Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Разработка открытого урока по теме: «Положение кальция в ПС, строение атома и свойства».
Цель: - выработка умения у учащихся давать характеристику ХЭ – кальций по положению
в ПСХЭ , строению атома, о нахождении Са в природе, физ. свойствах и области примене-
ния.
Тип урока: повторение, закрепление и изучение НМ.
Методы: индивидуальная, парная, коллективная, игра.
Наглядности: ПСХЭ, мел, доска, демонстрационные материалы: мел, известь, вода, пробирки.
План урока: 1.ВММ. А. Проверка ДЗ: 1.Положение Ме В ПС.
2. Строение атомов Ме.
3. Общие св –ва Ме. Чем обусловлены эти св –ва : наличие е-ного «газа».
4. Какие типы реакции характерны для Ме.
5. По каким признакам различаются Ме. – по степени активности.
6. Кем был составлен ЭХРН, когда и почему включен в этот ряд водород.
Самый акт. Ме литий, малый радиус атома и легко отдает е. Восстан. св –ва справа налево <, слева на-
право > коррозионная устойчивость.
2. Объяснение нм..
3. Закрепление
4. ДЗ.
5. Подведение итога.
6. Рефлексия.
2. Ход урока: А). Положение Са в ПС: Са – эл –т 4Б п., IIAгр. Относится к семейству ЩЗМе, т.к их
назывались «землями», при растворении в воде – щелочи.
Названия элементов с №19 и №20 – К и Са – в русском языке очень похожи. Название К с арабского
«аль – кали» - «зола». В золе довольно много этого эл –та. Название Са с латыни «калькс», которым
Обозначили не т –ко известняк, мел, мрамор, где есть Са, но и мн. др.легко обрабатываемые минералы,
где Са может и не быть. А что роднит К с Са, кроме соседства в табл. Менделеева? Довольно многое.
Оба эл –та в виде Ме –ов были получены почти одновременно: Са – 1808г, а К – 1807 г, одним и тем же
методом электролиза, одним и тем же ученым – Дэви – Англия. СаСI2= Ca + 2CI
В). Строение атома. Са ) 2е ) 8е ) 8е ) 2е. ЭФ: 1s 2s 2p 3s 3p 4s . ГФ:
В/е – 4s . В –ть – II const, СО - +2. Соединения: СаО, Са(ОН)2 , СаСО3 .
C). Распространение: Са – распространенный эл –т, 5 место по распростр –ти . Са – один из самых
важных эл –тов неживой природы. Он входит в состав сотен минералов и горных
пород: гипс, доломит, мрамор, фосфорит, апатит, фтороапатит и др.
Мел, которым пишут в школе, одна разновидность СаСО3 , равно как и широко применяемый в оптике
исландский шпат. Перераспределение по поверхности земли – круговорот в пр –де выразить обратимой
реакцией: СаСО3 + СО2 + Н2О = Са(НСО3 )2 .
Значительна роль Са в живой пр –де. В организме ч –ка > 1 кг Са : в костях, эмали зубов, крови. Ионы
Са2+ присутствуют во всех тканях и жидкостях организма, необходим для норм. р –ты клеточных
мембран и мышц, участвует в процессах свертывания крови.
В РК соединения Са распространены повсеместно. Месторождения фосфоритов – Каратау и Актюб.обл,
гипс – Жамб. обл., цементные глины – Шымкент, Семей, известняк в различных областях страны.
Д). Физические св –ва: Са – серебристо – белого цвета Ме, легкий пл= 1.54г\см, на в – хе легко окис-
ляется, хранят под слоем керосина, твердый, Тпл.= 851С.
Е). Хим. св –ва . по хим. акт – ти уступает ЩМе, Са – сильный вос – ль, отдача в\е: Са – 2е = Са.
В\д с пр. и сл. В –вами: O . S. N – неМе.и водой, к – тами(разб.). написать ур. р-ции.
Ж). Пименение: Трудно найти стройматериал, в к – ром не было бы Са. СаО негашеная известь, техн.
название и гашеная известь – Са(ОН) для побелки помещений, пригот. вяжущих р-в.
СаСО3 - мрамор, мел, известняк, мрамор – классический отделочный материал, СаСI2 - портландцемент,
СаSO4 - в виде кристаллогидратов – гипса и алебастра. Восстан. св –ва используются в промыш. для по-
лучения редких и ценных Ме (V. Ti, Be, U )/ Ca + BeO = CaO + Be.
Закрепление: З –ча: 8г Ме со СО - +2 прореагировали с водой, и выделилось 4.48 л Н2 (н.у.).
Определите Отн. Аr( Ме) и назовите его.
Решение: Ме + 2Н2О = Ме(ОН)2 + Н2
ДЗ: п. 35 № 5 – 7 стр 115.
Загадки: 1. В любом скелете есть ребро, а средь металлов -…. ( серебро).
2. Оно в теченье многих лет, было причиной многих бед. ( золото).
3. Был металл серебристо – белым, в соединении стал он мелом. (Са).
4. Из него солдат такой, не болеет «чумой». (олово)
5. Металл, обнаруженный в упавших метеоритах. ( железо).
Рефлексия. Ребята, отметьте свое отношение к сегодняшнему уроку: по 3 балл.
1. Вам понравился сегодня урок? 3 балла – очень понравился.
2 - - средне
1 - - не понравился
2. Вам интересны такие уроки? 3 - очень
2 - особо не интересны
1 - не интересны вообще.
3. Вам понравились задания на уроке? 3 - да, очень
2 - они обычные
1 - нет
Наш урок подошел к концу. Спасибо всем за участие! До свидания!
6 661 384 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Жакупова Хауа Габдуллиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.