Главная / Начальные классы / "Основные грамматические признаки глагола" (4 класс)

"Основные грамматические признаки глагола" (4 класс)

Тема: Основные грамматические признаки глагола.


Цель: изучение основных грамматических признаков глагола.

Задачи:

1.познакомить учащихся с основными грамматическими признаками глагола;

2. развивать орфографическую зоркость, логическое мышление;

3. воспитывать любовь к чтению, интерес к предмету русский язык.

Методы: словесный, логический, игровой, наглядный, практический.

Оборудования: интерактивная доска, презентация, картинки со сказочными героями, зашифрованное предложение, рабочие листы для учащихся.

Ход урока.


  1. Организационный момент


Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”


Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок русского языка, нас ждет много логических заданий, поэтому, вам необходимо активизировать все свои мыслительные процессы память, внимание, наблюдательность. За правильные ответы вы будете получать золотые монеты, и в конце урока узнаем, для чего они нам нужны.


  1. Актуализация опорных знаний


А помогать нам на уроке будут знания сказок и сказочные герои. Хоть вы уже и взрослые, однако, в душе мы все любим сказки. Все любим чудеса, которые происходят в них. Обратите внимание на доску, на которой изображены разные сказочные герои, тут могут быть подсказки к заданиям. Будьте внимательны!


Так как вы учитесь в гимназии им. Пушкина, то дело чести знать сказки и стихи А.С. Пушкина

Ребята, на ваших партах находятся рабочие листы, в которых вы будете работать на уроке. И первое задание – кроссворд, по сказкам А.С. Пушкина.

(учащиеся коллективно отгадывают кроссворд, ответы изображаются на интерактивной доске) 1 Флипчат

  1. Вот открыл царевич очи;

Отрясая грезы ночи

И дивясь перед собой

Видит (город) он большой


  1. Пушки с пристани палят

(кораблю) пристать велят.


  1. Царь Дадон к шатру спешит…

Что за страшная (картина)!

Перед ним его два сына…


  1. Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге –

И очутится на бреге, в чешуе как жар горя

Тридцать три (богатыря)

  1. Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы недаром

Неуказанным товаром;

А лежит нам путь далек:

Восвояси на (восток)»


  1. Вот въезжает в город он…

Вдруг раздался легкий звон,

И в глазах у всей (столицы)

Петушок вспорхнул со спицы


hello_html_m3c5ce620.png


Ребята, все слова вписанные в кроссворд – словарные слова, если вы вписали их верно, то у вас получится по вертикали слово, являющееся темой нашего урока

ГЛАГОЛ

- Тема нашего урока: «Основные грамматические признаки глагола».

- Что такое глагол?

- что обозначает глагол?

- Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам (настоящее, прошедшее, будущее); лицам (1,2, 3-е лицо); числам (единственное и множественное.) В прошедшем времени - по родам: светил, светила, светило).

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Все эти знания нам пригодятся на уроке



  1. Работа по теме урока

- Ребята, а зачем нужны глаголы в речи? (глаголы «оживляют» слова, приводят их в действие).Давайте попробуем понять по глаголам о какой сказке идет речь.

(на итерактивной доске записаны глаголы и название сказок, ребята должны при помощи интерактивной ручки выбрать нужную сказку к ).

Флипчат 2

Жили-были, снесла, бил-бил, не разбил, бежала, задела, упало, разбилось (Курочка Ряба).

Флипчат 3

Поскребла, испекла, лежал-лежал, покатился, ушел, уйду, съела (Колобок).

Флипчат 4

Жила, купила, надела, взяла, идет, несет, бежит, спрашивает, пошла, несу, живет, дерни, откроется, побежал, пошла (Красная Шапочка).

(ребята коллективно с учителем отгадывают сказки)

- Ребята, представьте, что к нам на урок пришла Красная Шапочка и что-то принесла в своей корзинке.

Красная Шапочка: Здравствуйте ребята, у меня в корзинке не пирожки для бабушки, а секретное послание расшифруйте его при помощи ключа. Дети расшифровывают. (работа в парах)

Послание : 25 7 18 15 11 17 21 26 10 19 20 29 11 12 16 20

14 21 18 13 29 25 6 20 21 17 6 25 12 10

Флипчат 5

Ключ к шифру:

А 1

Б 2

В 3

Г 4

Д 5

Е 6

Ё 7

Ж 8

З 9

И 10

Й 11

К 12

Л 13

М 14

Н 15

О 16

П 17

Р 18

С 19

Т 20

У 21

Ф 22

Х 23

Ц 24

Ч 25

Ш 26

Щ 27

Ъ 28

Ы 29

Ь 30

Э 31

Ю 32

Я 33










Флипчат 5

В итоге получается предложение: Черный пушистый кот спит на печки.

Произвести синтаксический разбор

Флипчат 6

Ученик производит синтаксический разбор на интерактивной доске.

Выпишите глагол, определить время, лицо, число, род.

Ребята, скоро мы познакомимся еще с одним грамматическим признаком – спряжение, но это будет позже

- А каких сказочных котов знаете вы? (дети перечисляют сказочных котов)

Нашли их среди подсказок?

- Каждый из этих котов прислал свои ребусы. В ребусах зашифрованы глаголы. Необходимо отгадать глагол и определить в нем время, лицо, число, род




Флипчат 7

На http://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=208227647-46-72&n=21а=о + ла






намокла



Флипчат 8

= о + чит

http://lojechka.ru/wp-content/uploads/2009/05/mel.jpgмолчит





Флипчат 9

По http://lentaregion.ru/wp-content/uploads/2011/09/bashrr2.jpg н=с ʼ


http://raskraska.eu/risunok/zhivotnye/kit/raskraska/kit-12.jpgпокрасит


  1. Итог урока

- Каждая сказка учит чему-либо скажите ребята чему учились мы на уроке? О чем говорили? (О глаголе)

-Я предлагаю вам побыть теперь на месте писателя и сочинить небольшое четверостишье о сегоднешней теме. На доске я предлагаю вам несколько слов, которые вы можите зарифмовать, также вы можете добавить свою рифму. (дети пробуют сочинить четверостишье.)

-давайте послушаем что у вас получилось.


-Ребята, посмотрите, вы уже собрали много монет!. Ко мне в руки попал сказочный сундучок, давайте заполним его своими монетами.

Как вы думаете, что символизирует этот сундучек с монетками?

Дети отвечают: на уроке мы получили не монетки, а знания, и пополнили наш багаж знаний!

Правильно! Ведь самое ценное это знание! Спасибо ребята вам за урок! Читайте больше сказок и продолжайте верить в чудеса, ведь чудеса иногда случаются.




"Основные грамматические признаки глагола" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Тема:  Основные грамматические признаки глагола.

 

Цель: изучение основных грамматических признаков  глагола.

Задачи:

1.познакомить  учащихся с основными грамматическими признаками             глагола;

2. развивать орфографическую зоркость, логическое мышление;

3. воспитывать любовь к чтению, интерес к предмету русский язык.

Методы: словесный, логический, игровой, наглядный, практический.

Оборудования: интерактивная доска, презентация, картинки со сказочными героями, зашифрованное предложение, рабочие листы для учащихся.

Ход урока.

 

I.                  Организационный момент

 

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

 

Ребята, сегодня  у нас с вами необычный урок русского языка, нас ждет  много логических заданий, поэтому, вам необходимо активизировать все свои мыслительные процессы память, внимание, наблюдательность. За правильные ответы вы будете получать золотые монеты, и в конце урока  узнаем, для чего они нам нужны. 

 

II.               Актуализация опорных знаний

 

А помогать нам на уроке будут знания  сказок и сказочные герои. Хоть вы уже и взрослые, однако, в душе мы все любим сказки. Все любим чудеса, которые происходят в них. Обратите внимание на доску, на которой изображены разные сказочные герои, тут могут быть подсказки к заданиям. Будьте внимательны!

 

Так как вы учитесь в гимназии им. Пушкина, то дело чести знать сказки и стихи А.С. Пушкина

Ребята, на ваших партах находятся рабочие листы,  в которых вы будете работать на уроке. И первое задание – кроссворд, по сказкам А.С. Пушкина.

(учащиеся коллективно отгадывают кроссворд, ответы изображаются на интерактивной доске) 1 Флипчат

1.     Вот открыл царевич очи;

Отрясая грезы ночи

И дивясь перед собой

Видит (город) он большой

 

2.     Пушки с пристани палят

(кораблю) пристать велят.

 

3.     Царь Дадон к шатру спешит…

Что за страшная (картина)!

Перед ним его два сына…

 

4.     Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге –

И очутится на бреге, в чешуе как жар горя

Тридцать три (богатыря)

5.     Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы недаром

Неуказанным товаром;

А лежит нам путь далек:

Восвояси на (восток)»

 

6.     Вот въезжает в город он…

Вдруг раздался легкий звон,

И в глазах у всей (столицы)

Петушок вспорхнул со спицы

 

 

 

 Ребята, все слова вписанные в кроссворд – словарные слова, если вы вписали их верно, то у вас получится по вертикали слово, являющееся темой нашего урока

ГЛАГОЛ

- Тема нашего урока: «Основные грамматические признаки глагола».

- Что такое глагол?

- что обозначает  глагол?

- Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам (насто­ящее, прошедшее, будущее); лицам (1,2, 3-е лицо); числам (единственное и множественное.) В прошедшем времени - по родам: светил, светила, светило).

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Все эти знания нам пригодятся на уроке

 

 

III.           Работа по теме урока

- Ребята, а зачем нужны глаголы в речи? (глаголы «оживляют» слова, приводят их в действие).Давайте попробуем понять  по глаголам о какой сказке идет речь.

(на итерактивной доске записаны глаголы и название сказок, ребята должны при помощи интерактивной ручки выбрать нужную сказку к ).

Флипчат 2

Жили-были, снесла, бил-бил, не разбил, бежала, задела, упало, разбилось (Курочка Ряба).

Флипчат 3

Поскребла, испекла, лежал-лежал, покатился, ушел, уйду, съела (Колобок).

Флипчат 4

Жила, купила, надела, взяла, идет, несет, бежит, спрашивает, пошла, несу, живет, дерни, откроется, побежал, пошла (Красная Шапочка).

(ребята коллективно с учителем отгадывают сказки)

- Ребята, представьте, что  к нам на урок пришла Красная Шапочка и что-то принесла в своей корзинке.

Красная Шапочка: Здравствуйте ребята, у меня в корзинке не пирожки для бабушки, а секретное послание расшифруйте его при помощи ключа. Дети расшифровывают. (работа в парах) 

Послание : 25  7  18  15  11               17 21 26 10  19 20  29  11               12  16 20      

14  21  18  13  29 25  6  20     21    17  6  25  12  10 

Флипчат 5

Ключ к шифру:

А 1

Б 2

В 3

Г 4

Д 5

Е 6

Ё 7

Ж 8

З 9

И 10

Й 11

К 12

Л 13

М 14

Н 15

О 16

П 17

Р 18

С 19

Т 20

У 21

Ф 22

Х  23

Ц 24

Ч 25

Ш 26

Щ 27

Ъ 28

Ы 29

Ь 30

 

Э 31

Ю 32

Я 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Флипчат 5

В итоге получается предложение: Черный  пушистый кот спит на печки.

Произвести синтаксический разбор

Флипчат 6

Ученик производит синтаксический разбор на интерактивной доске.

Выпишите глагол, определить время, лицо, число, род.

Ребята, скоро мы познакомимся еще с одним грамматическим признаком – спряжение, но это будет позже

- А каких сказочных котов  знаете вы? (дети перечисляют сказочных котов)

Нашли их среди подсказок?

- Каждый из этих котов прислал свои ребусы. В ребусах зашифрованы глаголы. Необходимо отгадать глагол и определить  в нем время, лицо, число, род

 

 

 

Флипчат 7

 

На а=о + ла

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

                                                                                                                намокла

 

 

Флипчат 8

 

= о   +  чит

                                                                                           молчит

 

 

 

 

Флипчат 9

 

По     н=с ʼ         

 

                                                                                                     покрасит

           

 

IV.           Итог урока

- Каждая сказка учит чему-либо скажите ребята чему учились мы на уроке? О чем говорили? (О глаголе)

-Я предлагаю вам побыть теперь на месте писателя и сочинить небольшое четверостишье о сегоднешней теме. На доске я предлагаю вам несколько слов, которые вы можите зарифмовать, также вы можете добавить свою рифму. (дети пробуют сочинить четверостишье.)

-давайте послушаем что у вас получилось.

 

 -Ребята, посмотрите, вы уже собрали много монет!. Ко мне в руки попал сказочный сундучок, давайте заполним его своими монетами.

Как вы думаете, что символизирует этот сундучек с монетками?

Дети отвечают: на уроке мы получили не монетки, а знания, и пополнили наш багаж знаний!

Правильно! Ведь самое ценное это знание! Спасибо ребята вам за урок! Читайте больше сказок и продолжайте верить в чудеса, ведь чудеса иногда случаются.

 

 

Автор Полозкова Олеся Сергеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2302
Номер материала 49383
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓