Инфоурок Другое Другие методич. материалы"Никто не забыт, ничто не забыто"! Методическая разработка классного часа. Посвящается 70–летию победы в Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов.

"Никто не забыт, ничто не забыто"! Методическая разработка классного часа. Посвящается 70–летию победы в Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов.

Скачать материал

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

 

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Никто не забыт, ничто не забыто"

 

Методическая разработка классного часа

Посвящается  70–летию победы в Великой отечественной войне

1941 – 1945 годов.

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Преподаватель физики

1 категории,

                                                                                                                                                               Зарипова Азалида Фазыловна

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

 

 


Оглавление

ТЕМА классного часа  "Никто не забыт, ничто не забыто". 3

Подготовка к занятию.. 3

Проведение занятия. 3

Материалы классному часу. 4

1. Георгий Константинович Жуков. 4

2. Викторина  (Ведется как игра «О’ Счастливчик!») 5

3. Вопросы по знанию истории освободительной борьбы против фашистов в тылу врага. 7

4. Какие виды вооружения впервые применялись в ходе второй мировой войны?. 8

5. Отметьте правильный ответ. 9

6. Кроссворд  «Победа». 9

7. Великая Отечественная война и уральцы.. 10

Литература. 10

Приложение. 11

1. Начало войны.. 11

2. Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. (М., 1945. с. 2) 13

3. Ни шагу назад! Народный комиссар обороны И. В. Сталин. 14

4. Выступление Молотова по радио 23 июня 1941 г. 16

 


Я клянусь – не ворвется

Враг в траншею мою.

А погибнуть придется –

Так погибну в бою.

Чтоб глядели с любовью

Через тысячу лет

На окрашенный кровью,

Но свободный мой дом.

           Степан Щипачев.

 

ТЕМА классного часа  "Никто не забыт, ничто не забыто"

 

Посвящается  70–летию победы в Великой отечественной войне 1941 – 1945 гг. Цели: «это не должно повториться,  мы не забудем героизм народов всех стран, победивших фашизм»

Задачи.

 1.   Воспитательная. Развитие чувства патриотизма, любви к своей Родине. Напомнить студентам, что историю страны, годы второй мировой войны нельзя предавать забвению. Что без истории, без знаний о нем – нет будущего.

2. Развивающая. Развитие навыков совместной деятельности, коммуникативных умений. Развитие кругозора, навыков публичных выступлений и умения выражать свою точку зрения.

Форма проведения классного часа – комбинированное занятие, ведением рассказа о ВОВ и  ответов  на разнообразно поставленные  вопросы и викторины.

Время проведения – два часа (1 пара).

Ведущий – преподаватель или студент.

Используются  современные технологии (интерактивная доска; ноутбук, проектор) и  интернет ресурсы.

По ходу занятия звучат песни, посвященные ВОВ, фрагменты фильмов про ВОВ.

Знамя Победы, флаг России.

Подготовка к занятию

         Студенты под руководством преподавателя оформляют кабинет, готовят видеоматериалы.

Готовят материалы про Георгия Константиновича Жукова – маршала Советского Союза, Верховного Главнокомандующего в дни Победы над фашистской Германией в мае 1945 года.

Студенты изучают на уроках истории и обществоведения историю ВОВ, 2 мировой войны, готовят стихи (песни) о ВОВ.

Проведение занятия

1.      Вступление. Звучит голос Левитана « Говорит Москва …» с сообщением о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Звучит песня «Вставай, страна огромная».

2.      Студенты читают стихи (поют сами  или только слушают) песни о ВОВ. Звучит песня «Офицеры» в исполнении О. Газманова.

3.      Ведущий ведет рассказ о начале ВОВ. Рассказ сопровождается показом фрагментов видеоматериала о ВОВ.

4.      Рассказ о Г. К. Жукове  (несколько студентов ведут рассказ, сопровождаемый показом видеоматериала).

5.      Викторина о ВОВ.

6.      Вопросы по знанию истории освободительной борьбы против фашистов в тылу врага.

7.      Какие виды вооружения впервые применялись в ходе второй мировой войны?

8.      Отметьте правильный ответ.

9.      Великая Отечественная война и уральцы.

10.  Кроссворд  «Победа».

11.  Заключение. Звучит песня «День Победы».

 

Материалы классному часу

1. Георгий Константинович Жуков

       

 

ЖУКОВ Георгий Константинович (1896-1974),

советский военачальник, маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза (1939, 1944, 1945, 1956). Участник сражения на р. Халхин-Гол (1939). С 1940 командующий войсками Киевского военного округа ВО. В январе — июле 1941 начальник Генштаба — заместитель наркома обороны СССР. В Великую Отечественную войну проявил себя как талантливый полководец, сыгравший важнейшую роль в разгроме немецко-фашистских войск в Ленинградской и Московской битвах (1941-42), при прорыве блокады Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах (1942-43), при наступлении на Правобережной Украине и в Белорусской операции (1943-44), в Висло-Одерской и Берлинской операциях (1944-45). С августа 1942 заместитель наркома обороны СССР и заместитель Верховного Главнокомандующего. От имени Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 принял капитуляцию фашистской Германии. В 1945-46 главнокомандующий Группой советских войск и глава Советской военной администрации в Германии. С марта 1946 главнокомандующий Сухопутными войсками и заместитель министра Вооруженных Сил СССР. В том же году отстранен от должности И. В. Сталиным. С июня 1946 командующий войсками Одесского, с 1948 — Уральского ВО. С 1953 1-й заместитель министра, с 1955 министр обороны СССР. В октябре 1957 освобожден от обязанностей министра по распоряжению Н. С. Хрущева, в 1958 уволен из Вооруженных Сил. Автор книги «Воспоминания и размышления».

 


2. Викторина  (Ведется как игра «О’ Счастливчик!»)

 

1.      Когда началась вторая мировая война? Нападением какой страны  портив какой страны?

А – 1 августа 1914 г.  Б – 9 мая 1945 г. В. – 1 сентября 1939. Г – 22 июня 1941. 

 

2.      Когда началась Великая отечественная война?                                                                              А – 1 августа 1914 г.  Б – 9 мая 1945 г. В – 1 сентября 1939.  Г. – 22 июня 1941.    

                                                                                                                      

3.      23 июня была создана Ставка Главного Командования (с 8 августа — Ставка Верховного Главнокомандования). Вся полнота власти была сосредоточена в созданном 30 июня Государственном Комитете Обороны (ГКО).  Кто стал Верховным главнокомандующим?

А – В.М. Молотов,            Б – Г. К. Жуков,          В. - И. В. Сталин.               Г - В. И. Чуйков.

 

4.      Когда началось после долгого отступления и обороны контрнаступление Красной Армии?

 А – декабрь 1940, Б. – 5-6 декабря 1941 г. В – 22 июня 1941 г. Г -  18 января 1943 г.

 

5. Как Гитлер назвал  свой план сокрушения советского Союза? 

А -  «Центр»,                   Б. – «Барбаросса»,                В – «Блицкриг»,              Г – «Тайфун»   

           

6. Как назывался город, который 900 дней вел героическую борьбу с врагом, голодом и холодом?

А – Волгоград,              Б – Сталинград,                  В. – Ленинград,                 Г – Киев.

 

7. Когда была прорвана блокада г. Ленинграда? 

 А. –18 января 1943 г.  Б – 9 мая 1945 г. В – 1 сентября 1939. Г – 22 июня 1941.

 

8.      Какие псевдонимы носили Георгий Константинович Жуков и  Иосиф Виссарионович Сталин  для переговоров и докладов по прямому проводу? 

А. – Юрьев и Иванов, Б – Сидоров и Михайлов,  В – Петров и Сидоров,  Г – Петров и Иванов.

 

9.      Гитлеровские войска, выделенные для захвата Советского Союза, были разделены на три группы. Какого из приведенных названий не существовало?

 А – «Север», Б – «Центр»,  В – «Юг», Г. – «Восток».

 

10.  Как назывался бункер Гитлера в Польше?

А – Лисья нора,  Б – Медвежья берлога,    В. – Волчье логово,    Г – Орлиное гнездо.

 

11.  Когда состоялась Тегеранская конференция глав трех правительств СССР, США, Англии?

А - 5 июля -6 августа 1943 г                 Б. – 28 ноября – 1 декабря 1943 г

В – 6 июня – 24 июля 1944 г                 Г -  6 ноября 1943 г.

 

12.  Когда состоялось открытие второго фронта в Европе?

А - 5 июля -6 августа 1943 г,                  Б – 28 ноября – 1 декабря 1943 г,

В – 6 июня – 24 июля 1944 г,                  Г -  6 ноября 1943 г.

 

13.  Главы каких трех государств участвовали в работе Потсдамской конференции, состоявшейся 17 июля – 2 августа 1945 г.?

А. -  СССР, США, Англия,                  Б -  СССР,  Германия,  Япония, 

В - США, Англия, Япония,                 Г – СССР,  Япония, Германия.

 

14.  Когда закончилась вторая мировая война?   

А –18 января 1943 г.      Б – 9 мая 1945 г.     В. – 2 сентября 1945 г.      Г – 22 июня 1941.

15.  Какой вопрос стоял на Крымской (Ялтинской) конференции, состоявшейся с 4 по 11 февраля 1945 года, где встретились главы трех правительств: СССР – И. В. Сталин, Англии (Великобритании) – У. Черчилль, США -  Ф. Д. Рузвельт?

А – О капитуляции гитлеровской Германии,       

Б -  Послевоенное устройство Европы, 

В – Открытие второго фронта,   

Г. -  План окончательного разгрома фашистской Германии и условия ее капитуляции.

 

 

Ответы

1.      1. 1 сентября 1939 г войска нацистской Германии вторглись в Польшу.           3 сентября 1939 года, связанные с Польшей союзными обязательствами, в войну против Германии вступили Англия и Франция.

2.      2. 22 июня 1941 года, в 4 часа утра московского времени.

3.      3. С 8 августа И. В. Сталин стал Верховным Главнокомандующим.

4.      Красная Армия отступила на 850-1200 км, однако враг был остановлен на основных направлениях под Ленинградом, Москвой и Ростовом и перешел к обороне. Зимняя кампания 1941-42 началась контрнаступлением советских войск на западном стратегическом направлении  5-6 декабря 1941 г.

5.      План «Барбаросса». План был рассчитан на то, чтобы сокрушить нашу страну максимум в течение пяти месяцев, до наступления зимы.

6.      Ленинград, ныне Санкт-Петербург.

7.      18 января 1943 года был завершен прорыв блокады. Это явилось переломным моментом в исторической битве за Ленинград.

8.      Сталин – Иванов, Жуков – Юрьев.

9.      «Восток»

10.  Волчье логово. Гитлер считал, что его фамилия с древнегерманского языка переводится как «волк» (псевдоним «Гитлер» он взял, вступив в рабочее движение немецких националистов).

11.  Тегеранская конференция глав правительств СССР, США, Англии состоялась с 28 ноября по 1 декабря 1943 года. В центре внимания конференции был вопрос открытия второго фронта в Западной Европе.

12.  6 июня – 24 июля 1944 г.  Высадкой войск союзников – десантной операцией американских и английских войск в Нормандии.

13.  Потсдамская  (Берлинская) конференция трех держав-победителей  (СССР – И. В. Сталин, Англии – У. Черчилль, США -  Г. Трумэн) работала с 17 июля по 2 августа 1945 г. и была посвящена вопросу послевоенного устройства и развития Европы

14.  2 сентября 1945 г., когда завершилась Маньчжурская наступательная операция.  2 сентября 1945 г. японская делегация на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе  подписала акт о безоговорочной капитуляции.

15.  План окончательного разгрома фашистской Германии и условия ее безоговорочной капитуляции.

 

 

 


            Пусть ветер Победы упруг,

Но танки – уже не в Белграде –

 по Праге проходят в ограде

улыбок, ликующих рук,

чтоб там, где таились разведчиков тропы,

шла песня открыто в страну из страны,

Чтоб стерла Европа

с лица обожженного тени войны.

 

3. Вопросы по знанию истории освободительной борьбы против фашистов в тылу врага

 

1. Кто такие молодогвардейцы? В каком городе, происходили события, связанные молодогвардейцами?

     Возможные ответы. 20 июля 1942 года фашисты заняли г. Краснодон Ворошиловградской области. В конце сентября 1942 года состоялось первое организационное собрание молодых подпольщиков, на котором был создан штаб организации. Организация, по предложению Сергея Тюленина, была названа «Молодая гвардия». В состав штаба вошли Туркенич, Третьякович, Иван Земнухов, Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Левашов, Любовь Шевцова, Ульяна Громова.

    К концу сентября краснодонская подпольная организация насчитывала почти 100 человек, разбитых для конспирации на пятерки. Героическую борьбу с оккупантами вели молодогвардейцы. В январе 1943 года фашисты постепенно арестовали и жестоко расправились с ними. 14 февраля 1943 года город был освобожден от фашистов.

2. Герой Советского Союза, уроженец Свердловской области, отлично знавший немецкий язык, был разведчиком в глубоком фашистском тылу под городом Львовом Украины. Кто он? Расскажите о нем.

Ответ. Николай Иванович Кузнецов – легендарный разведчик специального партизанского отряда «Победитель», которым командовал Герой советского Союза Д. М. Медведев. В годы войны отряд осуществлял в тылу врага широкие разведывательные операции, передавая советскому командованию сведения  о противнике. Одновременно вел вооруженную партизанскую борьбу, уничтожая живую силу и боевую технику противника.  Н. И. кузнецов вел разведывательную работу среди немцев под видом обер - лейтенанта Пауль  Зиберт. Погиб в конце войны.

3. Военоначальник, маршал, четырежды Герой Советского Союза. С 1940 командующий войсками Киевского военного округа ВО. В январе — июле 1941 начальник Генштаба — заместитель наркома обороны СССР. С августа 1942 заместитель наркома обороны СССР и заместитель Верховного Главнокомандующего. От имени Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 принял капитуляцию фашистской Германии. В 1945-46 главнокомандующий Группой советских войск и глава Советской военной администрации в Германии.  С июня 1946 командующий войсками Одесского, с 1948 — Уральского ВО. С 1953 1-й заместитель министра, с 1955 министр обороны СССР.  24 июня 1945 года принимал на белом коне парад Победы на Красной площади в Москве. В г. Екатеринбурге и в г.  Москве ему поставлен памятник:  на белом коне он принимает парад.

Ответ. Жуков Г. К.

4. Ей  было всего  18 лет. Она назвалась Таней, когда фашисты схватили во время очередного задания. Долго мучили, издевались, обливали на жгучем морозе холодной водой, затем, не добившись ничего, кроме того, что ее зовут Таней, повесили. Кто она, герой Советского Союза, ровесница Вам в те суровые военные годы?

Ответ. Зоя Анатольевна Космодемьянская  (13.09. 1923 - 29.11.1941).

5. Автоматчик 91-й стрелковой бригады  в бою у дер. Черемушки под г. Псковом, закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, когда вышли все боеприпасы. Это было 23 февраля 1943 года. Его подразделение выполнило боевую задачу благодаря его содействию. Его подвиг совершали и до, и после него. Ему было всего 19 лет. Кто он?

Ответ. Александр Матвеевич Матросов (5.02.1924 – 23.02. 1943).

6. Какая улица нашего города названа в честь героя Советского союза,  летчика-истребителя, уроженца г. Нижний Тагил, погибшего в июле 1941 года на Западном фронте, на посту командира смешанной авиа-дивизии? Он так же участник испанской войны 1936-39 гг.  На здании школы, где он учился, установлена мемориальная доска.

   Ответ. Черных Сергей Александрович (23.01.1912-27.07.1941).

 

4. Какие виды вооружения впервые применялись в ходе второй мировой войны?

 

Вид вооружения

Ответ

1

Химическое оружие

 

2

Реактивные минометы.

 

3

Дальнобойные орудия

 

4

Ядерное оружие.

 

5

Ракетное оружие.

 

6

Самоходно-артиллерийские установки

 

7

Космическое оружие

 

8

Реактивные самолеты

 

9

Минометы

 

10

Радиолокационные установки.

 

 


5. Отметьте правильный ответ

 

Вопрос

Ответ

Выбор ответа

1

Какое решение по второму фронту

 было принято Тегеранской конференцией?

1.

 

2.

3.

1.      Открыть второй фронт в северной Франции.

2.      Открыть второй фронт в Норвегии.

3.      Открыть второй фронт на Балканах.

2

Где находилась американская лаборатория по разработке атомного оружия?

1.

2.

3.

1.      Лос-Анджелес.

2.      Лос–Аламос.

3.      Хьюстон.

3

Какой вопрос был главным на Крымской конференции?

1.

2.

3.

1.      О будущем Германии.

2.      Об открытии второго фронта.

3.      О поставках вооружения.

4

Что заставило США вступить в войну?

1.

2.

3.

1. Нападение Германии на СССР.

2. Бомбардировка Перл –Харбора.

3. Нападение Германии на Францию.

5

Что заставило Гитлера заключить договор о ненападении с СССР?

1.

2.

3.

1.         Стремление к военному союзу.

2.         Желание оттянуть войну.

3.         Опасность войны на два фронта.

 

6. Кроссворд  «Победа»

 

 

1.      Вторжением в какую страну нацистской Германии началась вторая мировая война?

2.      Город – герой, порт на Черном море (на мысе Херсонес), который был освобожден 9 мая 1944 года от фашистских захватчиков.

3.      Грандиозная битва, особенностью которой являлось применение обеими сторонами мощных танковых группировок, и которая оказала глубокое влияние на весь ход второй мировой войны, называется …?…..

4.      Город – крепость на западной границе СССР, защитники которой вели борьбу более месяца и не сдались, хотя оккупанты уже углубились далеко вглубь страны.

5.      Куда высадились морской и воздушный десанты  американо–английских  войск союзников  6 июня – 24 июля 1944 года, открыв, таким образом, второй фронт?

6.      Какие виды вооружения производили для фронта в нашем городе?  (Какие еще виды вооружения производились в нашей области?)

 


Война отгремела давно, отпылала,

но это она, она

притихла знаменами в залах.

Война ведь годами себя измеряла.

Воронки. Обугленные леса.

Один за другим эшелоны с Урала.

То в зимы, то в весны торопятся дни,

Не скроют брезенты брони.   

                              

7. Великая Отечественная война и уральцы

 

1.      Весной 1943 года трудящиеся Свердловской, пермской, Челябинской областей создали Уральский Добровольческий Танковый корпус. Личный состав корпуса укомплектовался из уральцев-добровольцев. Коллектив Нижнетагильского металлургического завода  вручил бойцам одного подразделения заводское знамя.

2.      Многие тагильчане - воины были награждены орденами и медалями Советского Союза, а 16 фронтовиков удостоены звания героя Советского Союза.

3.      Среди них П. А. Пологов. Он  сделал 750 боевых  вылетов, сбил в боях 30 фашистских самолетов. Кроме звания Героя ему вручено шесть орденов.

4.      Самым молодым из героев был 19-летний Виктор Вересков – стрелок-радист танкового экипажа. В боях за освобождение Киева его танк уничтожил более ста оккупантов, 6 минометов, 4 пулемета и 12 автомашин противника. А сам Виктор  погиб смертью храбрых.

5.      Звания Героя удостоены К. Ф. Пылаев, М. Е. жбанов, Н. Е. Епимахов, Ю.И. Дерябин, А. П. Селезнев, П. Ф. Сулимов, А. И. Шмаков и другие.

6.      В годы войны трудящиеся нашего города трудились на объектах Уралвагонзавода, Высокогорского  железного рудника и др., отправляли на фронт танки, другие виды вооружения. За высокие достижения были удостоены правительственных наград. Тагильчане ремонтировали и отправляли обратно танки на фронт, станки и оборудование заводам освобожденных районов. Взяли шефство над разрушенными заводами в годы оккупации и помогли их запустить. Тагильчане сами ездили на фронт вручать танки, многие на тех же самых танках шли в бой с врагами.

7.       Коллектив нашего драматического театра дала для фронтовиков Ленинградского фронта свыше ста концертов, показывали монтаж по пьесе Ю. Погодина «Человек с ружьем».

 

 

Литература

 

1.      Соколов С. Л. И др. Вторая мировая война, итоги и уроки. Москва. Военное издательство. 1985 г.

2.      Герои Советского Союза.  Краткий биографический словарь, 1 и 2 тома. Москва. Военное издательство. 1987 г.

3.      Различные сайты интернет ресурсов.

 

 

 


Приложение

1. Начало войны

 

1 сентября 1939 г войска нацистской Германии вторглись в Польшу. 3 сентября 1939 года, связанные с Польшей союзными обязательствами, в войну против Германии вступили Англия и Франция.  К 10 сентябрю ей объявили войну британские доминионы – Австралия, Новая Зеландия, Южно-африканский Союз, Канада, Индия (которая являлась в то время колонией Англии). СССР и США объявили о своем нейтралитете.

Эта Война постепенно вовлекла 61 государств, 80% населения земного шара. Продолжалась 6 лет.

Вторая мировая война шла на территории Европы, Азии, Африки, океанских просторах, на берегах Новой Земли и Аляски на севере, Атлантического побережья Европы -  на западе, Курильских островах – на востоке, границ Египта, Индии и Австралии – на юге.

Война унесла не менее 60 миллионов человеческих жизней.

22 июня 1941 года  в 4 часа утра московского времени началась Великая отечественная война

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 г.г., освободительная война советского народа против фашистской Германии и ее союзников (Венгрия, Италия, Румыния, Финляндия), важнейшая часть второй мировой войны. Непосредственную подготовку к нападению на СССР Германия начала в 1940 (план «Барбаросса»). Вместе с европейскими союзниками Германия сосредоточила для нападения на СССР 191,5 дивизий; силы противника насчитывали 5,5 млн. человек, около 4,3 тыс. танков и штурмовых орудий, 47,2 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. боевых самолетов, 192 корабля. Германия планировала против СССР «молниеносную войну» («блицкриг»).

Усилия СССР в 1930-е годы по созданию системы коллективной безопасности не увенчались успехом. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.) позволил оттянуть начало войны. Однако подписанные при этом, а также при заключении в сентябре 1939 договора о дружбе и границе с Германией секретные протоколы были несовместимы с нормами международного права, подрывали престиж страны. Обороноспособность страны была подорвана проводившейся тоталитарным режимом социально-экономической политикой, массовыми репрессиями, охватившими и военные кадры, а также крупными просчетами в военном строительстве, в определении вероятных сроков начала войны, главная вина в этом ложится на И. В. Сталина и его ближайшее окружение. К июню 1941 Красная Армия имела 187 дивизий; в ее составе было около 3 млн. человек, более 38 тыс. орудий и минометов, 13,1 тыс. танков, 8,7 тыс. боевых самолетов; в Северном, Балтийском и Черноморском флотах насчитывалось 182 корабля и 1,4 тыс. боевых самолетов. Советские войска не были полностью укомплектованы личным составом, танками, самолетами, зенитными средствами, автомобилями, инженерной техникой; войска и командный состав имели низкий уровень подготовки.

22 июня 1941 фашистская Германия вероломно напала на СССР. Создав на направлении ударов подавляющее превосходство, агрессор прорвал оборону советских войск, захватил стратегическую инициативу и господство в воздухе. Приграничные сражения и начальный период войны (до середины июля) в целом привели к поражению Красной Армии. Она потеряла убитыми и ранеными 850 тыс. человек, из вооружения потеряла 9,5 тыс. орудий, свыше 6 тыс. танков, около 3,5 тыс. самолетов; в плен попало около 1 млн. человек. Враг оккупировал значительную часть страны, продвинулся вглубь до 300-600 км, потеряв при этом 100 тыс. человек убитыми, почти 40% танков и 950 самолетов.

23 июня была создана Ставка Главного Командования (с 8 августа — Ставка Верховного Главнокомандования). Вся полнота власти была сосредоточена в созданном 30 июня Государственном Комитете Обороны (ГКО). С 8 августа И. В. Сталин стал Верховным Главнокомандующим. Основными военными событиями летне-осенней кампании 1941 были Смоленское сражение, оборона Ленинграда и начало его блокады, военная катастрофа советских войск на Украине, оборона Одессы, начало обороны Севастополя, утрата Донбасса, оборонительный период Московской битвы. Красная Армия отступила на 850-1200 км, однако враг был остановлен на основных направлениях под Ленинградом, Москвой и Ростовом и перешел к обороне. Зимняя кампания 1941-42 началась контрнаступлением советских войск на западном стратегическом направлении. В ходе ее осуществлены контрнаступление под Москвой, осуществлены также Любанская, Ржевско-Вяземская, Барвенковско-Лозовская и десантная Керченско-Феодосийская операции. Советские войска сняли угрозу Москве и Северному Кавказу, облегчили положение Ленинграда, полностью или частично освободили территорию 10 областей, а также свыше 60 городов. Стратегия «блицкрига» рухнула. Было разгромлено около 50 вражеских дивизий.

В летне-осенней кампании 1942 советские войска имели нереальную задачу: полностью разгромить противника и освободить всю территорию страны. Основные военные события развернулись на юго-западном направлении: поражение Крымского фронта, военная катастрофа советских войск в Харьковской операции, Воронежско-Ворошиловградская, Донбасская, Сталинградская оборонительные операции, сражение на Сев. Кавказе. На северо-западном направлении Красная Армия провела Демянскую и Ржевско-Сычевскую наступательные операции. Противник продвинулся на 500-650 км, вышел к Волге, захватил часть перевалов Главного Кавказского хребта. Была оккупирована территория, где до войны проживало 42% населения, производилось 1/3 валовой продукции, находилось более 45% посевных площадей. Экономика переводилась на военные рельсы. В восточные районы страны было перебазировано большое количество предприятий (только во втором полугодии 1941 — 2593, в т. ч. 1523 крупных), вывезено 2,3 млн. голов скота. В первом полугодии 1942 было выпущено 10 тыс. самолетов, 11 тыс. танков, около 54 тыс. орудий. Во втором полугодии их выпуск увеличился более чем в 1,5 раза.

 Советско-английское соглашение от 12 июля 1941 г., Московская конференция представителей СССР, США и Великобритании (29 сентября — 1 октября 1941), Декларация 26 государств от 1 января 1942 г.  о военном союзе стран, сражавшихся против фашизма, советско-американское соглашение от 11 июня 1942 г.  оформили ядро антигитлеровской коалиции.

В зимней кампании 1942-43 основными военными событиями были Сталинградская и Северо-Кавказская наступательные операции, прорыв блокады Ленинграда. Красная Армия продвинулась на запад на 600-700 км, освободив территорию св. 480 км2 разгромила 100 дивизий (40% сил врага на советско-германском фронте). Были созданы благоприятные условия для завершения наступления союзников в Сев. Африке, Сицилии и Южной Италии.

В летне-осенней кампании 1943 решающим событием была Курская битва. Важную роль сыграли партизаны (операция «Рельсовая война»). В ходе битвы за Днепр было освобождено 38 тыс. населенных пунктов, в том числе 160 городов; с захватом стратегических плацдармов на Днепре созданы условия для наступления в Белоруссии. В битве за Днепр партизаны провели операцию «Концерт» по разрушению коммуникаций врага. На других направлениях осуществлены Смоленская и Брянская наступательные операции. Красная Армия прошла с боями до 500-1300 км, разгромила 218 дивизий. Важным этапом в развитии международных и межсоюзнических отношений стала Тегеранская конференция (28 ноября—1 декабря 1943г.)

В зимнюю кампанию 1943-1944 годов Красная Армия провела наступление на Украине (10 одновременных и последовательных фронтовых операций, объединенных общим замыслом), завершила разгром группы армий «Юг», вышла на границу с Румынией и перенесла боевые действия на ее территорию. Почти одновременно развернулась Ленинградско-Новгородская наступательная операция; Ленинград был окончательно деблокирован. В результате Крымской операции освобожден Крым. Советские войска продвинулись на запад на 250-450 км, освободили около 300 тыс. км2 территории, вышли на государственную границу с Чехословакией.

В июне 1944 года союзники открыли 2-й фронт во Франции, что ухудшило военно-политическое положение Германии. В летне-осеннюю кампанию 1944 советские войска провели Белорусскую, Львовско-Сандомирскую, Восточно-Карпатскую, Ясско-Кишиневскую, Прибалтийскую, Дебреценскую, Восточно-Карпатскую, Белградскую, частично Будапештскую и Петсамо-Киркенесскую наступательные операции. Было завершено освобождение Белоруссии, Украины и Прибалтики (кроме некоторых районов Латвии), частично Чехословакии, принуждены к капитуляции и вступили в войну против Германии Румыния и Венгрия, освобождены от оккупантов Советское Заполярье и северные области Норвегии.

4-11 февраля 1945 в Ялте состоялась Крымская конференция руководителей СССР, Великобритании и США.

Кампания 1945 в Европе включала Восточно-Прусскую, Висло-Одерскую, завершение Будапештской, Восточно-Померанскую, Нижнесилезскую, Верхнесилезскую, Западно-Карпатскую, Венскую и Берлинскую операции, которые завершились безоговорочной капитуляцией фашистской Германии. После Берлинской операции советские войска совместно со 2-й армией Войска Польского, 1-й и 4-й румынскими армиями и 1-м чехословацким корпусом провели Пражскую операцию. 24 июня в Москве состоялся Парад Победы. На происшедшей в июле — августе Берлинской конференции руководителей трех великих держав была достигнута договоренность по вопросам послевоенного устройства мира в Европе.

9 августа 1945 СССР, выполняя союзнические обязательства, начал военные действия против Японии. В ходе Маньчжурской операции советские войска разгромили Квантунскую армию, освободили Южный Сахалин и Курильские острова. 2 сентября 1945 Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции.

На советско-германском фронте были разгромлены и пленены 607 дивизий противника, уничтожено 75% его военной техники. По различным данным, потери вермахта составили от 6 млн. до 13,7 млн. человек. СССР потерял около 27 млн. человек, в т. ч. 11,3 млн. человек на фронте, 4-5 млн. партизан, много людей погибло на оккупированной территории и в тылу страны. В фашистском плену оказалось около 6 млн. человек. Материальный ущерб составил 679 млрд. руб. В тяжелой кровопролитной войне советский народ внес решающий вклад в освобождение народов Европы от фашистского ига. День Победы (9 мая) отмечается ежегодно как всенародный праздник и день памяти по погибшим.

 

2. Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. (М., 1945. с. 2)

 

Немецко-фашистские  захватчики  полностью или частично разрушили и сожгли 1710 городов и более 70 тыс. сел и деревень, сожгли и разрушили свыше 6 миллионов зданий и лишили крова около 25 миллионов человек.

Немецко-фашистские захватчики разрушили 31 850 промышленных предприятий, на которых было занято около 4 миллионов рабочих.

Разрушили 65 тыс. километров железнодорожной колеи, 4100 железнодорожных станций, 36 тыс. почтово-телеграфных учреждений, телефонных станций и других предприятий связи.

Уничтожили или разграбили 40 тыс. больниц и других лечебных учреждений, 84 тыс. школ, техникумов, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, 43 тыс. библиотек общественного пользования.

Разрушили и разграбили 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов и 2890 машинно-тракторных станций.

 


3. Ни шагу назад! Народный комиссар обороны И. В. Сталин

Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется в глубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами. Враг уже захватил Ворошиловград, Старобельск, Россошь, Купянск, Валуйки, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, половину Воронежа. Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа Москвы, покрыв свои знамена позором.

Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток.

Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения, и что хлеба у нас всегда будет в избытке. Этим они хотят оправдать свое позорное поведение на фронтах. Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам.

Каждый командир, красноармеец и политработник должен понять, что наши средства небезграничны. Территория Советского государства — это не пустыня, а люди — рабочие и крестьяне, интеллигенция,– наши отцы, матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг,– это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги. После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало намного меньше территории, стало быть стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 миллионов населения, более 800 миллионов пудов хлеба в год и более 10 миллионов тонн металла в год. У нас нет уже теперь преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину.

Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать,  что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо, если не прекратим отступления, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог.

Из этого следует, что пора кончить отступление.

Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв.

Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности.

Наша Родина переживает тяжелые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило. Немцы не так сильны, как это кажется паникерам. Они напрягают последние силы. Выдержать их удар сейчас, в ближайшие несколько месяцев – это значит обеспечить за нами победу.

Можем ли выдержать удар, а потом и отбросить врага на запад? Да, можем, ибо наши фабрики и заводы в тылу работают теперь прекрасно, и наш фронт получает все больше и больше самолетов, танков, артиллерии, минометов.

Чего же у нас не хватает?

Не хватает порядка и дисциплины в ротах, батальонах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять Родину...

Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно являться требование – ни шагу назад без приказа высшее командования.

Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателя ми Родины. С такими командирами и политработниками поступать надо как с предателями Родины.

Таков призыв нашей Родины.

Выполнять этот призыв – значит, отстоять нашу землю, спасти Родину, истребить и победить ненавистного врага...

Верховное Главнокомандование Красной Армии приказывает:

1. Военным советам фронтов и, прежде всего, командующим фронтами:

а) безусловно, ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду; о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда;

б) безусловно, снимать с поста и направлять в Ставке для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций, без приказа командования фронта;

в) сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек),   куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.

2. Военным советам армий и, прежде всего, командующим армиями:

а) безусловно, снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии, и направлять их в военный совет фронт, для предания военному суду;

б) сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной;

в) сформировать в пределах армии от пяти до десяти   (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших офицеров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной.

3. Командирам и комиссарам корпусов и дивизий:

а) безусловно, снимать с постов командиров и комиссаров полков и батальонов, допустивших самовольный отход частей без приказа командира корпуса или дивизии, отбирать у них ордена и медали и направлять их в военные советы фронта для предания военному суду;

б) оказывать всяческую помощь и поддержку заградительным отрядам армии в деле укрепления порядка и дисциплины в частях.

Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах.

Народный комиссар обороны

И. Сталин

 

 


4. Выступление Молотова по радио 23 июня 1941 г

 

Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава тов. Сталин поручили мне сделать следующее заявление.

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территорий.

Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством... Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей.

Уже после совершившегося нападения германский посол в Москве Шелленберг в 5 часов 30 минут утра сделал мне, как Народному Комиссару Иностранных дел, заявление от имени своего правительства о том, что германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы.

В ответ на это мною от имени Советского правительства было заявлено, что до последней минуты германское правительство не предъявляло никаких претензий к Советскому правительству, что Германия совершила нападение на СССР, несмотря на миролюбивую позицию Советского Союза, и что тем самым фашистская Германия является нападающей стороной.

По поручению правительства Советского Союза я должен также заявить, что ни в одном пункте наши войска и наша авиация не допустили нарушения границы и поэтому сделанное сегодня утром заявление румынского радио, что якобы советская авиация обстреляла румынские аэродромы, является сплошной ложью и провокацией. Такой же ложью и провокацией является вся сегодняшняя декларация Гитлера, пытающегося задним числом состряпать обвинительный материал насчет несоблюдения Советским Союзом советско-германского пакта. Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось. Советским правительством дан нашим войскам приказ – отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей родины.

Эта война навязана нам не германским народом, не германскими рабочими, крестьянами и интеллигенцией, страдания которых мы хорошо понимаем, а  кликой кровожадных фашистских правителей Германии, поработивших французов, чехов, поляков, сербов, Норвегию, Бельгию, Данию, Голландию, Грецию и другие народы.

Правительство Советского Союза выражает непоколебимую уверенность в том, что наши доблестные армия и флот и смелые соколы советской авиации с честью выполнят долг перед родиной, перед советским народом и нанесут сокрушительный удар агрессору.

Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за родину, за честь, за свободу.

Правительство Советского Союза выражает твердую уверенность в том, что все население нашей страны, все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, своему труду. Весь наш народ теперь должен быть сплочен и един, как никогда. Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над врагом.

Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей советской большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

Правда. 23 июня 1941 года.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Никто не забыт, ничто не забыто"! Методическая разработка классного часа. Посвящается 70–летию победы в Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     Классный час "Никто не забыт, ничто не забыто" можно проводить в течение одного урока или пары. В зависимости от этого задания, сообщения по усмотрению можно сократить.

     Теперь время развитой технологии, поэтому гораздо проще и эффективнее показывать фрагменты из фильмов, а сообщения диктора Левитана не только слушать, но и видеть, как слушали его, воспринимали 22 июня 1941 года воскресным  утром советские люди.   

      Можно выполнить презентацию к занятию, излагая в ней основные факты, задания-вопросы, затем проверять ответы.

      Я еще поработаю над этой разработкой, что-то изменю, добавлю и презентацию.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 725 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.12.2014 1082
    • DOCX 199.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зарипова Азалида Фазыловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зарипова Азалида Фазыловна
    Зарипова Азалида Фазыловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 6619
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 846 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 473 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 319 человек

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов

Мини-курс

Практические аспекты работы логопеда: методы и приемы в логоритмике

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Техническое обслуживание и диагностика сельскохозяйственной техники

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе