1.1
Теоретические и методические аспекты
преподавания музыки в начальных классах
1.1.10. Тема Особенности работы с хором.
Классификация певческих голосов. Определение групп музыкальных инструментов
оркестра.
Практическое
занятие
Цель и задачи:
- Систематизировать
знания по классификации тембров голосов и музыкальных инструментов;
- выработать навыки
слухового восприятия и различения окраски голосов хора и групп
инструментов симфонического оркестра.
Технология выполнения задания:
Задание №1. Классификация певческих голосов по тембру и высоте.
Тембр – специфическая окраска звука, характер,
присущий тому или иному голосу или музыкальному инструменту.
Тембры и диапазоны певческих голосов
Женские
голоса
|
Мужские
голоса
|
группы
|
виды
|
диапазон
|
группы
|
виды
|
диапазон
|
Сопрано
(высокие
голоса)
|
1)лирико-колоратурное;
2) лирическое
(сопрано первые);
3)
лирико-драматическое;
4)драматическое
(сопрано вторые)
|
До1 – до3
|
Тенора
(высокие
голоса)
|
1)
альтино;
2)
лирический (тенора первые);
3)
лирико-драматический;
4)
драматический (тенора вторые)
|
До1 – до3
(может
октавой ниже)
|
Меццо-соправно
(средние
голоса)
|
1)
высокие;
2)
низкие (альты первые)
|
Лям
– ля2
|
Баритон
(средние голоса)
|
1)
лирический;
2)
лирико-драматический;
|
Ляб – ля1
|
Контральто
(низкие
голоса)
|
Низкие (партии
подростков и юношей)
(альты вторые)
|
Фам –фа2
|
Басы
(низкие
голоса)
|
1)
basso cantante (высокие)
2)
basso profundo (низкие)
(басы вторые)
|
Доб – ля1
|
Задание №2 Дифференциация хоровых
коллективов в зависимости от манеры пения
Хором называется певческий коллектив.
Более
древней формой хорового пения являлось одноголосие (форма единения
единоверцев).
Многоголосие
– в эпоху Возрождения (четырехголосный склад хоров, фактуры)
Типы хоров
Академические (профессиональные)
|
Народные
|
Манера
пения
|
виды
|
Камерный
|
полный
|
Манера
пения
|
виды
|
камерный
|
полный
|
Опертый
прикрытый, слегка
затемненный звук
|
Однородные женскиемужские
детские
|
Смешанные
Мальчики и мужчины
Мужчиы и женщины
|
12 человек
(по 3 чел. в
каждой хоровой партии
(сопрано,
альты,
тенора, басы)
|
100 –
120 чел.
|
Большая открытость
звука
|
Однородные женские
мужские
детские
|
Смешанные
Мальчики и мужчины
Мужчиы и женщины
|
12 человек
(по 3 чел. в
каждой хоровой партии
(сопрано,
альты,
тенора, басы)
|
100 –
120 чел.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хор
может исполнять произведение с сопровождением и без него – a capella. При этом пение без сопровождения характерно
как для народного творчества, так и для профессионального.
Детский
хор
Младший
(подготовительн.)
|
Средний
|
Старший
|
класс
|
диапазон
|
тембры
|
класс
|
диапазон
|
тембры
|
класс
|
диапазон
|
тембры
|
1-3
кл
|
До1-ми-бемоль2
|
Трудно определить на слух
|
4-6
кл.
|
Си,
си-бемольм-
-фа2
(сопрано –
До1-фа2;
Альты –
Си, си-бемольм-
Ми-бемоль2
|
Сопрано
Альты.
|
7-10
кл.
|
Однородный
хор (девочки и
мальчики до мутации 12-14 лет);
Смешанный хор
(после мутации мальчики поют на октаву ниже)
|
Сопрано;
Альты.
|
Если
в хоре поют мальчики, то сопрановая партия называется дискантами. Младший
хор занимается 1 раз в неделю 45 минут, средний – 2 раза в неделю по 1 часу 30
минут.
Задание №3 Слушание вокальной музыки, определение на слух групп
голосов хора, тембровой окраски.
№
п/п
|
Автор
(композитор, название произведения
|
Группы голосов
|
Виды голосов
|
Тембровая
окраска
|
1.
|
Н.А. Римский-Корсаков: партия Снегурочки в
опере «Снегурочка»
|
сопрано
|
лирическое
|
Высоко,
легко
|
2.
|
Н.А. Римский-Корсаков: партия Садко в опере
«Садко»
|
тенор
|
драматический
|
Высоко,
большая сила
|
3.
|
Дж.Верди: партия Аиды в опере «Аида»
|
сопрано
|
Лирико-драматическое
|
Высоко,
насыщенный грудной тембр
|
4.
|
В.А. Моцарт: партия Царицы Ночи в опере
«Волшебная флейта»
|
сопрано
|
Лирико-колоратурное
|
Высоко,
полетность, подвижность
|
5.
|
Н.А. Римский-Корсаков: партия Леля в опере
«Снегурочка» или М.И. Глинка: партия Вани в опере «Иван Сусанин»
|
контральто
|
(вторые альты)
|
Низко,
густой, плотный тембр
|
6.
|
Н.А. Римский-Корсаков: партия Звездочета в
опере «Сказка о золотом петушке»
|
Тенор - альтино
|
Высокий тембр
|
Светлый
тембр и звонкие верхние ноты
|
7.
|
М.И. Глинка: партия Ивана Сусанина в опере
«Иван Сусанин»
|
бас
|
Высокий бас
basso cantante
|
Низко,
густой тембр
|
8.
|
А.П. Бородин: партия Кончака в опере «Князь
Игорь»
|
бас
|
Низкий бас
basso profundo
|
Низко,
еще ниже, густой тембр
|
Басы
– октависты – самые низкие басы в хоре.
Большое
значение хор имеет в операх, где играет роль коллективного участника действия
(оперы М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина и др.)
Задание №4 Классификация музыкальных инструментов по тембру звучания.
Симфоническая музыка – одна из основных
важнейших областей музыкального творчества. Как показывает ее название,
симфоническая музыка связана прежде всего с исполнительским составом, для
которого она предназначена, - симфоническим оркестром. Он объединяет
инструменты разных групп и дает композитору богатейшую палитру звуковых красок,
выразительных средств для воплощения своих замыслов.
Группы инструментов, тембры звучания
№
п/п
|
Название группы
инструментов
|
Музыкальные инструменты
|
Тембр
|
Конструкция
|
Приемы
игры
|
1.
|
Струнно-смычковые
инструменты
(душа оркестра)
|
Скрипки (1,2),
альты, виолончели,
контрабасы
(размер, звук)
|
Мягкий, нежный,
теплый (= человеческий голос), певуче
|
Деревянная дека
(форма
человеческого тела)
|
Игра смычком
(вибрато, тремоло,
пиццикато
(щипком пальца)
|
2.
|
Деревянные духовые
инструменты
|
Флейты, гобои,
кларнеты, фаготы
|
Высокий, тоненько
гнусавый, густой, вкрадчивый,грозный, пронзительный, мощный
|
Полые трубки,
сделанные из сортов плотного дерева; раструб – расширение у гобоя и кларнета
|
Вдувание воздуха –
язычок (трость)
|
3.
|
Медные духовые
инструменты
|
Валторны, трубы,
тромбоны, туба
|
Мрачный, звонкий,
величавый, торжественный, плотно, мощно, резко
|
Трубки из меди
|
Вдувание воздуха (у
тромбона – выдвижение кулисы)
|
4.
|
Ударные
|
Литавры, барабаны
(большой, малый), тарелки,
там-там,
колокольчики,
треугольник
|
Блеск, яркость,
упругость, ритмичность;
мощный по звучанию;
нежное, сочное
звучание;
мерцающий, звонкий
|
Обтянут кожей,
цилиндры, диски
диск, подвешенный к
деревянной раме;
набор металлических
пластин (клавиш ф-но)
металлический
треугольник
|
Удар
Удар колотушки
Маленькими
молоточками
Удар металлич.
палочкой (тремоло)
|
5.
|
Щипковые:
Клавишные:
Клавишно-духовой:
|
Арфа
Челеста, рояль
Орган:
|
Нежное, поэтичное
звучание
Волшебное
(стеклянное) певучее
величественное
|
Струны, натянутые
на раму
Стеклянные пластины
(удар о струны молоточков)
Стеклянные пластины
(удар о струны молоточков)
|
Щипок (глиссандо)
Нажатие (как на
ф-но), удар
Игра рук и ног
|
Оркестр – большой коллектив музыкантов,
совместно играющих на различных инструментах.
Виды оркестров: военный, эстрадный,
симфонический, струнный, духовой, народных инструментов…
В
количественном отношении соотношение инструментов различных оркестровых групп
следующее:
Струнная группа: скрипки первые – 16 шт.
Скрипки
вторые – 14
Альты
– 12
Виолончели
– 10
Контрабасы
– 8 (10);
Группа духовых (деревянно-духовых): парный,
тройной, четверной состав;
Ударные и 5 группа: по одному комплекту.
Задание №5 Слушание симфонической сказки «Петя и волк», определение на
слух групп инструментов.
С.С.
Прокофьев написал её в 1936 году для детского театра Н.И. Сац.
Названия
тем
|
Группа
инструментов
|
Музыкальный
инструмент
|
Тембр
|
Тема
Пети
|
Струнные
(смычковые)
|
Скрипки
(квартет):
2
скрипки, альт, виолончель
все др. струнные
|
Весело,
радостно, задорно; марширует под музыку: легко, озорно
|
Тема
Птички
|
Деревянные
духовые
|
флейта
|
Очень
высоко – «чирикает» тоненько
|
Тема
Утки
|
Деревянные
духовые
|
гобой
|
Низко,
гнусаво, словно покрякивает, неповоротливо
|
Тема
Кошки
|
Деревянные
духовые
|
кларнет
|
Низко,
вкрадчиво, подкрадывается к птичке, царапается;
отрывисто
|
Тема
Дедушки
|
Деревянные
духовые
|
фагот
|
Самая
низкая мелодия: ворчливо, сердито
|
Тема
Волка
|
Медные
духовые
|
3
валторны
|
Аккорды
– страшно;
Злые
аккорды – словно лязгают зубы
|
Тема
Охотников
|
Ударные,
деревянно-духовые
|
Литавры
и большой барабан;
Все
4: флейта, гобой, кларнет, фагот
|
Стреляют
(бойко)
Идут
устрашающе)
|
С.С.
Прокофьев очень хотел научить детей любить и понимать симфоническую музыку.
Исполняют сказку чтец и симфонический оркестр. Сказка учит детей различать
звучание различных инструментов. Для каждого героя сказки Прокофьев сочинил
яркую, своеобразную музыку. Она становится еще выразительнее оттого, что все
действующие лица этой сказки изображены в оркестре своим инструментом.
Подведение итогов:
Человеческий
голос – самый совершенный музыкальный инструмент.
Оркестр
сравнивают с красками палитры.
Домашнее задание: [5] с.
95-104;
Слушание
вокальной музыки, определение на слух групп голосов хора.
Слушание
музыки, определение на слух групп инструментов симфонического оркестра.
Оборудование:
1.
диски – «Сокровища мировой классики»;
2.
хрестоматия и фонохрестоматия для 1-4 классов
начальной школы (Д.Б. Кабалевский; Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;
В.О. Усачева, Л.В. Школяр);
3.
наглядность – портреты композиторов; плакаты с
изображением инструментов, оркестров, музыкантов, музыкальных коллективов.
Методическая литература:
1.
Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки.- М., 2005 – с.
36-40, с. 244;
2.
Безбородова Л.А., Осеннева М.С. Методика
музыкального воспитания младших школьников, - М., 2001, с. 95-109.
3.
Во А. Классическая музыка: Новое восприятие. – De
Agostini Editions, 1997.
4.
Чулаки М.И. Инструменты симфонического оркестра. –
М., 2000.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.