Главная / ИЗО, МХК / "Память высеченная в камне"

"Память высеченная в камне"

7

Память, высеченная в камне

Ход мероприятия.

Презентация первая.

Библиотекарь. Добрый день ребята, учителя!

Учитель музыки: Добрый день родители и гости!

Библиотекарь:

В канун, какого праздника проходит наше мероприятие?

Верно! Это 23 февраля - день защитников отечества, который относится у дням воинской славы.

Учитель музыки:

Какие дни воинской славы вы знаете ещё? А, сейчас обратите внимание на слайды (Детям предлагается ряд слайдов с изображением различных памятников).

Библиотекарь: Что вы видите на слайдах? ( ответы детей). Да, это памятники!

Учитель музыки:

Что такое памятник? (ответы). Для чего люди создают памятники? ( Что бы люди помнили о своих героях, великих людях).

Библиотекарь: О чем сегодня у нас пойдёт речь?

Учитель музыки:

Верно о памяти, о памятниках которые рассказывают подвигах и героях ВОВ. Память универсальное свойство человека, связующее звено между прошлым и будущим. И нам с вами предстоит передать память о страшной и великой войне нашим детям и внукам.

Библиотекарь:

В малых формах и грандиозных монументальных ансамблях, в картинах и песнях находит свое выражение священная память народа о сыновьях и дочерях, вступивших в бессмертие.

Выходят Чтецы 1 и 2.

Память об этом Чтец (1):

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Чтец (2):

Пусть память гордую о ней

Хранят об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

А. Твардовский. Дом у дороги

Переход на презентацию Дубосеково.

Библиотекарь:

Этот памятник виден издалека. Это место, где всегда (!) лежат живые цветы. Сюда приезжают люди, что бы почтить память погибших героев.

Выходят Чтецы 3,4 и 5.

Чтец (3):

У подножия Героев Панфиловцев расположена не высокая гранитная памятная плита, на которой высечены следующие слова: "Защищая Москву в суровые ноябрьские дни 1941 года, на этом рубеже в жестокой схватке с фашистскими захватчиками стояли насмерть и победили 28 Героев - Панфиловцев".

Чтец (1):

Разрывом вспыхнул небосвод,

Пружиной натянулся взвод.

Зловеще, траками гремя,

На нас вдруг двинулась броня.

И начался неравный бой,

Ружьем, гранатой и собой.

Остановил врага отряд,

На поле танки все горят.

Чтец (2):

Хоть шли они за рядом ряд,

Их было двадцать, пятьдесят…

Не смог пройти здесь враг к Москве,

Но и бойцы погибли все.

Их было только двадцать восемь,

Они навечно ушли в осень…

Семиженова Елизавета

Библиотекарь:

В группе истребителей танков, стрелковой дивизии генерала Ивана Васильевича Панфилова, служил рядовой красноармеец Яков Тумайкин. Он был связным легендарного политрука Василия Клочкова.

Чтец (3):

Запомнил боец утро шестнадцатого ноября 1941 года. Бойцы находились на разъезде Дубосеково Волоколамского направления. Этот участок оказался главным для удара гитлеровцев, на Москву. Фашисты сосредоточили здесь 80 танков, пехоту, минометы и артиллерию. Перед самым боем у бойцов побывал комдив И.В.Панфилов.

Учитель музыки:

"Замаскируйтесь хорошенько - сказал он. - Да приказ помните - держать этот рубеж, хотя бы вся немецкая армия пошла на вас".

Чтец (5):

Фашисты вложили всю злобу и ярость, чтобы смять, раздавить наши войска. Первой была "психическая" атака, ее отбили. Потом пошли танки их было 20, за которыми шли автоматчики. В окопах истребителей танков появился политрук Василий Клочков. "Одни мы остались на этом рубеже, отступать не будем", - крикнул он. И разгорелся бой, который длился четыре часа.

Учитель музыки: Потеряв 14 танков и много убитых, фашисты откатились на исходные рубежи. Понесли урон и наши бойцы: тяжело ранен и отправлен в санчасть Яков Тумайкин.

Чтец (4):

Оставшиеся 28 бойцов-панфиловцев продолжали бой. Враг бросил еще 30 танков. И снова голос политрука: "Тридцать танков, друзья! Верно, придется нам всем умирать. Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!"
Учитель музыки:

Бой длился 30 минут. Потеряв еще четыре танка, гитлеровцы повернули назад.

Чтец (2):

Герои - панфиловцы погибли, не пропустив ни одного вражеского танка. Всем им посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза...

Библиотекарь: Уже после войны выяснилось, что погибли не все. Троих тяжело раненых подобрали в горячке боя санитары. Все они были удостоены Золотой Звезды Героя Советского Союза.

Учитель музыки:

Героический подвиг героев – панфиловцев запечатлен современным композиторам в песне «Битва под Москвой» - послушайте её в исполнении школьного ансамбля.

Переход на презентацию Мамаев курган.

Библиотекарь:

Потерпев поражение под Москвой, германское командование разработало новый план - направить свои силы в сторону Кавказа и Волги, чтобы захватить Сталинград. Летом 1942 года на дальних подступах к Сталинграду началась битва за город.(карту на слайде).

Чтец (6):

Клубились яростно метели

По Сталинградской по земле.

Дымились потные шинели,

И шли солдаты по золе.

И танк в сугробе, как в болоте,

И бьют снаряды по броне.

Снежинки таяли в полете,

Как ветки с листьями в огне

И падал в битве человек

В горячий снег, в кровавый снег.

Чтец (7):

Тяжёлые бои велись за Мамаев курган, высота 102,0 – это самое высокое место в городе. Земля здесь была пропитана кровью, обожженный, покрытый осколками от бомб курган и зимой чернел, как обугленный. Весной 1943 года на каждый квадратный метр земли здесь приходилось до 1200 осколков.

Библиотекарь:

Сталинградская битва закончилась победой советских войск. Она положила начало перелому в ходе Великой Отечественной войны.

Великий подвиг русского народа решили увековечить, создав памятник-ансамбль я – Мамаев курган. Начали сооружение монумента в мае 1959 года, а окончили в октября 1967 года. Руководил проектом Евгений Викторович Вучетич. Сегодня мы приглашаем вас на заочную экскурсию.

Библиотекарь:

Комплекс Мамаев курган включает в себя нескольких монументов. Сегодня вам предстоит самостоятельно сложить изображения четырех из них, используя пазлы. (Горельеф "Память поколений", площади "Стоявших насмерть", "Скорбь матери", Зал Воинской Славы) Для работы с пазлами отбираются 4 группы по три человека, в течении звучания песни собрать изображения монументов

Школьный ансамбль исполняет песню «Обелиск»

Чтец (8):

Память, память,

за собою позови в те далёкие,

промчавшиеся дни.

Память, память, ты же можешь!

Ты должна на мгновенье

эти стрелки повернуть.

Я хочу не просто вспомнить

имена…

Чтец (5):

Дай мне воли до конца тебя нести.

Дай мне силы ничего не забывать.

Чтец (7):

Мамаев курган - встречает нас горельефом "Память поколений". Мы видим людей разных возрастов, национальностей идущих с венками, приспущенными знаменами поклониться ратному подвигу защитников города. Здесь установлены гранитные тумбы с землей городов-героев

Библиотекарь.

Здесь же находиться мемориальная стена, на которой высечено: "Пройдут годы и десятилетия. Нас сменят новые поколения людей. Но сюда, к подножию величественного монумента победы, будут приходить внуки и правнуки героев. Сюда будут приносить цветы, и приводить детей. Здесь, думая о прошлом и мечтая, о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни".

Чтец (3):

Аллея пирамидальных тополей приводит к площади "Стоявших насмерть".

Ее венчает скульптура.

Учитель музыки: Посмотрите внимательно, как можно назвать этот монумент? (ответы детей – солдат, воин, герой, богатырь)

Чтец (3):

Воин-богатырь, с автоматом и гранатой - порождение русской земли и великой Волги, от которых он черпает свою силу. Своим телом он закрывает Родину - мать, которая расположена за его спиной.

Учитель музыки:

Как бы вы назвали следующий монумент? (Слайд с изображением монумента «Скорьбь матери»).Ответы детей.


Чтец (5):

Монумент "Скорбь матери" - Фигура скорбящей матери, склонившейся погибшим воином. В этом монументе собран воедино образ всех женщин, у которых война отняла сыновей, мужей, отцов. У основания монумента располагается небольшой бассейн - Озеро слез. Вода в нем, как слезы народные, льется через край -


Чтец(8):

Он только спит на ложе рук,
Что мать во век не размыкает:
Беззвучен сердца скорбный стук
Волною время убегает.

Чтец (8):

Зал Воинской Славы.

Надпись над входом гласит: "Навсегда сохранит наш народ память о величайшем в истории войн сражении у стен Сталинграда". В центре зала монумент - рука, держащая факел Вечного огня. На стене памяти на плитах увековечены 6480 имен павших защитников Сталинграда. Список этот пополняется.


Чтец (3):

"Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!"

Чтец (5):

На кургане опять тишина.
Сам курган, как большая могила.
Не печалься солдат, старина.
Все прошло, и земля уж, остыла.

Только плачет солдат у стены.
Вновь читая знакомые списки.
Это след прогремевшей войны.

Отпечатался в обелисках.



Библиотекарь:

За жизнь своих матерей, детей, братьев, сестер, за Родину отдали свою жизнь воины-сталинградцы. Скульптура Матери-Родины венчает памятник-ансамбль. Она возвышается над городом, напоминая парящую птицу. Платок, сорванный с ее головы ветром, призывный взмах руки, одухотворенное лицо и высоко поднятый в гневе карающий меч. Родина-мать зовет своих верных сынов и дочерей на борьбу с врагами.

Ребята собрали пазлы мемориального комплекса «Мамаев курган», попробуем их назвать. (Пазлы наклеенные на ватман представляются вниманию аудитории, которая называет их). Молодцы ребята хорошая у вас память.


Учитель музыки:

Предлагаю послушать песню, посвящённую нашей теме. Послушайте внимательно, и ответьте, о чём рассказывает эта песня?

Переход на презентацию «Алеша» (ответы ребят).

Песня «Алёша» исполняет школьный ансамбль.

Расскажите, что вы узнали из этой песни. Совершенно верно – это памятник русскому солдату в Болгарии.

Чтец (2):

На холме Освободителей в городе Пловдиве навечно встал «Алёша» - памятник советским воинам, прошедшим сквозь свинцовую пургу, чтобы протянуть руку помощи братскому народу Болгарии.

Чтец (2):

Почему и как этот памятник получил имя собственное и стал именоваться Алешей, сегодня знает практически каждый болгарин. Сама история поиска прообраза памятника «Алёша» очень интересна.

Библиотекарь:

После окончания войны в Болгарии был объявлен конкурс на лучший проект памятника советскому воину-освободителю. Методи Витанов, рассказал о своём русском товарище Алексее Скурлатове знакомому скульптору, показал карандашные наброски. Могучий и статный, Скурлатов идеально соответствовал образу советского солдата-освободителя.

Библиотекарь:

Памятник создан творческим коллективом болгарских скульпторов и архитекторов под руководством Бориса Маркова. Когда Витанов увидел макет, то был поражен сходством с русским товарищем и самолично вывел на нем мелом имя русского друга – Алёша. Так и стали с тех пор в Болгарии называть каменного русского солдата.

Учитель музыки:

И надо сказать имя Алёша имея греческие корни переводиться как «защищать», «отражать», «предотвращать»!!!

Чтец (7):

Отсюда видно далеко-далеко.

Горизонт —

почти невесом.

Как Ангел-хранитель солдат Алеша

Над Пловдивом

вознесен...

Роберт Рождественский

Чтец (6):

Во время дружеского визита в Болгарию композитор Эдуард Колмановский залюбовался монументом, а история его создания запала ему в душу. Он поделился своими впечатлениями с соавтором поэтом Константином Ваншенкиным, который на одном дыхании написал стихи.

В1967 году Ансамбль песни и пляски исполнил в Пловдиве у подножия памятника песню «Алёша» («Стоит над горою Алёша»), которая сразу обрела популярность. Тогда же она стала гимном Пловдива, и многие годы город просыпался под её мелодию.

Учитель музыки:

Цветов он не дарит девчатам, - они ему дарят цветы

Так поется в песне, но как ошибался автор! Жив Алёша!

Алексей Иванович Скурлатов и сегодня проживает в селе Налобиха алтайского края. Через сорок лет Алексей Иванович поехал в гости в Болгарию. И в тот же день рядом с гранитным «Алёшей» стоял Алёша живой…

Переход на первую презентацию.

Чтец (6):

Давно закончилась война,

Давно с войны пришли солдаты.

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

Чтец (1):

Вам всем, кто вынес ту войну –

В тылу иль на полях сражений, –

Принес победную весну –

Поклон и память поколений.

С. Кочурова «Давно закончилась война…»

Библиотекарь:

К сегодняшнему мероприятию вы занимались исследовательской работой и писали сочинения: «Моя семья в годы ВОВ», «Я горжусь», «Семейные реликвии». Предлагаю заслушать некоторые из сочинений. ( Дети сами зачитывают свои сочинения).

Библиотекарь: Продолжите, пожалуйста, фразу…

  1. Сегодня я узнал……

  2. Мне бы хотелось узнать…..

  3. Я горжусь…

Чтец (2):

По всему миру – в граните, в бронзе, в металле и в песне – сохраняется память о воинах, городах сражениях, о тех, кто самоотверженно ковал победу в тылу и в бою.

Наше прошлое, без которого не может быть будущего.

Библиотекарь:

И вашу память о нашем сегодняшнем разговоре мы предлагаем подкрепить вашими рисунками, может стихами или другими творческими коллективными или индивидуальными работами, которые мы разместим 9 мая в информационно- библиотечном центре школы

Предлагаем почтить героев минутой молчания. Минута молчания.

Учитель музыки:

Зажжём вечный огонь славы - у вас в руках язычки пламени с именами ваших родных и близких погибших за нашу Родину. Прикрепите их к вечному огню (Учитель называет имена и фамилии погибших, дети размещают на плакате, изображающем вечный огонь яркие языки пламени).

Чтец (2):

Есть много важных слов на свете - Мама, Родина, счастье.

Чтец (1):

А есть еще такие важные слова, как МИР

МИР - это Земля,

Чтец (5):

МИР - это люди,

Чтец (8):

МИР - это дети.

Чтец (4):

МИР - это спокойная и радостная жизнь. Нет войны, нет горя и слез. МИР нужен всем!

Чтец (1):

И –

Все: ПАМЯТЬ.

Библиотекарь: Ведь пока жива память об этой страшной войне, мы будем делать всё, чтобы она не повторилась никогда.

Песня Память (исполняет школьный ансамбль)

То, что вы услышали сегодня – всего лишь частица нашей героической истории.

Но мы должны знать и помнить, ведь это наша страна, наша история.


"Память высеченная в камне"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Цель мероприятия "Память, высеченная в камне": способствовать формированию базовых национальных ценностей российского общества:          любовь к России, к своей малой родине, служение Отечеству на примерах героического прошлого своей Родины, свое семьи.

Задачи:

·        расширить знания учащихся о памятниках посвященных героям  Великой отечественной войны 1941-1945 годов; формировать уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

·        проследить взаимосвязи скульптурных, литературных и музыкальных примеров памяти поколений;

·        мотивировать детей на сохранение  памяти и ведение исследовательских работ «Помним, гордимся, наследуем»:  «Моя  семья  в годы ВОВ», «Я горжусь», «Семейные реликвии»;

·        развивать художественно - образное мышление.

Целевая аудитория: учащиеся 3-4 класс

Автор Важенина Ирина Витальевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 609
Номер материала 33555
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓