Главная / География / "Опорные схемы -конспекты на уроках географии"

"Опорные схемы -конспекты на уроках географии"

Средняя школа №8 г. Мозыря







Описание опыта педагогической деятельности «Использование структурно-логических схем и опорных схем-конспектов на уроках географии»













Архипова Татьяна Владимировна

учитель географии

8(029)853-03-01







Содержание


  1. Общие сведения об учителе………………………………………………….1-6

  2. Введение. Теоретическая часть……………………………………………………………7-9

  3. Основная часть: Мое практическое применение методики и использование элементов методики на различных этапах урока в разных классах……..10-17

  4. Заключение…………………………………………………………………18-19

  5. Литература………………………………………………………………….20-21

  6. Приложение 1. Разработки уроков и мероприятия……………………..22

  7. Приложение 2. Образцы используемых опорных конспектов и СЛС

  8. Приложение 3. Презентация работы кружка по краеведению. (на диске.)

  9. Приложение 4. Паспорт кабинета (в цифровом варианте). (на диске.)

  10. Приложение 5. Презентация кабинета географии 2011г. (на диске.)

  11. Приложение 6. Презентация творческой работы учащегося для участия в научно-краеведческой конференции, посвященной краеведению в 2012г. (на диске.)















  1. Общие сведения об учителе:


Год рождения - 1970

Окончила - Гомельский

Государственный университет

им. Ф. Скорины.

Образование – высшее.

Специальность – географ

.Должность – учитель географии

Категория-2

Стаж работы в должности-18 лет




















АРХИПОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА.

Описание опыта педагогической деятельности «Использование структурно-логических схем и опорных схем-конспектов на уроках географии»

  1. Введение: Теоретическая часть.

   В условиях современной школы, когда в центре школьной парадигмы стоит ребенок, а главная задача каждого учителя – формирование всесторонне развитой  гармоничной личности, все больше актуально применение современных технологий обучения, которые учитывают индивидуальность каждого ученика.

   Познавательная деятельность является условием развития человечества. Познание может быть репродуктивным, целью которого является накопление знаний и знакомство с определенной информацией.  Правильный выбор методов обучения влияет на эффективность познавательной деятельности учащихся. Традиционные репродуктивные методы обучения базируются на ведущей роли педагога в учебном процессе, тогда как ученики играют пассивную роль слушателей и исполнителей заданий учителя, что не может обеспечить надлежащее качество обучения. Сегодня необходимо использовать инновации, нетрадиционные формы и методы обучения.  Ученик – главная фигура учебно-воспитательного процесса. Ученика не учат, а он учится благодаря тому, что активно участвует в изучаемых вопросах, берет на себя ответственность за результат учения.

   Задача учителя состоит в поиске средств, которые могут обеспечить ученику реализацию его внутренней свободы и проявление инициативы.

Основная идея опыта – приобщить учащихся к активной самостоятельной учебной деятельности, научить  самостоятельно овладевать знаниями.

   Изучение географии имеет большое значение для научного восприятия мира, для развития творческой, интеллектуально развитой личности.

   Представленная мною тема не новая, но актуальная. Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках.

Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология структурно-логических схем (СЛС).

   Наглядность на уроке играет  большое значение. География – такой     предмет, который изначально предполагает использование большого количества наглядного материала. Без демонстрации в географии обойтись практически невозможно. Но показать все невозможно, да и нецелесообразно. Ведь у ребенка должно развиваться и абстрактное мышление.

   Наиболее важными средствами наглядности являются те, которые создаются непосредственно на уроке. Данные средства наглядности выполняют функцию конспектирования материала. В процессе подготовке домашних заданий они выступают в качестве опорных звеньев в повторении пройденного материала. К  таким  средствам можно отнести пояснительные рисунки, листы опорного сигнала (по системе В.Ф. Шаталова. А.В.Шатных ), опорные конспекты, моделирование, графические конспекты

В методике географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения одна из них технология структурно-логических схем – СЛС. Схемы связей, учителя используют постоянно.

   Изучаемый объект заменяется символическим изображением (опорным сигналом) – наиболее понятным графическим обозначением. Основной учебный материал преподносится в виде схем. О роли логических схем в обучении географии писал еще

Н.Н. Баранский, подчеркивая, что «схемы учат выделять главное, отыскивать и устанавливать логические связи, помогают ученику усваивать урок».

    Логика построения СЛС, отражающая содержательные связи между единицами излагаемой информации, их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе учителя, служат образцом, на основе которого формируются эти приемы у школьников. Жестко регламентируемое время на устные ответы (3-5 мин), ориентирует школьника на краткое и точное изложение сущности усваиваемых знаний. Частота опроса, предусмотренная системой В.Ф.Шаталова, гораздо выше, чем в обычных классах.















  1. Основная часть : Мое практическое применение методики и использование элементов методики на различных этапах урока в разных классах.

 Еще в 90-ые я увлеклась идеями Шаталова - составляла свои опорные схемы, придумывала, рисовала, распечатывала! Дети очень активно включались в деятельность, понимая, что использование схем помогает им легче и быстрее усвоить информацию, получить лучшие

И сейчас эти схемы - конспекты являются незаменимыми и при изучении новой темы, и во время повторения, обобщения на уроках, даже спустя несколько лет, дети, увидев знакомую схему, начинают автоматически воспроизводить когда-то изученный материал. Эти факты подтверждают, что такие приемы позволяют более основательно усваивать информацию. Помогают и учителю и ученикам совместно успешно осуществлять процесс обучения. Конечно, для более эффективного результата необходимо не только применять элементы и отдельные приемы методики Шаталова, но использовать технологию в целом., однако не всегда есть возможность использования всей технологии, так как для этого нужно создавать специальные условия работы. Даже частичное использование его методики очень заметно отражается на успеваемости детей , облегчает работу учителя и отражается на результатах обучения. Трудности заключаются только ( как я замечаю) в более тщательной подготовке со стороны учителя, более продуманной организационной его деятельности. Я стараюсь использовать элементы и приемы его метода на различных этапах урока. Иногда полностью большая часть урока - это работа по определенным схемам, разбор структуры схемы, ее анализ, воспроизведение… Иногда- это всего лишь несколько минут, посвященных повторению материала по теме, конечно при этом дети уже прекрасно знают особенности схемы, ее содержание и значение. Особенно важно использование «опорных сигналов» и схем в связи с тем, что сокращение программных часов по предмету не уменьшило требование к знаниям детей. А объем информацию в некоторых темах возрос. Именно использование СЛС , опорных конспектов позволяет охватить необходимый материал для изучения , быстрее усвоить большие объемы информации, систематизировать представления и знания детей по определенным темам. Не смотря на главную роль использования в моей работе опорных схем, в настоящее время невозможно ограничиваться одной технологией, конечно необходимо применять и другие приемы и методы в работе. Мне очень нравится использование ТСО. Любые схемы, необходимые к уроку, можно найти в современных презентациях, также эти презентации, учитывая особенности детей, можно изменить по своему планированию. Очень легко сегодня привлечь детей, конечно старших классов, к составлению презентаций по изучаемым темам. Дети при этом проявляют свои творческие способности, работают с разными источниками информации, сами планируют и оценивают структуру работы, последовательность изложения информации, значимость и способы ее изложения, развивают способность организационной деятельности, получают возможность при этом повысить свои отметки, как одним из способов дополнительной работы. Кроме того учитель может ( иногда доработав материал) использовать эти презентации в дальнейшей своей работе, облегчая свою дальнейшую деятельность. Я считаю, что применение технологии опорных схем , самостоятельное составление опорных конспектов- невозможно осуществить одномоментно!!! Для того, чтобы по настоящему проявился результат, необходима систематическая работа по применению данной технологии. Начиная с первых уроков в 6 классе, дети постепенно накапливают знания, полученные при помощи схем. В дальнейшем они учатся использовать эту информацию и осознавать значение особенностей изучения для лучшего усвоения предмета, и улучшения результатов. Дети должны понять, что они способны справиться с поставленными задачами, и почувствовать со стороны педагога стремление их поддержать и помочь в достижении успеха. Учитель не просто облегчает поставленные задачи, а показывает, что якобы «трудные» задания они могут выполнить сами, при этом ценится значимость успеха, результат и достижение целей самостоятельно. Проявляется самоутверждение ребенка и, конечно, укрепляется мотивация ребенка к достижению целей. Успешная деятельность усиливает желание ребенка учиться и в дальнейшем, показывает пути преодоления трудностей, возможностей решения любых появляющихся проблем в будущем обучении.

Я считаю, что использование в учебном процессе графического конспекта имеет      следующие преимущества:

    -Обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Ученик, имея возможность закрепить изложенную тему по учебнику дома, слушает рассказ учителя невнимательно. Эта проблема усугубляется, если монолог учителя малоинтересен, не иллюстрирован  наглядным  материалом. Выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса.

  -Построение графического конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания.

-В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе непосредственно не выражены.

  Графический конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний.  Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления учащихся.

Построение графического конспекта как на уроке, так и в самостоятельной подготовке детей к уроку, позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика.

  В курсе 6 класса, в основном, мною используются готовые опорные конспекты, которые я часто составляю сама  и предлагаю учащимся в ходе объяснения или закрепления материала. Учащиеся изучают их и заносят в тетрадь. В листах опорных конспектов включены задания для закрепления. Учитывая количество часов отведенных на изучение географии в 6 классе и на большой объем изучаемого материала, данная технология помогает решить проблему. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий. Однако в процессе работы над опорными схемами или конспектами, я стараюсь обратить внимание детей на особенности построения схем, конспектов , на главные правила их составления и обучаю умению составлять отдельные части этих схем. Учащиеся, работая с опорным конспектом, привыкают и запоминают условные знаки, сокращения, постепенно учатся сами строить опорные схемы и конспекты.

  В 7 классе при изучении материков, дети уже стараются строить опорные схемы сначала с учителем совместно, а затем - самостоятельно. При этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы

  В 8-9 классе учащиеся продолжают работу по составлению опорных схем и конспектов. Наиболее удачное применение технологии опорных схем при изучении таких тем, как «Природные характеристики регионов или стран». В курсе «Экономической географии» наиболее удачное применение опорных конспектов по темам «Отрасли хозяйства». Основные положения плана характеристики даются в виде фактического материала с вытекающим из него выводом, что позволяет сделать конспект более обоснованным, логически правильным. Составление опорных конспектов и схем  помогает учащимся правильно ориентироваться в большом потоке информации  разнопланового уровня. Не сразу дети сами могут составить схему или опорный конспект по определенной теме. Я стараюсь уже с начального этапа обучения географии дать им понимание опорных схем и постепенно повышаю требования к умению составлять и использовать эти схемы.

   В курсах 10-11 классов учащиеся уже могут работать как по схемам, так и самостоятельно или под руководством учителя составлять опорные конспекты на основе лекционного материала, при очень большом объеме информации, а также самостоятельно делают презентации по этому же принципу.  С помощью опорных конспектов и сигналов изучение и усвоение таких сложных тем, как «Геологическое строение», «Рельеф» и др. становится более понятным и доступным. Усвоению понятия "Геологическое летоисчисление" способствует образ (опорный сигнал-ОС) - "геологические часы", отсчет геологического времени на которых идет от древнейших архейской и протерозойской эр. Первый сектор "геологических часов" обозначается красным цветом, как на карте "Строение земной коры", второй, третий и четвертый сектора включают последующие геологические эры, каждой из которых соответствует общепринятый цвет и символическое обозначение. Ученики легко усваивают последовательность геологических эр, их названия через опорные сигналы (ОС). Благодаря использованию мною схем, ученики достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника. Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний. По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных  подтем. Эффективность предлагаемой методики подтверждается результатами обучения. В настоящее время в школе более широкое применение в обучении находят компьютеры. Компактная опора очень удобна при отображении на экране монитора. Ее легко можно создавать и изменять в современных текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии. Компьютер дает возможность организовать информацию, преподносимую ученику как готовый конспект. Информация может быть избыточна на несколько порядков, но не загружает ученика. Ученик «пустившись в свободное плавание», при помощи ссылок выбирает свой путь, по которому ему продвигаться вперед хочется и нравится. Отправной точкой в этом путешествии может служить опорный конспект - идеальная главная страница раздела или темы. Современный   урок требует многосторонней подготовки, при котором необходимо применение разнообразных технологий и приемов. Я использую СЛС  с внедрением различных других технологий обучения. Технологии применяются не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

В процессе работы я готовила разные выступления и сообщения для методобъединений, такие, как:

  1. Способы включения культурологических знаний в содержание предмета.

  2. Методы научного познания живой природы.

  3. Особенности применения интерактивных методов обучения на уроках географии и во внеурочной деятельности.

  4. Совершенствование методики обучения на уроках географии.

  5. Дифференцированный контроль знаний, полученных на уроках географии., и другие.

Но наибольшее количество материала у меня накоплено по теме «Опорные схемы-конспекты.» Т.е. именно эта тема имеет наиболее результативное применение и используется мною на уроках географии. Мои ученики участвовали в разных мероприятиях по краеведению, готовили выступления и презентации как для выступлений, так и для использования и ответов на уроках.

Этапы работы с детьми, используемые мною, по составлению опорного конспекта:

  1. Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью); создание опорного конспекта, индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление по блокам.

  2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + повторение.

Памятка учащемуся:

  • Вспомни объяснение учителя, используя конспект.

  • Прочти заданный материал по книге.

  • Сопоставь прочитанный материал с конспектом.

  • Расскажи материал учебника с помощью конспекта.

  • Запомни наизусть конспект как опору рассказа.

  1. Первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, после письменной работы громкий опрос.

  2. Устное проговаривание опорного конспекта – необходимый этап внешне речевой деятельности при усвоении, происходит во время различных видов опроса.

  3. Второе повторение – обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля, использование всех видов контроля (у доски, письменно и др.), взаимоопрос и взаимопомощь, игровые элементы.

Конечно, не все эти правила используются детьми в полной мере, однако к 9-10-11 классу дети могут составить хороший опорный конспект даже по трудным темам. (есть в приложении.)

При работе с ОС возможно применение разнообразных методических приемов, которые могут быть выстроены в цепочку:

  1. Подробный рассказ, эвристическая беседа, работа с учебником или другими источниками географической информации. Рассказ ведется по ОС, который является дидактической карточкой.

  2. Поэтапное закрепление изученной части при повторном рассказе учителя или методом хорового проговаривания каждого положения, или парным контролем. При этом особое внимание уделяется причинно-следственным связям.

  3. «Щадящая» форма закрепления. (Учитель задает вопросы классу, дети пытаются на него ответить. После минуты совещания и ответов учеников учитель сам дает ответ или направляет детей к тому источнику, где можно найти правильный ответ).

  4. Самостоятельная расшифровка ОС при работе с учебником, картами, таблицами и т.п.

Эти правила я предлагаю детям они должны их применять, исходя из различных тем и объема материала.

















4.Заключение:

Еще раз хочу подчеркнуть значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний. По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем.  В настоящее время мною накоплен большой материал по разработкам, используемым мною с применением опорных конспектов, схем. Составлено много различных опорных конспектов как раздаточного материала, так и иллюстративного, наглядного. Я также иногда использую готовые разработки, презентации по некоторым темам, взятые из интернета и составленные опытными педагогами Беларуси, России, Украины и других стран. Считаю, что обмен опытом с другими учителями помогает и мне и многим педагогам разнообразить свою деятельность, съэкономить время, и более эффективно использовать разный материал в работе с детьми. Я считаю, что иногда опорные схемы или записи нужны самому учителю, особенно молодым учителям, которые еще не в полном объеме знают программный материал, им еще сложно видеть общую картину более важных моментов при изучении тем, и в программе указываются общие требования по разделам и темам, но нет таких требований по каждой отдельно взятой теме. Т.е. учитель сам определяет конкретные особенности урока. Чтобы легче ориентироваться в большом программном материале по всему курсу географии и его использовании на конкретном уроке, я разрабатываю для каждой темы перечень самых необходимых требований к результатам обучения и оформляю по темам как в разделах программы.

ОБРАЗЕЦ для учителя:

По теме урока: «Гидросфера 6 класс ».

  1. ПОНЯТИЯ ЗНАТЬ:

Закрепить:

(по усмотрению учителя по предыдущей теме, если есть необходимость.) или для актуализации знаний, напомнить понятия, чтобы можно было нормально работать по теме.

«Рельеф», «Литосфера» «Строение земли»

Новые понятия.:

«Гидросфера», «Мировой океан», «Внутренние моря», Окраинные моря.» «Залив», «Пролив», «Площадь поверхности.»

  1. УМЕТЬ: (действия по карте или с разным материалом по теме.)

НАПРИМЕР: Показывать на карте примеры по номенклатуре из темы.

  1. НОМЕНКЛАТУРА:

( перечень географических названий, встречающихся в теме, необходимых для усвоения детьми.)

Берингово море, Тихий океан, Индийский океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Черное море, Берингов пролив, пролив Дрейка, Мозамбикский пролив, Магелланов пролив, Гвинейский залив, Саргассово море,

Думаю, такие краткие программные требования по каждой конкретной теме будут для учителя также опорой для работы на уроках, помогут контролировать общее содержание курса географии от 6 до 11 класса.

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.

  2. Бенъкович Т. М., Бенъкович Д. Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. — М., 1995.

  3. Бенъкович Т. М. Опорные конспекты в обучении географии России. 8-9 кл. - М., 1997.

  4. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика, № 5, 1994.

  5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

  6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

  7. Векслер С.И. Современные требования к уроку. М., 1985.

  8. Винокур М. С., Скуратович О. Я. Листы опорных сигналов и структурно-логические схемы на уроках географии.    — Киев, 1990.

  9. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.

  10. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М.: Просвещение, 1989.

  11. Маврин С.А. Педагогические системы и технологии. Омск, 1993.

  12. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии. «Завуч», №5, 2005.

  13. Салмина Л. Г. Знак и символ в  обучении. - М.: МГУ, 1988.

  14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,  1998.

  15. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М: Просвещение, 1987.

  16. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1990.

  17. Шаталов В.Ф. Путь поиска. - С-Пб : Лань, 1996.

  18. Шатных А. В. Изучение Зарубежной Европы в курсе 10 класса // География в школе. — 1997. — № 6.

  19. Шатных А. В. Использование лекционно-семинарской системы обучения в процессе преподавания экономической и социальной географии мира в средней школе. — Курган, 1996.

  20. Журналы «География в школе»  №2, 1989 г., с. 52; №1, 1993 г., с 37;  №2, 1993 г., с.46 ; № 4, 1993 г., с. 63; №5, 1993 г., с.53; №6, 1993 г., с. 49; №4, 1997 г., с. 59.











































Приложение 1. Разработки уроков и мероприятия.









































Приложение 2. Образцы используемых опорных конспектов и СЛС

































Приложение 3. Презентация работы кружка по краеведению.


Приложение 4. Паспорт кабинета (в цифровом варианте)



Приложение 5. Презентация кабинета географии 2011г



Приложение 6. Презентация творческой работы учащегося для участия в научно-краеведческой конференции, посвященной краеведению в 2012г. ( все на диске.)



Приложение 7. Презентация опыта работы.










"Опорные схемы -конспекты на уроках географии"
  • География
Описание:

   В процессе работы я готовила разные выступления и сообщения для   методобъединений,   такие, как:

 

Способы включения культурологических знаний в содержание предмета.

Методы научного познания живой природы.

Особенности применения интерактивных методов обучения на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Совершенствование методики обучения на уроках географии.

Дифференцированный контроль знаний, полученных на уроках географии и другие.

 

Но наибольшее количество материала у меня накоплено по  теме «Опорные схемы-конспекты.»

Т.е. именно эта тема  имеет наиболее результативное применение  и используется мною на уроках  географии.

 Мои ученики  участвовали в разных мероприятиях  по краеведению, готовили выступления и презентации как для выступлений, так и для использования и ответов на уроках.

Если кого-то интересует эта тема . могу поделиться материалом через  электронную почту.

 

 

Автор Архипова Татьяна Владимировна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1996
Номер материала 18599
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓