Главная / Музыка / "Музыка как вид искусства: содержательные аспекты. Музыкальный звук. Свойства музыкального звука. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их названия. Октавы".

"Музыка как вид искусства: содержательные аспекты. Музыкальный звук. Свойства музыкального звука. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их названия. Октавы".

    1. Теоретические и методические аспекты преподавания музыки в начальных классах


Лекция 1.1.1. Музыка как вид искусства: содержательные аспекты.

Музыкальный звук. Свойства музыкального звука. Музыкальная система.

Звукоряд. Основные ступени и их названия. Октавы.


Цель: познакомить с содержанием МДК 01.08, с особенностями музыкального искусства, музыкальной грамотой.

Задачи:

  1. Сформировать понятие о значении музыки в воспитательном процессе; в системе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

  2. Познакомить с содержательными аспектами музыки как вида искусства (с общими чертами музыки с другими видами искусства).

  3. Изучить основы музыкальной грамоты: музыкальный звук и его свойства; музыкальная система; звукоряд, основные ступени и их названия; октавы.

  4. Начать формировать певческие навыки и навыки восприятия музыки.



План:

1. Цель, задачи, структура МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.

    1. Современная концепция музыкального воспитания. Организация музыкальной деятельности в начальной школе. (Программа «Музыка» 1-4 классы).


  1. Музыка как вид искусства: содержательные аспекты.

  1. определение музыки как вида искусства;

  2. основные черты;

  3. категории музыки как вида искусства;

  4. составные элементы музыки;

  5. связь музыки с другими видами искусства;

  6. общественный характер музыки.


  1. Объяснение теории:

  1. музыкальный звук и его свойства;

  2. музыкальная система;

  3. звукоряд;

  4. основные ступени и их названия;

  5. октавы.


  1. Практическое закрепление:

  1. пение основных ступеней звукоряда в первой октаве;

  2. разучивание школьных песен;

  3. слушание музыки (школьная программа), анализ.


  1. Домашнее задание: [5] с. 5-14.


ЛЕКЦИЯ


Работа учителя начальных классов требует, чтобы он был человеком широко образованным и имел в числе прочих также умения и навыки музыкально-исполнительской деятельности, необходимые в дальнейшем для развития духовного потенциала учащихся.

Содержание МДК 01.08:

  1. знание теории музыки;

  2. изучение методики;

  3. практическое исполнительство: пение по нотам, исполнение школьных песен, дирижирование; восприятие и анализ музыки, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество.


Цель: развить художественные стороны личности студента посредством знакомства с основами музыкального искусства в теоретическом и методическом аспектам.

Задачи:

  1. изучить основы сольфеджирования, интонирования на песенном репертуаре школьной практики;

  2. познакомить с творчеством композиторов;

  3. ознакомиться с жанрами музыки;

  4. формировать музыкальную культуру слушания и слышания муз. классики;

  5. овладеть методикой преподавания музыки в начальной школе.


Современная концепция музыкального воспитания: развитие творческой личности, отвечающей духу времени (подлинных ценителей музыкального классического искусства).

Все виды музыкальной деятельности - пение, восприятие музыки, ритмика, игра на детских музыкальных инструментах, творчество – прописаны во всех действу.щих программах по музыке


Музыка как вид искусства: содержательные аспекты

Слово «музыка» греческого происхождения (буквально «искусство муз»).

Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах (формах).

Музыка – временной вид искусства (как балет, драма, пантомима), т.е. связана с движением – развитием.

Основные черты музыки:

  1. слуховое восприятие;

  2. сильное воздействие на чувства;

  3. выразительные средства (звук): мелодия, полифония, гармония, ритм, метр, композиция, форма построения;

  4. не требует перевода;

  5. абстракция (нельзя потрогать);

  6. процессуальность (существует во времени);

  7. интонационная природа.

Категории музыки как вида искусства:

  1. гармония;

  2. красота;

  3. совершенство;

  4. экспрессия;

  5. выразительность;

  6. вдохновение;

  7. интуиция.

Составные элементы музыки:

  1. чувство;

  2. образность (формы);

  3. средство выразительности – звук.


Музыка отражает состояние внутреннего мира человека через музыкальные интонауии (изменение высоты, динамики и других выразительных средств); носит общественный характер: создается людьми и для людей, отражая деятельность и духовную жизнь человека.

Предметы эстетического цикла: музыка, литература, ИЗО (способность музыкального искусства к изобразительности, красочной передаче света и тени, многоплановости роднит музыку с живописью; симметричностью и пропорциональностью форм музыка подобна архитектуре).

С другими видами искусства – театром, кино музыку сближает развернутость во времени, потребность в исполнителях как связующем звене между актами создания и восприятия.

Объяснение теории:

  1. Понятие о звуке.

Мы воспринимаем большое количество различных звуков. Но не все звуки используются в музыке. Наш слух различает звуки музыкальные и звуки шумовые. Шумовые звуки не имеют точно выраженной высоты (треск, скрип, стук, гром, шорох и т.п.), и поэтому не могут быть использованы в музыке (лишь для создания эффекта выразительности музыкальному образу).

Музыкальные звуки – это звуки, имеющие ясно выраженную высоту. Они воспроизводятся голосом человека при пении, при игре на музыкальном инструменте.

  1. Свойства музыкального звука:

- высота звука зависит от частоты (скорости) колебания звучащего тела, чем чаще колебание, тем выше звук;

- сила (громкость) звука зависит от величины размаха Колебаний звучащего тела;

- длительность звука определяется продолжительностью времени, в продолжении которого длится звук;

- тембр (окраска) звука зависит от природы и материальных качеств звучащего тела: ля 1 октавы – 440 кол./сек;

Ля 2 октавы – 880 кол./сек.

По тембру различают звуки различных муз. инструментов, голоса людей.

  1. Музыкальная система.

Совокупность звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях, называется музыкальной системой.

  1. Звукоряд. Основные ступени и их названия.

Звуки системы, расположенные по высоте, называются звукорядом, каждый звук музыкальной системы – его ступенью.

(пример – фортепианная клавиатура – от самого низкого звука до самого высокого).

Основные ступени звукоряда (муз. звуки) имеют семь самостоятельных названий: до,ре, ми, фа, соль, ля, си.































до




ре



ми



фа



соль



ля



си


Муз. звукоряд (белые клавиши)


  1. Октавы

Весь музыкальный звукоряд делится на равные части – октавы.

Октава – название группы звуков полного музыкального звукоряда (до, ре, ми, фа, соль, ля, си)

Расстояние между звуками одинаковых ступеней называется октавой.

Весь звукоряд фортепиано состоит из 7-ми полных октав, каждая из которых имеет самостоятельное название.


Субкотроктава

Контр

октава

Большая

октава

Малая

октава

Первая

октава

Вторая

октава

Третья

октава

Четвер

тая октава


Пятая

октава


Более низкие звуки

средние звуки

более высокие звуки


РЕГИСТРЫ (часть диапазона)


Диапазон – расстояние от самого низкого звука до самого высокого.


V. Практическое закрепление:

1. пение основных ступеней звукоряда в первой октаве;

2. разучивание песни «Пестрый колпачок» Г. Струве;

3. слушание музыки:

- С. Чернецкий «Встречный марш»

- М. Блантер «Футбольный марш»

- С. Рахманинов «Итальянская полька»

- П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

VI. Домашнее задание: [5] с. 5-14, биография П.И. Чайковского


Оборудование:

Хрестоматия и фонохрестоматия для 1-2 классов начальной школы под редакцией Д.Б. Кабалевского;

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка . 1 класс»;

Наглядность – плакаты с нотной записью мелодий школьных песен.




Литература:

  1. Безбородова Л.А., Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников, - М., 2001, с. 5-14

  2. Вендрова Т.Е., Критская Е.Д. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе, - 1994 - №3.

  3. Во А. Классическая музыка: Новое восприятие, - De Agostini Editions, 1997.



"Музыка как вид искусства: содержательные аспекты. Музыкальный звук. Свойства музыкального звука. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их названия. Октавы".
  • Музыка
Описание:

Урок знакомит с содержанием МДК 01.08 "Теория и методика музыкального воспитания с практикумом", с особенностями музыкального искусства, музыкальной грамотой.  Ставятся задачи: сформировать понятие о значении музыки в воспитательном процессе; в системе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов; познакомить с содержательными аспектами музыки как вида искусства (с общими чертами музыки с другими видами искусства);   изучить основы музыкальной грамоты: музыкальный звук и его свойства; музыкальная система; звукоряд, основные ступени и их названия; октавы.

Автор Мыльников Виктор Николаевич
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1526
Номер материала 15774
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓