Главная / Математика / "Новогодние математические состязания" для учащихся 5-6 классов

"Новогодние математические состязания" для учащихся 5-6 классов

hello_html_71b9d53b.gifhello_html_m5886deda.gifhello_html_m5886deda.gifhello_html_71b9d53b.gifhello_html_m5886deda.gifhello_html_71b9d53b.gifhello_html_m5886deda.gifhello_html_71b9d53b.gifhello_html_m5886deda.gifhello_html_71b9d53b.gifhello_html_71b9d53b.gifhello_html_m5886deda.gifhello_html_m5886deda.gifhello_html_71b9d53b.gifhello_html_m5886deda.gifhello_html_71b9d53b.gifhello_html_m5886deda.gifhello_html_71b9d53b.gifhello_html_m5886deda.gifhello_html_71b9d53b.gifМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

г. НОВОУЗЕНСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

==============================================================



413360, Саратовская область,

г.Новоузенск, ул.Елецкая, 43

тел. 8(845-62)21790





«Новогодние

математические состязания»

5-6 классы

(в рамках недели математики)











Подготовила: учитель математики

МОУ «СОШ №4 г.Новоузенска

Саратовской области»

Назарова Ольга Алексеевна

1 квалификационная категория







2013-2014 учебный год

В качестве основного результата образования в Стандарте нового поколения выступает овладение набором универсальных учебных действий. Овладение УУД даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

Однообразная работа на уроках утомляет и снижает восприятие учебного материала. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определенное место занимает идея формирования познавательных интересов учащихся. Организация внеклассных мероприятий, как раз и является тем средством, которое привлекает ученика, располагает ученика к совместной деятельности с учителем и способствует совершенствованию учебного процесса.

Подобная форма работы вырабатывает у детей привычку сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают что учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Активизация мыслительного процесса несёт большую воспитательную нагрузку: не возникает вопроса о дисциплине, прививаются умения слушать других, работать в коллективе.

Предлагаемая разработка направлена на развитие познавательного интереса учащихся к математике, воспитание стремления к непрерывному интеллектуальному самосовершенствованию. Конкурсная составляющая мероприятия способствует формированию чувства солидарности и здорового соперничества.

Использование ИКТ делает это мероприятие красочным, запоминающимся и достаточно простым в подготовке и проведении.

Материал может быть использован как внеклассное мероприятие или как повторительно-обобщающий урок.









Тема новогоднего праздника актуальна в течение 2-3 недель декабря: соревнуются команды Деда Мороза и Снегурочки, тематика заданий зимняя, новогодняя.

Использование жетонов в форме новогодних игрушек как поощрительных баллов позволяет активизировать деятельность детей, усилить соревновательный дух и подвести итог работы (рефлексия) в занимательной форме.

В ходе состязания проходят конкурсы:

  • «Зимняя разминка»

  • «Бухгалтерия Деда Мороза»

  • «Новогодняя открытка»

  • «Конкурс капитанов»

  • «Задачи от…»

Цели:

  • Совершенствовать вычислительный навык, знания свойств арифметических действий, геометрических фигур, умение использовать геометрические термины, выполнять чертеж к задаче на движение, решать стандартные задачи на движение, составлять текстовые задачи различных типов.

  • Развивать умение слушать, работать в определенном темпе, выбирать эффективный способ решения, сравнивать, анализировать, обобщать, применять алгоритмы, использовать математическую речь, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку, умение творчески подходить к выполнению задания, работать в группе.

  • Воспитывать организованность, трудолюбие, ответственное отношение к выполнению задания, ответственность за успех команды.



Оборудование: два плаката «Ёлка», жетоны за правильные ответы в форме новогодних игрушек, скотч для их крепления на ёлке, наборы геометрических фигур для конкурса «Новогодняя открытка», ножницы для вырезания снежинок, два шарфа для завязывания глаз капитанам, карточки с примерами для конкурса «Бухгалтерия Деда Мороза», текстами задач.





Ход занятия



Какой праздник самый любимый, самый волшебный, самый семейный? Конечно, Новый год!

Какие представления, слова, ощущения (т.е. ассоциации) возникают у вас при упоминании этого праздника?

Кто является главным героем праздника в России?

Знаете ли вы, что 18 ноября в России официально празднуют день рождения Деда Мороза? Именно 18 ноября на его вотчине – в Великом Устюге (в 1999 году Великий Устюг был официально назван родиной российского Деда Мороза) – в свои права вступает настоящая зима, ударяют морозы.

Знаете ли вы, что Деду Морозу более 2000 лет, но впервые он упоминается в литературных произведениях в 1840 году (сказка Одоевского «Мороз Иванович»).

Знаете ли вы, что у настоящего Деда Мороза должна быть длинная седая борода, а одет он в синий (а вовсе не красный, как Санта-Клаус) узорчатый халат?

У русского Деда Мороза есть помощница – внучка Снегурочка. Она тоже известна давно, но вместе они появились впервые в 1937 году на Кремлевской ёлке.

Возраст Снегурочки может меняться – от маленькой девочки до молодой девушки, а вот волосы всегда – светлые.

Сегодня мы проведём «Новогодние математические состязания», в ходе которых вам нужно будет показать знание математики, умение работать в команде, ответственное и творческое отношение к работе.

Ребята делятся на две команды: команда Деда Мороза и команда Снегурочки. У каждой команды - своя ёлочка. Её нужно украсить игрушками, заработанными в течение состязания за правильные ответы. Чья ёлка будет в конце игры наряднее, та команда и будет победителем.





1 конкурс «Зимняя разминка» (устные упражнения)

Ребята отвечают на вопросы, если нет варианта ответа, то право ответить на вопрос переходит к другой команде и команда зарабатывает дополнительные игрушки на свою ёлочку.



Вопросы для команды Деда Мороза

  1. Сколько месяцев в году? (12)

  2. За ночь на стадион выпало 2 т снега. Сколько это килограммов? (2000)

  3. Для украшения новогодней ёлки купили 45 шишек, а шаров в 3 раза больше. Сколько купили шаров? (135)

  4. Длина катка 40 м, а ширина 30 м. Каковы его периметр и площадь? (140, 1200)

  5. Вы узнаете возраст Лешего, если к наибольшему трехзначному числу прибавите число 7. Сколько лет Лешему? (1006)

  6. Ежегодно летом Дед Мороз уходит в отпуск, продолжительностью 1/12 года. Сколько дней отдыхает Дед Мороз? (30)

  7. Комната Деда Мороза имеет длину 5 м, ширину - 6 м, а высоту - 3 м. Найти объём комнаты (90)

  8. Сколько дней в трех зимних месяцах? (90)

Вопросы для команды Снегурочки

  1. Сколько дней в январе? (31)

  2. На строительство снежной крепости ушло 8 ц снега. Сколько это килограммов? (800)

  3. Фейерверк горит 60 секунд, а бенгальский огонь в 3 раза дольше. Сколько минут мы можем любоваться бенгальским огнём? (3)

  4. Найдите периметр и площадь квадратной хоккейной коробки, сторона которой равна 20 м. (80,400)

  5. Возраст Бабы Яги равен разности наименьшего четырёхзначного числа и числа 7. Сколько лет Бабе Яге? (993)

  6. Снегурочка ежедневно работает с компьютером не более 1/24 части суток. Сколько минут в день Снегурочка занята с компьютером? (60)

  7. Комната Снегурочки имеет длину 4 м, ширину - 5 м, а высоту -

3 м. Найти объём комнаты (60)

  1. В обычном году 365 дней. А сколько дней в високосном году? (366)





2 конкурс «Бухгалтерия Деда Мороза» (отработка вычислительного навыка)

Известно, что ноябрь и декабрь – время подготовки новогодних подарков. Рассчитать их количество и стоимость – дело не простое. Деду Морозу помогает в этом Снегурочка. Иногда они соревнуются. Кто побеждает чаще? Тот, кто лучше считает. Вот и мы с вами сейчас потренируемся в счёте и определим победителя. Кто больше решит за пять минут?

Примеры для команды Деда Мороза

  • (3076+5081)*6 (ответ: 48942)

  • 263*24-163*24 (ответ: 2400)

  • заполнить цепочку

100

*3 -45 :15 *17 +49



Примеры для команды Снегурочки

  • (66161-65752)*12 (ответ: 4908)

  • 202*87-102*87 (ответ: 8700)

  • заполнить цепочку

*4 +8 :3 +22 :2

25

3 конкурс «Новогодняя открытка» (творческое задание по геометрии)

За три минуты из наборов готовых геометрических фигур членам команд нужно сложить новогоднюю картинку (даны круги – снеговик, треугольники – ёлка, прямоугольники, цифры «2,0,1,4», дополнительно бумага и ножницы для вырезания снежинок на оформление своих ёлок).

4 конкурс «Конкурс капитанов»

Капитанам команд нужно изобразить свою открытку на доске, но с закрытыми глазами. Чей рисунок точнее?

5 конкурс «Задачи от…» (решение задач)

1 этап – решить задачу на движение, сделав чертёж.

Команде Деда мороза от Снегурочки

Из двух сёл навстречу друг другу выехали на лыжах Дед Мороз и Снегурочка. Скорость Снегурочки 20 км/ч, а скорость Деда Мороза на 5 км/ч меньше. Они встретились спустя 3 часа после выезда. Сколько километров было между ними сначала?

Команде Снегурочки от Деда Мороза

Из дома Деда Мороза одновременно в противоположных направлениях выехала снегурочка на оленях и Дед Мороз на собачьей упряжке. Скорость оленей 12 км/ч, а скорость собачьей упряжки в 2 раза больше. На каком расстоянии будут друг от друга Снегурочка и Дед Мороз через 2 часа после выезда?

2 этап – составить задачу (в одно или два действия) для команды соперников. Тематика задач – новогодняя, зимняя, сказочная. За оригинальность дополнительные баллы.

Ну и в завершении нашего состязания у меня есть одна задача сразу для обеих команд, тот, кто ответит правильно первым, получит дополнительно 3 игрушки на ёлку. Слушайте внимательно!

Масса контейнера с мороженым 32 кг, без мороженого - 2 кг. Какова масса контейнера, наполненного наполовину?

Итог занятия. Рефлексия.

Команды украшают свои ёлочки заработанными игрушками, анализируют итог работы, причины успеха и неудачи, поздравляют команду-победителя и друг друга с наступающим новым годом.

Домашнее задание (по желанию)

Составить новогоднюю задачу с иллюстрацией (желательно из геометрических фигур) на альбомном листе.





Приложение №1

Команде Деда мороза от Снегурочки

Из двух сёл навстречу друг другу выехали на лыжах Дед Мороз и Снегурочка. Скорость Снегурочки 20 км/ч, а скорость Деда Мороза на 5 км/ч меньше. Они встретились спустя 3 часа после выезда. Сколько километров было между ними сначала?















Команде Снегурочки от Деда Мороза

Из дома Деда Мороза одновременно в противоположных направлениях выехала снегурочка на оленях и Дед Мороз на собачьей упряжке. Скорость оленей 12 км/ч, а скорость собачьей упряжки в 2 раза больше. На каком расстоянии будут друг от друга Снегурочка и Дед Мороз через 2 часа после выезда?











Приложение №2

Наборы для команд из готовых геометрических фигур (круги, квадраты прямоугольники, треугольники, ножницы, бумага для снежинок)

Приложение №3

Фотографии внеклассного мероприятия в 5-6 классах, проведённого в рамках недели математики в этом учебном году.



C:\Documents and Settings\Ольга\Рабочий стол\IMG_20131210_095612.jpg



C:\Documents and Settings\Ольга\Рабочий стол\IMG_20131210_095356.jpg

C:\Documents and Settings\Ольга\Рабочий стол\IMG_20131210_100139.jpg





C:\Documents and Settings\Ольга\Рабочий стол\IMG_20131210_100125.jpg

C:\Documents and Settings\Ольга\Рабочий стол\IMG_20131210_101134.jpg



C:\Documents and Settings\Ольга\Рабочий стол\IMG_20131210_101150.jpg







Литература:



  1. Н. Ф. Ромашина. Внеклассные мероприятия в игровой форме. 5–11 классы. Москва. “Глобус” ,2010.

  2. Ю.В. Лепехин. Олимпиадные задания по математике. 5–6 классы. Волгоград. “Учитель”, 2010.

  3. Занимательная математика КВНы, викторины А.Шатилова, Л.Шмидтова «Рольф» Москва,2012г.

  4. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах / Авт.-сост. М.А.Иченская. – Волгоград: Учитель, 2010г.

  5. Предметные недели в школе. Математика / Сост. Л.В.Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2010 г.

  6. Учебник для 5 класс. Дорофеев



"Новогодние математические состязания" для учащихся 5-6 классов
  • Математика
Описание:

"Новогодние математические состязания" для учащихся 5-6 классов(в рамках недели математики)

Предлагаемая разработка направлена на развитие познавательного интереса учащихся к математике, воспитание стремления к непрерывному интеллектуальному самосовершенствованию. Конкурсная составляющая мероприятия способствует формированию чувства солидарности и здорового соперничества.

Использование ИКТ делает это мероприятие красочным, запоминающимся и достаточно простым в подготовке и проведении.

 

Материал может быть использован как внеклассное мероприятие или как повторительно-обобщающий урок.

 

Автор Назарова Ольга Алексеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 536
Номер материала 51303
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓