Главная / Музыка / "Музыкальное искусство эпохи Возрождения" (7 класс)

"Музыкальное искусство эпохи Возрождения" (7 класс)

«Музыкальное искусство эпохи Возрождения»

(урок-обобщение, 7 класс)



Цель урока: углубить и обобщить знания учащихся об истории развития музыкального искусства эпохи Возрождения; развивать умения анализировать и классифицировать полученные знания, умение находить взаимосвязь и взаимодействие законов искусства и жизни.


Ход урока.


Когда появилась музыка? Какова она была изначально? Никто не знает.

Первые настоящие свидетельства о музыке дает нам период истории Древнего мира (события 6-7-тысяелетней давности), доказательством тому служат археологические находки – изображение певцов и музыкантов на различных пластинах, вазах, а то и сами музыкальные инструменты. Видно, что музыка в том мире уже звучит, но какая? Какое место она занимает в жизни человека? На протяжении многих веков человек совершенствовал систему записи музыки. В XI веке итальянский монах, церковный певчий и учитель музыки придумал эти самые пять линеек, называемые нотным станом. Впоследствии несколько улучшенная система распространилась по всему миру. И сегодня ей пользуются все музыканты мира.

Принято считать родиной музыки Италию. …


ИКТ, просмотр «Экскурсия по Италии» (CD «Энциклопедия классической музыки», раздел «Экскурсии»)


Вопрос: Почему историческую эпоху XIV-XVI века называют эпохой Возрождения?

Что обозначает понятие «Возрождение»?

Ответ: переходный культурный период, расцвет культуры, восстановление античности.

Вопрос: истоки Возрождения.

Ответ: Античность – преклонение перед природой;

Средневнковье – аскетизм был выше культуры

Возрождение – человек ощутил себя как надприродное существо, наделенное даром творчества. Он почувствовал себя творцом, познал самого себя как духовное существо.

Развитие культуры Возрождения связано с подъёмом всех сторон жизни общества.

Вопрос: каковы характерные особенности эпохи Возрождения?

а) в области экономики?

Ответ: зарождение капиталистических отношений в условиях феодального строя, развитие товарно-денежных отношений, расширение международной торговли.

б) в социально-общественной жизни?

Ответ: раскрепощение творческих сил привело к бурному развитию науки, торговли, ремесел;

изобретение книгопечатания способствует распространению образования;

новые географические открытия, система мира Коперника изменили представления о Земле и Вселенной.

в) в духовной области?

Ответ: расцвет ИЗО, литературы, театра.


Начало эпохи Великих географических открытий, изобретение европейского книгопечатания, открытие гелиоцентрической системы в космологии. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, возродивший античную художественную мудрость. Именно в этом смысле впервые употребляет слово RINASCITA (от которого происходит французское Renaissance) художник Дж. Вазари.

Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи.

Понятие «ГУМАНИЗМ»

Новое мировоззрение, мироощущение способствовало бурному развитию культуры во всех видах искусств. Отразилось это и в музыке. Но в отличие от ИЗО, скульптуры, архитектуры и литературы, где сохранились наглядные образцы великих творений, музыканты, музыкальные теоретики могли только выстраивать предположения какая музыка звучала в античные времена, т. к. в те времена еще не существовала музыкальной письменности. Изучая древнегреческие трактаты и опираясь на законы античной драмы, строили новое музыкальное искусство.

Современники французского композитора Жоскена Депре, которые сравнивали его с Микеланджело, говорили: «в его произведениях возродилось утерянное совершенство музыки древних греков».

Именно в это время впервые появляются понятия «композитор», «лад», «мажор и минор», «консонанс (от латинского «слитно звучу») и «диссонанс» (от латинского «нестройно звучу), тактовая черта и такт и др. Все эти новые средства использовались композиторами для передачи особого строя чувств человека эпохи Возрождения – возвышенного, гармоничного, спокойного и величественного.

Вопрос: музыкальное искусство развивается в трех направлениях, каких?

Ответ: народном, духовном и светском.

Вопрос: как развивается музыка эпохи Возрождения?

Ответ: в духовном и светском направлении.

Вопрос: какое направление получает наибольшее развитие и почему?

Ответ: особого расцвета получает светская музыка. Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка звучала всюду: на улицах, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож. Развитию светской музыки способствует любительское музицирование. Появились первые концертирующие исполнители-виртуозы на лютне, клавесине, органе, виоле, флейте.


Духовная музыка существует с момента создания и принятия человеком религии.

Вопрос: какую музыку мы называем духовной; почему не вся музыка духовная является церковной?

Ответ: главное назначение церковной музыки – сопровождение церковной службы, она является её неотъемлемой частью, где всё подчинено Слову. Духовная музыка также написана на литургический текст, в отличие от церковной имеет автора и слишком выразительна для исполнения во время религиозной службы.

Вопрос: жанры духовной музыки эпохи Возрождения?

Ответ: вокально-хоровая и инструментальная.

Вопрос: какие появляются новые жанры вокально-хоровой духовной музыки, дайте им определения?

Ответ: мотет и месса.

Появляется новый стиль – полифония (многоголосие).

Вопрос: как развивается светская музыка, в каких жанрах?

Ответ: жанры светской музыки: вокально-хоровая, инструментальная, опера и балет.

Вокально-хоровая музыка: мадригал, шансон, канцон, виланелла, в них рассказывается о любви, обо всём, что встречается в жизни, и звучать музыка стала не на латинском языке, а на родном; появляется новый жанр – оратория, который наибольшего расцвета получит в эпоху барокко.

Инструментальная музыка: любительское музицирование способствовало появлению новых жанров – прелюдия, сюиты, фантазии, вариации, рондо, токкатаы. В XV-XVI в.в. возрастает значение искусства танца, появляются многочисленные трактаты и практические руководства по хореографии, сборники танцевальной музыки, в которые включаются популярные танцы того времени – бас-данс, бранль, павана, гальярда. Инструментальная музыка стала самостоятельным искусством.

Появляются новые жанры опера и балет (сообщение о создании оперы – Екимова Алина).

Вопрос: какой из видов оперы был ведущим и почему?

Ответ: опера-серия, в основе сюжета – исторические события или мифологический герой.


В эпоху Возрождения формируются национальные музыкальные школы: нидерландская (или франко-фламандская) – самая крупная, испанская, английская, германская.

Вопрос: назовите наиболее известных композиторов того времени.

Ответ: Жоскен Депре, итал. Джованни Палестрина, нидерл. Орландо Лассо, франц. Жанекен, англ. Морли, итал. Клаудио Монтеверди.

Сообщения: Орландо Лассо – Аня Щербакова

Джованни Палестрина – Юля Баранова

Клаудио Монтеверди – Женя Шемякина



Итак, как мы видим, период Ренессанса, Возрождения - сложный период в истории развития музыкального искусства.

Давайте подведем итог нашего урока – какое место в истории мировой культуры занимает музыка эпохи Возрождения?


Работа в группах (2-3 мин).

Каждая группа выступает со своими выводами.


С помощью диагностического тренажера предлагаю проверить ваши выводы.


CD «Учимся понимать музыку», занятие 9, стр.13 («Достижения музыки эпохи Возрождения»); стр. 16 («Выводы»).



Выводы:


Возрождение – эпоха расцвета культуры стран Западной и Центральной Европы в период перехода от средних веков к новому времени (XV- XVII вв.). Культура Возрождения не носит узкоклассовый характер и часто отражает настроения широких народных масс. Основным идейным стержнем всей культуры этого периода стал гуманизм – новое, невиданное прежде представление о человеке как о свободном и всесторонне развитом существе, способном к безграничному прогрессу. Человек – главный предмет искусства и литературы. На развитие мировоззрения и всей культуры этого периода наложило отпечаток следование античным образцам.

Музыка эпохи Возрождения сохранила преемственность по отношению к культуре средневековья, представляет несколько новых влиятельных творческих школ. В музыке наряду с новым содержанием также развиваются новые формы и жанры (песни, мадригалы, баллады, оперы, кантаты, оратории).


"Музыкальное искусство эпохи Возрождения" (7 класс)
  • Музыка
Описание:

Предлагаю конспект урока музыки 7 класс "Музыкальное искуство эпохи Возрождения". 

Возрождение – эпоха расцвета культуры стран Западной и Центральной Европы в период перехода от средних веков к новому времени (XV- XVII вв.). Культура Возрождения не носит узкоклассовый характер и часто отражает настроения широких народных масс.

 Это урок-обобщение интегративного характера. Предполагается, что ученики имеют определенные знания по истории XIV-XVII веков, особенностях развития искусства в целом и музыкального в частности; умеют анализировать и классифицировать полученные знания, находить взаимосвязь и взаимодействие законов искусства и жизни.

На уроке используются средства ИКТ.

Урок соответствует требованиям ФГОС.

 

 

Автор Ветлугина Ирина Борисовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1527
Номер материала 44086
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓