Целью нашей работы выступило обоснование содержания и
методов контроля и оценки учебных достижений учащихся при в соответствии ФГОС
НОО.
Слайд 4
Гипотеза. В результате проведенной работы мы
предполагали, что построенная система контроля и оценки учебных достижений
будет более эффективной по сравнению с традиционной. Она обеспечит более
объективную и качественную обратную связь, будет поддерживать и стимулировать
учащихся, включит их в контрольно-оценочную деятельность.
Слайд 5
Для достижения
цели необходимо было решить комплекс задач:
·
выявить
особенности контроля и оценки учебных достижений, обеспечивающие реализацию
ФГОС;
·
изучить
научную и методическую литературы по проблеме оценки достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы общего образования;
·
разработка
и апробация заданий для контроля и оценки учебных достижений по математике;
·
анализ
результатов контроля и оценки достижений учащихся.
Первая из них: выявить особенности
контроля и оценки учебных достижений, обеспечивающие реализацию ФГОС.
·
комплексный
подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и
личностных результатов общего образования);
·
использование
планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве
содержательной и критериальной базы оценки;
·
оценка
успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе
системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению
учебно-практических и учебно-познавательных задач;
·
выделение
предметно-деятельностных (содержательных) линий;
·
уровневый
подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
·
оценка
динамики образовательных достижений обучающихся;
·
организация
и самооценка учащихся;
·
использование
накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику
индивидуальных образовательных достижений;
·
использование
наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и
методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, наблюдения
и др.;
·
ритмическая
организация образовательного пространства учебного года
(1 фаза
«запуска» – совместное планирование учебной деятельности, во время которого
осуществляется стартовый контроль, 2 фаза – постановка и решение учебных задач
в курсе обучения математики, текущие и тематические контрольные работы, 3 фаза
– рефлексивная.
Для реализации
первой задачи необходимо было изучить научную и методическую литературу
по проблеме оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы общего образования.
Изучив литературу: Хасана
Б.И., Эльконина Б.Д., Нежнова П.Г.. Мониторинг индивидуального прогресса
учащихся – новый подход к диагностике достижений, Оценка достижений планируемых
результатов в начальной школе. ФГОС второго поколения./под ред. Г.С. Ковалёвой,
О.Б. Логиновой./. Планируемые результаты начального общего образования / Под
ред. Г.С. Ковалевой,О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009, Система оценки достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов, мы пришли к
пониманию, что система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы общего образования представляет собой один
из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения
основной образовательной программы образования и является необходимой частью повышения
уровня образовательных достижений каждого ученика.
Полученные
результаты стали основанием для решения второй задачи: разработка методического обеспечения системы
контроля и оценки учебных достижений по математике.
На первом этапе, мы выделили предметно-деятельностные линии
(основные способы действий), которые осваиваются детьми в курсе математики.
Слайд 6
Ещё
одна особенность предлагаемой системы оценки — уровневый подход к представлению
планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно
этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая
от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты,
формируется сегодня оценка обучающегося, а необходимый для продолжения
образования и реально достигаемый большинством обучающихся опорный уровень
образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется
как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта.
Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения»,
при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это
позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные
траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития».
При
этом именно внешняя оценка задаёт общее понимание того, что подлежит оценке;
как — в каких форматах, с помощью каких заданий наиболее целесообразно вести
оценку; какие ответы следует (или допустимо) считать верными и т. д.
Внутренняя
оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя,
— на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Согласованность
внутренней и внешней оценки повышает доверие к внутренней оценке, позволяет
сделать её более надёжной, способствует упрощению различных аттестационных
процедур.
Слайд 7
Модель
системы внутренней оценки достижения планируемых результатов включает оценку
педагога. Посредством ряд оценочных процедур: текущих и тематических
проверочных работ, срезов, наблюдений, тестирований, диагностических
исследований, стартового, промежуточного, итогового контроля отслеживается
состояние и динамика (индивидуальный прогресс ученика) освоения ООП НОО.
В рамках
системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности
отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам
защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей
угрозы личности, психологической безопасности учащегося. Такая диагностика
может быть проведена только специалистом – педагогом-психологом и должна быть
направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.
Новая система оценки предполагает вовлечённость в
оценочную деятельность и самих учащихся. Освоение на критериальной основе
навыков самооценки и взаимооценки, формирование рефлексии, самоанализа,
самоконтроля не только дают возможность обучающимся освоить эффективные
средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию
самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию
готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за
их результаты. С этой точки зрения особенностью системы оценки является её
«естественная встроенность» в образовательный процесс.
Кроме того, новый стандарт позволяет использовать
накопленную в ходе текущего образовательного процесса оценку, представленную в
форме портфеля достижений, для оценки динамики индивидуальных образовательных
достижений обучающихся.
А точное определение администрацией школы текущего
состояния и отслеживание динамики достижения планируемых результатов в ходе
мониторинговых процедур, поддерживая единство всей системы оценки, обеспечивает
эффективную обратную связь, позволяющую осуществлять управление образовательным
процессом школы.
Слайд 8
Изменились подходы и к итоговой аттестации. Итоговая
оценка выпускника формируется из двух составляющих: накопленной оценки по всем
учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ.
В форме стандартизированных итоговых работ по русскому
языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе, цель которой,
вынести оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства
познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также
опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных
действий.
Слайд 9
Комплексная проверочная работа на межпредметной основе
проводятся по двум междисциплинарным программам («Чтение: работа с информацией»
и «Программа формирования универсальных учебных действий»), и целью ее является
прямая оценка достижения метапредметных планируемых результатов освоения
основной образовательной программы.
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых
результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Оценка
достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач (заданий), в
которых очевиден способ решения.
Повышенный (функциональный) уровень достижения
планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на
уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка
достижения этого уровня осуществляется с помощью задач (заданий), в которых нет
явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно
выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя
изученные или трансформируя их.
Данная информация является основой для эффективной
организации учебного процесса, учитывающего интересы и способности учащихся, а
также определения направлений оказания помощи учащимся и выстраивания их
образовательных траекторий.
Слайд 10
Для получения информации об уровнях подготовки
обучающихся необходимо использовать в комплексных и предметных проверочных
работах задания разного уровня сложности (базового и повышенного) по каждому
планируемому результату.
Поэтому до начала разработки инструментария (отдельных
заданий и проверочных работ) учителю, администратору необходимо
конкретизировать планируемые результаты, определить их «достижимость» и
«измеряемость». Указать все умения и элементы знаний, которыми должны овладеть
учащиеся в процессе обучения и которые можно измерить. Таким образом, в
процессе операционализации уточняется содержание и критериальная база оценки.
Методические рекомендации РАО, образовательные
системы, в том числе «Школа 2000» и «Школа 2100», предлагают учителям,
родителям ряд диагностических материалов, позволяющих выявить, насколько
успешно формируются УУД у каждого ребенка.
Слайд 11, 12
Составили график контрольно-оценочных мероприятий по семестрам для
отслеживания уровня усвоения знаний и умений учащихся. Виды и формы
контрольно-оценочных действий учащихся были определены следующие:
№
п/п
|
Вид контрольно-оценочной деятельности
|
Содержание
|
Формы и виды оценки
|
1
|
Входной
контроль (стартовая работа)
|
Определяет
актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития»
и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний
|
Фиксируется
учителем в оценочном листе.
|
2.
|
Диагности-ческая
работа
|
Направлена
на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть
учащимся в рамках данной учебной задачи
|
Результаты
фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (линеечки, лист умений)
|
3.
|
Проверочная
работа
|
Проверяется
уровень освоения учащимися предметных способов действия. Представляет собой
задания разного уровня сложности
|
Все
задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням
и диагностирует уровень овладения способами учебного действия
|
4.
|
Проектная
работа (составление «Новогодних задач» всех изученных типов, «Математика и
окружающий мир» составление задачника)
|
Направлена
на выявление уровня освоения ключевых компетентностей
|
Экспертная
оценка по специально созданным экспертным картам
|
5.
|
Итоговая
проверочная работа
|
Включает
основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только
предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного уровня
сложности
|
Оценивание
многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и
итоговой работы
|
6
|
Включенное
наблюдение, самоанкетирование
|
В
личностных планируемых результатах
|
|
Слайд 13
В начале учебного года мы разработали комплекс примерных контрольных
заданий для каждого планируемого результата и технологическую матрицу.) Такая матрица позволит учителю успешнее управлять
образовательным процессом.
На втором этапе, были разработаны
средства фиксации и учета результатов контроля и оценки. Для отслеживания и оценивания предметных
знаний, способов деятельности мы ввели оценочные
листы, как индивидуальных достижений, где фиксируется
самооценка учащегося и оценка учителя и где каждый ребенок отслеживает свою динамику обученности.
Слайд 14,15
В общеклассных оценочных листах мы можем
проследить динамику образовательных достижений не только одного ученика, но
также и динамику всего класса по умениям, линиям развития, а также адекватность
самооценки. (оценка фиксируется в начале года и в конце, наблюдение родителями
усвоения предмета ребенком). Такая работа позволила нам не только выявить
определенный результат в знаниях и умениях, но и увидеть процесс формирования
этого знания у учащихся и организовать коррекционно-дифференцированную работу.
Слайд 16
И третья
задача: анализ результатов контроля и оценки достижений учащихся.
Представим
ключевые учебные достижения учащихся 2 класса по математике.
Личностные
результаты:
нами установлено, что учебно-познавательный интерес на высоком уровне
сформирован у 14% учащихся, на среднем ровне – у 59%, на низком уровне – у 27%
учащихся.
Слайд 17
Метапредметные
результаты:
- рефлексивность
освоения способов действий с математическим материалом выявлено у 26%, её прирост
в сравнении с 1 классом составил 14% учащихся;
- адекватность
самооценки сформировано у 68% учащихся, её рост составил 11% учащихся.
Предметные
результаты:
предметные способы действия освоены на 3 уровне у 32% учащихся, на 2 уровень –
у 43 % учащихся, на 1 уровень – у 25% учащихся. На 2-4 уровни освоили
предметные способы действия – 78% учащихся, это на 7% больше, чем в 1 классе.
Проводимая опытно-экспериментальная работа позволяет
сделать вывод: построенная система контроля и
оценки соответствует требованиям ФГОС НОО и более эффективна по сравнению с
традиционной. Важнейшими компонентами разработанной системы являются:
·
выделение
предметно-деятельностных (содержательных) линий;
·
ориентированность
на способы предметных действий;
·
разноуровневость
заданий;
·
деятельностная
направленность контрольных заданий;
·
организация
и самооценка учащихся.
Введении е в образовательный процесс такой системы
контроля и оценки приводит к более объективной и
качественной обратной связи, эффективно включит учащихся в контрольно-оценочную
деятельность, поддерживает и стимулирует их, позволяет отслеживать
индивидуальный прогресс.
Считаем, что
проводимая ОЭР положительно повлияла на достижения учащимися всех трех
составляющих планируемых результатов.
Практическая
значимость результатов ОЭР состоит в возможности
использования построенной системы оценивания и контроля учебных достижений в практике
работы учителей школы.
Слайд 18
Для оценки
достижения планируемых результатов используются задания разного типа:
Фрагмент
комплексной проверочной работы 1 класс
Яблоко
По улице шла старушка с корзинкой. В корзинке были яблоки: красные и
жёлтые. Очень красивые яблоки. Вот бы мне одно! Я тихонько подкрался сзади.
Схватил яблоко и сунул его в карман. Старушка ничего не заметила и сказала:
- Поди-ка сюда, мальчик! Как тебя зовут?
- Петрик…
- Красивое имя. Ты, видать, хороший мальчик.
- Не знаю.
Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко:
- Съешь! Это из моего сада.
Яблоко – то, что в кармане, - прямо жгло мне ногу.
- Почему ты не хочешь взять яблоко?
Старушка стояла с протянутой рукой, а я… А я выхватил яблоко из кармана.
Бросил его в корзину и убежал. Когда я прибежал домой, то заплакал. Сам не
знаю: почему я заплакал?
Слайд 19
Задания к тексту:
1. Раздел «Получение, поиск и фиксация информации». Работать с
информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица,
диаграмма, схема).
Отметь значком \/ какие яблоки лежали в корзинке у бабушки:
2. Раздел «Понимание и преобразование информации».
Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность.
В каком порядке надо расположить предложения из
рассказа, чтобы было понятно, как развиваются события. Отметь их цифрами 1, 2,
3, 4:
Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко…
По улице шла старушка с корзинкой.
Бросил его в корзину и убежал.
Схватил яблоко и сунул его в карман.
Слайд 20
3. Раздел «Применение и представление информации».
Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
Как ты думаешь, почему мальчик заплакал? Напиши одним
предложением.
4. Раздел «Получение, поиск и фиксация информации».
Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Напиши, что означает слово тихонько.
Слайд 21
Еще одной особенностью является расширение субъектов и
видов мониторинга. И все они организуются на единой критериальной базе,
известной всем участникам ОП, в основе которой планируемые результаты
образования.
Литература
·
Оценка достижений
планируемых результатов в начальной школе. ФГОС второго поколения./под ред.
Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой./.
·
Планируемые
результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой,О.Б.
Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
·
Система оценки достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов.
·
Хасан Б.И., Эльконин Б.Д.,
Нежнов П.Г.. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся – новый подход к
диагностике достижений
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5715/Itemid,188
http://festival.1september.ru/articles/414955/
http://www.rusmedserver.ru/med/psdiag/66.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.