Главная / Начальные классы / "Правописание непроизносимых согласных в корне слова"

"Правописание непроизносимых согласных в корне слова"

9

















УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА


(с использованием компьютерной технологии)





Тема: «Правописание непроизносимых согласных

в корне слова»





Учитель:

Самсонова Галина Васильевна






2012 год.











Аннотация


к уроку русского языка по теме:


«Правописание непроизносимых согласных в корне слова».


Данный урок русского языка «Непроизносимые согласные в корне слова» разработан для 3-их классов при изучении темы «Орфограммы корня» по учебнику Л.Я Желтовской (УМК «Планета знаний»). Тип урока - повторение изученного материала.

На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному закреплению знаний учащихся и овладению навыками правописания, поддержать их здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются благодаря использованию в уроке следующих современных педагогических технологий:

  • информационно-коммуникативная технология,

  • здоровьесберегающая технология – частая смена деятельности, физминутка

  • проблемное обучение

  • технология критического мышления

На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность учащихся для самостоятельного поиска новых способов формирования правописания. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

Урок построен с использованием компьютерной технологии, позволяющей младшим школьникам легче воспринимать новый материал, а затем применять умения и навыки на практике.























Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.



Цели урока:

1. Обучающая: вспомнить, какие согласные считаются непроизносимыми, закрепить способ проверки непроизносимых согласных; повторить ранее изученные орфограммы корня слова;

2. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление;

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к изучаемому предмету, доброжелательное отношение друг к другу; умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.



Задачи:

  • Научить учащихся применять правило правописания непроизносимых согласных в корне слова;

  • Составить алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными;

  • Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь;

  • Воспитывать уважение к родному языку, интерес к изучаемому предмету, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник, тетрадь на печатной основе; сигнализаторы для осуществления обратной связи, опорные таблицы.



Формы работы: индивидуальная; фронтальная, групповая, самостоятельная, работа в паре.


М етоды: словесный, иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый


Форма обучения: урок - практикум


Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо, чтение
















ХОД УРОКА.


I. Организационный момент.


Звонкий прозвенел звонок,

Начинается урок,

Ты сиди за партой скромно

И веди себя достойно.


1. Минутка чистописания.

б/п в/ф н


- Установите закономерность и продолжите строку. (парные согласные)


- Какая буква среди написанных по какому-то признаку «лишняя»? (Н) Почему?

(не парная согласная)


- Тогда почему я её написала? Как она относится к парным согласным? (при проверке парных согласных после согласной должна стоять гласная или буква Н).


- Среди оставшихся пар какая пара тоже отличается от других по какому-то признаку? (Ж/Ш) Почему?

(звуки этих согласных обозначают всегда твёрдые звуки).


- Так как же проверяется парный согласный на конце или в середине слова?


I II. Орфографическая минутка. (один ученик работает у доски с

комментированием, остальные работают в тетрадях).

Есть одна игра для вас,

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте

Хором дружно добавляйте.


А) Она нас всех встречает, Г) Сладкие крошки

Серёжки надевает. На короткой ножке.

А платьице в полоску. Кто проходит близко,

Ты узнаёшь … (берёзку). Кланяется низко. (ягодка).

Б) Быть должны всегда в порядке

Твои школьные … (тетрадки).


В) Хлоп – и конфета стреляет, как пушка!

Каждому ясно: это … (хлопушка).


- Что общего у всех этих слов? (одинаковые части слова: корень, суффикс, окончание)

- Какое слово «лишнее» по какому-то признаку?



- Какие слова на эту же орфограмму вы услышали в текстах загадок? (назвать слова,

показать веерами, какую согласную надо писать в этих словах


Индивидуальное задание:


  1. Вставить пропущенные буквы в словах: 2) Разобрать слова по составу:

Гла…кая обло…ка Избу…ка

Лё…кая похо...ка Зам…ро..ки

Бли…кие заморо…ки Закла…ка

Кре…кая дру…ба

Сла...кая яго...ка



3, 4, 5 ученики работают по индивидуальным карточкам.


- Какие же правила русской орфографии учат нас писать корень слова правильно? (безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова, …)


На экране слайд №1 (постепенно в схеме появляются названия орфограмм по мере того, как ученики их называют. При этом третье окошко не заполнено пока).


  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним «золотым» правилом русской орфографии, позволяющим грамотно писать корень слова.


IV. Работа по теме.


    1. Составьте из данных слов предложение:

(слова написаны на карточках для того, чтобы было удобно их переставлять на новые места)


ПРИНОСИТ, ТОТ, ДРУГИМ, КТО, СЧАСТЛИВ, СЧАСТЬЕ

( Кто счастлив, тот приносит счастье другим. Тот, кто счастлив, приносит счастье другим)

Счастлив тот, кто приносит счастье другим !


- Запишите это предложение.

- К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? (пословица)


- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Делай добро другим).


- Назовите в этой пословице однокоренные слова.


- Объясните знакомые орфограммы.


- В каком слове согласный звук не произносится, но буква. Обозначающая этот согласный звук пишется? (СЧАСТЛИВ).



- Как вы думаете, как называется эта новая орфограмма, с которой мы будем работать на сегодняшнем уроке? (непроизносимая согласная).




- Назовите слово, в котором этот звук слышится чётко. (СЧАСТЬЕ).


- Кто же сможет сформулировать правило проверки непроизносимых согласных в корне слова?


    1. Чтение правила на странице 132 учебника.


На экране слайд №2 (четверостишье о способе проверки непроизносимых согласных):


Выполнение упражнения в тетради на печатной основе ,стр.11, упр. №7.


- В каких же сочетаниях вам встретились непроизносимые согласные в словах?


Физминутка


На экране слайд №3. (опорная схема с сочетаниями букв, в которых пишутся непроизносимые согласные):

(сочетания появляются постепенно).


Эти сочетания – это орфограмма, где пишутся непроизносимые согласные.


- А какое интересное сочетание вы заметили в схеме? (СН)


- Это «хитрое» сочетание. Встречаются такие слова, когда не надо писать между буквами С и Н согласную Т. И опять на помощь нам придут проверочные слова. О таких словах мы будем говорить позже, будем учиться проверять их и правильно писать.


    1. А теперь внимание на экран. Перед вами задание по вариантам:

(дифференцированное задание)

На экране слайд №4. (На экране слова с пропущенными непроизносимыми согласными).


Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

Можешь ты проверить сам

Своё внимание к словам.


1 вариант записывает слова с сочетаниями – сТн -,

2 вариант – слова с сочетаниями – зДн – и приписывают проверочные слова, орфограммы подчёркиваем.


3 группа учеников составляют рассказ на тему: «Ёлка наряжается, праздник приближается», используя опорные слова с непроизносимыми согласными:


ПРАЗ…НИК, СЧАС…ЛИВЫЕ, РАДОС…НЫЕ, ЗДРА…СТВУЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, СЕР…ЦЕ, ЧУДЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ, ЧУВСТВО

Затем самопроверка: Раз, два, три, четыре

Начинается игра.

Вы теперь не просто дети.

Вы теперь – учителя.



На экране слайд №5,6

Дети доказывают, почему они написали такую согласную. Ученики из третьей группы читают получившиеся рассказы по данной теме.

На экране слайд №7.


- Посмотрите на экран, прочтите слова, в которых в сочетании – СН не надо писать букву Т, так как её нет в проверочных словах. Проверим эти слова. Об этих словах мы ещё будем говорить на следующих уроках русского языка.


    1. Отгадайте загадку:


Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне,

Но прислони меня к стене,

Найдётся сразу дело мне. (лестница)


- Есть ли непроизносимая согласная в этом слове?


- Подберите проверочное слово.


- Это слово словарное, эту букву в слове нужно запомнить, её проверить нельзя. Также, как и в слове чувство нужно запомнить согласную букву В. (записать слова в словарики).


- А какие лестницы вы знаете? (каменные, деревянные, верёвочные, железные)

- Составьте предложение с этим словом.


- А теперь письмо по памяти (четверостишье о лестнице).


На экране слайд №8.


- О какой же лестнице здесь идёт речь? (лестница – эскалатор(картинка)).


Запись и взаимопроверка.



  1. Закрепление урока.


- С какой же орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

(с непроизносимой согласной)


- Как же проверить непроизносимую согласную?

- В каких сочетаниях пишется непроизносимая согласная?

- А в каких не пишется?

- Какие словарные слова вы запомнили?


- Назовите «золотые правила русской орфографии»?

- Почему их назвали «золотыми»?





ИГРА «Забей мяч в ворота».


Нарисованы ворота с буквами Д и Т, на мячиках написаны слова с пропущенными буквами. Распределить слова по нужным воротам с названием проверочных слов.

ДОБЛЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, РАДОС…НЫЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ,

ОПАС…НЫЙ, ВКУС…НЫЙ, КАПУС…НЫЙ, СЧАС…ЛИВЫЙ

- Какие мячики не попали ни в какие ворота? Почему?

(интересный, прекрасный, опасный, так как в них нет непроизносимой согласной)


  1. Итог урока.


- Что вам больше всего понравилось на уроке?


VIII. Домашнее задание: рабочая тетрадь, стр.11., упр.7 (правило, словарные слова повторить).



Литература.


  • Г.А.Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: Валдос, 2003

  • О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку. – М.: АСТ: Астрель, 2007

  • Л.Я.Желтовская. Учебник по русскому языку. (3 класс)























































"Правописание непроизносимых согласных в корне слова"
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок русского языка «Непроизносимые согласные в корне слова» разработан для 3-их классов при изучении темы «Орфограммы корня» по учебнику Л.Я Желтовской (УМК «Планета знаний»). Тип урока -  повторение изученного  материала. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, способствовать основательному закреплению знаний учащихся и овладению навыками правописания, поддержать их здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются благодаря использованию в уроке следующих современных педагогических технологий:

 

  • информационно-коммуникативная технология,
  • здоровьесберегающая технология – частая смена деятельности, физминутка
  • проблемное обучение
  • технология критического мышления

На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность учащихся для самостоятельного поиска  новых способов формирования  правописания. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

 

       Урок построен с использованием компьютерной технологии, позволяющей младшим школьникам легче воспринимать новый материал, а затем применять умения и навыки на практике. 

Автор Самсонова Галина Васильевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1187
Номер материала 17709
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓