать анализ плюсов и минусов  различных форм предпринимательства. Выполняют самостоятельно. Время: 3-4 мин. Обсуждение.

         Беседа и работа с текстом профессиограммы. Элементы профессиографического исследования профессии «Предприниматель» (Приложение 3). Учитель организует работу в группах: знакомство с профессиограммой  «Предприниматель» и  работа над выполнением заданий.

 

        Учитель: У Вас в руках профессиограмма «Предприниматель». Вы знакомитесь с ней

и выполняете задания в группах .  

       

        Задание группе 1: Найти и назвать качества, которые помогают стать успешным предпринимателем.

        Задание группе 2: Найти и назвать качества, которые мешают стать успешным предпринимателем.

       Задание группе 3: Найти и назвать области знаний, которые необходимы     предпринимателю.

 

         Каким вы видите предпринимателя? (Зарисовка портрета предпринимателя) (Приложение 4).

Мы познакомились с необходимыми предпринимателю качествами и сейчас попытаемся понять – насколько вам подходит данная профессия.  

        Какие качества уже есть у вас для того, чтобы в будущем стать         предпринимателем.

         Учащиеся  работают с листом «Я – предприниматель». Время: 4-5 мин.

 

 

Учитель: Некоторые ребята обладают качествами, необходимыми успешному предпринимателю, а значит, в будущем вы сможете  внести вклад в развитие малого бизнеса нашего города, района.  Какими  предприятиями уже представлен малый бизнес в микрорайоне «Резинотехника»?

 

        Презентация «Развитие малого бизнеса в микрорайоне «Резинотехника».

 

 

       Фрагмент работы «Начинаем  собственное дело».

Какое собственное дело можно открыть в микрорайоне Волгострой или  в поселке «Резинотехника»? Что для этого необходимо?

       У нас -  три  группы, (команды бизнесменов) это значит, что каждая группа представит свой бизнес- проект.

       ( работа с листом «Реализация бизнес – идеи» (Приложение 5).

  

      Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

     Что нового о предпринимательской деятельности мы узнали на уроке?

 

     Работа с листом рефлексии.

 

     Показ буклета. Прописать деятельность учителя. Что он говорит.

 

    Творческие домашние задания.

 

    Оценка деятельности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Основные экономические понятия:

Предпринимательство» - «это инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность по созданию,  ведению  и развитию предприятия, имеющая своей целью производство и сбыт, получение прибыли».

Предприниматель - 1. «человек, который открывает предприятие с целью получения прибыли и берет на себя ответственность и риск, связанные с его деятельностью»; 2. «решившийся исполнить какое-либо новое дело предприимчивый человек – тот, кто способен к принятию решений, новому делу»

Предпринимательская деятельность  -  это особый вид деятельности , в основе которого лежит ряд непременных условий , требований и методов     деятельности; свобода в выборе направлений  и методов деятельности; самостоятельность принятия решений; ответственность за принимаемые решения; достижение коммерческого успеха, получение прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Профессиограмма «Предприниматель»

 

Доминирующие виды деятельности:

  1. организация предприятий малого, среднего и крупного бизнеса;
  2. планирование работы предприятия;
  3. организация коммерческой деятельности (производство, продажа, покупка);
  4. проведение переговоров и участие в них;
  5. заключение сделок, договоров;
  6. контроль за выполнением поставленных перед организацией целей и задач;
  7. руководство компаниями, организациями, управление людьми и проектами;
  8. работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;
  9. изучение и учет деятельности конкурирующих фирм;
  10. проведение собраний, групп;
  11.  проведение презентаций.

 

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности, и  качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

способности:

v организаторские способности;

v руководящие и лидерские способности;

v высокий уровень понятийного мышления;

v хорошие аналитические способности;

v вербальные ораторские способности (умение ясно и четко выражать свои мысли);

v коммуникативность

v навыки межличностного взаимодействия

v способность принимать решения в условиях дефицита времени и информации;

v способность к саморегуляции чувств.

 

личностные качества, интересы и склонности:

ü низкая самооценка;

ü стремление творчески работать, создавать капитал;

ü боязнь неудачи, неуверенность в себе;

ü конформистское поведение ( зависимость от чужой точки зрения, подверженность влиянию извне);

ü стремление преодолевать и исправлять ошибки, не бояться неудач;

ü потребность реализовать свой личностный потенциал;

ü безынициативность;

ü готовность к автономной деятельности (умение полагаться на себя и свои возможности);

ü инициативность;

ü неспособность принимать решения;

ü целеустремленность, амбициозность;

ü надежность, обязательность;

ü косность (неумение, нежелание изменяться, изменять поведение под влиянием окружающей среды);

ü умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;

ü уверенность в себе, в принимаемых решениях;

ü эрудированность;

ü склонность перекладывать ответственность на других;

ü умение приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды (реагировать на изменения в окружающем мире);

ü деловая хватка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

«Я – предприниматель»

(портрет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя

Возраст

Пол

Внешность

Характер

Привычки

Предполагаемое образование в будущем

Хобби

 

 

 

 

Приложение 5

БИЗНЕС – ИДЕЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

Название предприятия: ________________________________________________________

 

Люди:                                                                Оборудование:

                                                                                             (машины, механизмы, приборы,   др.)

Предприятию нужны:                                                         Предприятию нужны:

____________________________________                       _____________________________________

____________________________________                       ______________________________________

____________________________________                       ______________________________________

 

 

 

Материалы:

Сырье, детали, исходные продукты

Предприятию нужны:_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Помещение:                                                                                                 Деньги:

_______________________________________               _______________________________________

________________________________________            ________________________________________

 

 

Разрешение:

___________________________________________________________

Члены группы:

___________________________________________________________________

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Предпринимательство и его формы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Хранитель музейных предметов

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Конспект интерактивного урока с показом презентации по теме "Предпринимательство  и его   формы". 8 класс. Обществознание. Учебник - Кравченко.

На уроке предполагается работа обучающихся в 3 группах с раздаточным материалом, который дан в приложениях. Учитель инструктирует ход работы и делает переходы от одного вопроса урока к другому.  В ходе урока - работа с понятиями по теме, обсуждение  различных аспектов проблемы предпринимательства, представлен фрагмент -    работа с бизнес-идеей - создание собственного дела. В конце урока - рефлексия, оценка деятельности обучающихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 975 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 574
    • DOCX 469.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Белякова Марина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Белякова Марина Викторовна
    Белякова Марина Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 13146
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Обществознание")

Учитель обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Обществознание» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 29 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель обществознания

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология развития и воспитания детей: особенности и подходы

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Информационные технологии и безопасность

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 25 регионов