Главная / Химия / "Положение кальция в ПС, строение атома и свойства"

"Положение кальция в ПС, строение атома и свойства"

Разработка открытого урока по теме: «Положение кальция в ПС, строение атома и свойства».



Цель: - выработка умения у учащихся давать характеристику ХЭ – кальций по положению


в ПСХЭ , строению атома, о нахождении Са в природе, физ. свойствах и области примене-


ния.


Тип урока: повторение, закрепление и изучение НМ.


Методы: индивидуальная, парная, коллективная, игра.


Наглядности: ПСХЭ, мел, доска, демонстрационные материалы: мел, известь, вода, пробирки.


План урока: 1.ВММ. А. Проверка ДЗ: 1.Положение Ме В ПС.

2. Строение атомов Ме.


3. Общие св –ва Ме. Чем обусловлены эти св –ва : наличие е-ного «газа».


4. Какие типы реакции характерны для Ме.


5. По каким признакам различаются Ме. – по степени активности.


6. Кем был составлен ЭХРН, когда и почему включен в этот ряд водород.


Самый акт. Ме литий, малый радиус атома и легко отдает е. Восстан. св –ва справа налево <, слева на-


право > коррозионная устойчивость.


2. Объяснение нм..


3. Закрепление


4. ДЗ.


5. Подведение итога.


6. Рефлексия.


2. Ход урока: А). Положение Са в ПС: Са – эл –т 4Б п., IIAгр. Относится к семейству ЩЗМе, т.к их


назывались «землями», при растворении в воде – щелочи.

Названия элементов с №19 и №20 – К и Са – в русском языке очень похожи. Название К с арабского


«аль – кали» - «зола». В золе довольно много этого эл –та. Название Са с латыни «калькс», которым


Обозначили не т –ко известняк, мел, мрамор, где есть Са, но и мн. др.легко обрабатываемые минералы,


где Са может и не быть. А что роднит К с Са, кроме соседства в табл. Менделеева? Довольно многое.


Оба эл –та в виде Ме –ов были получены почти одновременно: Са – 1808г, а К – 1807 г, одним и тем же


методом электролиза, одним и тем же ученым – Дэви – Англия. СаСI2= Ca + 2CI


В). Строение атома. Са ) 2е ) 8е ) 8е ) 2е. ЭФ: 1s 2s 2p 3s 3p 4s . ГФ:


В/е – 4s . В –ть – II const, СО - +2. Соединения: СаО, Са(ОН)2 , СаСО3 .


C). Распространение: Са – распространенный эл –т, 5 место по распростр –ти . Са – один из самых


важных эл –тов неживой природы. Он входит в состав сотен минералов и горных


пород: гипс, доломит, мрамор, фосфорит, апатит, фтороапатит и др.


Мел, которым пишут в школе, одна разновидность СаСО3 , равно как и широко применяемый в оптике


исландский шпат. Перераспределение по поверхности земли – круговорот в пр –де выразить обратимой


реакцией: СаСО3 + СО2 + Н2О = Са(НСО3 )2 .


Значительна роль Са в живой пр –де. В организме ч –ка > 1 кг Са : в костях, эмали зубов, крови. Ионы


Са2+ присутствуют во всех тканях и жидкостях организма, необходим для норм. р –ты клеточных


мембран и мышц, участвует в процессах свертывания крови.


В РК соединения Са распространены повсеместно. Месторождения фосфоритов – Каратау и Актюб.обл,


гипс – Жамб. обл., цементные глины – Шымкент, Семей, известняк в различных областях страны.


Д). Физические св –ва: Са – серебристо – белого цвета Ме, легкий пл= 1.54г\см, на в – хе легко окис-


ляется, хранят под слоем керосина, твердый, Тпл.= 851С.


Е). Хим. св –ва . по хим. акт – ти уступает ЩМе, Са – сильный вос – ль, отдача в\е: Са – 2е = Са.


В\д с пр. и сл. В –вами: O . S. N – неМе.и водой, к – тами(разб.). написать ур. р-ции.


Ж). Пименение: Трудно найти стройматериал, в к – ром не было бы Са. СаО негашеная известь, техн.


название и гашеная известь – Са(ОН) для побелки помещений, пригот. вяжущих р-в.


СаСО3 - мрамор, мел, известняк, мрамор – классический отделочный материал, СаСI2 - портландцемент,


СаSO4 - в виде кристаллогидратов – гипса и алебастра. Восстан. св –ва используются в промыш. для по-


лучения редких и ценных Ме (V. Ti, Be, U )/ Ca + BeO = CaO + Be.



Закрепление: З –ча: 8г Ме со СО - +2 прореагировали с водой, и выделилось 4.48 л Н2 (н.у.).


Определите Отн. Аr( Ме) и назовите его.


Решение: Ме + 2Н2О = Ме(ОН)2 + Н2





ДЗ: п. 35 № 5 – 7 стр 115.




Загадки: 1. В любом скелете есть ребро, а средь металлов -…. ( серебро).


2. Оно в теченье многих лет, было причиной многих бед. ( золото).


3. Был металл серебристо – белым, в соединении стал он мелом. (Са).


4. Из него солдат такой, не болеет «чумой». (олово)


5. Металл, обнаруженный в упавших метеоритах. ( железо).



Рефлексия. Ребята, отметьте свое отношение к сегодняшнему уроку: по 3 балл.


1. Вам понравился сегодня урок? 3 балла – очень понравился.


2 - - средне


1 - - не понравился


2. Вам интересны такие уроки? 3 - очень


2 - особо не интересны


1 - не интересны вообще.


3. Вам понравились задания на уроке? 3 - да, очень


2 - они обычные


1 - нет


Наш урок подошел к концу. Спасибо всем за участие! До свидания!





















"Положение кальция в ПС, строение атома и свойства"
  • Химия
Описание:

Разработка открытого урока по теме: «Положение кальция в ПС, строение атома и свойства».  

 

 

Цель:  - выработка умения у учащихся давать характеристику ХЭ – кальций по положению

 

               в ПСХЭ , строению атома, о нахождении Са в природе, физ. свойствах и области примене-

 

                ния.

 

Тип урока: повторение, закрепление и изучение НМ.

 

Методы: индивидуальная, парная, коллективная, игра.

 

Наглядности: ПСХЭ, мел, доска, демонстрационные материалы: мел, известь, вода, пробирки.

 

План урока:          1.ВММ.   А. Проверка ДЗ: 1.Положение Ме В ПС.

                                                                        

                                                2. Строение атомов Ме.

 

                                                3. Общие св –ва Ме. Чем обусловлены эти св –ва : наличие е-ного «газа».

 

                                                4. Какие типы реакции характерны для Ме.

 

                                                5. По каким признакам различаются Ме. – по степени активности.

 

                                                6. Кем был составлен ЭХРН, когда и почему включен в этот ряд водород.

 

Самый акт. Ме литий, малый радиус атома и легко отдает е. Восстан. св –ва справа налево <, слева на-

 

право > коррозионная устойчивость.                                           

 

                                  2. Объяснение нм..

 

                                  3. Закрепление

 

                                  4. ДЗ.

 

                                  5. Подведение итога.

 

                                  6. Рефлексия.

 

2. Ход урока:  А). Положение Са в ПС: Са – эл –т 4Б п., IIAгр. Относится  к семейству ЩЗМе, т.к их

 

                                                                       назывались «землями», при растворении в воде – щелочи.

Названия элементов с №19 и №20 – К и Са – в русском языке очень похожи. Название К с арабского

 

«аль – кали» - «зола». В золе довольно много этого эл –та. Название Са с латыни «калькс», которым

 

Обозначили не т –ко известняк, мел, мрамор, где есть Са, но и мн. др.легко обрабатываемые минералы,

 

где Са может и не быть. А что роднит К с Са, кроме соседства в табл. Менделеева? Довольно многое.

 

Оба эл –та в виде Ме –ов были получены почти одновременно: Са – 1808г, а К – 1807 г, одним и тем же

 

методом электролиза, одним и тем же ученым – Дэви – Англия.   СаСI2= Ca + 2CI   

 

В).  Строение атома.     Са    ) 2е ) 8е ) 8е ) 2е. ЭФ: 1s 2s 2p 3s 3p 4s . ГФ:

 

                                           В/е – 4s . В –ть – II const, СО -  +2. Соединения: СаО, Са(ОН)2  , СаСО3   .

 

C). Распространение: Са – распространенный эл –т, 5 место по распростр –ти . Са – один из самых

 

                                        важных эл –тов неживой природы. Он входит в состав сотен минералов и горных

 

                                        пород: гипс, доломит, мрамор, фосфорит, апатит, фтороапатит и др.

 

Мел, которым пишут в школе, одна разновидность СаСО3 , равно как и широко применяемый в оптике

 

исландский шпат. Перераспределение по поверхности земли – круговорот в пр –де выразить обратимой

 

реакцией: СаСО3  + СО2  + Н2О = Са(НСО3 )2    .

 

  Значительна роль Са в живой пр –де. В организме ч –ка > 1 кг Са : в костях, эмали зубов, крови. Ионы  

 

Са2+  присутствуют во всех тканях и жидкостях организма, необходим для норм. р –ты клеточных

 

мембран и мышц, участвует в процессах свертывания крови.    

 

В РК соединения Са распространены повсеместно. Месторождения фосфоритов – Каратау и Актюб.обл, 

 

гипс – Жамб. обл., цементные глины – Шымкент, Семей, известняк в различных областях страны.

 

Д).  Физические св –ва:  Са – серебристо – белого цвета Ме, легкий пл= 1.54г\см, на в – хе легко окис-

 

                                             ляется, хранят под слоем керосина, твердый, Тпл.= 851С.

 

Е).  Хим. св –ва .  по хим. акт – ти уступает ЩМе, Са – сильный вос – ль, отдача в\е: Са – 2е = Са.

 

                                В\д с пр. и сл. В –вами: O  . S. N – неМе.и водой, к – тами(разб.). написать ур. р-ции.

 

Ж). Пименение:  Трудно найти стройматериал, в к – ром не было бы Са. СаО негашеная известь, техн.

 

                               название и гашеная известь – Са(ОН)  для побелки помещений, пригот. вяжущих  р-в. 

 

СаСО3  - мрамор, мел, известняк, мрамор – классический отделочный материал, СаСI2  - портландцемент, 

 

СаSO4   - в виде кристаллогидратов – гипса и алебастра. Восстан. св –ва используются в промыш. для по-

 

лучения редких и ценных Ме (V. Ti, Be, U )/   Ca + BeO = CaO + Be.

 

 

Закрепление: З –ча: 8г Ме со СО  - +2 прореагировали с водой, и выделилось 4.48 л Н2  (н.у.).

 

                                    Определите  Отн. Аr( Ме) и назовите его.

 

Решение:      Ме + 2Н2О = Ме(ОН)2  + Н2

 

 

 

 

ДЗ: п. 35 № 5 – 7 стр 115.                                           

 

 

 

   Загадки:    1. В любом скелете есть ребро, а средь металлов -….     ( серебро).

 

                       2. Оно в теченье многих лет, было причиной многих бед.    ( золото).

 

                       3. Был металл серебристо – белым, в соединении стал он мелом.  (Са).

 

                       4. Из него солдат такой, не болеет «чумой».     (олово)

 

                       5. Металл, обнаруженный в упавших метеоритах.     ( железо).       

 

                

 

                              

Рефлексия.   Ребята, отметьте свое отношение к сегодняшнему уроку: по 3 балл.

 

                  1. Вам понравился сегодня урок?                 3 балла – очень понравился.

 

                                                                                            2 -          - средне

 

                                                                                            1 -         - не понравился

 

                  2. Вам интересны такие уроки?                     3           - очень

 

                                                                                             2            - особо не интересны

 

                                                                                             1            - не интересны вообще.

 

                 3. Вам понравились задания на уроке?           3           - да, очень

 

                                                                                              2            - они обычные

 

                                                                                              1            - нет

 

Наш урок подошел к концу. Спасибо всем за участие!   До свидания!

                                                                                                                                      

 

 

Автор Жакупова Хауа Габдуллиевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 688
Номер материала 33046
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓