МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Исследовательская
работа
«Нужна
ли в школе сменная обувь»
Работу
выполнил
обучающийся
3-го класса
Хабаров
Максим
Руководитель:
Модинова
Наталья
Алексеевна,
зам.директора
школы по УВР
2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Вступление……………………………………………………….3-4
II. Основная
часть…………………………………………………...5-10
1.Что
такое пыль
2.Проведение
исследования
А) анкетирование
Б) эксперимент
3.Мнения
медицинских работников и их рекомендации
III.
Вывод………………………………………………………………11
IY.
Приложение……………………………………………………….12-13
Y.
Литература………………………………………………………….14
I. Вступление
Проблема
зависимости здоровья человека от окружающей среды сейчас актуальна как никогда.
Современный человек большую часть жизни проводит в замкнутом пространстве дома,
детского сада, школы и т. д. Помещение становится для нас своеобразной средой
обитания. Для здоровья и высокой работоспособности учащихся в кабинете
необходимы благоприятные условия: свет, чистый воздух, тепло и другие. Поэтому
я в своей работе хочу выяснить, нужна ли сменная обувь учащимся не только в
осенний и весенний периоды, но и в зимний период.
Пыль
и наше здоровье
Состав и
влияние на здоровье человека обычной бытовой пыли все чаще становится предметом
научных исследований и обсуждений на международных симпозиумах. Еще в 1993 году
в журнале 'Биологические науки' был опубликован прогноз Всемирной организации
здравоохранения - к началу XXI
века самыми распространенными будут аллергические заболевания. Теперь мы видим,
что так оно и есть.
По
информации Института иммунологии, каждый третий житель России подвержен
аллергии, а в ближайшем будущем аллергиком будет каждый второй. От бронхиальной
астмы на сегодняшний день страдает 12% населения России. По прогнозам, в
ближайшие годы процент больных астмой может повыситься в России до 30. Причем
эти заболевания настигают людей не на улицах, а в помещениях.
Я учусь в 3 классе
и большую часть светового дня провожу в здании школы, поэтому меня очень
заинтересовала эта проблема.
Предмет
исследования: сменная обувь учащихся
– необходимый или
лишний предмет во время учебного процесса.
Цель
исследования: доказать необходимость
ношения сменной обуви для
обучащихся в любое время года.
Задачи: 1 провести среди родителей, учителей и детей
анкетирование о
том, зачем в школе нужна
сменная обувь;
2 проанализировать
результаты анкетирования;
3 результаты
исследования о пользе или вреде ношения сменной
обуви обсудить с другими учащимися нашего класса на уроке
здоровья
и довести до сведения родителей;
4 изучить
соответствующую литературу
(детские энциклопедии, газеты, журналы).
Гипотеза
исследования: если
в процессе исследования я как можно
больше выясню о пользе или вреде ношения
сменной обуви учащимися, то сделаю для себя
необходимые выводы.
II.
Основная часть
1. Что
такое пыль.
Когда мы прошли по улице, то на нашей обуви скапливается уличная грязь, в
помещении она становится пылью и витает в воздухе.
Пыль – это взвесь в воздухе твердых частиц. Причем пыль, которую мы видим в лучах
света, - самая незначительная часть загрязнения воздуха. Это пылинки размером
более 10 мкм. До 99% пыли составляют более мелкие частицы. Если «дышать пылью»
изо дня в день, то неизбежны заболевания дыхательной системы, воспалительные
процессы, головные боли. Ученые выделяют четыре основные причины возникновения
пыли: разрушение материалов, улица, животные и сам человек. Для поддержания
чистоты в школе необходимы многие условия, в том числе наличие у учащихся
сменной обуви.
Изученная
под микроскопом, прошедшая через химический и спектральный анализ и
биологические исследования, домашняя пыль оказалась намного опаснее уличной.
Самый неприятный
компонент пыли - это микроскопические пылевые клещи, которые питаются нашей
кожей.
Подсчитано, что в 1 г домашней пыли может обитать до 30 тысяч таких клещей. В
жилые помещения они попадают с одеждой, обувью. Эти клещи не являются
паразитами человека, но продукты их жизнедеятельности часто вызывают аллергию. Поэтому
учащимся в осенний и весенний периоды необходимо ношение сменной обуви.
Воздух внутри школы практически всегда более пыльный, чем на улице. Ведь при
проветривании классной комнаты, когда потоки уличного воздуха входят через
форточку и выходят через вентиляционные решетки или через другую форточку,
скорость и направление воздушного потока постоянно меняются. При этом пыль
выпадает в осадок, а на улицу выходит очищенный в комнате воздух. Специалисты
измерили, что за сутки мы вдыхаем вместе с воздухом в среднем около двух
столовых ложек пыли!
И чем мельче пыль, тем глубже она проникает в наши легкие. Частицы пыли
повреждают стенки альвеол, нарушая первый иммунный барьер и открывая путь
инфекциям и аллергенам.
Так что серьезно заболеть от пыли дома или в школе гораздо вероятнее, чем на
улице, где мелкая пыль уносится ветром, прибивается и смывается дождем.
Но наше
исследование мы решили провести в зимний период, когда многие считают, что
сменная обувь в это время года совсем не нужна, так как земля укрыта снегом.
2. Проведение
исследования.
А)
Для выяснения вопроса, знают ли учащиеся о необходимости сменной обуви в
школе, во 2, 3, 4, 7, 10 классах было проведено анкетирование. Этот вопрос
весьма актуален, особенно зимой. Большинство из опрошенных детей не посмотрело
на эту тему серьезно и отшучивалось.
На
родительских собраниях на вопросы анкеты о сменной обуви отвечали 14 родителей.
Большая
часть учащихся младшего возраста (94%) считают необходимой смену обуви
(Приложение №1). Свой ответ они объясняют сохранением чистого воздуха в классе,
чтобы не было грязи, меньше работы уборщицам. Более половины старшеклассников
(53%) считают не нужной смену обуви (Приложение №2). Их аргументы: лишняя трата
времени; неудобно, слишком много вещей; опоздания при смене обуви.
Сменную
обувь имеют все ученики 2, 3, 4 классов. Но чем старше группа опрошенных, тем
меньше процент наличия у них сменной обуви, так у 71% учащихся 7 класса и у 80%
10 класса отсутствует сменная обувь.
В
школе не все ученики переобуваются в сменную обувь. Чем старше становятся
ученики, тем меньше процент смены обуви в школе.
Большинство
родителей учащихся считают, что сменная обувь в школе необходима, так как
благодаря сменной обуви в школе будет чище, трудно и вредно для здоровья ходить
в уличной обуви. Но, по мнению родителей, дети не переобуваются в сменную
обувь, хотя имеют ее. Большая часть родителей (Приложение №3) старшеклассников
(60%) ответила, что у их детей вообще нет сменной обуви.
Б) Мы
изучили размеры помещения, воздушно-тепловой режим, естественное освещение
кабинета, в котором мы занимаемся. Самым интересным было изучение запыленности
кабинета. Мы произвели сборы проб ватными палочками с разных поверхностей (шкафов,
подоконников, оконных стекол, листьев растений), находящихся в классе. Затем
рассмотрели полученные пробы под микроскопом. С помощью цифровой камеры сделали
фотографии. На листьях растений уровень запыленности оказался средний.
На подоконниках и
оконных стеклах – слабая запыленность.
Совсем пыли не
оказалось в шкафу, где есть стеклянные дверки, которые закрываются.
Хотя пыли и
незначительное количество, это всё же подтверждает нашу теорию о том, что в
школе просто необходима сменная обувь в любое время года.
Поэтому для борьбы
с пылью в классе и школе мы рекомендуем:
1) Обязательная
смена обуви, т.к. она значительно уменьшает содержание пыли в школе, поскольку
не содержит уличной грязи.
2) Проводить
влажную уборку не реже 1 раза в день.
3) Необходимо
проветривание помещения, т.к. в пыли оседают вирусы и бактерии, выделяемые при
чихании и кашле.
4) Предметы, на
которых собирается пыль, книги, журналы следует хранить на застекленных полках
и в стеллажах. Наше исследование можно продолжить при наличии необходимого
оборудования и соответствующих методик.
Конечно, когда
я буду учиться в старших классах, то смогу более тщательно изучить эту
проблему.
3. Мнения медиков
и их рекомендации.
По мнению
медицинских работников, прежде всего, сменная обувь необходима для соблюдения
санитарно-гигиенических норм. Находясь, длительное время в помещении в теплой
обуви, ребенок испытывает дискомфорт, а если он еще и промочил ноги, то его
ступни подвергаются воздействию многочисленных микробов. Не исключено, что
длительное пребывание в сырой обуви будет способствовать развитию простудных
заболеваний.
На что следует обратить внимание при выборе переобувки? Основными требованиями
всегда были качество и комфорт. Обувь должна быть не только красивой, но и
удобной в носке. Покупая качественные туфли, родители избавят себя от походов в
ремонтную мастерскую. Также следует учитывать и желание ребенка, т.к. обувь,
купленная без согласия ученика, может пролежать всю зиму дома в шкафчике. В
качестве сменной обуви для мальчика предпочтительно выбрать туфли, а не
кроссовки, т.к. они хорошо гармонируют с костюмом. Следует помнить, что кеды
являются спортивной обувью и носить их следует только во время занятий
физкультурой. Для девочки можно приобрести пару удобных босоножек или туфель.
Следует
позаботиться и о сумке для сменной обуви. Многие ученики предпочитают носить
переобувку в полиэтиленовых пакетах. К сожалению, срок службы пакета не велик:
быстро изнашивается, с него сходит краска. Намного практичнее использовать
мешок для сменной обуви. Хочется отметить, что такие сумки изготавливают из
материала, который легко чистится и моется. Яркие расцветки и разнообразные
современные аппликации смогут удовлетворить запросы любого школьника. Наличие
двух ручек на мешке позволяет носить его на спине, что немаловажно для
формирующейся осанки ребенка. Сумку-мешок для сменной обуви можно приобрести в
отделах канцтоваров, стоит она, как правило, недорого.
III.
Вывод
Проведя все
необходимые исследования и изучив различную литературу, а также прислушиваясь к
мнениям медицинских работников, мы выяснили, что сменная обувь необходима
каждому учащемуся школы независимо от возраста. Нужно переодевать обувь для
того, чтобы учащиеся были здоровы не только из-за пыли, но и по другой причине.
А именно..
Стопа -
чрезвычайно сложная и важная часть тела. Нарушение ее строения приводит к
развитию плоскостопия, следствием которого могут быть головные боли и боли в
стопе и голени. Часто плоскостопие сопровождается нарушениями осанки,
деформациями позвоночника (сколиоз) и др. Поэтому необходимо, начиная уже с
детского возраста, уделять особое внимание, профилактике деформаций стопы,
меняя в течение дня обувь.
IY.ПРИЛОЖЕНИЕ
№1
№2
№3
ЛИТЕРАТУРА
1. Детская
энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2CD
диска
2. «Большая
детская энциклопедия»,
диск CD
– ЗАО « Новый Диск»,2004г.
3. Большая
энциклопедия начальной школы. Москва, Олма – 2007г
4. Гигиенические
требования к учебным изданиям для общего и
начального
профессионального образования
5. Здоровье
детей//Методическая газета для учителей.№3-2009г
14
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.