Главная / История / "Начало Национально-освободительной войны украинского народа середины XVII века", 8 класс

"Начало Национально-освободительной войны украинского народа середины XVII века", 8 класс




Программа самореализации личности

( комплексная система заданий по темам « Начало национально - освободительной войны украинского народа середины XVII в .»)

                       
ОБЗОР ТЕМЫ
В ходе изучения темы учащиеся выяснят причины , ход , значение Национально - освободительной войны , ее содействие развитию Украинского государства ; ознакомятся с вкладом в дело создания государства гетмана Украины Богдана Хмельницкого , героизмом и самоотверженностью в борьбе с польскими войсками лучших представителей реестрового и запорожского казачества , мещанства и крестьян.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
        В XVI-XVII ст. украинские земли были под властью Речи Посполитой. Полновластными хозяевами на них чувствовала себя польская шляхта . Украинские мещане целенаправленно устранялись из ведущей роли в жизни городов и развития торговли . Единственным государственным языком был польский , тормозилось развитие украинской культуры . То есть, политика правительства Речи Посполитой в отношении Украины носила ярко выраженный колониальный характер.
Отсутствие собственного государства , прогрессирующая потеря национальной элиты , церковный раскол , полонизация , окатоличивания , нарастающее закрепощение крестьянства побуждали к массового народного выступления , а слабость королевской власти , расширения влияния Запорожской Сечи , потеря контроля над ней со стороны Польши делали это выступление возможным. Война характеризуется переплетением национально -освободительных , религиозных и социальных мотивов . Идея национального и социального освобождения всколыхнула широкие народные массы , организовала их и повела на борьбу. Роль лидера выполняло казачество , под руководством которого сплотилось крестьянство , мещанство и духовенство. Общество сумело в короткое время сформировать новую национальную элиту , найти новых перспективных лидеров и главарей .
Освободительную войну , которая началась в 1648 году , возглавил Б. Хмельницкий - выдающийся украинский государственный деятель , блестящий дипломат , великий полководец , гетман Украины (1648 - 1657рр . ) , Основатель Украинского гетманского государства , деятельность которого не только определила дальнейшую судьбу Украины , но и повлияла на европейское политическую жизнь , существенно изменила его развитие .
Содержание Национально - освободительной войны заключался в решении задач:
- Уничтожение польского господства ;
- Создание в этнических границах Украины собственного государства ;
- Отстаивание национальной независимости ;
- Ликвидация средней и крупной феодальной собственности на землю ;
- Отмены крепостного права ;
- Утверждение казацкого типа хозяйства .

Военная история была наполнена героизмом и самоотверженностью в борьбе с польскими войсками. Развития украинского военного искусства способствовало созвездие талантливых полководцев - сподвижников Б. Хмельницкого . Ближайшее окружение гетмана принадлежало к разным социальным слоям . Б. Хмельницкому удалось объединить вокруг себя лучших представителей реестрового и запорожского казачества ( Ф.Джалалий , К.Бурляй , И.Ганжи , М.Кривонос ) , украинской шляхты (братья Нечаи , И.Богун , А.Жданович ) , а также мещанства и крестьян ( Мартин Небаба , братьев Золотаренко ) .
Освободительная война способствовала развитию Украинского государства . В течение лета -осени 1648 на освобожденных украинских землях было создано украинским центральные и местные органы власти , судебные учреждения , вводился новый принцип административно -территориального деления , постепенно складывалась новая социально - экономическая структура . Итак , уже к концу 1648 существовала Украинская государство . Особенностью казацкого государства был ее военный характер. Он обусловливался необходимостью добиваться независимости и традиции Войска Запорожского , но ее развитие не удалось завершить .
Выдающимся политическим событием Национально - освободительной войны была Переяславская рада ( 8 января 1654 ) , которая изменила исторический путь украинского народа. Требования украинской стороны были утверждены в Москве в марте 1654 года " Березневимим статьям" . Целом документ закрепил независимое положение Гетманщины , однако отдельные статьи ограничивали внешнеполитическую компетенцию гетмана и по - разному трактовались субъектами договора .
Вместе с тем социальные противоречия и конфликты в лагере восставших , отсутствие у лидеров четких политических ориентиров и надежных рычагов управления общественными процессами , многочисленные просчеты руководства , постоянный внешнее давление и перманентное вмешательство во внутренние украинские дела иностранных государств (Польши , Московии и Турции ) обусловили поражение Национально - освободительной войны
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
После изучения темы учащиеся должны знать :
А ) даты:
- Жизнь Б. Хмельницкого ;
- Осады казацкими войсками Львова , Збараж , Жванца ;
- Сражений под Желтыми Водами , Кор ¬ Сунем , Пилявцами , Берестеч ¬ ком , г. Кнут ,
   Охматовым и Го ¬ родком ;
- Осады поляками крепостей Сучава и Буша ;
- Молдавской военной кампании Б. Хмельницкого ;
- Заключения Зборовского и Бело ¬ церкивськои сделок с Речью поспать ¬ литой ;
- Подписание « мартовских ста ¬ тей » ;
- Заключение Корсунского соглашения со Швецией ;
- Проведение Переяславской рады ;
Б ) названия:
- Государств , которые были союзниками казаков во время Освободительной ресниц ¬ ны ;
- Местностей, где происходили самые ¬ большие и важные битвы ;
- Городов, где были заключены соглашения между гетманом и представителями власти Речи
    Посполитой , Крым ¬ ского ханства , Московии , Мол ¬ дови , Швеции ;
- Город, ставший столицей дер ¬ ства Войска казацкого ;
В) имена и фамилии:
- Ведущих представителей казацкой ¬ кой старшины - соратников Б. Хмельницкого ;
 - Королей Речи Посполитой и ее полководцев , против которых вел бо ¬ борьбой
    Б. Хмельницкий
 - Царя Московии , под « высокую ру ¬ ку » которого перешел Б. Хмель ¬ кий со всем
    войском казацкой ¬ кем ;
Г ) основное содержание (важнейшие нормы ) :
- Зборовской и Белоцерковской соглашений ;
- « Мартовских статей » ;
- Венскому соглашению между Речью Посполитой и Московским царством ;
- Корсунского соглашения казаков со Швецией ;
- Соглашений Б. Хмельницкого с хо ¬ Дарем Молдовы , крымским ха ¬ ном , обладателем
    Семиградье ;
Д ) содержание понятий:
- Национально - освободительная война , государственный суверенитет ; Гетманщина ; коалиция ;
   генеральный совет ; совет старшин .
После изучения темы учащиеся должны уметь :
А ) рассказывать о :
- Социально -экономическое положение в Гетманщине ;
- Внутреннюю и внешнюю политику украинских гетманов II пол.XVII ст. ;
   - Ход Освободительной войны 1648 - 1657 рр. ;
- Битвы под Желтыми Водами , Пилявцами , Берестечком ;
- Оборону от поляков крепости Буша ;
    - Ход и результаты молдавской кампании Б. Хмельницкого ;
- Административно -территориальное деление государства войска Запорожского , ее
   устройство и государственную символику ;
Б ) показывать на карте ( обозначать на карте)
- Территорию Запорожской Сечи , территорию Слободской Украины ;
- Территориальные изменения , произошедшие вследствие Национально - освободительной войны ,
 - Украинские земли , не вошедшие в состав Гетманщины ,
    - Направления сражений под Желтыми Водами , Корсунем , Пилявцами , Зборовом ,
       Берестечком ;
    - Границы казацкого государства по условиям Зборовского и Белоцерковских
       мирных договоров ;
- Место проведения Переяславской Рады ;
    - Центры полков и столицу Гетманщины ;
В) устанавливать
   - Основные предпосылки Национально - освободительной войны ;
   - Хронологическую последовательность событий периода .
Г ) обосновывать утверждение:
- О суверенитете украинского государства времен Б.Хмельницкого ;
    - Об укреплении гетманской власти в ходе Освободительной войны ;
Д ) сравнивать устройство Запорожской Сечи и украинского государства , созданной
      Б. Хмельницким ;
 Е) определять форму государства Б. Хмельницкого ;
    Е) анализировать значение украинского - московской межгосударственного соглашения 1654
Ж) характеризовать и оценивать деятельность гетмана Б. Хмельницкого ;
    С ) выражает отношение к историческим деятелям эпохи , суждения о судьбоносных
        события дня .
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ В УЧАЩИХСЯ мировоззренческих ценностей и убеждений,
- Формирование ценностного отношения к демократическому государству как регулятив -
    ного аппарата общественной жизни .
- Усвоение опыта украинского народа в борьбе за право на самоопределение.
- Пониманием , что Национально - освободительная война является показателем развития общества .
- Подражание примерам выдающихся людей ( Б. Хмельницкий , И.Богун , М.Кривонос )
- Развитие чувства собственного достоинства.
- Умение строить толерантные отношения с различными кругами людей.

НАЧАЛО НАЦИОНАЛЬНО – ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЫ УКРАИНСКОГО НАРОДА СЕРЕДИНЫ XVII в .

Тема и номер урока.
Основные вопросы
    

Содержание задания

Объем и форма выполнения

Уровень
заинтере-сованности

Памятка

    1 -й урок
Предпосылки национально – освободитель-ной войны.
 Б.Хмельниц-кий, его сподвижники














































                                      2 -й урок.
Начало национально - освободительной
войны и первые победы








































































    3 -й урок.
  Продолжение национально - освободительной войны (1649-1651 гг. )



















































































                                                                                           4 -й урок.
                               Образование украинского казацкого государства - Гетманщины











































































































5-й урок



















































                                6 -й урок.
  Украинские земли в системе международ-ных отношений



















































































                                                                7 -й урок.
     Украинско - московское межгосударственное соглашение 1654г. Продолжение национально – освободитель-ной войны.






























































                          



               

    8-й урок.
   Обобщение по теме

« Начало национально - освободительной борьбы украинского народа середины XVII века »












1.Причины и факторы развертывания национально - освободительной войны














2 . Б. Хмельницкий - человек и политик

















3.Соратники гетмана























1.Битва под Желтыми Водами

















2 . Поражение польского войска под Корсунем








3.Пилявецька битва















4 . Галицкий рейд


































1 . Збаражско -Зборовская кампания.













2.Подписание Зборовского мира

















3 . Берестецкая битва





























4 . Белоцерковский мирный договор.






























1. Образование украинского казацкого государства















































2 . Внутренние и внешние функции государства



























3 . Украинская армия.




































1.



















2 . Битва под Батогом.















3 . Жванецкая осада.















1.Отношения с татарами и Оттоманской Портой





























2.Место Гетманщины в международных отношениях тогдашней Европы.

























3 . Отношения между украинским государством и Московией

























1.Переясловская рада.






































2 . «Мартовские статьи »































3 . Военные действия в 1654-1655 гг.



















Обобщение по изученной теме

а ) Составить таблицу «Причины  и предпосылки национально -
   освободительной войны »
б) Доказать , что борьба
   сер. ХVII в .. была не только  национально - освободительной , но
   и антифеодальной . 1 стр.
в ) Сообщение , до 3 мин .



а ) Историческая справка, 1стр .
б) Компьютерная презентация
в ) Исторический портрет
    Б.Хмельницкого , 3 мин .







а ) Видеопрект « Галерея портретов
 сподвижников Б. Хмельницкого
б) Статья в справочник
    ( по выбору ) , 1 с.
в ) Интервью с И.Богуном
   «Отношение к решениям
   Переяславской рады » , 2мин.





а ) Сделать анимационную карту - схему битвы для демонстрации на интерактивной доске
б) Военный репортаж с
    места событий (слайд- шоу)
в ) Письмо от имени Николая
    Потоцкого к своей жене ,
                                              1 стр.



а ) Анимационная схема битвы
б) Расширенный план ответа
в ) Репортаж в газету , 1стр.






а ) Анимационная схема битвы
б) Рассказ очевидца, 1стр.
в ) Сравнить битвы под Желтыми Водами , Корсунем, Пилявцы - таблица
  

а ) Сообщения, 1 с.
б) Исторический прогноз « Как могли бы развиваться события , если бы Б. Хмель- ницкий не вступил в
   переговоры с Яном Кази- миром , новым королем Речи Посполитой -  1,5-2 стр.
в ) Выявить несоответствия
    исторических событий в фильме Е.Гофмана «Огнем и мечом»
г ) выполнить задание на
    контурной карте «Н-о война  укр . народа против Речи Посполитой »


а) Сделать анимационную карту – схему битвы
б) Составить 5-10 вопросов по  проблеме «Летняя кампания  1649г. Зборовский мир »
в ) Сообщение, 1 стр.




а ) Доклад
б) проанализировать Зборовский трактат ( 1649р. ) и соответствующий
 отрывок из романа Натана
   Рыбака «Переяславская рада»
в ) Работа с историческим
     документом



а ) Сделать анимационную карту - схему битвы
б) Аргументировать или опровергнуть утверждение: « В Берестецкой битве не было победителя и побежденного, ибо победа поляков не
  означала , однако , полного
  поражения казаков»
в ) Составить рассказ о
   подвигах казаков по отзывам Г. де Боплана и П.Шевалье


а ) Сравнение Белоцерковского
     и Зборовского договоров
б) выполнение задач на
   контурной карте «Н-о война
    укр . народа против Речи
    Посполитой»
в ) Составить вопросы викторины по материалу параграфа,  10-12 вопросов
г ) Работа с историческим
     документом











а ) Составить электронную схему "Органы гос. власти "
б) " Украинское казацкое
     государство - республика или  монархия ? "
  - аргументы за республику ;
  - аргументы за монархию
  Письменный ответ , 1стр .
в ) Составить электронный
    тезаурус по теме
г ) Заочная Видеоэкскурсия «Путешествие в Гетманщину»
д ) Мини - исследование « Основы формирования украинского  государства » 1,5-2 стр.
е) Составить таблицу по схеме :
    территория , государственное устройство ,
    административно - территориальной устройство, финансовая система , государственная символика.


а ) Информация «Магдебургское
    право в период Б.Хмельницкого », 1 стр. .
б) Мини - исследования «Изменения в
   социально - экономической жизни»   2 стр.
в ) Реферат « Запорожская Сечь в период Б.Хмельницкого », до 5 с.
г ) « Судопроизводство в Гетманщине » - рассказ на основе анализа и
     обобщения различных источников информации


а) Компьютерная презентация
б) Сочинение - эссе «Свиде- телем каких исторических событий периода
 Гетманщины Вы хотели бы
    оказаться? В каких событиях  хотели лично принять участие? На чьей стороне?
 Как вы можете объяснить
    свое желание ? » 1 стр.
в ) Сообщение, - 3мин .
г ) Составить схему « Состав армии Б.Хмельницкого »







а ) Мини - исследование " Политическое
   значение брака Тимофея и
   Розанды " , 2стр .
б) Составить хронологическую
     таблицу для интерактивной доски
в ) Информация
г ) Развернутый план


а ) Составить картинный план
б) Сочинение - размышление «Почему битву под Батогом сравнивают с победой
    Ганнибала при Каннах ?»
в ) Репортаж с места событий





а ) Составить тесты по тексту
     пункта, 10-12 задач
б) Интервью с участником битвы
в ) Историческая справка
    «Каменецкий договор»




а ) Доклад « Международное
    положение Украины в середине XVII в . »
б) Сочинение - размышление « Кого бы вы выбрали
    в союзники украинского
    государства в середине XVII в .» ,   1,5 стр.
в ) Доказать , что татары не были  надежными союзниками   Гетманщины
г ) охарактеризовать отношения  Украинского государства с Оттоманской Портой




а ) Реферат «Дипломатическая
    деятельность Б.Хмельницкого " ​​,  до 5 стр.
б) Составить развернутый план
в ) Мнимое письмо Б.Хмельницкого к правителю одного из  европейских государств , 1стр .
Г ) Составить синхронистич.
     таблицу для интерактивной доски

« Важнейшие события
      сер. XVII в .»



а ) Доклад, 3мин.
б) Информация « Земский собор 1653г. и подписание украинско- московского союза », 2 мин.
в) « Гетманщина глазами боярина Василия Бутурлина»
г ) Сочинение - размышление « Стала бы Украина независимым казацким государством, если бы не вступила в переговоры с Москвой ? » - 1стр.






а ) Рассказ очевидца :
 - Московского посла ;
 - укр. реестрового казака ;
 - запорожца ;
 - священника. 1стр.
б) Решение о вхождении
    Украины в состав России
  было исторической ошибкой или исторической заслугой Б.Хмельницкого ?
   Подготовить по 3-4 аргумента к обоим положениям.
в ) Мнимая речь Б.Хмельницкого на Переяславской раде
г ) Компьютерная презентация




а ) Анализ исторических документов
б) Ознакомьтесь с высказыва
  ниями наших современников и
 выскажите свое мнение .
           Сочинение- эссе , 2 стр.
 в ) Представьте себе, что вы - Иван Выговский,генеральный
   писарь Б.Хмельницкого .
  Предложите гетману действия по укреплению украинского
  государства в 1654г.  Программа действий, 1стр.



а ) Репортаж в газету , 1стр.
б) Доклад «Битва под
    Охматовом»
в ) Историческая справка о последствиях вторжения польско -татарских войск на
    Брацлавщину , 1 стр.
г ) Рассказ очевидца об
    осаду Буше , 2 мин .



а ) Представьте, что проводится конкурс

" Историческая личность
   Национально – освободительной войны ". Как, на ваш взгляд ,
   выглядела бы тройка претендентов. Свой выбор обоснуйте .
  ( Номинации конкурса могут
  быть такие : « Лучший дипломат»,
  « Лучший полковник» ,
  « Лучший политик» ) . Сочинение- эссе , 2 стр.
б) Презентация « Н –о война в произведениях художников
 в ) Составить мини – хрестоматию поизученной теме
г ) Составить кроссворд по теме  на 15-20 слов для демонстрации на интерактивной доске
д ) Мини-проект « Памятники
     участникам национально -
     освободительной войны »






Как составить текстовую таблицу ?

Как составить доказательства ?

Как подготовить сообщение ?



Как подготовить справку ?
Как составить исторический портрет








Как подготовить интервью?





















Как подготовить репортаж?


















Как составить развернутый план?
Как подготовить репортаж?




Как подготовить рассказ?
Как составить сравнительную таблицу?






Как подготовить сообщение?


Как сравнивать?






















Как подготовить рассказ?

Как подготовить сообщение?








Как составить доклад?
Как анализировать события?
Как сравнивать?
Как работать с документом?



Как составить доказательства?

Как подготовить рассказ?




















Как сравнивать?
Как составить сравнительную таблицу?

Как работать с документом?















Как составить доказательства?

Как составить мини - исследования?












































Как составить мини - исследования?

Как подготовить реферат?

Как подготовить рассказ?














Как составить сочинение- эссе?


Как подготовить сообщение?























Как составить мини - исследования ?
Как составить хронологическую таблицу ?
Как составить развернутый план





Как составить картинный план?
Как составить сочинение-рассуждение?
Как подготовить репортаж?




Как составлять тесты?
Как подготовить интервью?





Как подготовить доклад?

Как составить сочинение-рассуждение?
Как составить доказательства?
Как составить обобщения?


Как характеризовать исторические события, явления?




Как подготовить реферат?

Как составлять развернутый план?

Как составить синхронистич. таблицу?














Как подготовить доклад?


Как составить сочинение - размышление?
















Как подготовить рассказ?

Как сравнивать?
Как составить доказательства?






























Как работать с документом?

Как составить сочинение- эссе?




















Как подготовить репортаж?
Как подготовить доклад?

Как подготовить рассказ?








Как составить сочинение- эссе?


Как составить мини - исследование ?



П А М Я Т К И
Как составить рассказ ?
Цель: раскрыть важное событие в истории , в жизни исторического деятеля.
план
1 . Завязка - факт , с которого начинается событие.
2 . Кульминация - момент наибольшего напряжения в развитии действия.
3 . Развязка - заключительная действие , исход события .
4 . Значение события для дальнейшего развития истории.
Как подготовить доклад ?
1 . Определить цель доклада .
2 . Собрать материал к теме доклада .
3 . Составить план доклада :
1) введение (определение предмета доклада);
2 ) основная часть ( подтверждения или опровержения ) ;
3 ) выводы.
4 . Подготовка к выступлению (тезисы выступления , запоминания текста )
Как составить план ?
простой план
1 . Внимательно прочитать название темы плана , текст параграфа.
2 . Выяснить содержание материала в целом.
3 . Отобрать текст , который освещает тему , с которой нужно составить план .
4 . Разделить текст на завершенные по смыслу части , определить в них главную мысль .
5 . Продумать , сформулировать и записать эти главные мысли в форме вопросительных или назывных предложений , или цитат ( пункты плана ) .
Сложный ( развернутый) план
1 . Внимательно прочитать название темы плана , текст параграфа.
2 . Выяснить содержание материала в целом.
3 . Отобрать текст , который освещает тему , с которой нужно составить план .
4 . Продумать , сформулировать и записать главные , на ваш взгляд , мысли текста .
5 . Выделить 2-3 ведущие идеи ( мысли) и перегруппировать материал так , чтобы он соответствовал этим идеям.
6 . Сравнить главные мысли между собой и записать их в виде основных пунктов.
7 . Найти положения, раскрывающие , объясняют , освещают каждую из выделенных вами главных идей и записать их в виде подпунктов плана .
8 . Проверить, раскрывает план тему, есть в нем своя логика и завершенность , которая позволит вам лучше усвоить материал , представить картину исторического события , сделать ¬ суметь причины исторических событий и явлений , сделать выводы.
структура плана
1 . Введение .
2 . Основная часть .
3 . Выводы .

Картинный план - специфический для истории и воспроизводит внешние детали или эпизоды главного исторического факта в коротких , но образных формулировках с целью сохранения его уникального эмоционального окрашенного образа.
Сравнение простого и картинного плана на примере изучения факта в курсе истории Украины ( 8 класс « Битва под Батогом» ).

Простой план

Картинный план

1 . Начало битвы польских и украинских войск под Кнутом 22 мая 1652г.
2 . Разгром польских войск.
3 . Фактическое признание Польшей границ Украины по условиям Зборовского договора 1649 года .

1 . Навстречу украинской армии во главе шестидесятитысячное армии отправляется
новый великий коронный гетман Мартин Калиновский.
2 . Окружив польский лагерь со всех сторон, 23 мая украинская армия атаковала поляков.
3 . К вечеру поляки были разбиты полностью, их главнокомандующий погиб.
4 . Захватчики вынуждены спасаться,
оставляя земли Гетманщины.


Как подготовить интервью?
1 . Продумать заранее вопросы .
2 . Сформулировать вопрос так , чтобы ответы на них раскрывали самое интересное в человеке , донесли до читателя ( слушателя ) значение факта .
3 . Правдиво и точно записать сказанное , ознакомить с записанным того , кто давал интервью , проверить названия , даты, фамилии, цифровые данные .
Как подготовить репортаж ?
Репортаж - рассказ очевидца , свидетеля , участника событий .
Цель: воссоздать полную картину событий , чтобы читатель ( слушатель ) мог наглядно представить себе , как событие произошло , стать якобы ее очевидцем .
1 . Хорошо знать , о чем рассказывать .
2 . Отобрать самое существенное , самое главное в события, освещается .
3 . Стремиться к объективности.
4 . Показать свою позицию по вопросам, которые раскрываются в репортаже .
5 . Описывать отчетливо , живо .
Как составить доказательства ?
Доказательство - определение истинности утверждения путем установления его необходимой связи с другими утверждениями , принятыми за истинные.
1 . Выяснить , что надо доказать.
2 . Вспомнить последовательность доказательств и аргументов , рассуждения , выводы.
3 . Определить выводы , которые будут доводиться .
4 . Определить источники , которыми вы будете пользоваться для аргументации своих выводов.
5 . Выделить и систематизировать существенные факты , подтверждающие ваши выводы.
6 . Построить свое доказательство так , чтобы оно логично связывалось с выводами.
7 . Выяснить, все аргументы исчерпаны.
Как составить обобщения?
Обобщение - определение общих , существенных признаков , характеристика исторического явления или процесса ; формулировки понятий , законов , ведущих идей того , что обработано , изучено.
Эмпирическое обобщение основывается на сравнении внешних , непосредственно данных признаков с целью выделения главного признака , теоретическое - на анализе , синтезе и движении от простого к сложному (от конкретного к абстрактному ) .
По объему обобщения выделяют: частичное , поурочное , тематическое , итоговое, межпредметное .
1 . Выделить главное понятие в полученном задании , проверить , как вы поняли его содержание .
2 . Отобрать основные , типичные факты из обработанного материала .
3 . Выделить общее , существенное .
4 . Сделать выводы ( сформулировать тенденцию , ведущую идею) .
Как составить сравнение?
Сравнение - мыслительная операция , направленная на установление черт сходства и различия между определенными историческими событиями , явлениями или процессами .
1 . Выяснить объекты сравнения , записать их .
2 . Выделить критерии - родственные существенные признаки объектов сравнения .
3 . Сформулировать и кратко записать содержание сравнения.
4 . Сравнить объекты по каждому критерию .
5 . Записать короткое обобщение .

Как оценивать исторические факты?
1 . При каких исторических обстоятельствах происходит конкретный исторический факт ?
2 . События непосредственно ему предшествуют ( предпосылки ) ?
3 . Какое развитие имел этот факт ?
4 . Группы людей были в нем задействованы ( движущие силы) ? Какими мотивами ( причинами ) это было вызвано ?
5 . Какую роль в нем играли конкретные лица ? Какими мотивами это было вызвано ?
6 . Какое влияние имел этот факт на другие отрасли человеческой жизни ?
7 . Как он повлиял на дальнейшее развитие (последствия ) ?
8 . Был возможным другой ход событий ?
9 . Как бы вы вели себя в этой ситуации?
10 . Возможно ли повторение этого факта ? При каких условиях?

Как составить исторический портрет ?
план
1 . Исторические условия , в которых формировалась личность исторической фигуры .
2 . Происхождения. Биографические данные.
3 . Личностные качества исторического деятеля и условия их формирования .
4 . Окружающая общественную среду. Интересы которой слои общества выражал деятель.
5 . Цели деятельности и возможности их достижения .
6 . Средства достижения цели.
7 . Результаты деятельности исторического ¬ ной лица , отношение к ней современников.
8 . Значение деятельности личности для ре ¬ Гион , страны , мира .
9 . Оценка деятельности личности в современных ¬ ней науке .
10 . Ваше отношение к этой исторической личности как человека и исторического деятеля.
11 . Лицо настоящего вы могли бы поста ¬ вить в один ряд с ней ? Почему ?
Как составить сочинение-рассуждение ?
план
1 . Введение .
2 . Тезис ( основная мысль произведения) .
3 . Факты и размышления относительно тезиса .
4 . Выводы .
1 ) Сформулируйте тезис.
2 ) Подберите доводы истинности или ложности тезиса ( факты из жизни , из литературы , из воспоминание современников , свои наблюдения ) .
3 ) Сформулируйте выводы.

Как подготовить мини-исследование ?
план
1 . Определить тему , цель исследования.
2 . Спланировать : какое исследование нужно доказать, какие материалы необходимы для проведения исследования , последовательность проведения исследования.
3 . Собрать материал.
4 . Проанализировать собранный материал под разными углами зрения.
5 . Сформулировать выводы , записать.

Как составить сочинение- эссе?
план эссе
задача
Анализируя задачи , определите:
- Наиболее важные слова в этом утверждении ;
- Ключевую историческую идею ;
- Исторический смысл (контекст события)
вступительная часть
Сущность противоречия , которое определено в задании заключается в том , что ....
Аргументы , которые могут помочь мне согласиться :
Явления , процессы , тенденции. Примеры
Аргументы , которые свидетельствуют против такой точки зрения :
Явления , процессы , тенденции. Примеры
выводы
Какую - точек зрения я считаю более обоснованной или к которой я склоняюсь и почему ?
Как составить характеристику исторических событий , явлений?
Историческое событие - совокупность логически завершенных и ограниченных в пространстве и времени исторических фактов .
Историческое явление - комплекс аналогичных исторических фактов или признаков , которые хранились или хранятся в течение определенного времени и в определенном пространстве ( территории).
Исторический процесс - цепь взаимосвязанных во времени и пространстве причинно - следственными связями исторических событий и явлений.
1 . Когда происходили проходили факты , события , явления или процессы?
2 . Где они проходили ?
3 . При каких обстоятельствах они проходили ?
4 . События прошедших накануне ?
5 . Какое развитие они получили в дальнейшем?
6 . Которая социальный слой или слои были основными участниками события ?
7 . Какую роль сыграли здесь исторические лица и чьи интересы они отражали ?
8 . Какой след оставили эти факты , события или процессы в истории региона , страны или мира ?
9 . Случайным или закономерным был именно такой ход событий ?
10 . Какие альтернативы развития существовали в таких исторических условиях?
11 . Как бы поступили вы в такой ситуации?

Как работать с документом (7-9 кл . )
Происхождение текста:
- Кто написал этот текст?
- Когда он был написан?
- К какому виду источников он относится ?
- Это полный текст или фрагмент ?
- Если это фрагмент текста , кто и почему выбрал именно эту часть текста?
Содержание текста:
- Каков смысл текста ?
- Факты описываются ?
- как автор объясняет причины , излагает ход и определяет значение исторических
событий?
Достоверность текста:
- Присутствовал автор во время события, которое описывает , взял инфор ¬ мацию из
    первичных источников?
- Когда написано документ: сразу много позже самого события ?
Предвзятость в тексте .
Все тексты определенной степени пристрастны , поскольку разные люди , в зависимости от их взглядов и убеждений , толкуют те же факты по - разному. Автор может создавать документ с какой-то целью , чтобы получить какую-то выгоду . Предвзятость можно найти в использовании автором особых прилагательных , в подборе фактов .
- Каковы взгляды автора ? К чему он призывает и осуждает? Чьи интересы он выражает ?
- Есть автор представителем определенной точки зрения или он предлагает свой взгляд на события ?
- Как автор относится к описываемым событиям и их участников? Есть у автора особые симпатии , предпочтения ?
- На каком языке пишет автор?
- Является ли данный источник единственным свидетельством об этом событии ? Есть ли другие источник , как они описывают событие? Какой из источников более достоверное и почему?
- Кому сочувствует автор? Как он относится к описываемым событиям ? Можно ли считать документ достоверным и беспристрастным ?


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  Сборники документов , хрестоматии
1 . Документы Б. Хмельницкого (1648 - 1657 гг.) - К. , 1961.
2 . Летописъ очевидцев о войнах Богдана Хмельницкого и междоусобиях , бывших в Малой России по его смерти / / Страна казаков : Сб . - М.: Радуга , 2004 .
3 . Самойло Величко. Летопись . - К., 1991 .
4 . Хрестоматия по истории Украины . Пособие для 7-11 кл . сер. шк. / Сост . В. Гусев , Г. Тугай. - М.: Просвещение, 1996 .
5 . Хрестоматия по истории Украинской ССР с древнейших времен до конца 50-х гг ..
XIX в . / Пособие для учителей . Под ред . ГужвияИ.О . - М.: Просвещение , 1959.

 Учебники
6 . Власов В. История Украины. - К . : Генезис , 2003 .
7 . Швидько Г. К. История Украины (XVI -XVIII вв . ) . - М.: Генезис , 2008 .

Научно -популярная литература , монографии
8 . Апанович О. М. О казацкие времена на Украине. - К . , 1991 .
9 . Аркас М. История Украины - Руси . - М.: Высшая школа , 1991 .
10 . Борисенко В. Курс украинской ис ¬ тории. - К . , 1996 .
11 . Обладатели гетманской булавы . - К. , 1994 .
12 . Верстюк В. , Дзюба А. , Репринцев В. Украина от древнейших времен до современности : Хронологический довод ¬ ник . - К. : Наукова думка , 1995 .
13 . Выдающиеся деятели прошлых веков: Ме ¬ мориальний альманах . - К. : Евроимидж , 2001 .
14 . Выдающиеся личности в истории Украины ¬ ны : В 2 - х ч. / Сост . Т. Ковтунович . - К. , 2004 .
15 . Грицак Я. Очерк по истории Украины ( ХИХ-ХХст. ) . - М.: Генезис , 1996 .
16 . Грушевский М. Иллюстрированная история Украины . - Киев- Львов , 1993 .
17 . Дорошенко Д. Очерк истории Украи ¬ ни.-Т. 2 . - К. , 1992 .
18 . Исторические фигуры . Гетманы Украи ¬ ны - X. : Изд. группа «Основа » , 2004 .
19 . Исторические фигуры Украины : Исторические очерки . / Сост . О.Болдирев . - Одесса : Маяк , 1993
20 . История Украины / Кер . авт кол . Ю. Зайцев. - 2- е изд . - М.: Мир, 1998 .
21 . История Украины : Учебное пособие ¬ ник . / Под ред . В.Смолия . - К. : альтернативы , 1997 .
22 . Костомаров Н. Богдан Хмельницкой ¬ кий . - М.: Радуга , 1992 .
23 . Костомаров Н. Галерея портретов. - М.: Радуга , 1993 .
24 . Котляр М. , Кульчицкий С. Справочник по истории Украины . - К. : Украина , 1996 .
25 . Котляр М. , Кульчицкий С. Путями веков : Справочник по истории Украины . - К. :
Украина , 1993 .
26 . Крипьякевич И. , Игнатьевич Б. История украинского войска : В 2 - х кн . - Львов , 1936 .
27 . Крипьякевич И. , Игнатьевич Б. , Стефанов 3 . и др. . История украинского войска ( от
княжеских времен до 20- х годов XX в.) / Составитель Б. Якимович. - М.: Мир, 1992 .
28 . Крипьякевич И. П. История Украины . - М.: Мир, 1990 .
29 . Личность в истории Украины . Сборник: В 2ч . Ч.1./Авт.-сост . Ольхин Н.И. , Непран Л.Н. , Рыбак И.Н. и др. . -Донецк : Издательство «Укр . ИНТЭКО ​​», 2002.
30 . Переяславская рада 1654 г. - К. , 2003 .
31 . Полонская - Василенко Н. История Украины. -Т . 1 . - М. , 1992 .
32. Свешников И. К. Битва под Берестеч ¬ ком.-Л. , 1993 .
33. Сергиенко Г.Я. , Смолий В.А. История Украины (с древнейших времен до конца XVIII в.) . - М.: Просвещение, 1995 .
34. Сергийчук В.И. Именем Войска Запорожского : Украинское казачество в международных отношениях XVI - середине XVII в . - К. : Украина , 1991 .
35 . Смолий В. А. , Степанков В. С. Богдан Хмельницкий : хроника жизни и деятельности. - М.: Просвещение , 1995 .
36. 100 великих украинцев. - К. : Орфей , 2001 .
37. Украинское казачество : Малая энциклопедия . - М.: Генезис , Запорожье : Премьер , 2002
38 . Федорчук Я. Внешнеполитическая деятельность Б. Хмельницкого и фор ¬ мирования его политической программы ( 1648 - август 1649 ) . - Л. , 1993 .
39. Яворницкий Д.И. История запорожских казаков. Т.1 -2. - М.: Мир, 1990 .
    
Интернет ресурсы
        40 . www.ukrtourism.com.ua/ru/ukraine/history/
       41. www.dissland.info / catalog_ukr / natsionalno_osvobodi ..
       42. histua.com/ru/istorja/43-kozactvo/394-nacionalno-v .
       43 . http://ru.wikipedia.org/wiki/Национально-освободительное_движение
       44 . www.bestreferat.ru/referat-like-41601.html
45 . www.lib.ua-ru.net/diss/cont/151599.html

"Начало Национально-освободительной войны украинского народа середины XVII века", 8 класс
  • История
Описание:

   План самореализации личности.

   Комплексная система заданий по теме "Начало Национально-освободительной войны украинского народа середины 17 века".  Представлены оживаемые результаты, содержание разнообразных заданий, их объем и различные формы выполнения. В приложениях представлены памятки учащимся, которые необходимы будут для выполнения заданий: Как  подготовить интервью? Как оценивать исторические факты и явления? Как написать мини-исследование? Как работать с историческим документом? Как составить простой, сложный и картинный план? и др.

Автор Данилова Елена Дмитриевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 813
Номер материала 42802
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓