МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№4
г. НОВОУЗЕНСКА САРАТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ»
==============================================================
413360, Саратовская область,
г.Новоузенск, ул.Елецкая, 43
тел. 8(845-62)21790
«Новогодние
математические состязания»
5-6 классы
(в рамках недели математики)
Подготовила:
учитель математики
МОУ «СОШ
№4 г.Новоузенска
Саратовской
области»
Назарова
Ольга Алексеевна
1
квалификационная категория
2013-2014 учебный год
В
качестве основного результата образования в Стандарте нового поколения
выступает овладение набором универсальных учебных действий. Овладение УУД даёт
учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений
на основе формирования умения учиться.
Однообразная работа на уроках утомляет и снижает восприятие учебного материала.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса,
определенное место занимает идея формирования познавательных интересов
учащихся. Организация внеклассных мероприятий, как раз и является тем
средством, которое привлекает ученика, располагает ученика к совместной
деятельности с учителем и способствует совершенствованию учебного процесса.
Подобная форма работы вырабатывает у детей привычку сосредотачиваться, мыслить
самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, учащиеся
не замечают что учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных
ситуациях, развивают фантазию. Активизация мыслительного процесса несёт большую
воспитательную нагрузку: не возникает вопроса о дисциплине, прививаются умения
слушать других, работать в коллективе.
Предлагаемая разработка направлена на развитие познавательного интереса
учащихся к математике, воспитание стремления к непрерывному интеллектуальному
самосовершенствованию. Конкурсная составляющая мероприятия способствует
формированию чувства солидарности и здорового соперничества.
Использование ИКТ делает это мероприятие красочным, запоминающимся и достаточно
простым в подготовке и проведении.
Материал
может быть использован как внеклассное мероприятие или как
повторительно-обобщающий урок.
Тема
новогоднего праздника актуальна в течение 2-3 недель декабря: соревнуются
команды Деда Мороза и Снегурочки, тематика заданий зимняя, новогодняя.
Использование
жетонов в форме новогодних игрушек как поощрительных баллов позволяет
активизировать деятельность детей, усилить соревновательный дух и подвести итог
работы (рефлексия) в занимательной форме.
В
ходе состязания проходят конкурсы:
·
«Зимняя разминка»
·
«Бухгалтерия Деда Мороза»
·
«Новогодняя открытка»
·
«Конкурс капитанов»
·
«Задачи от…»
Цели:
·
Совершенствовать вычислительный навык, знания свойств
арифметических действий, геометрических фигур, умение использовать
геометрические термины, выполнять чертеж к задаче на движение, решать
стандартные задачи на движение, составлять текстовые задачи различных типов.
·
Развивать умение слушать, работать в определенном темпе, выбирать
эффективный способ решения, сравнивать, анализировать, обобщать, применять
алгоритмы, использовать математическую речь, осуществлять самоконтроль и
взаимопроверку, умение творчески подходить к выполнению задания, работать в
группе.
·
Воспитывать организованность, трудолюбие, ответственное отношение
к выполнению задания, ответственность за успех команды.
Оборудование: два плаката «Ёлка», жетоны
за правильные ответы в форме новогодних игрушек, скотч для их крепления на ёлке,
наборы геометрических фигур для конкурса «Новогодняя открытка», ножницы
для вырезания снежинок, два шарфа для завязывания глаз капитанам, карточки с
примерами для конкурса «Бухгалтерия Деда Мороза», текстами задач.
Ход
занятия
Какой праздник
самый любимый, самый волшебный, самый семейный? Конечно, Новый год!
Какие
представления, слова, ощущения (т.е. ассоциации) возникают у вас при упоминании
этого праздника?
Кто
является главным героем праздника в России?
Знаете
ли вы, что 18 ноября в России официально празднуют день рождения Деда Мороза?
Именно 18 ноября на его вотчине – в Великом Устюге (в 1999 году Великий Устюг
был официально назван родиной российского Деда Мороза) – в свои права вступает
настоящая зима, ударяют морозы.
Знаете
ли вы, что Деду Морозу более 2000 лет, но впервые он упоминается в литературных
произведениях в 1840 году (сказка Одоевского «Мороз Иванович»).
Знаете
ли вы, что у настоящего Деда Мороза должна быть длинная седая борода, а одет он
в синий (а вовсе не красный, как Санта-Клаус) узорчатый халат?
У
русского Деда Мороза есть помощница – внучка Снегурочка. Она тоже известна
давно, но вместе они появились впервые в 1937 году на Кремлевской ёлке.
Возраст
Снегурочки может меняться – от маленькой девочки до молодой девушки, а вот
волосы всегда – светлые.
Сегодня
мы проведём «Новогодние математические состязания», в
ходе которых вам нужно будет показать знание математики, умение работать в
команде, ответственное и творческое отношение к работе.
Ребята
делятся на две команды: команда Деда Мороза и команда
Снегурочки. У каждой команды - своя ёлочка. Её нужно украсить игрушками,
заработанными в течение состязания за правильные ответы. Чья ёлка будет в конце
игры наряднее, та команда и будет победителем.
1
конкурс «Зимняя разминка» (устные упражнения)
Ребята
отвечают на вопросы, если нет варианта ответа, то право ответить на вопрос
переходит к другой команде и команда зарабатывает дополнительные игрушки на
свою ёлочку.
Вопросы
для команды Деда Мороза
1. Сколько
месяцев в году? (12)
2.
За ночь на стадион выпало 2 т снега. Сколько это килограммов?
(2000)
3.
Для украшения новогодней ёлки купили 45 шишек, а шаров в 3 раза
больше. Сколько купили шаров? (135)
4.
Длина катка 40 м, а ширина 30 м. Каковы его периметр и площадь?
(140, 1200)
5.
Вы узнаете возраст Лешего, если к наибольшему трехзначному числу
прибавите число 7. Сколько лет Лешему? (1006)
6.
Ежегодно летом Дед Мороз уходит в отпуск, продолжительностью 1/12
года. Сколько дней отдыхает Дед Мороз? (30)
7.
Комната Деда Мороза имеет длину 5 м, ширину - 6 м, а высоту - 3 м.
Найти объём комнаты (90)
8. Сколько
дней в трех зимних месяцах? (90)
Вопросы
для команды Снегурочки
1. Сколько
дней в январе? (31)
2.
На строительство снежной крепости ушло 8 ц снега. Сколько это
килограммов? (800)
3.
Фейерверк горит 60 секунд, а бенгальский огонь в 3 раза дольше.
Сколько минут мы можем любоваться бенгальским огнём? (3)
4.
Найдите периметр и площадь квадратной хоккейной коробки, сторона
которой равна 20 м. (80,400)
5.
Возраст Бабы Яги равен разности наименьшего четырёхзначного числа
и числа 7. Сколько лет Бабе Яге? (993)
6.
Снегурочка ежедневно работает с компьютером не более 1/24 части
суток. Сколько минут в день Снегурочка занята с компьютером? (60)
7.
Комната Снегурочки имеет длину 4 м, ширину - 5 м, а высоту -
3
м. Найти объём комнаты (60)
8.
В обычном году 365 дней. А сколько дней в високосном году? (366)
2
конкурс «Бухгалтерия Деда Мороза» (отработка вычислительного навыка)
Известно,
что ноябрь и декабрь – время подготовки новогодних подарков. Рассчитать их
количество и стоимость – дело не простое. Деду Морозу помогает в этом
Снегурочка. Иногда они соревнуются. Кто побеждает чаще? Тот, кто лучше считает.
Вот и мы с вами сейчас потренируемся в счёте и определим победителя. Кто больше
решит за пять минут?
Примеры
для команды Деда Мороза
·
(3076+5081)*6 (ответ: 48942)
·
263*24-163*24 (ответ: 2400)
·
заполнить цепочку
*3 -45 :15 *17
+49
Примеры
для команды Снегурочки
·
(66161-65752)*12 (ответ: 4908)
·
202*87-102*87 (ответ: 8700)
·
заполнить цепочку
*4 +8 :3 +22
:2
3
конкурс «Новогодняя открытка» (творческое задание по геометрии)
За три
минуты из наборов готовых геометрических фигур членам команд нужно сложить
новогоднюю картинку (даны круги – снеговик, треугольники – ёлка,
прямоугольники, цифры «2,0,1,4», дополнительно бумага и ножницы для вырезания
снежинок на оформление своих ёлок).
4
конкурс «Конкурс капитанов»
Капитанам
команд нужно изобразить свою открытку на доске, но с закрытыми глазами. Чей
рисунок точнее?
5
конкурс «Задачи от…» (решение задач)
1
этап – решить задачу на движение, сделав чертёж.
Команде
Деда мороза от Снегурочки
Из
двух сёл навстречу друг другу выехали на лыжах Дед Мороз и Снегурочка. Скорость
Снегурочки 20 км/ч, а скорость Деда Мороза на 5 км/ч меньше. Они встретились
спустя 3 часа после выезда. Сколько километров было между ними сначала?
Команде
Снегурочки от Деда Мороза
Из
дома Деда Мороза одновременно в противоположных направлениях выехала снегурочка
на оленях и Дед Мороз на собачьей упряжке. Скорость оленей 12 км/ч, а скорость
собачьей упряжки в 2 раза больше. На каком расстоянии будут друг от друга
Снегурочка и Дед Мороз через 2 часа после выезда?
2
этап – составить задачу (в одно или два действия) для команды соперников.
Тематика задач – новогодняя, зимняя, сказочная. За оригинальность
дополнительные баллы.
Ну и в
завершении нашего состязания у меня есть одна задача сразу для обеих
команд, тот, кто ответит правильно первым, получит дополнительно 3 игрушки на
ёлку. Слушайте внимательно!
Масса
контейнера с мороженым 32 кг, без мороженого - 2 кг. Какова масса контейнера,
наполненного наполовину?
Итог
занятия. Рефлексия.
Команды
украшают свои ёлочки заработанными игрушками, анализируют итог работы, причины
успеха и неудачи, поздравляют команду-победителя и друг друга с наступающим
новым годом.
Домашнее
задание (по желанию)
Составить
новогоднюю задачу с иллюстрацией (желательно из геометрических фигур) на
альбомном листе.
Приложение
№1
Команде
Деда мороза от Снегурочки
Из
двух сёл навстречу друг другу выехали на лыжах Дед Мороз и Снегурочка. Скорость
Снегурочки 20 км/ч, а скорость Деда Мороза на 5 км/ч меньше. Они встретились
спустя 3 часа после выезда. Сколько километров было между ними сначала?
Команде
Снегурочки от Деда Мороза
Из
дома Деда Мороза одновременно в противоположных направлениях выехала снегурочка
на оленях и Дед Мороз на собачьей упряжке. Скорость оленей 12 км/ч, а скорость
собачьей упряжки в 2 раза больше. На каком расстоянии будут друг от друга
Снегурочка и Дед Мороз через 2 часа после выезда?
Приложение
№2
Наборы
для команд из готовых геометрических фигур (круги, квадраты прямоугольники,
треугольники, ножницы, бумага для снежинок)
Приложение
№3
Фотографии
внеклассного мероприятия в 5-6 классах, проведённого в рамках недели математики
в этом учебном году.
Литература:
1.
Н. Ф. Ромашина. Внеклассные
мероприятия в игровой форме. 5–11 классы. Москва. “Глобус” ,2010.
2.
Ю.В. Лепехин. Олимпиадные задания по
математике. 5–6 классы. Волгоград. “Учитель”, 2010.
3.
Занимательная
математика КВНы, викторины А.Шатилова, Л.Шмидтова «Рольф» Москва,2012г.
4.
Отдыхаем
с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах / Авт.-сост.
М.А.Иченская. – Волгоград: Учитель, 2010г.
5.
Предметные
недели в школе. Математика / Сост. Л.В.Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2010 г.
6.
Учебник
для 5 класс. Дорофеев
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.