Главная / Музыка / "Особенности работы с хором. Классификация певческих голосов. Определение групп музыкальных инструментов оркестра".

"Особенности работы с хором. Классификация певческих голосов. Определение групп музыкальных инструментов оркестра".

    1. Теоретические и методические аспекты преподавания музыки в начальных классах


1.1.10. Тема Особенности работы с хором. Классификация певческих голосов. Определение групп музыкальных инструментов оркестра.


Практическое занятие

Цель и задачи:

  1. Систематизировать знания по классификации тембров голосов и музыкальных инструментов;

  2. выработать навыки слухового восприятия и различения окраски голосов хора и групп инструментов симфонического оркестра.


Технология выполнения задания:


Задание №1. Классификация певческих голосов по тембру и высоте.


Тембр – специфическая окраска звука, характер, присущий тому или иному голосу или музыкальному инструменту.


Тембры и диапазоны певческих голосов


Женские голоса

Мужские голоса

группы

виды

диапазон

группы

виды

диапазон

Сопрано

(высокие голоса)

1)лирико-колоратурное;

2) лирическое (сопрано первые);

3) лирико-драматическое;

4)драматическое (сопрано вторые)






До1 – до3


Тенора

(высокие голоса)

  1. альтино;

  2. лирический (тенора первые);

  3. лирико-драматический;

  4. драматический (тенора вторые)






До1 – до3

(может октавой ниже)

Меццо-соправно

(средние голоса)

  1. высокие;

  2. низкие (альты первые)




Лям – ля2

Баритон (средние голоса)

  1. лирический;

  2. лирико-драматический;




Ляб – ля1

Контральто

(низкие голоса)

Низкие (партии подростков и юношей)

(альты вторые)




Фам –фа2

Басы

(низкие голоса)

  1. basso cantante (высокие)

  2. basso profundo (низкие)

(басы вторые)





Доб – ля1



Задание №2 Дифференциация хоровых коллективов в зависимости от манеры пения


Хором называется певческий коллектив.

Более древней формой хорового пения являлось одноголосие (форма единения единоверцев).

Многоголосие – в эпоху Возрождения (четырехголосный склад хоров, фактуры)



Типы хоров


Академические (профессиональные)

Народные

Манера

пения

виды

Камерный

полный

Манера

пения

виды

камерный

полный

Опертый

прикрытый, слегка затемненный звук

Однородные женскиемужские

детские

Смешанные

Мальчики и мужчины

Мужчиы и женщины

12 человек

(по 3 чел. в каждой хоровой партии

(сопрано,

альты,

тенора, басы)

100 –

120 чел.

Большая открытость звука

Однородные женские

мужские

детские

Смешанные

Мальчики и мужчины

Мужчиы и женщины

12 человек

(по 3 чел. в каждой хоровой партии

(сопрано,

альты,

тенора, басы)

100 –

120 чел.


Хор может исполнять произведение с сопровождением и без него – a capella. При этом пение без сопровождения характерно как для народного творчества, так и для профессионального.

Детский хор


Младший (подготовительн.)

Средний

Старший

класс


диапазон


тембры


класс


диапазон


тембры


класс


диапазон


тембры


1-3 кл

До1-ми-бемоль2

Трудно определить на слух

4-6 кл.

Си, си-бемольм-

-фа2

(сопрано –

До1-фа2;

Альты –

Си, си-бемольм-

Ми-бемоль2

Сопрано

Альты.

7-10 кл.


Однородный

хор (девочки и мальчики до мутации 12-14 лет);

Смешанный хор (после мутации мальчики поют на октаву ниже)

Сопрано;

Альты.


Если в хоре поют мальчики, то сопрановая партия называется дискантами. Младший хор занимается 1 раз в неделю 45 минут, средний – 2 раза в неделю по 1 часу 30 минут.

Задание №3 Слушание вокальной музыки, определение на слух групп голосов хора, тембровой окраски.


п/п

Автор (композитор, название произведения

Группы голосов

Виды голосов

Тембровая окраска

1.

Н.А. Римский-Корсаков: партия Снегурочки в опере «Снегурочка»

сопрано

лирическое

Высоко, легко

2.

Н.А. Римский-Корсаков: партия Садко в опере «Садко»

тенор

драматический

Высоко, большая сила

3.

Дж.Верди: партия Аиды в опере «Аида»

сопрано

Лирико-драматическое

Высоко, насыщенный грудной тембр

4.

В.А. Моцарт: партия Царицы Ночи в опере «Волшебная флейта»

сопрано

Лирико-колоратурное

Высоко, полетность, подвижность

5.

Н.А. Римский-Корсаков: партия Леля в опере «Снегурочка» или М.И. Глинка: партия Вани в опере «Иван Сусанин»

контральто


(вторые альты)

Низко, густой, плотный тембр

6.

Н.А. Римский-Корсаков: партия Звездочета в опере «Сказка о золотом петушке»

Тенор - альтино

Высокий тембр

Светлый тембр и звонкие верхние ноты

7.

М.И. Глинка: партия Ивана Сусанина в опере «Иван Сусанин»

бас

Высокий бас

basso cantante

Низко, густой тембр

8.

А.П. Бородин: партия Кончака в опере «Князь Игорь»

бас

Низкий бас

basso profundo

Низко, еще ниже, густой тембр

Басы – октависты – самые низкие басы в хоре.

Большое значение хор имеет в операх, где играет роль коллективного участника действия (оперы М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина и др.)


Задание №4 Классификация музыкальных инструментов по тембру звучания.


Симфоническая музыка – одна из основных важнейших областей музыкального творчества. Как показывает ее название, симфоническая музыка связана прежде всего с исполнительским составом, для которого она предназначена, - симфоническим оркестром. Он объединяет инструменты разных групп и дает композитору богатейшую палитру звуковых красок, выразительных средств для воплощения своих замыслов.


Группы инструментов, тембры звучания


п/п

Название группы

инструментов

Музыкальные инструменты

Тембр

Конструкция

Приемы

игры

1.

Струнно-смычковые инструменты

(душа оркестра)

Скрипки (1,2),

альты, виолончели, контрабасы

(размер, звук)

Мягкий, нежный, теплый (= человеческий голос), певуче

Деревянная дека

(форма человеческого тела)

Игра смычком

(вибрато, тремоло, пиццикато

(щипком пальца)

2.

Деревянные духовые инструменты

Флейты, гобои, кларнеты, фаготы

Высокий, тоненько гнусавый, густой, вкрадчивый,грозный, пронзительный, мощный

Полые трубки, сделанные из сортов плотного дерева; раструб – расширение у гобоя и кларнета

Вдувание воздуха – язычок (трость)

3.

Медные духовые инструменты

Валторны, трубы, тромбоны, туба

Мрачный, звонкий, величавый, торжественный, плотно, мощно, резко

Трубки из меди

Вдувание воздуха (у тромбона – выдвижение кулисы)

4.

Ударные

Литавры, барабаны (большой, малый), тарелки,

там-там,




колокольчики,




треугольник

Блеск, яркость, упругость, ритмичность;



мощный по звучанию;



нежное, сочное звучание;



мерцающий, звонкий

Обтянут кожей, цилиндры, диски




диск, подвешенный к деревянной раме;


набор металлических пластин (клавиш ф-но)

металлический треугольник

Удар





Удар колотушки



Маленькими молоточками



Удар металлич. палочкой (тремоло)

5.




Щипковые:



Клавишные:




Клавишно-духовой:

Арфа



Челеста, рояль




Орган:

Нежное, поэтичное звучание


Волшебное (стеклянное) певучее



величественное

Струны, натянутые на раму

Стеклянные пластины (удар о струны молоточков)

Стеклянные пластины (удар о струны молоточков)



Щипок (глиссандо)


Нажатие (как на ф-но), удар


Игра рук и ног


Оркестр – большой коллектив музыкантов, совместно играющих на различных инструментах.

Виды оркестров: военный, эстрадный, симфонический, струнный, духовой, народных инструментов…

В количественном отношении соотношение инструментов различных оркестровых групп следующее:

Струнная группа: скрипки первые – 16 шт.

Скрипки вторые – 14

Альты – 12

Виолончели – 10

Контрабасы – 8 (10);

Группа духовых (деревянно-духовых): парный, тройной, четверной состав;

Ударные и 5 группа: по одному комплекту.


Задание №5 Слушание симфонической сказки «Петя и волк», определение на слух групп инструментов.


С.С. Прокофьев написал её в 1936 году для детского театра Н.И. Сац.






Названия тем

Группа инструментов

Музыкальный инструмент

Тембр

Тема Пети

Струнные (смычковые)

Скрипки (квартет):

  1. скрипки, альт, виолончель

все др. струнные

Весело, радостно, задорно; марширует под музыку: легко, озорно

Тема Птички

Деревянные духовые

флейта

Очень высоко – «чирикает» тоненько

Тема Утки

Деревянные духовые

гобой

Низко, гнусаво, словно покрякивает, неповоротливо

Тема Кошки

Деревянные духовые

кларнет

Низко, вкрадчиво, подкрадывается к птичке, царапается;

отрывисто

Тема Дедушки

Деревянные духовые

фагот

Самая низкая мелодия: ворчливо, сердито

Тема Волка

Медные духовые

3 валторны

Аккорды – страшно;

Злые аккорды – словно лязгают зубы

Тема Охотников

Ударные, деревянно-духовые

Литавры и большой барабан;

Все 4: флейта, гобой, кларнет, фагот

Стреляют (бойко)

Идут устрашающе)


С.С. Прокофьев очень хотел научить детей любить и понимать симфоническую музыку. Исполняют сказку чтец и симфонический оркестр. Сказка учит детей различать звучание различных инструментов. Для каждого героя сказки Прокофьев сочинил яркую, своеобразную музыку. Она становится еще выразительнее оттого, что все действующие лица этой сказки изображены в оркестре своим инструментом.


Подведение итогов:

Человеческий голос – самый совершенный музыкальный инструмент.

Оркестр сравнивают с красками палитры.

Домашнее задание: [5] с. 95-104;

Слушание вокальной музыки, определение на слух групп голосов хора.

Слушание музыки, определение на слух групп инструментов симфонического оркестра.

Оборудование:

  1. диски – «Сокровища мировой классики»;

  2. хрестоматия и фонохрестоматия для 1-4 классов начальной школы (Д.Б. Кабалевский; Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; В.О. Усачева, Л.В. Школяр);

  3. наглядность – портреты композиторов; плакаты с изображением инструментов, оркестров, музыкантов, музыкальных коллективов.

Методическая литература:

  1. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки.- М., 2005 – с. 36-40, с. 244;

  2. Безбородова Л.А., Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников, - М., 2001, с. 95-109.

  3. Во А. Классическая музыка: Новое восприятие. – De Agostini Editions, 1997.

  4. Чулаки М.И. Инструменты симфонического оркестра. – М., 2000.

"Особенности работы с хором. Классификация певческих голосов. Определение групп музыкальных инструментов оркестра".
  • Музыка
Описание:

Форма урока музыки - практическое занятие для студентов специальности "Преподавание в начальных классах". Обучающиеся учатся систематизировать знания по классификации тембров голосов и музыкальных инструментов; вырабатывают навыки слухового восприятия и различения окраски голосов хора и групп инструментов симфонического оркестра. Музыкальными примерами являются фрагменты из классических опер.Тембры голосов симфонического оркестра определяют на примере симфонической сказки С.С.Прокофьева "Петя и волк". Урок учит любить, понимать и ценить классическую музыку. 

Автор Мыльникова Галина Ивановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 663
Номер материала 15725
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓