УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
(с использованием компьютерной
технологии)
Тема: «Правописание непроизносимых согласных
в корне слова»
Учитель:
Самсонова Галина Васильевна
2012 год.
Данный урок русского языка «Непроизносимые согласные в корне слова»
разработан для 3-их классов при изучении темы «Орфограммы корня» по учебнику
Л.Я Желтовской (УМК «Планета знаний»). Тип урока - повторение изученного материала.
На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить
познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения
ребёнка в образовательный мир, способствовать
основательному закреплению знаний учащихся и овладению навыками правописания,
поддержать их здоровье и эмоциональное благополучие.
Именно эти качества учащихся и развиваются благодаря использованию в уроке
следующих современных педагогических технологий:
- информационно-коммуникативная технология,
- здоровьесберегающая технология – частая
смена деятельности, физминутка
- проблемное обучение
- технология критического мышления
На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную
деятельность учащихся для самостоятельного поиска новых способов
формирования правописания. Они открывают обучающимся
доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность
самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для
творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать
принципиально новые формы и методы обучения.
Урок построен с использованием компьютерной технологии,
позволяющей младшим школьникам легче воспринимать новый материал, а затем
применять умения и навыки на практике.
Цели урока:
2. Развивающая:
развивать орфографическую зоркость, внимание,
память, логическое мышление;
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к изучаемому предмету, доброжелательное отношение
друг к другу; умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать
одноклассников.
Задачи:
·
Научить учащихся применять правило правописания
непроизносимых согласных в корне слова;
·
Составить алгоритм правописания слов с
непроизносимыми согласными;
·
Развивать интеллектуальные качества: мышление,
внимание, речь;
·
Воспитывать уважение к родному языку, интерес к
изучаемому предмету, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, учебник, тетрадь на печатной основе;
сигнализаторы для осуществления обратной связи, опорные таблицы.
Формы работы: индивидуальная;
фронтальная, групповая, самостоятельная, работа в паре.
М етоды: словесный, иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый
Форма обучения: урок
- практикум
Виды речевой деятельности: слушание,
говорение, письмо, чтение
ХОД УРОКА.
I. Организационный
момент.
Звонкий прозвенел звонок,
Начинается урок,
Ты сиди за партой скромно
И веди себя достойно.
1. Минутка чистописания.
б/п в/ф н
- Установите
закономерность и продолжите строку. (парные согласные)
- Какая буква среди написанных по какому-то признаку
«лишняя»? (Н) Почему?
(не парная согласная)
- Тогда почему я её написала? Как она относится к
парным согласным? (при проверке парных согласных после согласной должна
стоять гласная или буква Н).
- Среди оставшихся пар какая пара тоже отличается от
других по какому-то признаку? (Ж/Ш) Почему?
(звуки этих согласных обозначают всегда твёрдые
звуки).
- Так как же проверяется парный согласный на конце
или в середине слова?
I II. Орфографическая
минутка. (один ученик работает у доски с
комментированием, остальные работают в тетрадях).
Есть одна игра для вас,
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте
Хором дружно добавляйте.
А) Она нас всех встречает, Г) Сладкие крошки
Серёжки надевает. На короткой ножке.
А платьице в полоску. Кто проходит близко,
Ты узнаёшь … (берёзку). Кланяется низко. (ягодка).
Б) Быть
должны всегда в порядке
Твои школьные … (тетрадки).
В) Хлоп – и конфета стреляет, как пушка!
Каждому ясно: это … (хлопушка).
- Что общего у всех этих слов? (одинаковые части слова: корень,
суффикс, окончание)
- Какое слово «лишнее» по какому-то признаку?
- Какие слова на эту же орфограмму вы услышали в текстах загадок?
(назвать слова,
показать веерами, какую согласную надо писать в этих словах
Индивидуальное
задание:
1)
Вставить пропущенные буквы в словах: 2) Разобрать слова по составу:
Гла…кая обло…ка
Избу…ка
Лё…кая похо...ка Зам…ро..ки
Бли…кие заморо…ки
Закла…ка
Кре…кая дру…ба
Сла...кая яго...ка
3, 4, 5 ученики
работают по индивидуальным карточкам.
- Какие же правила русской орфографии учат нас писать корень слова
правильно? (безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова,
…)
На экране слайд №1 (постепенно в схеме
появляются названия орфограмм по мере того, как ученики их называют. При этом
третье окошко не заполнено пока).
III.
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с
одним «золотым» правилом русской орфографии, позволяющим грамотно писать
корень слова.
IV. Работа по теме.
1)
Составьте из данных слов предложение:
(слова написаны на карточках для того, чтобы было удобно их
переставлять на новые места)
ПРИНОСИТ,
ТОТ, ДРУГИМ, КТО, СЧАСТЛИВ, СЧАСТЬЕ
( Кто счастлив, тот приносит счастье
другим. Тот, кто счастлив, приносит счастье другим)
Счастлив тот, кто приносит счастье другим !
- Запишите это предложение.
- К какому жанру устного народного творчества относится
это предложение? (пословица)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Делай добро
другим).
- Назовите в этой пословице однокоренные слова.
- Объясните знакомые орфограммы.
- В каком слове согласный звук не произносится, но
буква. Обозначающая этот согласный звук пишется? (СЧАСТЛИВ).
- Как вы думаете, как называется эта новая орфограмма,
с которой мы будем работать на сегодняшнем уроке? (непроизносимая согласная).
- Назовите слово, в котором этот звук слышится чётко.
(СЧАСТЬЕ).
- Кто же сможет сформулировать правило проверки непроизносимых
согласных в корне слова?
2)
Чтение правила на странице 132 учебника.
На экране слайд №2 (четверостишье
о способе проверки непроизносимых согласных):
Выполнение упражнения в тетради на печатной основе ,стр.11, упр. №7.
- В каких же сочетаниях вам встретились
непроизносимые согласные в словах?
Физминутка
На экране слайд №3. (опорная схема с
сочетаниями букв, в которых пишутся непроизносимые согласные):
(сочетания
появляются постепенно).
Эти сочетания – это орфограмма, где пишутся непроизносимые согласные.
- А какое интересное сочетание вы заметили в схеме? (СН)
- Это «хитрое» сочетание. Встречаются такие слова, когда не надо
писать между буквами С и Н согласную Т. И опять на помощь нам придут
проверочные слова. О таких словах мы будем говорить позже, будем учиться
проверять их и правильно писать.
3)
– А теперь внимание на экран. Перед вами
задание по вариантам:
(дифференцированное
задание)
На экране слайд №4. (На экране слова
с пропущенными непроизносимыми согласными).
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
Можешь ты проверить сам
Своё внимание к словам.
1 вариант записывает слова с сочетаниями –
сТн -,
2 вариант – слова с сочетаниями – зДн – и
приписывают проверочные слова, орфограммы подчёркиваем.
3 группа учеников составляют рассказ на тему: «Ёлка наряжается, праздник
приближается», используя опорные слова с непроизносимыми согласными:
ПРАЗ…НИК,
СЧАС…ЛИВЫЕ, РАДОС…НЫЕ, ЗДРА…СТВУЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, СЕР…ЦЕ, ЧУДЕС…НЫЙ,
ПРЕКРАС…НЫЙ, ЧУВСТВО
Затем самопроверка: Раз, два, три, четыре
Начинается игра.
Вы теперь не просто дети.
Вы
теперь – учителя.
На экране слайд №5,6
Дети доказывают,
почему они написали такую согласную. Ученики из третьей группы читают
получившиеся рассказы по данной теме.
На экране слайд №7.
- Посмотрите на экран, прочтите слова, в которых в сочетании – СН не
надо писать букву Т, так как её нет в проверочных словах. Проверим эти слова.
Об этих словах мы ещё будем говорить на следующих уроках русского языка.
4)
– Отгадайте загадку:
Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене,
Найдётся сразу дело мне. (лестница)
- Есть ли непроизносимая согласная в этом слове?
- Подберите проверочное слово.
- Это слово словарное, эту букву в слове нужно запомнить, её
проверить нельзя. Также, как и в слове чувство нужно запомнить
согласную букву В. (записать слова в словарики).
- А какие лестницы вы знаете? (каменные, деревянные, верёвочные,
железные)
- Составьте предложение с этим словом.
- А теперь письмо по памяти (четверостишье о лестнице).
На экране слайд №8.
- О какой же
лестнице здесь идёт речь? (лестница – эскалатор(картинка)).
Запись и
взаимопроверка.
V. Закрепление урока.
- С какой же орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?
(с непроизносимой согласной)
- Как же проверить непроизносимую согласную?
- В каких сочетаниях пишется непроизносимая согласная?
- А в каких не пишется?
- Какие словарные слова вы запомнили?
- Назовите «золотые правила русской орфографии»?
- Почему их назвали «золотыми»?
ИГРА «Забей мяч в ворота».
Нарисованы ворота с буквами Д и Т, на мячиках написаны
слова с пропущенными буквами. Распределить слова по нужным воротам с
названием проверочных слов.
ДОБЛЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, РАДОС…НЫЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ,
ОПАС…НЫЙ, ВКУС…НЫЙ, КАПУС…НЫЙ, СЧАС…ЛИВЫЙ
- Какие мячики не попали ни в какие ворота? Почему?
(интересный, прекрасный, опасный, так как в них нет
непроизносимой согласной)
VI.
Итог урока.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
VIII. Домашнее задание: рабочая
тетрадь, стр.11., упр.7 (правило, словарные слова повторить).
Литература.
- Г.А.Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на
уроках русского языка. – М.: Валдос, 2003
- О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку.
– М.: АСТ: Астрель, 2007
- Л.Я.Желтовская.
Учебник по русскому языку. (3 класс)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.